Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ БОРЬБЫ С АУДИОНАРКОТИКАМИ ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ'

ВОЗМОЖНОСТИ БОРЬБЫ С АУДИОНАРКОТИКАМИ ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АУДИОНАРКОТИКИ / ЦИФРОВЫЕ НАРКОТИКИ / НАРКОТИКИ / НАРКОМАНИЯ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова М. В.

Изучается проблема свободного распространения «аудионаркотиков» - звуковых файлов, предположительно вызывающих психоактивное действие на человека. Делается вывод о незаконности применения термина «наркотик» при распространении данной информации ввиду нарушения Федерального закона «О рекламе» и, соответственно, Кодекса об административных правонарушениях в части нарушения законодательства о рекламе и пропаганды наркотических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ БОРЬБЫ С АУДИОНАРКОТИКАМИ ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ»

Ю

Р

И

Д

И Ч

Е С К И Е

НАУКИ

УДК 32.019.51

М. В. Попова

ВОЗМОЖНОСТИ БОРЬБЫ С АУДИОНАРКОТИКАМИ ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ

Изучается проблема свободного распространения «аудионар-котиков» - звуковых файлов, предположительно вызывающих психоактивное действие на человека. Делается вывод о незаконности применения термина «наркотик» при распространении данной информации ввиду нарушения Федерального закона «О рекламе» и, соответственно, Кодекса об административных правонарушениях в части нарушения законодательства о рекламе и пропаганды наркотических средств.

Ключевые слова: аудионаркотики, цифровые наркотики, наркотики, наркомания, наркотические средства, Интернет.

В последнее время в сети Интернет можно встретить сведения о некоем средстве, вызывающем ощущения, сходные с употреблением наркотиков. Это простые аудиофайлы, прослушивание которых якобы дает эффект «незабываемой» эйфории. Чего стоят только названия этих файлов-средств: «Марихуана», «Кокаин», «ЛСД», «Экстази», «Героин» и др. При этом утверждается, что это «совершенно безопасно, доказано учеными» [1].

Аудионаркотики - так называемые звуковые файлы, предположительно вызывающие психоактивное действие на человека. Согласно некоторым данным, подобные файлы стали распространяться в сети интернет в 2006 году при помощи некоей программы, которая позволяла прослушивать файлы с определенным содержанием, и вызывали эйфорическое состояние, сходное с эффектом от употребления реальных наркотиков. При этом они хранились в закрытом формате и могли быть прослушаны только определенное количество раз.

История возникновения «аудионаркотиков» такова. В 2006 году появилась программа I-Doser, позволяющая прослушивать файлы с определённым содержанием, которые подавались как звуки, которые вызывают эйфорическое состояние, сходное с эффектом от употребления «реальных» наркотиков. Утверждается, что прослушивание этих звуковых файлов оказывает на мозг воздействие за счёт так называемых бинауральных ритмов, соответствующих частотам «мозговых волн», которые образуются при прослушивании с помощью стереонаушников специально подобранных разных звуковых сигналов для левого и правого уха слушателя. Предпо-

© Попова М. В., 2012.

ложительно цифровые наркотики синхронизируют волны мозга со звуком. Вследствие этого они оказывают влияние на психическое состояние [2].

На самом деле исследования прямого вреда, связанного с прослушиванием «цифровых наркотиков», отсутствуют, однако отмечается, что их использование свидетельствует о готовности человека к осуществлению потенциально опасных экспериментов над своим сознанием, и может предшествовать употреблению реальных наркотиков. При этом некоторые специалисты отмечает, что эффект воздействия звуковых волн может быть и губительным [3].

Так или иначе, вред «аудионаркотиков» для здоровья человека на сегодняшний день неясен (и в списках наркотических средств нет упоминания об аудиофайлах, как о наркотических средствах) [4]. Но рассмотрим вред социальный!

Специалисты отмечают, что: распространение наркотических средств и психотропных веществ признается в настоящее время на самом высоком уровне одной из серьезных угроз национальной безопасности, здоровью населения страны, генофонду народов, в ней проживающих. Наркодельцы предпринимают все возможные меры для интенсивного расширения российского наркорынка [5]; действия по пропаганде и рекламе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров способствуют негативному процессу криминализации общественного сознания [6]; ответственность за качество и характер размещенной информации, по сути, отсутствует и особенно это касается информации пронаркотического характера

[7].

Московские наркополицейские занялись проблемой распространения этих так называемых «аудионаркотиков». Об этом сообщает «Интерфакс», ссылаясь на слова начальника УФСКН России по Москве В. Давыдова [8]. «Это проблемный вопрос, и до конца не изученный» - заявил В. Давыдов, который также отметил, что на данный момент не существует нормативных документов, которые позволяли бы этот вопрос регулировать. При этом он сообщил, что в его управлении уже есть подразделение, которое изучает данную проблему. Кроме того, В. Давыдов также высказал предложение лишать лицензии провайдеров, отказывающихся закрывать «наркотические сайты» - по его словам в Москве в 2011 году подразделения московской наркополиции проверили 250 сайтов, было возбуждено 76 уголовных дел по наркопреступлениям с использованием, в том числе, интернет-ресурсов и почтовых отправлений. «Мы приняли решение: в 2012 году всем оперативно - следственным подразделениям, не дожидаясь изменения правовой системы фильтрации и доступа к сайтам, по каждому выявленному в процессе мониторинга сайту (замешенному в пропаганде и распространении наркотиков), мы будет отправлять провайдеру предписания о закрытии сайта» - сказал в итоге В. Давыдов.

Безусловно, указанные меры чрезвычайно важны, однако ситуация с «аудионаркотика-ми» по-прежнему далека от идеальной. Вред от распространения информации пронаркотиче-ского характера несомненен и особенно такая информация вредна для несовершеннолетних -ученые пишут в этой связи, что бесконтрольное распространение публичных форм растления несовершеннолетних (в том числе с использованием средств массовой информации, современных телекоммуникационных средств, включая Интернет) способно нанести огромный вред нормальному развитию детей [9].

Мы считаем, что даже само употребление в положительном аспекте (релакс, удовольствие) терминов, связанных с наркотическими средствами недопустимо, т. к. несёт потенциальную возможность возбуждения интереса (особенно у подростков и молодежи) к употреблению реальных наркотиков. При этом, как отмечают специалисты при анализе закона — в российском законодательстве предусмотрена лишь ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, да и то административная (ст. 6.13 КоАП). Уголовная же ответственность за аналогичные деяния отсутствует.

Но каким образом юридически квалифицировать распространение информации об «ау-дионаркотиках»? Возможно ли наказывать за пропаганду самой идеи распространения наркотиков пускай даже «аудио»? Считаем, что да!

Основанием этого, мы полагаем, является ФЗ «О рекламе». Рассмотрим этот документ более подробно.

Пункт 1 части 4 статьи 5 данного ФЗ указывает, что реклама не должна, в том числе побуждать к совершению противоправных действий.

Мы полагаем, что применение термина «наркотик» в положительном контексте (удовольствие, мода) потенциально влечет к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и поэтому такая реклама недопустима.

Далее - п. 7 рассматриваемой статьи определяет, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре.

Мы считаем, что поскольку вред от «аудионаркотиков» не выяснен, но тем не менее он не исключен - поэтому распространение рекламной информации о данной продукции незаконно и в этой части.

Кроме этого, статья 5 ФЗ запрещает недобросовестную и недостоверную рекламу. При этом в п. 3 данной статьи указывается, что недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.

Вспомним в этой связи, что статья 6.13 КоАП запрещает пропаганду наркотических средств. Поэтому, думается, применение в информации о товаре термина «наркотик» нарушает и это требование закона.

Изучая далее ФЗ «О рекламе» обратим внимание также на статью 6, которая постулирует, что «В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются: 1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних».

Мы уверены, что применение термина «наркотик» в свободно размещенной рекламе подрывает доверие несовершеннолетних к обществу в целом, что, таким образом, нарушает и данное требование закона.

Кроме того, статья 7 рассматриваемого ФЗ указывает, что: «Не допускается реклама: 1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации».

Полагаем, что поскольку термин «наркотик», «наркотическое средство» входит в том числе в понятие определенной категории товаров - наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерации (согласно постановлению Правительства от 30 июня 1998 № 681), то, таким образом, нарушаются требования статьи 5 п. 2: «Недобросовестной признается реклама, которая: 1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами». То есть реклама «аудионаркотиков» в своем названии содержит некорректные сравнения с находящимся в обороте (пускай и ограниченном!) товаром.

С учетом вышесказанного совершенно справедливыми также выглядят заключения ученых о том, что гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере рекламы основана как на нормах о деликтных обязательствах гражданского права, так и на собственно законодательстве о рекламе. В том числе, согласно ч. 1, 2 ст. 38 ФЗ «О рекламе» нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд, в том числе с исками о компенсации морального вреда и о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) [10].

Как видим, определенные юридические возможности для борьбы с «аудионаркотиками» есть, поэтому мы считаем возможным сделать следующие выводы. Ввиду нарушения законодательства ФЗ «О рекламе» в изучаемом нами аспекте можно применять:

1. Статью 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе»;

2. Статью 6.13 КоАП «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»;

3. Возможно, также, обращаться в суд с гражданскими исками о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц, о компенсации морального вреда и о публичном опровержении недостоверной рекламы.

Библиографический список

1. См., напр., сайты: http://mp3drugs.wordpress. com/, http://muzofon.com/search/, http://netnarcotiki. hut. ru/narcotikiindex. php.

2. См.: Википедия, «Аудионаркотики» - Инетрнет-ресурс: http://ru.wikipedia. org/wiki/ (дата обращения 14. 03. 2012 г.)

3. См.: Пользователи Рунета ищут «цифровые наркотики» // РИА Новости - Интернет-ресурс: http://www. rian. ru/society/20090714/177353066. html (дата обращения 14. 03. 2012 г.)

4. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - № 27. - 06.07.1998. - Ст. 3198.

5. См.: Кобец, П. Н. К вопросу о предупреждении незаконного оборота наркотиков / П. Н. Кобец// Наркоконтроль. - 2008. - № 4.

6. См.: Рожкова, Э. В. Административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров / Э. В. Рожкова // Наркоконтроль. - 2006. - № 4.

7. См.: Гузеева, О. Ответственность за распространение информации пронаркотического характера в российском сегменте сети Интернет / О. Гузеева // Законность. - 2007. - № 7.

8. См.: http://www.rg. ru/2012/02/03/narkotiki-anons.html.

9. См.: Машинская, Н. В. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних -приоритетное направление совершенствования уголовного законодательства / Н. В. Машинская // Вопросы ювенальной юстиции. - 2011. - № 4.

10. См.: Алексеева, С. С. Юридическая ответственность как средство регулирования правоотношений в сфере рекламы / С. С. Алексеева // Реклама и право. - 2011. - № 1.

ПОПОВА Мария Владимировна - студент, НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.