НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век
научный электронный журнал
ПЕТРОЗАВОДСКИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
http://LLL21.petrsu.ru
http://petrsu.ru
Издатель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет», Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
II и V V
Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК
Выпуск 2 (б). Summer 2014
Редакционный совет
О.Грауманн Е. В. Игнатович
B. В. Сериков
C. В. Сигова
И. З. Сковородкина Е. Э. Смирнова И. И. Сулима
Главный редактор
И. А. Колесникова
Редакционная коллегия
Т. А. Бабакова Е. В. Борзова А. Виегерова
С. А. Дочкин А. Клим-Климашевска Е. А. Маралова А. В. Москвина А. И. Назаров Е. Рангелова А. П. Сманцер
Служба поддержки
А. Г. Марахтанов Е.Ю. Ермолаева Т. А. Каракан Е. В. Петрова Ю.Ю. Васильева Е.Н. Воротилина
ISSN 2308-7234
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-57767 от 18.04.2014
Адрес редакции
185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, каб. 254а
Электронная почта: [email protected]
© ФГБОУ ВПО «ПетрГУ» © авторы статей
УДК 37.02
НЕЧАЕВА Людмила Александровна
преподаватель английского языка кафедры иностранных языков гуманитарных направлений ПетрГУ (г. Петрозаводск)
ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: опыт работы Арктического университета (Норвегия, Тромсё)
Аннотация: в статье рассматривается целесообразность использования электронного обучения в образовательном процессе вуза и необходимость его развития в условиях нового информационного образовательного пространства России, определяется законодательная база применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, выявляются требования, предъявляемые к учебному заведению, предполагающему разработку электронных курсов. Автором дается характеристика истории возникновения и развития электронного обучения в России, кратко описывается зарубежный опыт ведущих университетов мира. Особое внимание уделяется наличию современного оборудования, квалифицированных специалистов и преподавателей, технического персонала, созданию особой информационно-образовательной среды электронного обучения, включающей комплекс цифровых образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, оборудования, скоростных телекоммуникаций, системы современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в информационно-образовательной среде, консультационно-методическую и организационную поддержку. В статье анализируются достоинства электронного обучения, среди которых выделяются: свобода доступа к обучающим ресурсам, гибкость обучения и разнообразие его форматов, компетентность, качественность и эффективность образования, реализация потребности в самообучении и постоянном профессиональном самосовершенствовании. На примере онлайн курсов Арктического университета автором выявляются возможности использования онлайн курсов для формирования языковой и межкультурной коммуникативной компетенции студентов вуза. В качестве примера описывается программа курса «Введение в Приполярный мир» на уровне особенностей организации онлайн обучения студентов, используемых материалов и технологий. Автором также раскрываются возможности сетевого взаимодействия между университетами-партнерами Арктического университета на основе программы «Тематические сети». Программа предполагает определение основных проблем и задач электронного обучения в странах арктического региона, обмен опытом в области электронного обучения; стимулирование взаимодействия студентов и преподавателей; поддержку совместных исследовательских проектов, конференций и публикаций на тему электронного обучения.
Ключевые слова: электронное обучение, Арктический университет, языковая компетенция, межкультурная коммуникативная компетенция, межкультурное взаимодействие.
E-LEARNING OPPORTUNITIES FOR INTERCULTURAL COMPETENCE BUILDING: THE PRACTICES OF THE UNIVERSITY OF THE ARCTIC (Norway, Troms0)
Nechaeva L. A.
Abstract: the article examines the feasibility of using e-learning in the educational process and the need for its development in a new information and educational environment in Russia. Moreover, the paper defines the legal basis for the implementation of e-learning and distance learn-
ing technologies and the requirements for a university involved in the development of online courses. The author describes the history and evolution of e-learning in Russia, and outlines the practices of the leading world universities. Particular attention is paid to the following aspects: state-of-the-art equipment, skilled professionals and teachers, technical staff, the development of a special educational environment for e-learning including digital educational resources, information and telecommunication technologies and equipment, the system of modern pedagogical technologies, highspeed telecommunications, counseling services, methodological and organizational support. The article analyzes the advantages of e-learning such as free access to educational resources, flexible learning process, a variety of education formats, quality and effectiveness of education, opportunities for self-learning and continuing professional development. Through the example of the University of the Arctic, the author reveals the possibilities of using online courses to build linguistic and intercultural communicative competence. The curriculum of the course «Introduction to the Cir-cumpolar World» is described to discuss the details of e-learning organization, applied materials, and technologies.
Furthermore, the author examines the opportunities for network cooperation within the «Thematic Networks» program of the University of the Arctic. The program includes goal setting for e-learning in the Arctic region, experience exchange between the partners of the University, promotion of interaction between students and professors, support of joint research projects, conferences, and publications on e-learning.
Key words: e-learning, the University of the Arctic, linguistic competence, intercultural communicative competence, intercultural interaction.
Становление практики электронного обучения в России и за рубежом связано с развитием информационно-коммуникационных технологий и информатизацией процесса обучения, формированием глобальной среды межкультур-ной и междисциплинарной интеграции, а также переходом к непрерывному, открытому образованию, которое составляет основу информационного общества. Под влиянием данных процессов возникает потребность в новых образовательных практиках, что приводит к изменению как сущности образования, так и его внешних форм. В ситуации, когда основной образовательной целью является не знаниевая подготовка, а обеспечение условий для самоопределения и самореализации творчески ориентированной в своем развитии личности, реализуется компетентостный подход в проектировании образовательных программ. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать разнообразные источники информации для решения возникающих проблем, постоянно расширять круг своих компетенций, непрерывно развиваться в динамично меняющемся мире. В новой образовательной парадигме обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. В последние годы серьезным помощником в этом и неотъемлемой составляющей образовательного процесса в учебных заведениях различных видов и уровней становится электронное обучение (electronic learning, e-learning, ЭО), позволяющее обеспечивать растущий спрос на образовательные услуги, интегрироваться в международное научное сообщество, стать субъектами межкультурной коммуникации и международного культурного обмена. Внедрение e-learning определяется в качестве одной из приоритетных задач в рамках модернизации российского образования.
Единообразия в переводе термина «electronic learning» на русский язык нет. Существуют следующие варианты: дистанционное обучение, или дистанционное образование, виртуальное обучение, мобильное обучение. Европейская комиссия определяет «e-learning» (ЭО) как «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». В рамках данной статьи мы будем понимать «e-learning» как электронное обучение. Электронное обучение сегодня - это учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации: компакт-диски; корпоративные сети; Интернет [8].
Федеральный закон «О внесении изменений в закон РФ “Об образовании” в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (28.02.2012. № 11-ФЗ) определил электронное обучение как «организацию образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [10]. Официально дистанционное образование существует в России с 1992 года, когда была принята «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования для повышения доступности и качества учебных программ по всей территории страны». После принятия концепции в нескольких крупных вузах страны произошло внедрение первых прототипов систем дистанционного образования. Однако, в отличие от мировых технологий, в России уровень компьютеризации был настолько невысок, что электронное образование скорее являлось дистанционным видом заочного обучения. 1990-е годы характеризовались активным использованием презентаций и программ тестирования, разработкой электронных учебников [7]. Специалисты в области компьютерных технологий разрабатывали первые программные продукты, позволяющие осуществлять взаимодействие между студентами и преподавателями на расстоянии.
В 2002 году была утверждена «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации». Развитию электронного обучения способствовали формирование рынка бизнес-образования и, как следствие, возникновение корпоративного обучения. Благодаря росту финансовых возможностей начали создаваться более качественные и сложные в разработке электронные учебные материалы (компьютерные тренажеры, установки с удаленным доступом и др.), электронные средства обучения, организации и сопровождения учебного процесса, отрабатываться различные модели управления электронным обучением, разрабатываться подходы к оценке качества и эффективности электронного обучения. Следующим этапом развития электронного обучения стало создание программных систем, обеспечивающих комплексное решение задач
электронного обучения - систем управления контентом, доставки учебных материалов, тестирования, интерактивной поддержки обучающей среды, управления знаниями, управления обучением (Learning Management Systems - LMS).
В начале XXI века электронное обучение начало активно внедряться в традиционное обучение в самых различных организационных формах: как поддержка традиционного очного и заочного обучения, как новый уровень развития дистанционного обучения по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации преподавателей вузов, довузовской подготовки, первого и второго высшего образования, магистратуры [7]. В 2009-2010 годы в Российской Федерации был разработан проект «Концепции Федерального закона “Об индустрии электронного обучения (e-Learning)”» [9]. Его основной идеей стало формирование и определение путей развития индустрии электронного обучения в России, а главной целью - правовое обеспечение этого процесса и на этой основе оздоровление экономики страны и совершенствование системы российского образования.
Программы законодательной поддержки электронного обучения разрабатываются более чем в 30 странах мира. Во всех развитых странах классические учебные заведения стали рассматривать включение онлайн курсов в образовательные программы в качестве обязательного компонента. Например, в США насчитывается более 3 млн. слушателей в более 200 университетах и тысячах колледжей, предлагающих дистанционное обучение. Многие ведущие университеты предоставляют бесплатные онлайн курсы. Это Калифорнийский университет, Открытый Британский университет (проект OpenLearn), Массачусетский технологический институт, университеты Стэнфорд и Беркли и многие другие. Одним из наиболее ярких примеров является созданный в 2011 году проект Coursera, который первоначально объединил открытые ресурсы трех крупнейших университетов США и менее чем за год стал лучшим образовательным сайтом 2012 года, по версии журнала Time. По статистике, за первые полгода работы на проект было зачислено около 1 млн. слушателей, а к началу 2013 года на портале зарегистрировалось около 2,3 млн. пользователей из 196 стран [2]. Сейчас Coursera сотрудничает с 33 университетами. В апреле 2013 года [12] был запущен совместный проект с российским партнером Digital October, предполагающий создание субтитров на русском языке для курсов Coursera, с тем чтобы сделать курсы как можно более удобными для русских студентов [1].
Не менее популярными являются онлайн курсы EdX - некоммерческого предприятия, основанного Г арвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом (МТИ). В настоящий момент студентам предлагается 175 разноообразных курсов, отражающих широкий диапазон дисциплин, преподаваемых в реальных учебных заведениях. Цели edX объединяют в себе стремление сделать образование доступным для студентов всех возрастов, национальностей и любого уровня. Основная база еdX расположена в Кэмбри-дже, штат Массачусетс. Управление проектом осуществляют МТИ и Гарвард. Более 100 тысяч студентов со всего мира получили сертификаты, пройдя обу-
чение на данных курсах [15]. Всего в мире электронное обучение используют более 100 млн. человек [4]. Многие аналитики уверенно предсказывают дальнейший рост этого сектора рынка образовательных услуг. Зарубежный опыт говорит о том, что при наличии качественного учебного контента и грамотного построения учебного курса во многих отраслях эффективность электронной формы обучения не уступает эффективности очной формы обучения. На сегодняшний день это официально признано на уровне ООН и ЮНЕСКО.
Если, по данным некоторых экспертов, около 70 % студентов выбирают дистанционное образование за рубежом, то число таких студентов в России пока еще незначительно. Каталог высших учебных заведений, предлагающих обучаться дистанционно в России, представлен на сайте http://edu.rin.ru/ [13]. В нашей стране электронное обучение становится особенно актуальным в условиях введения ФГОС нового поколения, перехода на уровневую систему образования и связанного с этим сокращения объемов аудиторной работы, расширения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой рассматриваемый вид обучения открывает новые возможности [5]. О том, что российское дистанционное образование стремится выйти на международный уровень, свидетельствуют учебные программы, созданные для международных клиентов, растущее количество студентов, обучающихся за границей и в российских вузах, стратегическое использование международных сетей.
Электронное обучение обладает рядом достоинств. Среди них:
- большая свобода доступа к обучающим ресурсам, сокращение затрат на обучение и экономия времени обучающихся и преподавателей за счет возможности получать образование без отрыва от работы с использованием мобильного Интернета. По данным Cedar Group, время обучения с помощью e-learning сократилось на 35-45 % по сравнению с традиционным обучением;
- гибкость обучения: продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности. Разделение содержания электронного курса на модули упрощает поиск нужных материалов;
- компетентность, качественность, эффективность образования - электронные курсы создаются при участии целой команды специалистов со всего мира, электронный вариант учебных материалов позволяет своевременно и оперативно их обновлять. По сравнению с очными формами обучения, скорость запоминания учебного материала выше на 15-25 %;
- работа в виртуальной образовательной среде всегда является большим мотивирующим стимулом и вызывает интерес в силу своей инновационности. По данным Cedefop11, 47 % студентов считают, что мотивация и вовлеченность в процесс обучения - основные факторы успеха при получении электронного образования;
1 Cedefopi - The European Centre for the Development of Vocational Training (CEDEFOP) 1, established in 1975, helps promote and develop vocational education and training (VET) in the European Union (EU) (Центр профессионального обучения, основан в 1975 году с целью развития профессионального обучения в Европейском союзе. -
прим. автора).
- в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения [8];
- разнообразие форматов обучения: интерактивные лекции, игровые симуляторы, интерактивные тесты, виртуальные лабораторные и практические работы, моделирование процессов, имитирующих реальность, и т. д. В результате пользователи электронных курсов овладевают современными информационными и коммуникационными технологиями;
- реализация потребности в самообучении и постоянном профессиональном самосовершенствовании под профессиональным руководством. В современном обществе особую весомость приобретает умение работать самостоятельно, при работе с онлайн курсами увеличение доли самостоятельного освоения материала обеспечивает выработку у обучающихся необходимых учебных умений и навыков.
Помимо этого, по мнению многих авторов, благодаря электронному обучению расширяется коммуникативная составляющая образовательной деятельности. Следовательно, оно способствует формированию межкультурной коммуникативной компетенции и может служить средством развития межкультур-ного взаимодействия. Остановимся на этом положении более подробно. Важную роль в развитии межкультурного взаимодействия в нашем регионе играет Арктический университет (далее УАрктики), объединяющий в своем составе 145 учебных и научных учреждений приполярных регионов в восьми странах Арктики и за ее пределами и являющийся одной из крупнейших образовательных и исследовательских сетей в мире. Петрозаводский государственный университет проводил подготовку по вступлению в данный консорциум и подготовил заявку по вступлению в партнерскую программу Арктического университета в 2010 году. 6 июня 2011 года в Кеми-Торнио на заседание руководящего совета большинством голосов было принято решение о присоединении ПетрГУ к консорциуму.
В рамках данной статьи нас будет интересовать организация онлайн обучения в Арктическом университете, способствующая развитию межкультурно-го взаимодействия. Информация о миссии университета, предлагаемых курсах, целях, задачах обучения и возможностях сетевого взаимодействия взята с официального сайта УАрктики [12]. Арктический университет предлагает обменные программы для студентов и преподавателей, оп-Нпе обучение, обмен опытом и информацией между факультетами и кафедрами университетов. Он не имеет «собственных студентов». Для участия в большинстве программ студенты должны быть зарегистрированы в любом из учебных заведений-партнеров, одним из которых является Петрозаводский государственный университет. По данным на 2012 год, количество студентов в учебных заведениях-партнерах составляет 1 100 000 человек, преподавательский состав - 80 000 человек. Как заявлено в документах университета, миссия УАрктики состоит в том, чтобы «улучшить доступ к образованию... предоставить расширенные возможности и сломать барьеры на пути к получению высшего образования жителями Севера». Такие реалии географии арктических регионов, как огромные расстояния,
большое культурное разнообразие и малое количество сообществ и общественных институтов, требуют специальных мер для внедрения образования, доступного всем северянам, образования, которое способствовало бы устойчивому развитию арктического региона и удовлетворению потребностей людей, проживающих на его территории.
Жителям Севера долгое время было непросто получить образование. Для решения этой проблемы Университет Арктики разработал уникальные онлайн курсы, направленные на то, чтобы устранить преграды на пути к получению образования [12]2.
Одной из характеристик межкультурной коммуникативной компетенции является способность и готовность строить отношения с представителями других культур, что не представляется возможным без фоновых знаний о стране/регионе. Арктический университет посредством он-лайн курсов дает возможность студентам получить исчерпывающую информацию об арктическом регионе. Например, студентам предлагается программа «Циркумполярное регионоведение», позволяющая изучить земли, народы и актуальные проблемы арктического севера. Программа готовит студентов к углубленному изучению или к специализированному использованию знаний в таких разнообразных отраслях, как устойчивое управление ресурсами, самоуправление, инженерное дело в Арктике и северный туризм. Особое внимание уделено вопросам, касающимся жизни и культуры коренных народов циркумполярного севера.
Приоритетами УАрктики являются: формирование знаний о культуре и традициях других народов, экологическая грамотность в Арктическом регионе. Программа «Циркумполярное регионоведение» состоит из двух необходимых компонентов: базовый курс (The BCS Core) и продвинутый курс (Advanced Emphasis). Базовые курсы циркумполярных наук преподаются онлайн каждый учебный год в осенний и зимний семестры. Студенты из всех университетов-членов УАрктики, а также те, кто не состоит в учреждении-партнере, но желает учиться в качестве свободного слушателя, могут пройти регистрацию и изучать вопросы Севера в мировых онлайн классах со студентами из России, Гренландии, Дании, Канады, Аляски, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии. Язык обучения - английский. Таким образом, современные информационнокоммуникационные технологии, на основе которых строится обучение, создают уникальные условия для формирования у обучающихся не только умений меж-культурного взаимодействия, но и способствуют овладению иностранным (английским) языком, как результат, формируют языковую и межкультурную коммуникативную компетенцию.
Актуальность обучения в Арктическом университете для студентов Петрозаводского государственного университета обусловлена несколькими факторами. Карелия является регионом, приравненным к регионам Крайнего Севера, поэтому знания, получаемые в Арктическом университете, помогают студентам понять проблемы региона в целом. Кроме того, в составе исторического фа-
2 См.: URL: http://www.uarctic.org/compactArticles.aspx?m=880.
культета ПетрГУ есть кафедра истории стран Северной Европы, для студентов которой информация электронных курсов, предлагаемых Арктическим университетом, имеет важное образовательное значение.
Будучи преподавателем английского языка кафедры иностранных языков гуманитарных направлений, автор данной статьи прошла обучение в Арктическом университете по курсу «Введение в Приполярный мир». Курс состоит из 10 модулей, рассматривающих актуальные вопросы Арктического региона. Темы, включенные в курс, разнообразны и интересны:
- введение в циркумполярные исследования;
- восприятие Севера (география региона), природа, климат, климатические изменения и их влияние на мировое сообщество;
- экология региона;
- люди и многообразие культур арктического региона;
- современная экономическая деятельность в регионе;
- менеджмент природных ресурсов и жизнеспособность региона;
- политические системы и организации;
- модели управления, правительственные и общественные организации;
- геополитика, безопасность и взаимодействие Арктического региона с мировым сообществом.
Авторы, разработавшие курс, дают краткую характеристику каждого модуля, описывают цели и задачи, а также результаты изучения модуля. Это позволяет обучающемуся понять, какие знания будут получены, какие умения будут сформированы в результате работы с учебными материалами и выполнения заданий. Учебные материалы содержат тексты для чтения, взятые из современных источников, список ключевых понятий и вопросов для обсуждения, необходимых для понимания и создающих базу для дискуссии учебных текстов, глоссарий, ссылки на основные и дополнительные материалы для изучения. Каждый модуль снабжен иллюстрациями, схемами и графиками.
Работа над курсом предполагает еженедельное общение участников курса в форуме. Каждый участник дискуссии оформляет «открытку» в рамках тематики изучаемого модуля (именно так называется задание, которое необходимо выполнить в письменном виде) и адресует ее одному из своих однокурсников. Он может высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме и получить ответную реакцию на свою работу. Каждое выполненное задание оценивается куратором на основе определенных, четко обозначенных критериев, с которыми предварительно знакомится каждый обучающийся. Показателем успешности выполнения задания является соответствие требованиям, предъявляемым к выполнению письменных работ. Куратор выражает свое мнение не только в виде выставляемой отметки и количества полученных баллов, но комментирует выполненную работу в личной переписке. Таким образом обеспечивается постоянное взаимодействие со всеми участниками курса, координируется и контролируется ход выполняемых работ. Кроме «открыток», студентам предлагается написать две статьи в рамках предлагаемой тематики, но выбор содержания, источников и способов оформления материала определяется каждым самостоя-
тельно. По окончании курса сдается экзамен, состоящий из трех частей: тест, позволяющий определить уровень знаний по темам курса, первое сочинение по проблемам окружающей среды, народам и культуре арктического региона, второе сочинение по вопросам глобализации и взаимодействия региона с другими странами. Экзаменационные работы проводятся онлайн, оцениваются в баллах, студенты получают результаты и комментарии куратора.
Задача УАрктики - сблизить свои сообщества посредством создания сети учебных и исследовательских учреждений и предоставления им возможности обеспечить своих студентов уникальным опытом. Например, студенты одного учебного заведения имеют возможность общаться с другими студентами и преподавателями УАрктики с помощью Интернета или участвуя в обменных программах. Эти возможности помогают сблизить арктические сообщества и создать чувство единства и братства многих регионов Севера. Таким образом, Университет Арктики способен объединить жителей Севера, обучающихся и работающих совместно, для создания будущего региона [12]. Благодаря деятельности УАрктики, у образовательных учреждений появилась возможность обмена накопленными знаниями, увеличения учебного материала и расширения учебного плана.
Участие в работе Арктического университета возможно не только в качестве студента, обучающегося на онлайн курсах. Сетевое взаимодействие между университетами-партнерами осуществляется на основе программы «Тематические сети», которая направлена на развитие сотрудничества между членами Университета Арктики в рамках определенной тематики. Так, в 2008 году при финансировании Норвежского министерства образования и научных исследований была создана тематическая сеть «Дистанционное образование и электронное обучение». Факультет образования Университета Тромсё является главным учреждением сети и сотрудничает с организациями северных стран. Целью тематической сети является обмен знаниями в области электронного обучения и обсуждения методики преподавания с использованием онлайн ресурсов. Основное внимание уделяется организации учебного процесса, педагогике и соответствующим информационным технологиям, необходимым для обеспечения студентов учебными материалами.
Данная тематическая сеть разделена на группы, членами которых являются профессиональные эксперты. Группы занимаются следующими аспектами: изучение английского языка как иностранного, полярная астрономия и наука о космосе, флора и растительная жизнь Арктики.
Целями работы данной тематической сети являются:
- обмен опытом в области электронного обучения между ее членами;
- определение основных проблем и задач электронного обучения в арктических странах;
- стимулирование взаимодействия студентов и преподавателей;
- стимулирование развития совместного международного электронного обучения на территории северных регионов;
- поддержка совместных исследовательских проектов, конференций и публикаций на тему электронного обучения [12].
Информационные технологии и электронное обучение не смогут полностью заменить традиционную форму обучения, вытеснить педагога из образования. Они должны изменить характер взаимодействия преподавателя и студента, их роли в учебном процессе. Поскольку современные ИКТ не адекватны живому общению студента с преподавателем, по мнению экспертов, наиболее перспективным и эффективным является blended learning - так называемое смешанное (или комбинированное) обучение, основанное на сочетании принципов и технологий электронного обучения и традиционных аудиторных занятий. Например, информация, полученная студентами в ходе изучения материалов онлайн курса в Арктическом университете, может обсуждаться на профильных семинарских занятиях, а также использоваться на практических занятиях по английскому языку или являться составной частью научноисследовательских работ студентов.
Развитие электронного обучения требует, чтобы образовательные учреждения обладали современным оборудованием, квалифицированными специалистами и преподавателями, квалифицированным техническим персоналом, обеспечивающим бесперебойное функционирование оборудования, необходимого для внедрения новых образовательных программ. В образовательном учреждении, предлагающем онлайн курсы, должна быть создана информационно-образовательная среда электронного обучения, включающая комплекс цифровых образовательных ресурсов, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, оборудование, скоростные телекоммуникации, обеспечивающие интерактивные технологии, программно-аппаратную платформу, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в информационно-образовательной среде [5].
Развитие электронного обучения предполагает постоянную консультационно-методическую и организационную поддержку внедрения новых образовательных программ и обеспечения их реализации в образовательных учреждениях и предъявляет новые требования к учебно-методическому обеспечению образовательных программ. Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным дисциплинам, составляющим образовательную программу. Одним из немаловажных условий успешного внедрения электронного обучения в вузе является понимание того, что электронное обучение по сути - это ориентированная на студентов технология обучения [5]. Следует отметить, что Арктический университет в данном случае полностью соответствует предъявляемым требованиям.
Таким образом, эффективно управляемое электронное обучение является одним из важных факторов инновационного развития современного образования в целом и вузовского образования в частности. Сбалансированное электронное обучение, дополняющее очное обучение, должно стать приоритетным направлением развития системы образования в условиях глобализации, массовой интернетизации и социализации сервисов и технологий. Электронное обучение способно стать одним из эффективных способов преодоления замкнуто-
сти российской образовательной системы. Из всего многообразия различных технологий обучения работа, организованная с использованием онлайн ресурсов, является эффективной и востребованной на современном рынке образовательных услуг, поэтому интерес к электронному обучению и использованию сетевых ресурсов постоянно растет.
Список литературы
1. А Pilot Translation Collaboration with Digital October in Russia. URL: http://blog.coursera.org/post/47541935276/a-pilot-translation-collaboration-with-digital-october
2. Kurs22: портал про образование. URL: http://kurs22.spb.ru/news/115-obrazovatelnoe-soobschestvo-rf-obespokoeno-veroyatnostyu-vytesneniya-tradicionnogo-obrazovaniya-distancionnym. html
3. Zillion. Онлайн обучение. Дистанционное обучение в вузах России. URL: http://zillion.net/blog/28/distantsionnoie-obuchieniie-v-vuzakh-rossii
4. Баканова Е. E-learning в России: проблемы и перспективы. URL:
http://www.cnews.ru/reviews/free/national2007/articles/e_learning.shtml
5. Голышева М. Д., Диденко А. В., Власова М. В., Асадуллина Л. И. E-learning и дистанционное образование в России и за рубежом: проблемы и пути решения. URL: www.gramota.net/materials/2/2011/4/12.html
6. Можаева Г. В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития. URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2013/12-mozhaeva.pdf
7. Концепция Федерального закона «Об индустрии электронного обучения (e-Learning)» (проект). URL: http://mmc1012.unn.ru/News/ExpertSovet.php
8. Обзор мирового и Российского рынка электронного обучения. URL: http://seemedia.ru
9. Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». С. 89-90. URL: http://www.science-education.ru/9-103
10. Склатер Н. Электронное образование в облаке // Международный журнал по проблемам систем управления виртуальным и индивидуальным обучением. 2010. № 1 (1). URL: www.distance-learning.ru
11. Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Рос-
сийской Федерации “Об образовании” в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». URL: http://www.rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-
obuchenie-dok.html
12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
13. Официальный сайт Арктического университета. URL: http://www.uarctic.org
14. Информационный портал «Наука и образование». URL: http://edu.rin.ru/ (Каталог учреждений, занимающихся дистанционным образованием).
15. «Электронное обучение набирает обороты». Общероссийский информационный
портал Бизнес-образование России. URL: http://www.rb-edu.ru/library/articles/
articles 9012.html
16. Официальный сайт курсов EdX. URL: https://www.edx.org/