Научная статья на тему 'Возможности эволюционно-синергетического подхода в преодолении отчуждения естественнонаучной и гуманитарной культур в образовательном пространстве современного университета: концептуальный аспект'

Возможности эволюционно-синергетического подхода в преодолении отчуждения естественнонаучной и гуманитарной культур в образовательном пространстве современного университета: концептуальный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / SYNERGY / ЭВОЛЮЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / EVOLUTIONARY SYNERGETIC APPROACH / СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОТЧУЖДЕНИЕ / ESTRANGEMENT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / SYNERGETIC COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова С.Н.

В статье обозначены проблемы отчуждения, разобщённости естественнонаучной и гуманитарной культур в системе университетского образования; раскрыт потенциал «синергетического познания»; исследованы возможности эволюционно-синергетического подхода в реализации идей приобщения специалиста к основам единой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The abilities of the evolutionary synergetic approach in overcoming the estrangement of natural-science and humanitarian cultures in educational sphere of modern university: conceptual aspect

The problem of estrangement, disconnection of science and liberal arts cultures in the system of university education is emphasized in the article; the potential of "synergetic cognition" is opened; the abilities of the evolutionary synergetic approach in achieving the ideas of joining specialist to the fundamentals of common culture are investigated.

Текст научной работы на тему «Возможности эволюционно-синергетического подхода в преодолении отчуждения естественнонаучной и гуманитарной культур в образовательном пространстве современного университета: концептуальный аспект»

Вопросы теории образования

Степанова С.Н.

Возможности эволюционно-синергетического подхода в преодолении отчуждения естественнонаучной и гуманитарной культур в образовательном пространстве современного университета: концептуальный аспект

На пороге третьего тысячелетия в полной мере заявила о себе современная теория самоорганизации, новое мировидение, вошедшее в обиход науки посредством термина «синергетика». До сих пор синергетика является предметом научных дискуссий, однако аналитиками осознан потенциал так называемого синергетического подхода. Возник и термин «синергетическое познание». Мы употребляем его в статье, размышляя о диалоге двух культур (естественнонаучной и гуманитарной) в университетском образовательном пространстве и полагая, что именно этот диалог является механизмом осуществления гуманистического смысла элитного образования в современном университете. В данной ситуации термин «синергетическое познание» отражает тенденцию на сближение естественнонаучного и гуманитарного познания, на преодоление отчуждения двух культур, на воссоздание гуманитарной компоненты естествознания, на диалог двух типов мышления, что в перспективе приведет специалиста к формированию целостной картины мира.

Сегодня университеты превращены в центры элитного образования, в приоритетные сектора общественной жизни; именно университеты сыграют заглавную роль в определении облика будущего мира. Формируя специалиста элитного уровня, университет имеет статус привилегированного центра элитного образования. В образовательном пространстве университета должны быть реализованы принципы, определяющие существо университетского образования - гуманизации, фундаментальности и креативности. Однако узкодисциплинированные установки образования в университете, отчуждение гуманитарной и естественнонаучной составляющих университетского образования являются факторами, тормозящими процесс подготовки специалиста элитного уровня. Результатом узкодисциплинарной ориентации образовательного процесса в современном университете является формирование сегментированного сознания; последнее не позволяет адекватно реагировать на многое из того, что требует мгновенной и адекватной реакции: на угрозу надвигающейся экологической катастрофы, падение нравственности, утрату духовных ценностей. Анализирующие эту проблему авторы [1; 2; 3] полагают, что преодоление сегментированного образования, стремление к его целостности, к его основной функции «возрастания гуманности» возможно лишь при условии создания новой самоорганизующейся среды, которая способна формировать чувство личной ответственности за выживание мира [4]. Важно при этом ориентироваться не на традиционное, дисциплинарное понимание фундамента наук, а на представления, ориентированные на парадигмальную трансформацию науки ХХ-ХХ1 веков, перехода ее в междисциплинарную стадию постнеклассической науки. Имеет смысл ввести во все (не только в университетах, дающих элитное образование) образовательные стандарты изучение холистско-эмерджентной или эволюционно-синергетической

картины мира; последнее создаст предпосылки возврата к идее синтеза науки и нравственности на более высоком уровне. Необходимость синтеза двух культур предвидел Гегель [2], когда писал, что любая культура не самодостаточна: она не может бесконечно эволюционировать, не используя методы другой культуры, она может превратиться в хаос абсурда. Суть новой научной эволюционно-синергетической парадигмы, по И. Пригожину, «от бытия к становлению» трактуется так: «... возникает возможность универсальным образом описывать явления самоорганизации; проявляются значения открытости систем, роль случайности и конструктивная роль хаоса. Теперь можно говорить о возникновении некоего единого метаязыка естественников и гуманитариев, языка диалога. Намечается понимание и встречное движение двух культур, возврат к единству на новом уровне осознания мира» [6, с. 17].

Синтезировать различные типы ментальности, осуществить диалог двух культур

- в этом механизм синтеза гуманизации, креативности и фундаментализации. Сегодня в науке осуществляется переход к эволюционно-синергетической парадигме, что позволит изменить ситуацию, поскольку, как отмечает Степин В. С., «.проблемы социума в большой степени связаны с укоренившимся линейным, детерминистским подходом к природе и технике, который был перенесен на общество и способствовал развитию позитивизма, потребительской идеологии, неумению предвидеть экологические, цивилизационные и образовательные кризисы» [4, с. 20].

В преодолении отчуждения двух культур, естественнонаучной и гуманитарной, в разнообразии способов видения мира необходим комплексный историко-философский, культурологический подход, органически связанный с новой эволюционно-синергетической парадигмой естествознания, интегрирующей междисциплинарные связи и принципы до уровня универсальных законов науки и культуры. Использование методики, синтезирующей законы естествознания, философии и синергетики, позволяет избежать эклектики при объединении в одном курсе разделов физики, химии, биологии, экологии, универсального эволюционизма; ориентация же на исторический контекст эпохи, учёт личностного начала в драме научных идей позволяют воссоздать гуманитарную компоненту естествознания. Синергетика призывает к диалогу естественнонаучной и гуманитарной культур, к диалогу двух типов мышления, что в процессе университетского элитного образования приведёт к формированию у будущего специалиста целостной картины мира. «Синергетическое познание» явится новым образом познания и обнаружит существо эволюционно-синергетического подхода, столь необходимого в системе подготовки специалистов.

Особенность синергетики определяется ее междисциплинарным статусом, хотя первоначальной сферой ее применения было естествознание. Именно синергетика «делает возможным соединение двух взаимодополняющих способов постижения мира

- постижение через образ и через число. Синергетика позволяет сблизить Восток и Запад, восточное, наглядно-образное, интуитивное восприятие мира и западное, логико-вербальное. Новые возможности синтеза можно выразить несколько иначе. Визуализация синергетических знаний между гуманитарными и естественными науками, а равным образом - между традиционными образами культуры и новейшими достижениями науки, между красотой произведения искусства и строгостью научных результатов.» [7, с. 34].

Мы полагаем, что более глубокий синтез концептообразующих принципов элитного образования в рамках диалога двух культур может быть усилен также интегративными процессами междисциплинарного синтеза. Именно интегративные

процессы усиливают фундаментальность образования. Реализация же идеи гармонического объединения естественнонаучного и гуманитарного в элитном университетском образовании непосредственно сопряжена со становлением «нового образа познания» - это так называемое «синергетическое познание», парадигма которого формируется в условиях постнеклассической науки, постнеклассической рациональности. Являясь новым мировидением, в границах которого осуществляется становление нового универсального метаязыка, позволяющего реализовать идею синтеза естественнонаучной и гуманитарной культур и одновременно обеспечить сохранность, целостность каждого их этих типов культур, синергетика, называемая сегодня эволюционным естествознанием, активно внедряет свои идеи в гуманитарные и естественные науки, в сферу элитного образования. Именно это внедрение позволяет реализовать идею междисциплинарного синтеза в пределах целостного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода.

Анализируя потенциал синергетического познания в контексте единства двух культур, отметим особенность нового образа познания в его ориентации на ключевые особенности парадигмы постнеклассической науки, которой присущи нелинейный стиль мышления, неоднозначность теоретических представлений и формулировок, новое понимание роли хаоса в мироздании, как необходимого и конструктивного начала мироздания, как творческого момента общей картины самоорганизующейся реальности. Эту нелинейность способа мышления, присущего именно постнеклассической парадигме, отмечает В.Н. Аршинов: «здесь на помощь приходит метафора, искусство, гуманитарное знание, диалог с которым является необходимой частью синергетического познания и в контексте которого порядок и беспорядок представляются не как противоположности, а как то, что неотделимо друг от друга» [1, с.14].

Важнейшим направлением функционирования системы университетского образования выступает сегодня формирование целостного научного мировидения специалиста, стоящего перед необходимостью овладения основами единой человеческой культуры. Достижение целостности образования возможно посредством использования исходных установок междисциплинарного подхода в формировании образовательной среды современного университета. Междисциплинарные курсы являются основанием, в котором синтезированы гуманизация, фундаментализация знания, а это основа становления общей и профессиональной культуры, предпосылка и основание адаптации к новой профессии, та совокупность знаний, которая формирует целостный взгляд на мир и место в нём человека, которая позволяет выйти за пределы предметной разобщённости науки, преодолев изолированность двух культур - естественнонаучной и гуманитарной, изолированность, обусловленную отсутствием интегрированных сведений, полученных на стыке естественнонаучного, гуманитарного и технического знаний.

Междисциплинарность является одним из методов анализа сложных явлений, в которых осуществляются процессы, исследуемые разными дисциплинами. Междисциплинарный подход применялся и ранее, сегодня же в полной мере осознана его результативность и перспективность. Поиск междисциплинарного решения сложных проблем приводит к необходимости комбинировать дисциплины учебных циклов, синтезировать различные области и сферы дисциплин. Реализация принципа междисциплинарного синтеза оборачивается решением проблемы поиска среди разнообразных явлений дисциплины таких, которые можно отнести к категориям единичного, особенного, всеобщего. Все естественные и технические науки оказываются

связанными между собой на основе некоторых признаков всеобщности. Каждая изучаемая учебная дисциплина, представленная в виде множества единичных, особенных и всеобщих понятий, позволяет отыскать межпредметные связи, что означает пересечение данных множеств. Выяснение межпредметных связей по признаку особенного в каждой учебной дисциплине означает, что происходит образование из отдельных учебных дисциплин системы, в которой последующий элемент связывается с предыдущим каждый раз новым видом связи, что проявляет свою необходимость в процессе подготовки элитного специалиста в современном университете.

В литературе по специфике междисциплинарных связей обращено внимание на факторы, затрудняющие выяснение и реализацию межпредметных связей на основе признаков всеобщности. Это отсутствие универсальной методики, которая позволила бы единым для всех учебных дисциплин образом представлять их содержание в категориях взаимосвязи единого, особенного и всеобщего. Ранее для реализации возможностей междисциплинарного синтеза предлагали использовать системный подход, как важнейший механизм реализации принципов элитного университетского образования. Действительно, каждый объект представляет собой и систему (состоящую из более мелких объектов), и элемент (компонент) более крупного объекта. Налицо иерархия систем. Элементы системы определенным образом связаны между собой, то есть взаимодействуют. В зависимости от потребностей на разных этапах исследования объект может рассматриваться либо как элемент, либо как система. Такой подход позволяет систематизировать знания. Например, оказывается возможным разделить законы науки на компонентные и системные. Системными же законами описывают структуру системы: они безразличны к компонентному составу и специфике поведения компонентов. Если роль междисциплинарного подхода заключается в том, чтобы при необходимости объединить различные науки, то системный подход делает нечто подобное с компонентами системы, хотя это и необязательно связано с различными дисциплинами. Эти два подхода определенно не находятся в противоречии, по сути они дополняют друг друга. Фундаментальность элитного университетского образования должна обеспечиваться все более прочными междисциплинарными и системными связями, интегрирующими знания в процессе образования.

Наиболее полно концептообразующие принципы элитного образования могут реализоваться в рамках синергетического подхода через представление образования в качестве открытой самоорганизующейся системы. Идея целостного, универсального образования всегда сопровождала идею университета, и то обстоятельство, что университет первоначально был ориентирован на принцип целостного образования, не случайно. В университетском образовании изначально не было той жесткой специализации, что возникла позднее. Подобная специализация соответствует определенному этапу эволюции научного знания, характеризующемуся формированием новых отраслей науки. Целостность фундаментального образования являет собой основу и предпосылку новой парадигмы элитного университетского образования: посредством взаимодействия, диалога естественных и гуманитарных наук реализуется идеал единой целостной культуры. Образование становится фундаментальным тогда, когда оно ориентировано на выявление глубинных сущностных оснований и связей разнообразных процессов окружающего мира.

Однако мы считаем, что идея целостности, при обращении к которой возможно формирование новой парадигмы элитного образования в университете и реализация принципов гуманизации и фундаментализации университетского образования, будет

реализована не полно в условиях необеспеченности целостности цикла естественнонаучных дисциплин. Сегодня существуют нормативные документы, позволяющие обеспечить эту целостность (таковы, к примеру, «Требования по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин для направлений высшего образования»); они содержат требования к уровню образованности бакалавров и к минимальному содержанию цикла общих естественнонаучных дисциплин для трех групп направлений подготовки бакалавров (естественнонаучных, гуманитарных и технических). В качестве попытки реализовать принцип целостности образования может служить дисциплина «Концепции современного естествознания» для гуманитариев. Это продукт междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к достижениям естествознания. Эффективное преподавание этой дисциплины возможно в проблемном поле новой парадигмы, синтезирующей две культуры путём осознания универсальной роли метаязыка, синтезирующего фундаментальные законы естествознания, философии и синергетики.

Считаем, что условием формирования нового типа образованности специалиста, очеловечивания университетского образования, является более конкретная разработка основ синтеза таких сфер культуры, как естественнонаучная и гуманитарная: подобное слияние возможно осуществить посредством взаимообогащения этих сфер с учётом появляющихся новых реалий, новых возможностей техногенной цивилизации. Выдвигая этот тезис, определим пути и направления синтеза. В предельно общей форме такое слияние может быть осуществлено, на наш взгляд, через включение естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование и гуманитарных - в естественнонаучное и техническое, что послужит идее становления фундаментального, целостного образования специалиста.

Литература

1. Аршинов, В.И. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации [Текст] / В.И. Аршинов // Онтология и эпистемология синергетики. - М.: Наука, 1997. - 282 с.

2. Гегель, Г.В. Наука логики. Т. 1 [Текст] / Г.В. Гегель. - М.: Мысль, 1970. - 387 с.

3. Петрова, Г.И. Человек и его отношение к миру - стержневая проблема философии [Текст] / Г.И. Петрова // Философия как учение о человеке. - Томск: Изд-во ТГУ, 1995. - 264 с.

4. Степин, В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации [Текст] / В. С. Степин // Вопросы философии. - 1999. - № 10. - С. 18-36.

5. Стоценко, А. Фундаментализация образования [Текст] / А. Стоценко // Alma mater. -1993.- № 3.- С. 14-28.

6. Туровская, С. С позиции субъекта культуры [Текст] / С. Туровская // Высшее образование в России. - 1999. - № 3. - С. 19-27.

7. Швырев, В. С. Философия и стратегия образования [Текст] / В. С. Швырев // Вопросы философии. - 1995. - № 11. - С. 17-24.

8. Ясперс, К. Идея университета в 20 веке [Текст] / К. Ясперс // Alma mater. - 1993. -№ 4. - С. 22-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.