Научная статья на тему 'Возможности и ограничения различных инструментов диверсификации в региональной экономической системе'

Возможности и ограничения различных инструментов диверсификации в региональной экономической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / DIVERSIFICATION INSTRUMENTS / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / REGIONAL SYSTEM / АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болтава А. Л.

Особенность инструментов, которые обеспечивают стратегию диверсификации, состоит в том, что они призваны оценивать и практически обеспечивать экономическую эффективность от стратегии диверсификации, цель которой ускорение развития бизнеса, снижение совокупных рисков и издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities and limitations of various diversification instruments in the regional economic system

particular features of Instruments that provide diversification strategy are as follow: they are meant to assess and provide economic efficiency of diversification strategy aimed at acceleration of business development and reduction of aggregate risks and costs.

Текст научной работы на тему «Возможности и ограничения различных инструментов диверсификации в региональной экономической системе»

Болтава А.Л.

преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита,

НЧОУ ВПО ЮИМ «Южный институт менеджмента»

[email protected]

диверсификация бизнеса в регионе:

инструменты

возможности и ограничения

различных инструментов диверсификации

в региональной экономической системе

_Аннотация

Особенность инструментов, которые обеспечивают стратегию диверсификации, состоит в том, что они призваны оценивать и практически обеспечивать экономическую эффективность от стратегии диверсификации, цель которой - ускорение развития бизнеса, снижение совокупных рисков и издержек.

иверсификация экономики является основной из движущих сил ее развития. Эффективность диверсификации определяется корректным выбором инструментов ее осуществления. Необходимо разграничить следующие основные инструменты диверсификации в региональной системе:

- создание новых видов бизнеса;

- реструктуризация;

- демонополизация и развитие конкуренции;

- диффузия технологий и способов управления;

- разделение функций или ресурсов;

- аутсорсинг.

Возможности

и ограничения инструментов диверсификации

А. Создание новых видов бизнеса в портфеле бизнесов корпораций. В данном случае предполагается создание новой компании в выбранной отрасли под общим управлением материнской компании. Вновь созданная фирма должна не только преодолеть входные барьеры, но и осуществлять инвестиции в новые производственные мощности, проводить работу по развитию источников сырья, найму и обучению персонала, созданию каналов сбыта, формированию потребительской базы (1).

Создание новой компании является наиболее привлекательным вариантом в следующих случаях:

1) наличие ресурсов;

2) слабая реакция конкурентов;

3) когда соотношение покупки другой компании и создание новой является более выгодным;

4) наличие достаточного опыта для эффективного управления вновь созданной компании;

5) образование новых производственных мощностей не будет негативно воздействовать на соотношение спроса и предложения в отрасли.

Возможности стратегии: дополнительная эмиссия акций; повышение прибыльности компании. Ограничения стратегии: временные и финансовые затраты на вхождение в отрасль, для того чтобы занять сильную позицию. Б. Реструктуризация крупных хозяйственных организаций, которая предполагает радикальный пересмотр состава и процентных соотношений в деловом портфеле фирмы.

Потребность в реструктуризации может возникнуть в следующих случаях:

1) долгосрочные перспективы корпорации утратили свою привлекательность в результате наличия в портфеле большого количества медленно развивающихся, убыточных или слабых с точки зрения конкуренции предприятий (на основании стратегического анализа);

2) одно или несколько основных направлений бизнеса переживают трудности развития;

3) на рынке появляются новые технологии или продукты, и требуется изменение структуры портфеля для

завоевания позиций в новой и перспективной отрасли. Возможности стратегии: она востребована в условиях кризиса; позволяет преобразовать структуру диверсифицированной корпорации.

Ограничения стратегии: необходимость согласования интересов выделяемой организации. В. Демонополизация и развитие конкурентной среды, осуществляемая региональными властями с целью снижения цен и ослабления монопольного контроля. Следует отметить, что в настоящее время в законодательных актах Российской Федерации отсутствует нормативная база для развития процесса диверсификации. Возможности стратегии: развитие конкурентной среды; снижение издержек.

Ограничения стратегии: требуется административный ресурс. Г. Диффузия технологий и способов управления между различными зонами бизнеса в регионе. Новые технологии являются основой экономического роста экономики, но чтобы они приобрели экономическое значение, необходимо время. Сначала технология должна быть привнесена в экономику (инновация). Затем она постепенно при-

Ключевые слова:

инструменты диверсификации, региональная система, аутсорсинг

Keywords:

diversification instruments, regional system, outsourcing

нимается многими реципиентами (диффузия). Однако, диффузия столь же важна, как и инновация: новые технологии не будут иметь экономического воздействия, пока они не станут широко распространенными (2).

Посредством диффузии определенные технологии и способы управления распространяются по коммуникационным каналам во времени и в пространстве социально-экономической системы. На процесс диффузии инноваций воздействует множество факторов, важнейшими из которых являются качество инновации, маркетинг инновации, природа системы, в которую инновация вводится (3). Возможности стратегии: ускорение освоения новых технологий и структур управления.

Ограничения стратегии: дефицит квалифицированных субъектов, занимающихся распределением. Д. Разделение функций или ресурсов между экономическими субъектами при условии использования общей инфраструктуры, каналов распространения и др. Данный инструмент диверсификации подразумевает создание сов.. .диффузия столь же важна, как и инновация: новые технологии не будут иметь экономического

воздействия, пока они не станут широко распространенными

местных предприятий, что может дать полезный эффект в следующих случаях:

- когда рискованно заниматься реализацией выгодного проекта в одиночку;

- когда объединение ресурсов двух или более независимых организаций создает структуру с более значительными конкурентными преимуществами, необходимыми для достижения успеха. В этих случаях каждый из партнеров вносит в общее дело свою долю специфических знаний и ресурсов, которых нет у другого участника;

- когда создание совместного предприятия, например, с иностранными партнерами являются единственной возможностью преодолеть импортные квоты, национальные политические интересы и культурные барьеры. Возможности стратегии: экономия затрат на использовании общей инфраструктуры и каналов распределения.

Ограничения стратегии: крупные капитальные затраты и согласование интересов пользователей общей инфраструктуры. Е. Выделение из состава экономического субъекта отдельных бизнес-процессов и передача их на контактной основе другим субъектам, специализирующимся в этой области (аутсорсинг). Аутсорсинг - это передача на контрактной основе своих непрофильных функций сторонней организации, которая специализируется в конкретной области и обладает соответствующими знаниями, техническими средствами и опытом. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в передаче

компании-аутсорсеру помимо непрофильных функций и бизнес-процессов еще и определенные полномочия, ответственность, риск.

Потенциал функциональных направлений применения аутсорсинга

Использование аутсорсинга функций управления связано с повышением требований к квалификации управляющего звена, а также с широким использованием информационных технологий управления. Аутсорсинг сферы управления организацией, способствует широкому распространению новых методов, инструментов и технологий управления, повышению квалификации менеджеров среднего звена. Аутсорсинг человеческих ресурсов приобретает для организации первостепенное значение в связи с распространением современных технологий менеджмента человеческих ресурсов (4). Наряду с расширением спектра услуг кадровых агентств, необходимость в эффективном управлении человеческими ресурсами сформировала новые предложения на рынке аутсорсинга: привлечение персонала (человеческих ресурсов) внешней организации. Эта технология менеджмента человеческих ресурсов получила название «аутстаффинг»).

Производственный аутсорсинг применяется в тех случаях, когда компания-производитель решает передать отдельный процесс по изготовлению промежуточного продукта внешнему производителю. Помимо этого, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальней-

аутсорсинг -это передача на контрактной основе своих непрофильных функций сторонней организации

шего взаимодействия с ними уже по договору аутсорсинга. Аутсорсинг информационных технологий (1Т - аутсорсинг) - заключается в передаче специализированным компаниям полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями (5). 1Т - аутсорсинг обслуживает информационные потребности организации: охватывает разнообразные по форме и содержанию виды деятельности, связанной с получением, обработкой, хранением, передачей информации, а также спектр сопутствующих консалтинговых услуг. Аутсорсинг бизнес-процессов представляет собой передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, например, бухгалтерский учет, логистика, управление персоналом, маркетинг.

Возможности и ограничения аутсорсинга

Возможности стратегии:

- снижение совокупных издержек ведения бизнеса;

- приобретение комплектующие или услуги выше качеством и/или дешевле;

- улучшение инновационных возможностей компании;

- обеспечение большей гибкости компании в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений;

- ускорение приобретения ресурсов и навыков; сосредоточение компании на ключевых видах бизнеса.

Ограничения стратегии:

- недостаточная оперативность в предоставлении необходимых сведений для управления организацией;

- дефицит доверия;

- отсутствие квалифицированных специалистов в области аутсорсинга;

- слабость механизмов контроля над деятельностью организаций, которые предоставляют аутсор-синговые услуги;

- недостаточность законодательной базы по аутсорсингу.

Литература

1. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / Пер. с англ.; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой.

- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

- 576 с.

2. Toshihiko Mukoyama. A Theory of Technology Diffusion, Department of Economics Concordia University and CIREQ, April 2003. - 225с.

3. Rogers E.M. Diffusion of innovations (4th ed.). New York: The Free Press, 1995. - 430 с.

4. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. пособие / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.

5. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: учебное пособие / Д.М. Михайлов. - КНОРУС, 2009. - 256 с.

Boltava A.L.

Lecturer, Chair of Accounting, Analysis and Audit, Non-Governmental Private State Educational Institution of the Higher Vocational Training (NCPEIHVT) «South Institute of Management» (SIM)

Business diversification in the region: instruments

Possibilities and limitations of various diversification instruments in the regional economic system

_Abstract

The particular features of instruments that provide diversification strategy are as follow: they are meant to assess and provide economic efficiency of diversification strategy aimed at acceleration of business development and reduction of aggregate risks and costs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.