УДК 378.147
В. А. Липатов
кандидат политических наук, доцент, Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ И ШТАТА АЛЯСКА)*
Сегодня регионам Арктической зоны, в том числе включающей часть Сибири, Дальнего Востока и штат Аляска, требуется решить множество образовательных проблем. В статье рассматривается деятельность Университета Арктики, который проявляет все больший интерес к развитию информационно-коммуникационных технологий, открытых образовательных ресурсов и сетей. Вновь организованная тематическая сеть по стихийным бедствиям планирует создать онлайн-курс «Природные стихийные опасности», основываясь на материале исследований в Арктической зоне. Автор обобщает опыт дистанционного образования Университета Арктики (The University of the Arctic — UArctic), Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Университета Аляска Фербэнкс (University of Alaska Fairbanks — UAF) и других образовательных учреждений. Анализируются материалы и дистанционные технологии для модуля «Социальные науки» разрабатываемого онлайн-курса, формулируются выводы и даются рекомендации.
Ключевые слова: дистанционное образование; электронное обучение; Арктическая зона; Аляска; Сибирь.
V. A. Lipatov
PhD in Political Sciences, Associate Professor, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
DISTANCE EDUCATION IN THE ARCTIC ZONE (A CASE STUDY OF RUSSIA'S SIBERIAN REGIONS AND STATE OF ALASKA)
Today, the regions of the Arctic zone including a part of Siberia, the Far East and Alaska need to solve a variety of educational issues. The article considers activities of the University of the Arctic (UArctic) that shows a growing interest in developing information and communication technologies, open educational resources and networks. The newly organized thematic network on natural disasters is planning to create an online course «Natural Hazards» based on investigation materials obtained in the Arctic zone. The author summarizes the experience of distance education in the University of the Arctic (UArctic), Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) and the University of Alaska Fairbanks UAF) and other educational institutions. Then article analyses materials and distance technologies for the module «Social Sciences» of the online course to be developed, draws the conclusions and gives the recommendations.
Keywords: distance education; e-learning; Arctic zone; Alaska; Siberia.
Переход к экономике знаний и глобализация информационного пространства приводят к необходимости серьезных трансформаций в сфере образования. Автор разделяет точку зрения о том, что триединая функция универси-
* Материалы статьи обсуждены на международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество, интеграция и современная геополитика» (ФГБОУ ВПО «БГУЭП», г. Иркутск, 11-12 сентября 2014 г.).
© В. А. Липатов, 2014
DOI: http://dx.doi.org/10.17150/2072-0904.2014.5(6).30
тета (образование, наука, региональноое развитие) должна и в перспективе оставаться его важнейшим атрибутом как социального института [1]. Однако изменения в условиях реализации этой функции приводят к необходимости использования новых технологий в образовательном процессе. Активность организации в создании новых знаний и эффективных коммуникаций становится фактором конкурентоспособности университетов во всем мире.
Дистанционное образование в Арктической зоне. Доклад о развитии человека в Арктике1 указывает, что образование должно быть важным индикатором для развития человеческого капитала в приполярной области. Каждое арктическое государство крайне заинтересовано в образовании. Каждое арктическое государство крайне заинтересовано в образовании. Есть определенные общие характеристики в северном образовании: это, например, регионализо-ванность — включает в себя в основном небольшие поселения в отдаленных общинах и несколько городских центров, где культурное многообразие и эрозия малых языков являются нормой, а уровень инвестиций в образование сильно варьируется. Силы глобализации, например, спутниковое телевидение и Интернет, которые открывают мир для студентов, навсегда меняют северные ценности и навыки.
Некоторые аспекты того, что студенты учат в годы их начальной и средней школы, и даже за ее пределами, в процессе обучения в высшей школе, являются очень схожими. В Нарсаке (Гренландия) учащиеся приобретают некоторые из тех же знаний, что и в Норильске (Россия), несмотря на очевидные языковые и культурные различия. Сравнения показывают, что существуют аналогичные системы организации, администрации школы и содержания учебников, хотя размер классов и экономика образования варьируются заметно.
Доклад также указывает, что существует очень мало околополюсных исследований в области арктического образования и в настоящее время практически невозможно сделать циркумполярную оценку образования. Эта статья может начать первоначальное обсуждение темы.
Новой тенденцией для приполярного образования является его растущая доступность. Сейчас есть школы в большинстве районов, где студенты могут получать «домашнее образование» в отдаленных и сельских районах, а увеличивающаяся подключенность позволяет им обучаться на курсах в Интернете, например на бакалавра циркумполярных наук, предлагаемых Университетом Арктики.
В Арктике существуют высшие учебные заведения, которые через кампус, программы или адаптированные дистанционные системы пытаются повысить доступность. Модель Университета Арктики позволяет динамично развиваться системе международного образования на основе взаимного сотрудничества. Эта сеть может быть весьма эффективным инструментом для создания соответствующих учебных планов для меняющегося Севера [5].
Университет Арктики — это организация, объединяющая более 100 университетов и колледжей, находящихся в околополярном регионе, которая улучшает доступность образования через обменные программы и дистанционное предоставление курсов. В 2008 г. Университет Арктики переходит на следующий этап, пересмотрев свой стратегический план, нацеленный на будущие северные вызовы, которые члены-институты должны решить совместными усилиями. Входящие в его состав университеты взяли на себя обязательство
1 Arctic Human Development Report I. 2004. Akureyri http://www.thearctic.is/AHDR%20chapters.htm.
Stefansson Arctic Institute. URL :
присоединиться к Хартии Университета Арктики и его системе ценностей, в число которых входит доступность образования1.
Одним из примеров дистанционного образования является разработка онлайн-курса по стихийным опасностям в Арктике. Так, 22 марта 2014 г. закончился семинар «Природные опасности» в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М. В. Ломоносова (САФУ), г. Архангельск. Более 40 ученых и студентов из университетов США, Канады, Финляндии, Германии, Норвегии и ведущих российских вузов-членов консорциума Университета Арктики приняли участие в этом мероприятии. Семинар стал первым крупным событием новообразованной тематической сети Университета Арктики по природным опасностям. Целью семинара было начать разработку онлайн-курса по стихийным бедствиям для Арктики. Создание самого курса, как ожидается, займет около года.
Был также организован семинар Университетом Аляска Фэрбенкс (University of Alaska Fairbanks, UAF) и САФУ в г. Архангельске. Его специфические особенности:
- главные роли в разработке и реализации курса дается студентам;
- многонациональные и мультидисциплинарные знания и перспективы наиболее распространенных опасных природных явлений, а также их социальных и политических последствий;
- акцент делается на проблемы, которые являются уникальными или усугубляются арктическими условиями. Последняя включает в себя присутствие льда, ограниченные возможности транспортной инфраструктуры, большая длина логистических путей и временные ограничения, которые накладывают экстремально холодные условия, для реагирования.
Главным итогом мероприятия стало развитие концепции онлайн-курса «Стихийные бедствия». Студенты сделали презентацию тематических модулей курса: землетрясения, цунами, лесные пожары, наводнения и вулканы. Студенты признались, что очень трудно включить всю интересующую информацию в небольшую образовательную программу, так что модули включают только самые основные вопросы. Предполагается, что каждый модуль будет длиться одну неделю. Онлайн-курс будет основан на лекциях, а практические занятия включать, в частности, метод case study. Совместный учебный курс будет рассчитан на магистров и аспирантов Университета Арктики. Участники продолжат дальнейшую работу над курсом в течение весны и лета этого года. В сентябре группа планирует обсудить модули курса на Аляске2.
Сибирские регионы Российской Федерации. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) — первый в России электронный распределенный университет, единый образовательный комплекс, включающий головной вуз и 19 филиалов, в том числе в сибирских регионах России и Казахстана: Бурятия, Кемеровская область, Красноярский край, Хакасия, Алтай и Восточно-Казахстанская область. Все региональные подразделения связаны единой корпоративной сетью и реализуют образовательные программы на основе единой информационной образовательной среды с использованием единого контента, администрирования, профессорско-преподавательского состава и библиотечных ресурсов.
Основная цель регионального развития МЭСИ — предоставление качественного образования всем желающим независимо от места проживания и
1 Arctic Social Indicators. 2010. С. 87.
2 URL : http://www.uarctic.org/singleArticle.aspx?m=1299&amid=16000.
времени обучения для их полноценного и эффективного участия в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.
Масштабная региональная сеть позволяет МЭСИ одновременно вести подготовку около 70 тыс. учащихся. Филиалы МЭСИ готовят студентов не только по программам высшего образования, в них представлено и среднее профессиональное, а также обучение подополнительным профессиональным программам. Это позволяет говорить о том, что региональная сеть университета функционирует как система непрерывного образования.
В филиалах МЭСИ используется единый университетский стандарт на информационные технологии и соответствующие программные сервисы. Филиалы обладают доступами ко всем ресурсам головного вуза и имеют «зеркальные» копии технологической инфраструктуры головного вуза в Москве. Каждый студент независимо от места его проживания имеет доступ ко всем образовательным ресурсам университета, что позволяет гарантировать высочайшее качество обучения во всех региональных структурах МЭСИ.
Учебный процесс в филиалах МЭСИ организован с использованием интернет-технологий в режиме онлайн. Профессорско-преподавательским составом головного вуза проводятся видеолекции для студентов филиалов, и общение между ними осуществляется через форумы. Текущая аттестация проходит в форме видеоконференций и электронного тестирования. Для преподавателей региональных структур организуются заседания распределенных кафедр в режиме онлайн1.
Один из сибирских филиалов — Бурятский филиал МЭСИ является единственным учебным заведением в республике, использующим электронное образование на очной и заочной формах обучения. Бренд Бурятского филиала МЭСИ — электронная среда обучения. В 2010/11 учебном году Бурятский филиал занял 1-е место в рейтинге МЭСИ среди филиалов2.
Благодаря новым мультимедийным технологиям и Интернету электронное обучение (е-learning) позволяет повышать качество обучения, оперативно обмениваться знаниями и организовывать совместную работу на расстоянии. Электронное образование является залогом конкурентоспособности студентов филиала, мониторингом качества образования, это возможность получения дополнительных знаний, а также канал связи «Студент — преподаватель — родители». В филиале активно используется система электронного обучения «Виртуальный кампус». Данная система позволяет соединять в единую область преподавателя и студента и обладает возможностью создания виртуального класса.
В учебном процессе всех форм обучения активно используются технологии e-learning, электронная библиотека, система дистанционного обучения «Виртуальный кампус», курс «Студент в среде e-learning», СПС «Консуль-тантПлюс», профессиональные программные продукты и электронные средства обучения, тренинги, бизнес-классы, т. е. на основе широкого внедрения в учебный процесс электронных образовательных технологий максимально оптимизированы затраты учебного времени студентов филиала.
Обучение в Бурятском филиале МЭСИ проходит в сетевых средах с помощью компьютера и Интернета. Актуальные электронные учебники, мультимедийные курсы, открытый доступ к различным образовательным ресурсам, бесплатный выход в Интернет, онлайн-доступ к расписанию — все это в распоряжении студентов филиала. Занятия проходят в форме виртуальных
1 Официальный вебсайт Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. URL : http://mesi.ru.
2 Официальный сайт Бурятского филиала МЭСИ. URL : http://www.buryatia.mesi.ru.
семинаров, мастер-классов, деловых игр, тренингов. Преподаватели читают лекции в онлайн-режиме. Сложные понятия дискуссионного плана обсуждаются через форумы. Лекционные аудитории оборудованы компьютерами с доступом в Интернет, проектором и интерактивной доской. Широко используются в учебном процессе сервисы «Google» (блог, документы, сайты), которые очень эффективны при применении проблемных и активных методов обучения (дискуссии, метод проекта, мозговой штурм и т. д.), так как позволяют одновременно совмещать работу над документами, презентациями, рисунками, видео и т. п.
Система дистанционного обучения «Виртуальный кампус» реализована на платформе Microsoft Sharepoint 2010, поэтому только браузер MS Internet Explorer позволяет корректно работать в ней. В процессе обучения студенты получают назначения на электронные учебные мероприятия, например, тест, электронный учебник, задание, форум. Для авторизации на сайте необходимо указать свои индивидуальные логин и пароль, которые каждый студент получает в начале семестра. Эта информация является строго конфиденциальной и не подлежит разглашению.
В частности, используя систему электронного обучения МЭСИ, автор в весеннем семестре создал модуль «Образ стихийных бедствий во французской и русской литературах» для студентов магистров направления «Теория массовых коммуникаций и международные связи с общественностью». Модуль был организован как смешанный курс, совмещающий элементы традиционной и электронной модели образования. Традиционная модель подразумевает очное общение с преподавателем, занятия в аудиториях, а электронная модель — обучение с использованием информационных технологий (Интернет-ресурсы, форумы, просмотр учебных материалов в онлайн-режиме, прохождение тестирований на компьютере и т. д.). Так, одним из заданий было подготовить эссе объемом 3-5 стр. с одинарным интервалом на тему «Образ стихийных бедствий в литературных произведениях: либо С. М. Городецкий "Люблю тебя одну", либо Вольтер "Кандид", либо Г. Клейст "Землетрясение в Чили"». В дальнейшем материалы модуля и результаты учебного процесса планируется использовать для подготовки модуля «Социальные науки» онлайн-курса Университета Арктики «Стихийные опасности».
Другие авторские дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность (на английском языке)» и «Международная экономическая интеграция», информация о которых описывается в публикациях МЭСИ [2-4], также преподаются с помощью системы электронного обучения посредством смешанных курсов, совмещаюших традиционные и дистанционные компоненты.
Штат Аляска. Опыт их дистанционного образования может быть использован в арктических регионах российской Сибири, поскольку образование в данном штате сталкивается со схожими проблемами. Учитывая удаленность, важно сказать, что инфраструктура играет ключевую роль для среднего образования на Аляске. Существуют коммьюнити, которые доступны только по воздуху, а некоторые связаны только зимней дороге в течение четырех месяцев в году. Количество населения в различных общинах варьируется, иногда составляет десятки или сотни человек, поэтому небольшим общинам сложно иметь те же качества образования, как и крупным общинам1.
Основная цель Rural Education Preparation Partnerships (REPP) — увеличение количества учителей в сельских школах за счет либо коренных жителей
1 Arctic Human Development Report. 2004. Akureyri http://www.svs.is/ahdr/.
Stefansson Arctic Institute. URL :
Аляски, либо тех, кто жил в сельской Аляске в течение длительного периода. В рамках этой цели программа имеет задачу создать группу слушателей среди членов REPP с помощью следующих инструментов системы управления обучением: learning management system, LMS, Blackboard — телемост и связанная дискуссионная группа.
Стажеры и преподаватели REPP разбросаны по всей Аляске и могут видеть друг друга только несколько раз во время их программы. Это может привести стажеров к чувству изоляции и отсутствию поддержки, поскольку они пытаются сбалансировать академические требования программы с тем, чтобы быть в классе каждый день. REPP пытается решить эту проблему путем проведения совещаний для стажеров и с помощью технологий для поддержки непрерывного общения, даже если участники географически разделены. Стажеры общаются периодически через телеконференцию и в связанных дискуссионных группах в своем классе дистанционного образования. Это общение осуществляется через Blackboard1 — один из ведущих коммерческих пакетов LMS программного обеспечения, используемого североамериканскими и европейскими университетами, имеет набор эффективных образовательных инструментов: отправка электронной почты, назначение подавшего заявку, тесты, обсуждение и блоги.
Аляскинские университеты также предлагают онлайн-курсы. Например, центр электронного обучения и дистанционного образования Университета Аляска Фербэнкс имеет наиболее длительную историю предоставления дистанционных курсов в течение более чем 25 лет. Он предлагает сотни курсов каждый год, в том числе и обязательные для различных программ обучения2.
Подводя итог, можно сказать, что дистанционное обучение в сибирских регионах РФ и на Аляске способствует решению образовательных проблем Арктического региона и содействует международному сотрудничеству и территориальной интеграции, в том числе посредством создания онлайн-курса «Природные опасности в Арктике» для тематической сети по стихийным бедствиям Университета Арктики. Большой потенциал развития имеют такие профессиональные системы управления обучением, как Blackboard.
Список использованной литературы
1. Институциональные изменения в сфере социально значимых услуг / Т. Д. Бур-менко [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 268 с.
2. Липатов В. А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : учеб.-практ. пособие / В. А. Липатов. — М. : Изд-во ЕАОИ, 2011. — 232 с.
3. Липатов В. А. Международная экономическая интеграция : учеб. пособие / В. А. Липатов. — М. : Изд-во ЕАОИ, 2011. — 150 с.
4. Липатов В. А. Механизм согласования интересов государства и предпринимателей при разработке и реализации промышленной политики (на примере транснациональной корпорации отрасли железнодорожного машиностроения) / В. А. Липатов. — М. : МЭСИ. 2012. 130 p.
5. Kullerud L. Education for the Arctic Sustainable Development / L. Kullerud // Climate Change and Arctic Sustainable Development. Scientific, Social, Cultural and Educational Challenges. Unesco Publishing. — 2009. — 3 March.
1 Rural Educator Preparation Partnerships: Partnering to Success 2003. URL : iser.uaa.alaska. edu/Publications/REPP.pdf.
2 Официальный вебсайт центра электронного обучения и дистанционного образования Университета Аляска Фербэнкс. URL : https://elearning.uaf.edu/.
References
1. Burmenko T. D. et al. Institutsional'nye izmeneniya v sfere sotsial'no znachimykh uslug [Institutional changes in the sphere of socially significant services]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 268 p.
2. Lipatov V. A. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' predpriyatiya [The enterprise's international activities]. Moscow, EAOI Publ., 2011. 232 p.
3. Lipatov V. A. Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integratsiya [International economic integration]. Moscow, EAOI Publ., 2011. 150 p.
4. Lipatov V. A. Mekhanizm soglasovaniya interesov gosudarstva i predprinimatelei pri razrabotke i realizatsii promyshlennoi politiki (na primere transnatsional'noi korporat-sii otrasli zheleznodorozhnogo mashinostroeniya) [Mechanism for coordinating national and business interests in developing and implementing the production policy (in terms of a transnational corporation in the field of rolling-stock manufacturing)]. Moscow, MESI Publ., 2012. 130 p.
5. Kullerud L. Education for the Arctic Sustainable Development. Climate Change and Arctic Sustainable Development. Scientific, Social, Cultural and Educational Challenges. Unesco Publishing, 2009, March 3.
Информация об авторе
Липатов Вячеслав Анатольевич — кандидат политических наук, доцент, кафедра мировой экономики и международных отношений, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 119501, г. Москва, ул. Нежинская, 7, e-mail: VLipatov@mesi.ru.
Author
Vyacheslav A. Lipatov — PhD in Political Sciences, Associate Professor, Chair of World Economy and International Relations, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, 7 Nezhinskaya St., 119501, Moscow, Russia; e-mail: VLipatov@mesi.ru.
ой»
< t
i i
See «
H
H
о
H M
CO
H