Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-БРИТАНСКИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ БРЕКЗИТА'

ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-БРИТАНСКИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ БРЕКЗИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / БРЕКЗИТ / ТОРГОВО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / RUSSIAN FEDERATION / GREAT BRITAIN / TRADE POLICY / BREXIT / TRADE AND POLITICAL SANCTIONS / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомов Александр Александрович

В условиях Брекзита Великобритания выходит из сферы действия единой торговой политики ЕС и приступила к формированию суверенной внешнеэкономической стратегии. Это предусматривает частичную географическую переориентацию приоритетов в выборе партнеров в связи с пересмотром традиционных отношений с государствами ЕС, поиск новых рынков сбыта и стран-поставщиков. В этой связи, несмотря на взаимные торгово-политические санкции, как представляется, возникают новые возможности для развития и диверсификации российско-британских торгово-экономических отношений. Хотя существуют и традиционные риски усиления политического противостояния двух стран. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-БРИТАНСКИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ БРЕКЗИТА»

ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ РАЗВИТИЯ РОССИИСКО-БРИТАНСКИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ БРЕКЗИТА

А. А. ПАХОМОВ

В условиях Брекзита Великобритания выходит из сферы действия единой торговой политики ЕС и приступила к формированию суверенной внешнеэкономической стратегии. Это предусматривает частичную географическую переориентацию приоритетов в выборе партнеров в связи с пересмотром традиционных отношений с государствами ЕС, поиск новых рынков сбыта и стран-поставщиков.

В этой связи, несмотря на взаимные торгово-политические санкции, как представляется, возникают новые возможности для развития и диверсификации российско-британских торгово-экономических отношений. Хотя существуют и традиционные риски усиления политического противостояния двух стран.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Ключевые слова: Российская Федерация, Великобритания, торговая политика, Брекзит, торгово-поли-тические санкции, инвестиции.

Исторически Великобритания является традиционным и достаточно значимым партнером России в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Спецификой этих отношений является практически перманентное политическое и идеологическое противостояние двух стран на межгосударственном уровне. Как результат, почти за 370 лет дипломатические отношения между ними неоднократно приостанавливались или разрывались.

Российско-британские торговые связи ведут свое начало с середины XVI века, когда первые английские купцы прибыли в Москву и даже получили от Ивана Грозного исключительные права на взаимную торговлю. В последующий период коммерческие отношения, несмотря на серьезные политические конфликты между двумя государствами, поступательно развивались. К концу существования Российской империи Великобритания занимала второе место как во внешней торговле страны (после Германии), так и в области притока зарубежных капиталов (после Франции) [2].

Показательно, что даже в условиях идеологического противостояния Великобритания первой среди крупных держав мира подписала в 1921 г. Торговое соглашение с Советской Россией, что означало прорыв экономи-

ческой блокады страны, хотя дипломатические отношения были установлены тремя годами позже. В течение всего советского периода Великобритания была одним из ведущих партнеров СССР среди капиталистических государств, демонстрируя умение совмещать свои политические принципы и коммерческие интересы.

В последние четверть века Российская Федерации и Соединенное Королевство последовательно развивали торговые и инвестиционные отношения. Однако с 2014 г. в связи с геополитическими событиями и введением взаимных санкций масштабы экономического взаимодействия начали снижаться. Кроме того, британская сторона по политическим мотивам «заморозила» свое участие в деятельности Межправительственного российско-британского комитета по торговле и инвестициям (МКТИ), как и другие контакты на межгосударственном уровне. В связи с «делом Скрипалей» с 2018 г. политико-дипломатические отношения между двумя странами еще больше усугубились.

Так, в условиях взаимных санкций двусторонний товарооборот стал уменьшаться, и Великобритания заняла только 15-е место в списке контрагентов России в 2018 г. Вместе с

Пахомов Александр Александрович, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук (Москва), e-mail: pakhomov-aa@ranepa.ru

тем в последние два года (на фоне общего падения товарооборота России) объем двусторонней торговли начал заметно расти благодаря значительному увеличению отечественного экспорта. В 2019 г. Соединенное Королевство поднялось на 12-ю позицию, а по итогам первого полугодия 2020 г. - даже достигло шестого места в списке торговых партнеров РФ и четвертой позиции по экспорту. При этом импорт из Великобритании в последние годы продолжает стагнировать - только 17-е место. (См. табл. 1.)

Такой неординарный рост торговли обусловлен практически одним фактором - увеличился стоимостной и физический объем экспорта золота из России. Так, только за первое полугодие 2020 г. вывоз этого драгметалла (ТН ВЭД 7108) в Великобританию возрос в 9,2 раза - на 7,2 млрд. долл., а в натуральном выражении его поставки увеличились в 9,1 раза-до 85 т. Конъюнктурный рост цен на этот драгоценный металл в мире объясняется нынешним экономическим кризисом, когда золото успешно выполняет функции страховки бизнеса и сбережений в условиях нестабильности. Естественно, что Лондон как мировой финансовый центр стал активно скупать золото.

Согласно зеркальной - британской - статистике Россия в 2019 г. занимала 20-е место в списке торговых партнеров страны (20 млрд. долл.). По итогам первого полугодия 2020 г. Российская Федерация стала восьмым по значимости поставщиком товаров на местный рынок с долей 3,3%, которая возросла в два раза по сравнению с 2018 г. Однако удельный вес страны в британском вывозе составил всего 0,7% (28-е место) [4].

При этом товарная структура взаимной торговли слабо диверсифицирована и практически неизменна. В последние годы основу российского экспорта (более 90%) традиционно составляют нефтепродукты, драгоценные металлы и химическая продукция. В импорте доминируют машины и оборудование - почти половина ввоза; товары химической промышленности составляют примерно треть и около 10% - продовольствие.

Несмотря на падение после 2014 г. объемов торговли услугами, Великобритания стала четвертым по значимости контрагентом России в прошлом году и третьим (после Турции и Германии) поставщиком услуг на отечественный рынок. (См. табл. 2.) Такая ситуация обусловлена значительным потенциалом

Таблица 1

Торговля товарами между Россией и Великобританией в 2013-2020 гг., млн. долл.

2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. Январь-июнь 2020 г.

Оборот 24555,6 19282,9 11 196,8 10376,4 12737,1 13767,8 17296,8 10193,9

Экспорт 16 449,2 11 473,8 7474,5 6943,6 8689,2 9705,6 13 260,5 8668,0

Импорт 8106,4 7809,1 3722,3 3432,8 4047,9 4062,2 4036,3 1525,9

Сальдо 8342,8 3664,7 3752,2 3510,8 4641,3 5643,4 9224,2 7142,2 Источник: ФТС.

Таблица 2

Торговля услугами между Россией и Великобританией в 2013-2020 гг., млн. долл.

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. I кв. 2020 г.

Оборот 11 683,8 10 784,1 8427,3 6807,5 7293,4 7484,0 8091,1 638,7

Экспорт 4873,6 4534,4 3198,2 2810,8 2967,0 3217,0 3008,9 238,6

Импорт 6810,2 6249,7 5229,1 3996,7 4326,4 4267,0 5082,2 400,2

Сальдо -1936,6 -1715,3 -2030,9 -1185,9 -1359,4 -1050 -2073,4 -161,6 Источник: Банк России.

Великобритании в данной области торговли, особенно финансовыми и наукоемкими услугами, где позиции страны традиционно сильны. В свою очередь, британский рынок является пятым по значимости для российских поставщиков услуг (за счет транспортных, финансовых и 1Т-услуг).

Исторически для двусторонних отношений между Россией и Великобританией характерно преобладание масштабов инвестиционных связей над торговыми, что обусловлено, в частности, наличием мирового финансового центра в Лондоне и относительно низкой продуктовой диверсификацией товарооборота. Несмотря на санкции, по объемам накопленных инвестиций в России (32,8 млрд. долл.) Великобритания в 2019 г. заняла четвертое место (против 11-й позиции в 2014 г.). Почти 9 млрд. долл. поступило в прошлом году из Соединенного Королевства в форме ПИИ (это третий показатель после Кипра и Нидерландов).

Пять крупных корпораций с британским капиталом - «АстраЗенека», «Бритиш Петролеум», «Бритиш Америкэн Тобако», «Ройял Датч Шелл» и «Юнилевер»- в 2019 г. входили в Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве Российской Федерации.

Великобритания занимает особое место в движении российских капиталов за рубежом и по масштабам накопленных там инвестиций (19 млрд. долл.) находится на шестом месте. Кроме того, в 2019 г. отток прямых инвести-

ций из России в Соединенное Королевство составил 2,5 млрд. долл. (третье место после Кипра и Нидерландов). Причем такое активное капиталодвижение между двумя странами объясняется не столько вложениями в конкретные проекты, сколько инвестиционной стратегией крупных компаний, направленной на обеспечение своей международной деятельности в различных формах. (См. табл. 3.)

Несмотря на существующие проблемы, как представляется, в настоящее время складывается комплекс благоприятных условий для расширения российско-британских торгово-экономических и инвестиционно-технологических связей, учитывая заинтересованность отечественного бизнеса и прагматизм британских деловых кругов. Так, с 2021 г. Великобритания снимет часть торговых ограничений, которые ранее применялись под эгидой ЕС, в отношении, прежде всего, Китая, а также России и Индии. В частности, британские власти упразднят антидемпинговые (АД) пошлины на шесть товарных позиций из России: алюминиевую фольгу, ферросилиций, трубы бесшовные, фитинги для труб из черных металлов, мочевину и нитрат аммония.

Однако останутся в силе АД-пошлины по пяти товарным позициям: аммиачной селитре, сварным трубам из железа или нелегированной стали, а также трем категориям плоского проката - холоднокатаного, из кремнистой электротехнической стали, из железа, нелегированной или другой легированной стали [6].

Таблица 3

Динамика движения взаимных инвестиций России и Великобритании в 2013-2019 гг., млн. долл.

Инвестиции 2013г. 2014г. 2015г 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. Прямые поступившие (сальдо операций):

из Великобритании в Россию 18 927 120 1112 478 2076 2511 8820

из России в Великобританию 1358 6927 203 1433 2281 794 2529 Прямые накопленные:

из Великобритании в Россию 21759 7248 8659 11 451 18638 14916 32772

из России в Великобританию 7901 8140 7695 8687 9091 7634 18 973 Источник: Банк России.

Таким образом, создаются определенные предпосылки для возвращения отечественных металлургов и производителей удобрений на британский рынок. Также надо принимать во внимание новый, более либеральный и упрощенный (по сравнению с Единым внутренним тарифом ЕС), импортный режим Соединенного Королевства и возможное смягчение других ограничений для доступа российских поставщиков на британский рынок, что будет стимулировать экспорт традиционной продукции и несырьевых товаров.

В новых условиях вполне вероятно расширение взаимной торговли услугами (увеличение объемов и диверсификация охваченных секторов). Великобритания - второй поставщик (после США) коммерческих услуг в мире и обладает огромным потенциалом в данной сфере. В свою очередь, эта страна -значимый рынок для российских поставщиков. В связи с этим возможен рост взаимных поставок услуг как по традиционным секторам (финансовый, транспортный, поездки), так и новым сферам (научные и деловые услуги, информационные технологии и др.).

В ближайшее время Великобритания выработает общую позицию по взаимодействию с разными странами и группировками мира. В числе приоритетов - подписание в сжатые сроки серии соглашений по свободной торговле с ведущими партнерами вне еврозоны (Япония, США, Австралия и др.) и возможное присоединение к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению по Транстихоокеанскому партнерству (СРТРР). Такой подход в целом отражает стремление Соединенного Королевства увеличить долю беспошлинной торговли в товарообороте страны до 80% в 2022 г. В перспективе Великобритания может стать одним из влиятельных участников многосторонней торговой системы.

Однако пока не определена даже в общем виде британская позиция по будущим экономическим отношениям с Россией и другими странами постсоветского пространства.

В частности, речь может идти о совершенствовании договорно-правовых основ двустороннего взаимодействия и их адаптации к современным реалиям. Великобритания уже подписала ряд так называемых углубленных торговых соглашений с разными странами мира, но с Россией существуют только типовые соглашения, часть которых заключена еще в период СССР. Но эти проекты должны быть реалистичными - например, предложение о создании ЗСТ Великобритания - ЕАЭС представляется явно преждевременным.

При отсутствии прямых контактов на межгосударственном уровне большое значение имеет активный диалог бизнеса двух стран. Главный интерес представляет обсуждение ключевой темы в российско-британских экономических отношениях -направлений взаимодействия после окончательного выхода Великобритании из Евросоюза. Здесь имеются привлекательные, хотя и достаточно туманные перспективы, однако действовать надо быстро, так как потенциальные ниши для отечественного бизнеса могут быть заняты конкурентами из других государств.

Следует подчеркнуть, что речь идет прежде всего о частном секторе России. Необходимо принимать во внимание, что большинство российских госбанков, часть госкомпаний, их руководителей и ряд предпринимателей находятся под точечными или секторальными европейскими санкциями. Более того, Великобритания сейчас готовит свой список стран с «нерыночной экономикой», что предусматривает возможное применение особых ограничительных мер в отношении компаний с государственным участием (БОБ), если их деятельность не соответствует критериям рыночной экономики.

В частности, имеется определенный потенциал для инвестиционного взаимодействия деловых кругов двух стран. Британский бизнес после Брекзита испытывает временный дефицит крупных проектов. Возможно расширение контактов в традиционных сферах -добывающей промышленности и производст-

ве потребительских товаров. Кроме того, Россия, как и Великобритания, имеет развитый и пока не зарегулированный финтех-сектор, а сравнительно высокий уровень цифровизации в стране делает сотрудничество в этих областях перспективным.

Дополнительным фактором, стимулирующим развитие российско-британских отношений в различных сферах, является наличие в Великобритании русской диаспоры (как минимум, 40-60 тыс. человек там проживают постоянно). Помимо опальных олигархов и политэмигрантов здесь представлены солидные деловые круги из России, которые прямо или косвенно заинтересованы в расширении разного рода контактов между двумя странами. Наличие влиятельного бизнес-сообщества в Великобритании может стать фактором лоббирования и продвижения взаимных интересов сторон.

Так, в 2020 г. трое россиян - А. Усманов, М. Фридман и Р. Абрамович, согласно рейтингу британской газеты Sunday Times, вновь вошли в двадцатку богатейших жителей Великобритании. Состояние А. Усманова оценивается в 11,7 млрд. ф. ст. - седьмое место в данном рейтинге; он крупнейший бенефициар USM Holdings, который, в частности, контролирует «Металлоинвест», «Мегафон» и долю в Mail.Ru Group. Основатель «Альфа-групп» и владелец компании L1 М. Фридман - на 11-й строчке рейтинга, его активы - 10,2 млрд. ф. ст. Собственник инвесткомпании Millhouse и основной акционер Evraz Р. Абрамович занял 12-ю позицию (10,1 млрд. ф. ст.) [5]. В Лондоне также живут другие известные отечественные предприниматели и банкиры.

По некоторым оценкам, обосновавшиеся в Великобритании крупные российские бизнесмены держат на счетах в общей сложности 1,5-2 трлн. долл. По данным Deutsche Bank, в 2010-2017 гг. в британские банки были переведены десятки миллиардов долларов «серых» капиталов из России. Причем в последние десять лет скорость прироста российских активов в Великобритании составляла 1,5 млрд.

долл. в месяц, значительная часть из которых оседала на рынке недвижимости.

На этом фоне следует ожидать усиления борьбы в Великобритании с капиталами сомнительного происхождения, в частности более активного использования соответствующих судебных приказов (Unexplained Wealth Orders). Такие меры не направлены конкретно против России, задача правоохранителей -убедиться, что Лондон остается мировым финансовым центром, куда поступает капитал, полученный добросовестным путем, соответствующим как британским, так и международным правилам. Вместе с тем ряд российских бизнесменов уже покинули Великобританию под давлением происходящих там финансовых расследований.

Власти Великобритании опасаются ослабления влияния финансового центра в Лондоне после Брекзита, поэтому заинтересованы в сохранении его роли как хаба для перетока финансовых ресурсов из России и постсоветского пространства на пути в Европу и мир в целом. Ценные бумаги почти всех крупных российских компаний торгуются именно на Лондонской фондовой бирже (LSE), которая содействует притоку капитала в Россию. Кроме того, Лондонская биржа металлов (LME) и площадки по продаже других сырьевых товаров традиционно играют важную роль для российских предпринимателей.

Одним из главных сдерживающих моментов в развитии межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Великобританией являются взаимные, хотя и асимметричные по степени воздействия, торгово-политические санкции. Это создает неблагоприятный фон для расширения двусторонних торгово-экономических связей. Великобритания применяет санкции не только на национальном уровне, но и, пока, в рамках законодательства ЕС (acquis communautaire).

Соединенное Королевство вряд ли откажется от этих санкций после полного выхода из Евросоюза, поскольку они базируются на общеевропейских ценностях. Более того, возможно

принятие новых санкций исходя из самостоятельного курса британской внешней политики. Так, в июле 2020 г. в Великобритании был опубликован собственный «список Магнитского», в который уже включены российские граждане -им запрещен въезд в Королевство, а их активы подлежат конфискации.

При этом необходимо принимать во внимание не только прямые санкции, но и вторичные - касающиеся британских компаний. Так, в марте 2020 г. власти Великобритании выписали два штрафа на общую сумму 20,5 млн. ф. ст. Standard Chartered Bank за то, что он неоднократно кредитовал турецкий DenizBank, который в то время был «дочкой» Сбербанка и попал под европейские санкции. Это крупнейший штраф за нарушение санкций в отношении России как в ЕС, так и в США.

Британский регулятор, который контролирует соблюдение санкционного режима, -Office of Financial Sanctions Implementation (OFSI) подчеркнул, что Standard Chartered знал о том, что должен был прекратить финансовые сделки с DenizBank [3]. Санкции ЕС запрещают кредитование российских госбанков на срок более 30 дней, но данное требование не распространяется только на европейские «дочки» госбанков, а DenizBank не подпадает под эту категорию, что было признано серьезным нарушением.

В условиях санкционного давления в июле 2019 г. Сбербанк продал DenizBank дубайско-му Emirates NBD, которому теперь принадлежит 99,85% этого банка. Общий денежный поток Сбербанка от сделки составил примерно 5 млрд. долл., что оказалось меньше суммы его покупки и вложенных инвестиций за время владения DenizBank.

В этой связи посол Соединенного Королевства в Российской Федерации Д. Броннертотмечает, что России не следует ожидать ощутимых политических перемен в отношениях с

Великобританией после Брекзита. Межгосударственные отношения на двустороннем уровне весьма напряженные, а взаимные тор-гово-политические санкции вряд ли будут отменены в обозримом будущем.

Но по многим глобальным проблемам и вызовам, по крайней мере, стратегические интересы двух стран как мировых держав пересекаются, поэтому необходимо поддерживать диалог в различных сферах. В данных условиях укрепление экономических контактов при условии соблюдения санкций - позитивный знак для бизнеса. Вместе с тем российским властям необходимо улучшать бизнес-климат в стране для привлечения иностранных компаний, а также увеличения темпов экономического роста [1].

Для реализации этих целей, несмотря на традиционный скептицизм и массу сопутствующих проблем, следует отказаться от традиционных стереотипов и предпринять усилия для развития российско-британских отношений. Это проверка реакции торговой политики страны и возможностей ее внешнеэкономического комплекса отвечать на новые вызовы, что позволит оценить гибкость и результативность экономической дипломатии России в современных условиях.

Кроме того, заинтересованным российским госструктурам следует изучать процесс выработки национальной внешнеэкономической стратегии Великобритании, ее тактические и стратегические приоритеты, основные инструменты и механизмы их реализации, а также систему подготовки кадров. Такой анализ позволит сделать обоснованные выводы в отношении возможностей развития двусторонних отношений, а также поможет сформировать понимание новых тенденций развития многосторонней торговой системы на современном этапе и роли Российской Федерации в этом процессе. ■

Литература

1. Броннерт Д. «Можно говорить об определенной стабилизации в наших отношениях». Посол Великобритании в РФ о двусторонних отношениях, перспективах сотрудничества и «деле Скрипалей» // Коммерсантъ. 03.02.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4241443

2. Пахомов А. Торговые партнеры России: 100 лет спустя // Экономическое развитие России. 2014. Т. 21. № 2. С. 28-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21187759

3. Ткачёв И., Демурина Г., Чернышова Е. Британия оштрафовала местный банк за нарушение санкций против Сбербанка // РБК. 31.05.2020. URL: https://www.rbc.ru/finances/31/03/2020/ 5e8320319a794742de42d84a

4. Plouffe M. Will the UK really join the CPTPP free-trade bloc in Asia-Pacific? // The Conversation Trust (UK) Limited. URL: https://theconversation.com/will-the-uk-really-join-the-cptpp-free-trade-bloc-in-asia-pacific-146376

5. The Rich List 2020 // The Times. 16.05.2020. URL: https://www.thetimes.co.uk/sunday-times-rich-list

6. Trade remedies transition policy / UK government. URL: https://www.gov.uk/guidance/trade-remedies-transition-policy

References

1. Bronnert D. «We can talk about a certain stabilization in our relations». British Ambassador to Russia on bilateral relations, prospects for cooperation and the Skripal case // Kommersant. 03.02.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4241443

2. Pakhomov A. Trade partners of Russia: 100 years later // Russian Economic Development. 2014. Vol. 21. No. 2. Pp. 28-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21187759

3. Tkachev I., Demurina G., Chernysheva E. Britain fined a local Bank for violating sanctions against Sberbank // RBC. 31.05.2020. URL: https://www.rbc.ru/finances/31/03/2020/5e8320319a794742de42d84a

4. Plouffe M. Will the UK really join the CPTPP free-trade bloc in Asia-Pacific? // The Conversation Trust (UK) Limited. URL: https://theconversation.com/will-the-uk-really-join-the-cptpp-free-trade-bloc-in-asia-pacific-146376

5. The Rich List 2020 // The Times. 16.05.2020. URL: https://www.thetimes.co.uk/sunday-times-rich-list

6. Trade remedies transition policy // UK government. URL: https://www.gov.uk/guidance/trade-rem-edies-transition-policy

Opportunities and Risks for the Development of Russian-British Trade and Economic Relations after Brexit

Alexander A. Pakhomov - Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: рakhomov-aa@ranepa.ru

In the context of Brexit, the UK is leaving the scope of the EU's single trade policy and has begun to form a sovereign foreign economic strategy. This provides for a partial geographical reorientation of priorities in choosing partners in connection with the revision of existing relations with EU States, and the search for new markets and suppliers.

In this regard, despite mutual trade and political sanctions, it seems that new opportunities are emerging for the development and diversification of Russian-British trade and economic relations. Although there are risks of increasing political confrontation between the two countries.

The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research programme.

Key words: Russian Federation, Great Britain, trade policy, Brexit, trade and political sanctions, investments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.