Научная статья на тему 'Возможности и пределы деятельности частных военных компаний: политический контекст'

Возможности и пределы деятельности частных военных компаний: политический контекст Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Частные военные компании / оценка необходимости задействования ЧВК / военно-политические институты. / Private military companies / assessment of the need to involve PMCs / military and political institutions.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цвяк Александр Александрович

В статье проанализированы основные аспекты обстоятельства, допускающие возможность их задействование в политике и факторам, ограничивающим их использование. В качестве важнейших элементов обозначены и детализированы такие вопросы, как качество использования частных военных компаний, проблематика их взаимоотношений с государственными структурами, а также вопросы социально-политического характера, как в самих ЧВК, так и по отношению к окружающему их социуму. Ключевым выводом в этой связи следует считать неоднозначность политического контекста деятельности частных военных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Цвяк Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIMITS AND POSSIBILITIES OF USING PRIVATE MILITARY COMPANIES: THE POLITICAL CONTEXT

The article analyzes the key political factors associated with the specification of the limits and possibilities of using private military companies at the current stage of their development. Using the analytical method and the method of system analysis, the main aspects are considered, which, according to their characteristics, can be attributed to factors that allow their use and factors that limit their use. Such issues as the quality of the applied use of private military companies, the problems of their relations with government agencies and also social issues, both within the PMCs themselves and in relation to the society surrounding them, are identified and detailed as the most important elements. The key conclusion in this regard can be considered the heterogeneity and ambiguity of private military companies as a phenomenon in which both the limits and the possibilities of their use are actively applied to the issue of their further development.

Текст научной работы на тему «Возможности и пределы деятельности частных военных компаний: политический контекст»

Возможности и пределы деятельности частных военных компаний: политический контекст

Цвяк Александр Александрович,

аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

В статье проанализированы основные аспекты обстоятельства, допускающие возможность их задействование в политике и факторам, ограничивающим их использование. В качестве важнейших элементов обозначены и детализированы такие вопросы, как качество использования частных военных компаний, проблематика их взаимоотношений с государственными структурами, а также вопросы социально-политического характера, как в самих ЧВК, так и по отношению к окружающему их социуму. Ключевым выводом в этой связи следует считать неоднозначность политического контекста деятельности частных военных компаний.

Ключевые слова: частные военные компании, оценка необходимости задействования ЧВК, военно-политические институты.

Отмечая пределы и возможности использования частных военных компаний как в теоретическом, так и в практическом контексте, необходимо отметить относительную противоречивость возможных оценок. Одни и те же факторы и на уровне научного, академического осмысления и на уровне общественного сознания, СМИ и комментариев публичных лиц, зачастую имеют тенденцию рассматриваться как в негативном ключе, так и наоборот, свидетельствовать о преимуществах задействования частных военных компаний. Тем не менее, анализируя различные факторы, позволяющие выявлять возможности и ограничения при использовании ЧВК, а также о политической целесообразности существования данного военизированного института, можно прийти к определённым результатам.

Итак, охарактеризуем возможности использования ЧВК при достижении политических целей.

1. Одним из самых ключевых и явных преимуществ, связанных с использованием частных военных компаний, является значительная экономия бюджетных средств, связанных с охранной или военной деятельностью. Как с конца XX века по настоящее время многие государства изменили свою финансовую политику в отношении вооружённых сил, делая упор на аутсорсинге услуг, вне зависимости от того, сокращается, увеличивается или остаётся неизменным общий уровень военного бюджета. Другими словами, обозначилась тенденция переложить часть бремени оборонных расходов на охранные и иные военизированные структуры. Использование ЧВК зачастую является менее затратным средством по сравнению с использованием регулярных сил. Правительства получили возможность экономить средства на страховках, пособиях, выплатах, льготах, и иных экономических преференциях, относящихся к профессионалам, коими являются сотрудники ЧВК [1].

2. ЧВК может использоваться как инструмент, дополняющий или заменяющий официальные вооружённые силы. Другой важнейшей стороной использования ЧВК является возможность использование силового ресурса под эгидой организаций и структур, формально не имеющих отношения к правительству стран, в которых эти организации были созданы. Так, частные военные компании из Соединённых Штатов Америки, могут иметь заключённые контракты не с правительством США, а с правительством Ирака, Афганистана или какой-либо ещё страны мира. При этом, очевидно, что ЧВК будут согласовывать свои действия с американскими военными и в целом действовать в канве именно американских национальных интересов, придавая вторичное значение интересам той страны, в которой они находятся. Данный момент является крайне привлекательным для стран, легализующих деятельность частных военных компаний. Фактически же это означает наличие дополнительного ресурса в виде подразделений, осуществляющих деятельность параллельно с вооружёнными силами государства [2].

3. ЧВК как инструмент реализации внешнеполитических интересов, позволяющий правительствам «сохранить своё лицо» перед международным сообществом и властями государств, в которых действуют данные

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<п

I_

и

частные структуры. Благодаря частным военным компаниям, государства, в юрисдикции которых они находятся, получают в своё распоряжение возможность воздействовать на другие режимы и ситуацию в целых регионах. Это может проявляться не только в ведении прямых боевых действий, но и в более мягких формах, таких как обучение персонала, помощь в построении организационной структуры армии и иных действиях, оказывающих влияние на то государство, в которое были приглашены сотрудники ЧВК.

4. Инкорпорация государства и бизнеса. Частные военные компании могут являться важнейшим инструментом сопоставления и координации интересов правительств и корпораций. Особенно это актуально для работы с нестабильными регионами, в которых крупнейшие мировые державы хотят создать зоны своего влияния, компании - получить возможность и гарантии безопасного осуществления своей экономической деятельности с купированием угроз для сотрудников и объектов собственности. Фактически, в подобном случае можно говорить о выстраивании внешнеполитической деятельности, когда сопоставляются частные и государственные интересы, а внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность получают одно измерение [3].

5. Отсутствие прямых обвинений со стороны международных организаций по отношению к странам происхождения ЧВК. Специфика деятельности частных военных компаний заключается в том, что в случае, если та или иная ЧВК начинает свою деятельность в какой-либо стране, то она, как уже было отмечено, зачастую работает не от лица того государства, в котором компания прошла регистрацию, а от лица частных и правительственных структур той страны, в которой дислоцируются сотрудники. Исходя из этого, подведение правовой базы под предъявление возможных обвинений о незаконном участии в боевых действиях будет направлено скорее против конкретной ЧВК, нежели чем против страны-регистратора. Этот аспект позволяет рассматривать частные военные компании как крайне гибкий инструмент для ведения гибридных операций, специальных мероприятий, и иных действий, которые могут быть осуществлены государствами без угроз для своих позиций на международной арене [2].

6. ЧВК - инструмент стабилизации антимилитаристских настроений внутри государств. Современные тенденции развития гражданского общества и идеологические позиции значительного числа людей (особенно в странах Европы) предполагают отказ от использования военной силы для реализации национальных интересов. В этой ситуации частные военные компании являются механизмом, благодаря которому власти могут не бояться потерять голоса избирателей из-за своих действий на международной арене [4]. Всё большее число граждан, общественных объединений и организаций, и даже самих госслужащих высказывается за изменения сложившихся порядков и принципов организации деятельности вооружённых сил. Пацифизм стал серьёзным явлением во многих странах и осуждает как потери среди мирного населения в регионах, где проходят боевые действия, так и среди личного состава самих вооружённых сил того или иного государства. Частные военные компании в свою очередь хоть и привлекают к себе определённое общественное мнение и их деятельность неоднократно также встречалась скандалами в прессе, однако подобные осуждения в адрес ЧВК звучат не столь общественно обозримо, как в случае с вооружёнными силами [5].

7. Вопреки более распространённому мнению о том, что солдаты, воюющие за деньги, не способны самоотверженно сражаться, существует и альтернативная

позиция. Её суть заключается в том, что деньги - хороший и относительно надёжный стимул для участников какого-либо конфликта. Прямое ведение боевых действий далеко не всегда является ключевой обязанностью частных военных компаний, однако вовсе не факт, что и при таком развитии событий, наёмные сотрудники окажутся в заведомо более проигрышном положении. Солдаты регулярных вооружённых сил, безусловно, будут обладать неоспоримо более сильной мотивацией в случае обороны родных рубежей, но это не всегда справедливо в отношении экспедиционных кампаний, когда морально-психологическая устойчивость солдат может быть особенно уязвима. Анализируя самое крупное участие ЧВК в боевых действиях за всю историю этого института, а именно в операциях в Ираке и Афганистане, трудно провести строго разграниченную линию между эффективностью бойцов регулярных сил и частных формирований. Более того, в Вооружённых силах США наблюдались многочисленные случаи обращений за психологической помощью, что было гораздо менее характерно для бойцов ЧВК, которые возможно и цинично, но рационально относились к своей деятельности как к банальному способу заработка, гораздо меньше заботясь о смысле своего пребывания на другом континенте.

8. Другим доводом в пользу существования ЧВК, является вопрос о трудоустройстве демобилизованных военнослужащих вооруженных сил и т.д. Учитывая зачастую относительно узкий профиль их работы, после истечения военного контракта они далеко не всегда могут найти для себя подходящую по компетенциям, интересам, и уровню дохода должность. Частные военные компании в этом отношении могут предоставлять им работу в соответствии с их военной специальностью, обеспечивая их при этом, нередко даже более высокое денежное содержание по сравнению с той, что они получали во время службы в вооружённых силах (вместе с тем сотрудники ЧВК не подпадают под страховые и пенсионные программы). Государство, в свою очередь, может меньше беспокоиться об социальных аспектах адаптации бывших военнослужащих после увольнения из рядов вооруженных сил, переложив часть этой ответственности на частный сектор [6]. Данное обстоятельство особенно ценно, прежде всего, в случаях, когда деятельность ЧВК осуществляется в соответствии с актуальными национальными интересами страны.

9. Легализация ЧВК, способствует усилению финансового и налогового контроля. В случае если определённые лица становятся членами ЧВК, юридический статус которого не вполне определён, то, скорее всего, они выпадают из фискального поля государства. В финансовом отношении их деятельность находится в так называемой «серой зоне». Но если такие объединения получают официальный статус, то на них начинают распространяться те же правила, что и на обычные коммерческие структуры, не связанные с оказанием военных услуг. Учитывая всё возрастающий тренд на увеличение количества частных военных компаний в мире, на экспоненциальное увеличение численности сотрудников в таких компаниях, а также на динамичный рост самого рынка военных и охранных услуг, узаконивание ЧВК и регламентация их деятельности с последующей выплатой налогов может являться важным доводом для некоторых стран, ещё не легализовавших ЧВК, сделать это.

Рассматривая феномен ЧВК следует особенно обратить внимание на отрицательных аспектах их деятельности. Также, как и в случае с доводами за их использование, пределы использования частных военных компаний проистекают, как и из практики осуществления этой деятельности, так и из теоретических концепций.

1. Частные военные компании - не самая устойчивая структура, зачастую выглядящая почти неуправляемой по сравнению с традиционными вооружёнными силами. В отличие от армейской конкретизированной процедуры отдачи приказов и контроля за процедурой их исполнения, ЧВК имеют гораздо более упрощённые подходы. Система заключения контрактов между заказчиком и исполнителем военных и охранных услуг, как правило, предполагает довольно обобщённое обсуждение вопросов, связанных с конкретными механизмами осуществления подобной деятельности. Оказываясь же «в поле», сотрудники частных военных компаний фактически становятся представленными сами себе, что может провоцировать различные деструктивные для выполнения задач явления. Отсутствие формализованных стандартов может быть особенно вредным во время боевых контрповстанческих действий - любые действия сотрудников ЧВК, которые будут восприняты местным населением как незаконные и противоправные, начнут приводить только к расширению масштабов антиправительственной деятельности, что будет нести повышенные издержки для заказчика и риски для сохранения самого контракта [7].

2. ЧВК в виду объективной сложности государственного и гражданского контроля неоднократно были замечены в неправомерной или даже преступной деятельности. Нередко жертвами деятельности частных военных и охранных компаний, которые используют своих сотрудников в непосредственном контакте с населением, становились мирные граждане, о чем свидетельствует опыт операций в Ираке или Афганистане. В то же время, следует отметить, что военные преступления не являются исключительной прерогативной наемных структур, а трагически сопровождают практически все вооруженные конфликты, в том числе с участием конвенциональных вооруженных сил [8].

3. Низкая мотивация личного состава. ЧВК существенно проигрывают вооружённым силам как общественному институту с точки зрения морально-психологической устойчивости солдат и их патриотической ориентированности. Дело в том, что регулярная армия как институт создаётся в целях защиты Отечества, а ЧВК защиты интересов узких социальных групп в бизнесе и политике. В вооруженных силах смысл служения народу, стране придаёт большую общественно-политическую значимость [9]. Кстати, подобные элементы прививаются во время политической и учебно-боевой подготовки личного состава вооруженных сил. Профессиональная компетентность подразумевает не только наличие физических навыков и владение своей конкретной специальностью, но и нравственную готовность отстаивать интересы своей страны, защищать своих сограждан, где бы они ни находились, ставить объективные общественные интересы выше личных. В частных военных компаниях, соблюдение нарратива служению Отечеству не является главным, хотя и наличие такой мотивации нельзя также отрицать. Собственно - это можно заметить в нюансах семантики: для военнослужащих их деятельность является служением (службой), а для наёмников работой. В этом смысле наёмник - ценность наёмника заключается исключительно в его профессионализме. Отсюда соблюдение общих принципов морально-психологического контроля или требование спаянности коллектива начинает более зависеть от сложившихся личных взаимоотношений, что является неустойчивым (а иногда деструктивным) фактором при выполнения поставленных задач, связанных с необходимостью самопожертвования [10].

4. Криминализация персонала. Потеря контроля за сотрудниками частных военных компаний может но-

сить не только психологический, но и поведенческий характер. Оказываясь в другой стране, в условиях отсутствия должного надзора, бойцы могут начать испытывать соблазн использовать своё положение и имеющиеся возможности для доступа к дополнительным ресурсам или же просто начать делать всё, что они посчитают нужным для реализации своих желаний. Особенно учитывая то, что страны, на работу в которых ЧВК получают заказы, являются, как правило, неразвитыми с точки зрения социальной, правоохранительной и правоприменительной систем. Вдобавок, случаи привлечения сотрудников частных компаний к уголовной ответственности являются довольно редкими и в большинстве случаев они фактически не подпадают под юрисдикцию местных судов. Это приводит к тому, что сотрудники могут ввязаться в целый спектр возможных правонарушений или даже преступлений. Девиантная активность может проявляться в банальном мародёрстве или поборах с местного населения, а также принимать крайние фор мы, включая физическое насилие, пытки, домогательства и изнасилования или даже убийства. Возможно даже большую угрозу, чем отдельные преступные действия, могут представлять скоординированные акции, направленные на перехват и овладение каналами поставок наркотиков, оружия или людей. Подобные ситуации могут получать развитие на фоне экспоненциального роста ЧВК и их сотрудников, что влечёт за собой привлечение к работе мало проверенных кадров, многие из которых могут иметь криминальное прошлое, а саму работу в частных военных компаниях воспринимать как получение лицензии на оружие и на любые действия, которые они сочтут необходимым исполнить для реализации своих интересов.

5. Использование ЧВК может приводить к сращиванию власти и бизнеса. Безусловно, от слаженности работы государственных и коммерческих структур зависит уровень общей успешности стран в отношении реализации их национальных интересов. Однако не следует трактовать это буквально, так как подобное взаимодействие может быть очень разным по своей форме и содержанию. Как было отмечено ранее, в некоторых случаях частные военные компании могут только помочь в выстраивании единого контура внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, но не в меньшей степени справедливо и обратное. Коррупция, непотизм, аффилированность госслужащих с частным сектором -всё это возможные последствия подобной деятельности. От стадии получения лицензии на охранную деятельность до конкретного определения параметров контрактации услуг и условий их выполнения располагается целый массив возможностей для нечистых на руку чиновников и руководителей ЧВК. Вдобавок к потенциально непрозрачной процедуре регистрационно-лицензионной деятельности, добавляются проблемы, возникающие при распределении подрядов, так как частные военные компании зарабатывают значительные средства, работая не только по договорам с коммерческими структурами, но и на государственные деньги.

6. Радикализация мест пребывания. ЧВК оказывают непосредственное влияние на ход событий в той местности, где они работают. Анализируя конфликты последних десятилетий, можно прийти к выводу о частичной потере авторитета института миротворчества. Например, в ряде африканских стран правительства для разъединения сторон, соблюдения условий замороженных конфликтов чаще привлекает ЧВК, чем обращается к миротворцам. ЧВК в данном случае используют как инструмент «поддержания мира на своих условиях», а далее для устранения своих оппонентов. Особенно в тех случаях, когда

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

ЧВК обслуживают экспансию транснациональных корпораций. Поэтому, в некоторых случаях, местное население может даже умеренно относиться к представителям вооружённых сил иностранных государств, но категорически не принимать частных контракторов, воспринимая тех, как грабителей, пришедших на их территорию ради жажды наживы. Более того, частные военные компании вовсе не заинтересованы в установлении мира - в таком случае они могут потерять свою прибыль.

Исходя из всего вышеизложенного, следует, что частные военные компании - это скорее инструмент ситуативного обеспечения безопасности на отдельных участках, нежели чем средство комплексного разрешения напряжённых ситуаций. В то же время деятельность ЧВК, трансформируясь с течением времени, становится всё более важным инструментом обеспечения реализации государственных и корпоративных интересов. Это накладывает особую ответственность как на государственные структуры, регулирующие использование частных военных компаний, так и на сами военизированные организации. Перечень сфер и направлений, в которых за-действуются сотрудники, ЧВК постоянно расширяется и больше не ограничивается лишь узконаправленными действиями, что в свою очередь, приводит к необходимости повышенного внимания в оценке работы частных военных компаний на практике.

Литература

1. Волеводз А.Г. О международных инициативах в сфере правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний / А.Г. Волеводз // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2009. - № 1. - С. 12-17.

2. Мартьянов О. Частные военные компании США: предназначение и роль в военных конфликтах. Зарубежное военное обозрение. - 2011 - № 5. -С. 8-13.

3. Брега А.В. Политический риск в обеспечении военной безопасности: теория и основы управления: специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии»: Автореф. дисс... на соискание ученой степени доктора политических наук. -Москва, 2007. - 44 с.

4. Коновалов И.П. История современного наёмничества: «дикие гуси» и частные военные компании. -М.: Вече, 2017.

5. Singer P.W. Corporate Warriors: the rise of the privatized military industry // Cornell University, 2003.

6. Небольсина М.А. Частные военные и охранные компании в Ираке и Афганистане: аспекты деятельности и механизмы контроля // Ежегодник ИМИ, 2012. - 307 с.

7. Heidi M. Peters, Moshe Schwartz, Lawrence Kapp. Department of Defense Contractor and Troop Levels in Iraq and Afghanistan: 2007-2017. Congressional research service 2017 Report. April 28, 2017.

8. Dace Winther, «Regional maintenance of peace and security under international law: the distorted mirrors», 36 (2013).

9. Михайленок О.М. Российская армия: социальное неравенство и социальная динамика // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 4. - С. 105-126.

10. Singer P.W. Corporate Warriors: the rise of the privatized military industry // Cornell University, 2003. - 215 с.

THE LIMITS AND POSSIBILITIES OF USING PRIVATE MILITARY COMPANIES: THE POLITICAL CONTEXT

Tsvyak A.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article analyzes the key political factors associated with the specification of the limits and possibilities of using private military companies at the current stage of their development. Using the analytical method and the method of system analysis, the main aspects are considered, which, according to their characteristics, can be attributed to factors that allow their use and factors that limit their use. Such issues as the quality of the applied use of private military companies, the problems of their relations with government agencies and also social issues, both within the PMCs themselves and in relation to the society surrounding them, are identified and detailed as the most important elements. The key conclusion in this regard can be considered the heterogeneity and ambiguity of private military companies as a phenomenon in which both the limits and the possibilities of their use are actively applied to the issue of their further development.

Keywords: private military companies, assessment of the need to involve PMCs, military and political institutions.

References

1. Volevodz A.G. On international initiatives in the field of legal regulation of the activities of private military and security companies / A.G. Volevodz // International criminal law and international justice. - 2009. - No. 1. - pp. 12-17.

2. Martianov O. Private military companies of the USA: purpose and role in military conflicts. Foreign Military Review. - 2011 -No. 5 - pp. 8-13.

3. Brega A.V. Political risk in ensuring military security: theory and fundamentals of management: specialty 23.00.02 "Political institutions, processes and technologies": abstract. diss... for the degree of Doctor of Political Science. - Moscow, 2007. - 44 p.

4. Konovalov I.P. The history of modern mercenary activity: "wild geese" and private military companies. - M.: Veche, 2017.

5. Singer P.U. Corporate warriors: the heyday of the privatized military industry // Cornell University, 2003.

6. Nebolsina M.A. Private military and security companies in Iraq and Afghanistan: aspects of activity and control mechanisms // Yearbook IM, 2012. - 307 p.

7. Heidi M. Peters, Moshe Schwartz, Lawrence Kapp. Contractors of the Ministry of Defense and the number of troops in Iraq and Afghanistan: 2007-2017 Congressional Research Service Report for 2017. April 28, 2017

8. Dace Winter, "Regional maintenance of peace and security in accordance with international law: Distorted mirrors", 36 (2013).

9. Mikhaylenok O.M. The Russian Army: social inequality and social dynamics // Socio-humanitarian knowledge. - 2006. -No. 4. - pp. 105-126.

10. Singer P.V. Corporate warriors: the rise of the privatized military industry // Cornell University, 2003. - 215 p.

<n ■_

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.