Научная статья на тему 'Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения'

Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / DEâTEL′NOSTNYJ APPROACH / ACTIVITIES / SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова Елена Аркадьевна

Деятельностный подход рассматривается, во-первых, как метод научного познания, применимый к описанию процесса формирования социально-коммуникативной компетентности; во-вторых, как методологическое условие в научном исследовании социально-коммуникативной деятельности будущих педагогов профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумилова Елена Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible deatelnostnogo approach to the study of social and communicative competence future teacher vocational training

This article discusses the author deâtel′nostnyj approach, firstly, as a method of knowledge that can be applied to the description of the process of creating social and communicative competence; secondly, as a methodological criteria in scientific research by the social and communicative activities of teacher training.

Текст научной работы на тему «Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения»

УДК 378.6:37.091.389

Е. А. Шумилова Челябинск

ВОЗМОЖНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: деятельностный подход; деятельность; социально-коммуникативная компетентность; педагог профессионального обучения.

АННОТАЦИЯ. Деятельностный подход рассматривается, во-первых, как метод научного познания, применимый к описанию процесса формирования социально-коммуникативной компетентности; во-вторых, как методологическое условие в научном исследовании социально-коммуникативной деятельности будущих педагогов профессионального обучения.

E. A. Shumilova

Chelyabinsk

POSSIBLE DEATEL'NOSTNOGO APPROACH TO THE STUDY OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FUTURE TEACHER VOCATIONAL TRAINING

KEY WORDS: deatel'nostnyj approach; activities; social and communicative competence; teacher training.

ABSTRACT. This article discusses the author deatel'nostnyj approach, firstly, as a method of knowledge that can be applied to the description of the process of creating social and communicative competence; secondly, as a methodological criteria in scientific research by the social and communicative activities of teacher training.

Результаты педагогических ис- или иных педагогических проблем [9].

следований достаточно часто Одной из проблем формирования соци-

приобретают вид научных концепций, в ально-коммуникативной компетентно-

которых авторы с разной степенью пол- сти педагогов профессионального обуче-

ноты и обоснованности представляют ния в учреждении высшего образования

собственные позиции по решению тех является отсутствие научно обоснован-

ной, практико-ориентированной теории, позволяющей преодолеть разрыв между ростом потребности общества в специалистах, способных эффективно работать в коммуникативном пространстве, успешно социализирующихся, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, которая бы обеспечивала личностную комфортность, профессиональную эффективность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности и нереализованным потенциалом высших учебных заведений в подготовке высококвалифицированных кадров, способных эффективно осуществлять социально-коммуникативную деятельность.

В качестве теоретико-методологической стратегии концепции формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения мы используем деятельностный подход, позволяющий изучить содержание социально-коммуникативной деятельности, оптимизировать способы ее осуществления и определить пути практического совершенствования.

Под стратегией в педагогическом исследовании понимается наиболее общая формулировка дальнейшего совершенствования образования, выраженная в виде точно сформулированных целей, задач и сроков, допустимых при наличном состоянии психолого-педагоги-ческой науки и возможностях современной педагогической системы [1]. Исходя из определения стратегии, в качестве последней мы примем деятельностный подход, на базе которого традиционно и технологично осуществляется профессиональное образование. Рассмотрим подробнее подход, лежащий в основе теоретико-методологической стратегии нашего исследования.

Деятельностный подход разработан в трудах В. А. Беликова, А. В. Брушлинско-го, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,

Н. С. Глуханюк, В. В. Давыдова,

Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина,

Н. Ф. Талызиной, Д. И. Фельдштейна, В. Д. Шадрикова, В. С. Швырева,

Э. Г. Юдина и др. Он представляет собой:

— совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта

[4. с. 133];

— теорию, в основу которой положена категория предметной деятельности [1. С. 161];

— теорию, состоящую в том, что в результате учения обучаемый приобретает знания, необходимые для овладения профессиональными умениями, которые заданы целями обучения [7. С. 17].

Его ценность для системы образования в том, что он постулирует идеи формирующего и развивающего назначения деятельности, идеи моделирования в обучении деятельности обучаемого.

Нас интересует обобщенная методологическая сущность понятия, способная лечь в основу формулирования деятельностных принципов формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения, поэтому определение деятельностного подхода как «методологического направления исследования, предполагающего описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности» [5. С. 70] примем за рабочее.

Цель подхода состоит в переводе обучаемого в позицию субъекта познания, труда и общения, что, в свою очередь, невозможно: а) без непрерывной систематизированной смены различных видов деятельности всех субъектов, а также их продуктивного взаимодействия; б) без

максимально полного раскрытия социально-коммуникативного потенциала студента с его дальнейшим активным использованием в процессе профессиональной деятельности.

В нашем исследовании цель применения деятельностного подхода состоит в рассмотрении социально-коммуникативной деятельности как сложного многопланового процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемого потребностями совместной деятельности и включающего в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека, что обеспечивает возможность изучения сущности, содержания и структуры социальнокоммуникативной компетентности.

Подход дает теоретико-методологическое основание для построения в дальнейшем технологии формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза.

Реализация деятельностного подхода сводится к выявлению у объекта изучения деятельностных характеристик. Данные характеристики, как указывается исследователями [1—9 и др.], определяются структурой деятельности, теми признаками, которые отражают ее суть и фактическое наполнение.

Таким образом, стержневой категорией подхода в данном случае является категория деятельности, вокруг которой и строятся основные положения подхода. Под деятельностью мы понимаем «форму психической активности личности, направленную на познание и преобразование мира и самого человека; высшую форму активности личности, основанную на сознании» [3. С. 162].

Основные положения деятельностного подхода дают возможность применить подход как методологический инструментарий исследования и включают следующее:

1) основным видом человеческой деятельности является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учеба и т. д.). Социально-коммуникативная деятельность рассматривается в контексте данного подхода как компонент любого вида деятельности, а, следовательно, рассмотрение ее как профессиональной функции педагога профессионального обучения позволяет отнести ее к подвидам трудовой деятельности;

2) центральным системообразующим компонентом психологической системы деятельности является ее цель. В социально-коммуникативной деятельности, как деятельности, направленной на повышение качества труда, выделяется целевой компонент, состоящий в определении педагогом (будущим педагогом ПО) тенденций своего профессионального развития, самореализации, а также помощи учащимся в определении тенденций их саморазвития. В педагогической системе формирования социально-коммуникативной компетентности будущего педагога профессионального обучения с позиций деятельности преподавателя цель сводится к созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективное формирование социальнокоммуникативной компетентности в соответствии с личной образовательной траекторией студента;

3) различаются макро- и микроструктура деятельности.

Макроструктура деятельности описана в концептуальных схемах и предполагает:

— мотив, цель, процесс, результат (А. Н. Леонтьев);

— мотив, цель, средство, социальную ситуацию, результат, оценку (С. Л. Рубинштейн);

— потребность, мотив, задачу, способ действия (В. В. Давыдов);

— мотив, цель, программу, информационную основу, принятие решений,

профессионально важные качества (В. Д. Шадриков).

Микроструктура включает деятельность - действия - операции.

Социально-коммуникативная деятельность, рассматриваемая нами как «специфически-человеческий способ отношения к миру; процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности» [8. С. 118]. Другими словами, деятельность, в том числе, социальнокоммуникативная:

• представляет собой последовательно выполняемые субъектом действия;

• является формой человеческой активности;

• имеет обоснованно заданную цель;

• преобразует объективную действительность;

• реализуется на основании определенных методов с привлечением средств;

• требует творческого подхода;

• имеет непрерывный характер.

В микроструктуру социально-коммуникативной деятельности входят следующие единицы:

— деятельность - социально-коммуникативное взаимодействие;

— действия - социально-коммуникативная ориентация, социально-коммуникативный диагноз, социальнокоммуникативная проспекция, верификация, корректировка;

— операции - актуализация и включение субъектного опыта обучающихся в образовательный процесс; включение в содержание занятий проблем, связанных с человеком и его деятельностью; акцентирование внимания обучающихся на ценности совместного опыта; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных способов проработки учебной информации (словес-

ного, знаково-символического, рисуночного и т. п.); создание условий для рефлексии обучающимися своей деятельности, своего эмоционального состояния и взаимодействия с преподавателем; создание условий, обеспечивающих осознание обучающимися личной социальной и практической значимости социально-коммуникативной компетентности.

Макроструктура социально-коммуникативной компетентности как деятельности состоит из четко сформулированной цели, ее декомпозиции на задачи, процесса формирования СКК, составными частями которого является цепочка действий по достижению результата, соответствующего цели;

4) аспектом деятельностного подхода является взаимосвязь всех компонентов деятельности с рефлексией.

«Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные представления» [6. С. 340]. Следовательно, человек изучает не только свои мысли и поступки, но и то, как другие воспринимают его, его мышление, отношения и действия в соответствующих обстоятельствах.

Человек не может успешно развиваться, если не осмысливает, не переживает окружающие события, свои успехи и неуспехи, не проектирует свою деятельность. Благодаря процессу рефлексии субъект имеет возможность изменять деятельность — совершенствовать содержание и формы ее реализации. Именно рефлексия лежит в основе самопобуж-дения личности к развитию, и на основе самоанализа, самокоррекции, самоуправления обеспечивается формирование социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения;

5) обнаружение и построение смыслов своего бытия, значения своих действий, поступков, тех или иных видов деятельности, осознание и эмоциональное восприятие их составляют суть смыслосозидающей деятельности.

Понятие «смыслосозидающая деятельность» представляет специфическое для деятельностного подхода определение обучения и воспитания как процесса смыслообразования, самоопределения в мире деятельностей. Данный вид деятельности высокомотивирован, он имеет самостоятельную цель — самоопределение в мире деятельностей (видов профессиональной деятельности). Именно самоопределение в профессиональной деятельности способствует проектированию индивидуальной траектории социально-коммуникативного развития студентов вуза. На наш взгляд, следует отметить еще одну особенность деятельностного подхода, менее всего учитываемую, но достаточно существенную. Речь идет о его компоненте — персонально личностном подходе, который, согласно исследованиям А. С. Белкина, «предъявляет требование изучения и развития социально значимых и профессионально значимых качеств обучающихся» [2, с. 92]. При персонально личностном подходе создаются такие «ситуации успеха», при проживании которых студент начинает осознавать, что он не просто личность, а значительная личность, что его вклад в педагогическое образование является значительным и для него самого. Именно это служит стимулом осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, в процессе подготовки студентов вуза к профессиональнопедагогической деятельности рассматриваемый подход реализуется как теоретико-методологический принцип, поскольку способствует раскрытию сущности социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения, ее структуры.

В деятельностной парадигме процесс профессионального образования предполагает формирование умений и навыков, перечень которых разработан в профессиональной педагогике. Умение и навыки формируются и развиваются в упражнениях. Следовательно, подготовка к социально-коммуникативной деятельности также может быть представлена в умениях и навыках, тренируемых с помощью упражнений. Таким образом, разрабатывая упражнения для формирования социально-коммуникативной деятельности, мы применяем деятельностный подход как методологическое условие формирования социально-коммуникативной компетентности.

Результат применения деятельностного подхода к исследованию социальнокоммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения заключается в возможности:

• рассмотреть структурные компоненты социально-коммуникативной компетентности как компоненты профессиональной деятельности и тем самым раскрыть природу их взаимообусловленности;

• изучить специфические особенности деятельности всех субъектов педагогического процесса через проекцию основных общих концептуальных положений теории деятельности на педагогическую область;

• признать важнейшим фактором развития личности учащихся и студентов специальным образом подобранную деятельность;

• выстроить педагогическую систему, педагогическую технологию формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в соответствии с компонентами деятельности.

Таким образом:

1. Под деятельностным подходом мы понимаем методологическое направ-

ление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности.

2. Цель применения деятельностного подхода к исследованию проявляется в изучении предмета исследования как особой деятельности.

3. На основе деятельностного подхода мы: а) раскрываем содержание педагогической системы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения; б) опреде-

ляем систему принципов и условий, определяющих эффективное функционирование данной педагогической системы.

4. Деятельностный подход, представляя общий уровень методологии:

а) используется как новый метод научного познания, применимый к описанию процессов развития личности;

б) выступает в качестве теоретикометодологического принципа; в) реализуется как методологическое условие в научном исследовании социально-коммуникативной деятельности будущих педагогов профессионального обучения.

СПИСОК

1.

ЛИТЕРАТУРЫ

БЕЛКИН, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) /

A. С. Белкин, Е. В. Ткаченко ; УрГПУ ; РГПУ. - Екатеринбург, 2005.

2. БЕЛКИН, А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. — М. : Изд. центр «Академия», 2000.

3. БЕРМУС, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А. Г. Бермус // www.eidos.ru

4. БОЛЬШОЙ энциклопедический словарь / А. М. Прохоров. — М. : Советская Энциклопедия, 1993.

5. КУЗЬМИНА, Н. В. Профессиональная деятельность преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. — М., 1989.

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др.] ; НИИ общ. и пед. психологии, Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1983.

7. СЛАСТЕНИН, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /

B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — 2-е изд., стереотип. — М. : Академия, 2003.

8. ФИЛОСОФСКИЙ словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Политиздат, 1991.

9. ЯКОВЛЕВА, Н. О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем / Н. О. Яковлева. — Челябинск : Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2008.

Получено 0 9.06.10 © Шумилова Е. А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.