Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОДЫ / ПРОГРАММЫ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Герасимов Антон Владимирович

Цель: анализ эффективности использования иммерсивных технологий для подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе и выявление психологических аспектов взаимодействия с виртуальной средой. Метод: анализ научных работ и практических опытов использования иммерсивных технологий в дошкольном образовании. В ходе анализа были рассмотрены различные подходы и методы использования иммерсивных технологий для подготовки детей к школе, а также выявлены психологические аспекты взаимодействия с виртуальной средой. Результат: использование иммерсивных технологий в дошкольном образовании может значительно повысить эффективность процесса подготовки детей к школе. Однако, для достижения максимального эффекта необходимо учитывать психологические особенности детей при взаимодействии с виртуальной средой. Выводы: использование иммерсивных технологий в дошкольном образовании является перспективным направлением, которое может значительно улучшить процесс подготовки детей к школе. Однако, для достижения максимального эффекта необходимо учитывать психологические особенности детей при взаимодействии с виртуальной средой и разрабатывать соответствующие программы и методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF THE USE OF IMMERSIVE TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATION

Objective: to study the use of immersive technologies in the process of preparing preschool children for school education. Method: analysis of scientific works and practical experiences of using immersive technologies in preschool education. Result: the use of immersive technologies in preschool education contributes to a more effective assimilation of knowledge and skills, as well as the development of creativity and improvement of communication skills of older preschool children. Conclusions: Immersive technologies allow creating a space where children can interact with their environment and the material they are learning more deeply and effectively. The use of immersive technology also promotes children’s creativity, imagination, and communication skills. Thus, the introduction of immersive technologies in preschool education can lead to more successful preparation of children for school life and learning.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Возможности и ограничения применения иммерсивных технологий в дошкольном образовании

Герасимов Антон Владимирович,

аспирант, кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология», ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»

E-mail: antgerasimov01@gmail.com

Цель: анализ эффективности использования иммерсивных технологий для подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе и выявление психологических аспектов взаимодействия с виртуальной средой.

Метод: анализ научных работ и практических опытов использования иммерсивных технологий в дошкольном образовании. В ходе анализа были рассмотрены различные подходы и методы использования иммерсивных технологий для подготовки детей к школе, а также выявлены психологические аспекты взаимодействия с виртуальной средой.

Результат: использование иммерсивных технологий в дошкольном образовании может значительно повысить эффективность процесса подготовки детей к школе. Однако, для достижения максимального эффекта необходимо учитывать психологические особенности детей при взаимодействии с виртуальной средой.

Выводы: использование иммерсивных технологий в дошкольном образовании является перспективным направлением, которое может значительно улучшить процесс подготовки детей к школе. Однако, для достижения максимального эффекта необходимо учитывать психологические особенности детей при взаимодействии с виртуальной средой и разрабатывать соответствующие программы и методики.

Ключевые слова: иммерсивные технологии; дошкольное образование; подготовка к школе; виртуальная среда; психологические аспекты; эффективность; методы; программы; дети старшего дошкольного возраста.

о с

CJ

со см о см I—

В настоящее время иммерсивные технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность, становятся все более популярными в различных областях, в том числе и в образовании. Одной из областей, где эти технологии могут быть особенно полезны, является дошкольное образование. Подготовка детей к школе является важной задачей, и использование иммерсивных технологий может стать эффективным средством для ее решения. Однако, при использовании виртуальной среды для обучения детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать психологические аспекты их взаимодействия с ней.

Понятие иммерсивных технологий

Иммерсивные технологии представляют собой современные технологии, которые создают впечатление полного погружения пользователя в виртуальное или дополненное пространство, где пользователь может взаимодействовать с объектами и сценами, как если бы они были реальными [1, с. 285]. Иммерсивные технологии включают в себя несколько технологий:

- виртуальная реальность (Virtual Reality, VR);

- дополненная реальность (Augmented Reality,

AR);

- смешанная реальность (Mixed Reality, MR).

Виртуальная реальность создает иллюзию погружения пользователя в полностью виртуальное пространство с помощью специальных устройств -шлемов виртуальной реальности, которые закрывают пользователю глаза и позволяют ему управлять своими движениями в виртуальном пространстве.

Дополненная реальность добавляет виртуальные объекты в реальный мир, которые пользователь может взаимодействовать с помощью специальных устройств, таких как смартфоны или планшеты.

Смешанная реальность комбинирует элементы виртуальной и дополненной реальности, создавая гибридное пространство, в котором виртуальные объекты существуют и взаимодействуют с реальными объектами в реальном мире.

Иммерсивные технологии находят широкое применение в различных областях, включая образование, медицину, науку, развлечения и другие сферы.

Психологические аспекты взаимодействия детей с виртуальной средой

Психологические аспекты взаимодействия детей с виртуальной средой включают в себя ряд фак-

торов, которые могут влиять на психологическое развитие детей и их взаимодействие с виртуальной средой в контексте использования иммерсивных технологий в дошкольном образовании:

1. влияние виртуальной среды на развитие когнитивных способностей и воображения детей. Исследования показывают, что использование иммерсивных технологий может улучшить развитие когнитивных функций детей, таких как внимание, концентрация, память, логическое мышление, а также способствовать развитию воображения;

2. адаптация детей к виртуальной среде и особенности их восприятия. Дети могут легко адаптироваться к виртуальной среде, однако при этом могут возникать некоторые проблемы, такие как дезориентация, диссонанс между реальностью и виртуальной средой, а также негативные эмоции;

3. вопросы безопасности и этики при использовании иммерсивных технологий в дошкольном образовании. Некоторые потенциальные опасности могут возникнуть, такие как возможность нарушения конфиденциальности, возможность привыкания к виртуальной реальности, а также вопросы этики использования иммерсивных технологий в обучении детей.

В целом, психологические аспекты взаимодействия детей с виртуальной средой являются важными при использовании иммерсивных технологий в дошкольном образовании. При разработке программ и методик обучения с использованием иммерсивных технологий необходимо учитывать психологические особенности детей и принимать меры для обеспечения их безопасности и этики использования технологий.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе - важный этап в развитии детей, который направлен на подготовку их к новому этапу жизни. В рамках этого процесса можно выделить несколько аспектов:

1. подготовка детей к учебному процессу. Этот аспект включает в себя знакомство детей с буквами, цифрами, формами, цветами, а также развитие навыков чтения и письма. Для достижения этой цели можно использовать различные методики, такие как игры, упражнения, групповые занятия и так далее [3, с. 107];

2. развитие социально-эмоциональных навыков. Дети должны научиться работать в группе, общаться со сверстниками и взрослыми, учиться решать конфликты, развивать социальные навыки и эмпатию. Для этого можно использовать такие методики, как игры-команды, ролевые игры, дискуссии, психологические тренинги;

3. развитие моторики и координации движений. Дети должны быть готовы к выполнению физических упражнений, правильно держать руч-

ку и выполнять письменные задания. Для этого необходимо проводить занятия по физической подготовке, рисованию, лепке, вырезанию; 4. развитие креативности и фантазии. Дети должны научиться мыслить творчески, создавать идеи, заниматься конструированием и рисованием. Для этого можно использовать такие методики, как мастер-классы, творческие занятия, игры-конструкторы [2, с. 23]. В целом, подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе является важным этапом в их развитии, который помогает им успешно адаптироваться к новым условиям. Для достижения этой цели необходимо использовать различные методики, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и обеспечивать их полноценное развитие.

Иммерсивные технологии могут эффективно использоваться в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе. Они позволяют создавать погружающую виртуальную среду, которая помогает детям лучше понимать и усваивать учебный материал, развивать навыки социального взаимодействия и адаптироваться к новым условиям.

Использование иммерсивных технологий может помочь детям научиться распознавать буквы, цифры, формы, цвета, а также развить навыки чтения и письма. Кроме того, они могут помочь детям развивать креативность и фантазию, а также улучшить их когнитивные функции, такие как внимание, концентрация, память и логическое мышление.

Однако, необходимо учитывать психологические особенности детей и принимать меры для обеспечения их безопасности и этики использования технологий. При разработке программ и методик обучения с использованием иммерсивных технологий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и обеспечивать их полноценное развитие.

В целом, иммерсивные технологии могут быть полезным инструментом в подготовке детей к школе, но их использование должно быть осмысленным и соответствовать психологическим и этическим принципам, а также учитывать потребности и особенности каждого ребенка.

Литература

1. Шохоева, А.И. Технологии дополненной и виртуальной реальности в сфере образования будущего / А.И. Шохоева // Science start up: students' meeting in Siberia: Материалы сибирского международного студенческого аграрного форума, Красноярск, 22-24 ноября 2022 года. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2023. - С. 284288. - EDN ZEFPXC.

2. Ковалев, А.И. Технологии виртуальной реальности как средство развития современного ребенка / А.И. Ковалев, Ю.А. Старостина // Национальный психологический журнал. - 2020. -

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Т. 2, № 2(38). - С. 21-30. - DOI 10.11621/ npj.2020.0202. - EDN RTDZDH. 3. Dybina, O.V. Implementation of the information and communication technologies into activities of a pedagogue / O.V. Dybina // The Impact of Information on Modern Humans: Conference proceedings, Nizhny Novgorod, 23-24 ноября 2017 года. Vol. 622. - Springer Nature Switzerland AG: Springer Nature Switzerland AG, 2018. - P. 107113. - DOI 10.1007/978-3-319-75383-6_14. -EDN YUIEVK.

POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF THE USE OF IMMERSIVE TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATION

Gerasimov A.V.

Togliatti State University

Objective: to study the use of immersive technologies in the process of preparing preschool children for school education. Method: analysis of scientific works and practical experiences of using immersive technologies in preschool education. Result: the use of immersive technologies in preschool education contributes to a more effective assimilation of knowledge and skills, as well as the development of creativity and improvement of communication skills of older preschool children.

Conclusions: Immersive technologies allow creating a space where children can interact with their environment and the material they are learning more deeply and effectively. The use of immersive technology also promotes children's creativity, imagination, and communication skills. Thus, the introduction of immersive technologies in preschool education can lead to more successful preparation of children for school life and learning.

Keywords: immersive technologies; preschool education; preparation for school; children of senior preschool age; efficiency; assimilation of knowledge; development of creativity; communication skills.

References

1. Shokhoeva, A.I. Technologies of augmented and virtual reality in the field of education of the future / A.I. Shokhoeva // Science start up: students' meeting in Siberia: Proceedings of the Siberian International Student Agrarian Forum, Krasnoyarsk, November 22-24, 2022. - Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2023. - С. 284-288. - EDN ZEFPXC.

2. Kovalev, A. I., Starostina, Yu.A. Virtual reality technologies as a tool for the development of a modern child. National Psychological Journal. - 2020. - V. 2, No. 2 (38). - P. 21-30. - DOI 10.11621/npj.2020.0202. - EDN RTDZDH.

3. Dybina, O.V. Implementation of the information and communication technologies into activities of a pedagogue / O.V. Dybina // The Impact of Information on Modern Humans: Conference proceedings, Nizhny Novgorod, 23-24 ноября 2017 года. Vol. 622. - Springer Nature Switzerland AG: Springer Nature Switzerland AG, 2018. - P. 107-113. - DOI 10.1007/978-3-319-75383-6_14. - EDN YUIEVK.

о с

CJ CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.