Научная статья на тему 'Возможности адаптации метода эксперимента к моделированию прессы региона'

Возможности адаптации метода эксперимента к моделированию прессы региона Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
255
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА РЕГИОНА / МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕССЫ / METHOD OF EXPERIMENT / SYSTEM APPROACH / COMPLEX MODELING / EDITORIAL DESIGN / REGIONAL PERIODICALS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вершинин Василий Александрович

В статье рассмотрена проблема использования метода эксперимента в моделировании структуры изданий. На основе принципов прикладного системного анализа раскрыты возможности адаптации метода эксперимента к решению задач комплексного моделирования и проектирования газет и журналов региона. Предложена типология эксперимента, основанная на функционально-матричном подходе к моделированию прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adapting method of experiment in regional periodicals design

At first we analyzed a lot of works about the theory of experiment in journalism and we came to a conclusion that all practices directed on description of experiment in journalism are determined by restricted pragmatic targets. E.g., it can be an effort to adapt experimental methods to practical newsmen work on the stage of observation, getting information about a case, on the stage of presentation of these facts in newspapers or magazines in the view of different unusual text, illustrative, graphics and other elements. But there are no proposals about organization of experiment in modeling the structure of edition in these researches. These facts cause the relevance of creation and testing ways of using experimental methods in practice of complex modeling and design of local newspapers and magazines. The solutions of similar problems, as we know, can be found in other spheres of knowledge and activities. From the principles of system analysis we know that experimental practice cannot be separated from the process of modeling, it allows us to test and refine the model, which is a source of information for design. We suppose that this is true for models of regional newspapers and magazines. Our attempts to adapt the method of experiment to the process of modeling are based on the experience of application of the same methods in such spheres as mathematics, biology, and social sciences. Our works let us define the common principles of the method of experiment and the typical ways to solve the problems of modeling and design of newspapers and magazines: • depending on the conditions of carrying out (simulated mentally or on location); • depending on the purpose (research or test). The practice of using the functional matrix approach in the complex design in contracts research and study projects connected with newspapers and magazines of the region allowed us to present experimental method in several standard forms of experimentation: 1. Experiments in the full range of modeling tasks. 2. Experiments, the factors of which are one or several levels of complex modeling. 3. Experimental approbation of the model during the implementation phase of the project. The practice of performing research contracts and student projects confirms the necessity of searching variants of system-forming applied problems and developing classification of types of experimentation in the practice of modeling and design of periodicals.

Текст научной работы на тему «Возможности адаптации метода эксперимента к моделированию прессы региона»

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 070: 7.012 (078)

В.А. Вершинин

ВОЗМОЖНОСТИ АДАПТАЦИИ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТА К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕССЫ РЕГИОНА

В статье рассмотрена проблема использования метода эксперимента в моделировании структуры изданий. На основе принципов прикладного системного анализа раскрыты возможности адаптации метода эксперимента к решению задач комплексного моделирования и проектирования газет и журналов региона. Предложена типология эксперимента, основанная на функционально-матричном подходе к моделированию прессы.

Ключевые слова: пресса региона, метод эксперимента, системный подход, моделирование прессы.

В процессе выполнения хоздоговорных и инициативных НИР на факультете журналистики Томского государственного университета автором статьи был накоплен опыт разработки и корректировки комплексных и композиционно-графических моделей газет и журналов регионов, который позволил проанализировать и систематизировать возможности адаптации метода эксперимента к процессу решения прикладных задач в области моделирования газет и журналов. Цель статьи - представить возможности адаптации метода эксперимента к решению прикладных задач на основе системного подхода (работы Ф.П. Тарасенко, Ф.И. Перегудова, В.М. Мишина), в том числе прикладного системного анализа (Ф.П. Тарасенко), традиций и современных тенденций теории и практики моделирования периодических изданий (работы А.П. Киселева, И.Н. Табашникова, С.И. Галкина, В.В. Тулупова, В.В. Бакшина, Ю.Н. Мясникова, А.С. Сундукова).

Эксперимент наряду с наблюдением является главным методом научного познания, основой эмпирического подхода к знанию. В соответствии с критерием Карла Поппера возможность постановки эксперимента отличает научную теорию от псевдонаучной. Множество специалистов характеризуют свою деятельность как экспериментальную в социальных и гуманитарных науках. Свое место у метода эксперимента есть и в теории и практике журналистики, а также в такой специфической ее подсистеме, как моделирование периодических изданий.

В теории и практике журналистики существует несколько подходов к определению и классификации метода эксперимента. Некоторые исследователи, такие как А. А. Тертычный, характеризуют эксперимент в журналистике как жанр, другие - как метод работы журналиста. Делались и попытки более глубокого теоретического осмысления метода эксперимента в журналистике, его классификации. Наиболее значимой работой такого плана является опубликованная еще в 1986 г. статья Л.В. Кашинской «Эксперимент как метод

журналистской деятельности» [1]. В ней говорится о том, что в теории и практике журналистики идет настойчивый поиск новых, результативных средств, способов отображения сложнейших процессов общественной жизни, развивается и система методов журналисткой деятельности, совершенствуется эмпирическая методика. И наряду с традиционными познавательными методами - наблюдения, интервью, проведения анализа документов - получает дальнейшее развитие метод эксперимента.

Все попытки описать использование эксперимента в журналистике определяются конкретными, зачастую узкими исследовательскими и прикладными задачами. Например, попытка адаптировать методики эксперимента к практической работе журналиста-автора - на этапах наблюдения, получения информации о каком-либо явлении, ее отражения в газете или журнале в виде тех или иных нетрадиционных текстовых, иллюстрационных, коммуникативных, графических и других элементов. Но ни в одном из вышеперечисленных исследований нет предложений по организации эксперимента в моделировании структуры издания. Именно это определяет актуальность создания и апробации методик использования этого метода в процессе комплексного моделирования и проектирования локальных газет и журналов, решение которых, как мы убедились, было уместно искать в использовании метода эксперимента в других областях знаний и сферах деятельности.

В достижении поставленной цели мы опираемся на труд Ю.Н. Мясникова «Технология моделирования и проектирования периодики региона» [2], в котором предлагается функционально-матричный подход к обоснованию технологии постановки и решения прикладных задач в области моделирования прессы региона. Этот подход представлен в виде матричного модуля, контрактных, учебно-экспериментальных и авторских схем моделирования и проектирования. Уровни и этапы процесса моделирования изданий отражены в схеме на рис. 1.

Методологическое и практическое значение в использовании метода эксперимента в моделировании периодики имеет прикладной системный анализ. В частности, представленная в учебнике В.М. Мишина «Исследование систем управления» трактовка метода эксперимента как «контролируемого и управляемого способа исследования объекта, предполагающего активное участие исследователей и их целенаправленных воздействий на него в искусственно созданных моделированных (мысленно или близких к действительности) или реальных условиях» [3. С. 217].

Опыт проектирования газет и журналов разного типа, которым располагает автор данной статьи [4, 5], подтверждает, что все перечисленные выше характеристики эксперимента как метода помогают оптимизировать терминологический и понятийный аппарат экспериментальных подходов к композиционно-графическому и комплексному моделированиям периодики региона, поскольку эксперимент в области моделирования и проектирования изданий тоже может иметь поисковый или проверочный характер. Например, в рамках экспериментального выпуска мы можем использовать несколько наборных шрифтов, чтобы впоследствии при помощи фокус-групп выявить наиболее соответствующий прикладным задачам, запросам заказчиков. А факторным экспериментом можно считать конкретное экспериментальное моделирование в рамках одного или нескольких уровней модели.

| МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ | ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СИНТЕЗ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЕ^

Исполнители. Согласование с Заказчиком Исполнители Заказчик. Согласование с исполнителями Исполнители. Заказчиц 1

матричный) подход 1 • Прост нии мскдкко-г ■ • Конпяексмое моделирование 1 * Руководитель; Научи. рун. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТА Об юр литературы методик, ыимодлеяьмьх И “Орглиинм» «то* КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ опыта издания Разработка концепции и компл. модели Проектные предложения Экспериментальная апробация модели Корректировка структуры издания Типовой проект издания

Декомпозиция ТЗ (ПЗ). ^ фиксация гробик Оценка опыта ^ решения проблей ш Агрегирование ^ структуры икания ь 1 '1 ' НПО!ну У нууеуо ^ ВЯ Корректир^чыие ^ и ’екущие номера ^ . 1 іЯ А ІІЛ | ■■ структуры Т ■■ _

и Типологический уровень или фактор комплексной модели издания * Исполнитель М*1 Анализ методов и методик типологической систематизации изданий, их типоформирующих факторов и признаков Оценка типологических многообразия и специфики изданий Разработка вариантов типологического статуса (уровня/ фактора)издания Апробация типологического статуса издания, приложений. Пилотные варианты. Апробация, корректировка • Представители Заказчика Корректировка типологического облика издания, приложений (с учетом предложений Заказчика) Типологические статусы основного издания, приложений. Рекомендации по поэициоиировамию и реализации изданий на медиарыике □ ▼ | |

Тематический уровень модели Блоки, разделы, рубрики, темы * Исполнитель №2 Анализ тематических ресурсов периодики, методов планирования изданий Оценка опыта перспективного и оперативного планирования, разработки сетевых графиков, рубрикаторов периодических изданий Разработка вариантов тематической модели издания Обоснование тематического сетевого графика рубрикатор* системы планирования Тематическое планирование номера на основе тематического сетевого графика. * Представители Заказчика Корректировка тематической структуры издания (с учетом предложений Заказчика) Тематический уровень структуры Рубрикаторы, сетевые графики, тематические планы иэдания. приложений

< я Систематизация текстовых и визуальных жанров и др. структурных элементов полос * Исполнитель №3 Анализ жанровых и структурных ресурсов изданий Оценка опыта реализации жанровой системы изданий, текстовых, визуальных, коммуникативных и др. структурных элементов полос, разворотов V Разработка вариантов жанровой системы издания, ее концепции, рекомендаций по моделированию полос Апробация жанровой и структурной организации полос, разворотов. * Представители Заказчика Корректировка жанровой структуры издания элементов полос (с учетом предложений Заказчика) Жанровый уровень структуры иэдания Рекомендации по систематизации »идо» и линров текстовых, визуальных и коммуникативных >пе ментов т ▼

ш ▼ -м Композиционный уровень модели * Ис полнигель №4 Анализ принципов компоновки разделов, рубрик, тем, отдельных материалов, элементов полос видов верстки. композиционных стереотипов Оценка опыта композиционного моделирования, вариантов фиксации разделов, рубрик, тем, структурных элементов полос в пространстве издания ▼ Разработка вариантов композиционного уровня модели Обоснование выбора структурных элементов и коммуникативных связей, вариантов (комплектов), типовых макетов Выбор ТИПОВОГО макета, разработка оригинал-макета пилотного номера, его верстка * Представители Заказчика Разработка комплекта типовых макетов и макетов-шаблонов (с учетом предложений Заказчика) Композиционный уровень структуры издания Рекомендации. Комплекты композиционных схем. типовых иакето* и макетоя-иаблоиов полос, ра »ворогов, блоков

| ▼ Графический уровень модели Особенности дизайна • Исполнитель М5 Анализ графических ресурсов, технических и технологических возможностей моделирования и выпуска изданий Оценка опыта дизайна, отечественных и зарубежных изданий, новых тенденций, технологических возможностей ▼ Варианты графической концепции и структуры издания, их обоснование, принципы художественною конструирования. Образцы полос, элементов Выбор варианта реализации графической концепции * Представители Заказчика Корректировка графической концепции структуры (с учетом предложений Заказчика) Типовой вариант дизайна издания РеК0ИеНДЛ1|И*- Обра»цы графики И1Д4МИЙ. алиментов полос т

J

Рис. 1.. Матричный модуль как вариант системного подхода к решению прикладных задач моделирования изданий

Экспериментальный (пилотный) выпуск газеты или журнала (см. рис. 1) можно расценивать как эксперимент, проводимый в условиях, приближенных к реальным, который позволяет объективно в достаточно «чистом» виде исследовать связи и свойства изучаемого объекта.

В области дизайна, по мнению А. Лаврентьева, «эксперимент заключается в проверке какого-либо принципа моделирования, который порождает свой собственный класс графических форм» [6. С. 14]. Это положение является для нас принципиально значимым. Описывая графическое моделирование как самостоятельную область экспериментирования, А. Лаврентьев утверждает, что «графическое моделирование в дизайне служит нескольким целям. Во-первых, оно выполняет функции проектной документации и представляет собой исторически сложившийся способ демонстрации проектного замысла. Во-вторых, является основой формирования языка графического дизайна, т. е. области, ориентированной прежде всего на сферы культуры и информации. В-третьих, служит инструментом визуального мышления и направлено, таким образом, на профессиональную проектно-художественную деятельность» [6. С. 14].

Принимая во внимание рассмотренные выше представления об эксперименте, экспериментальных методиках и их апробации в системе комплексного и композиционно-графического моделирования, мы можем сформулировать конкретные принципы экспериментального моделирования газеты или журнала.

Наиболее эффективным и результативным подходом к решению этой задачи является теория и практика прикладного системного анализа, агрегирующая подходы к обоснованию эксперимента в системе моделирования периодики, обоснованные в приведенных выше работах. В частности, методологически значимым для определения логики эксперимента в системе моделирования СМИ является следующее утверждение Ф.П. Тарасенко: «Часто недостающую информацию о системе можно получить только из самой системы, проведя специально спланированный для этого эксперимент. Содержащуюся в протоколе эксперимента информацию извлекают, подвергая полученные данные обработке, преобразованию в форму, пригодную для включения ее в модель системы. Легко воспринимается, что эксперимент нужен для совершенствования модели. Важно понять также, что эксперимент невозможен без модели (курсив наш. - В.В ). Они находятся в одном цикле. Однако вращение по этому циклу напоминает не вращающееся колесо, а катящийся снежный ком - с каждым оборотом он становится все больше, весомее» [7. С. 141].

Таким образом, исходя из принципов системного анализа, экспериментальная практика неотделима от процесса моделирования. По мнению Ф.И. Перегудова и Ф.П. Тарасенко, «отношение между экспериментом и теоретической моделью двоякое. С одной стороны, эксперимент позволяет проверить и при необходимости уточнить модель, то есть эксперимент является источником информации для моделирования. С другой стороны, модель диктует, какой именно эксперимент следует проводить. То есть модель является источником информации для организации эксперимента» [8. С. 170].

Исходя из практики функционально-матричного подхода к комплексному моделированию, мы предложили разделить эксперимент в области моделирования на несколько типов, положив в основу матричный модуль комплексного моделирования и основные виды экспериментирования:

1. Эксперименты в решении комплексных задач моделирования изданий.

2. Эксперименты, факторами которых становятся один или несколько уровней комплексного моделирования.

3. Экспериментальная апробация модели на этапе реализации проекта.

Среди ряда классификаций основных типов экспериментов наиболее оптимальной представляется приведенная в учебнике «Стратегия социологического исследования» В.А. Ядова. Она совпадает с апробированными нами на практике этапами моделирования газет и журналов, которые мы используем в соответствии со спецификой стоящих перед нами прикладных задач.

1. Натурный эксперимент. Предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий - внедрение модели, выпуск на рынок готового продукта. (В нашем случае - проекта, разработанного в соответствии с уровнями комплексного моделирования и с учетом рекомендаций экспертов и заключений исследований, выданных на основе апробации в виде пилотных номеров.)

2. Мысленный эксперимент (квазиэксперимент). Манипулирование с информацией о реальных объектах ведется без вмешательства в естественный ход событий. (Таким этапом выступает еще не апробированная модель издания в виде рекомендаций по типологическому статусу, тематическому и жанровому наполнению, набору прототипных полос, вариантов титульного комплекса, цветовой гаммы, композиционного и графического оформления).

3. Натурный квазиэксперимент. Исследователь руководствуется логикой эксперимента «до - после», но, во-первых, не жестко контролирует фоновые воздействия и, во-вторых, создает экспериментальную ситуацию своими действиями в качестве участника «жизненной ситуации» [9. С. 366-367]. На этом этапе осуществляется выпуск пилотного номера, происходит его апробация, проводятся исследования фокус-группами, экспертами или внутренними и внешними стейкхолдерами с целью выявления факторов, которые влияют на выбор читателя и на выявление слабых мест в модели издания.

Функционально-матричный подход к моделированию и проектированию СМИ позволил представить на рис. 2 наиболее очевидные виды эксперимента для обоснования прикладных задач и включения их в технические и проектные задания в виде предложенной нами модификации матричного модуля, приведенного в работах Ю.Н. Мясникова [2].

Так, на этапе мысленного (квази-) эксперимента предлагается еще не апробированная модель издания в виде проектных предложений по упомянутому выше типологическому статусу, тематическому и жанровому наполнению, набору прототипных полос, вариантам титульного комплекса, цветовой гаммы, композиционного и графического оформления.

Натурный эксперимент может характеризоваться активным вмешательством исследователя в моделируемую ситуацию, например в выход издания, нетипичного для рынка, внедрение обновленной модели с изменением типологического статуса издания или смену графической составляющей. Здесь

можно использовать весь спектр экспериментальных методик, которые носят междисциплинарный характер. Такой эксперимент может быть поисковым или проверочным (например, чтобы определить специфику и запросы аудитории, попытаться наладить обратную связь с читателями или выйти на новый рынок).

«

X

Л

4

г

і

X

о

X

типологическим

уровень

тематическии

уровень

жанровый

уровень

КОМПОЭИЦИОННЫИ

уровень

графический

уровень

Этапы разрабс

системный

анализ

(теоретическая база проекта, комплексный анализ опыта издания)

обоснование

квазиэксперимента

синтез

(разработка концепции и комплексной модели)

квазиэксперимент

(модель)

реализация

проекта

(экспериментальная апробация модели.

корректировка структуры издания)

натурный

эксперимент

Этапы экспериментальной апробации модели

внедрение

(типовой проект издания)

выпуск

готового

продукта

возможность планирования эксперимента на отдельных уровнях модели

Рис. 2. Типология метода эксперимента в системе моделирования периодических изданий

Когда мы говорим об эксперименте в процессе комплексного моделирования, подразумевается, что мы можем создавать экспериментальные ситуации на всех уровнях модели издания: типологическом, тематическом, жанровом, композиционном и графическом. И комплексный эксперимент означает либо создание принципиально нового издания, либо трансформацию существующего. Такой проект может осуществляться инициативной группой или быть коммерческим. В любом случае выпуск такого издания связан с определенными рисками: оно может оказаться невостребованным, коммерчески несостоятельным, но в любом случае останется источником нового опыта и материалом для дальнейших проектов. Создание таких комплексных экспериментальных проектов характерно для рыночной ситуации в крупных городах с целью извлечения прибыли, а также для изданий корпоративного характера, газет градообразующих предприятий, районов, поскольку качественному изданию, созданному для конкретной аудитории, будет легче конкурировать с сетевыми изданиями. Сейчас, когда сетевые столичные газеты вытесняют районные и городские с рынка печатных изданий, есть возможность поднимать их на уровень, не уступающий федеральному. Но для этого необходимы системное, а не только композиционно-графическое оформление, комплексное моделирование и хорошо продуманный подбор специалистов газет и журналов регионов.

Если же с заказчиком оговаривается возможность эксперимента, да и в целом моделирования, лишь на определенном уровне модели, мы квалифицируем его как факторный эксперимент. Например, если издание заказывает корректировку композиционно-графической модели, изменения могут касаться только этих уровней, а факторы, влияющие на эксперимент, концентрируются только на соответствующих уровнях матричного модуля. Причем возможно выделение конкретного участка экспериментирования, так, например, графика, композиция издания может при этом изменяться, но оставаться типовой. Все это зависит от прикладных задач моделирования - от того, какие именно изменения программирует заказчик издания, какой оно должно произвести эффект на аудиторию.

В то же время все уровни модели взаимосвязаны и эксперимент, основным фактором которого является изменение типологического статуса издания, может повлечь изменение тематической, жанровой составляющих, композиционной и графической структуры издания, даже если эти изменения не будут кардинальными.

Эксперимент по оптимизации свойств изучаемого объекта является точкой, в которой «сходятся» все уровни и этапы моделирования - выпуск пилотного номера, который является экспериментальной апробацией модели на этапе реализации проекта. Такой эксперимент является проверочным, уточняющим. Даже при условии типовых задач моделирования этот этап всегда будет экспериментальным. И выполнение этой работы завершается анализом результатов эксперимента, обобщением, оценкой и разработкой рекомендаций по их использованию. Апробация только композиционно-графической модели на этапе пилотного выпуска может привести к переоценке типологического статуса, тематического наполнения, структурной организации полос, да и состоятельности издания как такового.

В процессе последовательной экспериментальной апробации всего издания по уровням моделирования анализируется практическая целесообразность и эффективность разработанной комплексной модели: оцениваются типологические характеристики издания, тематическое планирование, апробируются жанровая структура издания, варианты выбора и структурной организации элементов полос. На стадии моделирования оформления обосновывается и апробируется выбор конкретных типовых макетов полос «пилотного» или текущих номеров, вариантов реализации графической концепции.

Проблема, с которой иногда сталкиваются разработчики изданий, консультанты по корректировке, - отторжение откорректированной или новой модели издания заказчиками, даже если они находят новые решения «интересными». Поэтому наиболее важной особенностью этапа экспериментальной апробации и внедрения модели является последовательная работа исполнителей с заказчиками и людьми, занимающимися непосредственно выпуском издания. Наиболее эффективен выпуск экспериментальных и корректировочных номеров издания силами представителей заказчика (редакции) под контролем или при участии исполнителей (разработчиков модели), что позволяет избежать синдрома отторжения и мнений, что «газета интересная, но это не наша газета» [2. С. 42].

Необходимость проведения совместной экспериментальной апробации обоснована тем, что разработчики получают возможность корректировки модели на основании зафиксированных ими результатов, которые приводятся также системно и по уровням. Предложения работников редакции по усовершенствованию модели на этом этапе вносятся (или отвергаются) с объяснением причин в процессе корректировки.

С учетом корректировок, сделанных в процессе такого уточняющего эксперимента, модель обогащается новыми данными, она становится соответствующей требованиям редакции и условиям реализации, т.е. готовой к внедрению. «Этот заключительный после моделирования и разработки проекта этап комплекса работ представляет собой не только запуск газеты или журнала в производство, но и предъявление заказчику соответствующего техническому заданию пакета документов, комплектов типовых макетов, макетов-шаблонов, «образцов» графики, акта приемки-сдачи проекта» [2. С. 42].

За несколько лет работы в лаборатории моделирования и проектирования периодических изданий факультета журналистики Томского государственного университета автором данной статьи было выполнено большое количество работ по моделированию газет и журналов, множество из которых имели экспериментальный характер. В процессе разработки и выпуска изданий мы сталкивались с необходимостью идентифицировать ту или иную характерную особенность экспериментальных задач, определить тип эксперимента. Мы имели возможность убедиться в том, что метод эксперимента является неотъемлемой частью моделирования изданий, а также в практической значимости концепции философа и культуролога В.С. Библера о мысленном эксперименте как основе любой творческой деятельности [10].

Обобщая опыт экспериментального моделирования газет и журналов, мы убедились и в том, что информация, содержащаяся в модели издания, может диктовать условия проведения эксперимента, а эксперимент может служить источником для дальнейшей корректировки модели. Эта закономерность является источником дальнейшего совершенствования методики моделирования, потому что с каждым новым экспериментом она становится все совершеннее. И даже неудачный результат эксперимента может быть конструктивным источником, результативным фактором в дальнейшем опыте разработки или модернизации структуры и дизайна газеты или журнала.

Литература

1. Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности // Вестн. МГУ. Сер. Журналистика. 1986. № 6. С. 26-34.

2. Мясников Ю.Н. Технология моделирования и проектирования периодики региона. 2-е изд., доп., перераб. Томск: Изд-во НТЛ, 2010.

3. Мишин В.М. Исследование систем управления: учеб. для вузов. 2-е изд., стер. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005.

4. Вершинин В.А. Экспериментальный дизайн СМИ (внедрение в учебный процесс): Материалы Междунар. молодежного науч. форума «Л0М0Н0С0В-2010» / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. М.: МАКС Пресс, 2010.

5. Вершинин В.А. Возможности адаптации метода эксперимента к моделированию и проектированию прессы региона. Проблемы массовой коммуникации: Материалы Всерос. науч. конф., 11-12 мая 2012 г. Ч. 1 / под общ. ред. В.В. Тулупова. Воронеж, 2012. С. 11-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.А. Вершинин

106 ---------------------------------------------------------------------------------------

6. Эксперимент в дизайне: [учеб. пособие] / сост. А. Лавреньтев. М.: Изд. дом «Универ. кн.», 2010.

7. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ: (Наука и искусство решения проблем): учеб. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.

8. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа: учеб. 3-е изд. Томск: Изд-во НТЛ, 2001.

9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.

10. Библер В.С. Мышление как творчество: (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.