дачи, насколько адекватной оказалась эта разработка для той группы детей, где она проводилась (что детям было непонятно, что оказалось слишком легким и неинтересным, удалось ли создать установку на восприятие, получилось ли провести все запланированное), какие недостатки и достоинства имеет занятие, какие можно внести уточнения, исправления и дополнения. Эта работа выполняется индивидуально, окончательный вариант представляется к проверке (вместе с видеозаписью занятия или его фрагментов) после апробации и уточнений.
Наконец, итоговой работой является разработка проекта. Студентам необходимо определить этапы проекта, количество занятий, сроки работы над проектом; разработать конспекты занятий, сценарии праздников и т. п., апробировать данный проект на практике, выполнить анализ проведенной работы. В качестве примера приведем разработанный студентами проект «Наши любимые книги». В ходе проекта проводились беседа «Моя любимая книга», игра-занятие «Книжкина больница», беседа «Правила гостеприимства», экскурсия в областную детско-юношескую библиотеку; беседа «Книж-кин дом» (обсуждение переустройства книжного уголка в группе); создание рисунков, коллажей, посвященных литературным произведениям, для оформления книжного уголка; подготовка выставок книг; подготовка спектакля к празднику открытия книжного уголка. Отметим, что разработка проекта в наибольшей степени способствует развитию творческого потенциала студентов.
И. В. Иванова
Возможности формирования познавательных умений шестиклассников в процессе изучения географии
На современном этапе развития образования, когда в силу вступили федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, возникает необходимость изучения и освоения новых требований. Впервые в истории образовательный стандарт приобрёл статус государственного закона. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий, а значит, особое внимание необходимо уделять умению постоянно заниматься самообразованием. Основой способности к самообразованию являются познавательные умения,
69
перечень которых наряду с другими метапредметными умениями определяет федеральный образовательный стандарт.
Познавательными называются умения, посредством которых человек перерабатывает и частично присваивает получаемую информацию, приобретает знания самостоятельно. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». К познавательным универсальным учебным действиям относят такие умения, как: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи, аналогии; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края и пр.
География - один из немногих предметов, который охватывает широкий спектр вопросов экологического, краеведческого характера, широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, стремление к аналитической деятельности, простор для исследовательской работы. Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами, явлениями, понять сущность процессов, происходящих в природе и обществе. Овладев географическими познаниями, человек осознает себя частью окружающего пространства, воссоздаёт для себя целостную картину современного мира. Но овладение естественно-научной компетентностью происходит лишь при условии системного самостоятельного осмысления географического материала.
Результаты международного исследования PISA в области естествознания обозначили дефициты у российских учащихся сформированное ряда важных умений: осуществлять поиск
информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; интерпретировать и выявлять научные факты и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки. Результаты образовательной практики свидетельствуют о том, что более чем у половины школьников среднего звена познавательные умения и их применение в географии остаются несформированными. Например, наблюдается несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источ-
70
никах; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными, анализировать карты.
Обладает ли география достаточным потенциалом для развития познавательных умений школьников? Возьмём для примера лишь один раздел географии - картографию. Карта - одно из основных средств обучения на уроках географии. Картографическое изображение - великое изобретение человека - позволяет наблюдать то, что человек никогда не увидит в реальности. Географические карты открывают величественную и сложную картину рельефа планеты, распределение течений, воздушных вихрей, зон загрязнения и т. д. Стивенсон писал: «Говорят, что есть люди, равнодушные к картам, но мне трудно в это поверить». Картографический метод исследования - эффективный инструмент познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязи и динамики изменения, средство мониторинга и прогнозирования. При работе с картой важны анализ и синтез информации, позволяющие формировать представление об изучаемом географическом объекте. Научное знакомство с картой осуществляется по следующим этапам:
• формирование картографических знаний;
• овладение практическими приемами работы с картой;
• осмысление содержания карты;
• пространственное представление.
По мнению К. А. Салищева, карта имеет достаточно широкие функциональные возможности:
• познавательные, которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества;
• оперативные для решения практических задач;
• конструктивные: разработка и реализация проектов;
• прогностические: прогноз изменений состояния объектов во времени.
Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т. д. Учащимся может быть предложено выполнение исследовательских заданий, например, на основе анализа ряда тематических карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе. Ученик оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление, свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы. Учащиеся могут выполнять творческие работы в графическом и текстовом редакторах, с помощью которых могут наносить условные обозначения на карту,
71
дополняя и детализируя её. Такие задания способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащают урок. Для освоения сложных научных понятий, географических явлений гораздо более эффективно использовать материал в графическом виде: рисунки, схемы, графики. Кратко и точно позволяют раскрыть различные географические явления и процессы различные тематические карты. Например, содержание темы «климат» в 7 классе сложно для объяснения учителем и понимания детьми. Поэтому целесообразно применение на уроках ряда схем, позволяющих не только решить эти проблемы, но и сформировать у учащихся интерес к данной теме. Используя карту в ходе изучения данной темы, учащиеся наглядно представляют климатические закономерности.
Итак, география как системная наука обладает огромным потенциалом для развития познавательной деятельности учащихся. Тогда почему этого не происходит? Мы сталкиваемся с вопросом: какие именно условия позволяют формировать познавательные умения учащихся? Способен ли учитель географии создать такие условия? Мы провели письменный опрос студентов - будущих учителей географии - с целью узнать, какое содержание вкладывают студенты в понятие «познавательные умения» и как, по мнению студентов, их можно формировать. Анкетный опрос показал, что ответы большинства студентов очень поверхностные, присутствовали и ошибочные ответы. Например, на вопрос, что такое системное мышление, студенты чаще всего отвечали, используя приём тавтологии (масло - это масляное): «системное мышление - это мышление на уровне всей системы, а не ее отдельных элементов», «это мышление системами», «мышление в рамках системы». Примечательно, что студенты затрудняются в характеристике таких функций мышления, как анализ, синтез, сравнение и т. д., что свидетельствует о неготовности будущих учителей к созданию благоприятных условий к формированию познавательных умений школьников.
Однако практическая деятельность студентов старших курсов показывает, что они умеют анализировать карты, сравнивать диагностические материалы различных регионов, формулировать основанные на научных доказательствах выводы по естественнонаучной проблематике. Однако данные умения не сформированы у них в обобщённом надпредметном виде, они не осмыслены как общие познавательные умения, что затрудняет готовность к их формированию в детях.
Развитие познавательных умений напрямую связано со способностью учителя к созданию необходимых для этого условий. Педагог не может ставить перед собой подобных задач, так как не знает, из каких приёмов, умений складывается умение мыслить, и как его
72
развить. Таким образом, первоочередной задачей высшей школы становится формирование компетентности будущих учителей географии в видах познавательной деятельности, уровнях сформиро-ванности познавательных умений, в технологии постановки развивающих задач.
И. Б. Казицкая
Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности.
Эдвард Фелпс
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, быть полезным в жизни и подчиняются основные задачи современного образования.
«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Амос Коменский. Именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения. Идея воспитания у детей интереса к знаниям как необходимого мотива учения и эффективного средства успешного обучения возникла давно. На необходимость развития у детей интереса к школьным предметам и учебной деятельности указывали К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков и др. Н.А. Добролюбов призывал «заохотить» детей к своему предмету, вызвать у них «сердечное влечение к занятиям», потому что «когда занимаются с охотой, то дело идёт несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-за палки».
Как изучать лингвистическую теорию, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы было всё понятно, экономно по времени и эффективно по результатам? Прежде всего, нужно показать интересное в самом языке, тогда мы приучим детей, как писал
73