Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

252
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / информатизация образования / дистанционное обучение / информационная культура / интеграция / information technologies / digitalization of education / distance learning / information culture / integration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коткова Дарья Ивановна

Процесс информатизации занимает одну из ключевых и ведущих позиций в различных сферах современного общества. Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования позволяет оптимизировать образовательный процесс, сделать его интересным, интерактивным и занимательным для обучающихся. Современные образовательные технологии создали возможность для широкого доступа к глобальным образовательным ресурсам и платформам, а также явились основой качественного роста системы образования и формирования мирового рынка образовательных услуг. Для автоматизации рабочих процессов в учреждениях образования используются различные сервисы и программные продукты, в тоже время выполняется модернизация материально-технической базы учреждений образования. Одной из популярных форм дистанционного обучения принято считать смешанное обучение. Оно подразумевает сочетание информационных технологий с традиционной классно-урочной системой проведения занятий, где происходит интеграция элементов дистанционного обучения в учебное занятие в аудитории, лицом к лицу с преподавателем. Эта методика предполагает, что студенты самостоятельно контролируют путь, место время и темп своего обучения, что положительно влияет на их самоорганизованность, ответственность и дисциплинированность. Такое обучение предусматривает также комбинирование опыта обучения с учителем и онлайн-обучения, что способствует более продуктивному и динамичному развитию процесса. Таким образом, в статье рассматривается система высшего образования в рамках информационного пространства, дается комплексный анализ проблем внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс. Выделяются преимущества использования виртуальных технологий и формы смешанного обучения в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND CHALLENGES OF DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION

The process of informatization takes the leading positions in various fields of modern society. The use of information technologies in the field of education allows optimizing the educational process, making it interesting and interactive for students. Modern educational technologies have created an opportunity for broad access to global educational resources and platforms, as well as the basis for the qualitative growth of the educational system and the formation of the global market for educational services. For the automation of workflows in educational institutions, various services and software products are used and at the same time modernization of the material and technical base of educational institutions is carried out. Blended learning is one of the popular forms of distance learning. It implies a combination of information technologies with a traditional class-urban activity system, where there is integration of distance learning elements in the audience. This technique suggests that students independently control the path, place time and pace of their training, which has a positive effect on their self-organization, responsibility and discipline. Thus, the article discusses the higher education system within the information space, provides a comprehensive analysis of the advantages and problems of introducing modern information technologies into the educational process.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИКА

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 7-17. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 10. P. 7-17.

Научная статья УДК 378.147

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-10-7-17

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дарья Ивановна Коткова

Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь, daryakotkova8@gmail.com

Аннотация. Процесс информатизации занимает одну из ключевых и ведущих позиций в различных сферах современного общества. Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования позволяет оптимизировать образовательный процесс, сделать его интересным, интерактивным и занимательным для обучающихся. Современные образовательные технологии создали возможность для широкого доступа к глобальным образовательным ресурсам и платформам, а также явились основой качественного роста системы образования и формирования мирового рынка образовательных услуг. Для автоматизации рабочих процессов в учреждениях образования используются различные сервисы и программные продукты, в тоже время выполняется модернизация материально-технической базы учреждений образования. Одной из популярных форм дистанционного обучения принято считать смешанное обучение. Оно подразумевает сочетание информационных технологий с традиционной классно-урочной системой проведения занятий, где происходит интеграция элементов дистанционного обучения в учебное занятие в аудитории, лицом к лицу с преподавателем. Эта методика предполагает, что студенты самостоятельно контролируют путь, место время и темп своего обучения, что положительно влияет на их самоорганизованность, ответственность и дисциплинированность. Такое обучение предусматривает также комбинирование опыта обучения с учителем и онлайн-обучения, что способствует более продуктивному и динамичному развитию процесса. Таким образом, в статье рассматривается система высшего образования в рамках информационного пространства, дается комплексный анализ проблем внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс. Выделяются преимущества использования виртуальных технологий и формы смешанного обучения в образовательном процессе.

Ключевые слова: информационные технологии, информатизация образования, дистанционное обучение, информационная культура, интеграция

Для цитирования: Коткова Д.И. Возможности и проблемы дистанционного обучения в системе высшего образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 7-17. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-10-7-17

Original article

OPPORTUNITIES AND CHALLENGES OF DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION

Darya I. Kotkova

Belarusian State University, Minsk, Belarus, daryakotkova8@gmail.com

Abstract. The process of informatization takes the leading positions in various fields of modern society. The use of information technologies in the field of education allows optimizing the educational

© Коткова Д.И., 2022

process, making it interesting and interactive for students. Modern educational technologies have created an opportunity for broad access to global educational resources and platforms, as well as the basis for the qualitative growth of the educational system and the formation of the global market for educational services. For the automation of workflows in educational institutions, various services and software products are used and at the same time modernization of the material and technical base of educational institutions is carried out. Blended learning is one of the popular forms of distance learning. It implies a combination of information technologies with a traditional class-urban activity system, where there is integration of distance learning elements in the audience. This technique suggests that students independently control the path, place time and pace of their training, which has a positive effect on their self-organization, responsibility and discipline. Thus, the article discusses the higher education system within the information space, provides a comprehensive analysis of the advantages and problems of introducing modern information technologies into the educational process.

Keywords: information technologies, digitalization of education, distance learning, information culture, integration

For citation: Kotkova D.I. Opportunities and challenges of distance learning in higher education. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;10:7-17. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2022-10-7-17

Введение

Современный этап развития общества характеризуется неуклонным ростом его информатизации, которая проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности. Современные реалии таковы, что направления для дальнейшего развития системы высшего образования задают общемировые тенденции. К ним можно отнести внедрение и обширное использование компьютерных технологий в ведущих сферах общественной жизни, интенсификацию международных взаимоотношений и приобретение личностной ценности высшего образования. «В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого обучаемого, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «онлайн» семинары (вебинары) для обучения» [Штенгель 2012: 190].

Затрагивая сферу образования, нельзя не отметить, что компьютерные технологии уже давно стали неотъемлемой частью образовательного процесса, а благодаря интенсивному развитию современных информационных технологий, процесс обучения выходит на совершенно новый передовой уровень.

Использование инновационных информационных технологий и технологий мультимедиа в образовании кардинально меняет существующую систему обучения. При этом претерпевает модернизацию как сам учебный процесс, так и происходит обновление образовательных традиций. Глобализация информационного пространства с его неограниченным контентом, а также формируемые на его базе образовательные платформы позволяют достигнуть качественно нового уровня образования, где с помощью виртуального компонента учебный процесс приобретает принципиально новые формы.

Современное общество нуждается в образованных, нравственных, предприимчивых и компетентных личностях, способных принимать стратегически важные решения, умеющие спрогнозировать возможные последствия принятых решений, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, стремящиеся нести ответственность за свои действия и поступки. С целью подготовки таких специалистов национальной системе образования требуется значительное ее обновление на всех уровнях. Современные информационно -коммуникационные технологии создали возможность для широкого доступа к глобальным образовательным ресурсам и платформам в рамках дистанционного образования, а также явились основой количественного и качественного роста образования и формирования мирового рынка образовательных услуг.

Основная часть

«Технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания, она должна соответствовать требованиям его представления. Предлагаемые к освоению знания аккумулируются в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного обучения и основанных на действующих образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и др.; одновременное обращение ко многим источникам учебной информации большого количества обучающихся; общение через сети друг с другом и с преподавателями» [Девтерова 2010: 60].

«Дистанционное обучение определяется как взаимодействие учеников и учителей друг с другом на расстоянии (удаленно), в то время как такое дистанционное обучение отражает почти все компоненты (методы, цели, организационные формы, содержание и часто средства обучения), присущие процессу обучения и осуществляются конкретными средствами телекоммуникационных технологий, обеспечивая интерактивность учебного процесса» [Ибышев 2008: 125].

Дистанционное обучение - это форма учебного процесса, в котором взаимодействие учителя с учениками осуществляется на расстоянии через различные типы опосредованных коммуникаций. Опосредованное общение - это двусторонний обмен информацией в виде текстов, аудио- или видеозаписей, таблиц, изображений и т. д. [Андреев 1999: 75].

«Дистанционное обучение понимается как педагогическая деятельность, в которой взаимодействие организовано между обучающим и обучаемым, или учащимся, и между ними, и интерактивным источником информационного ресурса (например, веб-сайта или вебстраницы), который отражает все неотъемлемые компоненты учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, учебные заведения). Обучение осуществляется в условиях реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (немедленная обратная связь между пользователем и учебным средством, компьютерная визуализация образовательной информации, архивирование больших 9 объемов передачи и обработки информации, автоматизация вычислений, поиск информации, обработка результатов учебного эксперимента, автоматизация информационных процессов -эффективная подготовка по методам, организационное управление, обучение и контроль)» [Словарь по технологиям обучения: эл. р.].

В современном обществе эффективность применения информационных систем основана на возможности «работы с учебными материалами в таком режиме и объеме, который подходит непосредственно студентам» [Бидайбеков 2010: 3]. Подчеркивается, кроме того, что при создании обучающих курсов необходимо учитывать «общедидактические требования, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования. С другой стороны, необходимо максимально использовать возможности, которые предоставляют программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий» [Полат 2004: 174].

В Республике Беларусь «созданы и постоянно обновляются электронные образовательные ресурсы (учебные издания, учебно-методическая документация образования и иные обучающие материалы). Для автоматизации рабочих процессов в учреждениях образования используются различные сервисы, в том числе программные продукты. Выполняется модернизация материально-технической базы учреждений образования (оснащение персональными компьютерами, интерактивными досками, системами видеонаблюдения)» [О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы].

В системе дистанционного образования, которое присутствует на сегодняшний день повсеместно, возлагается большая ответственность как на самого преподавателя, так и на студента образовательного учреждения.

Сегодня в белорусских вузах наблюдается интенсивный процесс информатизации обучения, что приводит к активному внедрению современных интернет-технологий в сферу образовательных услуг. Цифровая образовательная среда воздействует на различные органы чувств обучающихся, стимулирует их интерес, развивает мотивацию. Как результат, положительная мотивация к обучению в значительной мере обеспечивает успешное овладение студентами вуза необходимыми компетентностями.

«Средствами внедрения дистанционного обучения являются информационные технологии или способы передачи различных видов информации - телевизионных, почтовых и других сетей связи. Используемые методы зависят от технической среды, используемой для обмена информацией» [Дьякова 2016: 19]. В рамках дистанционного обучения могут применяться различные виды технологий. Так, И.Н. Мовчан, в частности, выделяет следующие виды технологий дистанционного обучения: кейс-технологии, сетевые технологии, основанные на использовании локальных и глобальных интернет-сетей; технологии видео-интерактивного обучения с использованием глобальной и локальной сети [Методология проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы].

Если говорить о формах дистанционного обучения, то, самым популярным его видом на данный момент является смешанное. Оно подразумевает сочетание информационных технологий с традиционной классно-урочной системой проведения занятий, где происходит интеграция элементов дистанционного обучения в учебное занятие в аудитории, лицом к лицу с преподавателем. Эта методика предполагает, что студенты самостоятельно контролируют путь, место время и темп своего обучения, что положительно влияет на их самоорганизованность, ответственность и дисциплинированность. «Обучаемые по системе ДО, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров или лабораторных работ, а работают в удобном для себя режиме (по месту, времени и темпу занятий), что предоставляет определенные преимущества тем, кто не может или не хочет изменить привычный уклад жизни» [Мартыненко и др. 2016: 447-451].

Такое обучение предусматривает также комбинирование опыта обучения с учителем и онлайн-обучения. Важно, чтобы на этапе планирования занятий с дистанционным обучением преподаватель оценил эффективность его использования, был убежден в его уместности и оправданности. Задача преподавателя состоит в оптимальном сочетании использования инновационных информационных ресурсов, традиционных печатных пособий, развитии новых форм сотрудничества преподавателя со студентами в смешанной среде.

На сегодняшний момент чаще всего преподавателями используются следующие модели смешанного обучения:

1) Перевернутый класс - образовательная практика, состоящая из двух частей. Первое -это интерактивное групповое обучение в аудитории под руководством преподавателя, и второе - это самостоятельное обучение с помощью компьютерных технологий вне аудитории (самостоятельное изучение онлайн-курса дома). При реализации этой модели учебный процесс как бы переворачивается, потому что новый материал изучается дома самостоятельно посредством онлайн-курсов. В учебной аудитории происходит детальная проработка особо сложных моментов. Преимущества данной модели просматривается в следующем.

Во-первых, обучающийся может неограниченное количество раз просмотреть вызывающий трудности учебный материал.

Во-вторых, обучение происходит в индивидуальном темпе. Если возникли какие-либо проблемы при самостоятельном изучении материала дома, то обучающийся приходит в аудиторию уже с конкретными трудностями по теме. Обучающиеся могут самостоятельно контролировать и организовать свое время так, чтобы повторно вникнуть в материал,

который вызвал наибольшее количество затруднений по вопросам по теме, и, как следствие, сформировать список наиболее проблемных вопросов с целью их воспроизведения на аудиторном занятии. Данная модель позволяет уйти от фронтальной работы в вузовской аудитории и перейти к индивидуальному обучению. Это возможно, благодаря тому, что информация об успешности освоения нового материала самостоятельно позволяет преподавателю оперативно скорректировать сценарий занятия.

2) Модель ротации станций (смена рабочих зон). Суть ее заключается в том, что в учебной аудитории организуется одновременно как минимум три станции. Каждая группа получает свой так называемый маршрутный лист, в котором написано индивидуальное задание и конечная цель работы на станции. Стоит заметить, что самыми эффективными считаются здесь группы 3-4 человека. На первой станции преподаватель непосредственно работает со всей группой (фронтальная работа), у него есть возможность оценить у кого какой пробел и дефицит знаний, и, как следствие, по возможности устранить его. На второй станции обучающиеся самостоятельно работают над мини-проектом (групповые проекты). При этом обязательной составляющей является онлайн-обучение, которое происходит на третьей станции. Время работы на каждой станции может составлять около 10-15 мин. Между каждой станцией организуются переходы. После окончания работы на всех станциях выходят представители групп и защищают свои проекты. Станций может быть и две: работа с преподавателем с онлайн-курсом. В таком случае проектная работа проводится не реже чем каждое третье - четвертое занятие. Возможны также варианты и с четырьмя станциями. В данном случае добавляется индивидуальная самостоятельная работа.

3) Модель лабораторий. Эта модель похожа на «перевернутый класс», так как здесь имеется онлайн-курс. Эта модель имеет также и сходство с моделью «ротаций станций». Только станции в данном случае вырастают до целых лабораторий. При этом несколько преподавателей на параллели договариваются о создании этих самых лабораторий. Они также разрабатывают онлайн-курс с новым материалом, который обучающиеся осваивают самостоятельно. Преподаватели при данной модели формируют единое образовательное пространство, а также договариваются с администрацией учебного заведения о том, что каждое третье или четвертое занятие будет посвящено проектной деятельности.

4) Гибкая модель. Эта модель вызывает наибольшую сложность для реализации, но в тоже время, и является одной из самой перспективной. Сложность заключаются в том, что у обучающихся должны быть хорошо развиты навыки самоорганизации.

Сложности могут возникнуть также и при организации самой учебной среды. Обычно это что-то вроде центральной аудитории. Помимо этого, обучающиеся имеют свои индивидуальные мини-офисы, учебные лаборатории, помещения для проектной работы, а также зоны для социализации или для общения. Основная идея данной модели заключается в том, что обучающиеся не ограничены определенным количеством времени на тот или иной вид деятельности. Вместо этого, каждый имеет свой собственный гибкий график работы, который можно изменить по желанию в случае необходимости в любой момент. В гибкой модели отсутствует множество ограничений, существующих в образовательном процессе. Не существует как такового урока, нет границ помещения или каких-либо других границ или ограничений. Каждый студент получает возможность учиться в своем комфортном для него темпе.

Все эти модели предполагают существенное изменение учебно-воспитательного процесса. В частности, меняется роль преподавателя: роль преподавателя базового материала берут на себя онлайн-курсы как проектной, так и самостоятельной работы. Стабильные учебные занятия заменяются на динамические. А в целом можно сказать, что при смешанном обучении преподаватель обучает тому, как нужно учиться, а не самому предмету. Таким образом, методику смешанного обучения можно рассматривать как технологию, которая позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения или взаимно компенсировать недостатки каждого из них.

«В смешанном курсе электронное и традиционное обучение должны идти параллельно: каждому разделу, пройденному на занятии, должен соответствовать блок заданий в сети. Электронный курс не заменяет, а дополняет основные занятия, поэтому нет смысла размещать учебник, по которому проводятся занятия, в электронной среде. В сети могут быть выложены справочные материалы, которые не вошли в основной учебник» [Краснова 2014: 410].

В процессе применения моделей смешанного обучения преподаватели и учителя используют различные цифровые образовательные ресурсы и онлайн-сервисы. Используются как уже готовые цифровые ресурсы, так и создаваемые самими преподавателями материалы. При этом отдается предпочтение комплексным электронным ресурсам, содержащим в себе как учебный контент, который наиболее полно отвечает всем предъявляемым требованиям, так и инструментарий для организации учебного процесса. Одним из преимуществ смешанного обучения является то, что преподаватель может творчески комбинировать различные веб-технологии, продуктивно применять различные методические приемы и педагогические подходы. Целесообразно заранее продумать и разработать типы смешанных комбинаций, которые наилучшим образом будут способствовать выполнению поставленных академических задач.

«С позиции дистанционного обучения смешанная модель обеспечивает больше гибкости (свободы) в осуществлении образовательного процесса. Гибкость включает в себя несколько аспектов образовательного процесса. Во-первых, преподаватель имеет больше свободы презентации учебных материалов. Он уже не обязан выдавать все материалы во время занятий. Преподаватель имеет возможность разделить все материалы на две части и одну предоставлять во время аудиторных занятий, а другая может быть получена студентами посредством самостоятельной работы в сети или с другими источниками в Интернет. Во-вторых, смешанное обучение дает преподавателям больше гибкости и свободы в контроле и оценивании. Преподаватель имеет возможность проводить онлайн тестирования, размещать задания и тесты, и даже итоговый тест в конце семестра. Подобная возможность хороша как для преподавателя, так и для студентов. Преподаватель имеет больше времени для оценки деятельности студентов, а студенты имеют возможность работать над своими заданиями из любого места, не приходя в аудиторию» [Ибышев 2008].

При смешанном обучении происходит быстрое и естественное выстраивание ассоциативных связей и интуитивных идей, нарушается требование включения нового знания в уже имеющееся. Кроме того, в процессе обучения формируется спонтанность, адаптивность, индивидуализация, интерактивность обучения и глубина рефлексии. Оно обеспечивает вовлеченность целой аудитории. В дополнении к этому, способствует формированию субъективной точки зрения обучающихся, повышению мотивации, экономии времени, удачному сочетанию одновременно очной и заочной форм взаимодействия, социальной активности, самостоятельности как в освоении учебного материала, так и по отношению к целеполаганию и способ достижения личных образовательных целей.

Управление организацией самостоятельной работы в рамках дистанционного обучения занимает одну из ведущих позиций в современной системе образования. Она должна отвечать требованиям простоты и понятности, сопровождаться качественным научно -техническим и материально-техническим обеспечением, действенной системой координирования и коррекции, а также иметь максимально возможную практическую направленность. Следует особо отметить немаловажную роль самих обучающихся в сфере самостоятельного получения знаний, а именно их активную позицию, максимальную вовлеченность в процесс овладения знаниями. В основе координации самостоятельной работы студентов лежит и степень осознанности, и мотивационный фактор студентов как участников образовательного процесса. Таким образом, управление самостоятельной работой выступает процессом формирования у студента способности к саморегуляции и самоуправлению учебной деятельностью. Это предполагает осознание им структуры

собственной учебно-познавательной деятельности, представленной в виде потребностно-мотивационного компонента, учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки. Предметная саморегуляция неразрывно связана с личностностной. В результате адекватной организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности у студентов формируются такие качества интеллектуальной сферы личности как самостоятельность, активность, осознанность, обобщенность и системность, то есть те качества личности, необходимые для современного общества.

Таким образом, дистанционное обучение - это в основном самостоятельная форма обучения, основным средством которой являются информационные технологии [Никуличева 2016: 33].

Смешанное обучение является одной из эффективных образовательных технологий с огромным потенциалом использования и в будущем. При рациональном и правильном использовании данной технологии, такое обучение будет способствовать формированию у обучающихся ценных индивидуальных качеств личности. К таким качествам и умениям можно отнести:

1) готовность решать комплексные и сложные задачи;

2) умение критически анализировать информацию;

3) умение нестандартно креативно находить решения к той или иной проблемной ситуации;

4) готовность нести ответственность за принятые решения;

5) способность находить необходимую информацию из достоверных источников;

6) умение работать в команде;

7) желание постигать новое на протяжении жизни;

8) умение принимать решения в сложившейся ситуации.

В рамках информатизации образовательного процесса на преподавателя возлагается задача по формированию и повышению информационной культуры, а также информационной компетентности студента.

Преподаватель как субъект образовательных отношений в данном случае выступает и как носитель, и как транслятор информационной культуры, посредством которой информационное общество реализует свои потребности в постоянном освоении новых информационных просторов при осуществлении той или иной профессиональной деятельности, что является значимой частью образовательного процесса.

Во-первых, преподаватель помогает ориентироваться в виртуальной информационной среде и отбирать нужную информацию, развивает умение ее обобщать, анализировать, и использовать виртуальный образовательный ресурс в своей учебной деятельности для успешного овладения предмета учения.

А во-вторых, очень важна воспитательная составляющая в новом реорганизованном учебном процессе, которая заключается в том, чтобы сформировать у студента информационное мировоззрение, научить его конкретно и легитимно пользоваться информационными данными.

Таким образом, «главная функция дистанционного обучения на сегодняшний день -это предоставление возможности получения как первого, так и второго образования, повышение квалификации, потому что в этом случае в роли студентов выступают целеустремленные люди со сложившимся характером, которые смогут успешно завершить обучение. Следует учитывать, что перспективы развития данной формы обучения велики. Многие предпочтут дистанционное обучение в каком-нибудь престижном университете, чем даже очное в местном учебном заведении. Это существенно повысит качество квалифицированных работников, попадающих на рынок труда, и изменит в лучшую сторону положение в сфере образования (повысятся требования, предъявляемые ВУЗам, произойдет естественное «отмирание» учебных заведений, не выдерживающих конкуренции)» [Мазько 2007: 122].

На начальном этапе с группой или индивидуально могут возникнуть проблемы технического характера. Для эффективной работы и своевременной обратной связи со студентами необходим беспрерывный доступ к интернету. Преподаватель должен владеть умениями в обращении с техническими средствами, необходимыми для занятий онлайн, такими как ноутбук или стационарный компьютер, веб-камера, приложения и программы для обработки видео, создания компьютерных презентаций, тестов, игр. Как правило, преподаватель проводит до начала занятий инструктаж или вводную лекцию, чтобы убедиться, что у студентов не возникнет проблем с предлагаемыми техническими средствами, навигацией сайтов, средствами связи. Также необходимо предоставлять четкие инструкции сразу и в течение всего курса, чтобы избежать непонимания и задержки в выполнении заданий некоторыми студентами.

Из этого следует, что из существенных недостатков дистанционного обучения на сегодняшний день является недостаточный уровень компетентности преподавателей в вопросах применения виртуальных технологий в учебном процессе. Для многих преподавателей учебный процесс с применением информационных технологий представляется неким камнем преткновения на пути к достижению целей, так как они не владеют теми приемами и методами, необходимыми в реализации дистанционного обучения. Кроме того, преподаватели, которые являются сторонниками классического традиционного обучения не видят явной пользы и преимущества от использования информационных технологий и апеллируют тем, что в большинстве своем учебные занятия привязаны к четкому учебно-методическому плану.

Зачастую многие преподаватели не готовы использовать в своей деятельности какую-либо инновационную технологию (в т.ч. и смешанное обучение), так как в процессе реализации этого вида технологии, требуется большое количество времени и усилия (особенно на первоначальную подготовку), направленные на формирование учебной и информационной культуры группы, так как здесь преподаватель должен уделять основное внимание формированию навыков самостоятельной и групповой работы, а также компетентностей, необходимых для успешного процесса коммуникации. Преподаватель должен пересмотреть программу курса, выделить те темы и вопросы, которые можно было бы реализовать в дистанционной форме. В дальнейшем ему целесообразно разместить видео- и аудиолекции, интерактивные презентации, разработать задания, кейсы, ролевые игры, определить темы для обсуждения на образовательном форуме, разработать задания для самостоятельного изучения тем, контрольные вопросы, критерии оценки заданий, подобрать дополнительные электронные материалы на ресурсы удаленного доступа.

Еще одним недостатком стоит отметить чрезмерное применение виртуальных технологий в образовательном процессе. Зачастую бывает, что информационно -коммуникационные технологии превалируют в значительном объеме в аудиторных занятиях со студентами и носят более развлекательный, а не образовательный характер. Таким образом, преподаватель избегает других форм работ с обучающимися и перекладывает основную часть процесса обучения непосредственно на информационные технологии.

Кроме того, из-за отсутствия хорошо оснащенных компьютерных аудиторий с доступом в сеть Интернет, многие преподаватели вынуждены планировать онлайн-обучение в качестве самостоятельной работы студентов вместо того, чтобы провести качественное информационно-коммуникационное занятие в аудитории. Залог успешности будущего молодого специалиста в немалой степени определяется и тем, насколько преподаватель будет способствовать его становлению культуры непрерывного учения, вовлеченности и активности в образовательном процессе, способствуя его самореализации, и одновременно привитию студенту тех знаний и навыков, которые смогут сформировать в должной мере информационную культуру.

«Смешанное обучение становится чрезвычайно востребованным. Современные студенты уже настроены на наличие онлайн компонента, сопровождающего основной курс по предмету. Разнообразие ресурсов электронной составляющей смешанного курса открывает новые возможности презентации учебного материала в доступной и интересной форме. Потенциал компьютерных средств для реализации качественного обучения языку, основанного на принципе гибкости и вариативности, позволяет студентам определять индивидуальную траекторию изучение предмета самостоятельно» [Логинова 2015: 809-811].

Заключение

Процесс внедрения информационных технологий в систему обучения является неотъемлемым элементом системы образования, который требует внесения постепенных изменений не только на законодательном уровне, но и на уровне финансовых затрат на создание видеоматериалов, технической поддержки, реализации обучающих программ и модулей, переподготовки преподавательских кадров. Адаптация виртуальных форм обучения не должна носить стихийный и повсеместный характер на аудиторных занятиях. В условиях глобализации и информатизации каждому преподавателю следует более рационально подходить к образовательному процессу, использовать как очные, так и дистанционные формы обучения в пропорционально равной мере на всех занятиях.

Список литературы

1. Андреев А.А. Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. 196 с.

2. Бидайбеков Д.Е. Технологии дистанционного обучения в условиях кредитной системы подготовки студентов технического вуза: автореф. ... к. пед. н. Алматы, 2010. 24 с.

3. Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением // Гуманизация образования. 2010. № 1. С. 58-63.

4. Дьякова О.И. О внедрении дистанционного обучения: открытое письмо директору колледжа // Ученые записки ИСГЗ. 2016. № 2. С. 18-22.

5. Ибышев Е.С. Дистанционное обучение: теория и практика. Караганда: Изд-во «Бшм», 2008.

196 с.

6. Краснова Т.И., Сидоренко Т.В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // Образовательные технологии и общество. 2014. № 2. С.403-413.

7. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 809-811. URL: https://moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 08.06.2021).

8. Мазько А.Ю., Поповская В.Б. Новые технологии обучения (дистанционное обучение) // Альманах современной науки и образования. 2007. № 3-3. С. 121-122.

9. Мартыненко О.В., Шакирова Ю.К., Зайцева С.В., Абилдаева Г.Б. Дистанционная форма обучения как инновационный метод получения образования в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 18 (122). С. 447-451. URL: https://moluch.ru/archive/122/33848/ (дата обращения: 29.10.2021).

10. Методология проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы [Электронный ресурс]. URL: http://www.monographies.ru/244 (дата обращения: 30.10.2021).

11. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практическое пособие. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. 72 с.

12. О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021- 2025 годы [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/upload/docs/op/C22100066_1612472400.pdf (дата обращения: 08.06.2021).

13. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева / ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.

14.Словарь по технологиям обучения [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/dictionary/ 1031/word/informacionokomunikacionaja-predmetnaja -sreda (дата обращения: 04.11.2021).

15. Штенгель Ю.Ю. Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий // Педагогика: традиции и инновации. Материалы II междунар. науч. конф., г. Челябинск, октябрь 2012 г. Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 190-192.

References

1. Andreev A.A. Soldatkin V.I. Distantsionnoe obuchenie: sushchnost', tekhnologiya, organizatsiya [Distance learning: essence, technology, organization]. Moscow, Izdatel'stvo MESI, 1999, 196 р. (In Russ.).

2. Bidaibekov D.E. Tekhnologii distantsionnogo obucheniya v usloviyakh kreditnoi sistemy podgotovki studentov tekhnicheskogo vuza [Distance learning technologies in the conditions of the credit system for training students of a technical university]. Abstract of Ph. D. Thesis. Almaty, 2010, 24 р. (In Russ).

3. Devterova Z.R. Sovremennye podkhody k organizatsii i upravleniyu distantsionnym obucheniem [Modern approaches to the organization and management of distance learning]. Gumanizatsiya obrazovaniya, 2010, no 1, pp. 58-63. (In Russ.).

4. D'yakova O.I. O vnedrenii distantsionnogo obucheniya: otkrytoe pis'mo direktoru kolledzha [On the introduction of distance learning: an open letter to the director of the college]. Uchenye zapiski ISGZ, 2016, no. 2, pp. 18-22. (In Russ.).

5. Ibyshev E.S. Distantsionnoe obuchenie: teoriya i praktika [Distance Learning: Theory and Practice]. Karaganda, Bilim, 2008, 196 p. (In Russ.).

6. Krasnova T.I., Sidorenko T.V. Smeshannoe obuchenie kak novaya forma organizatsii yazykovogo obrazovaniya v neyazykovom vuze [Blended learning as a new form of organizing language education in a non-linguistic university]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo, 2014, no. 2, pp. 403-413. (In Russ.).

7. Loginova A.V. Smeshannoe obuchenie: preimushchestva, ogranicheniya i opaseniya [Blended Learning: Benefits, Limitations and Concerns]. Molodoi uchenyi, 2015, no. 7 (87), pp. 809-811. (In Russ.). Available at: https://moluch.ru/archive/87/16877/ (accessed: 08.06.2021).

8. Maz'ko A.Yu., Popovskaya V.B. Novye tekhnologii obucheniya (distantsionnoe obuchenie) [New learning technologies (distance learning)]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya, 2007, no. 3-3, pp. 121-122. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Martynenko O.V., Shakirova Yu.K., Zaitseva S.V., Abildaeva G.B. Distantsionnaya forma obucheniya kak innovatsionnyi metod polucheniya obrazovaniya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Distance form of education as an innovative method of obtaining education in higher educational institutions]. Molodoi uchenyi, 2016, no. 18 (122), pp. 447-451. (In russ.). Available at: https://moluch.ru/archive/122/33848/ (accessed: 29.10.2021).

10. Metodologiya proektirovaniya razvivayushchei informatsionnoi obrazovatel'noi sredy v usloviyakh sovremennoi shkoly [Methodology for designing a developing information educational environment in a modern school]. (In Russ.). Available at: http://www.monographies.ru/244 (accessed: 30.10.2021).

11. Nikulicheva N.V. Vnedrenie distantsionnogo obucheniya v uchebnyi protsess obrazovatel'noi organizatsii [The introduction of distance learning in the educational process of an educational organization]. Moscow, Federal'nyi institut razvitiya obrazovaniya, 2016, 72 p. (In Russ.).

12. O Gosudarstvennoi programme «Tsifrovoe razvitie Belarusi» na 2021-2025 gody [About the State Program "Digital Development of Belarus" for 2021-2025]. (In Russ.). Available at: https://pravo.by/upload/docs/op/C22100066_1612472400.pdf (accessed: 08.06.2021).

13. Polat E.S. Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya [Theory and practice of distance learning]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2004, 416 p. (In Russ.).

14.Slovar' po tekhnologiyam obucheniya [Dictionary of Learning Technologies]. (In Russ.). Available at: http://didacts.ru/dictionary/1031/word/informacionokomunikacionaja-predmetnaja-sreda (accessed: 04.11.2021).

15. Shtengel' Yu.Yu. Distantsionnoe obuchenie kak forma organizatsii samostoyatel'noi raboty studentov s ispol'zovaniem dostupnykh internet-tekhnologii [Distance learning as a form of organization of independent work of students using available Internet technologies]. Pedagogika: traditsii i innovatsii, Chelyabinsk, Dva komsomol'tsa, 2012, pp. 190-192. (In Russ.).

Информация об авторе Д.И. Коткова - старший преподаватель кафедры английского языка экономических специальностей, Белорусский государственный университет.

Information about the author D.I. Kotkova - Senior Lecturer of Department of English for Economics, Belarusian State University.

Статья поступила в редакцию 08.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 22.03.2022.

The article was submitted 08.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 22.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.