Зайцев Ю.К. Возможности диверсификации партнерств на рынках природного газа в рамках сложившихся форм сотрудничества государства и бизнеса стран БРИКС // Государственно-частное партнерство. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 193-204. — doi: 10.18334^.2.4.36872
Язык публикации: русский_
Public-Private Partnership, 2015, Volume 2, Issue 4
Opportunities to Diversify Partnerships in the Natural Gas Markets in the Framework of the Existing Forms of Cooperation Between the State and Business in BRICS Countries
Yuriy Zaytsev12®
1 Moscow State Institute of International Relations (University), Russian Federation
2 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russian Federation
ABSTRACT_
The article analyzes the options for the formation of new partnerships in the production and consumption of natural gas by BRICS countries in the framework of established modes of engagement between the business and government in this area. The author analyzes the current situation at the natural gas BRICS markets, assesses available resources, the volume of production and consumption, the structure of markets and the export-import balance. In conclusion the author proposes a set of recommendations on cooperation with Russia and the other BRICS countries at the natural gas markets.
KEYWORDS_
markets of natural gas, gas balance, alternative fuels, LNG, cooperation of business and government, BRICS, Russia
CITATION
Zaytsev, Yu.K. (2015). Opportunities to Diversify Partnerships in the Natural Gas Markets in the Framework of the Existing Forms of Cooperation Between the State and Business in BRICS Countries. Public-Private Partnership, 2(4), 193-204. doi: 10.18334/ppp.2.4.36872
JEL: L32, L72, Q37 Original Research Language: Russian
Received: 19 Oct 2015, Published: 28 Dec 2015
© Zaytsev Yu.K. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: yuriy.zaitsev@gmail.com
HIGHLIGHTS
► in all BRICS countries the businesses engaged in the extraction and transportation of natural gas is highly dependent on the state
► basically, gas markets of BRICS countries have peculiar features of oligopolistic and monopolistic structures in certain parts of the added value chain of the gas
► the domestic gas prices of BRICS countries are higher than in other OECD countries, and the ongoing burden of price reforms, as a rule, rests on the end-users
► the development of infrastructure will allow the BRICS countries to implement reforms associated with the liberalization of the gas markets and the provision of third party access to pipelines, including foreign investors, more effectively
► the guarantee, relating to the implementation of international contracts, will by ensured by a strong position of the state in the conditions of the existing forms of cooperation between the state and business in the industry
Государственно-частное партнерство, 2015, Том 2, Выпуск 4
Возможности диверсификации партнерств на рынках природного газа в рамках сложившихся форм сотрудничества государства и бизнеса стран БРИКС
Юрий Зайцев1,2®
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия
АННОТАЦИЯ_
В статье проводится анализ возможностей по формированию новых партнерств в сфере добычи и потребления природного газа странами БРИКС в условиях сложившихся модальностей партнерства между государством и бизнесом. Автор анализирует текущую ситуацию на рынках природного газа стран БРИКС, оценивая имеющиеся ресурсы, объемы добычи и потребления, структуру рынков, а также экспортное-импортное сальдо. В заключении автором предлагаются рекомендации по сотрудничеству России с остальными странами БРИКС на рынках природного газа.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
рынки природного газа, газовый баланс, альтернативные виды топлива, СПГ, сотрудничество государства и бизнеса, страны БРИКС, Россия
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Зайцев Ю.К. Возможности диверсификации партнерств на рынках природного газа в рамках сложившихся форм сотрудничества государства и бизнеса стран БРИКС // Государственно-частное партнерство. — 2015. — Т. 2. — № 4. — С. 193-204. — Со1: 10.18334/ррр.2.4.36872
JEL: L32, L72, Q37 Язык публикации: русский
© Зайцев Ю.К. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
н Для связи: yuriy.zaitsev@gmail.com
ТЕЗИСЫ
► во всех странах БРИКС бизнес, осуществляющий добычу и транспортировку природного газа, в высокой степени зависит от государства
► в основном газовым рынкам стран БРИКС свойственны черты олигополистической и монополистической структуры в отдельных частях цепочки добавленной стоимости газа
► в государствах БРИКС внутренние цены на газ выше, чем в других странах ОЭСР, а бремя проводимых ценовых реформ, как правило, ложится на конечных потребителей
► развитие инфраструктуры позволит странам БРИКС более эффективно осуществить реформы, связанные с либерализацией газовых рынков и обеспечением доступа третьих сторон к трубопроводам, в том числе в лице иностранных инвесторов
► гарантию, связанную с реализацией международных контрактов, будет обеспечивать сильная позиция государства в условиях сложившихся форм сотрудничества между государством и бизнесом в отрасли
Об авторах:
Зайцев Юрий Константинович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (yuriy.zaitsev@gmail.com)
Введение
В условиях текущего экономического кризиса Правительство Российской Федерации уже предприняло комплекс мер по диверсификации партнеров и механизмов регулирования в рамках торговли природным газом и другими полезными ископаемыми. Тем не менее вопрос кооперационного потенциала стран БРИКС в газовой отрасли и способности группы государств справиться с проблемой спада мировых цен на топливо остается открытым.
Возможности для сотрудничества стран БРИКС в газовой отрасли зависят не только от географических особенностей, но и от характеристик самих рынков, таких как ценообразование, объемы производства и потребления, механизмы регулирования, модальности сотрудничества между государством и бизнесом. Во всех странах БРИКС бизнес, осуществляющий добычу и транспортировку природного газа, в высокой степени зависит от государства. Такая ситуация, с одной стороны, ограничивает гибкость частного сектора в работе с контрагентами, с другой - снижает риски имплементации международных контрактов.
Актуальность кооперации в газовой отрасли также обусловливается стремлением стран БРИКС диверсифицировать энергетические источники и сделать их более экологически чистыми. Насколько надежными партнерами являются страны БРИКС по отношению друг к другу, каковы перспективы их сотрудничества в газовой отрасли, насколько эффективно сотрудничество между государством и бизнесом этих стран в газовой отрасли - на эти и другие вопросы будет предпринята попытка дать ответ.
Газовый баланс
Что касается доказанных запасов природного газа, то неоспоримые лидерские позиции среди стран БРИКС занимает Россия (рисунок 1). Для многих стран БРИКС природный газ не является базовым источником энергии. Так, энергетический рынок Индии характеризуется преобладанием потребления угля, гидроресурсов, а также руд. В Китае (65 %) и ЮАР (72 %) [1] доминирующим источником энергии остается уголь, в то время как энергетический сектор в Бразилии все в большей степени опирается на электроэнергию, где в настоящее время сформировалась крупная система с более чем 100 ГВт установленной мощности [2].
Тем не менее газовый потенциал некоторых стран в настоящий момент используется не полностью. К примеру, по экспертным оценкам, в ЮАР сосредоточено 11,04 трлн м3 технически извлекаемого сланцевого газа, что делает страну восьмой по объемам этого вида топлива [1].
Рисунок 1. Доказанные запасы природного газа стран БРИКС (трлн. м3)
Источник: [3]
Добыча и потребление
Большинство стран БРИКС в настоящее время ставит акцент на необходимости использования природного газа в целях снижения высокой степени загрязнения из-за усиленного потребления угля и нефти. При этом доля природного газа в общем потреблении энергии в таких странах, как Индия и Китай не превышает 9 % (рисунок 2). В среднем по миру этот показатель составляет 24 %г.
Большая часть спроса на природный газ в странах БРИКС формируется промышленностью и домашними хозяйствами. По оценкам ряда международных организаций, в среднесрочной перспективе в большинстве стран БРИКС ожидается рост потребления природного газа. Только в Китае Международное энергетическое агентство прогнозирует рост спроса на газ до 221 млрд куб. м в 2020 г. и примерно до 481 млрд куб. м в 2040 г., со среднегодовым ростом около 4 %2.
1 US Energy Information Administration Statistical Database, 2015. (https://www.eia.gov).
2 Там же.
Рисунок 2. Потребление странами БРИКС природного газа (млрд м3)
Источник: [3]
Рисунок 3. Импорт природного газа стран БИКС (млрд. м3) Источник: US Energy Information Administration Statistics
Экспортно-импортное сальдо
За исключением России во всех странах БРИКС импорт топлива превышает экспорт. Основной объем природного газа импортируется по суше через трубопроводы из соседних стран, богатых этим видом топлива (рисунок 3). К примеру, Бразилия транспортирует природный газ из Аргентины и Боливии [4], в то время как ЮАР - из Мозамбика и Намибии. Для Китая основными торговыми партнерами являются Туркменистан
(31 % импорта газа в Китай), Катар (22 %), ОАЭ (10 %) и Малайзия (5 %)3. Индия стала четвертым в мире импортером СПГ после Японии, Южной Кореи и Китая (почти 6 % мирового рынка) и осуществляет импорт топлива преимущественно из Катара. При этом импортируемый СПГ покрывает только около 29 % внутреннего спроса на газ4.
На сегодняшний день между странами не сформировались устойчивые отношения в рамках торговли природным газом. Так, Россия поставляла в 2014 г. в Китай менее 1 % от китайского общего импорта газа. При этом доля России в поставках СПГ в Китай 2014 г. составила примерно 0.7 % всего китайского импорта СПГ5. Более эффективное сотрудничество между странами сформировалось в сфере торговли сырой нефтью. К примеру, крупнейшим импортером жидкого топлива Бразилии стал Китай, который поставлял в страну порядка 115 тыс. барр/день. После США и Китая Индия стала третьим по объемам поставщиком сырой нефти (49 тыс. барр/день) и нефтепродуктов (72 тыс. барр/день) [2].
Структура рынков
К настоящему времени в странах БРИКС сформировались различные рынки природного газа. В основном газовым рынкам стран свойственны черты олигополистической и монополистической структуры в отдельных частях цепочки добавленной стоимости газа. Как правило, в этих странах доминируют государственные нефтегазовые компании. К примеру, в Китае работает так называемая большая тройка [5] - крупнейшие компании на рынке разведки и добычи газа. В Индии основными производителями топлива являются компании ONGC6 и OIL7. В России, Бразилии и ЮАР доминируют национальные компании, такие как «Газпром», «Petrobras» и «PetroSA» соответственно.
Перспективу кооперации стран в газовой сфере определяют, в том числе, и возможности для вхождения в отрасль иностранных инвесторов. Из всех стран БРИКС Индия является наиболее открытой для иностранных инвестиций в газовую отрасль. Здесь прямые иностранные инвестиции разрешаются в 100%-ном объеме на стадии геологоразведочных работ, а также при развитии инфраструктуры трубопроводов.
3 База данных UN Comtrade, 2015. (http://comtrade.un.org).
4 US Energy Information Administration Statistical Database, 2015. (https://www.eia.gov).
5 База данных UN Comtrade, 2015. (http://comtrade.un.org).
6 Oil and Natural Gas Corporation Limited (http://www.ongcindia.com/).
7 Oil India Limited (http://www.oil-india.com).
В Китае для привлечения инвестиций в сектор природного газа, создания большей прозрачности в системе ценообразования и повышения конкурентоспособности отечественного газа Китайская Национальная Комиссия по развитию и реформам ввела новую систему ценообразования, связав цены на газ с более высокими международными ценами на нефть и СПГ [6]. Долгосрочные структурные реформы, такие как предоставление доступа третьим сторонам и выявление новых импортеров СПГ, будут дополнять проведенную реформу ценообразования.
Барьеры и возможности
К числу барьеров для сотрудничества стран в газовой сфере можно отнести различный уровень цен и развития систем ценообразования; отсутствие системы комплексного планирования, позволяющей правительству развивать инфраструктуру и обмениваться лучшими регуляторными практиками не только для импорта, но также и для транзита, хранения и распределения природного газа до конечных потребителей; высокая волатильность спроса на энергоресурсы и частичное пересечение интересов различных экономических агентов.
Так, в государствах БРИКС внутренние цены на газ выше, чем в других странах ОЭСР [3], а бремя проводимых ценовых реформ, как правило, ложится на конечных потребителей. Более того, при расчете цены на газ часто не учитываются цены на уголь, который до сих пор в Китае, Индии и ЮАР доминирует на рынке энергоресурсов. Решением проблемы регулирования цены на газ для большинства стран может стать постепенный переход на ценообразование на основе ценового хаба, который позволит учитывать цены на другие альтернативные виды топлива, помимо нефтепродуктов и СПГ, а также отразить баланс ожидаемого предложения и спроса на газ в целом. Это поможет более эффективно бороться с растущей сезонностью спроса, а также более гибко распределять поставки газа.
Развитие инфраструктуры позволит странам БРИКС более эффективно осуществить реформы, связанные с либерализацией газовых рынков и обеспечением доступа третьих сторон к трубопроводам, в том числе в лице иностранных инвесторов. Особую актуальность решение этой проблемы представляет для Индии. Несмотря на факт того, что Индия занимает третье место по запасам природного газа в Азии, многие
индийские регионы до сих пор не имеют доступа к газотранспортной инфраструктуре8.
Проблему волатильности и пересечения интересов может решить продуманная политика, основанная на поощрении долгосрочных контрактов. Форвардные контракты позволят исключить критические перебои в поставках и стабилизировать газовый товарооборот внутри стран БРИКС. Как показал 2014 и 2015 гг., колебания цен ставят под угрозу национальные бюджеты стран, от которых зависит реализация производственных планов и планов развития.
Заключение
Безусловно, большинство стран БРИКС будут продолжать зависеть от поставок газа от соседей, в первую очередь для удовлетворения части негибкого спроса на газ со стороны потребителей из промышленного сектора, и в среднесрочной перспективе вряд ли смогут ограничиться только поставками из России. Тем не менее позиционирование себя в качестве экономического блока стран на мировой арене потребует от стран БРИКС обращения к теме сотрудничества в сфере природных ископаемых, в том числе газовой отрасли.
В свою очередь, по ряду вопросов опыт стран БРИКС может сформировать определенный интерес и для Российской Федерации. Так, гибкий гибридный режим ценообразования на газ, используемый в Бразилии, позволяет производителям и поставщикам свободно договариваться о ценах на поставку на внутреннем рынке. Использование бразильского опыта в этой сфере позволило бы усилить меры по развитию российского рынка газа в соответствии с рыночными принципами, применяемыми с 2006 г. В то время как использование индийского механизма согласования внутренних цен с мировыми ценами позволит продолжить работу, направленную на выравнивание уровней цен среди различных групп потребителей.
В свою очередь, гарантию, связанную с реализацией международных контрактов, будет обеспечивать сильная позиция государства в условиях сложившихся форм сотрудничества между государством и бизнесом в отрасли.
8 US Energy Information Administration Statistical Database, 2015. (https://www.eia.gov).
ИСТОЧНИКИ:
1. US Energy Information Administration. International energy data and analysis, South Africa
[Electronic resource] // EIA.gov. - 2015. - Mode of access:
https://www.eia.gov/beta/international/analysis_includes/countries_long/South_Afric a/south_africa.pdf
2. Oil, Natural Gas, and Biofuels Statistical Yearbook 2014. - Agencia Nacional do Petróleo, Gás
Natural e Biocombustíveis, 2014.
3. BP Statistical Review of World Energy [Electronic resource] // BP.com. - 2015. - Mode of
access: https://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-full-report.pdf
4. Boletim Mensal de Acompanhamento da Indústria de Gás Natural [Electronic resource] //
MME.gov.br. - 2014. - Mode of access: http://www.mme.gov.br/spg/menu/publicacoes.html
5. Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация, Китайская национальная
нефтегазовая корпорация и Китайская нефтехимическая корпорация.
6. Corbeau A.-S., Volk D., Sinton J. Gas Pricing and Regulation. China's Chellanges and IEA
Experience. - International Energy Agency, 2012.