Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ'

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
462
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром эмоционального выгорания / модели эмоционального выгорания / психологическое благополучие / профилактика эмоционального выгорания / emotional burnout syndrome / models of emotional burnout / psychological well-being / prevention of emotional burnout

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.Н. Шевелёва

По данным исследований, профессиональная деятельность учителей подвергается стрессу вследствие множества факторов, которые могут привести к формированию как симптомов, так и самого синдрома эмоционального выгорания. Актуальность изучения феномена синдрома эмоционального выгорания обусловлено повышением качества отечественного образования, на которое влияет такой фактор, как профессиональное самочувствие учителя, в том числе уровень профессионального выгорания. Анализ исследований показывает, что существует несколько подходов к определению понятия «профессиональное выгорание». В статье представлены основные научные психологические и педагогические подходы к организации профилактики эмоционального выгорания педагогов. В статье определены основные модели синдрома эмоционального выгорания, представляющие компоненты его структуры или процесса возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Н.Н. Шевелёва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN SCIENTIFIC PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF PREVENTION OF PROFESSIONAL EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS

According to research, the professional activity of teachers is stressed due to a variety of factors that can lead to the formation of both symptoms and the burnout syndrome itself. The relevance of studying the phenomenon of emotional burnout syndrome is due to an increase in the quality of domestic education, which is influenced by such a factor as the professional well-being of the teacher, including the level of professional burnout. Analysis of research shows that there are several approaches to the definition of “professional burnout”. The article presents the main scientific psychological and pedagogical approaches to the organization of prevention of emotional burnout of teachers. The article defines the main models of the burnout syndrome, representing the components of its structure or the process of occurrence.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ»

References

1. Blonskij P. P. Vvedenie v doshkol'noe vospitanie. Moskva, 1916.

2. Stepanova L.A. Vzglyady otechestvennyh uchenyh-pedagogov na problemu razvitiya obschemetodicheskih osnov obucheniya i ih realizacii v shkol'noj praktike. Moskva, 2018.

3. Blonskij P.P. Zadachi i metody novoj shkoly. Na putyah knovojshkole. 1918; № 1: 36 - 43.

4. Blonskij P.P. Lichnost' rebenka i vospitanie. Psihologiya ideti.1917; № 1: 27 - 31.

5. Blonskij P. P. Izbrannye pedagogicheskie i psihologicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva, 1979; T. 1.

6. Blonskij P. P. Izbrannye pedagogicheskie i psihologicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva, 1979; T. 2.

7. Blonskij P.P. Pedologiya v massovoj shkole pervoj stupeni. Rabotnikprosvescheniya. 1930; № 2.

8. Blonskij P.P. K voprosu o merah bor'by so shkol'noj neuspevaemost'yu. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya. Moskva. 1961: 529 - 533.

9. Blonskij P.P. Shkol'naya neuspevaemost'. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 159.944

Sheveleva N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Pedagogical Technologies of Continuing Education, Institute of Continuing Education,

Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: nnsh2009@mail.ru

THE MAIN SCIENTIFIC PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF PREVENTION OF PROFESSIONAL EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS. According to research, the professional activity of teachers is stressed due to a variety of factors that can lead to the formation of both symptoms and the burnout syndrome itself. The relevance of studying the phenomenon of emotional burnout syndrome is due to an increase in the quality of domestic education, which is influenced by such a factor as the professional well-being of the teacher, including the level of professional burnout. Analysis of research shows that there are several approaches to the definition of "professional burnout". The article presents the main scientific psychological and pedagogical approaches to the organization of prevention of emotional burnout of teachers. The article defines the main models of the burnout syndrome, representing the components of its structure or the process of occurrence.

Key words: emotional burnout syndrome, models of emotional burnout, psychological well-being, prevention of emotional burnout.

Н.Н. Шевелёва, канд. пед. наук, зав. каф. педагогических технологий непрерывного образования института непрерывного образования

Московского государственного педагогического университета, г. Москва, E-mail: nnsh2009@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

По данным исследований, профессиональная деятельность учителей подвергается стрессу вследствие множества факторов, которые могут привести к формированию как симптомов, так и самого синдрома эмоционального выгорания. Актуальность изучения феномена синдрома эмоционального выгорания обусловлено повышением качества отечественного образования, на которое влияет такой фактор, как профессиональное самочувствие учителя, в том числе уровень профессионального выгорания. Анализ исследований показывает, что существует несколько подходов к определению понятия «профессиональное выгорание». В статье представлены основные научные психологические и педагогические подходы к организации профилактики эмоционального выгорания педагогов. В статье определены основные модели синдрома эмоционального выгорания, представляющие компоненты его структуры или процесса возникновения.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, модели эмоционального выгорания, психологическое благополучие, профилактика эмоционального выгорания.

По данным исследований, профессиональная деятельность учителей подвергается стрессу вследствие конфликтов, введением различного рода инноваций, излишними контрольно-оценочными процедурами, авторитарным стилем руководства, обсуждением в СМИ и сети интернет образовательной деятельности, несправедливыми обвинениями, отсутствием возможности защитить честь и достоинство, отсутствием достойного вознаграждения за профессиональную деятельность. Все эти факторы могут привести к формированию как симптомов, так и самого синдрома эмоционального выгорания. Необходимость осмысления сущности действий по профилактике профессионального эмоционального выгорания педагогов как условия оптимизации их профессиональной деятельности детерминирует актуальность темы данной статьи.

Цель статьи - выявить особенности профессионального эмоционального выгорания педагогов и ключевые подходы к организации его профилактики. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать отечественные и зарубежные исследования в области определения подходов к содержанию понятия профессионального эмоционального выгорания, организации его профилактики;

- классифицировать на группы существующие подходы к изучению феномена профессионального выгорания;

- выявить особенности моделей синдрома эмоционального выгорания в современных исследованиях.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в историографии вопросов разработки содержания понятия профессионального эмоционального выгорания и мер по его профилактике. Практическая значимость обусловлена возможностью использования результатов проведенного исследования в оптимизации работы педагогических коллективов, своевременной профилактике профессионального выгорания. Научная новизна связана с осмыслением многообразия научных подходов к профилактике профессионального и эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе.

Известно, что исследование эмоционального выгорания в образовании было начато в зарубежной педагогике не так давно - во II половине XX в. С другой стороны, немаловажно отметить, что изучение поведения человека в

конфликте, стрессе в различной профессиональной деятельности изучается не только зарубежными, но и отечественными учеными.

Категорию «эмоциональное выгорание» как профессиональный термин определил Х. Фрейденберг (1974 г). Он определяет данное понятие как психологическое состояние людей, которое характеризуется профессиональным истощением, свойственное тем людям, чья деятельность связана с интенсивной коммуникацией, длительным эмоциональным напряжением [1]. Известно, что понятие эмоционального выгорания переводят как термин со значением «выгорать». Первоначально исследователи говорили о работниках кризисных центров, психиатрических клиник, в дальнейшем к ним стали относить и тех, кто постоянно осуществляет коммуникацию в профессиональной деятельности.

«Выгорание» в психиатрии (Freudenberger, 1974) и социальной психологии (Maslach, 1993; Maslach&Jackson, 1981) - состояние депрессии, психологического и физического истощения, деперсонализации, нарушений в сфере общения и социальных отношений, вызванное неспособностью справиться с профессиональным стрессом.

Многие исследователи и учёные руководствуются описанием синдрома эмоционального выгорания (далее - СЭВ) [1]. Мы можем встретить различные теоретические взгляды на проблему профессионального эмоционального выгорания, которые обусловили многозначность этого понятия, поэтому нет единой точки зрения на сущность понятия его структуру. Исследователи отмечают, что выгорание проявляется как потеря энтузиазма, эмоциональное опустошение, утрата идеализма и разочарование в моральных ценностях.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает 5 групп симптомов эмоционального выгорания - физических, эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих и социальных. Однако И.А. Новикова, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев условно выделяют три группы симптомов выгорания: психофизиологические, социально-психологические и поведенческие [2].

Анализ исследований показывает, что существует несколько подходов к определению понятия «профессиональное выгорание». Так В.Н. Димова определяет подходы к описанию выгорания, выбрав в качестве основания вызывающие его причины: индивидуальный, межличностный и организационный. Исследова-

тель справедливо отмечает, что организационный подход имеет первостепенное значение в развитии процесса выгорания, в частности, особое внимание необходимо уделить такому внешнему фактору, как влияние профессиональной среды. С другой стороны, представители межличностного и индивидуального подхода особый акцент делают на внутренних факторах [3].

В этой связи учёные отмечают необходимость развития позитивных аспектов личности педагога как одном из способов профилактики эмоционального выгорания. Небезынтересно отметить, что многие исследователи (например, Е. Аронсон и А. Пайнз) не ограничивают возникновение СЭВ только в социальных, так называемых «помогающих» профессиях, но и полагают, что вследствие переутомления или стресса может быть характерен для любой профессии.

Для определения научных психологических и педагогических подходов к организации профилактики профессионального эмоционального выгорания важно понимать, что такое психологическое благополучие личности. Эту проблему обозначили в конце 60-х гг XX в. Х. Кентрил и М. Яход, в дальнейшем зарубежные исследователи психологического благополучия личности акцентировали внимание на гедонистическом и эвдемонистическом подходе:

- геодонистический подход - в жизни личности определяется позитивные эмоции, поэтому психологическое благополучие преимущественно обусловленные внешние, положительные эмоции и события;

- эвдемонистический подход проявляет проактивность (С. Кови справедливо определяет этот навык одним из основных навыков, делающих человека эффективным; такая личность всегда инициативна, решительна, минимизирует риски), преобразует окружающий мир и достигает гармоничного состояния.

Констатируем, что первый опыт отечественной психологии в области исследования психологического благополучия личности принадлежит М.В. Соколовой, Л.В. Куликовой (середина 90-х гг. XX в.). Анализ психолого-педагогической литературы обозначил различные подходы определения личности.

Интересны труды Е.Б. Лактионовой, которая убедительно доказывает, что психологически комфортная среда - условие, оптимизирующее развитие личностного потенциала ее субъектов. Именно такая среда представляет собой минимизацию стрессооустойчивых факторов.

Важно отметить, что, определяя научные психологические и педагогические подходы к организации профилактики профессионального эмоционального выгорания, было выявлено, что внимание исследований сосредоточено на изучении структуры СЭВ, а также его основных симптомов. Тем не менее, интересны и другие векторы исследований, например, влияние профессиональных аспектов на возникновения синдрома выгорания, описанные в трудах В.В. Близновой, М.Н. Шевцова. Психологии стресса, его влияния на возникновение СЭВ посвящены труды Д. Бертрама, РМ. Грановской, Г Селье, Л. Стернса, А. Фернхема, Б. Колодзин. Проблема детерминации личностных особенностей в СЭВ студентов-первокурсников актуализирована А.И. Серавиным и И.А. Фирсовой.

Следует отметить, что зарубежные исследователи акцентируют своё внимание на личностных особенностях лиц, подверженных выгоранию, индивидуальных копинг-стратегиях преодоления стресса, а отечественные - на поиске механизмов профилактики, исследованию его сформированности.

Многие исследователи справедливо отмечают значение личностных, ситуативных и профессиональных факторов развития профессионального выгорания, что способствует возникновению рисков (подробный анализ и интерпретация представлена в трудах Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой [4]). В этой связи важно отметить труды исследователей, определяющих такие факторы, как: условия труда (психологическая перегрузка, недостаточное количество времени на отдых, деятельность в рискологической ситуации); различные роли специалиста в организации (конфликты, высокая степень ответственности); особенности взаимоотношений с коллегами и администрацией, делегирование полномочий; высокая степень контроля и ответственности за достижение результатов школьниками; карьерный рост и профессионально-личностное развитие; уровень ор-

Библиографический список

ганизационно-педагогической культуры педагогов; возможность получения психологической помощи; внешние причины - семейные проблемы, микросоциум, ненормированный режим работы, рабочая перегрузка [5].

Важно отметить ряд исследований, посвященных изучению взаимосвязи выгорания с мотивационной сферой профессионала, а также его стилевые особенности поведения: адаптации, деятельности, сопряжения индивидуальности с социумом, различными условиями жизни. В.Е. Орёл определяет стили на 3 уровнях: индивидуально-психологическом, социально-психологическом и социальном. Результаты его исследования демонстрирует наличие связи между всеми компонентами эмоционального выгорания и стилем мышления. У педагогов с высокой степенью выгорания преобладает ситуативный стиль мышления. У них наблюдается нацеленность на достижение конкретного результата в ущерб социальному взаимодействию и саморазвитию.

Исследования показывают, что на резильентность школ влияет такой фактор, как эффект учителя [6]. Эффект учителя зависит не только от уровня сфор-мированности его предметных, методических и информационных компетентно-стей, но и от профессионального самочувствия. По результатам исследования, 17% - выгоревшие педагоги, у которых наблюдаются определённые профессиональные деформации: отказ от профессионального развития, удовлетворённость условиями работы, отрицательная оценка изменений, негативные установки в профессиональной деятельности, незаинтересованность в достижении обучающихся и др.

Таким образом, в результате выгорания существенно обостряются профессиональные деформации педагогов, в том числе низкие ожидания в отношении учащихся, редукция профессиональных обязанностей, формализм, негативизм, циничное отношение к детям и родителям, попустительство, что неизбежно влияет на качество образования в этих школах. Учителя-энтузиасты, наоборот, демонстрируют позитивную оценку и профессиональную установку, развитие, положительные ожидания и чувство вовлеченности, именно они приветствуют все инновационные процессы, они повышают качество образования.

В процессе решения задач исследования были сформулированы выводы:

- установлено, что наряду с изучением феномена профессионального выгорания в психологии (в психологии труда, личности, семьи, клинической психологии, психологии здоровья, безопасности, экстремальной психологии) междисциплинарность встречается в исследованиях, выполняемых в других областях - естественнонаучных и социогуманитарных, например, в медицине, физиологии, менеджменте и педагогике и т.д. Феномен профессионального эмоционального выгорания связан с понятиями стресс, психологическое благополучие, комфортная среда, личностные кризисы, риск, жизнестойкость, неблагоприятные функциональные состояния, психологическое здоровье и т.п.;

- выявлено, что все подходы в изучении феномена профессионального эмоционального выгорания можно условно разделить на 3 группы: индивидуальный, межличностный, процессный. В зависимости от выбранного подхода учёные определяют актуальные для них тенденции, поэтому гиперболизируют те или иные факторы и симптоматику этого феномена. Анализ отечественной и зарубежной литературы выявил в качестве эффективных гедонистический и эвдемонистический подходы; как один из инструментов реализации - приоритет развития позитивных аспектов личности педагога;

- раскрыто, что в современных исследованиях существуют модели СЭВ, представляющие компоненты его структуры или процесса возникновения.

Сформулированные выводы позволяют утверждать, что цель была достигнута. Значимость изучения феномена профессионального эмоционального выгорания обусловлена повышением качества отечественного образования, на которое влияет такой фактор, как профессиональное самочувствие учителя. Перспективным направлением изучения данной темы станет разработка конкретных алгоритмов профилактики профессионального эмоционального выгорания педагогов с учетом современной социокультурной ситуации.

1. Антонов Н.В., Иванова О.А., Шалашова М.М. Инновации в области профессионального развития педагогов (из практики работы). Непрерывное образование в контексте Будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Москва: ГАОУ ВО МГПУ, ООО «АПриор», 2021: 225 - 230.

2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. Санкт-Петербург: Питер, 1999.

3. Димова В.Н. Личностные детерминанты и организационные факторы развития психического выгорания личности в профессиях «субъект-объектного» типа. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ярославль, 2010.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. Москва: Издательство «Юрайт», 2018.

5. Аминов Н.А., Шпитальный Д.В. Синдром «эмоционального сгорания» как вид профессиональной дезадаптации. Профессиональный потенциал. 2002; № 1: 45 - 48.

6. Константиновский Д.Л., Пинская М.А., Звягинцев РС. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания. Социологические исследования. 2019; № 5: 14 - 25.

References

1. Antonov N.V., Ivanova O.A., Shalashova M.M. Innovacii v oblasti professional'nogo razvitiya pedagogov (iz praktiki raboty). Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste Buduschego: sbornik nauchnyh statej po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: GAOu VO MGPU, OOO «APrior», 2021: 225 - 230.

2. Bojko V.V. Sindrom «'emocional'nogo vygoraniya» v professional'nom obschenii. Sankt-Peterburg: Piter, 1999.

3. Dimova V.N. Lichnostnye determinanty i organizacionnye faktory razvitiya psihicheskogo vygoraniya lichnosti v professiyah "sub'ekt-ob'ektnogo" tipa. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2010.

4. Vodop'yanova N.E. Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika: prakticheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «Yurajt», 2018.

5. Aminov N.A., Shpital'nyj D.V. Sindrom «'emocional'nogo sgoraniya» kak vid professional'noj dezadaptacii. Professional'nyjpotencial. 2002; № 1: 45 - 48.

6. Konstantinovskij D.L., Pinskaya M.A., Zvyagincev R.S. Professional'noe samochuvstvie uchitelej: ot 'entuziazma do vygoraniya. Sociologicheskie issledovaniya. 2019; № 5: 14 - 25.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.