Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)'

ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедгулиев Руслан Исламович

Внедрение инновационных разработок на транспорте посредством реализации проектов государственно-частного партнёрства представляет ряд колоссальных преимуществ. С помощью этого механизма государство может решить стратегические задачи и повысить уровень инновационного потенциала регионов, а для бизнеса проведение подобных проектов означает возможность успешного инвестирования в решении важных общественных задач с целью привлечения прибыли в долгосрочной перспективе. Совместные проекты органов государственной власти и инновационного предпринимательства создают социально значимую транспортную инфраструктуру, улучшающую качество жизни общества. Финансовое стимулирование государством и бизнесом инновационных разработок в сфере транспорта позволяет внедрить цифровые технологии, а также создать новые экологические виды транспорта с учётом мировой повестки дня. На примере субъектов Северо-Западного федерального округа в статье рассмотрена практика применения государственно-частного партнёрства в инновационном совершенствовании транспортной отрасли. Отмечен высокий уровень инновационной активности Санкт-Петербурга как одного из передовых центров научно-технического прогресса и внедрения инноваций в Российской Федерации. Проведена оценка состояния инновационной активности субъектов Северо-Западного федерального округа и даны рекомендации по её увеличению с учётом возможностей проектов государственно-частного партнёрства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN THE FIELD OF TRANSPORT (ON THE EXAMPLE OF THE NORTH-WESTERN FEDERAL DISTRICT)

The introduction of innovative developments in transport through the implementation of public-private partnership projects presents a number of enormous advantages. With the help of this mechanism, the state can solve strategic tasks and increase the level of innovative potential of the regions, and for business, carrying out such projects means the possibility of successful investment in solving important public tasks in order to attract profits in the long term. Joint projects of public authorities and innovative entrepreneurship create a socially significant transport infrastructure that improves the quality of life of society. Financial stimulation by the state and business of innovative developments in the field of transport allows the introduction of digital technologies, as well as the creation of new ecological modes of transport, taking into account the global agenda. Using the example of the subjects of the North-Western Federal District, the article examines the practice of using public-private partnership in the innovative improvement of the transport industry. The high level of innovation activity of St. Petersburg as one of the leading centers of scientific and technological progress and innovation in the Russian Federation was noted. The assessment of the state of innovation activity of the subjects of the North-Western Federal District was carried out and recommendations were made to increase it, taking into account the possibilities of public-private partnership projects.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)»

Возможности государственно-частного партнёрства в развитии инновационного предпринимательства в сфере транспорта (на примере Северо-Западного федерального

округа)

Opportunities of public private partnership in the development of innovative entrepreneurship in the field of transport (on the example of the North-Western Federal

District)

Мамедгулиев Руслан Исламович,

студент 4 курса, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Россия, Санкт-Петербург. E-mail: rmamedguliev-18@edu.ranepa.ru

Mamedguliev Ruslan I.,

4rdyear student, North- West Institute of Management Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Saint-Petersburg E-mail: rmamedguliev-18@edu.ranepa.ru

Научный руководитель: Щербакова Дарья Васильевна,

доцент кафедры государственного и муниципального управления, кандидат социологических наук, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ Russia, Saint-Petersburg E-mail: shcherbakova-dv@ranepa.ru

Scientific supervisor: Shcherbakova Darya V.,

Associate Professor of the Department of Public and Municipal administration, PhD in sociology, North- West Institute of Management Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Saint-Petersburg E-mail: shcherbakova-dv@ranepa.ru

Аннотация.

Внедрение инновационных разработок на транспорте посредством реализации проектов государственно-частного партнёрства представляет ряд колоссальных преимуществ. С помощью этого механизма государство может решить стратегические задачи и повысить уровень инновационного потенциала регионов, а для бизнеса проведение подобных проектов означает возможность успешного инвестирования в решении важных общественных задач с целью привлечения прибыли в долгосрочной перспективе. Совместные проекты органов государственной власти и инновационного предпринимательства создают социально значимую транспортную инфраструктуру, улучшающую качество жизни общества. Финансовое стимулирование государством и бизнесом инновационных разработок в сфере транспорта позволяет внедрить цифровые технологии, а также создать новые экологические виды транспорта с учётом мировой повестки дня.

На примере субъектов Северо-Западного федерального округа в статье рассмотрена практика применения государственно-частного партнёрства в инновационном совершенствовании транспортной отрасли. Отмечен высокий уровень инновационной активности Санкт-Петербурга как одного из передовых центров научно-технического прогресса и внедрения инноваций в Российской Федерации. Проведена оценка состояния инновационной активности субъектов Северо-Западного федерального округа и даны рекомендации по её увеличению с учётом возможностей проектов государственно-частного партнёрства.

Annotation.

The introduction of innovative developments in transport through the implementation of public-private partnership projects presents a number of enormous advantages. With the help of this mechanism, the state can solve strategic tasks and increase the level of innovative potential of the regions, and for business, carrying out such projects means the possibility of successful investment in solving important public tasks in order to attract profits in the long term. Joint projects of public authorities and innovative entrepreneurship create a socially significant transport infrastructure that improves the quality of life of society. Financial stimulation by the state and business of innovative developments in the field of transport allows the introduction of digital technologies, as well as the creation of new ecological modes of transport, taking into account the global agenda.

Using the example of the subjects of the North-Western Federal District, the article examines the practice of using public-private partnership in the innovative improvement of the transport industry. The high level of innovation activity of St. Petersburg as one of the leading centers of scientific and technological progress and innovation in the Russian Federation was noted. The assessment of the state of innovation activity of the subjects of the North-Western Federal District was carried out and recommendations were made to increase it, taking into account the possibilities of public-private partnership projects.

Ключевые слова: бизнес, государство, государственно-частное партнёрство, инновации, инновационное предпринимательство, инновационные разработки, модернизация, транспорт.

Key words: business, government, public-private partnership, innovation, innovative entrepreneurship, innovative developments, modernization, transport.

Северо-Западный федеральный округ, являясь крупным логистическим хабом со вторым по численности городом России, даёт огромный потенциал для внедрения инновационных разработок в сфере транспорта. Нововведения последних лет, связанные с распространением сети wi-fi, бесконтактным способом оплаты проезда без участия кондуктора, обеспечением железнодорожного сообщения скоростными поездами между городами региона, а также строительством высокоскоростных автомагистралей, создают комфортную среду для жизни людей [2, с. 16].

Данные разработки, возможно, не состоялись или растянулись на долгий период без сотрудничества бизнеса и государства. В условиях ограниченности бюджета реализация крупных транспортных проектов силами государства представляется весьма затруднительной, при этом проекты, основанные на частных вложениях, нацелены на получение максимальной прибыли в краткосрочный период, чему не соответствует долгосрочное развитие сферы транспорта. Государственно-частное партнёрство (далее - ГЧП) решает эту проблему путём установления между органами государственной власти и частным сектором долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

Согласно данным Министерства экономического развития, Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области являются ключевыми регионами Северо-Западного федерального округа (таблица 1), в которых сосредоточены проекты ГЧП, при этом по состоянию на 2020 год округ занял второе место по уровню привлечения инвестиций в транспортные ГЧП-проекты.

В настоящее время в округе реализуется всего 18 транспортных проектов, при чём 13 из них сосредоточены в Санкт-Петербурге, 2 - в Архангельской области, и по одному - в Калининградской и Мурманской областях, а также в Республике Коми. Небольшое количество ГЧП-проектов в сфере транспорта на Северо-Западе объясняется большой стоимостью подобных проектов, а также уровнем инновационного развития регионов округа. Инновационная активность субъектов данного федерального округа распределена между собой неравномерно и сосредоточена, в основном, в городе федерального значения Санкт-Петербурге - в субъекте федерации, обладающего сильным инновационным потенциалом.

Таблица 1. Позиции субъектов Северо-Западного федерального округа в Рейтинге регионов России по

уровню развития ГЧП в 2020 году, _где НО - накопленный опыт за предыду щие годы (до 2020 г.), НБ - нормативно-правовая база

№ Название субъекта Место Балл Динамика за 2020 г. НО НБ Место в 2019 г.

1 Санкт-Петербург 4 40,8 20,7 100 63,2 13 (+9)

2 Ленинградская область 12 13,1 3,8 13,7 76,8 14 (+2)

3 Калининградская область 18 10,7 0,2 15 75,8 24 (+6)

4 Мурманская область 23 8,9 0 6,3 76,6 38 (+15)

5 Архангельская область 31 7,3 1 0,5 64,9 34 (+3)

6 Вологодская область 44 5,7 0,1 3 49,9 26 (-18)

7 Новгородская область 61 4 0,2 0,9 36,7 59 (-2)

8 Псковская область 65 3,3 0,2 0,1 30,9 63 (-2)

9 Республика Карелия 66 3 0 0,9 28,6 61 (-5)

10 Республика Коми 68 12,8 0 30,5 65,8 55 (-13)

11 Ненецкий автономный округ 82 5,2 0 0 51,9 79 (-3)

ГЧП-проекты, реализуемые в настоящее время в Санкт-Петербурге, ориентированы на следующих направлениях: создание скоростной трамвайной линии между Купчино и Славянкой, реконструкцию одного из перронов аэропорта «Пулково», строительство высокоскоростной магистрали «М-11: Москва - Санкт-Петербург», морского перегрузочного порта «Бронка», автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» с автоматической оплатой проезда, решается вопрос по сооружению многоэтажных гаражей и т.д.

В Калининградской, Архангельской, Мурманской областях, а также в Республике Коми - регионах, имеющих средний и слабый уровни развития инноваций, строятся новые морские порты, сооружаются автомобильные дороги и кольцевые развязки, происходит реконструкция автостанции.

Как можно заметить из приведённых выше примеров, только часть транспортных проектов государственно-частного партнёрства предполагает введение инноваций, при этом они бы решили многие вопросы по совершенствованию транспортной инфраструктуры в малых и больших городах, устранили бы проблемы экологии и улучшили качество жизни людей.

Среди субъектов Северо-Западного федерального округа наблюдается сильная дифференциация по инновационным возможностям (таблица 2). Устранить данную проблему можно путём расширения перечня механизмов федеральной поддержки региональной активности в инновациях на транспорте и других сферах экономики, а также сделать открытой процедуру отбора субъектов страны, получающих финансирование на раскрытие своего инновационного потенциала. Применение инновационных технологий на транспорте с помощью ГЧП-проектов позволит модернизировать инфраструктуру и не отставать от передовых разработок, внедряемыми в развитых странах. Например, в Китае проектируются беспилотные трамваи, в Соединённых Штатах Америки развивается система беспилотного такси и грузовиков, а в странах Евросоюза происходит тестирование автономных автобусов.

Региональные органы государственной власти имеют возможность детально проработать «дорожные карты» инновационного развития своего субъекта, включая в эти стратегические планы самостоятельное привлечение государственным сектором новых ГЧП-проектов в транспортную отрасль в качестве заказчика инноваций. Органы исполнительной власти регионов могут заниматься стимулированием развития инновационного предпринимательства на территории своего субъекта посредством совершенствования нормативно-правовых актов законодательства о государственно-частном партнёрстве и инновационном предпринимательстве, а также финансируя научно-исследовательские разработки.

Взаимодействие государства и бизнеса в сфере инновационных разработок на транспорте представляет ряд преимуществ для обеих сторон. Региональные органы исполнительной власти смогут решить стратегические

цели, для реализации которых бюджетных средств недостаточно, при этом обеспечить осуществление крупных социально-значимых инфраструктурных проектов в короткие сроки. Реализация подобных проектов помогает привлекать частные инвестиции, сокращать государственные расходы, ряд задач делегировать частному сектору [3, а 262-263], а также повысить уровень инновационной привлекательности регионов.

Для бизнеса, и в частности, инновационного предпринимательства, заключения концессионных соглашений, договоров о совместной деятельности, инвестиционных договоров и государственных контрактов позволяют обеспечить наиболее оперативное решение административных вопросов, привлечь долговое финансирование, а также заручиться гарантиями от государства в выполнении совместных проектов [6, с. 37]. Кроме того, использование инструментов механизма партнёрства поможет коммерциализировать создаваемые новые объекты транспорта и инфраструктуры для него в долгосрочной перспективе.

Инновационные предприниматели несут ответственность за целесообразность и разработку новых видов инноваций на транспорте и в обслуживающей его инфраструктуре, курируют процесс их распространения. Успешное применение новых разработок в одном регионе позволяет распространить эту практику на другие регионы, выйти на международный уровень. Это будет способствовать росту инновационного потенциала страны и повышению качества жизни населения. [1, с. 82]

Долгосрочное сотрудничество органов государственной власти и бизнес-структур в создании инновационных разработок в сфере транспорта обеспечивает распределение между сторонами рисков, затрат и ресурсов. Кроме того, такой вид сотрудничества помимо внедрения инноваций предоставляет возможность сделать прогноз, каким образом тот или иной вид транспорта будет развиваться в будущем с учётом появляющихся технических достижений.

Транспортные ГЧП-проекты помогут обществу совершить существенный прогресс в решении экологических проблем. Неравнодушие к будущему планеты сможет стать для инновационного предпринимательства и государства движущей силой, стимулирующей создание экологически чистого транспорта, а также модернизацию уже существующего подвижного состава [4, а 70]. Так, например, в городах Северо-Западного федерального округа можно уже наблюдать движение автобусов на природном газе.

Отметим, что железнодорожный транспорт пока не является приоритетным видом транспорта в рамках проектов государственно-частного партнёрства, поскольку такие проекты отличаются высокой стоимостью. На наш взгляд, развитие этого вида транспорта не стоит упускать, так как железнодорожное сообщение играет огромную роль как для обычных граждан, предпринимателей, так и для экономики субъектов Северо-Западного региона и России в целом.

Создание инноваций в транспортной сфере посредством сотрудничества государства и бизнеса является одним из ключевых вопросов по расширению предпринимательской и инновационной культуры в СевероЗападном федеральном округе и в нашей стране в целом. Теме ГЧП посвящены конференции, проводятся форумы, на которых транспортные компании представляют свои новые разработки, многие из которых в ближайшем будущем будут реализованы на городском, железнодорожном транспорте, авиасообщении и их инфраструктуре. Например, в Санкт-Петербурге появятся скоростная трамвайная линия между городом и Шушарами, отдельный парк электробусов, запустят работу автобусов на сжиженном природном газе, в Новгородской области развивают технологии летающих беспилотников, а в Мурманске - единую платформу по управлению транспортными системами.

Таблица 2. Позиции субъектов Северо-Западного федерального округа в Рейтинге инновационного

развития субъектов Российской Федерации

Рейтинг субъектов СЗФО по значению Российского регионального инновационного индекса: 2018-2019 гг. Рейтинг субъектов СЗФО по значению индекса готовности к будущему: 2019-2020 гг.

Субъект Группа Ранг Субъект Группа Ранг

Санкт-Петербург I 2 Санкт-Петербург I 1

Калининградская область II 25 Калининградская область I 5

Новгородская область II 33 Республика Карелия I 9

Архангельская область II 34 Мурманская область II 13

Ленинградская область II 38 Ленинградская область III 28

Мурманская область II 41 Архангельская область III 35

Республика Коми II 42 Республика Коми III 46

Республика Карелия III 47 Псковская область III 58

Вологодская область III 50 Вологодская область IV 63

Псковская область III 68 Новгородская область IV 71

Ненецкий автономный округ IV 84 Ненецкий автономный округ IV 85

Развитие инновационных разработок на транспорте в регионах Северо-Западного федерального округа

поспособствует модернизации транспортной инфраструктуры. Как указывает «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2036 года», это станет одним из важнейших инструментов стимулирования экономического роста России и повышения качества жизни населения. «Прогнозом» предусматривается: развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения, строительство скоростных международных транспортных коридоров, соединяющих западную и восточную части страны, создание новых перегрузочных терминалов и морских портов, а также развитие Северного морского пути, реконструкция региональных аэропортов и расширение сети региональных авиамаршрутов. Данные стремления государства возможно будет достичь с помощью механизма ГЧП. Транспортные проекты, реализуемые с помощью механизма ГЧП, обладают динамичностью и отвечают запросам времени, ставя на повестку дня вопросы развития инфраструктуры и доступности субъектов в условиях глобализации. С помощью инновационного транспорта предпринимаются действия для решения проблемы сохранения планеты [5, с. 61].

Общее стремление государства, бизнеса и общества к успешному внедрению и развитию инновационных разработок на транспорте в рамках ГЧП-проектов позволит обеспечить устойчивое развитие субъектов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Эффективное осуществление транспортных ГЧП-проектов положительно влияет на увеличение инновационного потенциала регионов, обновление транспортной инфраструктуры, являющейся важным стратегическим элементом, способствующим поддержанию экономики субъектов и Российской Федерации в целом.

Таким образом, государственно-частное партнёрство в части внедрения инновационных технологий на транспорте в Северо-Западном федеральном округе представляет повышенный интерес, поскольку позволяет не столько обеспечить совместный диалог и реализуемость общих целей, сколько повысить качество жизни населения и уровень развития городов.

Список используемой литературы:

1. Алябьев С., Голощапов Д., Клинцов В. и др. Инновации в России - неисчерпаемый источник роста / С. Алябьев, Д. Голощапов, В. Клинцов и др. - Центр по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice, 2018. - 112 с. - URL: https://www.mckinsey.

com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Innovations% 20in%20Russia/Innovations-in-Russia web lq-Lashx (Дата обращения: 11.01.2022).

2. Корвин С., Витали Дж., Келли Э., Катлс Э. Будущее мобильности: как транспортные технологии и социальные тенденции влияют на развитие новой бизнес-экосистемы / С. Корвин и др. - Издательство Университета «Делойта», 2015. - 30 с. - URL:

https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/manufacturing/russian/future-of-mobility-rus.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

3. Гаранин Д.А, Саблина А.И. Роль государственного частного партнёрства в развитии инновационного предпринимательства на примере транспортной отрасли // Фундаментальные прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сб. статей науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 06-07 июня 2017 г. - СПб.: изд-во СПбПУ Петра Великого, 2017. - с. 259-269.

4. Рубцов Г.Г., Литвиненко А.Н., Большакова Л.В. Тенденции развития отечественной инновационной политики на примере СЗФО // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - СПб.: изд-во СПбПУ Петра Великого, 2017. - 2020. - Т. 13, № 1. - С. 66-78.

5. Семенова Н.Н. Государственно-частное партнёрство в инновационном развитии Российской экономики // Экономика. Налоги. Право. - 2020. - №3. - C.59-69. - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-innovatsionnom-razvitii-rossiyskoy-ekonomiki (дата обращения: 09.01.2022).

6. Щербакова, Д.В. Управление организационными инновациями в современных компаниях: социальные аспекты: дис. на соиск.учен.степ.канд.социол.наук (22.00.08) / Щербакова Дарья Васильевна; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб, 2007. - 219 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.