Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). С. 202-208. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). P. 202-208.
Научная статья УДК 371.315
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ
1 2 Владимир Закирович Абдрахимов , Дмитрий Владимирович Абдрахимов
1 Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, 3375892@mail.ru
2 Школа № 16, Самара, Россия
Аннотация. Современное состояние окружающей среды в России требует решения важнейших экологических проблем, главная из которых - развитие и совершенствование института экологического образования, так как неквалифицированное вмешательство в экологические проблемы в процессе хозяйственной деятельности может усугубить экологическое положение. В передовых странах мира именно образованию отведена одна из ключевых ролей в обеспечении экологической безопасности населения.
Экологическое образование - это непрерывный многосторонний процесс, одной из важнейших составляющих которого является воспитание, развитие самой личности, постоянное получение знаний и умение применять их на практике. К сожалению, в России еще не сформирована единая комплексная система экологического образования, основанная на интеграции научных исследований и образовательного процесса на всех уровнях подготовки (школа, бакалавриат, магистратура, аспирантура, переподготовка и повышение квалификации). Для преодоления угроз экологической безопасности необходимо создание такой многоуровневой системы, в которой должен быть реализован междисциплинарный подход к экологическому образованию, базирующийся на единстве обучения и воспитания.
Ключевые слова: экология, экологическое образование, экологическая безопасность, охрана окружающей среды
Для цитирования: Абдрахимов В. З., Абдрахимов Д. В. Экологическое образование молодежи // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). C. 202-208.
Original article
ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE
12 Vladimir Z. Abdrakhimov , Dmitry V. Abdrakhimov
1 Samara State University of Economics, Samara, Russia, 3375892@mail.ru
2
School No. 16, Samara, Russia
Abstract. The current state of the environment in Russia requires the solution of the most important environmental problems, the main of which is the development and improvement of the institution of environmental education, since unqualified intervention in environmental problems in the process of economic activity can aggravate the ecological situation. In the advanced countries of the world, it is education that is assigned one of the key roles in ensuring the environmental safety of the population.
Environmental education is a continuous multilateral process, one of the most important components of which is upbringing, the development of the personality itself, the constant acquisition of knowl-
© Абдрахимов В. З., Абдрахимов Д. В., 2021
edge and the ability to apply it in practice. Unfortunately, Russia has not yet formed a unified integrated system of environmental education based on the integration of scientific research and the educational process at all levels of training (school, bachelor's, master's, postgraduate, retraining and advanced training). To overcome threats to environmental safety, it is necessary to create such a multi-level system in which an interdisciplinary approach to environmental education, based on the unity of teaching and upbringing, should be implemented.
Keywords: ecology, environmental education, environmental safety, environmental protection
For citation: Abdrakhimov V. Z., Abdrakhimov D. V. Environmental education of young people. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). Pp. 202-208. (In Russ.)
Введение
В постиндустриальной цифровой экономике, особенно в передовых странах, появляется социальная востребованность заботы о состоянии окружающей среды обитания, поскольку в этих странах даже школьники старших классов знают, что здоровье зависит не только от генетических корней, но и от качества окружающей среды, в которой они проживают, и в большей мере - от присутствия в атмосфере токсичных веществ, которые вызывают онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринные и многие другие заболевания.
Среди промышленно развитых стран Россия по экологической ситуации является одной из самых неблагополучных: около 16 % территории Российской Федерации, на которой проживают от 50 до 70 млн человек, относятся к зоне экологического бедствия [1]. Более 52 % городского населения в 40 субъектах РФ находятся под антропогенным воздействием очень высокого загрязнения атмосферного воздуха [4].
Анализ многочисленных опубликованных исследований по проблемам экологии показал, что опасные токсические вещества (например, канцерогены и разрушители эндокринного характера), поступают в экосистемы не только со сбросами и выбросами промышленных предприятий, энергетики, сельского хозяйства и транспорта, но и через накопившиеся свалки отходов жизнедеятельности человека [5].
России необходимо разработать научную основу для построения конкретных предприятий, которые аналогичны предприятиям передовых стран - Швейцарии, Швеции, Японии, Бельгии, Германии, Нидерландов, США, Канады и некоторых других.
О безопасности таких конкретных предприятий свидетельствуют аналитические данные по составу газообразных выбросов, поэтому такие заводы строятся даже в черте крупных мегаполисов; например, в Токио таких функционирующих заводов уже 24.
Необходимо отметить, что только тесная интеграция образовательного потенциала с промышленным во всех странах мира позволит обеспечить защиту окружающей природной среде. Человечество должно проявлять заботу о сохранении и обеспечении окружающей среды, а экологическая ответственность должна быть неотъемлемым элементом при любой производственной деятельности человека. Комплексная оценка воздействия человека на окружающую среду должна проводиться как на действующих, так и на всех реконструируемых и вновь начинающих работу предприятиях. Повышенное внимание необходимо уделять контролю над снижением выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферу, особенно тех веществ, которые имеют токсичные свойства.
Большое впечатление на многих людей произвели слова шведской школьницы Греты Тунберг, сказанные в защиту природы с высокой трибуны ООН в сентябре 2019 года. Юная защитница природы, ставшая экологическим активистом, обвинила взрослых людей в бездействии в сфере борьбы с потеплением климата. Ее слова с трибуны ООН: «Не отнимайте у нас детство», - прозвучали набатным голосом колокола и стали призывом к молодежи и символом для разрозненных зеленых активистов в различных европейских городах [10].
Цели статьи:
а) показать необходимость тесной интеграции образовательного потенциала с промышленным в связи с остротой экологических проблем в России и в мире;
б) охарактеризовать основные черты состояния системы экологического образования в России и в мире;
в) показать необходимость создания системы комплексного экологического образования как одного из ключевых факторов обеспечения экологической безопасности;
г) показать связь экологического образования с экологическим воспитанием;
г) раскрыть сущность экологического воспитания, направленного на развитие у молодежи более отчетливого осознания всех последствий экологического кризиса и формирование чувства ответственности перед современниками и потомками за свое экологическое поведение.
Комплексное экологическое образование
Современное состояние окружающей среды в России требует решения важнейших экологических проблем, среди которых главной является развитие и расширение института экологического образования, так как неквалифицированное вмешательство в экологические проблемы при ведении хозяйственной деятельности скорее всего только усложнит экологическое положение. В обеспечении экологической безопасности населения в реализуемой парадигме передовые страны мира именно образованию отводят одну из ключевых ролей.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, основными целями которого являются: воспитание, развитие самой личности, постоянное получение знаний и умение применять их на практике. В настоящее время ведущие государства уже признали необходимость экологического образования как средства для обеспечения социально-политической и экологической стабильности своих государств [6]. За последние годы в развитых странах нашей планеты созданы национальные системы образования в сфере экологии, накоплен богатый теоретический и практический опыт в исследуемой области. Активное развитие получила концепция под названием «Экологическое образование для устойчивого развития». К сожалению, в России еще не сформирована единая комплексная система экологического образования, основанная на интеграции научных исследований и образовательного процесса на всех уровнях подготовки (школа, бакалавриат, магистратура, аспирантура, переподготовка и повышение квалификации). Создание такого рода системы необходимо включить в перечень приоритетных задач, требующих особого внимания государства.
Для создания целостной системы квалифицированного экологического образования и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды необходимо реализовать в полном объеме подход тотального и комплексного экологического образования, которое должно включать: а) общее образование, б) среднее профессиональное образование, в) высшее образование и г) дополнительное профессиональное образование специалистов для распространения экологических знаний, в том числе через средства массовой информации.
Среди принципов создания единой образовательной системы в области экологии основополагающими являются разработка и внедрение программ обучения, начиная со школ, ориентированных на приобретение фундаментальных знаний и практических навыков, которые должны отвечать требованиям не только экономики, но и самого общества. Однако при этом необходимо учитывать, что на первый план должна выходить междисциплинарная подготовка с учетом получения знаний в области естественных наук, а затем экономики и права. В настоящее время экология отражает реальные связи между различными яв-
лениями мира. Поэтому экология относится к тем наукам, которые могут свести данные, полученные различными науками, в одну систему. Круг обсуждаемых вопросов в современной экологии требует привлечения знаний биологии, химии, физики, географии, почвоведения, математики, геологии и многих других наук. Для дальнейшего успешного экологического развития нужна интеграция практически всех дисциплин, входящих в современное естествознание, то есть будет иметь место развитие междисциплинарных связей.
В системе экологического знания обязательно должна рассматриваться структура из четырех факторов, которые влияют на здоровье человека [1; 2; 8]:
а) образ жизни и его условия - 50-55 %;
б) состояние окружающей среды - 20-25 %
в) наследственные факторы - 15-20 %;
г) условия здравоохранения - 10-12 %.
Для обеспечения оптимального процесса подготовки и выпуска не только высококвалифицированных, но и конкурентоспособных на мировом рынке труда специалистов в области экологии и природопользования важным является совершенствование существующих и внедрение новых образовательных технологий.
Осенью 1977 года в Тбилиси состоялась Первая Межправительственная конференция по образованию в мире в области окружающей среды, созванная ЮНЕСКО совместно с ЮНЕК (программа ООН по окружающей среде). На этой конференции была принята стратегия развития образования в области окружающей среды на национальном уровне. Международное сотрудничество в области экологического образования нашло продолжение в рамках конференций в Найроби (1982 год), Бече (1983 год), Москве (1987 год) и др. [11]. Одним из результатов проводимых конференций стал вывод о том, что значительным фактором решения экологических проблем должно стать воспитание, которое поставит экологические вопросы в центр всех учебных программ, причем начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Такая прогрессивная стратегия должна опираться на интеграцию экологического образования, создание его комплексной системы.
В перечне вопросов экологической стратегии образования есть проблема методического подхода. Существует немало специалистов, которые считают, что необходимо разработать отдельный предмет «Экология» и вводить его в содержание образовательного процесса на различных уровнях, потому что экологическое образование не тождественно биологическому, географическому и т. п., хотя и может находиться в тесной взаимосвязи с ними. Другая группа ученых полагает, что более эффективна «экологизация» практически всех учебных дисциплин, так как экологические проблемы носят глобальный междисциплинарный характер [3; 5; 7].
Принципиален вопрос, что именно должно стоять в центре внимания - «мир природы» или «природная среда», поэтому без акцентирования экологического образования на «мире природы» невозможно комплексно решить проблемы экологического кризиса.
Экологическое воспитание молодежи
Экономическое благополучие развитых государств Европы, Америки и Азии было достигнуто в результате первоначальной варварской эксплуатации природных ресурсов. В настоящее время передовые страны в подавляющем своем большинстве осознали кризис, постигший планету Земля, об этом можно судить по появлению оформившихся значительных общественных структур: движения «зеленых», различные политические партии, которые включили в свои программы интересы человека, связанные с природой, в первую очередь с окружающей средой.
В США, Канаде, Англии, Нидерландах, Дании, Швеции, Германии в экологическом образовании приоритетным становятся занятия на природе с выделением специальных проектных дней и недель, для разработки экологических игр, в основе которых - стремление пробудить целостное эмоциональное восприятие природы.
Следует отметить интересную форму по приобщению детей к природе с помощью лесных школ, где главная задача - научиться жить в согласии с природой за счет длительного пребывания детей на воздухе. К главным принципам лесной школы относят укрепление физического и психологического здоровья средствами природы.
Практическое экологическое воспитание молодежи в первую очередь должно основываться на бережливом отношении к зеленым насаждениям.
Экологическое воспитание молодежи (включая школьников) - это комплексная программа, которая должна быть направлена на приобщение их к культурному, гармоничному отношению к природе. Эта культура должна базироваться именно на экологических ценностях [3; 5; 7].
Экологическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием и является составной его частью, потому что предполагает единство экологического сознания и правильного гармоничного поведения в природе. На правильное формирование экологического сознания в большей мере оказывают влияние как знания, так и убеждения, что окружающую среду нужно беречь, поэтому экологические представления формируются у подрастающего поколения не только в теоретической форме, но и в практической. Именно таким образом полученные знания трансформируются впоследствии в убеждения, формирующие экологическое сознание.
По существу экологическое воспитание можно рассматривать с двух сторон: первая сторона - экологическое сознание, а вторая - экологическое поведение.
К числу основных понятий экологического воспитания молодежи принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений [9]. При изучении вопросов, касающихся человека, его здоровья, отдыха и труда, молодые люди подводятся к мысли, что для их нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и приумножать.
Таким образом, экологическое воспитание, представляя собой формирование у молодежи сознательного отношения к окружающей среде, направлено на охрану и рациональное использование природных ресурсов. При этом теоретическая основа экологического воспитания молодежи должна основываться на решении задач в их единстве: обучении и непосредственно воспитании. И правильно используя различные методы воспитания, можно сформировать экологически грамотную личность.
Список источников
1. Абдрахимов В. З., Абдрахимов Д. В. Школьное образование и экология // Вестник При-камского социального института. 2019. № 2. С. 60-69.
2. Абдрахимов В. З., Абдрахимова Е. С. Экологическое образование для специалистов по управлению отходами производств способствует развитию «зеленой» экономики // Педагогическое образование. 2016. № 4. С. 153-159.
3. Абдрахимов В. З., Лобачев Д. А., Абдрахимова Е. С. Проблема экологического образования не способствуют развитию «зеленой» экономики // Экология и промышленность России. 2016. Т. 20, № 11. С. 2-8.
4. Абдрахимов В. З., Хабибуллина Л. Е., Абдрахимов Д. В. Исследование регрессивным методом анализа влияния шлака от выплавки ферросплавов на физико-механические показатели керамического кирпича // Эксперт: теория и практика. 2020. № 6. С. 48-59.
5. Герасимов И. П., Яшин А. Л. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира. М.: Наука, 1985. 247 с.
6. Костин А. А. Необходима комплексная система экологического образования // Экология и промышленность России. 2020. Т. 24, № 11. С. 1-2.
7. Лобачев Д. А., Абдрахимов В. З. Инновационные направления по экологическому образованию для специалистов по физической культуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 3. С. 16-20.
8. Лобачев Д. А., Абдрахимов В. З., Абдрахимова Е. С. Проблемы экологического образования России с учетом вопросов «зеленой» экономики // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2016. № 52 (2), ч. 2. С. 142-147.
9. Мухамбетов Ф. Н. Экологическое воспитание молодежи // Философия права. 2010. № 3. С. 110-112.
10. Речь Греты Тунберг всколыхнула Интернет [Электронный ресурс] // BBC News / Русская служба. URL: https://www.bbc.com/russian/features-49813089 (дата обращения: 20.05.2021).
11. Топор А. В., Иващенко О. В. Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования // Молодой ученый. 2013. № 10 (57). С. 539-542.
References
1. Abdrakhimov V.Z., Abdrakhimov D.V. Shkol'noe obrazovanie i ekologiya [Schooling and ecology]. VestnikPrikamskogo sotsial'nogo instituta. 2019, no. 2, pp. 60-69. (In Russ.).
2. Abdrakhimov V.Z., Abdrakhimova E.S. Ekologicheskoe obrazovanie dlya spetsialistov po upravleniyu otkhodami proizvodstv sposobstvuet razvitiyu «zelenoi» ekonomiki [Environmental education for waste management professionals contributes to the green economy]. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2016, no. 4, pp. 153-159. (In Russ.).
3. Abdrakhimov V.Z., Lobachev D.A., Abdrakhimova E. S. Problema ekologicheskogo obra-zovaniya ne sposobstvuyut razvitiyu «zelenoi» ekonomiki [Environmental education is not conducive to a green economy]. Ekologiya ipromyshlennost'Rossii. 2016, vol. 20, no. 11, pp. 2-8. (In Russ.).
4. Abdrakhimov V.Z., Khabibullina L.E. Issledovanie regressivnym metodom analiza vliyaniya shlaka ot vyplavki ferrosplavov na fiziko-mekhanicheskie pokazateli keramicheskogo kirpicha [Study by regressive method of analysis of influence of slag from ferroalloy smelting on physical and mechanical indices of ceramic brick]. Ekspert: teoriya ipraktika. 2020, no. 6, pp. 48-59. (In Russ.).
5. Gerasimov I.P., Yashin A.L. Ekologicheskie problemy v proshloi, nastoyashchei i budushchei geografii mira [Environmental problems in the past, present and future geography of the world]. Moscov, Nauka, 1985. 247 p. (In Russ.).
6. Kostin A.A. Neobkhodima kompleksnaya sistema ekologicheskogo obrazovaniya [Environmental problems in the past, present and future geography of the world]. Ekologiya i promyshlennost'Rossii. 2020, vol. 24, no. 11, pp. 1-2. (In Russ.).
7. Lobachev D.A., Abdrakhimov V.Z. Innovatsionnye napravleniya po ekologicheskomu obrazovaniyu dlya spetsialistov po fizicheskoi kul'ture [Innovative directions on environmental education for specialists in physical education]. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2016, no. 3, pp. 16-20. (In Russ.).
8. Lobachev D.A., Abdrakhimov V.Z. Problemy ekologicheskogo obrazovaniya Rossii s uchetom voprosov «zelenoi» ekonomiki [Problems of environmental education in Russia, taking into account the issues of the green economy]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Ser.: Pedagogika ipsikhologiya. 2016, no. 52 (2), part 2, pp. 142-147. (In Russ.).
9. Mukhambetov F.N. Ekologicheskoe vospitanie molodezhi [Environmental education of young people]. Filosofiyaprava. 2010, no. 3, pp. 110-112. (In Russ.).
10. Rech' Grety Tunberg vskolykhnula Internet [Greta Thunberg's speech stirred up the Internet]. BBC News, Russkaya sluzhba. (In Russ.). Available at: https://www.bbc.com/russian/features-49813089 (accessed: 20.05.2021).
11. Topor A.V., Ivashchenko O.V. Zarubezhnyi opyt i mirovye tendentsii v organizatsii ekologicheskogo obrazovaniya [Foreign experience and global trends in the organization of environmental education].Molodoi uchenyi. 2013, no. 10 (57), pp. 539-542. (In Russ.).
Информация об авторах В. З. Абдрахимов - доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Самарский государственный экономический университет; Д. В. Абдрахимов - учащийся, Школа № 16.
Information about the authors V. Z. Abdrakhimov - Doctor of Technical Sciences, Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Samara State University of Economics; D. V. Abdrakhimov - Learner, School No. 16.
Статья поступила в редакцию 24.05.2021; одобрена после рецензирования 08.06.2021; принята к публикации 08.06.2021.
The article was submitted 24.05.2021; approved after reviewing 08.06.2021; accepted for publication 08.06.2021.