Болтава А.Л.
преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита,
НЧОУ ВПО ЮИМ «Южный институт менеджмента»
диверсификация бизнеса в регионе:
инструменты
возможности и ограничения
различных инструментов диверсификации
в региональной экономической системе
_Аннотация
Особенность инструментов, которые обеспечивают стратегию диверсификации, состоит в том, что они призваны оценивать и практически обеспечивать экономическую эффективность от стратегии диверсификации, цель которой - ускорение развития бизнеса, снижение совокупных рисков и издержек.
иверсификация экономики является основной из движущих сил ее развития. Эффективность диверсификации определяется корректным выбором инструментов ее осуществления. Необходимо разграничить следующие основные инструменты диверсификации в региональной системе:
- создание новых видов бизнеса;
- реструктуризация;
- демонополизация и развитие конкуренции;
- диффузия технологий и способов управления;
- разделение функций или ресурсов;
- аутсорсинг.
Возможности
и ограничения инструментов диверсификации
А. Создание новых видов бизнеса в портфеле бизнесов корпораций. В данном случае предполагается создание новой компании в выбранной отрасли под общим управлением материнской компании. Вновь созданная фирма должна не только преодолеть входные барьеры, но и осуществлять инвестиции в новые производственные мощности, проводить работу по развитию источников сырья, найму и обучению персонала, созданию каналов сбыта, формированию потребительской базы (1).
Создание новой компании является наиболее привлекательным вариантом в следующих случаях:
1) наличие ресурсов;
2) слабая реакция конкурентов;
3) когда соотношение покупки другой компании и создание новой является более выгодным;
4) наличие достаточного опыта для эффективного управления вновь созданной компании;
5) образование новых производственных мощностей не будет негативно воздействовать на соотношение спроса и предложения в отрасли.
Возможности стратегии: дополнительная эмиссия акций; повышение прибыльности компании. Ограничения стратегии: временные и финансовые затраты на вхождение в отрасль, для того чтобы занять сильную позицию. Б. Реструктуризация крупных хозяйственных организаций, которая предполагает радикальный пересмотр состава и процентных соотношений в деловом портфеле фирмы.
Потребность в реструктуризации может возникнуть в следующих случаях:
1) долгосрочные перспективы корпорации утратили свою привлекательность в результате наличия в портфеле большого количества медленно развивающихся, убыточных или слабых с точки зрения конкуренции предприятий (на основании стратегического анализа);
2) одно или несколько основных направлений бизнеса переживают трудности развития;
3) на рынке появляются новые технологии или продукты, и требуется изменение структуры портфеля для
завоевания позиций в новой и перспективной отрасли. Возможности стратегии: она востребована в условиях кризиса; позволяет преобразовать структуру диверсифицированной корпорации.
Ограничения стратегии: необходимость согласования интересов выделяемой организации. В. Демонополизация и развитие конкурентной среды, осуществляемая региональными властями с целью снижения цен и ослабления монопольного контроля. Следует отметить, что в настоящее время в законодательных актах Российской Федерации отсутствует нормативная база для развития процесса диверсификации. Возможности стратегии: развитие конкурентной среды; снижение издержек.
Ограничения стратегии: требуется административный ресурс. Г. Диффузия технологий и способов управления между различными зонами бизнеса в регионе. Новые технологии являются основой экономического роста экономики, но чтобы они приобрели экономическое значение, необходимо время. Сначала технология должна быть привнесена в экономику (инновация). Затем она постепенно при-
Ключевые слова:
инструменты диверсификации, региональная система, аутсорсинг
Keywords:
diversification instruments, regional system, outsourcing
нимается многими реципиентами (диффузия). Однако, диффузия столь же важна, как и инновация: новые технологии не будут иметь экономического воздействия, пока они не станут широко распространенными (2).
Посредством диффузии определенные технологии и способы управления распространяются по коммуникационным каналам во времени и в пространстве социально-экономической системы. На процесс диффузии инноваций воздействует множество факторов, важнейшими из которых являются качество инновации, маркетинг инновации, природа системы, в которую инновация вводится (3). Возможности стратегии: ускорение освоения новых технологий и структур управления.
Ограничения стратегии: дефицит квалифицированных субъектов, занимающихся распределением. Д. Разделение функций или ресурсов между экономическими субъектами при условии использования общей инфраструктуры, каналов распространения и др. Данный инструмент диверсификации подразумевает создание сов.. .диффузия столь же важна, как и инновация: новые технологии не будут иметь экономического
воздействия, пока они не станут широко распространенными
местных предприятий, что может дать полезный эффект в следующих случаях:
- когда рискованно заниматься реализацией выгодного проекта в одиночку;
- когда объединение ресурсов двух или более независимых организаций создает структуру с более значительными конкурентными преимуществами, необходимыми для достижения успеха. В этих случаях каждый из партнеров вносит в общее дело свою долю специфических знаний и ресурсов, которых нет у другого участника;
- когда создание совместного предприятия, например, с иностранными партнерами являются единственной возможностью преодолеть импортные квоты, национальные политические интересы и культурные барьеры. Возможности стратегии: экономия затрат на использовании общей инфраструктуры и каналов распределения.
Ограничения стратегии: крупные капитальные затраты и согласование интересов пользователей общей инфраструктуры. Е. Выделение из состава экономического субъекта отдельных бизнес-процессов и передача их на контактной основе другим субъектам, специализирующимся в этой области (аутсорсинг). Аутсорсинг - это передача на контрактной основе своих непрофильных функций сторонней организации, которая специализируется в конкретной области и обладает соответствующими знаниями, техническими средствами и опытом. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в передаче
компании-аутсорсеру помимо непрофильных функций и бизнес-процессов еще и определенные полномочия, ответственность, риск.
Потенциал функциональных направлений применения аутсорсинга
Использование аутсорсинга функций управления связано с повышением требований к квалификации управляющего звена, а также с широким использованием информационных технологий управления. Аутсорсинг сферы управления организацией, способствует широкому распространению новых методов, инструментов и технологий управления, повышению квалификации менеджеров среднего звена. Аутсорсинг человеческих ресурсов приобретает для организации первостепенное значение в связи с распространением современных технологий менеджмента человеческих ресурсов (4). Наряду с расширением спектра услуг кадровых агентств, необходимость в эффективном управлении человеческими ресурсами сформировала новые предложения на рынке аутсорсинга: привлечение персонала (человеческих ресурсов) внешней организации. Эта технология менеджмента человеческих ресурсов получила название «аутстаффинг»).
Производственный аутсорсинг применяется в тех случаях, когда компания-производитель решает передать отдельный процесс по изготовлению промежуточного продукта внешнему производителю. Помимо этого, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальней-
аутсорсинг -это передача на контрактной основе своих непрофильных функций сторонней организации
шего взаимодействия с ними уже по договору аутсорсинга. Аутсорсинг информационных технологий (1Т - аутсорсинг) - заключается в передаче специализированным компаниям полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями (5). 1Т - аутсорсинг обслуживает информационные потребности организации: охватывает разнообразные по форме и содержанию виды деятельности, связанной с получением, обработкой, хранением, передачей информации, а также спектр сопутствующих консалтинговых услуг. Аутсорсинг бизнес-процессов представляет собой передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, например, бухгалтерский учет, логистика, управление персоналом, маркетинг.
Возможности и ограничения аутсорсинга
Возможности стратегии:
- снижение совокупных издержек ведения бизнеса;
- приобретение комплектующие или услуги выше качеством и/или дешевле;
- улучшение инновационных возможностей компании;
- обеспечение большей гибкости компании в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений;
- ускорение приобретения ресурсов и навыков; сосредоточение компании на ключевых видах бизнеса.
Ограничения стратегии:
- недостаточная оперативность в предоставлении необходимых сведений для управления организацией;
- дефицит доверия;
- отсутствие квалифицированных специалистов в области аутсорсинга;
- слабость механизмов контроля над деятельностью организаций, которые предоставляют аутсор-синговые услуги;
- недостаточность законодательной базы по аутсорсингу.
Литература
1. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / Пер. с англ.; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой.
- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- 576 с.
2. Toshihiko Mukoyama. A Theory of Technology Diffusion, Department of Economics Concordia University and CIREQ, April 2003. - 225с.
3. Rogers E.M. Diffusion of innovations (4th ed.). New York: The Free Press, 1995. - 430 с.
4. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. пособие / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.
5. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: учебное пособие / Д.М. Михайлов. - КНОРУС, 2009. - 256 с.
Boltava A.L.
Lecturer, Chair of Accounting, Analysis and Audit, Non-Governmental Private State Educational Institution of the Higher Vocational Training (NCPEIHVT) «South Institute of Management» (SIM)
Business diversification in the region: instruments
Possibilities and limitations of various diversification instruments in the regional economic system
_Abstract
The particular features of instruments that provide diversification strategy are as follow: they are meant to assess and provide economic efficiency of diversification strategy aimed at acceleration of business development and reduction of aggregate risks and costs.