Научная статья на тему 'Возможности и предпосылки интеграции субъектов инновационного процесса в Ставропольском крае'

Возможности и предпосылки интеграции субъектов инновационного процесса в Ставропольском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / КЛАСТЕР / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / МАЛЫЙ НАУКОЕМКИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Финашина Светлана Александровна

В статье представлены основные результаты изучения инновационной политики в Ставропольском крае в период с 1992 г., проведенного на основе анализа статистических материалов, нормативно-правовых актов и важных для региона событий научно-технической сферы. Рассматривается интеграция участников процесса создания и коммерческого освоения новшеств и кластерный подход как ее механизм. Выделены предпосылки интенсификации интеграции субъектов инновационного процесса в Ставропольском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES AND PRECONDITIONS OF INTEGRATION OF SUBJECTS OF THE INNOVATION PROCESS IN THE STAVROPOL TERRITORY

In the article presents the main results of study of innovation policy in the Stavropol territory in the period from 1992, conducted on the basis of the analysis of statistical materials, normative-legal acts and important events in scientific and technical sphere. The integration of participants of process of creation and commercial development of innovations and the cluster approach as its mechanism are considered. The preconditions of intensification of integration of subjects of the innovation process in the Stavropol territory are selected.

Текст научной работы на тему «Возможности и предпосылки интеграции субъектов инновационного процесса в Ставропольском крае»

УДК 334

СА. Фимашима ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАЦИИ

СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Аннотация. В статье представлены основные результаты изучения инновационной политики в Ставропольском крае в период с 1992 г., проведенного на основе анализа статистических материалов, нормативно-правовых актов и важных для региона событий научно-технической сферы. Рассматривается интеграция участников процесса создания и коммерческого освоения новшеств и кластерный подход как ее механизм. Выделены предпосылки интенсификации интеграции субъектов инновационного процесса в Ставропольском крае.

Ключевые слова: инновационная политика, интеграция, кластер, инновационный процесс, коммерциализация, малый наукоемкий бизнес.

Sve«ana HnasMna THE POSSIBILITIES AND PRECONDITIONS OF

INTEGRATION OF SUBJECTS OF THE INNOVATION PROCESS IN THE STAVROPOL TERRITORY

Annotation. In the article presents the main results of study of innovation policy in the Stavropol territory in the period from 1992, conducted on the basis of the analysis of statistical materials, normative-legal acts and important events in scientific and technical sphere. The integration of participants of process of creation and commercial development of innovations and the cluster approach as its mechanism are considered. The preconditions of intensification of integration of subjects of the innovation process in the Stavropol territory are selected.

Keywords: innovation policy, integration, cluster, innovation process, commercialization, small businesses engaged in science-intensive spheres.

В условиях технологических и структурных изменений экономики проведение эффективной инновационной политики, ликвидирующей барьеры и разрывы в цепочке создания и внедрения знаний, - это один из приоритетов для страны и региона. Одним из направлений интенсификации научно-технического развития, а также коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности является стимулирование интеграционных процессов между производителями и потребителями новшеств при сохранении их автономности. Формой объединения хозяйствующих субъектов, стремящихся к инициации и распространению инноваций с сохранением юридической самостоятельности, является квазиинтеграция, получающая практическое воплощение в форме сетевых объединений фирм и кластеров. Комплексная проблема интеграции и квазиинтеграции привлекает внимание зарубежных и отечественных ученых и практиков, различным ее сторонам посвящены работы российских ученых Г.Б. Клейнера, Г.П. Белякова, В.П. Третьяка, В.Е. Дементьева, С.И. Рекорд, М.Ю. Шереше-вой, О.В. Вагановой, К.Н. Румянцева. По-прежнему дискуссионным остается вопрос о роли государства в коллаборативных отношениях организаций.

Поскольку большая часть взаимодействий хозяйствующих субъектов происходит на мезо-уровне, складываясь под влиянием региональной инновационной политики, непосредственный интерес вызывает ее эволюционирование и результаты. В целях дальнейшего изучения проблем сферы коммерциализации технологий Ставропольского края, рассмотрим некоторые аспекты инновационной политики, начиная с 1992 г. и особое внимание уделяя интеграционным процессам. Опираясь на некоторые статистические данные, а также нормативно-законодательную базу, выделим несколько этапов в формировании инновационной политики региона (см. рис.).

На первом этапе отмечается «депрессия» научно-технической сферы и соответствующей по-

© Финашина С.А., 2014

Раздел III. Инновационный менеджмент

литики (1992-2002 гг.). Развитие субъекта в этот период оказалось под влиянием системной дезинтеграции экономики и политической жизни страны - распада СССР, повлекшего за собой разрыв традиционных связей хозяйствующих субъектов и «непрерывного конвейера создания знаний и ния в производство, организованного по схеме: фундаментальная наука (РАН) - прикладная наука (отраслевые НИИ и КБ при поддержке РАН) - опытные производства (заводская наука при ке отраслевых НИИ) - серийные заводы» [1, с. 36]. Следствием этого стало то, что «российская модель НИС отличается размытостью контуров, отсутствием скоординированных действий и обратных связей» [2, с. 102]. В данной фазе в регионе проходит интенсивное формирование негосударственного и преобразование структуры государственного сектора высшего профессионального образования, приватизация госсобственности, в том числе научных учреждений. При этом на фоне общих проблем для Российской Федерации, таких как «утечка мозгов», низкая заработная плата сотрудников научных и образовательных учреждений и снижение количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки, число таких организаций на Ставрополье сократилось на 29 единиц, а численность персонала, занятого исследованиями и разработками, - на 2816 человек [3].

С 2000 г. в стране началось улучшение экономической ситуации и реализация мер инновационной политики. В регионе создается Координационный совет по развитию инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края. В то же время с 2000 по 2002 гг. очень низка доля объема произведенных инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг - менее процента, что в 6,7 раза меньше аналогичного показателя по Российской Федерации в целом (см. табл. 1).

Таблица 1

Объем инновационных товаров (работ, услуг) с 2000 по 2012 гг.

Год Российская Федерация Ставропольский край

Объем, Темп роста к в % от общего Объем, Темп роста к в % от общего

млн руб. прошлому объема отгру- млн руб. прошлому объема отгру-

году, % женных товаров, выполненных работ, услуг году, % женных товаров, выполненных работ, услуг

2000 154 682,4 - 4,4 173,7 - 0,7

2001 183 000,9 118,3 4,1 168,4 96,9 0,5

2002 207 151,1 113,2 4,2 237,8 141,2 0,7

2003 315 603,5 152,4 4,6 1332,1 560,2 3,1

2004 435 122,2 137,9 5,3 1211,6 91,0 2,4

2005 545 540,0 125,4 5,0 1666,7 137,9 2,3

2006 777 458,1 142,5 4,7 4930,6 295,8 4,0

2007 958 928,7 123,3 4,6 11 358,6 230,4 7,5

2008 1 103 365,5 115,1 5,0 19 366,4 170,5 13,3

2009 934 589,0 84,7 4,5 16 325,3 84,3 9,5

2010 1 243 712,5 133,1 4,8 19 894,6 121,9 9,1

2011 2 106 740,7 169,4 6,3 22 274,4 112,0 9,9

2012 - - - 24 209,9 108,7 11,1

Составлено автором по [3; 4].

На втором этапе происходит формирование стратегических направлений и нормативно-правовой базы, первых институтов развития инновационной деятельности (2003-2009 гг.). Данная ступень существенным образом отличается от предыдущей, на федеральном уровне предпринимается

целый ряд мер, направленных на поддержку и стимулирование научно-технического развития страны: создание российской сети трансфера технологий, организация объектов инфраструктуры, начало применения механизма федеральных целевых программ, запуск программы «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, принятие законодательства об особых экономических зонах. Для секторов науки и образования России первое десятилетие XXI в. характеризуется усилением централизации управления системой высшего образования, а также поиском путей обеспечения их взаимодействия. В Ставропольском крае интенсифицируется деятельность по созданию условий для коммерческого освоения новшеств и инвестиционного развития: наряду с созданием нормативно-законодательной основы и определением стратегических приоритетов начинается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), организуются объекты инновационной инфраструктуры, унитарное предприятие, осуществляющие обеспечение доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам, развитие системы гарантий и поручительств по их обязательствам.

В выделяемый период в Ставропольском крае наблюдался рост объема инновационной продукции в структуре ее общего объема (см. табл. 1), при этом положительным фактом выступает и увеличение показателя в денежном выражении. Особенно интенсивный рост приходится на 2003 г., его сокращение - на 2009 г., что можно связать с последствиями мирового финансово-экономического кризиса (характерное снижение 2009 г. отмечено и в Российской Федерации в целом). С 2007 по 2009 гг. в Ставропольском крае доля объема инновационной продукции в общем объеме превышает среднероссийскую на 2,9-8,3 процентных пунктов, аналогичная ситуация - в 20102011 гг. (3,6-4,3 %). Приведенные статистические данные указывают на благоприятную для региона тенденцию.

На третьем этапе происходит расширение спектра процедур проводимой политики, а также создание условий для «инновационного лифта» (2010-2013 гг.). В крае продолжается наращивание мер региональной поддержки предприятий, осуществляющих генерирование и внедрение новшеств: вводятся субсидии и гранты начинающим и действующим инновационным компаниям, министерством экономического развития Ставропольского края учреждаются некоммерческие организации и государственные унитарные предприятия, обеспечивающие сопровождение инвестиционного процесса, создаются основы для развития фармацевтического кластера.

В мае 2012 г. завершен конкурсный отбор программ развития территориальных инновационных кластеров, проведенный Правительством Российской Федерации [5]. Функционирование кластеров отвечает научно-техническому и образовательному императиву экономического развития и способствует росту согласованной интеллектуализации большинства видов труда, необходимому в условиях экономики знаний. Минэкономразвития региона также была подана заявка на этот конкурс, однако программа развития Ставропольского территориального кластера не получила поддержки. Данный факт может подтверждать недостаточную интегрированность субъектов процесса создания и коммерческого освоения знаний в регионе: несмотря на наличие внушительного количества институтов и мер развития, перспективы объединения организаций, осуществляющих финансирование и стимулирование научно-внедренческой деятельности, трансфер ее результатов и реализующих инфраструктурные, образовательные и коммуникационные функции, были неочевидны. Все это вызывает необходимость переоценки предпосылок и возможностей формирования кластера в соответствии с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития России и СевероКавказского федерального округа.

Этап 1 (1992-2002)

«Депрессия» научно-технической сферы и соответствующей политики

Проблемы: массовый отток квалифицированных кадров в сфере науки и технологий. Разрушение научно-производственной кооперации и цепочки создания и внедрения знаний, низкий уровень заработных плат в научно-технической сфере. Снижение к 2002 г. по отношению к 1992 г. количества организаций, выполнявших научные исследования и разработки.

в 2.6 раза: снижение количества персонала, занятого исследованиями и разработками, в 2.6 раза.

Формирование новых структур в правительстве: создание министерства экономики, его последующая реструктуризацня

Ставропольский межотраслевой территориальный центр научно-технической информащш и пропаганды переименован в Ставропольский межотраслевой территориальный центр научно-технической информации (1993 г.)

Координационный совет по развитию инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края (2001 г.)

Этап 2 (2003-2009)

Формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, стратегических направлений ее развития и первых институтов развития региона

Проблемы: продолжение оттока кадров в сфере науки и технологий. Отсутствие форм субсидиарной поддержки регионом инновационных компаний, нехватка рискового финансирования, разобщенность субъектов инновационного процесса. Доля вйутренннх затрат на исследования и разработки в структуре ВРП в пять раз ниже аналогичной доли по'РФ в структу ре ВВП.

Льготы для субъектов инновационной деятельности по налогу на имущество (Закон СК № 44-кз от 26 ноября 2003 г.

«О налоге на имущество организации»)

Закон СК № 13-кз от 11 марта 2004 г. «Об инновационной деятельности в СК»

Бизнес-инкубатор г. Ставрополя (2006 г.)

Закон СК № 83-кот 28 ноября 2006 г. з «Об инвестиционном налоговом кредите

Закон СК № 61-кз от 15 октября 2008 г. «О развитии и поддержке МСи»

Стратегия развития инновационной сферы в СК до 2020 года (¿009 г.)

Стратегия социально-экономического развития СК до 2020 и на период до 2025 г.

ГУЛ СК «Гарантийный фонд поддержки субъектов МСП в СК» (2009 г.)

Закон СК № 67-кз от 12 октября 2009 г. «О государственно-частном партнерстве в СК»

Закон СК № 98-кз от 29 декабря 2009 г. «О региональных инду стриальных, турнстско-рекреационных и технологических парках»

Этап 3 (2010-2013)

Консолидация инновационной политики. Создание условий для «инновационного лифта»

Проблемы: низкий спрос на инновации, недостаточное количество организаций осуществляют технологические, организационные, маркетинговые инновации, разобщенность суоъектов инновационного процесса, миграция высоко квалифицированных кадров в центральные регионы, отсутствие в регионе программ ВПО по подготовке кадров в области инноваций и интеллектуальной собственности. Доля внутренннх затрат на исследования и разработки в структуре ВРП в пять раз ниже аналогичной доли по'РФ в структуре ВВП

ГУЛ «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития СК» (2010 г.)

НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере СК» (2010 г.)

Региональный индустриальный парк «Фармацевтика» и начало формирования <|>армклаетера (2011 г.)

НО «Фонд микрофинансирования су бъектов малого и среднего предпринимательства в СК» (2010 г.)

НО «Фонд поддержки предпринимательства в СК» (2012

г.)

Снижение ставки налога на прибыль организаций для резидентов региональных индустриальных парков и технологических парков (2011 г.)

Гранты начинающим МИП на возмещение затрат в ходе создания (2011 г.)

Суосидин действующим инновационным компаниям на вбзмещение затрйт (2011 г.)

Региональный венчурный фонд инвестиций в су бъекты МСП в научно-технической с<|>срс С К (2012 г.)

Этап 4 (2014-2025)

Формирование эффективной системы трансфера технологий. Развитие интеграции субъектов процесса создания и внедрения новшеств, постепенная инноватизация среды

Проблелш: необходимость создания предпосылок и условий интеграции участников инновационного процесса, синхронизации научно-исследовательских. трансфертных, диффузионных процессов, упрочения роли малого инновационного бизнеса, формирования материальных и социальных условии для сохранения в регионе сотрудников инновационной и научно-технической сферы

Центр коллективного пользования на базе ГУП СК «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края» (2014 г.)

Ввод в эксплуатацию Центра транс<|>срта технологий на базе ГУП СК «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края»

Создание региональных центров молодежного инновационного творчества, инноваций социальной сферы; регионального центра инжиниринга

инициация администрацией региона, % промышленными лидерами, учреж дениями ВПО и инновационными структурами интеграции в кнастер

Чз

5

а то

Ья ^

а: о

05

С -к к о а а с

то а то

Рис. Становление инновационной политики и развитие интеграционных отношений субъектов процесса создания и внедрения новшеств в

Ставропольском крае

то а

Несмотря на предпринятые меры, в структуре ВРП практически прежней остается доля внутренних затрат на исследования и разработки в Ставропольском крае: показатель колеблется в границах 0,21-0,28 % с однократным увеличением до 0,51 % в 2011 г. (см. табл. 2). Совокупность обозначенных выше факторов определяет поиск новых резервов роста производства инновационной продукции, темпы которого в сравнении с пиковыми значениями 2003 и 2008 гг. в период с 2010 по 2012 гг. замедлились (см. табл. 1).

Таблица 2

Внутренние затраты на исследования и разработки в 2000-2012 гг.

Год Российская Федерация Ставропольский край

в фактических ценах, млн руб. в постоянных ценах 1989 г., млн руб. темп роста к прошлому году в постоянных ценах, % в % к ВВП в фактических ценах, млн руб. в % к ВРП

2000 76 697,1 3,32 - 1,05 134,153 0,25

2001 105 260,7 3,91 117,8 1,18 172,071 0,25

2002 135 004,5 4,34 111,0 1,25 195,679 0,24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003 169 862,4 4,78 110,1 1,28 221,220 0,22

2004 196 039,9 4,69 98,1 1,17 305,810 0,25

2005 230 785,2 4,54 96,8 1,07 324,202 0,22

2006 288 805,2 4,90 107,9 1,07 410,560 0,23

2007 371 080,3 5,57 113,7 1,12 460,001 0,21

2008 431 073,2 5,49 98,6 1,04 630,573 0,23

2009 485 834,3 6,06 110,4 1,25 785,700 0,28

2010 523 377,2 5,72 94,4 1,13 899,500 0,27

2011 610 426,7 5,77 100,9 1,09 2006,500 0,51

2012 699 869,8 6,10 105,7 1,12 1127,800 0,26

Составлено автором по [2]

Институтом статистических исследований и экономики знаний «Высшей школы экономики» с 2007 г. ведется составление Индекса инновационного развития субъектов Российской Федерации и сопровождающего его рейтинга. По итогам такого исследования за 2014 г. по критерию качества инновационной политики Ставропольский край занял третье место. Высоко оценивая такую позицию региона, нельзя не отметить, что при этом в общем рейтинге 2014 г. он занимает 27 место [6]. Наблюдаемый разрыв обуславливает внимание к состоянию сферы в Ставропольском крае и оправдывает определение форм консолидации реализуемых мер, действующих институтов и интенсификации взаимодействий заинтересованных в технологическом обновлении или коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности хозяйствующих субъектов.

В течение третьего этапа с 2014 по 2025 гг. должно произойти формирование эффективной системы трансфера технологий, углубление интеграции субъектов процесса создания и внедрения новшеств, формирование особой исследовательской и предпринимательской среды. Для данного периода особенно актуальным становится увеличение доли объема произведенной инновационной продукции в структуре общего ее объема, внутренних затрат на исследования и разработки, патентной активности. Другим важным аспектом интенсификации коммерциализации технологий является обеспечение благоприятных социальных условий для сохранения в субъекте РФ интеллектуального потенциала квалифицированных научных сотрудников, научно-технического, технического и управленческого персонала во избежание их миграции в центральные регионы и за рубеж.

Раздел III. Инновационный менеджмент

Анализируя необходимость интенсификации интеграции субъектов инновационного процесса в Ставропольском крае, следует выделить ее следующие предпосылки:

- наличие в регионе современных мер инновационной политики;

- более высокая, чем в среднем по России, доля инновационной продукции в общем ее объеме;

- низкая доля внутренних затрат на исследования и разработки в структуре ВРП;

- более низкий, чем в среднем по России, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации (по кругу организаций промышленного производства и сферы услуг; без субъектов малого предпринимательства) (7,8 % и 9,1 % в 2012 г.);

- присутствие в регионе потенциала образовательных и научных учреждений;

- необходимость развития малого предпринимательства и преодоления им высоких издержек входа в отрасль.

Описанные возможности и предпосылки определяют внимание к формам пространственной организации экономики края, которые учитывают инновационный и человеческий потенциал территорий и способствуют достижению синергетического эффекта от взаимодействий основных функциональных и институциональных подсистем. Интеграция участников инициации и внедрения новаций обеспечивает внутрисистемную концентрацию разнородных ресурсов, наличие информации о конкретных нуждах потребителей наукоемких технологий в лице других организаций. Особая среда формирует в кластерах комплекс условий для развития участников, в особенности, субъектов малого предпринимательства. Применение кластерного подхода в территориальном развитии России, некоторый положительный опыт, но, в то же время, отсутствие его трансляции для других регионов, специфические особенности Ставропольского края объясняют актуальность дальнейшего изучения способов интеграции субъектов инновационного процесса на такой основе.

Библиографический список

1. Глазьев С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции: научный доклад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glazev.ru/econom_polit/305/ (дата обращения: 16.02.2013).

2. Смородинская Н.В. Смена парадигмы мирового развития и становление сетевой экономики // Экономическая социология. - 2012. - Т. 13. - № 4. - С. 95-115.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 05.05.2014).

4. Научно-техническая, инновационная деятельность предприятий, организаций Ставропольского края за 2012 г. - Ставрополь: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2013. - 21 с.

5. Об итогах проведения конкурсного отбора программ развития территориальных кластеров на включение в проект «Перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров», утверждаемый Правительством Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecoшmy.gov.m/minec/activity/sectюns/innovatюns/ politic/doc20120619_03 (дата обращения: 20.07.2012).

6. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria-stk.m/news/detaП.php?ГО=81891&SECTЮN_ГО=1356 (дата обращения: 25.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.