УДК 378.6:37.091.389
Е. А. Шумилова Челябинск
ВОЗМОЖНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: деятельностный подход; деятельность; социально-коммуникативная компетентность; педагог профессионального обучения.
АННОТАЦИЯ. Деятельностный подход рассматривается, во-первых, как метод научного познания, применимый к описанию процесса формирования социально-коммуникативной компетентности; во-вторых, как методологическое условие в научном исследовании социально-коммуникативной деятельности будущих педагогов профессионального обучения.
E. A. Shumilova
Chelyabinsk
POSSIBLE DEATEL'NOSTNOGO APPROACH TO THE STUDY OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FUTURE TEACHER VOCATIONAL TRAINING
KEY WORDS: deatel'nostnyj approach; activities; social and communicative competence; teacher training.
ABSTRACT. This article discusses the author deatel'nostnyj approach, firstly, as a method of knowledge that can be applied to the description of the process of creating social and communicative competence; secondly, as a methodological criteria in scientific research by the social and communicative activities of teacher training.
Результаты педагогических ис- или иных педагогических проблем [9].
следований достаточно часто Одной из проблем формирования соци-
приобретают вид научных концепций, в ально-коммуникативной компетентно-
которых авторы с разной степенью пол- сти педагогов профессионального обуче-
ноты и обоснованности представляют ния в учреждении высшего образования
собственные позиции по решению тех является отсутствие научно обоснован-
ной, практико-ориентированной теории, позволяющей преодолеть разрыв между ростом потребности общества в специалистах, способных эффективно работать в коммуникативном пространстве, успешно социализирующихся, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, которая бы обеспечивала личностную комфортность, профессиональную эффективность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности и нереализованным потенциалом высших учебных заведений в подготовке высококвалифицированных кадров, способных эффективно осуществлять социально-коммуникативную деятельность.
В качестве теоретико-методологической стратегии концепции формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения мы используем деятельностный подход, позволяющий изучить содержание социально-коммуникативной деятельности, оптимизировать способы ее осуществления и определить пути практического совершенствования.
Под стратегией в педагогическом исследовании понимается наиболее общая формулировка дальнейшего совершенствования образования, выраженная в виде точно сформулированных целей, задач и сроков, допустимых при наличном состоянии психолого-педагоги-ческой науки и возможностях современной педагогической системы [1]. Исходя из определения стратегии, в качестве последней мы примем деятельностный подход, на базе которого традиционно и технологично осуществляется профессиональное образование. Рассмотрим подробнее подход, лежащий в основе теоретико-методологической стратегии нашего исследования.
Деятельностный подход разработан в трудах В. А. Беликова, А. В. Брушлинско-го, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,
Н. С. Глуханюк, В. В. Давыдова,
Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина,
Н. Ф. Талызиной, Д. И. Фельдштейна, В. Д. Шадрикова, В. С. Швырева,
Э. Г. Юдина и др. Он представляет собой:
— совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта
[4. с. 133];
— теорию, в основу которой положена категория предметной деятельности [1. С. 161];
— теорию, состоящую в том, что в результате учения обучаемый приобретает знания, необходимые для овладения профессиональными умениями, которые заданы целями обучения [7. С. 17].
Его ценность для системы образования в том, что он постулирует идеи формирующего и развивающего назначения деятельности, идеи моделирования в обучении деятельности обучаемого.
Нас интересует обобщенная методологическая сущность понятия, способная лечь в основу формулирования деятельностных принципов формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения, поэтому определение деятельностного подхода как «методологического направления исследования, предполагающего описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности» [5. С. 70] примем за рабочее.
Цель подхода состоит в переводе обучаемого в позицию субъекта познания, труда и общения, что, в свою очередь, невозможно: а) без непрерывной систематизированной смены различных видов деятельности всех субъектов, а также их продуктивного взаимодействия; б) без
максимально полного раскрытия социально-коммуникативного потенциала студента с его дальнейшим активным использованием в процессе профессиональной деятельности.
В нашем исследовании цель применения деятельностного подхода состоит в рассмотрении социально-коммуникативной деятельности как сложного многопланового процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемого потребностями совместной деятельности и включающего в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека, что обеспечивает возможность изучения сущности, содержания и структуры социальнокоммуникативной компетентности.
Подход дает теоретико-методологическое основание для построения в дальнейшем технологии формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза.
Реализация деятельностного подхода сводится к выявлению у объекта изучения деятельностных характеристик. Данные характеристики, как указывается исследователями [1—9 и др.], определяются структурой деятельности, теми признаками, которые отражают ее суть и фактическое наполнение.
Таким образом, стержневой категорией подхода в данном случае является категория деятельности, вокруг которой и строятся основные положения подхода. Под деятельностью мы понимаем «форму психической активности личности, направленную на познание и преобразование мира и самого человека; высшую форму активности личности, основанную на сознании» [3. С. 162].
Основные положения деятельностного подхода дают возможность применить подход как методологический инструментарий исследования и включают следующее:
1) основным видом человеческой деятельности является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учеба и т. д.). Социально-коммуникативная деятельность рассматривается в контексте данного подхода как компонент любого вида деятельности, а, следовательно, рассмотрение ее как профессиональной функции педагога профессионального обучения позволяет отнести ее к подвидам трудовой деятельности;
2) центральным системообразующим компонентом психологической системы деятельности является ее цель. В социально-коммуникативной деятельности, как деятельности, направленной на повышение качества труда, выделяется целевой компонент, состоящий в определении педагогом (будущим педагогом ПО) тенденций своего профессионального развития, самореализации, а также помощи учащимся в определении тенденций их саморазвития. В педагогической системе формирования социально-коммуникативной компетентности будущего педагога профессионального обучения с позиций деятельности преподавателя цель сводится к созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективное формирование социальнокоммуникативной компетентности в соответствии с личной образовательной траекторией студента;
3) различаются макро- и микроструктура деятельности.
Макроструктура деятельности описана в концептуальных схемах и предполагает:
— мотив, цель, процесс, результат (А. Н. Леонтьев);
— мотив, цель, средство, социальную ситуацию, результат, оценку (С. Л. Рубинштейн);
— потребность, мотив, задачу, способ действия (В. В. Давыдов);
— мотив, цель, программу, информационную основу, принятие решений,
профессионально важные качества (В. Д. Шадриков).
Микроструктура включает деятельность - действия - операции.
Социально-коммуникативная деятельность, рассматриваемая нами как «специфически-человеческий способ отношения к миру; процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности» [8. С. 118]. Другими словами, деятельность, в том числе, социальнокоммуникативная:
• представляет собой последовательно выполняемые субъектом действия;
• является формой человеческой активности;
• имеет обоснованно заданную цель;
• преобразует объективную действительность;
• реализуется на основании определенных методов с привлечением средств;
• требует творческого подхода;
• имеет непрерывный характер.
В микроструктуру социально-коммуникативной деятельности входят следующие единицы:
— деятельность - социально-коммуникативное взаимодействие;
— действия - социально-коммуникативная ориентация, социально-коммуникативный диагноз, социальнокоммуникативная проспекция, верификация, корректировка;
— операции - актуализация и включение субъектного опыта обучающихся в образовательный процесс; включение в содержание занятий проблем, связанных с человеком и его деятельностью; акцентирование внимания обучающихся на ценности совместного опыта; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных способов проработки учебной информации (словес-
ного, знаково-символического, рисуночного и т. п.); создание условий для рефлексии обучающимися своей деятельности, своего эмоционального состояния и взаимодействия с преподавателем; создание условий, обеспечивающих осознание обучающимися личной социальной и практической значимости социально-коммуникативной компетентности.
Макроструктура социально-коммуникативной компетентности как деятельности состоит из четко сформулированной цели, ее декомпозиции на задачи, процесса формирования СКК, составными частями которого является цепочка действий по достижению результата, соответствующего цели;
4) аспектом деятельностного подхода является взаимосвязь всех компонентов деятельности с рефлексией.
«Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные представления» [6. С. 340]. Следовательно, человек изучает не только свои мысли и поступки, но и то, как другие воспринимают его, его мышление, отношения и действия в соответствующих обстоятельствах.
Человек не может успешно развиваться, если не осмысливает, не переживает окружающие события, свои успехи и неуспехи, не проектирует свою деятельность. Благодаря процессу рефлексии субъект имеет возможность изменять деятельность — совершенствовать содержание и формы ее реализации. Именно рефлексия лежит в основе самопобуж-дения личности к развитию, и на основе самоанализа, самокоррекции, самоуправления обеспечивается формирование социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения;
5) обнаружение и построение смыслов своего бытия, значения своих действий, поступков, тех или иных видов деятельности, осознание и эмоциональное восприятие их составляют суть смыслосозидающей деятельности.
Понятие «смыслосозидающая деятельность» представляет специфическое для деятельностного подхода определение обучения и воспитания как процесса смыслообразования, самоопределения в мире деятельностей. Данный вид деятельности высокомотивирован, он имеет самостоятельную цель — самоопределение в мире деятельностей (видов профессиональной деятельности). Именно самоопределение в профессиональной деятельности способствует проектированию индивидуальной траектории социально-коммуникативного развития студентов вуза. На наш взгляд, следует отметить еще одну особенность деятельностного подхода, менее всего учитываемую, но достаточно существенную. Речь идет о его компоненте — персонально личностном подходе, который, согласно исследованиям А. С. Белкина, «предъявляет требование изучения и развития социально значимых и профессионально значимых качеств обучающихся» [2, с. 92]. При персонально личностном подходе создаются такие «ситуации успеха», при проживании которых студент начинает осознавать, что он не просто личность, а значительная личность, что его вклад в педагогическое образование является значительным и для него самого. Именно это служит стимулом осуществления профессиональной деятельности.
Таким образом, в процессе подготовки студентов вуза к профессиональнопедагогической деятельности рассматриваемый подход реализуется как теоретико-методологический принцип, поскольку способствует раскрытию сущности социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения, ее структуры.
В деятельностной парадигме процесс профессионального образования предполагает формирование умений и навыков, перечень которых разработан в профессиональной педагогике. Умение и навыки формируются и развиваются в упражнениях. Следовательно, подготовка к социально-коммуникативной деятельности также может быть представлена в умениях и навыках, тренируемых с помощью упражнений. Таким образом, разрабатывая упражнения для формирования социально-коммуникативной деятельности, мы применяем деятельностный подход как методологическое условие формирования социально-коммуникативной компетентности.
Результат применения деятельностного подхода к исследованию социальнокоммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения заключается в возможности:
• рассмотреть структурные компоненты социально-коммуникативной компетентности как компоненты профессиональной деятельности и тем самым раскрыть природу их взаимообусловленности;
• изучить специфические особенности деятельности всех субъектов педагогического процесса через проекцию основных общих концептуальных положений теории деятельности на педагогическую область;
• признать важнейшим фактором развития личности учащихся и студентов специальным образом подобранную деятельность;
• выстроить педагогическую систему, педагогическую технологию формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в соответствии с компонентами деятельности.
Таким образом:
1. Под деятельностным подходом мы понимаем методологическое направ-
ление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности.
2. Цель применения деятельностного подхода к исследованию проявляется в изучении предмета исследования как особой деятельности.
3. На основе деятельностного подхода мы: а) раскрываем содержание педагогической системы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения; б) опреде-
ляем систему принципов и условий, определяющих эффективное функционирование данной педагогической системы.
4. Деятельностный подход, представляя общий уровень методологии:
а) используется как новый метод научного познания, применимый к описанию процессов развития личности;
б) выступает в качестве теоретикометодологического принципа; в) реализуется как методологическое условие в научном исследовании социально-коммуникативной деятельности будущих педагогов профессионального обучения.
СПИСОК
1.
ЛИТЕРАТУРЫ
БЕЛКИН, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) /
A. С. Белкин, Е. В. Ткаченко ; УрГПУ ; РГПУ. - Екатеринбург, 2005.
2. БЕЛКИН, А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. — М. : Изд. центр «Академия», 2000.
3. БЕРМУС, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А. Г. Бермус // www.eidos.ru
4. БОЛЬШОЙ энциклопедический словарь / А. М. Прохоров. — М. : Советская Энциклопедия, 1993.
5. КУЗЬМИНА, Н. В. Профессиональная деятельность преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. — М., 1989.
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др.] ; НИИ общ. и пед. психологии, Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1983.
7. СЛАСТЕНИН, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — 2-е изд., стереотип. — М. : Академия, 2003.
8. ФИЛОСОФСКИЙ словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Политиздат, 1991.
9. ЯКОВЛЕВА, Н. О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем / Н. О. Яковлева. — Челябинск : Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2008.
Получено 0 9.06.10 © Шумилова Е. А., 2010