Научная статья на тему 'Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа'

Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / SOCIAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / PEDAGOGICAL MODEL / SOCIAL ENGINEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовина Светлана Александровн, Цветкова Анастасия Андреевна

Статья посвящена вопросам формирования социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа в условиях реализации новых образовательных стандартов. Авторы предлагают педагогическую модель формирования социально-коммуникативной компетентности, описывают этапы и средства ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовина Светлана Александровн, Цветкова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of social and communicative competence of students of Teachers College

The article is devoted to the formation of social and communicative competence of students of pedagogical college in the implementation of new educational standards. The authors offer a pedagogical model of social and communicative competence, describe the steps and tools to implement it.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа»

научно-методический электронный журнал

Вдовина С. А., Цветкова А. А. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа // Концепт. -2013. - № 05 (май). - ART 13113. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13113.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13113

УДК 377.031

Вдовина Светлана Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишим-ский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим [email protected]

Цветкова Анастасия Андреевна,

магистрант ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт

им. П. П. Ершова», г. Ишим

[email protected]

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования социальнокоммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа в условиях реализации новых образовательных стандартов. Авторы предлагают педагогическую модель формирования социально-коммуникативной компетентности, описывают этапы и средства ее реализации.

Ключевые слова: социальная компетентность, коммуникативная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, педагогическая модель, социальное проектирование.

Система среднего профессионального образования в современных условиях призвана формировать у студентов - будущих учителей новые социально-значимые качества, которые связаны с навыками сотрудничества, со способностью разрешать различные конфликтные ситуации; взаимодействовать в команде; быть терпимым по отношению к партнерам по коммуникациям, что позволит начинающему педагогу -выпускнику педагогического колледжа эффективно включаться в профессиональную деятельность с учетом актуальных социальных ценностей, адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуализируются проблемы, связанные с формированием социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа, что находит отражение в системе новых требований, которые заложены в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

Под компетентностью обычно понимается интегральное качество личности, которое проявляется в определенных способностях к профессиональной деятельности, основанной на системе знаний и опыте, приобретаемом в процессе получения образования, социализации личности, ориентированной на успешное самостоятельное участие в профессионально-педагогической деятельности.

Одним из самых известных подходов к определению рассматриваемого понятия в отечественной психологии и педагогики является его трактовка как качества, свойства или состояния специалиста, позволяющее обеспечить вместе или в отдельности психическое и духовное соответствие потребностям и требованиям к определенной профессии, или специализации, специальности, квалификации, занимаемой служебной должности.

На наш взгляд, таким образом, можно утверждать, что компетентность для педагога - это присвоенная и осознанная им в процессе профессионально-педагогической деятельности совокупность личностно-значимых и социально-значимых компетенций.

Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13113.htm

научно-методический электронный журнал

Вдовина С. А., Цветкова А. А. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа // Концепт. -2013. - № 05 (май). - ART 13113. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13113.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13113

УДК 377.031

Определение социально-коммуникативной компетентности включает в себя два понятия - социальная компетентность и коммуникативная компетентность.

К пониманию социальной компетентности отечественные ученые подходят по-разному. Определяя сущность и содержание социальной компетентности, некоторые авторы отдают предпочтение определенному объему социальных знаний, другие -освоению социальных навыков и выработке разнообразных поведенческих сценариев, третьи - дополняют необходимые социальные знания и навыки точно определенными личностно-психологическими способностями и качествами. Ряд авторов на передний план в содержании социальной компетентности педагога выдвигают определенные личностные свойства.

Так, И. А. Зимняя описывает социальную компетентность как интегральное понятие, которое определяет уровень социализации личности, определенный (высокий) уровень социальной активности в освоении действительности; морально-правовую зрелость его личности; личностно-психологическое свойство, которое обеспечивает отношение человека и окружающего мира на основе отношения человека к себе как личности и субъекту деятельности, отношения к социуму, которое проявляется во взаимоотношении с другими людьми, отношения к жизнедеятельности [1].

Коммуникативная компетентность - это характеристика личности, включающая в себя совокупность знаний, умений, опыта и качеств личности, позволяющих эффективно решать задачи общения и достигать взаимопонимания. Данное понятие опирается на обоснованное Г. К. Селевко общее понимание компетентности как способности и готовности личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенном в процессе социализации [2].

Социально-коммуникативная компетентность обычно понимается как способность человека к устанавлению и поддержанию необходимых контактов с окружающими людьми. Данная компетентность по своему составу включает систему знаний и навыков, которые обеспечивают оптимальное общение. Социальнокоммуникативная компетентность связана с умением изменять уровень и круг коммуникаций, умением понимать других и быть понятым другими.

Таким образом, мы считаем, что социально-коммуникативная компетентность это способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия, межличностному общению, стремление к социальному взаимодействию.

Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа - это целенаправленный процесс систематизированного накопления в ее содержании позитивных качественных и количественных изменений, позволяющих успешно осуществлять социально-коммуникативную деятельность, которая заключается в осуществлении анализа педагогической ситуации, выявлении оптимальных методов ее разрешения и реализации цели за счет управления процессом социальной коммуникации.

Формирование социально - коммуникативной компетентности как процесс представляет собой этапное явление, влияющее на дальнейшее личностное и профессиональное становление студента как профессионала. Ценностная сфера личности является направляющим ориентиром и центральным фактором, регулирующим деятельность человека в обществе, определяющим направление и особенности поведения личности.

Успешное формирование социально-коммуникативной компетентности мы связываем с разработкой и реализацией педагогической модели.

Моделирование как метод исследования дает возможность образно-наглядно, с

пи пи

http://e-koncept.ru/2013/13113.htm

научно-методический электронный журнал

Вдовина С. А., Цветкова А. А. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа // Концепт. -2013. - № 05 (май). - ART 13113. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13113.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13113

УДК 377.031

помощью чертежей, схем или словесных кратких характеристик представить педагогическое явление в виде динамической целостной системы. Создание модели педагогической системы является связующим звеном между педагогической теорией и практикой, действенным средством проверки полноты теоретических представлений в области исследуемого явления.

Эффективное функционирование построенной модели формирования социально - коммуникативной компетентности у студентов педагогических колледжей продуктивно при реализации педагогических условий, которые выявлялись исходя из содержания и специфики подготовки будущих учителей в современном педагогическом колледже, социального заказа общества, требований к подготовке учителя, научных достижений в области формирования социально-коммуникативной компетентности у студентов педагогических колледжей, результатов констатирующего этапа эксперимента. Разработанная нами педагогическая система состоит из последовательности следующих компонентов (блоков): целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный.

Выделение целевого компонента (блока) связано с тем, что осознаваемая цель в деятельности педагога позитивно влияет на выбор способов, видов действий и является средством управления, соотношения итогов деятельности с проектируемым результатом. Целевой компонент (блок) является системообразующим, ему подчиняются остальные компоненты (блоки), входящие в данную систему.

Содержательный компонент (блок) позволяет раскрывать специфику и содержание социально-коммуникативной компетентности (СКК) студентов педагогических колледжей. Структурными содержательными элементами социальнокоммуникативной компетентности являются: побудительно-мотивационный, операционально-действенный, рефлексивно-оценочный.

Следующий компонент - процессуальный, показывает, что значимым в реализации учебно-воспитательного процесса является деятельность преподавателя, направленная на реализацию этапов формирования СКК студентов педагогического колледжа. Данный компонент характеризует педагогические условия формирования СКК, способы и этапы формирования социально-коммуникативной компетентности.

В процессе формирования СКК выделяется три этапа.

1. Подготовительный.

2. Теоретико-практический.

3. Обобщающий.

На первом этапе происходит развитие представления студентов об образе педагогического мира в социальном контексте, насыщение учебных дисциплин социальными знаниями, знаниями о педагогических коммуникациях. Успешность данного этапа определяется особенностями образовательных технологий, наиболее эффективными являются диалоговые технологии.

Решающий персонаж учебного диалога - ученик. Задача учителя не только помочь ему сформулировать вопрос, но и осознать свою позицию в диалоге, свое отношение к изучаемым проблемам, т. е. помочь в развитии рефлексии ученика. Успех процесса обучения, где взаимодействуют личности учителя и учащихся, в значительной степени зависит от того, как, в какой форме осуществляется в нем такие значимые личностные процессы как коммуникация, взаимопонимание, рефлексия.

Рефлексивный компенент развивается, по мнению И. М. Кунгуровой, Ю. В. Рындиной, за счет внедрения в образовательный процесс «Дневников личностного роста», «Портфолио саморазвития» [3].

http://e-koncept.ru/2013/13113.htm

КОНТ ТШТ

Вдовина С. А., Цветкова А. А. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа // Концепт. -2013. - № 05 (май). - ART 13113. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13113.htm. - Гос. рег.

научно метооическии электронный журнал эл № фс 77-49965 - ISSN 2304-120X

ART 13113 УДК 377.031

«Портфолио саморазвития» позволяет выявлять, отслеживать и анализировать

шаги студентов на пути к формированию СКК.

Таким образом, на первом этапе формирования СКК очень важно развитие рефлексии, эмпатии, осуществляемое через диалоговое обучение.

На втором этапе студенты включаются в процесс социального проектирования.

В настоящее время, с его радикально изменившимися экономикополитическими реалиями, проявившимся многообразием и часто противоречивостью индивидуальных и социальных потребностей, обязательно проецируются на сферу образования и на уровне государственной политики. Подтверждением тому является принятое в Министерстве образования Положение о всероссийской акции «Я - гражданин России». В Положении говорится о формировании новой системы образования и воспитания молодежи, ее переориентации на социализацию личности через участие в социально значимой деятельности, развитие способности к самостоятельному решению разнообразных жизненных трудностей и проблем.

Одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь является, по мнению разработчиков из Министерства образования, социальное проектирование. Среди всевозможных организационных вопросов акции, что особенно важно (и собственно в организационном, и в научном плане), определяются критерии оценки проектов и методика работы команд над социально значимыми проектами.

К критериям оценки проектов инициаторы относят: социальное значение проблемы, актуальность и важность поставленных проблем, самостоятельность разработки проекта, реалистичность, экономичность, перспективность, результаты. При разработке учебных проектов на эти критерии можно ориентироваться и двигаться далее по линии их конкретизации.

На третьем обобщающем этапе проявляются и анализируются социальные качества студентов. На этом этапе студенты активно включаются в процесс самоуправления, реализуя полученные знания и умения.

Процессуальный компонент предполагает также подбор определенных способов формирования СКК, наличие педагогических условий.

1. Обогащение содержания профессиональной подготовки социальными знаниями, знаниями о педагогических коммуникациях на основе единства внеучебной и учебной деятельности. В содержание предметов психолого-педагогического блока включаются знания о коммуникативной деятельности педагога, о роли профессии педагога в социуме. Кроме того, широко используются возможности внеучебной деятельности, в том числе самостоятельной работы студентов, направленной на создание образовательных продуктов, выявляющих социальную значимость педагогической деятельности.

2. Включение студентов в социальное проектирование.

На наш взгляд эффективность социального проектирования связана с групповой формой организации деятельности студентов. Социальное проектирование направлено на анализ и решение актуальных для общества вопросов и проблем, а социально-общественные проблемы, даже небольшие, как правило одним человеком не могут быть решены - только группа (команда) способна внести позитивные изменения в существующую проблемную ситуацию.

Методика работы групп (команд) включает нескольких стадий, последовательно организуемых руководителем проекта:

- подготовительный этап работы над проектом;

- выбор проблемы;

ГМ /| (V)

http://e-koncept.ru/2013/13113.htm

научно-методический электронный журнал

Вдовина С. А., Цветкова А. А. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа // Концепт. -2013. - № 05 (май). - ART 13113. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13113.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13113

УДК 377.031

- сбор информации;

- проектирование собственных вариантов решения проблем;

- реализация запланированных действий групп (команд);

- подготовительная работа к защите проекта;

- презентация проекта;

- рефлексия (анализ).

Подготовке к защите как стадия работы над проектом демонстрирует существенное отличие проектирования от иных, ставших привычными, форм образовательного процесса.

3. Актуализация возможностей образовательной среды педагогического колледжа за счет развития студенческого самоуправления.

Самоуправление развивает такие качества, которые способствуют проявлению самоорганизации человека - это инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность, способность к самоанализу, саморегуляции, самообладанию, самодисциплине, толерантность, умение прогнозировать и предвидеть. Целью самоуправления является процесс создания новых позитивных личностных качеств или качеств организации, в том числе формирование и утверждение позитивного имиджа образовательного учреждения; преодоление отрицательных тенденций развития личности или организации.

Последний результативно-оценочный компонент выявляет успешность реализации разработанной модели, он определяет критерии, показатели и уровни сформированности СКК.

Для выявления уровня сформированности социально - коммуникативной компетентности будущих педагогов использовались следующие критерии:

- мотивационно-ценностный (знание и эрудиция, коммуникативная культура и средства общения);

- содержательно-результативный (прогнозирование и программирование коммуникативной ситуации, управление коммуникативной ситуацией, речевая компетенция);

- рефлексивно-оценочный (самоанализ своей деятельности, ориентировка на социального партнера).

Таким образом, предлагаемая нами модель формирования СКК обучающихся педагогического колледжа построена на основе личностной ориентации образовательного процесса, на основе активизации и интенсификации деятельности субъектов образовательного процесса с направленностью на социальные качества.

Разработанная модель представляет собой открытую, педагогически управляемую систему, все компоненты которой (целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный) функционально и содержательно взаимосвязаны.

Ссылки на источники

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 12-19.

2. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. - М.: НИИ Школьных технологий, 2005. - 320 с.

3. Кунгурова И. М., Рындина Ю. В. Педагогические средства развития рефлексивного компонента профессионально-творческого саморазвития студентов // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). -ART 13080. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13080.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vdovina Svetlana,

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogics Department of Federal State Budget Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute", Ishim [email protected]

http://e-koncept.ru/2013/13113.htm

научно-методический электронный журнал

Вдовина С. А., Цветкова А. А. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа // Концепт. -2013. - № 05 (май). - ART 13113. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13113.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART ІЗІІЗ

УДК З77ЛЗ1

Tsvetkova Anastasiya,

Undergraduate of Federal State Budget Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers’

Training Institute", Ishim

[email protected]

Formation of social and communicative competence of students of Teachers College Abstract. The article is devoted to the formation of social and communicative issn 2304-120X

competence of students of pedagogical college in the implementation of new educational standards. The authors offer a pedagogical model of social and communicative competence, describe the steps and tools to implement it.

Keywords: social competence, communicative competence, social and communicative competence, pedagogical model, social engineering. ;

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412013505

http://e-koncept.ru/2013/13113.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.