УДК 378. 14
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-121-126
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»
Т. А. Петрова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Формирование экономических компетенций является важнейшим фактором в рамках образовательного процесса по специальности «Экономика» профиль «Финансы и кредит». Рассмотрены проблемы формирования компетенции по сбору и анализу исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, которая связана с отсутствием корреляции между теоретическим и практическими блоками, а также действием социальных стереотипов в обществе, обусловливающих отношение к экономике как науке, которая развивается в другой плоскости, отличной от реальной жизни. Считаем необходимым при формировании означенной компетенции в образовательном процессе использовать системный подход, основанный на поступательном формировании знаний, позволяющих развить умения и сформировать навыки, доведенные до автоматизма. Приведенные примеры заданий реально используются в рамках преподавания дисциплины «Банковское дело» в целях формирования экономических компетенций. В рекомендациях по организации образовательного процесса упор сделан на постоянную актуализацию информации, экономических показателей, так как именно при обучении по экономическим специальностям актуальность сведений позволяет достаточно часто коррелировать свои выводы по ситуации в стране, экономической и банковской сферах.
Ключевые слова: формирование экономических компетенций, акцент на практической составляющей в обучении, социально-экономические показатели развития субъектов экономики.
В современном мире развитие банковской системы является важнейшим фактором эффективной деятельности всех субъектов экономики государства. В 2019 г. наметился ряд позитивных сдвигов посредством понижения ключевой ставки Центрального банка РФ, способствующей, в свою очередь, понижению ставок по кредитованию. Как следствие, увеличилось число заемщиков на рынке банковских услуг. Однако значительное снижение потребительского спроса домохозяйств вследствие снижения собственных доходов и увеличения объемов кредитования ведет к увеличению долговой нагрузки домохозяйств и субъектов бизнеса. В этой связи встает вопрос формирования определенных компетенций населения в области предоставления банковских услуг, деятельности банковских институтов, возможности эффективно взаимодействовать с различными институтами экономики в целях получения определенного дохода.
В настоящей статье рассмотрены возможности формирования компетенции по сбору и анализу исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей при обучении по дисциплине «Банковское дело» по специальности «Экономика» профиль «Финансы и кредит» в высшем учебном заведении. Основной задачей образования по данной специальности является обеспечение выпускников определенными знаниями, умениями, навыками в вопросах формирования денежно-кредитной, бюджетной, налоговой политики государства. Образовательный процесс необходимо организо-
вать определенным образом, с упором на формирование практических навыков, нацеленных на использование экономических знаний в различных сферах деятельности. Цель данной статьи - исследовать проблемы формирования компетенции по сбору и анализу исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей при обучении по дисциплине «Банковское дело» по специальности «Экономика» в высших учебных заведениях, рассмотреть принципы и сущности формирования практических компетенций в обучении по данному направлению, дать рекомендации по применению различных образовательных методов в образовательном процессе при формировании экономических компетенций.
Дисциплина «Банковское дело» входит в часть вариативных предметов общеобразовательной программы по экономике и нацелена на формирование определенных компетенций, в том числе такой, как: «способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов» [1, с. 3].
Основными проблемами при формировании данной компетенции на современном уровне являются: во-первых, слабая привязка теоретической части дисциплины к практической составляющей программы, т. е. с практическим пониманием процессов, происходящих в финансовой сфере в целом и в банковской в частности. Каждый раз первым вопросом преподавателя, с нашей точки зрения, должен быть следующий: «Какие события произошли в экономике стране за период с предыдущей лекции, как это влияет на экономику страны и банковскую сферу?». Это воспринимается студентами часто отрицательно либо идет прямое игнорирование вопросов. Здесь нужен талант педагога и его безмерное терпение, чтобы вовлечь аудиторию в обсуждение необходимости знаний, умения извлекать из информации нужные «кирпичики», анализировать их и синтезировать в свое мнение с аргументацией и выводами. Во-вторых, проблема заключается в сформированном мнении слушателя, которое основано на том, что такие институты, как экономика, банки, финансы - это одно, а реальная жизнь человека - совсем другое. Эти социальные стереотипы, что от нас ничего не зависит, что педагоги говорят одно, а в жизни происходит совсем другое, отстраняют слушателя от предмета, делают его статистом. Задача педагога здесь - втянуть студента в орбиту экономической жизни, пояснить на реальных примерах важность знаний, умений и практических навыков в экономической деятельности именно для индивида. Необходимо донести, что экономика окружает нас плотным кольцом, практически все наши действия так или иначе носят финансовый характер, а следовательно, нужно уметь владеть, знать принципы и сущность этой деятельности.
«В соответствии с подходом Д. Макклелланда и Р. Боятциса, компетенция - это совокупность знаний, навыков, мотивов и других качеств личности, описанная в терминах наблюдаемого поведения» [2]. Иначе говоря, «компетенция - интегральная характеристика / критерий, описывающий качество поведения человека в определенной деятельности» [3]. «Таким образом, компетенция представляет собой круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, знания, умения и навыки, необходимые для работы в определенной области» [4].
Все характеристики компетенции подтверждают необходимость наличия данных факторов при профессиональной деятельности, в нашем случае - студента после окончания вуза. Например, такая компетенция, как «способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов» [1, с. 3], чрезвычайно важна для понимания и принятия управленческого решения на любом уровне специализации; ее формирование состоит из системных шагов, связанных в одном алгоритме на протяжении всего образовательного курса.
Теоретическая часть заключается в формировании алгоритма действий обучающего по нахождению источников получения данных, характеризующих социально-экономические показатели субъектов экономики, определению понятийного аппарата этих показателей и их динамики на протяжении конкретного периода. В данном случае рассмотрение сущности и принципов формирования и дифференциации по регионам темпов роста инфляции (в 2018 г. инфляция колебалась от 1,9 % в Ингушетии до 6 % в Рязанской области), реальные доходы населения и напрямую связанный с ним потребительский спрос населения и др. [5].
Практическая составляющая формирования данной компетенции основана на том, каким образом, где и как искать необходимую информацию, а также познакомить обучающихся с мнениями ученых, экономистов-практиков, граждан и экспертов. Выводы должны сделать сами обучающиеся под руководством педагога. Педагог может высказывать свою точку зрения, отличную от других, обосновывая собственные выводы на базе тех показателей, которые приводились на данном занятии. Это весьма важный посыл, который позволяет перейти к следующему шагу в образовательном процессе, а именно к проведению анализа первичных исходных данных.
Под анализом мы понимаем метод исследования, где выделяются и рассматриваются отдельные части, т. е. раскладываем предмет на «кирпичики», исследуя каждый отдельно, а также синтезируем данные, делаем определенные выводы по экономической ситуации хозяйствующих субъектов. Например, в таком экономическом показателе, как темпы экономического роста страны (развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный объем производства (внутренний валовый продукт (ВВП)) [6], «кирпичиками» выступают институты экономических субъектов и их связи в рамках рыночных взаимоотношений в условиях модели экономического кругооборота. Именно на этом примере педагог показывает и поясняет на динамике потребительского спроса движение темпов экономического роста и дает практическое задание обучающимся сделать анализ других показателей социально-экономического развития страны или отдельного региона, например Томской области, с использованием данных Росстата [7], Министерства финансов [8], Министерства экономического развития [9], Центрального банка РФ [10]. После выполнения этого задания педагог может оценить уровень сформированности заданной компетенции («способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета вышеназванных показателей»). Например, шкала развития компетенций может быть в таком виде, где описано качество действия обучающегося, заданы эталонные значения:
1 - компетенция не проявлена / отсутствует;
2 - студент обладает низким уровнем владения компетенции по «сбору и анализу исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов» [1, с. 3];
3 - уровень базового развития;
4 - уровень уверенного владения компетенцией в стандартных ситуациях, но студент допускает незначительные ошибки;
5 - обучающийся владеет основными механизмами сбора и анализа «исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов» [1, с. 3] и способами ориентации в профессиональных источниках информации.
Критерии оценки напрямую связаны с уровнем развития знаний, умений, навыков, которые в совокупности и формируют компетентного специалиста, где знания заключаются в понимании основ экономической, банковской, финансовой сфер деятельности по темам
раздела, умения ориентированы на способность анализировать и оценивать деятельность кредитных организаций и их взаимодействие с различными экономическими субъектами, а владение обусловливает способность студента собрать, проанализировать исходные данные и, самое главное, самостоятельно сделать выводы о деятельности экономического субъекта в динамике.
В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональной компетенции при обучении дисциплине «Банковское дело» и сделаны выводы о проблемах, существующих в современном образовательном процессе, а также приведены некоторые шаги по формированию и оценке одной из компетенций.
«Итак, при описании способов (форм, механизмов) формирования компетентностной модели выпускника мы исходим из того, что становление компетенций происходит в результате соединения полученных знаний и навыков в процессе получения образования и воспитания (и самовоспитания) с их практическим применением при взаимодействии с окружающими» [11]. «В стандарте ИСО 9000:2000 дается компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения. Таким образом, компетенция отражает потенциальную возможность и реальную способность при решении практических задач» [12].
На основании вышеизложенного в качестве рекомендации по формированию компетенций необходимо выделить несколько моментов:
1) формирование экономических компетенций должно быть неразрывно связано с реальной жизнью слушателя, пронизывать весь образовательный процесс, в рамках обучения все время возвращаясь к практическому влиянию экономики на жизнедеятельность человека;
2) необходимо постоянно актуализировать экономические сведения и показатели и путем дискуссий, деловых игр; подводить слушателя к принятию управленческих решений с определением влияния изменения динамики на все экономические субъекты, включая самого слушателя;
3) постоянно давать небольшие практические задания с обязательным обоснованием и аргументацией выводов. Например проанализировать динамику ключевой ставки Центрального банка РФ за последние 3 года, сделать выводы по влиянию данной динамики на экономику в целом, в том числе на развитие бизнеса; обосновать выводы в виде эссе с применением диаграмм и источников получения информации.
В условиях современного развития экономики упор на практическую составляющую обучения, где непременно сам слушатель должен понять свое место и функции в экономическом «организме» страны, будет формироваться компетентностный специалист, востебо-ванный в будущем.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.12. 2009 № 747 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Экономика" (квалификация „Бакалавр")» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975). URL: http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/8/20111115140416.pdf (дата обращения: 25.01.2020).
2. Мальцева К. Профессиональные компетенции на практике. URL: http://www.hrmedia.ru/node/1626 (дата обращения: 25.01.2020).
3. Лаборатория деловых игр. URL: https://games4business.ru/artides/kompetencii-personala (дата обращения: 25.01.2020).
4. Маршуба О. А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности // Концепт. 2014. № S8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-kak-sostavlyayuschie-profes-sionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 26.01.2020).
5. Основные показатели социально-экономического положения регионов РФ в 2018 году. URL: https:// rg.ru/2019/03/12/rg-publikuet-pokazateli-socialno-ekonomicheskogo-polozheniia-regionov.html (дата обращения: 25.01.2020).
6. Доклад Всемирного банка об экономике в России. URL: https://www.vsemimyjbank.org/ru/country/russia/ publication/rer (дата обращения: 25.01.2020).
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 25.01.2020)
8. Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru (дата обращения: 25.01.2020).
9. Официальный сайт Министерства экономического развития. URL: https://www.economy/gov.ru (дата обращения: 25.01.2020).
10. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 25.01.2020).
11. Силакова Л. В. Профессиональные компетенции и способы их формирования в вузе // Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-kompetentsii-i-sposoby-ih-formirovaniya-v-vuze (дата обращения: 26.01.2020).
12. Пушкарева К. А. Компетенции персонала как фактор качества образования // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-personala-kak-faktor-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 03.02.2020).
Петрова Татьяна Адольфовна, кандидат экономических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: petrovata@tspu.edu.ru
Материал поступил в редакцию 19.02.2020.
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-121-126
OPPORTUNITIES FOR PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION WHEN STUDYING THE DISCIPLINE «BANKING»
T. A. Petrova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
Formation of economic competencies is the most important factor in the educational process in the specialty of "Economics", profile "Finance and Credit". The article discusses the problems of building competence in the collection and analysis of baseline data necessary for calculating economic and socio-economic indicators, which is associated with the lack of correlation between theoretical and practical blocks, as well as the effect of social stereotypes in society that determine the attitude to the economy as a science, which develops in a different plane than real life. We consider it necessary to use a systematic approach to the formation of the aforementioned competencies in the educational process, based on the progressive formation of knowledge that allows developing skills and forming skills brought to automatism. The given examples of tasks are actually used in the framework of teaching the discipline "Banking" in order to form economic competencies. The practical orientation of the tasks forms the ability to navigate in the economic situation and make decisions aimed at increasing income. In the recommendations on the organization of the educational process, emphasis is placed on the constant updating of information and economic indicators, since it is precisely during training in economic specialties that the relevance of information allows quite often to correlate your conclusions and arguments on the situation in the country, economic and banking sectors.
Keywords: the formation of economic competencies, the importance of emphasis on the practical component in training, socio-economic indicators of development of economic entities.
References
1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 21.12. 2009 № 747 Ob utverzhdenii i vvedenii v deystviye federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki «Ekonomika» (kvalifikatsiya «Bakalavr») (v red. Prikaza Minobrnauki RF ot 31.05.2011 № 1975) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 21 December, 2009 No. 747 "On approval and enactment of the federal state educational standard of higher professional education in the field of training "Economics" (qualification "Bachelof')" (as amended by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 31, 2011 No. 1975)] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgos/8/20111115140416.pdf (accessed 25 January 2020).
2. Mal'tseva K. Professional'nyye kompetentsii na praktike [Professional competencies in practice] Shtat - Staff (in Russian). URL: http://www.hrmedia.ru/node/1626 (accessed 25 January 2020).
3. Laboratoriya delovykh igr [Laboratory of business games] (in Russian). URL: https://games4business.ru/articles/ kompetencii-personala (accessed 25 January 2020).
4. Marshuba O. A. Klyuchevyye kompetentsii kak sostavlyayushchiye professional'noy kompetentnosti [Key competencies as components of professional competence]. Kontsept, 2014, no. S8 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/klyuchevye-kompetentsii-kak-sostavlyayuschie-professionalnoy-kompetentnosti (accessed 26 January 2020).
5. Osnovnyye pokazateli sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya regionov RF v 2018 godu [The main indicators of the socio-economic situation of the regions of the Russian Federation in 2018]. Rossiyskaya gazeta - Russian newspaper (in Russian). URL: https://rg.ru/2019/03/12/rg-publikuet-pokazateli-socialno-ekonomicheskogo-polozheniia-regionov.html. (accessed 25 January 2020).
6. Doklad Vsemirnogo Banka ob ekonomike v Rossii [World Bank Report on Economics in Russia]. URL: https:// www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/rer (accessed 25 January 2020).
7. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [The official website of the Federal State Statistics Service] (in Russian). URL: https://www.gks.ru (accessed 25 January 2020).
8. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva Finansov RF [Official website of the Ministry of Finance] (in Russian). URL: https:// www.minfin.ru (accessed 25 January 2020).
9. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya [Official website of the Ministry of Economic Development] (in Russian). URL: https://www.economy/gov.ru (accessed 25 January 2020).
10. Ofitsial'nyy sayt Tsentral'nogo Banka Rossiiskoy Federatsii [The official website of the Central Bank of the Russian Federation] (in Russian). URL: https://www.cbr.ru (accessed 25 January 2020).
11. Silakova L. V Professional'nyye kompetentsii i sposoby ikh formirovaniya v VUZe [Professional competencies and methods of their formation in a university]. Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment- Economics and Environmental Management, 2014, no. 2 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-kompe-tentsii-i-sposoby-ih-formirovaniya-v-vuze (accessed 26 January 2020).
12. Pushkareva K. A. Kompetentsii personala kak faktor kachestva obrazovaniya [Personnel competencies as a factor in the quality of education]. Perspektivy nauki i obrazovaniya - Perspectives of Science and Education, 2014, no. 1 (7) (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-personala-kak-faktor-kachestva-obra-zovaniya (accessed 3 February 2020).
Petrova T. A., candidate of economics, associate professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: petrovata@tspu.edu.ru