Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации / педагог профессионального образования (ППО) / цифровизация образования / цифровая платформа / professional development / teacher of vocational education (PPE) / digitalization of education / digital platform

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т А. Ивашкина

В статье исследованы возможности использования цифровых платформ в повышении квалификации педагогов профессионального образования. Предпринята попытка обобщения и структурирования теоретического материала по данной проблеме, представлена характеристика цифровой трансформации современного вуза и единой образовательно-цифровой экосистемы вуза, направленной на повышение квалификации педагогов профессионального образования; рассмотрены примеры развития компетенций педагогов профессионального образования российских вузов. Сделан вывод, что применение цифровых платформ как инструмента повышения квалификации педагогов высшей школы предоставляет возможность достичь непрерывности обучения, роста уровня профессиональных знаний, регулярного обмена теоретическими знаниями и практическим опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т А. Ивашкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND PROBLEMATIC ASPECTS OF USING DIGITAL PLATFORMS IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION

The article examines ways of using digital platforms in professional development of teachers of vocational education. The author attempts to generalize and structure theoretical material on this problem, presents characteristics of the digital transformation of a modern university and the unified educational and digital ecosystem of a university, aimed at improving the qualifications of teachers of vocational education; examples of the development of competencies of teachers of professional education of Russian universities are considered. It is concluded that the use of digital platforms as a tool for advanced training of teachers of higher education provides an opportunity to achieve continuity of training, increase the level of professional knowledge, regular exchange of theoretical knowledge and practical experience.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Речь идет про обед с кардиналом Мендосой, во время которого все присутствующие восхищались открытиями испанского мореплавателя Колумба. Однако один из гостей заметил, что любой в Испании мог бы добиться подобных достижений. Но Христофор Колумб, который был известен не только тем, что открыл в XV веке для европейцев Новый Свет, но и своими нестандартными идеями и решениями, предложил присутствующим решить задачу: поставить вертикально яйцо. После того, как никто из гостей не справился с этим заданием, Колумб взял яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол. Разумеется, гости наперебой кричали, что так каждый бы смог сделать. На что известный мореплаватель возразил: «Разница в том, господа, что вы могли бы это сделать, а я сделал!».

Студентам могут быть предложены следующие предтекстовые задания: Прочитайте заголовок истории. Как Вы понимаете выражение «Колумбово яйцо»? О чем может идти речь в истории? Успешность восприятия понимания прочитанного при любом типе чтения определяет вероятностное прогнозирование как неотъемлемый компонент активной мыслительной деятельности. Предварительно можно было попросить прочитать биографию Колумба и узнать, какие нестандартные идеи и решения он предлагал.

После прочтения истории студентам задается вопрос: оказались ли верными их предположения? Что на самом деле означает это устойчивое выражение „das Ei des Kolumbus'? На частично-репродуктивном этапе студентам предлагается сформулировать тему одним словом, словосочетанием и предложением, дать характеристику главным героям, использовав указанные качества, составить подробный план с опорными словами и, наконец, пересказать историю. Исследователь Г.А. Бобылева отмечает один из важнейших показателей сформированной иноязычной речевой компетенции учащегося -это умение строить самостоятельные иноязычные высказывания [1]. Могут быть предложены следующие задания, которые нацелены на интерпретацию текста и формулирование собственных оценочных суждений: Как Вы находите данную историю? В чем ее мораль? Выберите подходящую пословицу из предложенных, обоснуйте свой выбор. Просмотрите текст, выделите

Библиографический список

предложения, характеризующие время действия и эпоху. Как бы Вы решили загадку предложенную Колумбом? Попробуйте придумать свою загадку или головоломку, которую можно решить, если мыслить нестандартно. Почему важно мыслить нестандартно и искать новые решения? Как это может помочь в личной жизни и работе? Задания данного этапа обучения чтению могут способствовать развитию аналитических умений, связанных с осмыслением прочитанного: сделать вывод на основе извлеченной фактической информации, умение установить замысел автора, предположить дальнейшее развитие событий; умение оценить изложенные факты; умение интерпретировать и понять подтекст или имплицитный замысел. В заключение предлагается монологическое высказывание на одну из тем, которые прорабатывались на занятиях по практике речи, в данном случае - «Известная личность»: каких других исторических личностей или современных деятелей Вы знаете, которые также были известны своими нестандартными идеями и решениями? Расскажите о них.

Для развития лингвистической компетенции предлагаются следующие типы заданий: Поставьте артикль и напишите существительное в мн. ч. Дополните правильные окончания прилагательных. Вспомните управление глаголов, напишите три формы глагола. Переформулируйте предложения. Дополните предложения, используя инфинитив с частицей zu Ответьте на вопросы, используя разные типы придаточных. Переведите предложения с русского на немецкий.

Таким образом, можно сделать выводы, что включение фабульных текстов в программу по дисциплине «Немецкий язык» в рамках занятий по домашнему чтению, предназначенных для пересказа, позволяет развивать не только навыки монологической речи и строить собственные оценочные суждения на основе прочитанного, но и развивать ИКК обучающихся. Опыт показывает, что студенты с большим интересом читают предлагаемые фабульные истории, выполняют предтекстовые и послетекстовые задания, обсуждают прочитанное, пересказывают тексты и формулируют мораль или основной посыл автора, а в конце курса отмечают удовлетворенность достигнутым результатом.

1. Бобылева ГА. Пересказ фабульных текстов как средство развития монологической речи. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1995.

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. Москва: АРКТИ, 2004.

3. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Москва, Просвещение, 1973.

4. Коряковцева Н.Ф. Комплексное развитие речевых умений в языковом вузе (на материале «домашнее чтение»). Сборник научных трудов Московского государственного лингвистического университета. 1981; № 182: 179-197.

5. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. Минск: Высшая школа, 2004.

6. Нарустранг Е.В. Kurze Geschichten aus allen Zeiten. Санкт-Петербург: Союз, 1999.

7. Стрекалова М.Д. Стратегии обогащения словарного запаса студентов языковых вузов на занятиях по домашнему чтению. Ярославский педагогический вестник. 2007; № 4 (53): 91-94.

8. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Моосква: Просвещение, 1991.

9. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. Москва: Высшая школа, 2005.

10. Ehlers S. Lesen als Verstehen. Arbeit mit literarischen Texten. Berlin: Langenscheidt, 2007.

References

1. Bobyleva G.A. Pereskaz fabul'nyh tekstovkaksredstvorazvitiya monologicheskojrechi. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1995.

2. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam: posobie dlya uchitelya. Moskva: ARKTI, 2004.

3. Klychnikova Z.I. Psihologicheskie osobennosti obucheniya chteniyu na inostrannom yazyke. Moskva, Prosveschenie, 1973.

4. Koryakovceva N.F. Kompleksnoe razvitie rechevyh umenij v yazykovom vuze (na materiale „domashnee chtenie"). Sbornik nauchnyh trudov Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 1981; № 182: 179-197.

5. Maslyko E.A., Babinskaya P.K., Bud'ko A.F., Petrova S.I. Nastol'naya kniga prepodavatelya inostrannogo yazyka: Spravochnoe posobie. Minsk: Vysshaya shkola, 2004.

6. Narustrang E.V. Kurze Geschichten aus allen Zeiten. Sankt-Peterburg: Soyuz, 1999.

7. Strekalova M.D. Strategii obogascheniya slovarnogo zapasa studentov yazykovyh vuzov na zanyatiyah po domashnemu chteniyu. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2007; № 4 (53): 91-94.

8. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Mooskva: Prosveschenie, 1991.

9. Folomkina S.K. Obuchenie chteniyu na inostrannom yazyke v neyazykovom vuze. Moskva: Vysshaya shkola, 2005.

10. Ehlers S. Lesen als Verstehen. Arbeit mit literarischen Texten. Berlin: Langenscheidt, 2007.

Статья поступила в редакцию 22.03.23

УДК 378

Ivashkina T.A., senior teacher, Moscow Aviation Institute (Moscow, Russia), E-mail: ivashkinatat@yandex.ru

OPPORTUNITIES AND PROBLEMATIC ASPECTS OF USING DIGITAL PLATFORMS IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION. The article examines ways of using digital platforms in professional development of teachers of vocational education. The author attempts to generalize and structure theoretical material on this problem, presents characteristics of the digital transformation of a modern university and the unified educational and digital ecosystem of a university, aimed at improving the qualifications of teachers of vocational education; examples of the development of competencies of teachers of professional education of Russian universities are considered. It is concluded that the use of digital platforms as a tool for advanced training of teachers of higher education provides an opportunity to achieve continuity of training, increase the level of professional knowledge, regular exchange of theoretical knowledge and practical experience.

Key words: professional development, teacher of vocational education (PPE), digitalization of education, digital platform

Т.А. Ивашкина, ст. преп., Московский авиационный институт, г. Москва, E-mail: ivashkinatat@yandex.ru

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье исследованы возможности использования цифровых платформ в повышении квалификации педагогов профессионального образования. Предпринята попытка обобщения и структурирования теоретического материала по данной проблеме, представлена характеристика цифровой трансформации современного вуза и единой образовательно-цифровой экосистемы вуза, направленной на повышение квалификации педагогов профессионального образования; рассмотрены примеры развития компетенций педагогов профессионального образования российских вузов. Сделан вывод, что применение цифровых платформ как инструмента повышения квалификации педагогов высшей школы предоставляет возможность достичь непрерывности обучения, роста уровня профессиональных знаний, регулярного обмена теоретическими знаниями и практическим опытом.

Ключевые слова: повышение квалификации, педагог профессионального образования (ППО), цифровизация образования, цифровая платформа

Обучение на протяжении жизни - одна из важнейших черт современного человека. Постоянное саморазвитие и повышение квалификации является важной составляющей деятельности педагога профессионального образования (ППО). Развитие работников образовательной отрасли предполагает непрерывное приобретение новых и совершенствование ранее приобретенных профессиональных и общих знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной работы, постоянное самообразование и другие виды и формы роста ППО и может происходить путем формального и неформального образования, стажировки и тому подобное.

Сегодня фундаментальным условием поддержки высокого профессионального уровня ППО является цифровизация системы повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы, а основным вектором направления развития образовательной деятельности является дистанционное (удаленное) обучение, базирующееся на применении ИКТ, что подтверждает актуальность исследования. Применение цифровых платформ и технологий удаленного доступа предоставляет новые возможности для роста профессионального уровня и профессиональных компетенций ППО, повышения квалификации, применение которых может быть осуществлено с меньшими финансовыми затратами и в более короткие сроки, что, в свою очередь, способствует непрерывности обучения, дает возможности для саморазвития и роста уровня знаний за счет регулярного информационного обмена [1].

Türk N., Kalayci N., Yamak H. [2] отмечают, что цифровизация образования, в том числе в рамках повышения квалификации ППО, представляет собой комплексный процесс, состоящий из перевода учебного контента в цифровой формат; применения цифровых платформ и разработки онлайн-курсов, позволяющих самостоятельное приобретение знаний; оснащения вузов требуемой инфраструктурой, предоставляющей возможность использования цифрового учебного контента всем субъектам образовательного процесса; целевого повышения квалификации научно-преподавательского состава вуза.

Целью исследования является выявление возможностей и проблем использования цифровых платформ в повышении квалификации ППО.

Задачи исследования:

- проанализировать массив научной литературы, отражающий возможности и проблемные аспекты использования цифровых платформ в повышении квалификации ППО;

- дать характеристику цифровой трансформации современного вуза и единой образовательно-цифровой экосистемы вуза, направленной на повышение квалификации ППО;

- рассмотреть примеры развития компетенций ППО российских вузов.

Методологическую основу исследования составляют методы систематизации и обобщения, с помощью которых проработаны основные научные источники по представленной теме.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предложенное видение возможностей использования цифровых платформ в повышении квалификации ППО будет способствовать углублению представлений о методах и формах повышении квалификации ППО.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при использовании цифровых платформ в повышении квалификации ППО.

Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые обоснована зависимость повышения квалификации ППО от создания единой образовательно-цифровой экосистемы вуза.

Как отмечают исследователи Муравьева А.А., Олейникова О.Н. [3], для подготовки и повышения квалификации ППО в современных условиях осуществлен переход на новую образовательную модель, реализована замена традиционно-классического образовательного пространства на виртуально-сетевое, цифровая трансформация всех направлений деятельности вузов, обеспечение всех участников образовательного процесса равными возможностями доступа к услугам, информации и знаниям, предоставляемым на основе ИКТ В образовательном процессе предпочтение отдается инновационным технологиям смешанного обучения, совместного обучения, интегрированного обучения, перевернутого класса, сторителлинга и т. д.

Исследователями Гончарук Н.П., Хромовой Е.И. [4; 5] отработаны технологии научно-методического сопровождения реализации компетентност-но-ориентированных моделей повышения квалификации ППО в профессионально-квалификационном, дидактическом, социальном, маркетинговом, информационно-коммуникационном, мониторинговом, психолого-мотивационном, консалтинговом, коучинговом направлениях; разработаны и экспериментально апробированы на курсах повышения квалификации акметехнологическое научно-методическое обеспечение реализации компетентностно-ориентиро-ванных моделей повышения квалификации, в частности цифровые программно-методические комплексы, электронные учебные курсы, учебно-методические пособия, аналитические материалы, виртуальные книжные полки и тому подобное.

Несмотря на то, что основными учреждениями для прохождения курсов повышения квалификации ППО являются институты последипломного педагогического образования, в настоящее время созданы и разнообразные университетские онлайн-платформы и интернет-ресурсы, чему способствует цифровая трансформация современных вузов, которая предусматривает создание современного цифрового учебного заведения, проходящего коренную цифровизацию системы управления, образовательной и научной деятельности и включающего пять направлений [6]:

1. Цифровое управление. Цифровой маркетинг: внедрение сквозной системы электронного документооборота; обеспечение ИТ-поддержки процессов принятия управленческих решений; цифровизация органов управления, которые обеспечивают реализацию новых функций и совершенствование качества и эффективности методов управления.

2. Цифровое образование: развитие единой информационно-образовательной платформы с использованием современных ИКТ; формирование, развитие и удовлетворение информационных потребностей кафедр и структурных подразделений, обеспечивающих образовательную деятельность; изучение лучших практик, разработка и внедрение курсов по новым технологиям; популяризация образовательных программы по STEM-образованию и т. д.

3. Цифровая наука: обеспечение доступа к цифровым банкам научной информации, электронным библиотечным фондам; ИТ-поддержка участия студентов, профессорско-преподавательского состава в национальных и международных научных программах; развитие цифровой платформы для проведения фундаментальных и прикладных исследований; повышение надежности и эффективности обработки больших объемов информации и т. п.

4. Развитие человеческого капитала: совершенствование цифровой грамотности, развитие цифровой компетентности научно-педагогических работников и студентов; разработка, развитие и использование цифровых технологий для повышения цифровой культуры пользователей; подготовка кадрового состава к переходу на безбумажные технологии работы и т. п.

5. Создание единой образовательно-цифровой экосистемы (ЕОЦЭ): развитие единой цифровой среды для поддержки эффективного взаимодействия субъектов, охватывающей информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность; развитие систем защиты данных в электронных информационных системах и противодействие киберпреступности; развертывание топологии широкополосных высокоскоростных каналов электронных коммуникаций, систем формирования ИКТ-пространств беспроводного доступа к электронным базам данных; формирование мобильно-ориентированной среды деятельности пользователей, обеспечение их доступа к электронным данным; формирование и использование электронных информационных баз и систем, в частности электронных библиотек и наукометрических баз данных; повышение надежности и эффективности обработки больших объемов информации по различным направлениям деятельности.

При этом, по мнению Муравьевой А.А., Олейниковой О.Н. [3], в целях подготовки и повышения квалификации ППО особое значение имеет создание ЕОЦЭ, сочетающей интеллектуальный, научный, профессиональный, образовательный, технологический потенциал субъектов сетевой образовательно-цифровой среды, которая предусматривает использование цифровых и интерактивных технологий в виртуальном пространстве, трансформацию от линейной к сетевой (кластерной) модели развития ключевых, предметных и межпредметных компонентов,

формирование навыков использования цифровых средств, создание собственных цифровых продуктов.

ЕОЦЭ вуза должна включать LMS, облачный сервис Microsoft Teams платформы Office 365, платформу для организации видеоконференций, консалтинговый центр, информационно-аналитический методический ресурс, цифровую библиотеку, цифровые учебные курсы, цифровые программно-методические комплексы, персональные веб-ресурсы преподавателей, собственный сайт, те-леграм-канал, корпоративную почту [7].

Так, в ЕОЦЭ Томского государственного университета (ТГУ) для повышения квалификации ППО в сфере математики, информатики и цифровых технологий в 2020 г был сформирован Международный научно-методический центр (МНМЦ). При сотрудничестве ведущих вузов, научно-исследовательских учреждений и IT-предприятий г Томска, с привлечением IT-экспертов, а также педагогических кадров вузов в МНМЦ ТГУ на базе сформированного научно-методического ресурса были разработаны уникальные образовательные программы для аспирантов и ППО вузов разных категорий. Учебные материалы (лекции, практические занятия, семинары, тесты) были представлены в электронном виде на сайте МНМЦ в LMS Moodle. Слушатели имели возможность формирования собственной образовательной среды и траектории посредством органайзеров (управление расписанием), мессенджеров (консультации и дублирование учебного материала в чате), публикаций и инструментов коммуникации для группового взаимодействия. В синхронной работе со слушателями использовались платформы Adobe Connect (лекции, семинары), Big Blue Button (мастер-классы, лабораторные работы). Интерактивное взаимодействие происходило в чате, а также с использованием цифровых инструментов обратной связи (Mentimeter, Socrative). Групповая работа представляла собой разработку командных проектов, а собственно проектирование проходило в онлайн-режиме с применением таких инструментов планирования и организации совместной деятельности, как Trello, Miro, Google Docs, Padlet и др. [8].

На собственной цифровой платформе (LMS Moodle) созданы программы повышения квалификации для преподавателей МГУ «Цифровая педагогика современного университета» с максимальной интерактивностью (онлайн-лекции, семинары, круглые столы и воркшопы) и в режиме реального времени, спикерами которых являлись как преподаватели МГУ, так и других вузов и «внесистемных» образовательных проектов [9]. Аналогичным образом кафедрой информатики и информационных технологий Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого на цифровой платформе LMS Moodle созданы курсы повышения квалификации преподавателей вузов по программам, связанным с вопросами внедрения в образовательный процесс онлайн-обучения (программы «Формирование интерактивного контента для среды электронного обучения» и «Технология создания учебных видеоматериалов для онлайн-курсов»), основной целью которых является формирование у ППО системы знаний, умений и навыков в области использования современных средств и технологий разработки необходимых элементов среды электронного обучения [10].

Исследователи Корепанова Н.В., Шувалова Н.В. [5] отмечают, что цифровые платформы вуза используются в системе непрерывного развития ППО путем:

- формального образования - в образовательном процессе курсов повышения квалификации по различным моделям и формам обучения (специализация, стажировка, переподготовка), на всех этапах межкурсового периода, а также в системе научно-методической работы с педагогическими работниками на местном уровне (в системе научно-методической работы учебно-методических кабинетов (центров), объединенных территориальных общинах);

- неформального образования - во время проведения разнообразных форм работы, осуществляемой в контексте учебно-просветительских инициатив

Библиографический список

(в частности, общественными организациями, просветительскими центрами, а также во время индивидуальных занятий под руководством коучей, супервизоров и др.) и направляется на развитие дополнительных умений и навыков, приобретение компетенций;

- в информальном образовании - в процессе самоорганизованного образования, самообразования для преобразования образовательного потенциала общества знаний в действенные факторы развития новых компетентностей, профессионального самосовершенствования.

При этом главной целью использования цифровых платформ в образовательном процессе повышения квалификации ППО, по мнению Türk N., Kalayci N., Yamak H. [2], является развитие их цифровой компетентности путем приобретения и совершенствования умений и навыков использования цифровых технологий и взаимодействия с ними для образования и преподавательской деятельности в современном обществе; построения и реализации индивидуальной траектории развития цифровой компетентности и ознакомления с основными цифровыми трендами, базирующимися на использовании цифровых технологий, Интернета вещей, роботизации, киберсистем, искусственного интеллекта, больших данных, безбумажных технологий, аддитивных технологий ßD-печать), облачных вычислений, технологий виртуальной и дополненной реальности и т. п.

Перспективами научно-методического обеспечения использования цифровых платформ в целях повышения квалификации ППО являются:

- дальнейшая системная и комплексная цифровизация образовательной, научной, методической, организационной деятельности учреждений высшего образования на основе развертывания, администрирования и использования общедоступных и корпоративных цифровых платформ и сервисов;

- исследование фундаментальных и прикладных проблем применения цифровых платформ в формальном, неформальном и информальном образовании и педагогической поддержки разработки их контента с учетом развития ИКТ-сферы, в частности в области искусственного интеллекта и машинного обучения, инфраструктуры блокчейн, больших данных, дополненной и виртуальной реальности, Интернета вещей;

- педагогическая и научно-методическая поддержка работы ППО, совершенствование материально-технического обеспечения цифровизации повышения квалификации педагогических кадров высшей школы.

Цифровизация образования четко определяет ориентиры модернизации повышения квалификации педагогов профессионального образования: необходимость учета современных реалий и их трансформирование в инновационные модели повышения квалификации на основе компетентностного подхода; получение педагогами профессионального образования компетенций, пользующихся спросом у соискателей высшего образования. Для подготовки квалифицированных педагогов профессионального образования, получения ими новых профессиональных компетентностей должны быть предусмотрены следующие формы работы: разработка новых и внедрение уже разработанных компетентностно-о-риентированных образовательных программ, курсов повышения квалификации. В связи с чем применение цифровых платформ в ходе цифровизации образования должно стать обязательной частью внедряемых в настоящее время моделей повышения квалификации ППО.

Таким образом, применение цифровых платформ как инструмента повышения квалификации педагогов высшей школы предоставляет возможность достичь непрерывности обучения, роста уровня профессиональных знаний, регулярного обмена теоретическими знаниями и практическим опытом. В настоящее время наблюдается количественный рост различных моделей повышения квалификации преподавателей высшей школы, что ведет к созданию условий для оптимизации процесса обучения.

1. Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Актуальные проблемы педагогики и повышение квалификации преподавателей. Высшее образование в России. 2021; Т. 30, № 5: 32-43.

2. Türk N., Kalayci N., Yamak H. New Trends in Higher Education in the Globalizing World: STEM in Teacher Education. Universal Journal of Educational Research. 2018; Vol. 6 (6): 1286-1304.

3. Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Компетенции преподавателей вузов: современные вызовы и смена парадигмы. Педагогика и психология образования. 2020; № 3: 100-115.

4. Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Интеллектуализация профессионально-педагогической деятельности на основе интеграции педагогических и цифровых технологий. Педагогика и психология образования. 2020; № 2: 83-92.

5. Корепанова Н.В., Шувалова Н.В. Современные подходы к повышению квалификации педагогов высших учебных заведений. Педагогика и психология образования. 2020; № 2: 132-138.

6. Maltese V., Giunchiglia F. Foundations of Digital Universities. Cataloging & Classification Quarterly. 2017; Vol. 55 (1): 26-50.

7. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования. Вопросы инновационной экономики. 2021; Т. 11, № 3: 1273-1288.

8. Замятин А.В., Чучалин А.И. Развитие кадрового потенциала российских вузов в области математики, информатики и цифровых технологий. Высшее образование в России. 2021; Т. 30, № 5: 9-20.

9. Брызгалина Е.В., Алексеева Д.А., Дряева Э.Д. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации. Высшее образование в России. 2021; Т. 30, № 5: 161-167.

10. Даниленко С.В., Ваньков Б.П., Мартынюк Ю.М. Содержание курсов повышения квалификации преподавателей вуза в условиях цифровизации образования. Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2020; № 1: 409-410.

References

1. Lysakov N.D., Lysakova E.N. Aktual'nye problemy pedagogiki i povyshenie kvalifikacii prepodavatelej. Vyssheeobrazovanie v Rossii. 2021; T. 30, № 5: 32-43.

2. Türk N., Kalayci N., Yamak H. New Trends in Higher Education in the Globalizing World: STEM in Teacher Education. Universal Journal of Educational Research. 2018; Vol. 6 (6): 1286-1304.

3. Murav'eva A.A., Olejnikova O.N. Kompetencii prepodavatelej vuzov: sovremennye vyzovy i smena paradigmy. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2020; № 3: 100-115.

4. Goncharuk N.P., Hromova E.I. Intellektualizaciya professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti na osnove integracii pedagogicheskih i cifrovyh tehnologij. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2020; № 2: 83-92.

5. Korepanova N.V., Shuvalova N.V. Sovremennye podhody k povysheniyu kvalifikacii pedagogov vysshih uchebnyh zavedenij. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2020; № 2: 132-138.

6. Maltese V., Giunchiglia F. Foundations of Digital Universities. Cataloging & Classification Quarterly. 2017; Vol. 55 (1): 26-50.

7. Sulejmankadieva A.'E., Petrov M.A., Aleksandrov I.N. Cifrovaya obrazovatel'naya 'ekosistema: genezis i perspektivy razvitiya onlajn-obrazovaniya. Voprosy innovacionnoj 'ekonomiki. 2021; T. 11, № 3: 1273-1288.

8. Zamyatin A.V., Chuchalin A.I. Razvitie kadrovogo potenciala rossijskih vuzov v oblasti matematiki, informatiki i cifrovyh tehnologij. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; T. 30, № 5: 9-20.

9. Bryzgalina E.V., Alekseeva D.A., Dryaeva 'E.D. Cifrovye transformacii pedagogiki: opyt povysheniya kvalifikacii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; T. 30, № 5: 161-167.

10. Danilenko S.V., Van'kov B.P., Martynyuk Yu.M. Soderzhanie kursov povysheniya kvalifikacii prepodavatelej vuza v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta. 2020; № 1: 409-410.

Статья поступила в редакцию 21.03.23

УДК 378

Akhmetshina Yu.V, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State University of Justice (Khabarovsk, Russia), E-mail: julianaped@mail.ru

USING LINGUISTIC MATERIAL IN THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE. The article focuses on ways of using information and communication technologies, particularly, video recordings created by students, during the English language lessons while teaching lexical and grammar material in order to determine the psychological characteristics of students within the framework of psychological and pedagogical collaboration. Considerable attention is given to the idea of "communication" and methods of identifying potential tourists with help of social and personal markers. The article justifies the idea that videos created by students help the teacher to identify socially vulnerable individuals in class and plan work to resolve their interests. Touching upon the role of stereotypes in intercultural communication the author analyzes the topics of language and culture sources through texts and videos. The article analyses the change of didactic emphasis from informational to cultural instruction, when the goals shift from teaching the key characteristics of the country and stages of social development to overcoming cultural stereotypes and forming competences through modelling intercultural situations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: culture-through-language studies, language and culture competence, foreign language, video format, intercultural communication, concept, stereotype, educational process

Ю.В. Ахметшина, канд. пед. наук, доц., Российский государственный университет правосудия, г. Хабаровск, E-mail: julianaped@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОИ КОМПЕТЕНЦИИ

Актуальность использования лингвострановедческого материала в преподавании английского языка заключается в том, что значительное внимание уделяется способам развития языковой компетенции через личностные особенности посредством социальных маркеров. В статье рассматриваются возможности использования информационно-коммуникационных технологий, а именно - видеозаписей на занятиях английского языка при обучении лексическому и грамматическому материалу для определения психологических особенностей обучающихся. Обосновывается мысль о том, что предлагаемые видеозаписи в качестве самостоятельной и аудиторной работы помогают обучающимся определить социальную позицию личности в коллективе и спроектировать работу по разрешению языковых трудностей. В статье описываются приемы и методы использования ряда упражнений для развития и совершенствования навыков владения английским языком обучающимися юридического вуза. Целью работы является обобщение практического опыта применения лингвострановедческого материала на занятиях по английскому языку в вузе. В статье представляется подробный алгоритм работы упражнений на примерах.

Ключевые слова: лингвострановедение, лингвокультурная компетентность, иностранный язык, видеоформат, межкультурная коммуникация, концепт, стереотип, образовательный процесс

Изучение иностранного языка направлено на закрепление общих знаний о культуре, традициях и реалиях страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций, соответствующих возрасту и интересам обучающихся; формирование умения представлять свою страну, ее культуру, владеть страноведческой информацией из аутентичных источников, обогащающих социальный опыт: сведения о стране изучаемого языка, ее культуре и науке, исторических и современных реалиях, роли в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с родной страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом собеседника. Целью работы является обобщение практического опыта применения лингвострановедческого материала на занятиях по английскому языку в вузе посредством предоставления упражнений. Особую актуальность приобретает создание упражнений при развитии межкультурной компетенции с опорой на задания в принимаемом за пример источнике и определение базовых структурных элементов развития лексических и грамматических поэтапных упражнений. Объектом предлагаемого исследования выступает анализ тематических блоков для достижения дидактической и индуктивной цели относительно образовательных программ по дисциплине «Иностранный язык». Реализация поставленной цели обеспечивалась необходимостью решения задач в связи с изучением особенностей образовательных практических упражнений и их разработки для преподавателя и целевой аудитории. Теоретическая значимость определена в обосновании различий между представленными и ранее предложенными упражнениями в УМК и апробированными разработками для широкого профиля. Научная новизна исследования видится в теоретической разработке упражнений и систематизации результатов реализации принципа развития межкультурной компетенции в речи.

В федеральном государственном стандарте уровня по иностранному языку указано, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными и страноведческими знаниями. Без освоения обучающимися социокультурного фона преподаватель может столкнуться с трудностями в

процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся даже в ограниченных пределах. Одной из самых насущных проблем в процессе обучения иностранным языкам на современном этапе является проблема выбора средств обучения, а именно: методических разработок и учебных пособий, что связано с большим количеством вариантов отечественных и зарубежных учебных изданий, предлагаемых федеральным государственным стандартом. В настоящее время для изучения английского языка предоставляется широчайший набор отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов, поэтому выявляется иная проблема: сложность в выборе отечественного или зарубежного УМК. Следовательно, задачей данного исследования является анализ некоторых отечественных и зарубежных УМК, выявление их положительных сторон в результате сопоставления для понимания недостаточного объема методических разработок по совершенствованию навыков говорения.

Разработанный комплекс упражнений является дополнительным пособием, предназначенным для обучающихся, обладающих разным уровнем усвоения иностранного языка. Целью комплекса является развитие умений монологической и диалогической речи на уроках посредством формирования социокультурной компетенции в рамках тем «Стереотипы», «Увлечения», «Еда». Данные темы были выбраны в связи с наибольшей вероятностью их применения в естественной иноязычной языковой среде. Основной задачей преподавателя является успешное формирование навыков говорения на бытовые темы, что помогало бы им чувствовать себя уверенно в общении с носителями языка, а также представителями других стран. Работа с предлагаемым дополнительным аутентичным материалом предполагает «повышение уровня социокультурной компетенции, одной из составляющих которой является лингвострановедческий аспект» [1, с. 116]. Тема разработанного авторского комплекса упражнений «Стереотипы» включает в себя упражнения, которые могут быть использованы при прохождении раздела учебника «Who am I?». В разделе автор делает акцент на гендерные различия и стереотипы, связанные с ними. Разработанные упражне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.