Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром эмоционального выгорания / эмоциональное истощение / деперсонализация (цинизм) / редукция личных достижений / профессиональный стресс / профессиональный кризис / профессиональная деформация / педагогическая деятельность / burnout syndrome / emotional exhaustion / depersonalization (cynicism) / reduction of personal achievements / professional stress / professional crisis / professional deformation / pedagogical activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мартынова Марина Александровна, Левшунова Жанна Амирановна, Ростова Марина Леонидовна

В статье авторы рассматривают историю возникновения и содержание понятия «синдром эмоционального выгорания». Они анализируют медицинский и психологический взгляды на этот феномен. Описаны отличия термина «синдром эмоционального выгорания» от понятий «профессиональный стресс» и «профессиональная деформация». Выделены причины возникновения синдрома эмоционального выгорания и факторы, детерминирующие его развитие. Описаны особенности проявления выгорания у педагогов. Авторы раскрывают основные профилактические меры в отношении выгорания в педагогической профессии. В контексте указанных мер профилактики рассматриваются возможности библиотерапии. Проанализировано содержание понятия «библиотерапия», раскрыт терапевтический механизм действия чтения книг на психологическое состояние и поведение человека. Авторами перечислены техники библиотерапии, которые могут применяться в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Особый акцент сделан на специфике подбора книг при использовании библиотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мартынова Марина Александровна, Левшунова Жанна Амирановна, Ростова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the authors consider the history and content of the concept of "burnout syndrome". They analyze medical and psychological views on this phenomenon. The differences between the term "burnout syndrome" and the concepts of "professional stress" and "professional deformation" are described. The causes of the syndrome of emotional burnout and the factors determining its development are highlighted. The features of the manifestation of burnout among teachers are described. The authors reveal the main preventive measures against burnout in the teaching profession. In the context of these preventive measures, the possibilities of bibliotherapy are considered. The content of the concept of "bibliotherapy" is analyzed, the therapeutic mechanism of the effect of reading books on the psychological state and behavior of a person is revealed. The authors list the techniques of bibliotherapy that can be used as part of the prevention of burnout syndrome in teachers. Special emphasis is placed on the specifics of the selection of books when using bibliotherapy.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ»

Психология

УДК 159.99

старший преподаватель Мартынова Марина Александровна

Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); старший преподаватель Левшунова Жанна Амирановна Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); старший преподаватель Ростова Марина Леонидовна Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У

ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье авторы рассматривают историю возникновения и содержание понятия «синдром эмоционального выгорания». Они анализируют медицинский и психологический взгляды на этот феномен. Описаны отличия термина «синдром эмоционального выгорания» от понятий «профессиональный стресс» и «профессиональная деформация». Выделены причины возникновения синдрома эмоционального выгорания и факторы, детерминирующие его развитие. Описаны особенности проявления выгорания у педагогов. Авторы раскрывают основные профилактические меры в отношении выгорания в педагогической профессии. В контексте указанных мер профилактики рассматриваются возможности библиотерапии. Проанализировано содержание понятия «библиотерапия», раскрыт терапевтический механизм действия чтения книг на психологическое состояние и поведение человека. Авторами перечислены техники библиотерапии, которые могут применяться в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Особый акцент сделан на специфике подбора книг при использовании библиотерапии.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм), редукция личных достижений, профессиональный стресс, профессиональный кризис, профессиональная деформация, педагогическая деятельность.

Annotation. In the article, the authors consider the history and content of the concept of "burnout syndrome". They analyze medical and psychological views on this phenomenon. The differences between the term "burnout syndrome" and the concepts of "professional stress" and "professional deformation" are described. The causes of the syndrome of emotional burnout and the factors determining its development are highlighted. The features of the manifestation of burnout among teachers are described. The authors reveal the main preventive measures against burnout in the teaching profession. In the context of these preventive measures, the possibilities of bibliotherapy are considered. The content of the concept of "bibliotherapy" is analyzed, the therapeutic mechanism of the effect of reading books on the psychological state and behavior of a person is revealed. The authors list the techniques of bibliotherapy that can be used as part of the prevention of burnout syndrome in teachers. Special emphasis is placed on the specifics of the selection of books when using bibliotherapy.

Key words: burnout syndrome, emotional exhaustion, depersonalization (cynicism), reduction of personal achievements, professional stress, professional crisis, professional deformation, pedagogical activity.

Введение. Уже несколько десятилетий педагоги стабильно входят в топ рейтинга профессий по риску выгорания. Это связано с тем, что педагогическая деятельность требует от специалистов большой отдачи и серьезных вложений личностных, временных и материальных ресурсов, которые не всегда или не в полном объеме восстанавливаются. Рабочий день, который продолжается и после ухода с работы, интенсивный документооборот, низкая заработная плата, ежедневное общение с большим количеством людей, невозможность отказаться от взаимодействия с некоторыми не самыми приятными участниками образовательного процесса, рабочий коллектив, состоящий в основном из женщин, которым нужно сочетать рабочие обязанности с ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, - данные факторы труда педагога провоцируют возникновение стрессовых ситуаций и, соответственно, способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания [6, 7, 8]. Поскольку выгорание нарастает постепенно, со временем, постольку важно знать, какие симптомы свидетельствуют о его возникновении, и какие профилактические меры помогут не допустить этого. В рамках данной статьи мы сосредоточим внимание на возможностях библиотерапии как одного из методов профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Изложение основного материала статьи. Понятие «эмоциональное выгорание» (англ. «burnout») было введено в психологию в 1974 г. американским психиатром немецкого происхождения Гербертом Фрейденбергером (1926-1999). Этот термин был оформлен им на основе наблюдений за работой медицинского персонала, которые он вел в рамках своей врачебной практики. Он заметил, что под влиянием больничных условий спустя некоторое время сотрудники становятся эмоционально напряженными, истощенными и постепенно теряют трудовую мотивацию. По мнению Г. Фрейденбергера, состояние работников вызвано сильным переутомлением и метафорически похоже на затухающее пламя костра или свечи. Он определил эмоциональное выгорание как постепенную утрату специалистом эмоциональной, когнитивной и физической энергии, которая влечет за собой эмоциональное и умственное истощение, физическое утомление, личную отстраненность и отсутствие удовлетворения работой, и отметил, что это состояние в большей степени характерно для профессий, связанных с эмоциональными перегрузками и интенсивным общением [3, 4].

В 80-е гг. XX в. американский психолог Кристина Маслач (род. 1946 г.) предложила рассматривать эмоциональное выгорание как совокупность симптомов и ввела в научный оборот термин «синдром выгорания». В трехфакторной модели выгорания, разработанной ею совместно со Сьюзан Джексон, этот психологический феномен выступает как комбинация эмоционального истощения, деперсонализации (цинизма) и редукции личных достижений. Кроме того, с точки зрения К. Маслач и С. Джексон, выгорание свидетельствует не только о переутомлении, истощении специалиста из-за многократного переживания стресса на работе, но и отражает переживание им профессионального кризиса, потерю смысла трудовой деятельности [1, 3, 4].

В настоящее время наряду с понятием «синдром эмоционального выгорания» (далее - СЭВ) в научных работах также встречаются термины «профессиональное выгорание», «психическое выгорание», «синдром выгорания», и все они используются для обозначения одного и того же состояния. При этом к определению данной категории в различных науках существуют разные подходы.

С точки зрения медицины, СЭВ представляет собой обратимое состояние, спровоцированное трудовым стрессом, патологическое влияние которого может быть ослаблено рядом лечебных мероприятий [4]. Необходимость пристального

внимания медицинской науки к данному синдрому подтверждается тем, что в 2019 г. Всемирная организация здравоохранения на основе значительного количества научных работ в этой области официально признала выгорание заболеванием, требующим лечения, и выделила его в отдельный диагноз в МКБ-11 - выгорание, блок - проблемы,

связанные с работой и безработицей) [3, 8].

В современной психологии СЭВ рассматривается как процесс неблагоприятных и сложных по своей структуре смысловых изменений личности, обладающих признаками необратимости и тенденцией к генерализации на все сферы социально-психологического функционирования субъекта [4]. Этот термин по содержанию пересекается с понятиями «стресс», «профессиональный стресс» и «профессиональная деформация», но не тождествен им. В частности, регулярное переживание профессионального стресса выступает как причина развития СЭВ, а сам синдром по признакам проявления похож на последнюю стадию протекания стресса - истощение. При этом СЭВ также представляет собой особый вариант профессиональной деформации, возникающий для сохранения энергии переутомленного специалиста, минимизации затрат его усилий на выполнение рабочих поручений [1].

На сегодняшний день выгорание встречается у представителей практически всех профессий, но наиболее подвержены ему специалисты, занятые в сфере «человек - человек» (врачи, педагоги, социальные работники, психологи, социальные педагоги и т.д.). К причинам развития СЭВ относят его обусловленность возникновением астеносубдепрессивного синдрома, неблагоприятные изменения иммунной системы, негативное воздействие урбанистического образа жизни и т.д. [1, 3, 4, 8]. Также выделены и описаны 3 группы факторов, обуславливающих возникновение этого синдрома: 1) индивидуальные (семейное положение, уровень образования, психологические особенности и др.); 2) организационные (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда, стиль руководства и др.); 3) особенности профессиональной деятельности и требования профессии [6].

По мнению В.В. Бойко, выгорание - это динамический феномен, развивающийся ни в один миг, а в соответствии с определенными фазами (им были выделены и описаны фазы напряжения, резистенции и истощения в развитии СЭВ). На начальной фазе о его возникновении сигнализируют натянутая улыбка специалиста и стремление минимизировать общение не только с коллегами, клиентами, но и с другими людьми. По мере накопления усталости симптомы выгорания становятся все более выраженными, изменяют личность работника, подрывают его здоровье (психосоматика, психические заболевания) и распространяются на другие сферы его жизни (семейная жизнь, хобби и т.д.). При этом с точки зрения М. Буриша, скорость развития данного синдрома индивидуальна и зависит от различий в эмоционально-мотивационной сфере профессионала и условий его труда [1,4].

СЭВ обычно сопровождается не только переутомлением и истощением специалиста, но и переживанием им внутриличностных конфликтов. Наиболее часто у профессионалов встречаются следующие виды внутренних конфликтов. Первый вид возникает при столкновении трепетного отношения специалиста к работе с его неудовлетворенностью условиями, в которых она выполняется. Второй вид вызван несоответствием способностей работника предъявляемым требованиям и вытекающей из него невозможностью справиться с поставленными рабочими задачами. Длительное переживание специалистом внутриличностных конфликтов может привести к потере им смысла трудовой деятельности и к переживанию профессионального кризиса [4].

Еще в 2005 г. на конференции ВОЗ было отмечено, что около трети специалистов, работающих в сфере «человек -человек», отмечают у себя признаки СЭВ, и больше всего среди них педагогов [8]. С точки зрения Н.С. Пряжникова и Е.Г. Ожоговой, в педагогической деятельности стрессовое напряжение обычно вызвано конфликтами с обучающимися, их родителями и руководством. Кроме того, психологический климат в педагогическом коллективе часто отличается отсутствием взаимной поддержки и взаимопонимания, конфликтами и оскорблениями со стороны коллег, что может выступать дополнительным источником беспокойства для специалистов и снижать результативность их деятельности. Хронификации стресса у педагогов способствуют невысокая зарплата и социальная неустроенность в сочетании с регулярными рабочими перегрузками, отсутствием свободного времени и невозможностью полноценно отдохнуть. Характерная для многих специалистов повышенная ответственность за результаты педагогического труда выступает как фактор, увеличивающий частоту переживания стресса [6]. При этом на фоне перегрузок педагоги вынуждены проявлять эмпатию в течение всего рабочего дня по отношению к обучающимся и другим участникам образовательного процесса. Подобное сочетание может способствовать возникновению психосоматических заболеваний, поскольку требует от специалиста высокого контроля своих эмоций, который при переутомлении не может продолжаться долго и негативно сказывается на функционировании организма [2].

На основе результатов экспериментальных исследований в отношении профессии педагога описана специфика развития выгорания:

• 30-40% молодых педагогов уходят с работы в течение первых 5 лет;

• педагоги со стажем отмечают, «что их просят делать больше, чем возможно»;

• педагогам свойственно продолжительное переживание эмоционального напряжения вследствие частых изменений в образовании и введения инноваций без достаточной подготовки, а также большого числа мероприятий, на которых обязательно нужно присутствовать, интенсивного документооборота и т.д. В итоге, у работников остается мало времени на отдых и восстановление [8].

Поскольку выгорание развивается постепенно, постольку нужно проводить профилактику его возникновения заранее. Так как первые признаки этого синдрома всегда отражаются в изменении общения работника с коллегами и клиентами, меры для предупреждения его появления обычно связаны с развитием эмпатии, рефлексии, идентификации и укреплением стрессоустойчивости. Для этого могут быть использованы социально-психологический тренинг, встречи по эффективности коммуникаций, обсуждение новых тенденций и перспектив в профессии, следование алгоритмам ЗОЖ и оптимального планирования профессиональной деятельности [2, 4]. Общие меры для профилактики СЭВ у педагогов включают следующие пункты:

• выработка и поддержание подходящего режима работы и отдыха, активное включение в другие сферы жизни помимо работы;

• систематическое развитие профессионализма и мобильности, внедрение педагогического творчества в работу;

• овладение навыками тайм-менеджмента и приоритизации;

• определение и своевременная корректировка смысла и системы мотивов своего педагогического труда;

• регулярная обратная связь о работе педагога от администрации;

• поддержание общения с коллегами и совместное развитие (участие в мероприятиях, курсах, тренингах, взаимная поддержка, обсуждение уроков друг друга и др.) [8].

В профилактике СЭВ широко применяется арт-терапия и отдельные разновидности данного метода практической психологии. Не исключением является и библиотерапия [2]. Этот метод определяют как специальное коррекционное

воздействие на человека с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния [5].

Терапевтический эффект от чтения книг обусловлен тремя закономерностями. Во-первых, читая книгу, человек погружается в сюжет, следит за действиями героев, сопереживает им, пытается спрогнозировать развитие событий, и за счет этого отвлекается от беспокоящей его стрессовой ситуации, отдыхает, постепенно успокаивается и расслабляется. Данный факт подтверждается результатами эксперимента, проведенного когнитивным нейропсихологом Д. Льюисом в 2009 г. На начальном этапе исследования испытуемым искусственно повысили уровень стресса, а затем предложили нормализовать свое эмоциональное состояние с помощью разных способов релаксации, среди которых были чтение книги, прослушивание музыки, чашка кофе или чая, прогулка и сеанс видеоигры. Согласно экспериментальным данным, чтение книги оказалось наиболее эффективным, после 6 минут чтения уровень стресса снизился на 68%, прослушивание музыки уменьшило степень переживания стресса на 61%, чашка кофе или чая - на 54%, прогулка - на 42%, сеанс видеоигры - на 21% [2, 7].

Во-вторых, во время чтения часто происходит идентификация с героем произведения, мы наблюдаем за его поведением, пытаемся понять причины его поступков, примеряем его историю на себя. Если ситуация, в которой оказался герой, похожа на нашу, то из книги мы можем взять ориентир для решения своей проблемы или же начать размышлять о том, как лучше поступить, и, в конце концов, найти выход [2, 5].

В-третьих, благодаря чтению книги у человека может запуститься катарсический процесс, т.е. освобождение от негативных (в том числе подавленных) эмоций, возникновение просветленного чувства, облегчения. Это возможно, если тема или настроение художественного текста совпадают с переживаниями читающего, и такая синхронизация способствует их выражению, проживанию. Часто это происходит за счет того, что сюжет книги вызывает у человека слезы или смех [2].

В профилактике СЭВ библиотерапия обычно используется как дополнительный метод. Педагоги могут обращаться к его возможностям для проживания стрессовых ситуаций и отвлечения от них, для отдыха и восстановления, для поиска путей выхода из профессионального кризиса, а также для поддержания общения с коллегами за счет обсуждения прочитанного совместно или самостоятельно. В профилактике СЭВ у педагогов наиболее распространенными являются следующие техники библиотерапии:

1. Чтение книг без постановки каких-либо задач.

К этой технике педагоги могут обращаться как самостоятельно, так и в ходе работы с психологом. Они читают книги тогда, когда сочтут это необходимым, например, в конце рабочего дня, во время обеда и т.д. При этом педагоги могут преследовать такие цели как успокоение (публицистическая и художественная литература), получение удовольствия, радости (сложные и динамичные книги), укрепление уверенности в себе (биографические и автобиографические книги). Подбор книг для чтения происходит в соответствии с интересами читающего. Кроме того, выбранное произведение должно быть оптимального уровня сложности (сюжет книги должен быть понятен читателю) и актуальности (описанная в книге ситуация должна быть похожа на ситуацию читателя) для педагога [2]. В исследовании Н.С. Пряжникова и Е.Г. Ожоговой было установлено, что к чтению без постановки каких-либо задач обращаются 25% педагогов, и в основном они прибегают к этому способу для успокоения после стрессовых ситуаций. Чаще всего педагоги предпочитают юмористическую и подобную ей литературу [6].

2. Совместное чтение книг с последующим обсуждением, разыгрыванием сцен.

Применение данной техники в профилактике СЭВ возможно только при участии психолога образовательной организации. Он набирает группу педагогов (обычно 8-12 человек), вместе они выбирают книгу, которую будут читать в течение некоторого времени (например, в течение месяца). Текст книги разбивается на части или в нем выделяются наиболее значимые пункты, разделы, которые нужно прочитать. Педагоги самостоятельно знакомятся с текстом, на встречах группы с психологом обсуждают прочитанное и выделяют важное для себя и своей ситуации на работе. Также на встречах могут проигрываться отдельные сцены из книг. В рамках совместных чтений психолог может предлагать педагогам обратиться как к художественным, так и к научно-популярным книгам по психологии, в частности, по теме выгорания [2, 5, 7].

3. Проведение писательских марафонов.

Эта техника появилась относительно недавно, и обращение практических психологов к ней вызвано большой популярностью писательских марафонов в социальных сетях. Т.Л. Сидельникова в проведенном ею исследовании подчеркивает, что многие педагоги участвуют в таких марафонах и отмечают их позитивное влияние на эмоциональное состояние и видение вектора развития в профессии. В связи с этим, она предлагает в качестве профилактической меры использовать проведение писательских марафонов для педагогов образовательной организации. Подобные марафоны могут проводиться как на свободную, так и на какую-то определенную тему. Его участники на протяжении некоторого времени (например, 10-14 дней) ежедневно должны писать по тексту заранее заданного объема (например, не менее 1000 символов) на свободную или конкретную тему, выкладывать их в специально организованном виртуальном пространстве (например, группа в Телеграм, ВКонтакте), знакомиться с текстами других педагогов и комментировать их [8].

Выводы. Таким образом, под СЭВ рассматривают постепенное возникновение у работников вследствие систематического переживания профессионального стресса таких симптомов как эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм) и редукция личных достижений. Наиболее подвержены развитию выгорания специалисты из сферы «человек - человек», при этом среди них риск появления данного синдрома особенно высок у педагогов. Профилактику развития СЭВ важно начинать как можно раньше. В ее рамках могут быть использованы разные методы практической психологии, в том числе и библиотерапия. С ее помощью педагоги могут выделять время для отдыха и восстановления после стрессовых ситуаций на работе, искать варианты решения межличностных и внутриличностных конфликтов, обретать новые смыслы и мотивы профессионального труда, а также поддерживать и развивать общение с коллегами. Отдельные техники библиотерапии могут применяться работниками самостоятельно, другие - только при участии психолога образовательной организации.

Литература:

1. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 336 с.

2. Гузь, Н.А. Профилактика эмоционального выгорания средствами художественной литературы / Н.А. Гузь // Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. - 2023. - Vol. 12. - Is. 11A.

3. Инкина, O.H. О возможностях преодоления синдрома эмоционального выгорания методами психотерапевтической работы / О.Н. Инкина // Актуальные проблемы научно-технического обеспечения процессов и производств в АПК: сборник трудов конференций преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов, посвященный 80-летию Новосибирского ГАУ. - Новосибирск, 2016. - С. 195-198

4. Князев, В.Н. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания в психологической науке / В.Н. Князев,К.А. Ремизова//Вестник университета. -2017. -№ 5. - С. 181-189

5. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - Москва: ТЦ Сфера, 2005. - 512 с.

6. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н.С. Пряжников, Е.Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. - 2008. - Т. 13, № 2. - С. 87-95

7. Родионова, В.А. Релаксационный ресурс художественного текста как профилактика профессионального выгорания и стрессов / В.А. Родионова // Коррекционно-педагогическое образование. - 2020. - № 4 (24). - С. 67-71

8. Сидельникова, Т.Л. Использование писательского марафона как приема арт-терапии для профилактики эмоционального выгорания учителей / Т.Л. Сидельникова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2020. - С. 40-43

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Олейникова Марина Васильевна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук Лучшева Людмила Михайловна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (г. Санкт-Петербург)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОТЦОВСТВЕ РОССИЙСКИХ И ТУРКМЕНСКИХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Работа посвящена изучению представления об отцовстве российских и туркменских студентов. Рассмотрен феномен отцовства в контексте представлений о семье российских и туркменских студентов. Интерпретированы результаты контент-анализа, охарактеризована специфика представления об отцовстве российских и туркменских студентов. Выявлены значимые результаты на уровне значимости при р<0,01 при помощи метода углового преобразования Фишера.

Ключевые слова: отцовство, студенты, представление об отцовстве, феномен отцовства.

Annotation. The work is devoted to the study of the concept of paternity of Russian and Turkmen students. The phenomenon of fatherhood is considered in the context of ideas about the family of Russian and Turkmen students. The results of the content analysis are interpreted, the specifics of the idea of paternity of Russian and Turkmen students are characterized. Significant results were revealed at the significance level at p<0,01 using the Fisher angular transformation method.

Key words: fatherhood, students, the idea of fatherhood, the phenomenon of fatherhood.

Введение. Практический каждый мужчина, достигшей половой зрелости, имеет потенциальную возможность стать отцом. Однако биологическое способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Переход к состоянию отцовства, рождение первого ребенка - значимое событие в жизни каждого мужчины, важность подготовка к которому часто недооценивается.

Современный молодой человек не всегда готов реализовать собственное отцовство. В России юноши все чаще откладывают образование семьи и деторождение на более поздний срок, в Средней Азии наоборот юноши очень рано обретают семью, и поэтому важно знать, из чего складываются представления студентов об отцовстве и какие аспекты в формировании данного феномена являются приоритетными.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день проблема формирования мужского поведения, чувства долга перед своей женой, родителями, детьми является актуальной. В некоторых странах происходит размывание традиционного образа отца, мужчины, главы семьи. Акцент на феминизацию, равенство прав между мужчинами и женщинами, преобладание неполных семей привело к упрощению роли отца.

Что приписывают мужчине, какие традиционно роли он выполняет, конечно в первую очередь материальное обеспечение семьи, защита дома и семьи, нечастое, можно сказать эпизодическое участие в воспитании детей. Чаще отец, рассматривается в контексте безотцовщины, алиментов, пассивного наблюдения явлений, связанных с воспитанием и обучением детей. Не даром всем известен анекдот про отца, который интересуется, почему ребенок не в школе и получает ответ о том, что школу он уже закончил несколько лет назад.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью обращения к проблеме осознанного отцовства в связи со все более обостряющимися демографическими проблемами, возрастающим интересом к активному включению отцов в процесс воспитания детей; необходимостью создания программ социального и психологического сопровождения молодой семьи; недостаточной разработанностью проблемы отцовства в кросс-культурном аспекте.

Термин «отцовство» появился в научном дискурсе только во второй половине 1980-х годов. Изначально научные исследования в основном были посвящены семейной динамике, материнству и родительским обязанностям, а понятию «отцовство» уделялось минимальное внимание. Исследования проводились преимущественно в области детской психологии.

Становление отцовской родительской роли представляет собой критический и потенциально бурный процесс, оказывающий существенное влияние на семейную динамику, детско-родительские отношения и личностное развитие родителя. После рождения детей меняется уклад жизни, понимаются и осознаются новые приоритеты и выстраивается система уже семейных ценностей.

Отцовство, как отдельный феномен редко рассматривается, чаще он неотъемлемый элемент материнства, но находящийся не в равных условиях, а на вторых ролях. Мужчины психологически ощущают себя отцами, даже не сразу после рождения ребенка, в отличие от матери, у которой данное чувство может возникнуть в период беременности. Однако психологический путь к отцовству не связан по своей сути с актом рождения ребенка. В то время как материнство представляет собой естественное состояние, отцовство приобретается.

Будучи социокультурной конструкцией, отцовство имеет четкое определение в каждой культуре, часто воплощая свой собственный архетип, запечатленный в легендах, эпосах, песнях и культурных традициях. Часто можно наблюдать, что развитие роли отца отстает от развития роли матери. Ее суть причудливо переплетается с динамикой супружеских отношений - характеризующихся любовью, уважением, нежностью и эмоциональными границами. Участие будущего отца условно ассоциируется с формированием у женщины ощущения счастья, безопасности и надежности. Следовательно, отцовские чувства и готовность к отцовству, формируется под влиянием семейной межличностной динамики.

Одновременно с этим проблема развития личности и факторов, способствующих этому, долгое время оставалась актуальной как в зарубежном, так и в отечественном психологическом дискурсе. Об этом свидетельствуют работы многих ученых, таких как А. Адлер, М. Айзенка А. Маслоу, K.P. Роджерс, а также К.А. Абульхановой, Л. Выготского, С. Рубинштейна и других в рамках психологической традиции.

Известный российский психолог А.Н. Леонтьев утверждал, что люди не рождаются полностью реализованными личностями, а развиваются с течением времени. Хотя генетические факторы играют определенную роль в развитии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.