Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИМПРОВИЗАЦИОННЫЕ ИГРЫ / ТЕАТР-СТУДИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаров А. В.

В данной статье рассматриваются возможности использования импровизационных игр в воспитании творчески активной личности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей (театр-студии). Анализируются преимущества использования импровизационных игр в процессе формирования творческого мышления, коммуникативных навыков и саморазвития подростков. Рассматриваются различные методы проведения импровизационных игр, их роль в развитии эмоциональной сферы личности, а также в формировании уверенности в себе и социальной адаптивности. Кроме того, статья освещает опыт использования импровизационных игр в работе образцового коллектива театр-студии «ГлаголЪ» г. Воронеж, а также приводит результаты исследования эффективности использования импровизационных игр в воспитании творчески активной личности подростков. Данная статья позволит лучше понять роль импровизационных игр в процессе воспитания творчески активной личности подростков и поможет специалистам в области дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комаров А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF IMPROVISATIONAL GAMES IN EDUCATING CREATIVELY ACTIVE PERSONALITIES OF TEENAGERS

This article discusses the possibilities of using improvisational games in the education of creatively active adolescents in the conditions of a children's additional education institution (theatre studio). The advantages of using improvisational games in the process of forming creative thinking, communication skills, and self-development of adolescents are analyses. Various methods of conducting improvisational games, their role in the development of the emotional sphere of personality, as well as in the formation of self-confidence and social adaptability are considered. In addition, the article highlights the experience of using improvisational games in the work of the exemplary theatre studio "Glagol" in Voronezh and presents the results of a study on the effectiveness of using improvisational games in the education of creatively active adolescents. This article will help to understand better the role of improvisational games in the process of educating creatively active adolescents and will assist specialists in the field of additional.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

Дополнительное образование

УДК 37.09.37.05

Возможности импровизационных игр в воспитании творчески активной личности подростков

Possibilities of improvisational games in educating creatively active personalities of teenagers

Комаров А.В., Воронежский государственный педагогический университет, kamarik_teatr@mail. ru

Komarov A., Voronezh State Pedagogical University, kamarik_teatr@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.024

Ключевые слова: дополнительное образование, импровизационные игры, театр-студия, воспитание, творческая активность, подростки.

Keywords: additional education, improvisational games, theatre studio, education, creative activity, adolescents.

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности использования импровизационных игр в воспитании творчески активной личности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей (театр-студии). Анализируются преимущества использования импровизационных игр в процессе формирования творческого мышления, коммуникативных навыков и саморазвития подростков. Рассматриваются различные методы проведения импровизационных игр, их роль в развитии эмоциональной сферы личности, а также в формировании уверенности в себе и социальной адаптивности. Кроме того, статья освещает опыт использования импровизационных игр в работе образцового коллектива театр-студии «ГлаголЪ» г. Воронеж, а также приводит результаты исследования эффективности использования импровизационных игр в воспитании творчески активной личности подростков. Данная статья позволит лучше понять роль импровизационных игр в процессе воспитания творчески активной личности подростков и поможет специалистам в области дополнительного образования.

Abstract. This article discusses the possibilities of using improvisational games in the education of creatively active adolescents in the conditions of a children's additional education institution (theatre studio). The advantages of using improvisational games in the process of forming creative thinking, communication skills, and self-development of adolescents are analyses. Various methods of conducting improvisational games, their role in the development of the emotional sphere ofpersonality, as well as in the formation of self-confidence and social adaptability are considered. In addition, the article highlights the experience of using improvisational games in the work of the exemplary theatre studio "Glagol" in Voronezh and presents the results of a study on the effectiveness of using improvisational games in the education of creatively active adolescents. This article will help to understand better the role of improvisational games in the process of educating creatively active adolescents and will assist specialists in the field of additional.

Введение. В настоящее время развитие творческого мышления и способностей является важным компонентом воспитания личности подростков. Одним из эффективных методов воспитания творческой активности являются импровизационные игры, которые помогают развивать воображение, умение быстро анализировать ситуации и принимать решения. В рамках дополнительного образования детей, в частности в театральных студиях, широко

используются импровизационные игры для формирования у подростков творческого потенциала и развития актерского мастерства.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью создания эффективных методов воспитания творческой активности подростков в условиях современной России. Согласно Концепции развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, дополнительное образование является средством повышения

качества образования и подготовки творчески активных личностей [17]. В этом процессе большую роль могут сыграть импровизационные игры, которые развивают воображение, способность быстро принимать решения и работать в команде.

Целью данной статьи является анализ применения импровизационных игр в воспитании творчески активной личности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере театральной студии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты

использования импровизационных игр в воспитании творческой активности подростков, проанализировать опыт использования импровизационных игр, выявить эффективность применения импровизационных игр в воспитании творчески активной личности подростков в условиях дополнительного образования.

Материалы и методы исследования. Для проведения исследования, посвященного роли импровизационных игр в формировании творчески активной личности подростков, была использована методология качественного анализа. В качестве исследовательского инструмента был использован анкетный метод, который позволил получить данные о восприятии подростками процесса участия в импровизационных играх и их восприятии себя в качестве творчески активных личностей. Также были проведены фокус--группы с участием подростков, которые занимаются в коллективе, и с использованием метода контент-анализа были проанализированы записи их высказываний.

Дополнительное образование — это организованный и систематический процесс, направленный на удовлетворение потребностей детей в образовании, развитии и самореализации через дополнительные формы обучения и воспитания, а также раскрытие творческого потенциала и формирование гражданской позиции. Дополнительное образование рассматривается в контексте комплексного развития ребенка, сочетающего образовательные, социальные, культурные и эстетические аспекты. Концепция развития дополнительного образования в РФ до 2030 года подчеркивает значимость дополнительного образования как основы для формирования творческой, образованной, активной и ответственной личности в условиях быстро меняющегося мира [18].

Творческая активность - это процесс и результат творческой деятельности, включающей

в себя создание новых и оригинальных идей, решение задач и проблем, разработку и реализацию творческих проектов, проявление креативности и инновационности в различных сферах жизнедеятельности. Творческая активность может проявляться в искусстве, науке, образовании и других областях, где требуется нестандартный подход и оригинальность мышления. Она включает в себя такие качества как гибкость мышления, умение находить нестандартные решения, креативность, инновационность, самостоятельность и ответственность [2].

Творчески активная личность подростка (ТАЛП) является индивидом, проявляющим особый энтузиазм, преданность и инициативу в деле участия в многообразных формах творческого самовыражения, стремясь к самореализации и актуализации своего внутреннего потенциала через зеркало искусства и культуры. Такая личность непрерывно развивает и совершенствует свои таланты, мастерство и креативные способности, демонстрируя гибкость мышления и умение в адаптации к мирозданию, благодаря гармоничному взаимодействию своего творческого дара с окружающей реальностью.

Театрально игровая педагогика (ТИП) — это яркая и выразительная методика обучения, основанная на использовании театральных и драматических игр, воспитательных приемов и разнообразных техник, направленных на развитие творческой активности и социальной адаптации учащихся [4].

Исследуя взаимосвязь театрально игровой педагогики и воспитания творчески активной личности подростков, стоит обратить внимание на важную роль импровизации и импровизационных игр. Импровизация является основополагающим принципом для развития творческого потенциала личности, так как предполагает свободное выражение мыслей и чувств в процессе спонтанного взаимодействия с другими участниками игры. Это способствует раскрытию индивидуальных особенностей, развитию коммуникативных навыков и критического мышления.

В обзоре научной литературы по этой теме можно выделить несколько ключевых аспектов, которые иллюстрируют важность и актуальность данного направления.

Кит Сполдинг рассматривает

импровизационные игры как средство развития творческих навыков и когнитивных способностей учащихся. Автор подчеркивает, что импровизация позволяет участникам игры

проявлять свою индивидуальность, находить новые решения и строить непредсказуемые сценарии, что способствует развитию творческого мышления [15].

Людмила Степанова акцентирует внимание на взаимосвязи импровизационных игр и ТИП. По мнению Степановой, использование импровизационных игр в процессе театрального обучения способствует формированию гибкости мышления, умению быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и осваивать новые роли

[7].

Авторы Дэвид Дэвис и Эвелина Мирошниченко в своих работах подчеркивают социально-психологический аспект

импровизационных игр. Они указывают на то, что такие игры позволяют подросткам развивать навыки взаимодействия с другими людьми, учиться слушать и понимать других, а также выражать свои мысли и чувства в спонтанной форме. Это помогает формированию эмоциональной устойчивости и развитию коммуникативных навыков, что является важным аспектом воспитания творчески активной личности подростка [9].

Кенни Раштон изучает, как импровизационные игры могут способствовать развитию самопознания и самооценки у молодых людей. Раштон подчеркивает, что участие в импровизационных играх требует от подростков умения принимать быстрые решения, осознавать свои сильные и слабые стороны, а также адекватно оценивать свои возможности и потенциал. В результате, импровизационные игры способствуют формированию у подростков уверенности в своих силах и желанию совершенствоваться [13].

Вера Брокман выделяет их потенциал для развития эмпатии, сопереживания и понимания чувств других людей. Участие в импровизационных играх, по её мнению, позволяет подросткам ставить себя на место других, развивая, таким образом, навыки социального взаимодействия и умение находить общий язык с окружающими [8].

Исследования Жан-Поля Сартра

ориентированы на философский аспект импровизации и ее роли в процессе формирования творческой активности подростков. Согласно его работам, импровизация является проявлением свободы выбора и действия, что стимулирует развитие независимого и критического мышления у молодежи [14].

Виола Сполин разработала систему театральных игр и упражнений, направленных на

развитие творческих способностей и актерских навыков. В своих работах Сполин акцентирует внимание на принципах «здесь и сейчас», интуиции и роли коллективного творчества в процессе импровизации [16].

Кит Джонстон предлагает другой подход к импровизации, сосредотачиваясь на развитии спонтанности и открытости участников. Его исследования указывают на важность преодоления страха и самоограничений, а также обретения уверенности и гибкости в процессе импровизации [10].

С другой стороны, Роберт Лэндау выделяет терапевтическую сторону импровизации и ее применение в педагогике. Он рассматривает импровизационные игры как средство разрешения внутренних конфликтов и выработки положительных стратегий поведения. Лэндау подчеркивает, что импровизация может способствовать самопознанию и самореализации подростков, помогая им справляться со стрессами и сложностями переходного возраста [11].

Авторы Шон Мурис и Терри Коллинг исследуют импровизационные игры в контексте развития коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающим миром. Они утверждают, что импровизация может служить мощным инструментом для развития социальных навыков и эмоционального интеллекта у подростков [12].

Ольга Белоглазова предлагает ряд практических заданий и игровых ситуаций, способствующих развитию актерских навыков и творческой самореализации подростков. Она также подчеркивает значение коллективного творчества и взаимодействия участников в процессе импровизации [1].

Елена Малинкина рассматривает импровизационные игры как инструмент стимулирования творческого мышления и развития диалогической культуры у подростков. Ее исследования указывают на важность создания благоприятной обстановки для свободного самовыражения и оригинального мышления [5].

Валерий Кушнарев предлагает систему упражнений и техник, направленных на развитие импровизационного мастерства и актерской пластики. Он акцентирует внимание на спонтанности и эмоциональной открытости как основе успешной импровизации [3].

В рамках этого обзора также стоит отметить этюдный метод, предложенный Константином Станиславским [6], является одним из основных подходов к актёрскому обучению и воспитанию творческой личности. Он предполагает выполнение актёрами коротких сцен или этюдов,

которые призваны развивать определенные сценические навыки и качества. Такие этюды могут и должны быть импровизационными.

Кроме того, в исследовании была использована методика «Путь к творческому расцвету: методика развития творческих способностей личности через применение импровизационных игр», разработанная Андреем Комаровым. Данная методика включает в себя ряд упражнений и игр, направленных на развитие творческого мышления, коммуникативных навыков и саморазвития подростков. Использование указанных методов позволило получить более глубокое понимание роли импровизационных игр в формировании творчески активной личности подростков и оценить их эффективность в педагогическом процессе.

Результаты. Анализируя репетиционную работу образцового коллектива театр-студия «ГлаголЪ» стоит отметить, что особое внимание у нас уделяется импровизационно-игровой деятельности. Педагог ставит перед собой цели и задачи, в соответствии с которыми он выбирает импровизационные игры разной

продолжительности и сложности. Так, например, на начальных этапах обучения применяются простейшие импровизационные игры, которые проводятся на каждой репетиции. С течением времени сложность и продолжительность игр постепенно увеличиваются. Это позволяет подросткам осваивать новые методы и приемы, развивать свои творческие способности и активность.

Была разработана авторская методика «Путь к творческому расцвету: методика развития творческих способностей личности через применение импровизационных игр». Это комплексный подход, направленный на развитие творческого мышления, коммуникативных навыков и саморазвития личности через использование смеси этюдного метода и импровизационных игр, упражнений. Основной целью методики является формирование творчески активной личности, способной к самовыражению и творческому мышлению. Для достижения этой цели были поставлены задачи: создание атмосферы, поддерживающей творческое мышление и экспериментирование; развитие коммуникативных навыков;

формирование гибкости в мышлении и поведении. Методика предусматривает постоянное использование импровизационных игр и упражнений на каждой репетиции в зависимости от целей и задач. Например, на начальном этапе репетиции спектакля могут быть

использованы упражнения на смену оценок, взаимоотношений и ролей персонажей, что позволяет лучше понимать эпоху, характеры и другие аспекты. Данный подход делает методику уникальной и подходящей для работы над любыми темами, раскрывая ее безграничный потенциал. Все импровизационные игры были разделены по количеству участников и временным критериям. Такой подход позволяет гибко подстраиваться под потребности и возможности участников, создавать

разнообразные ситуации и задачи для развития актёрского мастерства и творческой активности подростков.

По количеству участников:

1. Индивидуальные игры. В этих играх участвует только один актёр. Задачи таких игр обычно направлены на развитие самовыражения, монологических навыков и способности быстро реагировать на заданные условия. Индивидуальные импровизационные игры могут быть использованы для работы над созданием персонажа или тренировки сценических навыков. Как пример, можно привести индивидуальную импровизационную игру «Не верю!». Участнику даются определенные обстоятельства, которые он должен суметь использовать в своих вымышленных сценариях. Особенность этой игры заключается в том, что обстоятельства постоянно меняются, и участник должен быстро адаптироваться и соориентироваться в новой ситуации.

2. Парные игры. Эти игры включают двух участников и предназначены для развития навыков взаимодействия, слушания и отзывчивости друг к другу. Парные импровизационные игры часто фокусируются на отношениях между персонажами, диалогах и обмене репликами. Можно отметить «Игру в яблоко». Участники должны передавать друг другу различные предметы, не используя реквизита. Игра начинается с того, что один из участников передает условное яблоко другому участнику без использования рук.

3. Групповые игры. В групповых импровизационных играх участвуют три или более воспитанника. Они могут включать сложные сценарии, различные роли и задачи для каждого участника. Групповые игры требуют от подростков умения сотрудничать, согласовывать свои действия и приспосабливаться к изменениям в ходе игры. Групповые импровизационные игры способствуют развитию командного духа и коллективного творчества. Особой популярностью среди парных игр пользуется «Золотой Вовочка». Как пример можно привести

ситуацию, что Вовочка в очередной раз опоздал к первому уроку в школу. Выделяются основные действующие персонажи: ученик-опоздун, лучший друг, типичная отличница, учитель, завуч, директор, уборщица, класс. Первый участник должен объяснить причину своего опоздания на урок. Соответственно, часть участников должна помочь, используя жесты, а другие завалить Вовочку вопросами.

По временным критериям:

1. Краткосрочные игры (1-2 минуты). Эти игры длительностью от нескольких секунд до нескольких минут. Они направлены на быстрое включение актеров в ситуацию, тренировку реакции и спонтанности. Краткосрочные импровизационные игры обычно предполагают простые задачи и минимальное количество участников. В качестве примера, можно привести игру «Моя Вообразилия». Один участник называет название вымышленного персонажа или предмета, а другой должен рассказать о нем, придумывая его описание и историю. Например, первый участник называет «Зеленоглазый дракон», а второй описывает его размеры, поведение, привычки, место обитания и т.д. После этого второй участник называет своего персонажа или предмет, и первый участник должен рассказать о нем.

2. Среднесрочные игры (5-10 минут). Они позволяют подробнее исследовать персонажей, ситуации и отношения между актерами. Среднесрочные импровизационные игры могут включать более сложные задачи, а также большее количество участников. В качестве иллюстрации можно привести следующую игру «Гадость». Один участник делает неприятное утверждение о другом участнике, а второй должен найти положительную сторону этого утверждения и объяснить, что это свойство или поступок ему даёт.

3. Долгосрочные игры (от 10 минут до нескольких часов). Они позволяют актерам глубже погрузиться в персонажей, развить детальную историю и построить сложные сюжетные линии. Долгосрочные импровизационные игры часто используются в рамках полноценных импровизационных представлений или спектаклей. В качестве примера можно привести игру «Тренды». Перед участниками публикуется список актуальных трендов, которые меняются со временем. Участники должны подготовить этюды, которые соответствуют выбранному тренду. Время на подготовку этюдов обычно ограничено, что стимулирует участников быстро думать и принимать быстрые решения.

Помимо импровизационных игр в «ГлаголЪе» на каждой репетиции используется этюдный метод Станиславского. Воспитанникам задаются определенные предполагаемые обстоятельства, и роли в них, чтобы они могли показать этюд после короткой подготовки. Использование этого метода помогает улучшить актерские навыки подростков, позволяет им более глубоко понять и прочувствовать своих персонажей, а также помогает развивать их творческие способности. Кроме того, этот метод помогает подросткам лучше понимать свои эмоции и чувства, что полезно не только для актерской работы, но и для развития их личности в целом.

Результаты исследования. В данном исследовании мы представляем новые научные и практические результаты, полученные с помощью методологии качественного анализа, анкетного метода и фокус-групп, в контексте изучения роли импровизационных игр в формировании творчески активной личности подростков. На основе полученных данных мы подтверждаем эффективность методики «Путь к творческому расцвету: методика развития творческих способностей личности через применение импровизационных игр», разработанной педагогом образцового коллектива театр-студия «ГлаголЪ», и выводим, что импровизация и импровизационные игры предоставляют множество возможностей для эффективного воспитания ТАЛП:

1. Развитие творческого мышления. Импровизационные игры позволяют подросткам стимулировать свою фантазию, генерировать новые идеи и решать нестандартные задачи.

2. Получение социальных навыков. Импровизация требует от участников взаимодействия, кооперации и адаптации к ситуации и партнерам. Это способствует развитию коммуникативных навыков и эмпатии.

3. Создание условий для самовыражения и самооценки. Импровизационные игры предоставляют подросткам возможность выразить свои чувства, мысли и идеи, что способствует повышению самооценки и самопознанию.

4. Развитие актерских навыков. Участие в импровизационных играх позволяет подросткам развивать актерские навыки, такие как голос, движение, эмоциональное выражение и анализ персонажа.

5. Приобретение навыков решения конфликтов и стрессоустойчивости. Импровизация учит подростков адаптироваться к переменам и преодолевать возникающие

трудности, что способствует улучшению их стрессоустойчивости и навыков решения конфликтов.

6. Приобретение навыков сотрудничества и командной работы: импровизационные игры учат подростков работать вместе, прислушиваться к другим и доверять своим партнерам.

7. Развитие навыков критического мышления. Импровизация требует от подростков анализировать ситуацию, оценивать свои действия и делать выбор в условиях неопределенности.

8. Развитие уверенности в себе и принятие риска. Участие в импровизационных играх помогает подросткам преодолевать страх сцены, уверенно выступать перед аудиторией и принимать риски в творческом процессе.

9. Возможность применения индивидуального подхода. В условиях театр-студии каждому подростку предоставляется возможность развивать свои творческие способности с учетом индивидуальных особенностей и интересов.

10. Возможность интеграции различных видов искусства. Театр-студии часто предлагают подросткам заниматься не только актерским мастерством, но и другими видами искусства, такими как танец, живопись, музыка, что способствует гармоничному развитию творческой личности.

11. Развитие лидерских качеств: участие в театральных постановках и проектах требует от подростков координации действий, принятия решений и организации работы команды, что способствует формированию лидерских навыков.

12. Развитие проектной деятельности: театр-студии часто предлагают подросткам участвовать в разработке и реализации собственных театральных проектов, что способствует развитию навыков планирования, организации и контроля.

13. Создание благоприятной культурно-образовательной среды. Театр-студии создают условия для знакомства подростков с историей театра, различными театральными традициями и стилями, что способствует расширению кругозора и формированию культурной компетентности.

14. Взаимодействие с профессионалами: театр-студии предоставляют подросткам

возможность общения и обучения у опытных педагогов и мастеров сценического искусства, что повышает качество творческого образования.

15. Участие в театральных фестивалях и конкурсах. Подростки, занимающиеся в театр-студиях, имеют возможность принимать участие в различных театральных событиях, что позволяет им сравнить свои достижения с достижениями сверстников и мотивирует к дальнейшему развитию.

Заключение. В рамках данной статьи мы рассмотрели возможности использования импровизации и импровизационных игр в воспитании творчески активной личности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей (театр-студии). Мы провели обзор литературы по импровизации и импровизационным играм, выявив разные подходы, противоречия и особенности их использования в контексте воспитания ТАЛП.

Одной из уникальных особенностей использования импровизации является возможность развития креативности и воображения у подростков, что стимулирует развитие творческих способностей личности. При этом, импровизация также помогает развивать коммуникативные навыки, улучшать социальные взаимодействия и повышать уверенность в себе.

В контексте воспитания ТАЛП важными аспектами являются этюдный метод и импровизационно-игровая деятельность, которым отводится определённое место на каждой репетиции в зависимости от темы. Педагог может выбирать игры различной продолжительности и сочетать их для обеспечения максимальной эффективности обучения и развития творческих способностей подростков.

Таким образом, изучение темы использования импровизационных игр в воспитании творческой активности подростков является актуальной задачей в современной России. Дополнительное образование детей, в частности театральные студии, представляют собой эффективную площадку для реализации этой задачи. Использование импровизационных игр в дополнительном образовании подростков позволяет эффективно реализовывать задачи воспитания творчески активной личности, определенные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации».

Литература:

1. Белоглазова О.В. Театральные игры и 2. Енин А.В. Система воспитания творчески

упражнения: методическое пособие / О.В. Белоглазова. активной личности учащихся во внеклассной

- Москва: Дирекция школьных программ, 2008. деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 /

Енин Алексей Владимирович. - Воронеж. - 2010. - 43 с.

3. Кушнарев В.П. Импровизация в театре и кино / В.П. Кушнарев. - Москва: Академия Российского театра, 2009.

4. Лошаков В.М. Театрально-игровая педагогика: методические основы и технологии реализации / В.М. Лошаков. - Москва: Издательство «Академия», 2008. - 288 с.

5. Малинкина Е.А. (2015). Импровизация как средство развития творческого мышления подростков / Е.А. Малинкина // Вестник педагогических и социальных наук. - 2015. - № 3. - С. 43-47.

6. Станиславский К.С. Работа актера над собой в процессе создания роли / К.С. Станиславский. - М.: Издательство им. М. Горького, 1956. - 362 с.

7. Степанова Л.Н. Театрально-игровая педагогика в контексте развития творческой личности: монография / Л.Н. Степанова. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 256 с.

8. Brockman V (2015). Theatre Education as a Means of Developing a Creative Personality: The Experience of Great Britain. Moscow: Prosveshchenie.

9. Davis D., & Miroshnichenko E. (2014). Games, Stories, and Role-playing Studies: The Technology of

Theatre Education. Moscow: Logos.

10. Johnston K. (1998). Impro: Improvisation and the Theatre. London: Methuen Drama.

11. Landau R. (1997). How to Teach Theatre: Planning, Building, and Evaluating Your Program. New York: Meriwether Publishing.

12. Morris S., & Colling T. (2014). The Complete Guide to Professional Networking: The Secrets of Online and Offline Success. London: Kogan Page.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Rashton K. (2004). The Improvisation Game: Discovering the Secrets of Spontaneous Performance. Portsmouth: Heinemann Drama.

14. Sartre J.P. (2012). Being and Nothingness. New York: Open Road Media.

15. Spalding K. (2010). The Art of Theatre: Then and Now. New York: Palgrave Macmillan.

16. Spolin V (1963). Improvisation for the Theatre. Evanston: Northwestern University Press.

17. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года: утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.12.2008 № 2833 (ред. от 05.07.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/gb/8.7_99_14.pdf

References:

1. Beloglazova O.V. Theatrical games and exercises: a methodological guide / O.V. Beloglazova. - Moscow: Directorate of School Programs, 2008.

2. Enin A.V. The system of educating the creatively active personality of students in extracurricular activities: abstract of thesis ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Enin Alexey Vladimirovich. - Voronezh. -2010. - 43 p.

3. Kushnarev V.P. Improvisation in theater and cinema / V.P. Kushnarev. - Moscow: Academy of Russian Theater, 2009.

4. Loshakov V.M. Theater and game pedagogy: methodological foundations and technologies of implementation / V.M. Loshakov. - Moscow: Publishing House "Academy", 2008. - 288 p

5. Malinkina E.A. (2015). Improvisation as a means of developing creative way of thinking of teenagers / E.A. Malinkina // Bulletin of Pedagogical and Social Sciences. -2015. - № 3. - Pp. 43-47.

6. Stanislavsky K.S. The actor's work on himself in the process of creating a role / K.S. Stanislavsky. - M.: Publishing House named after M. Gorky, 1956. - 362 p.

7. Stepanova L.N. Theatrical and game pedagogy in the context of the development of creative personality: monograph / L.N. Stepanova. - M.: Yurayt Publishing House, 2012. - 256 p.

8. Brockman V. (2015). Theatre Education as a Means of Developing a Creative Personality: The

Experience of Great Britain. Moscow: Prosveshchenie.

9. Davis D., & Miroshnichenko E. (2014). Games, Stories, and Role-playing Studies: The Technology of Theatre Education. Moscow: Logos.

10. Johnston K. (1998). Impro: Improvisation and the Theatre. London: Methuen Drama.

11. Landau R. (1997). How to Teach Theatre: Planning, Building, and Evaluating Your Program. New York: Meriwether Publishing.

12. Morris S., & Colling T. (2014). The Complete Guide to Professional Networking: The Secrets of Online and Offline Success. London: Kogan Page.

13. Rashton K. (2004). The Improvisation Game: Discovering the Secrets of Spontaneous Performance. Portsmouth: Heinemann Drama.

14. Sartre J.P. (2012). Being and Nothingness. New York: Open Road Media.

15. Spalding K. (2010). The Art of Theatre: Then and Now. New York: Palgrave Macmillan.

16. Spolin V. (1963). Improvisation for the Theatre. Evanston: Northwestern University Press.

17. The conception of the development of additional education of children in the Russian Federation until 2020: approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 30.12.2008 No. 2833 (ed. dated 05.07.2017) [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/gb/8.7_99_14.pdf

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторе:

Комаров Андрей Викторович (г. Воронеж, Россия), аспирант, магистр педагогических наук, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», e-mail: kamarik_teatr@mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.