Иммерсивные технологии в дошкольном образовании: эффективный путь подготовки к школе
Герасимов Антон Владимирович,
аспирант, кафедра «Дошкольная педагогика и психология», ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» E-mail: antgerasimov01@gmail.com
Цель: исследование использования иммерсивных технологий в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Метод: анализ научных работ и практических опытов использования иммерсивных технологий в дошкольном образовании.
Результат: использование иммерсивных технологий в дошкольном образовании способствует более эффективному усвоению знаний и навыков, а также развитию креативности и улучшению коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Выводы: Иммерсивные технологии позволяют создавать пространство, в котором дети могут взаимодействовать с окружающей средой и изучаемым материалом более глубоко и эффективно. Использование иммерсивных технологий также способствует развитию у детей креативности, воображения и коммуникативных навыков. Таким образом, внедрение иммерсивных технологий в дошкольном образовании может привести к более успешной подготовке детей к школьной жизни и обучению.
Ключевые слова: иммерсивные технологии; дошкольное образование; подготовка к школе; дети старшего дошкольного возраста; эффективность; усвоение знаний; развитие креативности; коммуникативные навыки.
В последние годы иммерсивные технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность, получили широкое распространение в различных сферах жизни, в том числе в образовании. Использование иммерсивных технологий в образовании может создавать новые возможности для обучения, помогать детям лучше усваивать знания и развиваться. В дошкольном образовании иммерсивные технологии могут быть особенно полезными, так как они могут помочь детям лучше подготовиться к школе и развить не только знания, но и креативность и коммуникативные навыки.
В данной статье рассмотрены использование иммерсивных технологий в дошкольном образовании, их преимущества и недостатки, а также исследования, подтверждающие эффективность использования этих технологий в обучении детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе.
Иммерсивные технологии в дошкольном образовании
Иммерсивные технологии - технологии, которые создают виртуальное пространство, в котором пользователь может взаимодействовать с объектами и получать обратную связь в режиме реального времени в соответствии с его действиями и восприятием.
Иммерсивные технологии включают в себя:
- виртуальная реальность;
- дополненная реальность;
- смешанная реальность;
- другие, которые могут создавать уникальный опыт взаимодействия с цифровым миром. Использование иммерсивных технологий в образовании может повышать эффективность обучения и позволять детям развивать различные навыки и компетенции, такие как:
- пространственное мышление;
- креативность;
- социально-коммуникативные навыки.
В дошкольном образовании иммерсивные технологии могут использоваться для создания обучающей среды, которая стимулирует интерес и усваивание знаний у детей [4, с. 109]. Например, виртуальная реальность может создавать имитацию реальных ситуаций и позволять детям учиться безопасности на улице или изучать различные профессии. Дополненная реальность может использоваться для создания интерактивных книг, игр и других обучающих материалов.
Также, использование иммерсивных технологий может способствовать развитию креативности
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
и воображения у детей. Виртуальное пространство позволяет детям более свободно экспериментировать и творить, что может способствовать развитию их творческого потенциала.
Среди положительных аспектов использования иммерсивных технологий при подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе можно выделить [2, с. 23]:
1. повышение мотивации и интереса детей к обучению. Иммерсивные технологии позволяют создавать увлекательные игровые сценарии и интерактивные задания, которые помогают детям лучше усваивать знания и навыки;
2. развитие креативности и воображения. Иммерсивные технологии позволяют детям погрузиться в воображаемый мир и развивать свои творческие способности;
3. улучшение памяти и внимания. Иммерсивные технологии могут помочь детям лучше запоминать информацию и улучшать концентрацию;
4. развитие социальные и коммуникативных навыков. Некоторые иммерсивные приложения могут помочь детям развивать социальные и коммуникативные навыки, такие как умение общаться с другими детьми и педагогами, решать задачи в группе и так далее;
5. подготовка к использованию новых технологий. В современном мире знание и умение использовать новые технологии является важным навыком, который поможет детям успешно адаптироваться к школьной и будущей жизни;
6. Увеличение доступности образования. Иммер-сивные технологии могут помочь расширить доступность образования, особенно для детей из отдаленных или неблагополучных регионов;
7. Повышение эффективности обучения. Иммерсивные технологии могут помочь улучшить качество обучения и повысить эффективность образовательного процесса.
Примеры применения иммерсивных технологий в дошкольном образовании включают:
- создание виртуальных экскурсий в музеи, зоопарки и другие места, где дети могут изучать окружающий мир;
- создание интерактивных заданий и игр, направленных на развитие навыков и знаний. Например, дети могут использовать дополненную реальность для разучивания букв и цифр, изучения животных и растений, а также для развития пространственного мышления [1, с. 56]. Однако, несмотря на все преимущества, использование иммерсивных технологий в дошкольном образовании также может иметь некоторые недостатки. Например, некоторые исследования показывают, что чрезмерное использование технологий может приводить к снижению внимания и концентрации у детей. Кроме того, использова-
5 ние технологий может отвлекать детей от обще-5 ния с другими людьми и приводить к возникнове-Я нию социальной изоляции.
° Таким образом, использование иммерсивных ав технологий в дошкольном образовании может
иметь как позитивные, так и негативные стороны. Однако, при правильном использовании иммер-сивные технологии могут стать полезным инструментом для создания более интерактивной и эффективной обучающей среды для детей старшего дошкольного возраста. В следующем разделе мы рассмотрим, как использование иммерсивных технологий может способствовать подготовке детей к школе.
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе
Подготовка детей к школе - одна из важнейших задач дошкольного образования. Дети старшего дошкольного возраста должны усвоить навыки, необходимые для успешного обучения в школе, включая умение читать, писать, считать, а также развить социальные и коммуникативные навыки. Использование иммерсивных технологий может стать эффективным средством подготовки детей к школе.
Роль иммерсивных технологий в подготовке детей к школе заключается в создании интерактивной и увлекательной обучающей среды, что способствует более эффективному усвоению знаний. Например, дети могут использовать виртуальную реальность для изучения алфавита и цифр, а также для развития пространственного мышления и логического мышления. Дополненная реальность может использоваться для создания игровых заданий, направленных на развитие социальных и коммуникативных навыков, таких как умение работать в команде, слушать других и выражать свои мысли [3, с. 37].
Выделяют некоторые преимущества использования иммерсивных технологий в подготовке детей к школе:
1. могут помочь детям лучше усваивать знания и навыки;
2. создают интерес и мотивацию к обучению;
3. развивают креативность;
4. улучшают коммуникативные навыки;
5. кроме того, использование иммерсивных технологий в дошкольном образовании может помочь детям адаптироваться к новой обучающей среде в школе, где также используется современное оборудование и технологии. Однако, при использовании иммерсивных технологий в дошкольном образовании необходимо учитывать возрастные особенности детей и выбирать соответствующие по сложности задания и материалы. Так же, необходимо следить за тем, чтобы использование технологий не заменяло общение с другими детьми и взрослыми, которое также является важным аспектом подготовки к школе.
Таким образом, использование иммерсивных технологий в дошкольном образовании может помочь детям старшего дошкольного возраста лучше подготовиться к школе, развивать нетолько знания и навыки, но и креативность и коммуникативные навыки. Однако, необходимо учитывать возрастные особенности детей и правильно выби-
рать задания и материалы, чтобы использование технологий не приводило к изоляции от общения с другими людьми. В следующем разделе мы рассмотрим исследования, которые подтверждают эффективность использования иммерсивных технологий в дошкольном образовании.
Литература
1. Аммосова, Д.П. Технологии дополненной реальности как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста / Д.П. Аммосова, А.П. Божедонова // Качество дошкольного образования: интеграция теории и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Якутск, 20 апреля 2022 года. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. - С. 304-306. -EDN RWZZWB.
2. Ковалев, А.И. Технологии виртуальной реальности как средство развития современного ребенка / А.И. Ковалев, Ю.А. Старостина // Национальный психологический журнал. - 2020. -Т. 2, № 2(38). - С. 21-30. - DOI 10.11621/ npj.2020.0202. - EDN RTDZDH.
3. Половченко, М.А. Использование VR в образовании / М.А. Половченко // Международный журнал информационных технологий и энергоэффективности. - 2023. - Т. 8, № 5-1(31). -С. 36-42. - EDN FWTPTW.
4. Dybina, O.V. Implementation of the information and communication technologies into activities of a pedagogue / O.V. Dybina // The Impact of Information on Modern Humans: Conference proceedings, Nizhny Novgorod, 23-24 ноября 2017 года. Vol. 622. - Springer Nature Switzerland AG: Springer Nature Switzerland AG, 2018. - P. 107113. - DOI 10.1007/978-3-319-75383-6_14. -EDN YUIEVK.
IMMERSIVE TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATION: AN EFFECTIVE WAY OF PREPARING FOR SCHOOL
Gerasimov A.V.
Togliatti State University
Objective: to study the use of immersive technologies in the process of preparing preschool children for school education. Method: analysis of scientific works and practical experiences of using immersive technologies in preschool education.
Result: the use of immersive technologies in preschool education contributes to a more effective assimilation of knowledge and skills, as well as the development of creativity and improvement of communication skills of older preschool children. Conclusions: Immersive technologies allow creating a space where children can interact with their environment and the material they are learning more deeply and effectively. The use of immersive technology also promotes children's creativity, imagination, and communication skills. Thus, the introduction of immersive technologies in preschool education can lead to more successful preparation of children for school life and learning.
Keywords: immersive technologies; preschool education; preparation for school; children of senior preschool age; efficiency; assimilation of knowledge; development of creativity; communication skills.
References
1. Ammosova, D.P. Augmented reality technologies as a means of developing the cognitive interest of older preschool children / D.P. Ammosova, A.P. Bozhedonova // Quality of preschool education: integration of theory and practice: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Yakutsk, April 20, 2022. - Kirov: Interregional Center for Innovative Technologies in Education, 2022. - P. 304-306. -EDN RWZZWB.
2. Kovalev, A. I., Starostina, Yu.A. Virtual reality technologies as a tool for the development of a modern child. National Psychological Journal. - 2020. - V. 2, No. 2 (38). - P. 21-30. - DOI 10.11621/npj.2020.0202. - EDN RTDZDH.
3. Polovchenko, M.A. The use of VR in education / M.A. Polovchen-ko // International Journal of Information Technologies and Energy Efficiency. - 2023. - V. 8, No. 5-1 (31). - P. 36-42. - EDN FWTPW.
4. Dybina, O.V. Implementation of the information and communication technologies into activities of a pedagogue / O.V. Dybina // The Impact of Information on Modern Humans: Conference proceedings, Nizhny Novgorod, 23-24 ноября 2017 года. Vol. 622. - Springer Nature Switzerland AG: Springer Nature Switzerland AG, 2018. - P. 107-113. - DOI 10.1007/978-3-319-75383-6_14. - EDN YUIEVK.