ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСНОЛЬЗОВАНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
Аннотация. Статья посвящена возможностям и проблемам использования системы1 коэффициентов рентабельности в практике финансового менеджмента для оценки финансовой эффективности предприятия и принятия обоснованные финансовые решений. Рассмотрены1 особенности и ограничения расчета и применения основные показателей рентабельности.
Ключевыге слова: коэффициентыi рентабельности, эффективность, прибышь, управленческие решения, активы , собственный капитал.
THE POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF USING RATIOS PROFITABILITY FOR FINANCIAL MANAGEMENT
Annotation. Article is devoted to the opportunities and challenges of using the system profitability ratios in financial management to assess the financial performance of the company and make informed financial decisions. Describes the characteristics and limitations of the calculation and application of key profitability indicators.
Keywords. profitability ratios, efficiency, profit, management decisions, assets, equity.
Эффективность финансовой деятельности компании служит залогом будущего развития и приемлемого уровня финансовых рисков, является основой финансовой привлекательности предприятия для внешних инвесторов, контрагентов и собственников. Следовательно, значительное внимание финансового менеджмента должно уделяться оценке и мониторингу финансовых результатов деятельности организации, а также степени достижения поставленных финансовых целей. Такого рода финансовый мониторинг позволяет своевременно выявить неблагоприятные тенденции, ведущие к неудовлетворительной структуре баланса, принять упреждающие меры, не допустить снижения эффективности предпринимательской деятельности и предупредить банкротство.
При этом наиболее распространенные в настоящее индикаторы финансовой эффективности компании можно разделить на четыре группы: показатели стоимости бизнеса, величина полученной и прогнозируемой прибыли, показатели денежных потоков, а также система финансовых коэффициентов. Каждый из них представляет собой соотношение различных показателей финансовой отчетности, характеризующее тот или иной аспект финансового состояния анализируемой компании. При этом большинство известных ученых в этой области (впрочем, как и аналитиков-практиков), как правило, выделяют пять групп показателей, позволяющих оценить финансовое состояние компании и результативность ее деятельности:
— коэффициенты платежеспособности (ликвидности), позволяющие оценить способность предприятия рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам, прежде всего, за счет имеющихся текущих активов;
— показатели финансовой устойчивости, отражающие соотношение собственных и заемных средств и характеризующие финансовые риски, связанные с деятельностью компании;
— коэффициенты деловой активности, позволяющие провести анализ скорости оборота средств, вложенных в активы предприятия;
— показатели рыночной активности, характеризующие стоимость и доходность акций компании;
УДК 005.21:336.7 Е.Ю. Клюева
Evgenia Klyueva
© Клюева ЕЮ., 2015
— коэффициенты рентабельности, оценивающие прибыльность компании.
В данной статье уделим внимание системе коэффициентов рентабельности, поскольку именно они в значительной мере отражают степень достижения целей компании и характеризуют, с одной стороны, отдачу инвесторов от вложенных средств, а с другой - эффективность менеджмента компании (причем не только финансового). Так, рентабельность инвестиций входит в состав показателей, рекомендованных американским стандартом управленческого учета «Измерение эффективности предприятия» (англ. Statement on Management Accounting «Measuring entity performance»; SMA 4D) для оценки эффективности деятельности предприятия [1, с. 1].
В общем виде все коэффициенты рентабельности рассчитываются как отношение полученной прибыли к величине объема продаж либо к сумме инвестированных средств. Несмотря на то, что наиболее распространенным вариантом является расчет, основанный на использовании чистой прибыли, часто при расчете коэффициентов рентабельности применяются маржинальный доход, валовая прибыль, прибыль до уплаты налогов и процентов (EBIT), прибыль до налогообложения (балансовая прибыль). Выбор методики определения коэффициента зависит от целей анализа и условий работы конкретной компании.
Поскольку любой коэффициент рентабельности представляет собой выраженную в процентах либо долях относительную величину, для проведения анализа необходимо ее сравнение с какой-либо базовой величиной. Общепринятых нормативных пределов для коэффициентов рентабельности нет (действует правило «чем больше - тем лучше»), поэтому для анализа и принятия управленческих решений эти коэффициенты, как правило, сравниваются в динамике со среднеотраслевыми показателями, а также с показателями самого предприятия в разрезе подразделений и видов реализуемой продукции. Кроме того, компания может устанавливать нормативные (плановые) показатели рентабельности и периодически отслеживать их достижение. Наиболее распространенными в практике являются показатели рентабельности продаж, рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. В то время как менеджеры компании используют для принятия управленческих решений коэффициенты рентабельности продаж и рентабельности активов, акционеры строят свой анализ на основе рентабельности собственного капитала.
Коэффициент рентабельности продаж (англ. Return On Sales, Net Profit Margin, ROS) — отношение чистой прибыли компании к ее объему продаж, то есть доля прибыли в каждом рубле, заработанном компанией. Это ключевой управленческий показатель, который характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и позволяет оценить долю операционных затрат и прибыли в выручке. Кроме того, рентабельность продаж является отражением ценовой политики компании и индикатором ее способности контролировать издержки. Однако данный показатель имеет определенные ограничения в использовании: например, следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, производственных затрат и операционной прибыли у двух фирм рентабельность продаж может значительно различаться вследствие различной структуры капитала, а следовательно и различного влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли. Кроме того, различия в конкурентных стратегиях и ассортименте вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Так, компания (либо продукт) со сравнительно низкой рентабельностью продаж может в конечном итоге принести большую отдачу на вложенный капитал за счет скорости оборота. То есть при невысокой доле прибыли в каждом рубле выручки (например, при невысокой торговой наценке) значительные объемы продаж приносят инвесторам более существенные доходы, чем вложения в компанию (продукт) с более высокой рентабельностью продаж.
Коэффициент рентабельности активов (англ. Return on Total Assets, ROTA; англ. Return On Assets, ROA) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой балансовой стоимости всех
активов компании. Данный коэффициент является важным показателем производственной эффективности и конкурентоспособности предприятия. В частности, РАО «ЕЭС России» определило именно этот коэффициент в качестве основного показателя эффективности деятельности дочерних компаний. Считается, что менеджмент компании тем эффективнее, чем выше именно коэффициент рентабельности активов. Он характеризует среднюю доходность всех средств, инвестированных в деятельность компании. Если в качестве числителя используется величина EBIT, то полученный показатель отражает доходность капитала вне зависимости от выбора источников его финансирования (собственных или заемных). В случае же использования для расчета величины чистой прибыли компания, использующая заемный капитал, будет выглядеть менее эффективной по сравнению с компанией, имеющей такую же доходность, но финансирующей свою деятельность только за счет собственных средств; причем отдача на вложенные собственные средства у первой компании может быть значительно выше. Данный показатель имеет и другие недостатки в использовании. Так, например, компания, инвестирующая значительные средства в научные исследования или осуществляющая на данном этапе активную маркетинговую политику, будет иметь более низкую рентабельность активов по сравнению с компанией, отложившей такого рода расходы на будущее, но это отнюдь не свидетельствует о ее более низкой эффективности, а скорее наоборот - ведет к повышению ее потенциала и существенному росту отдачи от вложенных средств в перспективе. Проводя анализ изменения показателя рентабельности активов, следует помнить о том, что на его динамику, прежде всего, оказывают влияние изменение рентабельности продаж и изменение оборачиваемости активов. Именно исходя из этого и стоит принимать управленческие решения по корректировке деятельности с целью увеличения рентабельности активов.
Кроме того, рентабельность активов в значительной степени зависит от отрасли, в которой функционирует предприятие. Так в наукоемких, капиталоемких отраслях данный коэффициент ниже, чем, например, в сфере услуг или торговле.
Рентабельность собственного капитала (англ. Return On Equity, ROE) - показатель, рассчитываемый как отношение прибыли к величине собственного капитала компании - один из важнейших показателей эффективности любого бизнеса, поскольку показывает отдачу на вложенный в него капитал для инвестора. В отличие от предыдущего показателя этот отражает эффективность использования не всего капитала, а только той его части, которая принадлежит собственникам. Причем как раз за счет использования заемных средств рентабельность собственного капитала может быть выше рентабельности всех активов (так называемый эффект финансового рычага). Из всех показателей рентабельности именно рентабельность собственных средств может иметь с достаточной долей условности определенное нормативное значение. Отдача собственников от вложения средств в данное предприятие может сравниваться с доходностью альтернативных вложений. Так, минимальным его значением считается процентная ставка по банковскому депозиту. Причем, чем выше риск, связываемый с данным видом деятельности, тем выше требуемая норма дохода собственников от такого рода вложений. В условиях развитого фондового рынка значение данного показателя оказывает существенное влияние на уровень котировок акций предприятия. Однако, следует помнить, что достаточный уровень данного коэффициента еще не гарантирует желаемый уровень выплачиваемых дивидендов, поскольку финансовые потоки могут не соответствовать денежным, и показатели рентабельности не отражают уровень ликвидности компании.
Стоит отметить, что при наличии у предприятия отрицательного финансового результата (убытка), коэффициенты рентабельности становятся практически бесполезными, и многие специалисты вообще сомневаются в том, имеет ли смысл такой термин как отрицательная рентабельность. Та-
ким образом, наряду с показателями прибыли, коэффициенты рентабельности являются важным инструментом анализа эффективности деятельности любого коммерческого предприятия, и финансовый менеджер, безусловно, должен владеть методикой их расчета и анализа, однако при их использовании с целью принятия управленческих решений следует помнить о существующих ограничениях.
Библиографический список
1. Аверчев И. Как оценить эффективность работы компании // Финансовый директор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fd.ru/articles/24371-kak-otsenit-effektivnost-raboty-kompanii (дата обращения: 25.12.2014).