Научная статья на тему 'Возможности формирования социальных представлений студентов о свободе на основе сочетания теории, эксперимента и практики'

Возможности формирования социальных представлений студентов о свободе на основе сочетания теории, эксперимента и практики Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
71
16
Поделиться
Ключевые слова
социальные представления о свободе / студенты / теория / эксперимент / практика

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Г. Н. Ларина, О. В. Чернышова

В статье рассмотрены социально-психологические проблемы и перспективыформирования социальных представлений студентов о свободе личности посредствомсочетания теории, эксперимента и практики в вузе. Представлены социально-психологические методы и технологии социального обучения студентов.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Г. Н. Ларина, О. В. Чернышова,

PERHAPS THE FORMATION OF SOCIAL REPRESENTATION OF STUDENTS ABOUT FREEDOM THROUGH THE COMBINATION OF THEORY, EXPERIMENT AND PRACTICE

The paper deals with the socio-psychological problems and prospects for the formation of social representations about the freedom of personality students through a combination of theory, experiment and practice at the university. The socio-psychological methods and techniques of social learning of students are represented.

Текст научной работы на тему «Возможности формирования социальных представлений студентов о свободе на основе сочетания теории, эксперимента и практики»

УДК 378.1

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О СВОБОДЕ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ

© 2015 Г. Н. Ларина1, О. В. Чернышова2

1канд. психол. наук, доцент e-mail: galka. larina@yandex. ru

Курский государственный университет

2канд. психол. наук, доцент e-mail:chernyshova olga 7()amail.ru

Юго-Западный государственный университет

В статье рассмотрены социально-психологические проблемы и перспективы формирования социальных представлений студентов о свободе личности посредством сочетания теории, эксперимента и практики в вузе. Представлены социальнопсихологические методы и технологии социального обучения студентов.

Ключевые слова: социальные представления о свободе, студенты, теория, эксперимент, практика

В последнее время в отечественной психологической теории и практике активно обсуждаются кризисные явления в становлении духовно-нравственной сферы современной молодежи и пути их преодоления При формировании социальных представлений о свободе учащейся молодежи мы используем подход на основе единства теории, эксперимента и практики.

Методологические положения Б.Ф. Ломова о единстве теории, эксперимента и практики как продуктивном направлении в психологических исследованиях [Ломов 1984] стали особенно актуальными в наше время, когда осознается тенденция снижения интереса к эксперименту и принимаются меры по сохранению и развитию экспериментальной психологии в нашей стране. Большая заслуга здесь принадлежит профессору В.А. Барабанщикову, объединившему опыт экспериментальной работы более ста современных отечественных психологов в ряде крупных академических изданий [Барабанщиков 2001].

Однако актуальность проблемы не снижается, что отмечается в работах авторского коллектива под руководством А.Я. Анцупова. Авторами отмечается умаление тенденции исследования реального поведения и деятельности людей за счет приоритета работы с понятиями как однин из признаков скрытого методологического кризиса современной отечественной психологии [Анцупов и др. 2007].

Однако мы полагаем, что традиции сочетания теории, эксперимента и практики, сложившиеся в отечественной науке, особенно в фундаментальном опыте А.С. Макаренко [Макаренко 1988], дают основания для реализации данного подхода в решении ряда крупномасштабных задач, в частности, в образовании.

В этой связи кратко остановимся на описании нашей работы по формированию социальных представлений о свободе личности современной учащейся молодежи на примере региона.

Параметрическая концепция малых групп, разработанная Л.И. Уманским,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

АС. Чернышевым, А.Н. Лутошкиным и др., раскрывала значительные потенциалы группы как субъекта совместной деятельности для преобразования окружающей социальной среды в социально ценном направлении и для формирования зрелой личности членов группы (см.: [Панов 2007]).

Установлено, что вхождение группы как субъекта в систему социальных организаций значительно обогащает социальную психологию группы и особенно ее влияние на индивидов через обнаруженный нами механизм статусно-позиционной структуры положительного социального самочувствия личности. Данный феномен является целостным образованием, включающим в себя следующие позиции: удовлетворенность личности своим социометрическим статусом в группе; удовлетворенность авторитетом своей группы среди других групп; удовлетворенность социальной престижностью своей основной организации среди других организаций и т.д. Такая обогащенная, социально «широкая» удовлетворенность личности своим положением в социуме снимает ограничения в системе «индивид - группа» и лежит в основе позитивного отношения личности с обществом.

Следовательно, формирование адекватных социальных представлений о свободе личности возможно через группу, включенную в качестве субъекта в систему социальных организаций разного уровня. Таким образом, необходимо

экспериментально создавать особую социальную среду. Мы ее определяем как «развивающая социальная среда» (социальный оазис).

В принципе, наш подход определяет формирование социальных представлений молодежи как оптимизацию ее жизнедеятельности посредством создания развивающих социальных сред. Теоретические основания создания подобных сред находятся в концепциях С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова [1984], Л.И. Уманского [2001],

А.Л. Журавлева [1999], В.И. Панова [2007], А.В. Брушлинского [1996] и др. Весьма современными и плодотворными представляются идеи Э. Фромма о социальных оазисах и их постепенном расширении на все общество как основном средстве «духовного оздоровления человечества» (см.: [Ларина 2009]).

Формирование адекватных социальных представлений о свободе учащейся молодежи наиболее эффективна в условиях экспериментально созданной социальной среды с высокими духовными характеристиками совместной жизнедеятельности, то есть особого микросоциума, заметно отличающегося по ряду показателей от обычной среды - своего рода социального оазиса.

Создание развивающих социальных сред требует новых методологических подходов. Известные методы групповой психотерапии не могут в полной мере решить эту задачу по следующим причинам:

• во-первых, развивающая социальная среда в отличие от психотренинговых групп должна быть открытой общностью и оказывать определенное влияние на более широкий социум;

• во-вторых, в психотренинговых группах часто возникает проблема переноса приобретенного психологического опыта в реальную жизнь и соотнесения, «увязывания» начавшихся личностных изменений с относительно ригидным социальным окружением;

• в-третьих, у многих участников психокоррекционных групп складывается «синдром навязчивых сложных интерпретаций», что затрудняет социальную адаптацию и развитие личности.

Эффективность крупномасштабной помощи и оздоровление социальных отношений во все более широком пространстве обеспечиваются включением социальных технологий в реальную жизнь людей, постепенным сглаживанием

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Ларина Т. Н., Чернышова О. В. Возможности формирования социальных представлений студентов

о свободе на основе теории, эксперимента и практики

содержательных различий, границ между деятельностью, организованной психологами и педагогами, и повседневной жизнью.

Построение развивающей социальной среды как базовый принцип формирования социальных представлений о свободе личности обеспечивает и впечатляющую масштабность воздействия. Количество одновременно обучаемых достигает двухсот и более человек. Разработанные технологии являются

универсальными по возможности переноса и применения в различных организационных условиях работы с молодежью.

Эксперимент основывался на гипотетическом положении о том, что периодическое включение индивидов и групп студентов в качестве субъектов совместной деятельности и общения в специально созданные реальные улучшенные социальные среды («социальные оазисы») на основе актуализации принципа сочетания социального знания и социального действия ведет к значительным лидерским и личностным изменениям индивидов («социальному обновлению» личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп.

Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане совместная деятельность является системообразующим фактором развивающей социальной среды, определяя ее направленность и качественное своеобразие. Развивающая социальная среда сочетает высокую социальнопсихологическую защищенность ребенка с необходимостью проявить большое физическое и психическое напряжение, рационально использовать время в связи с включением в разнообразные социально значимые совместные деятельности («веер деятельностей»). Чтобы избежать иллюзий о легком достижении счастья, вводятся специально запланированные экстремальные ситуации для подготовки молодежи без больших потерь находить достойный выход из них.

В рамках развивающей социальной среды изменяется содержание и стиль общения за счет включения такого компонента, как социально созидательный поиск правильного пути в жизни. Значительный контраст, существующий между данной общностью и традиционными учебно-воспитательными организациями, создает дополнительный эффект психологического воздействия на личность. Атмосфера деловой активности, уважительного отношения к каждому, эстетическая насыщенность повседневной жизнедеятельности и совместные переживания успехов и неудач создают особое эмоциональное родство молодых людей, формируют их нравственное и эстетическое сознание. Роль психологов-педагогов заключается в основном в том, чтобы задать единые «правила игры».

Организационно экспериментальная ситуация создавалась в рамках студенческого психологического клуба «Бумеранг», созданного при кафедре психологии Курского государственного университета в апреле 2000 года и функционирующего до настоящего времени, в которой ежегодно проходят психологическую подготовку по формированию нравственно ориентированных социальных представлений о свободе и их актуализации в малых и больших социальных группах. Контингент формируется из творческих и инициативных студентов различных факультетов университета, способных после обучения самостоятельно научить школьников и студентов, реализовывая свой потенциал, преобразовывать свою группу.

Устойчивая воспроизводимость позитивных результатов данного эксперимента в течение многих лет позволила перейти к реализации третьего звена принципа Б.Ф. Ломова о единстве теории, эксперимента и практики - организации практики применения проектирования развивающих сред для студентов.

В настоящее время в регионе на основе теоретической модели психологической

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

школы свободы создано несколько клубов в вузах и школах города Курска. Сложилась сеть клубов не только досуга, но и личностного развития современной молодежи, в которых реализуется около 10 профильных программ, рассчитанных на молодежь разных категорий [Ларина 2014]. В итоге ежегодно в городе Курске психологическую поддержку получает около тысячи молодых людей и формируются высоконравственные личности.

Высокосодержательная и многоплановая жизнедеятельность студентов в психологически обогащенных средах привела к значительным личностным изменениям - «социальному обновлению личности» (термин А.В. Шаронова) как на уровне сознания, так и на уровне поведения. Одновременно шло и формирование высокоорганизованных, психологически зрелых групп.

Наиболее значимые личностные изменения произошли:

□ в определении гражданской позиции в реализации своего потенциала через принцип «свободы для...» и следования социально ценным идеалам, подражанию людям, прославившим отечество своим трудом;

□ обогащении «Я»-концепции за счет качественных позитивных образований в структуре самооценки и уровня притязаний, нахождении новых личностных ресурсов для самоактуализации;

О системе установок на личную позицию в социально-ценном изменении окружающей среды. В этой связи для иллюстрации приведем несколько наиболее типичных вариантов самоопределения.

• Молодые люди обращались к народным традициям, добра и справедливости, настроены на бескорыстную помощь престарелым и одиноким людям, сформировался комплекс духовно-нравственных качеств, которые они приобрели в данных организациях (социальную чувствительность к людям и их проблемам; способность к общению, дружбе, оптимизм, стремление к успеху в решении социально значимых проблем и т.д.).

• Определенная часть воспитанников профильных центров лидеров добились карьерного роста, они стали успешными руководителями в различных сферах народного хозяйства региона.

• Воспитанники профильных центров систематически включаются в добровольческую деятельность в регионе, что, вопреки мнению о бездуховности и меркантильности, отражает их готовность к участию в жизни других людей, оказанию им помощи. В этом проявляется гуманизм как базовая ценность личности.

Наличие большого числа воспитанников профильных центров в регионе оказывает большое влияние на молодежное движение, а сами центры как престижные молодежные организации стали ценностью для студентов.

Библиографический список

Анцупов А.Я. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг. / А.Я. Анцупов, С. Л. Кандыбович, В.М. Крук, Г.Н. Тимченко, А.Н. Харитонов; под ред. проф. А.Я. Анцупова. М.: Студия «Этника», 2007. 232 с.

Барабанщиков В.А. Экспериментальный метод в Российской психологии // Современная экспериментальная психология: в 2 т. / под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. Т. 1. С. 13-31.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1996. 392 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Ларина Т. Н., Чернышова О. В. Возможности формирования социальных представлений студентов

о свободе на основе теории, эксперимента и практики

Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях

организационно-экономических изменений: дис. в виде научного доклада ... д-ра психол. наук. М., 1999. 132 с.

Ларина Г.Н. Социально-психологические детерминанты представлений о свободе личности и их актуализации в молодежных группах: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Курск, 2009. 20 с.

Ларина Г. Н. Социальные представления о свободе студентов и их актуализация в деятельности учебной группы // Ученые записки. электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30). URL: scientific-

notes.ru/pdf/035-032.pdf (дата обращения: 15.06.2015).

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 256 с.

Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 347 с.

Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: избр. тр. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2001. 208 с.

Юревич А.В. «Асоциальная социализация» как основа нравственной деградации общества // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81. N 1. С. 3-10.