Научная статья на тему 'Синергетика в содержании и организации образования'

Синергетика в содержании и организации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ СИНЕРГЕТИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санникова Ольга Владимировна, Меньшиков Игорь Викторович

Рассматриваются возможности применения методологии синергетики для проектирования организации и содержания высшего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санникова Ольга Владимировна, Меньшиков Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergetrics in the contents and the organizations of education

In article opportunities of application of methodology of synergetrics for designing the organization and the contents of education are considered.

Текст научной работы на тему «Синергетика в содержании и организации образования»

УДК 378.1(045)

О.В. Санникова, И.В. Меньшиков

СИНЕРГЕТИКА В СОДЕРЖАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются возможности применения методологии синергетики для проектирования организации и содержания высшего профессионального образования

Ключевые слова: содержание образования, принципы синергетики, образовательное пространство, междисциплинарность, фундаментализация образования

Современный мир характеризуется не только политической, экономической и культурной интеграцией общества, но и существованием проблем, вызванных кризисом отношений «человек - мир»[11. С.169]. Осмысление сущности этого кризиса, причин его возникновения и перспектив его преодоления невозможно без изменения образа мира и отношения к нему человека. Актуальность этого осмысления возрастает в периоды крупнейших социальных преобразований, когда неопределенность будущего состояния общества обращает исследователей к эволюционным моделям социальных систем и необходимости определения нового места человека в самоорганизующемся многовариантном мире.

В период социально-экономических реформ в обществе проблема развития, эволюции становится общей проблемой и социума и индивида, который свои собственные единичные перспективы рассматривает в контексте перспектив развития общего. Сегодня скорость происходящих в обществе изменений настолько велика, что индивид, попадая в ситуацию неопределенности будущего возможного состояния общества, вынужден отказаться от прежних условий бытия, перейти в мир новых отношений и возможностей, заново определить свои способности влиять на их возникновение, брать на себя ответственность за новые обстоятельства жизни общества.

Освоение новой реальности возможно на основе знаний о ней, понимания причинно-следственных связей возникновения и развития новых состояний социума и изменения положения индивида в социальной системе. Особую значимость в этом отношении приобретает образование, на которое возлагается задача переноса современных достижений науки об общих законах эволюции и самоорганизации сложных систем различной природы в сферу представлений и настроений индивида и общества. Система образования характеризуется устойчивостью благодаря своей институциональности, а также функции трансляции культурных инвариантов, составляющих содержание образования. В современном обществе этим культурным инвариантом становится представление об единстве и взаимосвязи современного мира. В содержание культурного инварианта входят сегодня и представления меж-

дисциплинарного направления, синергетики, науки о наиболее общих законах и закономерностях самоорганизации в живой и неживой природе. Синергетика исследует развитие функциональные подсистемы (экономику, науку, образование, здравоохранение), которые также являются сложными системами и развиваются сложных систем, каковыми являются системы от элементарных частиц до Вселенной. К таким системам относят и общество, и его в соответствии с законами, которые носят универсальный характер. Синергетика стремится к комплексному знанию, к преодолению междисциплинарных границ. Соотнесение синергетических принципов и содержания современного образования позволит одновременно отразить в образовании синтез современного знания и обеспечить «сохранение статуса человеческой субъектности перед лицом природных процессов... и общественной жизнедеятельности»[11.С. 168].

Почему синергетика?

Синергетика является универсальной методологической парадигмой, сформулированной в тех областях естественнонаучного знания, где изучаются сложные системы, явления самоорганизации и эволюции сложных систем в опоре на принципы открытости, нелинейности, структурной гетерогенности. Синергетика, поскольку она исследует универсальные законы развития, может быть применена не только в сфере естественнонаучного, но и гуманитарного знания, что сегодня является наиболее актуальной проблемой развития этой парадигмы, как отмечают Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов, определяя перспективы методологии синергетики для моделирования развития социальных систем, в том числе и образования. По их мнению, образование должно рассматриваться как гештальтобразование, «.стимулирующее, или пробуждающее образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми» [7].

По мнению В. Г. Буданова, методология синергетики поможет вернуться к фундаментальному образованию, «. дающему целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога. » [2].

Видение синергетикой мира и человека как сложных самоорганизующихся систем, находящихся в ситуации системно-целостного единства, позволяет в отношении системы образования интерпретировать и реализовать следующие принципы методологии синергетики [1]:

- нелинейный стиль мышления; неоднозначность теоретических

построений, концептуальный и методологический плюрализм, сопряжение абстрактно-логического и образно-интуитивного, рационального и

иррационального способов мышления;

- постулирование хаоса как необходимого творческого момента становящейся, самоорганизующейся реальности (порядок и беспорядок представляются неотделимыми друг от друга);

- "человекомерность" эволюции и самоорганизации, когда «познание внешней реальности в своем развитии будет все более сопрягаться с познанием реальности внутренней»[1]. Применение принципов

синергетики к анализу изменения такой гуманитарной системы, как образование, подразумевает соотнесение двух моделей: модели образования как системы и синергетической модели эволюции и самоорганизации. Попытки реализовать принципы синергетики в образовании осуществляются в следующих направлениях:

1) синергетика образовательного процесса как процесса становления и развития субъекта образовательной деятельности;

2) изменение содержания образования в соответствии с необходимостью формирования основных понятий синергетики через знакомство с миром сложных нелинейных систем, определение этих понятий и перенос их на другие области знания (социального, экономического, гуманитарного). Благодаря этому преодолеваются границы между предметами учебного цикла, процесс направлен не на увеличение количества информации, а на построение и изучение универсальной модели развития.

3) изменение организации образовательного пространства как области взаимодействия субъектов образовательной деятельности.

В частности, авторы в своей работе [4] предприняли попытку построения модели образовательной системы (образовательного пространства, образовательной программы) в соответствии с принципами открытости (связи, соотношения с моделями других социальных феноменов) и неравновесности, нелинейности (чувствительности образовательной системы к внешним воздействиям, поддерживаемой потоком информации извне, которая служит причиной развития неустойчивости с соответствующими периодами реформирования, реорганизации). Периоды неустойчивости перемежаются периодами устойчивости, которые обеспечиваются многообразием, избыточностью элементов образования как системы. За счет избыточности система обеспечивает себе адаптивность, динамику, развитие.

Синергетика в проектировании развивающегося регионального образовательного пространства

Методология синергетики как парадигма универсализма позволяет осмыслить в особенном ключе организационно-управленческие формы трансляции образовательных ценностей, традиционно представленные университетом и университетским образовательным пространством

Не секрет, что модернизация высшего профессионального образования в нашей стране ставит в особенно трудное положение региональные университеты, которые традиционно были лидерами в плане предоставления образовательных услуг в регионе, а теперь столкнулись с реальной жесткой конкуренцией за потребителя таких услуг с другими вузами и их филиалами, действующими в регионе. Положение региональных университетов усугубляется и проблемами финансирования со стороны федерального бюджета, что фактически является проявлением конкуренции учреждений образования на федеральном уровне за ресурсы, кадры, наиболее благоприятные условия ведения образовательной деятельности.

Институты высшего профессионального образования вступили в принципе в сферу предпринимательских отношений, в условия действия рынка образовательных услуг со всеми его рыночными достоинствами и издержками. В условиях, когда государство, с одной стороны, неспособно обеспечить достойную финансовую поддержку образованию, а с другой - просто не знает, за какую образовательную «музыку» стоит платить, учреждениям образования не осталось ничего другого, как воспользоваться рыночными свободами, откликнуться на существующие образовательные потребности общества.

Эти факторы определили ряд характерных проблем, с которыми сталкиваются региональные вузы и которыми определяется специфическое положение университета как традиционно головного регионального учреждения высшего профессионального образования. Современное состояние общества побуждает региональный университет к изменению системы отношений как с внешней социальной, политической, культурно- этнической средой так и со своими структурными элементами, имеющими разнородные и часто противоречивые функции. По сути, речь идет о формировании многоуровневого образовательного пространства университета и изменении в связи с этим как миссии университета в регионе, так и принципов и структуры управления становлением, функционированием и развитием такого образовательного пространства.

Формирование университетского образовательного пространства создает новые возможности системе образования предъявить обществу свои изменившиеся ценностные и целевые установки. Региональные университеты в этом аспекте могут направить свою деятельность:

1) на получение поддержки со стороны общества предлагаемых образовательных парадигм, ценностей и целей;

2) на предъявление обществу его собственных актуальных образовательных потребностей в виде многообразия образовательных услуг в соответствии с актуальным состоянием общества, закрепление этого состояния;

3) на предъявление обществу его возможных образовательных потребностей в виде многообразия ценностей и целей, выраженных в способах организации образовательной деятельности, моделирующих возможные будущие состояния общества, моделирующих его развитие;

4) на предъявление способов определения и согласования целей развития общества и системы образования, способов согласования многообразных образовательных целей индивидов.

Каковы исходные требования к условиям реализации этой миссии? Во-первых, в методологическом плане университетское образование должно обеспечить внутреннее согласование имеющегося многообразия парадиг-мальных оснований, различным и противоречивым образом трактующим, например, соотношение воспитания и обучения, профессиональной и общекультурной подготовки, общемировоззренческих и прагматических установок: от классических, базирующихся на научной рациональности, до постне-классических, базирующихся на постмодернистском дискурсе как единственной форме субъект-субъектных отношений в системе образования. Во-

вторых, в содержательном и организационном плане университет вынужден обеспечивать свою открытость, так чтобы его отношение с обществом могло рассматриваться как связь открытой системы со средой. В таком случае для анализа методологических оснований реализации особой социокультурной миссии университета, а также для формирования и развития на ее основе многоуровневого образовательного пространства региона, обеспечивающего стабильное согласование целей образовательной системы и социальной среды, применима синергетическая парадигма.

Моделирование развития образовательных систем как элемента социальной организации на принципах синергетики создаст некий прообраз развития общества в целом, прообраз способа согласования разнородных компонентов гетерогенной системы (в качестве закономерного этапа ее развития) в само-согласующееся и саморазвивающееся единство.

По И. Пригожину, критерием эволюции открытых систем является экономичность их функционирования. В таких системах постоянно и самопроизвольно идут процессы, направленные на минимизацию затрат для поддержания ее структуры и выполнения ее функций. Поэтому по мере развития системы происходит спонтанное повышение меры ее упорядоченности. При этом управленческие решения должны быть направлены на сохранение определенной степени многообразия, демократичности в системе, чтобы избежать критичности в упорядоченности системы образовательного пространства, которая может стать фактором, сдерживающим само развитие, и быстро привести к кризисным явлениям. Сохранение демократичности в системе, энтропии (как меры неупорядоченности) позволит сохранить потенциал развития и выход ее за собственные пределы, к новому этапу развития.

Одним из факторов, способных выступать в качестве управляющего параметра, может быть открытость системы. Открытость системы, сохранение в ней многообразия обеспечит сохранение темпов роста инноваций, соответствующих темпам изменения социальных условий. Однако процесс накопления упорядоченности в развитии систем - процесс непрерывный. И это вновь приведет к противоречию, возникновению неустойчивости и повторению всего цикла, то есть переходу к первому этапу. Таким образом, развитие образовательных систем, как и любых других, представляет собой динамический процесс чередования этапов устойчивого развития и неустойчивости. Это чередование является закономерным способом развития сложных систем. Знание закономерностей развития сложных систем принципиально меняет подход к проектированию и управлению развитием сложной самоорганизующейся эволюционирующей системы регионального образовательного пространства.

В соответствии с принципами синергетики может быть построена модель управления развитием образовательного пространства региона. В этой модели целью управления является такое согласованное взаимодействие, которое бы обеспечило и функционирование элементов, и существование всей образовательной системы в целом. В конечном счете цель управления - создание условий для развития образовательного пространства. Задача управления -

оптимизация взаимодействия исключающих друг друга процессов сохранения и изменения, происходящих в образовательном пространстве.

Управление сложившимся и формирующимся многообразием может осуществляться в соответствии со следующими принципами.

Принцип многообразия: когда цель управления - создание условий для развития, управление ориентировано на создание и поддержку многообразия существующих и возникающих связей между элементами системы образовательного пространства.

Принцип единства: любое управление невозможно без организации устойчивых связей, форм общности элементов сложившегося многообразия, подчинено единой цели, что в свою очередь ограничивает степени свободы каждого из элементов.

Искусство управления открытой системой образовательного пространства состоит в том, чтобы обеспечить развитие многообразия и сохранить одновременно стабильность структуры образовательного пространства. Это возможно только в том случае, когда эти принципы будут использоваться как дополняющие, взаимообусловливающие, а не исключающие друг друга.

В открытой системе новые элементы многообразия, возникающие спонтанно, угрожают сложившейся системе связей, требуют своего места в этой системе, вторгаются в нее, нарушая ее единство. Для сохранения этого единства необходимо, чтобы управление носило превентивный характер относительно возникновения новых элементов, гибкости, вариативности связей между элементами, сохраняло определенную меру их свободы. Это позволит сохранить единство элементов в их отношении друг к другу, обеспечить условия для возникновения новых элементов, повышения степени их многообразия.

Новое появляется там, где предоставлены для этого большие возможности, где имеется большая свобода выбора. В данном случае действует принцип избыточности, благодаря которому возникающие новые элементы сохраняются все, независимо от того, имеются ли ближайшие перспективы включения их в сложившуюся систему. Именно это избыточное многообразие создает спектр возможных направлений развития системы образовательного пространства, предоставляет материал для отбора наиболее оптимальных тенденций этого развития. Поэтому сохранение демократических институтов в образовательной системе является необходимым условием для ее развития.

Развитие системы проходит через состояние хаоса, который рассматривается как источник развития, совокупность вероятных будущих путей развития системы образовательного пространства, состояние. Управляющее воздействие направлено на увеличение спектра возможных состояний образовательной системы, на создание ресурса развития, в то же время накладывает ограничения на расширение этих возможностей. Малое управляющее воздействие на образовательную систему в состоянии, далеком от равновесия, вычленяет из всего спектра возможностей ту, которая становится действитель-

ностью. Верное определение «точки приложения» этого воздействия приближает полученное новое состояние к желаемому.

Для развития такой социальной системы, как образовательное пространство, необходимо определить границы, установить принцип запрета, сузив тем самым представление о возможных путях этого развития. Исходя их будущего желаемого состояния, управленческая деятельность способна, следуя собственным тенденциям развития системы, вывести систему к оптимальной форме организации оптимальным же путем, с наименьшими затратами, то есть оптимизировать процесс развития.

Управленческие действия соотнесены с состояниями системы, в которых она неравновесна и наиболее чувствительна к ним, где ее отклик на воздействие нелинейно зависит от этого воздействия, деятельность по управлению развитием согласуется с собственными тенденциями изменения образовательной системы и выводит ее на собственные пути развития. Это соответствует принципу параметрического управления, когда управляющее воздействие переносится с субъектов образовательного пространства на характеристики отношений между ними, на условия их взаимодействия.

Синергетический подход к описанию развития образовательного пространства региона позволяет создать модель согласованного взаимодействия образовательных учреждений как элементов региональной системы образования. Особая культурно-образовательная миссия университета в регионе осуществляется через соотнесение содержания университетского образования и содержания культуры как целостной системы производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности. Тем самым головное учреждение высшего профессионального образования в регионе становится определяющим фактором изменения социокультурной среды благодаря формированию единого информационного пространства и пространства совместной деятельности образовательных учреждений.

Система университетского образовательного пространства может стать не только системой воспроизводства социума, но и фактором, определяющим его развитие.

В связи с этим важной проблемой является выбор путей развития университета, определение его стратегии и тактики. Оформленные в модели функционирования и развития образовательного пространства представления о целях, задачах университета в постоянно обновляющихся социальноэкономических условиях, путях и способах их реализации позволят рационально вкладывать имеющиеся средства в развитие образовательной и исследовательской инфраструктуры университета, обеспечить ее устойчивое развитие.

Методология синергетики в проектировании содержания высшего профессионального образования

Поиски нового содержания гуманитарного образования связывают с его фундаментализацией, соединением в этом содержании базовых компонентов культуры, современных достижений гуманитарного и естественнонаучного знания [5].

Освоение методологии синергетики невозможно без включения в содержание образования элементов естественнонаучной культуры. Особенно это актуально для образования гуманитариев, поскольку перспективы развития синергетического подхода в науке связываются с переносом соответствующих принципов и моделей в сферу гуманитарного познания.

Пути фундаментализации гуманитарного образования видят во включении в учебные планы и стандарты гуманитарных специальностей междисциплинарных учебных курсов естественнонаучной направленности с проекцией достижений современного знания о природных явлениях на познание процессов эволюции и самоорганизации в социальной и индивидуально- психологической реальности.

Под фундаментализацией содержания образования надо понимать его организацию на более глубоких теоретических основаниях, выражающих общность закономерностей развития систем различной природы, для формирования адекватных представлений об изменяющемся мире. Существующее содержание гуманитарного образования в малой степени отражает как современное состояние науки, так и потребности субъекта в осмыслении единства природы и общества, единства индивидуально- психологической, культурноисторической и природной реальности. Проблема фундаментализации гуманитарного образования - это проблема того, какими способами отразить в содержании образования базовые тенденции современной культуры, диалог естественнонаучного и гуманитарного знания, складывающийся в процессе познания сложной, изменяющейся, чреватой неопределенностью, развивающейся социальной реальности; адаптировать субъектов образовательного процесса не только к настоящим, но и к возможным будущим изменениям общества.

Существование проблемы фундаментализации отражает состояние современного гуманитарного образования, имеющего своим предметом ценностно-смысловое отношение человека к миру, соотношение объективных и субъективных факторов в конструировании реальности индивидуального человеческого бытия. Специфика современного состояния содержания гуманитарного образования состоит в том, что направленность на универсальные базовые ценности культуры, выражающие предельные основания человеческого бытия, сопрягается с необходимостью принять факт быстрого обновления содержания культуры, актуальность ценностного релятивизма, центральную роль субъекта в конструировании не только индивидуальнопсихологической, но и социальной реальности. Гуманитарное познание встало перед необходимостью расширения своих методологических оснований, которое связывают с современной методологией синтеза естественнонаучного и гуманитарного компонента культуры, представленного синергетической парадигмой [6], необходимостью на этой основе введения в содержание гуманитарного образования естественнонаучной составляющей.

В этом случае в связи со спецификой гуманитарного познания и возможностями методологии синергетики необходимо рассматривать содержание естественнонаучного образования гуманитариев как многообразное и вариативное, включающее в себя как сложившиеся научные и социокультурные

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2006. № 9

образцы, так и элементы приращения естественнонаучной культуры, то есть являющиеся одновременно и устойчивым и изменчивым. Содержание образования должно отличаться единством общих принципов и подходов (например, согласующихся с синергетической парадигмой) и многообразием позиций, точек зрения, социокультурных ориентиров, выражать как состояние современной науки о природе, так и состояние социокультурной среды, обусловливающее возникновение и развитие научного знания, а также потребности самоопределения субъекта в ситуации реального многообразия и взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной культур.

Использование методологии синергетики в содержании гуманитарного образования - задача, которую необходимо решить, чтобы привести возможности современного образования в соответствие с потребностями изменяющегося общества и потребностями самоактуализации индивида.

Фундаментализация содержания образования, основанная на принципах методологии синергетики, затрагивает и проблему гуманитаризации профессионального образования в целом.

Профессиональное образование ориентировано не только на индивидуальные способности обучающихся, но и на специфику рынка труда. Это ведет к односторонне прагматическому отношению к структуре учебного процесса, появляется угроза преобладания в учебных планах узкоспециальных дисциплин и постепенного вытеснения учебных предметов общекультурной и мировоззренческой направленности. По-видимому, представление о гуманитаризации профессионального образования, связанное с увеличением количества гуманитарных дисциплин в учебных планах, требует серьезной трансформации.

На наш взгляд, обеспечение профессиональной направленности знаний при одновременном сохранении оснований для выработки мировоззренческих ориентиров будущего специалиста возможно благодаря увеличению в учебных планах предметов междисциплинарного характера. Междисциплинарность в содержании профессионального образования позволяет определить и реализовать такие факторы его гуманитаризации, как:

- формирование специалиста как носителя определенного типа культуры;

- направленность на формирование целостных представлений о целостности мира;

- обеспечение человекомерности ценностных ориентиров;

- сохранение открытости содержания образования инновационным социокультурным процессам;

- создание условий для преодоления отчуждения субъектов образовательного процесса от содержания образования.

В современных обстоятельствах модернизации образования расширение количества междисциплинарных учебных предметов проблематично в связи с недостаточностью кадрового обеспечения, со сложностями разработки содержания и методов преподавания междисциплинарных курсов, с нарастающим преобладанием прагматических ценностных ориентаций как студентов, так и разработчиков учебных планов и образовательных программ. По-

этому надо использовать потенциал гуманитаризации, заложенный в уже существующих учебных курсах.

Возможности гуманитаризации профессионального образования, связанные с введением междисциплинарных курсов, обеспечены спецификой содержания этих учебных дисциплин, обусловленной:

- отходом от гносеологических установок эпохи модерна, признающих абсолютную и безусловную ценность рационального объективного научного знания как единственного основания истины, стремлением к постмодернистским тенденциям в современной культуре, признающим ценность полипозиционности, полицентризма, субъектно-ориентированного знания;

- соединением в содержании междисциплинарных учебных курсов познавательных и ценностно-ориентировочных аспектов, соответствующих современной социокультурной ситуации;

- соответствием тенденциям формирующегося информационного общества, где для человека актуальны не только качество и количество информации, но и ценностные ориентиры ее отбора и систематизации в соответствии с потребностями профессионального роста и личностного становления;

- восполнением профессионализации, связанной с дифференциацией различных способностей, сторон человека, целостностью его мироощущения и самовосприятия;

- маргинальным положением междисциплинарных куров, в которых материал естественнонаучного знания должен соединяться с установкой на гуманитаризацию профессионального образования. Это усложняет определение места таких дисциплин в системе профессиональной подготовки, их целей и задач, а значит принципов отбора содержания, методов и форм их преподавания. Это связано с тем, что подобные курсы находятся за пределами инструментально-прагматической и технологической установки по отношению к профессиональным знаниям. При определении содержания таких курсов нельзя сводить их к сумме знаний о фактах. Необходимо положить в основу их содержания систему представлений о социально и культурно обусловленных методах и способах человеческого познания; о многообразии гносеологических позиций, сменяющих друг друга в истории культуры; о трансформации ценностных и целевых установок относительно различных форм и методов научного познания.

Одним из таких курсов, реализующих задачи фундаментализации и гуманитаризации содержания профессионального образования, является курс «Концепции современного естествознания».

Составителями базового стандарта и базовой учебной программы предполагалось, что предложенное ими содержание заведомо является синтетическим, поскольку получено путем соединения в одной учебной дисциплине вопросов из конкретных естественных наук (физики, химии, астрономии, биологии, экологии) и основных положений современного междисциплинарного направления (синергетики) и его приложений в гуманитарном знании [3;10]. Предполагалось также, что введение такой дисциплины послужит целям гуманизации образования, поскольку создаст представление о единстве

91

200б. № 9

мира и человечества как о системе динамической, становящейся, чуткой к незначительным воздействиям. Студенты различных специальностей, в особенности гуманитарных, получат реальную возможность освоить научную методологию, познакомиться с современной наукой о природе, где появились синтетические концепции, создающие основание для единства естественнонаучной и гуманитарной культур через общность законов эволюции и самоорганизации.

К сожалению, реальная практика образовательной деятельности в вузе оказалась далека от реализации тех возможностей изменения содержания образования, которые предоставлены дисциплиной «Концепции современного образования». Причины этого заключаются, во-первых, в несоответствии объема содержания базовой программы и стандарта объему учебного времени, выделяемого на эту дисциплину в учебных планах, особенно гуманитарных факультетов. Содержание стандарта и базовой программы построено так, чтобы достаточно глубоко познакомить студентов с современной естественнонаучной проблематикой. Это подразумевает: либо достаточное количество аудиторного учебного времени (что невозможно из-за перегруженности учебных планов); либо увеличение объема материала, выносимого для самостоятельного изучения (что невозможно из-за специфики этого материала, что выражается, например, в отсутствии заочной формы обучения на естественных факультетах); либо наличие у студентов уровня знаний по естественным наукам, далеко выходящего за пределы школьного курса (что невозможно в массовом порядке из-за гуманитарной специфики факультетов и специальностей). Необходимость выхода из этих противоречий приводит к тому, что эта дисциплина занимает неподобающее ей место в общей профессиональной подготовке студентов, которые воспринимают ее как дополнительную и совершенно излишнюю учебную нагрузку, не соответствующую возникшим в процессе учебы научным интересам и профессиональным склонностям.

Существует также проблема подготовки специалистов для преподавания синтетической учебной дисциплины. Хорошо известно, что широта мировоззрения и научные интересы в междисциплинарных областях являются, как правило, продуктом самостоятельных творческих поисков самого преподавателя и противоречат узости профессиональной подготовки, полученной им в рамках отдельной специальности. С другой стороны, конкретные условия преподавания «Концепций современного естествознания» (множество факультетов и специальностей различных профилей, различие в объемах аудиторных часов) принуждают к постоянному поиску методов отбора содержания, методов преподавания, форм и методов контроля знаний, то есть к постоянной проектной деятельности в рамках данной дисциплины. Отсутствие должной организации и достаточного методического оснащения учебного процесса по данной дисциплине (например, кафедры, ответственной за преподавание и методическое обеспечение, сектора методики преподавания междисциплинарных курсов в Учебно-методическом совете вуза и т.п., возможности организованно повышать квалификацию) не стимулирует профессиональный интерес преподавателей. Существуют все условия, чтобы «Кон-

цепции современного образования» стали еще одной иллюстрацией обнаружившего себя отчуждения содержания образования от субъекта образовательного процесса (как от студента, так и от преподавателя).

Перспективы проектирования естественнонаучного образования, в особенности студентов-гуманитариев, мы связываем с использованием методологии синергетики, но не только через дополнение учебного материала сведениями о сложных самоорганизующихся системах и закономерностях их развития и использование терминологии синергетики для анализа развития внеприродных систем. Должны быть изменены сами принципы проектирования содержания этой дисциплины, в соответствии с постнеклассическим характером синергетической парадигмы, подразумевающим включение познающего субъекта в содержание получаемого им знания [9]. Отбираемый в соответствии с этим материал из арсенала естественных наук должен обладать такой степенью общности, которая не только подразумевала бы максимальную широту применения тех или иных закономерностей, открытых науками о природе (вплоть до распространения их на гуманитарные и социальные системы), но и затрагивала бы самые основания человеческого бытия, основания индивидуально- личностных отношений с природным и социальным целым.

При проектировании естественнонаучного образования гуманитариев необходимо перейти от содержания знание-ориентированного к содержанию субьектно ориентированному. Субъектно ориентированное содержание образования - такое содержание, которое включает в себя субъекта как носителя образовательных ценностей; как источник целеполагания образовательного процесса; как деятельного участника проектирования содержания собственного образования, определяющего границы своей субъектности в отношении формирования этого содержания. Иначе говоря, содержанием образования по дисциплине «Концепции современного естествознания» может стать гносеологическое, аксиологическое, этическое, эстетическое отношение субъекта познавательного процесса к научному знанию и способам его получения в его (отношения) развитии в формах конкретных естественнонаучных теорий, концепций, парадигм и т.д. Тогда появится возможность определить принципы проектирования синтетического содержания образования как синтетического отношения субъекта образовательной деятельности к предмету этой деятельности, то есть знанию как таковому, представленному в его естественнонаучном варианте.

В этом случае само научное знание должно быть представлено так, чтобы оно могло вызывать такое отношение. Иначе говоря, отбор конкретнонаучного содержания проводится не только из принципа научности и объективности, но и из принципов социокультурной (затрагивающей культурноисторические обстоятельства возникновения того или иного конкретнонаучного знания), гуманистической (затрагивающей основания человеческого бытия), аксиологической (формирующей ценностно- целевое отношение к научному знанию) ориентации. Сама возможность субъектно ориентированного содержания образования, предметом которого является объектив-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2006. № 9

ное научное знание, позволяет поставить целью синтетических учебных дисциплин формирование субъектности участников образовательного процесса через создание рефлексивного отношения к процессу и предмету образовательной деятельности и преодоление их (участников) отчуждения от содержания собственного образования.

Соединение субъекта и содержания образования возможно, если в этом взаимодействии устанавливается обратная связь. Субъект проектирует содержание образования как свое возможное будущее состояние, социально и индивидуально значимое. Такое содержание начинает определять образовательную деятельность субъекта, направленную на осуществление проектируемого состояния. Образование субъекта - проект, который создается в процессе его осуществления. Процесс создания и осуществления этого проекта -изменение степени субъектности содержания образования в зависимости от изменения ценностно-целевых установок субъекта как индивидуальной проекции динамики социокультурной среды, глобальных тенденций изменения отношений общества и природы.

Таким образом, методология синергетики позволит изменить концептуальную основу проектирования организации и содержания профессионального образования, раскрыть огромный мировоззренческий, дидактический, педагогический потенциал междисциплинарных учебных курсов.

Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 060600049а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аршинов В. А. Синергетическое познание в контексте проблемы единства двух культур//Высшее образование в России. 1994. №4.

2. Буданов В. Г. Синергетические стратегии в образовании//

http ://ns.iph.ras. ru/~mifs/stbudan. htm

3. Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эво-люционно- синергетический подход // Высшее образование в России. 1994. №4.

4. Журавлев В.А., Меньшиков И.В., Харитонова В.А., Санникова О.В. Образование: стратегия развития и синергетика // Перемены. 2000. №2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кинелев В.Г. Фундаментализация университетского образования // Высшее образование в России. 1994. №4.

6. Каган М.С. Синергетическая парадигма - диалектика общего и особенного в познании различных сфер бытия // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.

7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопр. философии. 1997. №3.

8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарого образования // Высшее образование в России. 1994. №4.

9. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.

10. Суханов А.Д. Целостность естественнонаучного образования // Высшее образование в России. 1994. №4.

11. Шалаев В.П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире. Йошкар-Ола, 1999.

Поступила в редакцию 13.01.06

O. V. Sannikova, I. V. Menschikov

Synergetrics in the contents and the organizations of education

In article opportunities of application of methodology of synergetrics for designing the organization and the contents of education are considered.

Санникова Ольга Владимировна

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск,

Университетская, 1, корп. 6 E-mail: sanny@uni.udm.ru

Меньшиков Игорь Викторович

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.