Научная статья на тему 'К вопросу о распространении информации о наркотиках'

К вопросу о распространении информации о наркотиках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
681
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ РЕКЛАМА / ПРОПАГАНДА НАРКОТИКОВ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДАЛЕЕ РФ) / ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ РЕКЛАМУ НАРКОТИКОВ / ILLEGAL ADVERTISING / PROPAGANDA OF DRUGS / NARCOTIC DRUGS / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN / THE BILL ON LIABILITY FOR ILLEGAL ADVERTISING OF DRUGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пряхина Е.С., Сотникова Л.В.

В статье рассмотрены важные вопросы противодействия распространению незаконной рекламы наркотиков. Анализируются основные источники, в которых содержится информация о наркотиках. В ходе данной статьи мы разработали ряд предварительных поправок к законопроекту о незаконном распространении пропаганды и рекламы наркотических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR PROPAGANDA AND ILLEGAL ADVERTISING OF DRUGS

The article deals with important issues of countering the spread of illegal drug advertising. The main sources of information on drugs are analyzed. In the course of this article, we have developed a number of preliminary amendments to the draft law on the illegal distribution of propaganda and advertising of narcotic drugs.

Текст научной работы на тему «К вопросу о распространении информации о наркотиках»

УДК 343.2/.7 ББК 67.408

К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О НАРКОТИКАХ

ПРЯХИНА Е.С., СОТНИКОВА Л.В. ОУВО ЮУТУ, Челябинск, Россия e-mail: wellwell27well@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены важные вопросы противодействия распространению незаконной рекламы наркотиков. Анализируются основные источники, в которых содержится информация о наркотиках. В ходе данной статьи мы разработали ряд предварительных поправок к законопроекту о незаконном распространении пропаганды и рекламы наркотических средств.

Ключевые слова: Незаконная реклама, пропаганда наркотиков, наркотические средства, психотропные вещества, законодательство Российской Федерации (далее - РФ), законопроект об ответственности за незаконную рекламу наркотиков.

Актуальность. На рисунке представлены данные исследования, согласно всемирной организации здравоохранения - из 7 млрд. человек населения нашей планеты - 210 млн. употребляют психоактивные вещества (ПАВ). Т.е. 3% человечества является химически

■ Население земли 7 млрд.

■ Зависимые от

наркотиков 210 млн. чел.

Рис. 1. Мировая статистика наркомании в 2019 г.

Последние пять лет отмечены резким увеличением числа ВИЧ-инфицированных в локациях, где доминировала наркозависимость. Статистика демонстрирует неутешительную картину в Болгарии, Эстонии, Литве, Греции и России.

Статистика наркозависимых в России 2019 свидетельствует, что ежегодно 90 тыс. чел. начинают принимать психотропные вещества. В то же время, от действия наркотика погибает 70 тыс. чел. каждый год.

Важной частью функционирования и роста современного рынка наркотических средства (наркорынок) является пропаганда и незаконная

реклама наркотиков. Современное российское законодательство содержит нормы,

направленные на противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотиков. Так, в соответствии с п. 2 ст. 7 федеральный закон от 13.03.2006 №38-Ф3 "О рекламе" не допускается реклама наркотиков. Статья 47 федерального закона от 08.01.1998 №3 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" запрещает пропаганду наркотиков. Статья 6.13 КоАП РФ запрещает пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и других запрещённых законом предметов. Что касается уголовного законодательства, то Уголовный кодекс РФ не содержит составов преступлений, в которых предусмотрена уголовная ответственность за пропаганду или незаконную рекламу наркотиков [1].

Мы проверили опрос среди студентов высшего учебного заведения в возрасте от 18 до 32 лет. Цель опроса была определить, встречались ли респонденты с рекламой наркотиков, в опросе приняло участие 40 человек на вопрос: "Встречали ли бы когда-либо с рекламой наркотиков?" 34 респондента ответили "Да", что составило 85% от всех опрошенных (рис. 2). На рисунке представлены результаты опроса, согласно этим данным большая часть опрошенных сталкивалась с рекламой наркотиков.

На основании опроса респондентов можно сделать вывод о том, что вопрос о введение ответственности за рекламу наркотиков в данным момент является актуальным.

зависимыми (рис. 1).

Целью данной статьи является изучение вопросов распространения информации о противодействии пропаганде и незаконной рекламе наркотиков.

Щ Нет

V

Рис. 2. Данные с опроса респондентов высшего учебного заведения.

Материалы и методы. Материалом для написания явилось действующее

законодательство, законопроекты и

практические источники, материалы судебных практик, научные работы, а также материалы СМИ. При написании работы применялись исторический, логический, аналитический, сравнительно правовой методы, метод индукции и дедукции и др.

Результаты исследования. Проблема, связанная с распространением наркотиков и психотропных средств является одной из самых актуальных практически во всех странах мира. Незаконный оборот наркотических средств, в последние десятилетия, приобрел глобальный масштаб и существенно сказывается на социально - психологической атмосфере общества, а также отрицательно влияет на экономику, политику и правопорядок государств.

В настоящее время нет ни одного государства, которое бы не осознавало опасность и пагубные последствия для человечества, наркомания уже давно является национальным бедствием, звучат все более тревожные оценки сложившейся ситуации.

Одной из основных причин распространения наркотиков является незаконная реклама и пропаганда наркотиков, которая формирует нейтральное, терпимое или положительное отношение к запрещённым веществам", а также "представление о допустимости их употребления, хранения или оборота.

Сегодня широкое распространение в средствах массовой информации и компьютерных сетях находят сведения о местах приобретения наркотиков. Это и есть пропаганда, а распространение информации о

качестве, свойствах и благоприятном воздействии наркотиков - незаконная реклама. В большинстве случаев действия по пропаганде наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров содержат в себе и признаки незаконной рекламы. Так, продажа книг, содержащих сведения о способах изготовления наркотиков и описание особенностей их положительного воздействия на организм человека, является одновременно и пропагандой, и рекламой наркотиков [4].

Реклама наркотиков, может выражаться самостоятельным деликтом в чистом виде, без пропаганды, которая практически во всех случаях содержит элементы рекламы, так как сведения о методах изготовления, использования и местах приобретения наркотиков в то же время формируют и поддерживают интерес к ним и в конечном итоге способствуют их реализации.

Ежегодно расширяется незаконный оборот наркотических и психотропных средств, представляя собой угрозу безопасности общества и личности человека. Наркотизация населения уносит ежегодно тысячи жизней, чаще всего молодых людей. Наркоманов не останавливает угроза наказания, ведь уголовной ответственности за употребление наркотиков нет.

В нынешнем законодательстве за пропаганду наркотиков предусмотрена административная ответственность - штрафы от 5 тысяч до миллиона рублей. В интернете могут заблокировать статьи или ресурсы, если власти увидят пропаганду или формирование положительного образа наркозависимых или употребления наркотиков.

Под незаконной рекламой наркотиков следует понимать распространение информации любым способом и в любой форме неопределённому кругу лиц сведений о местах, способе и иных сведений о приобретении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений или их частях, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры [6].

Таким образом, к незаконной рекламе наркотиков относится информация, которая направлена на привлечение внимания к наркотикам, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на наркорынке.

В самом общем виде пропаганда - это распространение информации с целью сформировать определённое мнение. В конечном итоге пропаганда склоняет к определённому образу жизни, формирует то или иное мировоззрение.

В России введут ответственность за пропаганду и рекламу наркотических средств, которая будет предусматривать уголовным законодательством. В своем обращении президент РФ Путин В.В. дал соответствующее поручение: "Принять дополнительные меры по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающие... внесение в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих уголовную ответственность за склонение к потреблению либо пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-

телекоммуникационной сети интернет", -говорится в поручении.

Президент также предписал правительству принять ряд иных мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в том числе обеспечить выполнение требований законодательства, касающихся внесудебного ограничения доступа к сайтам, где есть информация о разработке, изготовлении и местах получения запрещённых препаратов.

Другие два поручения, посвящённые борьбе с наркотиками, адресованы МВД и государственному антинаркотическому

комитету. Ответственным за исполнение обоих назначен министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Срок - до 10.01.2020.

Согласно первому из них, МВД должно заняться вопросами материального и кадрового обеспечения в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков через интернет. Также министерство должно будет представить предложения по увеличению численности сотрудников, занятых в этой области.

Также президент РФ Путин В.В., распорядился создать в каждом региональном управлении МВД 1Т-подразделения для мониторинга и пресечения рекламы наркотиков в интернете.

Как следует из списка поручений главы государства, необходимо ограничить доступ к информации, публикуемой в интернете, о способах изготовления и применения наркотических, психотропных и новых

потенциально опасных психоактивных веществ, а также о том, где их можно приобрести.

Законопроект о введении ответственности за распространение незаконной рекламы наркотиков в государственную дума внесли депутаты фракции "Справедливая Россия". В качестве наказаний в нем предусмотрены различным штрафы до миллиона рублей или лишения свободы сроком до 8 лет. На данный момент законопроект вернули авторам для доработки, причинами этого стало то, что инициаторы законопроекта внесли поправки в уголовный кодекс (УК) и в кодекс об административных правонарушения (КоАП), что недопустимо [3]. Представляется необходимым остановиться на самом названии законопроекта. Законодательство РФ понимает под рекламой - информацию,

распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Также согласно законодательству запрещено рекламировать -наркотических средства, психотропных вещества и их прекурсоры, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Сама же формулировка законопроекта свидетельствует, что есть законная реклама, т.к. в название законопроекта говорится, об ответственности за незаконную рекламу, поэтому стоит переформулировать название законопроекта.

Также стоит отметить, что пропаганде и незаконной рекламе наркотиков в законопроекте дается следующее определение: " Под пропагандой либо незаконной рекламой наркотических средств... понимается деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица нейтрального, терпимого либо положительного отношения к таким средствам. ", отсюда следует, что согласно новому закону практически за любое упоминание о наркотиках будет предусмотрена ответственность [3].

В современном мире интернет основным каналом пропаганды и вовлечения граждан в среду наркоманов и наркодилеров. Именно там действует целая индустрия продвижения наркотических средств, начиная от "легких

наркотиков", когда рассказывается об их якобы несущественном влиянии на организм. Но вслед за легкими, идут тяжелые наркотики со всеми вытекающими последствиями, но стоит и обратить внимание на то, что рекламу о наркотиках можно встретить в различных сериалах, телепередачах и песнях.

Мы проверили опрос среди студентов высшего учебного заведения в возрасте от 18 до 32 лет. Основной целью опроса было выявить основные источники распространения рекламы о наркотиках, мы задали респондентам вопрос, где чаще всего встречается реклама наркотических средств, самым популярным ответом было - всемирная сеть интернет (социальные сети), самым не популярным вариантом было - наружная реклама (рис. 3). На рисунке в виде диаграмме отражены результаты опроса респондентов.

пересмотре дела в порядке апелляции суд высшей инстанции оставил решение районного суда без изменений, определив наказание соответствующим ч. 1 ст. 6.13 КоАП.

Данная проблема требует особого внимания, мы считаем, что необходимо усовершенствовать политику по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных средств.

Можно сделать вывод, что действующее в настоящее время российское законодательство не достаточно эффективно в плане предотвращения и пресечения пропаганды наркотиков. Максимальный штраф для физического лица за такое правонарушение составляет всего 5000 рублей, тогда как в Германии и Франции реклама опасных видов наркотиков наказывается тюремным

заключением сроком до 5 лет или крупным штрафом [6].

Представители федерального проекта "Трезвая Россия" сообщили, что количество ссылок на ресурсы, пропагандирующие наркотические вещества в интернете, за последние четыре года увеличилось почти в 3,5 раза (табл.).

Табл.

Данные о количестве контента в сети интернет, на которых размещена информация о приобретении наркотических и психотропных веществ.

Рис. 3. Источники распространения рекламы о наркотиках

На основании предоставленных данных можно сделать вывод о том, что стоит обратить внимание и разработать меры предупреждения распространения рекламы в интернете (социальных сетях), также стоит обратить внимание, что вторым по популярности ответом является "расклейки на домах" на них также стоит обратить внимание и не взять под контроль вопросы контроля за

распространением данного вида рекламы.

Из сложившейся судебной практики можно сделать вывод, что рекламой наркосодержащих растений может быть признана даже реклама товаров, с изображенными на ней растениями. Так в 2016 году в Перми был привлечен к ответственности индивидуальный

предприниматель. В принадлежавшем ему отделе торгового центра продавались товары с изображением листьев конопли.

Предприниматель был оштрафован на 40000 рублей, продукция конфискована [2]. При

Год Количество интернет ссылок

2015 800

2016 1,3 тыс.

2017 2,1 тыс.

2018 2,7 тыс.

2019 Около 3 тыс.

На основе анализа всего вышесказанного мы разработали ряд предварительных поправок к законопроекту о незаконном распространении пропаганды и рекламы наркотических средств:

- за наружную рекламу и пропаганду наркотиков наказывать лишением свободы сроком от 2 до 5 лет;

- за рекламу наркотиков в сети интернет и СМИ - на срок от 5 до 7 лет лишения свободы;

- блокировать сайты в сети "Интернет", на которых распространяется реклама о наркотиках;

- ограничить доступ в систему анонимайзеров.

Подводя итог, следует признать: на сегодняшний день, пропаганда и реклама наркотиков находят широкое распространение в

обществе. Необходимы меры борьбы с данным эффективным способом профилактики видом правонарушения, которые могли бы стать наркопреступлений.

Список литературы

1. Аметова С.И. Правовое регулирование пропаганды наркотических средств в РФ / С.И. Аметова // Право. - 2017. -№2. - С. 1-4.

2. Гутов И.В. Административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры /И.В. Гутов, А.В. Морин //Право. -2017. - №3. - С. 76-78.

3. Иванов А.Ю. Понятие, основания административной ответственности за пропаганду и рекламу наркотических средств/А.Ю. Иванов //Право. - 2015. - №2. - С. 24-28.

4. Слесарев М. В. Ответственность за пропаганду и незаконную рекламу наркотиков //Право. - 2018. - №52. - С. 208-210. 5.. Наумов А.В. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата /А.В. Наумов -М., 2019. - 410 с.

6. Подройкина И.А. Уголовное право. Общая часть. В 2 т. Том 2: учебник для среднего профессионального образования /И.А. Подройкина - М, 2019. - 229 с.

RESPONSIBILITY FOR PROPAGANDA AND ILLEGAL ADVERTISING OF DRUGS

PRYAHINA E.S., SOTNIKOVA L.V. EI HE SUUT, Chelyabinsk, Russia e-mail: wettwett27well@yandex.ru

Abstract

The article deals with important issues of countering the spread of illegal drug advertising. The main sources of information on drugs are analyzed. In the course of this article, we have developed a number of preliminary amendments to the draft law on the illegal distribution of propaganda and advertising of narcotic drugs.

Keyword: Illegal advertising, propaganda of drugs, narcotic drugs, psychotropic substances, the legislation of the Russian, the bill on liability for illegal advertising of drugs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.