ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Вестник Прикамского социального института. 2023. № 3 (96). С. 84–89.
Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2023. No. 3 (96). Pp. 84-89.
Научная статья
УДК 159.9:378.6
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
(ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО) ВЫГОРАНИЯ
Максим Вячеславович Максимчук1, Александр Владимирович Дубровский2
1
Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Пермь, Россия,
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-9944-8723
2
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь,
Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается такая разновидность профессиональной деструкции
личности, как синдром эмоционального (профессионального) выгорания, анализируются понятие и
структура психологической компетентности личности как фактор профилактики синдрома эмоцио-
нального (профессионального) выгорания, анализируются иные формы профилактики синдрома эмо-
ционального (профессионального) выгорания, отдельно рассматривается педагогическая профилак-
тика синдрома эмоционального (профессионального) выгорания, предлагаются меры, направленные
на достижение психологической компетентности будущими профессионалами.
Ключевые слова: психологическая компетентность, синдром эмоционального (профессиональ-
ного) выгорания, педагогическая профилактика
Для цитирования: Максимчук М. В., Дубровский А. В. Психологическая компетентность как
фактор педагогической профилактики синдрома эмоционального (профессионального) выгорания //
Вестник Прикамского социального института. 2023. № 3 (96). C. 84–89.
Original article
PSYCHOLOGICAL COMPETENCE AS A FACTOR IN THE PEDAGOGICAL
PREVENTION OF EMOTIONAL (PROFESSIONAL) BURNOUT SYNDROME
Maksim V. Maksimchuk1, Alexander V. Dubrovsky2
1
Perm Institute of the FPS of Russia, Perm, Russia, [email protected],
https://orcid.org/0000-0002-9944-8723
2
Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia,
Abstract. The article examines such a type of professional destruction of the individual as the emo-
tional (professional) burnout syndrome, analyzes the concept and structure of the psychological competence
of the individual as a factor in the prevention of the emotional (professional) burnout syndrome, analyzes
other forms of prevention of the emotional (professional) burnout syndrome, and separately considers the
pedagogical prevention of the emotional (professional) burnout syndrome, measures are proposed aimed at
achieving psychological competence by future professionals.
© Максимчук М. В., Дубровский А. В., 2023
М.В. МАКСИМЧУК, А. В. ДУБРОВСКИЙ 85
Keywords: psychological competence, emotional (professional) burnout syndrome, pedagogical pre-
vention
For citation: Maksimchuk M. V., Dubrovsky A. V. Psychological competence as a factor in the peda-
gogical prevention of emotional (professional) burnout syndrome. Bulletin of Prikamsky Social Institute,
2023, no. 3 (96), pp. 84-89. (In Russ.).
В профессиональной психологии давно сложился подход, согласно которому в зависи-
мости от предмета трудовой деятельности все профессии можно классифицировать на пять
типов. Первый тип – это профессии типа «человек – техника», где объектом труда выступа-
ют технические устройства (водители, операторы станков, строители и т. д.). Второй тип –
профессии «человек – природа», где объектом труда выступают природные объекты (ве-
теринары, кинологи, сотрудники зоопарков). Третий тип – профессии «человек – знаковая
система», объектом труда здесь выступают знаки, символы, числа и т. д. (программисты,
бухгалтеры, инженеры). Четвертый тип – профессии «человек – художественный образ», где
объектом труда выступают художественные произведения (художники, писатели, сценари-
сты). И пятый тип – профессии «человек – человек», где объектом труда выступают другие
люди (педагоги, врачи, юристы) [1, с. 102].
Любая профессиональная деятельность сопряжена с профессиональными рисками, к
которым, помимо прочих, относят профессиональные деструкции. Профессиональные дест-
рукции – это негативные изменения в структуре личности, обусловленные профессиональ-
ными факторами. От профессиональной деформации личности профессиональные деструк-
ции отличаются тем, что профессиональные деформации не всегда имеют негативный, раз-
рушающий для личности характер. Профессиональные деформации – это любые изменения
личности под влиянием профессии. Например, изменение внешности, манеры поведения,
приобретение привычки к использованию жаргонизмов и т. п. не обязательно являются нега-
тивными для личности профессионала. Профессиональные деструкции характерны своим
разрушающим воздействием на личность. Профессиональные деформации и деструкции при
определенных обстоятельствах приводят к девиантному поведению профессионала.
Одной из форм профессиональной деструкции личности выступает синдром эмоцио-
нального (профессионального) выгорания личности (СЭВ). Одними из основоположников
теории СЭВ являются американские исследователи К. Маслач и С. Джексон. Они определя-
ют СЭВ как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных
коммуникаций, трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, де-
персонализацию и редукцию персональных достижений [2].
Под эмоциональным истощением профессионала следует понимать ощущения усталос-
ти, индифферентности, безынициативности, переутомления, пассивности, опустошения, низ-
кую мотивацию как на работе, так и за ее пределами. Деперсонализация – это личностная отст-
раненность профессионала, развитие эмоциональной холодности к людям, снижение уровня
эмпатии к «клиентам», равнодушие. Под редукцией персональных достижений понимается
понижение мотивации к работе, карьерному росту и профессиональному развитию, разочаро-
вание в выбранной профессиональной траектории, неуверенность в себе как в профессионале.
Показательно, что с относительно недавнего времени СЭВ официально квалифициру-
ется Всемирной организацией здравоохранения как болезнь. Согласно Международной ста-
тистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-11), выгора-
ние – синдром, концептуализированный как результат хронического стресса на рабочем мес-
те, с которым не удалось справиться [3].
Представители профессий типа «человек – человек» в наибольшей степени подвержены
СЭВ. Это обусловлено тем, что профессионалы данного типа вынуждены производить эмо-
циональные затраты в работе с людьми и при этом испытывать дисбаланс между эмоциями
86 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
затрачиваемыми и получаемыми взамен от целевой аудитории (клиента). В целом высокая
интенсивность межличностного взаимодействия ведет к эмоциональному истощению про-
фессионалов. Представители профессий типа «человек – человек», в отличие от представи-
телей профессий, где межличностное взаимодействие сведено к минимуму, сталкиваются с
высокой интенсивностью межличностного взаимодействия. Отличительной особенностью
профессионалов типа «человек – человек» и одновременно фактором развития СЭВ является
также то, что их работа сопряжена с регулярными межличностными конфликтами. Развитие
СЭВ не только приводит к личностным проблемам у профессионалов, но и негативно сказы-
вается на производительности труда, на кадровом комплектовании, а также может приводить
к девиантному и делинквентному поведению работников. Без системы преодоления СЭВ не-
возможно обеспечить должного морально-психологического уровня профессионалов, а зна-
чит, невозможно эффективное выполнение профессионалами возложенных на них задач.
Известно, что профилактика лучше лечения. Важнейшее направление преодоления
СЭВ у профессионалов – это его профилактика. Зачастую корректировать уже развитый СЭВ
крайне затруднительно. Преодоление СЭВ должно строиться на принципах ранней, регуляр-
ной и системной профилактики. Развитие СЭВ – это постепенный, а не одномоментный про-
цесс. СЭВ хронологически характеризуется своим начальным, средним и глубинным уров-
нем развития. Чем раньше субъекты профилактики СЭВ включатся в профилактический
процесс, тем он будет результативнее.
Систему профилактики СЭВ можно обобщенно представить четырьмя направлениями:
1) организационно-управленческая профилактика; 2) психологическая профилактика; 3) пе-
дагогическая профилактика; 4) самопрофилактика. Полагаем, что эффективность профилак-
тики СЭВ достигается только при комплексной профилактической работе в указанных на-
правлениях.
Первое направление профилактики лежит в зоне ответственности административно-
управленческого персонала и выражается в принятии им организационных мер по отбору
психологически зрелых кадров, поддержанию здорового психологического климата, диаг-
ностике морально-психологического состояния в коллективе и нивелированию организаци-
онных факторов развития СЭВ.
Психологическая профилактика осуществляется либо штатными специалистами-психо-
логами, либо частнопрактикующими психологами по инициативе профессионала, испы-
тывающего СЭВ, и предполагает оказание квалифицированной психологической помощи и
диагностику СЭВ.
Самопрофилактика предпринимается по инициативе самого профессионала и выража-
ется в применении им по отношению к себе психологических методов самодиагностики СЭВ
и психологических методов коррекции собственного СЭВ.
Предметом настоящего исследования является такое направление профилактики СЭВ,
как педагогическая профилактика. Считаем, что педагогическая профилактика СЭВ – одно
из самых недооцененных направлений профилактики профессиональных деструкций в це-
лом. Несмотря на то что педагогическая профилактика профессиональных деструкций может
использоваться управленческим персоналом как элемент менеджмента организации, основ-
ным субъектом данной профилактики должна выступать образовательная организация, кото-
рая готовит будущего профессионала. Гипотеза нашего исследования состоит в том, что уже
на этапе обучения в образовательной организации в ходе педагогического процесса будущий
профессионал должен получить необходимые психологические компетенции, которые по-
зволят ему на этапе профессиональной деятельности преодолевать риски СЭВ. Иначе говоря,
главным педагогическим результатом педагогической профилактики СЭВ у профессионалов,
по нашему мнению, должно стать формирование у обучающегося психологической компе-
тентности.
М.В. МАКСИМЧУК, А. В. ДУБРОВСКИЙ 87
Обратимся к разработанным в науке подходам к определению понятия «психологиче-
ская компетентность». М. И. Лукьянова определяет психологическую компетентность как
«готовность и способность решать задачи труда и повседневной жизни, опираясь на принци-
пы психологии» [4, с. 14]. Психологическая компетентность может пониматься как «интег-
ральное профессионально-личностное образование, позволяющее человеку психологически
конструктивно решать задачи профессионального и личного опыта», «совокупность психо-
логических знаний, психологических умений и набора социально-психологических личност-
ных характеристик» [5]. О. Э. Хайитов определяет, что психологическая компетентность –
это «представленность в индивидуальном сознании психологического содержания, психоло-
гических ситуаций и способов их решения» [6, с. 24].
Анализ литературы по теме позволяет судить о том, что чаще психологическая ком-
петентность определяется через структуру этого феномена. Например, Н. В. Кузьмина
предлагает следующую структуру психологической компетентности: 1) социально-пер-
цептивная компетентность, то есть знание социально-психологической природы людей;
2) социально-психологическая компетентность, то есть знание психологических законо-
мерностей различных социальных групп; 3) аутопсихологическая компетентность, то есть
самодиагностика психологических состояний, самоанализ психологического состояния;
4) психолого-педагогическая компетентность, то есть умение оказывать психологическое
влияние на других людей; 5) коммуникативная компетентность, то есть умение выстраи-
вать психологически оптимальные стратегии коммуникации, межличностного общения
[7, с. 255].
Наше принципиальное убеждение состоит в том, что изучение студентами вузов учеб-
ной дисциплины «Психология» не может в полной мере способствовать развитию у будущих
профессионалов психологической компетентности, а значит, не может обеспечить должной
профилактики СЭВ, поскольку изучение студентами учебной дисциплины «Психология»
преследует в первую очередь академические, а не практические цели.
Считаем необходимым внедрить в образовательный процесс вузов, особенно по нап-
равлениям подготовки и специальностям, которые подразумевают обучение профессионалов
типа «человек – человек», учебную дисциплину «Основы психологической безопасности и
компетентности в профессиональной деятельности». Полагаем, что содержание данной
учебной дисциплины должно предполагать реализацию педагогических превенций, направ-
ленных на формирование психологической компетентности вообще и на профилактику СЭВ
в частности. По нашему мнению, такие педагогические превенции можно подразделить на:
1) педагогические превенции, действующие на когнитивную сферу студентов; 2) педагогиче-
ские превенции, действующие на эмоциональную сферу студентов; 3) педагогические пре-
венции, действующие на поведенческую сферу студентов.
Педагогические превенции, действующие на когнитивную сферу студентов, будут вы-
ражаться в том, что студенты познакомятся с СЭВ как понятием, научатся выявлять его при-
знаки (симптомы), определять его виды, факторы возникновения и коррекции. Реализация
этих превенций будет способствовать формированию осознанности и информированности
будущих сотрудников в вопросах развития у них СЭВ, повышению психологической гра-
мотности в целом.
Педагогические превенции, действующие на эмоциональную сферу студентов, предпо-
лагают выработку будущими профессионалами навыков по развитию своего эмоционального
интеллекта, то есть навыков психологической самодиагностики, управления своими эмоция-
ми, умения справляться с повышенными эмоциональными и психологическими перегрузка-
ми. Очень важно обучать будущих профессионалов способам самостоятельной профилакти-
ки и коррекции СЭВ.
88 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Педагогические превенции, действующие на поведенческую сферу студентов, будут
выражаться в достижении студентами компетенций, направленных на разрешение конф-
ликтных ситуаций с «клиентами», коллегами и руководством, на разрешение потенциально
неправомерных ситуаций на работе, на выбор психологически оптимальных моделей и стра-
тегий поведения в профессиональной деятельности.
Ведущей педагогической формой рассматриваемой учебной дисциплины должны стать
практические занятия-тренинги.
Таким образом, любая профессиональная деятельность связана с профессиональной
деформацией и профессиональной деструкцией. Одной из разновидностей профессиональ-
ных деструкции является СЭВ, представляющий собой форму профессиональной деструкции
личности, сопровождающуюся эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукци-
ей персональных достижений. В наибольшей степени СЭВ подвержены представители про-
фессий типа «человек – человек». Одним из факторов профилактики СЭВ является психоло-
гическая компетентность личности профессионала. Психологическая компетентность – это
совокупность психологических знаний, умений и навыков, позволяющих успешно решать
профессиональные задачи. Наиболее недооцененной формой профилактики СЭВ является
педагогическая профилактика. В образовательный процесс вузов, особенно по направлениям
подготовки и специальностям, которые подразумевают обучение профессионалов типа «че-
ловек – человек», предлагается внедрить учебную дисциплину «Основы психологической
безопасности и компетентности в профессиональной деятельности». Освоение студентами
данной учебной дисциплины позволит им сформировать психологические компетенции, свя-
занные с информированностью и осознанностью проблемы СЭВ, с самодиагностикой СЭВ и
саморегуляцией эмоциональных состояний, с выстраиванием психологически оптимальных
моделей поведения в профессиональной сфере, препятствующих развитию СЭВ.
Список источников
1. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : учеб. пособие. М., 1995. 224 с.
2. Maslach C., Jackson S. E., Leiter M. Maslach Burnout Inventory Manual // Evaluating Stress: A
Book of Resources. The Scarecrow Press, 1997. Pp. 191–218. URL: https://www.researchgate.net/
publication/277816643_The_Maslach_Burnout_Inventory_Manual (дата обращения: 23.10.2023).
3. QD85 Выгорание // Международная статистическая классификация болезней и проблем,
связанных со здоровьем. Одиннадцатый пересмотр (МКБ-11) : сайт. URL: https://icd.who.int/browse11/
l-m/ru#/http://id.who.int/icd/entity/129180281 (дата обращения: 23.10.2023).
4. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика и разви-
тие. М., 2004. 144 с.
5. Психология общения : энцикл. слов. / под общ. ред. А. А. Бодалева. М., 2011. 598 с. Элект-
рон. версия печ. изд. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/kompetentnost-psihologicheskaja
(дата обращения: 23.10.2023).
6. Хайитов О. Э. Психологическая компетентность в контексте профессиональной деятельно-
сти (теоретический аспект) // Вопросы науки и образования : электрон. журн. 2019. № 29 (78). С. 21–
29. URL: https://scientificpublication.ru/images/PDF/2019/78/Questions-of-science-and-education-29-78-
.pdf (дата обращения: 23.10.2023).
7. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М. – Воронеж, 2004. 750 с.
References
1. Klimov E. A. Obraz mira v raznotipnykh professiyakh [The image of the world in different types of
professions]. Moscow, 1995, 224 p. (In Russ.).
2. Maslach C., Jackson S. E., Leiter M. Maslach Burnout Inventory Manual. Evaluating stress: A book
of resources. The Scarecrow Press, 1997, pp. 191–218. Available at: https://www.researchgate.net/
publication/277816643_The_Maslach_Burnout_Inventory_Manual (accessed 23.10.2023).
М.В. МАКСИМЧУК, А. В. ДУБРОВСКИЙ 89
3. QD85 Vygoranie [QD85 Burnout]. (In Russ.). Available at: https://icd.who.int/browse11/l-m/
ru#/http://id.who.int/icd/entity/129180281 (accessed 23.10.2023).
4. Luk’yanova M. I. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnost’ uchitelya. Diagnostika i razvitie
[Psychological and pedagogical competence of the teacher. Diagnosis and development]. Moscow, 2004,
144 p. (In Russ.).
5. Psikhologiya obshcheniya [Communication psychology]. Ed. A. A. Bodalev. Moscow, 2011, 598 p.
(In Russ.). Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/kompetentnost-psihologicheskaja (ac-
cessed 23.10.2023).
6. Khayitov O. E. Psikhologicheskaya kompetentnost’ v kontekste professional’noy deyatel’nosti (teo-
reticheskiy aspekt) [Psychological competence in the context of professional activity (theoretical aspect)].
Questions of Science and Education, 2019, no. 29 (78), pp. 21–29. (In Russ.). Available at:
https://scientificpublication.ru/images/PDF/2019/78/Questions-of-science-and-education-29-78-.pdf (ac-
cessed 23.10.2023).
7. Derkach A. A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala [Acmeological foundations of pro-
fessional development]. Moscow, Voronezh, 2004, 750 p. (In Russ.).
Информация об авторах
М. В. Максимчук – преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин
Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний;
А. В. Дубровский – доктор педагогических наук, профессор,
профессор кафедры военной педагогики и психологии
Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.
Information about the authors
M. V. Maksimchuk – Lecturer at the Department of Civil Law Disciplines,
Perm Institute of the FPS of Russia;
A. V. Dubrovsky – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Professor at the Department of Military Pedagogy and Psychology,
Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 03.11.2023; одобрена после рецензирования 21.11.2023;
принята к публикации 22.11.2023.
The article was submitted 03.11.2023; approved after reviewing 21.11.2023; accepted for
publication 22.11.2023.