Научная статья на тему 'Возможности гипсовых смесей в оформелении интерьера и экстерьера'

Возможности гипсовых смесей в оформелении интерьера и экстерьера Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
148
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности гипсовых смесей в оформелении интерьера и экстерьера»

охлаждение не повредит качеству эмали, можно вылить в воду, благодаря чему образуется эмалевый гранулят, который лучше поддается последующей обработке.

К числу важнейших свойств, определяющих эксплуатационные качества эмалированных изделий, относятся: химическая стойкость, механическая прочность, термостойкость.

С целью создания метода прогнозирования свойств эмалей художники-эмальеры и технологи многократно пытались установить эти свойства, исходя из влияния отдельных компонентов в зависимости от их массовой доли. Но уже при определении плотности эмали многочисленные исследования дают настолько различные результаты, что точное показание значений данной величины невозможно.

При расчете свойств эмали, таких как прочность, твердость, термическое расширение различие результатов велико. На практике при нанесении эмалевой массы на металлическую основу следует учитывать не только свойства металлов, но также и характер соединения между металлом и стеклом.

Несомненно, математическое прогнозирование свойств имело бы большое практическое значение, так как благодаря этому стало бы возможно создание таких составов эмалей, которые наиболее соответствовали бы практическим требованиям. На практике же состав эмали все еще рассчитывают эмпирически, а полученные свойства выявляют экспериментально в процессе работы с готовым материалом.

Красота цветной эмали, ее устойчивость к химическим воздействиям, прочность - есть результат ее соединения с металлом. Все, что обусловливает применение эмали в течение более двух тысячелетий в декоративно-прикладном искусстве и в современной промышленности, основано, в конечном счете, на особых химических и физических свойствах соединения «стекло — металл».

Список литературы

1. Бреполь Э. Художественное эмалирование. - Л.: Машиностроение, 1986 - 164 с.

2. Варгин В.В. Технология эмалей и эмалирование металлов. - М., 1958 г. - 457с.

3. Герасимова А.А «Художественное эмалирование»: метод указания по дисциплине « Производственное обучение» для студентов 4 курса очного отделения специальности «ДНИ» квалификации «Художник декоративно-прикладного искусства (художественный металл)/. Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 64с.

4. Герасимова А. А. Художественное эмалирование. Курс лекций по дисциплине «Технология». Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВНО «Магнитогорский государственный университет». Магнитогорск. 2008.

5. Критерии отнесения к малым предприятиям [Электронный ресурс] // Режим доступа: http ://www. htpp.ru/own_business/3 516/

возможности гипсовых смесей в оформелении интерьера

и экстерьера

Герасимова Антонина Анатольевна

Канд. пед. наук, доцент, кафедры художественной обработки материалов, института строительства, архитектуры и искусства, ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск

Маркина Анна Владимировна

Студент, института строительства, архитектуры и искусства, ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова»,

г. Магнитогорск

Гипс как поделочный материал известен людям с древнейших времен. В прошлом он был основным материалом при изготовлении скульптур и барельефов, и такое его применение было широко распространено в странах Средиземноморья. Некоторые гипсовые скульптуры прошлого дошли и до наших времен, однако в силу того, что

сам материал способен подвергаться активному воздействию окружающей среды, их количество не так велико, как, например, мраморных. Изделия из гипса несут в себе определенное изящество. Они способны передавать не только характер мастера, но и своеобразную, хрупкую непоколебимость гипса.

Рис.1 Кристалл гипса

Гипс - природный камень, который образовался в результате испарения древнего океана 110 - 200 миллионов лет назад. В недрах земли гипс присутствует в виде камня - породы осадочного происхождения нескольких разновидностей. Он может быть на вид плотным, с мелкозернистой структурой, сахаровидным в изломе или крупнозернистым, с беспорядочно расположенными кристаллами, состоять из нитевидных кристаллов с шелковистым отливом или быть пластинчатым, с прозрачными кристаллами слоистой структуры.

Цвет породы - белый, желтоватый, светло-серый -зависит от различных примесей в породе. Гипс - один из самых древних строительных материалов. Его белый цвет,

способность твердеть при соединении с водой, возможность придания твердеющему составу любую форму давно используют строители и мастера декоративно-прикладного искусства. Для них он главный рабочий материал.

Благодаря способности быстро приобретать прочность и нужную форму, высокой степени экологичности самого материала велика роль гипса и в медицине. Известный ранее под названием "алебастр", он широко использовался во всем мире при производстве ремонтно-строительных работ - для внутренней отделки помещений, украшений интерьеров в виде лепнины на потолках и стенах.

Рис.2 Развалины Акрополя в Афинах (гипсовый камень)

Декорирование при помощи лепнины известно с незапамятных времен. Еще в Древнем Египте помимо резьбы по камню выполнялись предметы декора из натурального гипса и алебастра. Архитекторы и строители заметили, что обжигание гипсового камня и последующее смешение получившегося порошка (гипса) с водой позволяет создавать декоративные орнаментальные элементы. Такие свойства гипса, как прочность, легкость и пластичность во влажном состоянии сыграли значительную роль в его дальнейшем становлении в качестве основного декоративного материала. Установить точную дату появления декоративной лепнины не представляется возможным. Но до нашего времени дошли прекрасно сохранившиеся образцы декоративно-прикладных изделий из гипсовых смесей. Они относятся к периоду правления фараонов I династии. Именно в это время, за 5000-2800 лет до нашей эры, элементы лепного декора впервые начали использоваться в дворцово-храмовом убранстве. Наибольшее распространение искусство декоративной лепнины из гипса достигло в XV веке до нашей эры (времена Нового царства и правления фараонов Тутанхамона, Тутмоса III и царицы Хат-шепсут).

Именно египетские архитекторы и строители положили начало изготовлению произведений из гипса. Дворцы и храмы фараонов возводились силами тысяч рабов, но искусных камнерезов насчитывалось очень мало. Именно поэтому возросла ценность лепного гипсового декора.

Расцвета лепной декор достиг во времена античности. Известны великолепные образцы архитектурных украшений, которые создавали облик и интерьеры древних построек Греции и Рима. Именно с тех давних пор на протяжении всей истории искусств стали популярны

изобразительные орнаменты, бордюры и карнизы, колонны и пилястры, розетки и консоли.

Необычайный расцвет искусства декоративных изделий из гипса наступил в эпоху Античности. Культурные и стилевые направления, технологические процессы изготовления гипсовых произведений искусства и были сформированы в Древней Греции и Риме. Сегодняшнее название "гипс" впервые появилось именно в Греции, где он именовался как "гипсос" (гр. "кипящий камень"). В Риме был изобретен новый вид декоративный лепнины, называемый "стукко". Декоративные изделия из такой гипсовой смеси отличались прочностью, после полировки выглядели идентично мрамору. Рецептом такой смеси являются:

• гипс,

• алебастр,

• мраморная пудра и крошка,

• клей.

Памятники архитектуры с резными фасадами и интерьерами можно увидеть в исторических центрах Самарканда и Ташкента (Узбекистан), Хульбука (Таджикистан).

Ганч - вяжущий материал, получаемый из кремне-видной породы, содержащей гипс и глины. Ганч проходит сложную обработку, важнейшими процессами которой являются обжиг, очистка, измельчение в порошок. После замешивания его в определенных пропорциях с водой и добавления растительного клея, ганч превращается в пластичную, быстро схватывающуюся массу. [1]

Очередного взлета и совершенства ей удалось достичь в эпоху классицизма. Модерн также внес свои характерные черты в историческое развитий изделий и гипса, придав ей элегантность, динамику и орнаментальную асимметричность.

Рис.3 Развалины библиотеки Цельсия в Эфесе 135 г.н.э.

Рис.4 Гипсовая лепнина на фасаде здания

Элементами лепного декора чаще всего являлись стилизованные растительные формы: множество изящных, плотно скомпонованных деталей в виде стеблей и листьев, цветов и побегов (лавр и эвкалипт,

образцами ранее созданных произведений искусств.

Гипс - интересный, с богатыми декоративными возможностями материал: живой и дышащий, трепетный и отзывчивый. Он хорошо подходит для украшения интерьера, моделирования форм, создания малой пластики гирлянды из аканфа и пальмовых ветвей, виноградная лоза). Также использовались орнаменты, имитирующие пластику морских волн, причудливо изогнутых раковин,

диковинных рыб, птиц, животных и насекомых. Каждый орнаментальный мотив имел свое семантическое прочтение: цветы и фрукты олицетворяли плодородие, листья пальмы или лавра передавали хвалебный и прославляющий тон, а изображения совы и змеи означали спокойствие и мудрость.

В архитектурных формах присутствовал и строгий геометрический орнамент, прежде всего в античном интерьере. Сейчас для создания декора интерьера часто пользуются, экологически безвредный, дешевый в ремонте и реставрации, позволяет комбинировать разные виды отделки, пожаробезопасный.

Рис.5 Гипсовая лепнина на стене

В эпоху классицизма в России 17-18 веке для оформления интерьеров применялась гипсовая лепнина, и в тот, же момент лепнина из гипса стала символом аристократии и богемы. Из гипса изготавливались все возможные колонны, розетки, потолочные бордюры украшенные позолотой и т.д. Тем не менее, несмотря на свою природную восприимчивость, гипс как поделочный материал остается популярным и в наши дни, что вполне оправданно.

Обожжённый гипс применяют для отливок и слепков (барельефов, рельефов, карнизов и т. д.), как вяжущий материал в строительном деле. Высокопрочные и специальные гипсы, также производимые из гипсового камня, находят применение в скульптуре, керамическом производстве, стоматологии и ювелирном деле, в архитектуре и технике для изготовления произведений искусства, объемных изделий, литейных форм, скрепления и герметизации отверстий и множества других промежуточных работ. И, несмотря на древность материала и технологии, даже

при нынешнем уровне развития промышленности и науки достойной замены гипсу пока не найдено.

Раньше изделия из гипса изготовляли вручную методом лепки, который был достаточно трудоёмким. Позднее, этот метод был заменён не менее трудоемким процессом вытачивания и резьбы. Сегодня лепнина из гипса изготавливается методом отливки или прессования в специальных формах из силикона или металла с последующим прикреплением к поверхности. [4]

Монтаж гипсовой лепнины несложен и производится с помощью специального клея, которым лепной декор крепиться к поверхности. При ремонте гипсовой лепнины, если повреждение незначительное, элемент не требует замены, а восстанавливается на месте. Таким образом, гипсовая лепнина хорошо поддается ремонту. [2]

Лепнина необязательно должна быть белого цвета, гипс можно окрашивать в любые цвета почти любыми типами красок, предпочтительно - водорастворимыми

эмульсионными красками для потолков. Так же, на поверхности лепнины гипсовой можно выполнить художественную роспись, используя масляные или растворимые краски.

На сегодняшний день существует массу крупных и раскрученных компаний по изготовлению гипсовых лепнин, одна из которых компания Раксон. Эта компания начала свою деятельность в 1997 г. [3]

Рис.6 Гипсовая лепнина в интерьере

Рис.7 Гипсовая лепнина в экстерьере

Работая в основном с архитектурными и дизайнерскими бюро, Компания Раксон специализируется на выполнении сложных индивидуальных проектов. Такие компании могут предложить не только комплексные решения, изготовления и монтажа архитектурного декора для интерьеров, но и фасадов зданий различного назначения, садово-парковой скульптуры. С помощью современных технологий создаются гидрофобизированные изделия из гипса для помещений с повышенной влажностью, а так же для фасадов изделия с повышенной прочности с гидрофобной обработкой. [5]

Таким образом, гипсовая лепнина по сей день пользуется популярностью. Благодаря декоративным элементам из гипса можно создать необычный интерьер в доме, и подчеркнуть глубину и завершенность декора комнат.

Список литературы

1. Герасимова, А.А. Гипсомодельное дело / А.А. Герасимова. - Магнитогорск: Магу, - 2007. - 43 с.

2. Гипсовая лепнина, лепка из гипса. Технология производства гипсовой лепнины [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.mstone.ru /tech/506/

3. Архитектурный декор из гипса [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ultrawood.ru/l-Arhitekturnyj -dekor-iz-gipsa

4. Изготовление и монтаж гипсовой лепнины [Электронный ресурс] // Режим доступа: http ://decor. rakson.ru/

5. Петергоф [Электронный ресурс] // Режим доступа: http ://www. lepnina.ru/

«ave maria» ю.с. каспарова: диалог эпох на рубеже тысячелетий

Перетокина Юлия Руслановна

Аспирантка Красноярской государственной академии музыки и театра, г. Красноярск

«Ave Maria» для 12-ти вокалистов, органа, скрипки и вибрафона была написана московским композитором, профессором МГК им. П.И. Чайковского, кавалером ордена Искусств и литературы Франции, заслуженным деятелем искусств РФ Ю.С. Каспаровым в 1989 году. В период, когда многие отечественные творцы обратились к библейским образам и текстам богослужений. Такой интерес к духовной тематике был вызван празднованиями 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. В связи с этой датой был снят запрет на освещение религиозной жизни в СССР, и многие композиторы возродили жанры духовной музыки в своём творчестве.

Из всего жанрового многообразия за основу крупных вокально-симфонических и инструментальных циклов мастера отечественной музыки избирали литургию, всенощное бдение и духовный концерт, имеющие православные корни (Всенощная Г. Дмитриева, «Песнопения всенощного бдения» А. Киселева, «Литургический концерт» Н. Сидельникова, «Литургическое песнопение

Ю. Буцко, духовные концерты С. Трубачёва), а также реквием и пассионы, сформировавшиеся в условиях католицизма («История жизни и смерти господа нашего Иисуса Христа» Э. Денисова, «Страсти по Иоанну» С. Губайдули-ной, «Русские страсти» А. Ларина, «Страсти по Иуде» М. Броннера, реквиемы А. Шнитке, С. Слонимского, В. Мартынова и др.). В качестве основы камерных сочинений авторы использовали отдельные части, входящие в состав христианских богослужений. Причём, как показал анализ каталогов, чаще отечественные композиторы обращались к жанрам католической ветви. Соответственно основой сочинения становился латинский текст.

Эту тенденцию отмечают многие исследователи. Вот, что по этому поводу пишет кандидат искусствоведения О.В. Синельникова: «Мощная волна прорвавшегося интереса к религиозному канону и музыкальному, на нем основанному, выражается у российских композиторов в интенсивной востребованности жанров католической традиции. [...]. Вероятно, такая направленность связана с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.