Научная статья на тему 'Блок-схема контрактного моделирования и проектирования газет и журналов как инструмент определения содержания проекта и возможностей его разработки'

Блок-схема контрактного моделирования и проектирования газет и журналов как инструмент определения содержания проекта и возможностей его разработки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
796
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОЕ / КОМПЛЕКСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-МАТРИЧНЫЙ ПОДХОД / МАТРИЧНЫЙ МОДУЛЬ / БЛОК-СХЕМА КОНТРАКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДАНИЙ / COMPOSITION AND GRAPHICAL / COMPLEX PRESS MODELLING AND PROJECTING / PROJECT MANAGEMENT / SYSTEM ANALYSIS / FUNCTIONAL MATRIX APPROACH / MATRIX MODULE / CONTRACT PRESS MODELLING FLOWCHART

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мясников Юрий Николаевич

В статье рассмотрены обусловленные предшествующими этапами поиска парадигм моделирования и проектирования газет и журналов (композиционно-графического и комплексного) функционально-матричный подход (матричный модуль), интегрирующий возможности прикладного системного анализа и проектного менеджмента, и проблемы, выявленные в процессе его использования в медиапроектировании. В частности, проблема определения содержания и разработки проектов, выполняемых на договорной основе. Предпринята попытка адаптации механизма определения содержания проекта Г. Уэбстера к условиям региональной рыночной практики медиапроектирования с помощью метода координат и его возможностей, а также к определению содержания проекта и управления им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paradigm changes in press modelling, caused by quantitative and qualitative shifts in the media system, start in 1970-1980s substantiation and wide use of two-level composition and graphics modeling, or CGM (V.V. Bakshin, C.B. Galkin, A.P. Kiselev, I.N. Tabashnikov, V.V. Tulupov). In 198090s the method of complex modelling was elaborated and introduced (Myasinkov Yu.N. and the experience of the Press Modelling and Projecting Laboratory at the Faculty of Journalism of Tomsk State University). The method broadens CGM due to inclusion of the genre and subject matter levels of content. In post-Soviet period it becomes expedient to widen borders of the "modelling" concept, introducing projecting of newspapers and magazines, including modelling as a stage of conceptual development of a periodical. This stage of the research needed an interdisciplinary methodological enhancement of the theory and practice of periodicals modelling and projecting due to the system analysis resources, including applied system analysis (ASA) and project management (PM). In this paper, functional-matrix approach integrating ASA and PM and problems revealed during its use in media projecting are examined, particularly, the problem of contract media project content determination. Matrix module is the project's control code, its executive mechanism, showing the resources of the development of a periodical. It does not specify setting particular goals (including content determination) by the customer. Default graphic interpretation of project content determination (for example, used in popular G. Webster's manual) is not the key to the problem either. In this article an attempt is made of adaptation of project content determination mechanism by G. Webster in the regional market of media projecting environment using coordinates method and its resources. Further research of changing the printed media modelling and projecting paradigm leads the author of the present article to the necessity of contract press modelling and projecting flowchart development. It specifies using the matrix module in Quadrant 1, before the investment stage (Quadrant 2), which allows to determine the project content, as well as the strategy and tactics of contracting parties interaction. In Quadrant 3 the requirements and the resources of contracting parties are settled. Quadrant 4 is the stage of control and reporting. Developed by the author of the present article and introduced in practice of contract researches, the flowchart of contract press modelling and projecting was used in several newsrooms and included in media specialists training and retraining programs.

Текст научной работы на тему «Блок-схема контрактного моделирования и проектирования газет и журналов как инструмент определения содержания проекта и возможностей его разработки»

2011 Филология №2(14)

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 070: 7.012 (078)

Ю.Н. Мясников

БЛОК-СХЕМА КОНТРАКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ЕГО РАЗРАБОТКИ

В статье рассмотрены обусловленные предшествующими этапами поиска парадигм моделирования и проектирования газет и журналов (композиционно-графического и комплексного) функционально-матричный подход (матричный модуль), интегрирующий возможности прикладного системного анализа и проектного менеджмента, и проблемы, выявленные в процессе его использования в медиапроектировании. В частности, проблема определения содержания и разработки проектов, выполняемых на договорной основе. Предпринята попытка адаптации механизма определения содержания проекта Г. Уэбстера к условиям региональной рыночной практики медиапроектирования с помощью метода координат и его возможностей, а также к определению содержания проекта и управления им.

Ключевые слова: композиционно-графическое, комплексное моделирование и проектирование газет и журналов; управление проектами, системный анализ, функционально-матричный подход; матричный модуль, блок-схема контрактного моделирования изданий.

Лаборатория моделирования и проектирования периодических изданий факультета журналистики Томского государственного университета, имеющая более чем 30-летний опыт разработки проектов новых региональных газет, журналов и корректировки, модернизации уже существующих, располагает рядом методик, являющихся результатом изменения парадигм решения прикладных задач в области медиапроектирования. Апробация этих методик в процессе выполнения хоздоговорных и инициативных НИР, руководства дипломными и курсовыми работами выявила ряд проблем в постановке и решении прикладных задач, например в определении содержания проекта, возможностей его разработки, и требует специального их рассмотрения.

Последовательное изменение парадигмы моделирования периодики, вызванное явно обозначившимися количественными и качественными изменениями в традиционной системе СМИ, берет начало в 70-80-х гг. прошлого столетия. Это время обоснования и широкой практики внедрения в процессе модернизации областных, городских, районных, многотиражных газет теории и методики оформительского, композиционно-графического моделирования (КГМ) [1—5]. Оно не ставило задач управления системой содержания изданий, но стимулировало экспериментирование в области расширения типологического «ассортимента» периодики (появление республиканских, молодежных, рекламных, отраслевых еженедельников), поиски путей преодоле-

ния жесткой идеологической и тематической регламентированности процесса планирования содержания газет разного типа.

В 80-е - начале 90-х гг. XX в. возникла необходимость изменения парадигмы двухуровнего композиционно-графического моделирования и обоснования метода комплексного моделирования (КМ), позволяющего расширить границы КГМ до четырех уровней за счет включения моделирования содержания (тематического и жанрового). Методики композиционно-графического и комплексного моделирования, широко апробированные нами в практике модернизации периодики регионов, в том числе районных и городских газет, существенно расширившиеся возможности редакций газет в преодолении стереотипов содержания и оформления изданий оказались востребованными в период типологического «бума» газет и журналов рубежа веков, времени различных условий функционирования системы СМИ на федеральном и региональных медиапространствах [6-10].

Вышеупомянутые изменения парадигмы моделирования изданий разного типа, дополнительно обусловленные кардинальными изменениями в технологиях допечатной подготовки и полиграфического производства газет и журналов постсоветского периода, привели к усложнению прикладных задач, пересмотру понятийного аппарата, например к дальнейшему расширению границ понятия «моделирование». Стало целесообразным введение в оборот технологически более приемлемого и современного понятия «проектирование газет и журналов», включающего процесс моделирования как часть, этап разработки концепции издания в процессе решения проектных задач. Именно на этом этапе изменения парадигмы моделирования периодики потребовалось междисциплинарное методологическое усиление теории и практики моделирования газет и журналов за счет использования возможностей системного анализа (в том числе прикладного - ПСА) [11-18] и проектного менеджмента (ПМ) [19-25].

Предложенное нами интегрированное представление о новых возможностях в поисках парадигм решения прикладных задач (в том числе определения содержания проекта) основано на функционально-матричной составляющей системного подхода и проектного менеджмента. Оно технологически реализовано в виде матричного модуля, включающего в себя:

- типологический, тематический, жанровый, композиционный графический уровни комплексного моделирования (КМ) как последовательность проектных задач (М1.. ,М5);

- последовательность этапов методологического и теоретического их обоснования, анализа «параллельного» опыта, выработки концепции издания в виде комплексной модели и проектных предложений (Р1...Р4);

- собственно проектную составляющую матричного модуля, которая представляет собой совместную с заказчиками апробацию проектных предложений, сформулированных в процессе моделирования, в виде выпуска пилотного номера, его корректировок (Б5...Р7) и выдачи заказчику на этапе внедрения пакета документов, сетевых графиков, элементов графического дизайна, типовых макетов, шаблонов верстки (Р1...Р5).

| МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ | ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СИНТЕЗ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА внедрение’

Исполнители. Согласование с Заказчиком Исполнители Заказчик. Согласование с исполнителями Исполнители. Закаїчик 1

■ • Системным (функционально- матричный) подход 1 • Проектный реиердасхт ■ • Комплексное моделирование * Руководитель; Нлучм. рук. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТА Обзор пигррлтурч митодж м*онода1еяычдл и "ормжвиыи актов КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ Разработка концепции и компл. модели Экспериментальная апробация модели Корректировка структуры издания Типовой проект издания

Проектные предложения

!□ Д*«оппозиция ТЗ (ПЗХ ^ фиксация проблгк РЯ[ *т*<ка»о6опм»«* ' Д » .г—^ [Я Оценка опыта ^ |£| решения проблем в Агрегирование ^ | структуры издания ^ ь ■дВ игу-ну и нэчера KoupeKiMpyojHL* ^ УЛ И текущие номера ^ Я к , ІУД ^ ІІЛ і ■■ ирувщв* W

ш ▼ * Типологический уровень или фактор комплексной модели издания * Исполнитель N4 Анализ методов и методик типологической систематизации изданий, их типоформирующих факторов и признаков Оценка типологических многообразия и специфики изданий Я ▼ Разработка вариантов типологического статуса (уровня/ фактора)издания Апробация типологического статуса издания, приложений. Пилотные варианты. Апробация, корректировка * Представители Заказчика Корректировка типологического облика издания, приложений (с учетом предложений Заказчика) Типологические статусы основного издания, приложений. Рекомендации по позиционированию и реализации И1Д.1МИИ на медиарыике \

ЕВ Тематический уровень модели Блоки, разделы, рубрики, темы * Исполнитель N*2 Анализ тематических ресурсов периодики, методов планирования изданий Оценка опыта перспективного и оперативного планирования, разработки сетевых графиков, рубрикаторов периодических изданий ▼ Разработка вариантов тематической модели издания Обоснование тематического сетевого графика рубрикатор* системы планирования Тематическое планирование номера на основе тематического сетевого графика. * Представители Заказчика Корректировка тематической структуры издания (с учетом предложений Заказчика) Тематический уровень структуры Рубрикаторы, сетевые графики, тематические глаиы издания, приложений ш

ш ▼ ■+ Систематизация текстовых и визуальных жанров и др. структурных элементов полос • Исполнитель К1} Анализ жанровых и структурных ресурсов изданий Оценка опыта реализации жанровой системы изданий, текстовых, визуальных, коммуникативных и др. структурных элементов полос, разворотов 2 V Разработка вариантов жанровой системы издания, ее ко-целцми. рекомендаций по моделированию полос Апробация жанровой и структурной организации полос, разворотов. * Представители Заказчика Корректировка жанровой структуры издания элементов полос (с учетом предложений Заказчика) Жанровый уровень структуры издания Рекомендации по систеиа'иыции видов и жанров текстовых, визуальных и коммуникативных элементов ш ▼

2 ▼ * Композиционный уровень модели * Исполнишь №4 Анализ принципов компоновки разделов, рубрик, тем. отдельных материалов, элементов полос видов верстки, композиционных стереотипов Оценка опыта композиционного моделирования, вариантов фиксации разделов, рубрик, тем, структурных элементов полос в пространстве издания ▼ Разработка вариантов композиционного уровня модели Обоснование выбора структурных элементов и коммуникативных связей, вариантов (комплектов), типовых макетов Выбор ТИПОВОГО макета, разработка оригинал-макета пилотного номера, его верстка * Представители Заказчика Разработка комплекта типовых макетов и макетов-шаблонов (с учетом предложений Заказчика) Композиционный уровень структуры издания Рекой ГИДИЦИИ. Комплекты КОМПОЗИЦИОННЫХ схем. типовых макетов и манетов-шбломов голос, разворотов, блоков ш ▼

▼ * Графический уровень модели Особенности дизайна • Исполнитель Анализ графических ресурсов, технических и технологических возможностей моделирования и выпуска изданий Оценка опыта дизайна, отечественных и зарубежных изданий, новых тенденций, технологических возможностей V варианты графической концепции и структуры издания, их обоснование, принципы художественного конструирования. Образцы полос элементов Выбор варианта реализации графической концепции * Представители Заказчика Корректировка графической концепции структуры (с учетом предложений Заказчика) Типовой вариант дизайна издания Рекоиеидации. Образцы графики изданий. элементов полос т •V

Л

Рис. 1. Матричный модуль

Состоятельность и прикладная значимость функционально-матричного подхода в виде матричного модуля как кода управления проектом подтверждена практикой моделирования и проектирования газет и журналов Томской, Новосибирской областей, Красноярского края («Честное слово», «Северский меридиан», «Два крыла», «Томская нефть», «Вопросы реконструктивной и пластической хирургии», «Бородинский вестник», «На фоне Пушкина», «Земля чаинская» и др.) и эффективно используется в качестве элементов блок-схем контрактного, учебного и авторского проектирования газет и журналов (в рамках руководства хоздоговорными НИР, курсовыми, учебно-экспериментальными и дипломными проектами студентов).

Характерно, что зарубежный опыт в этой сфере деятельности соответствует выраженной коммерческой доминанте функционирования медиарынка. Обращает на себя внимание стремление зарубежных специалистов унифицировать и регламентировать процесс управления проектами, в том числе на национальном уровне, интерпретировать общепринятые стандарты в виде учебных пособий, абсолютизировать опыт конкретных специалистов в области менеджмента [19-21].

К сожалению, этот опыт далеко не всегда коррелирует с российским по мотивации методологического обоснования, специфике становления региональных медиарынков. Следовательно, необходим гибкий вариант адаптации «чужого» опыта, конкретных отечественных и зарубежных методик в постановке и определении объемов прикладных задач, в частности определения содержания проекта, стратегии и тактики его реализации.

Содержание проекта и способы его фиксации (по Г. Уэбстеру)

Содержание проекта - важнейший элемент стратегии управления им. Так, по Г. Уэбстеру, автору весьма характерного для современного зарубежного опыта пособия «Планирование и управление проектами для менеджеров», «не имеющих априорных знаний в этой области» [20], специалистам по проектированию важен «первый этап в создании надежного плана», обеспечивающего понимание исполнителями «в начале процесса планирования, почему проект нужен и что будет достигнуто в результате». Г. Уэбстер подчеркивает особо, что «менеджер должен увидеть проект крупным планом», в его графической или схематической интерпретации и с фиксацией ответов на вопросы:

- Почему необходимо выполнить этот проект и какие обстоятельства лежат в основе этой необходимости?

- Что выполнение проекта даст для решения возникшей проблемы?

- Как необходимо выполнить проект и какие задачи для этого нужно решить?

- Кто участвует в проекте и на кого окажут влияние его результаты.

В окончательном варианте графическая интерпретация процесса определения содержания проекта в книге Г. Уэбстера представлена следующим образом:

КОНТЕКСТ

Что проект должен решить, и какие существуют варианты решения возникшей проблемы?

ЗАДАНИЕ

І

Как необходимо выполнить задание, и какие задачи для этого нужно решить ?

Почему необходимо выполнить этот проект, и какие обстоятельства лежат в основе этой необходимости ?

(Начало)

ПРОЦЕСС

Кто испытает на себе влияние результатов проекта?

РОЛИ

Рис. 2. Процесс определения содержания проекта по Г. Уэбстеру

В комментарии к этой схеме указано, что каждый участник выполняет две роли: одну «как», другую «кто». Роль «как» - функциональная или специальных знаний, в частности технических, которую специалист выполняет в проекте. «Кто» - это роль, которую выбирает специалист в проектной группе, и вклад, вносимый им в успех ее работы. Такой вариант процесса определения содержания проекта оптимально программирует дальнейшие действия менеджера, исполнителей, обосновывает последовательность их этапов, стратегию управления проектом и является, по мнению Г. Уэбстера, определяющим.

Однако многофункциональные и многоуровневые проекты отличаются сложным комплексом прикладных задач, требующим привлечения не только исполнителей по каждому уровню их комплекса, но и представителей заказчиков в качестве стейкхолдеров и в качестве соисполнителей. А именно к таким мы относим модернизацию существующих, моделирование и проектирование новых изданий, актуальных и на федеральных, и - в особой степени (из-за кадровых, технологических, экономических и других проблем) - на региональных медиапространствах. Разумеется, комплекс задач, последовательность путей их решения в постсоветских реалиях требует иных систем управления этим процессом, иных схематических и визуальных способов «показа проектов крупным планом», алгоритмов решения проблем, определяемых не только методами управления проектами, но и методами решения исследовательских задач в рамках хоздоговорных и инициативных НИР, а также методами обучения в системе высшего и

дополнительного образования, самостоятельного освоения методик решения прикладных задач.

В частности, необходимо более последовательное и конкретное использование возможностей системного анализа и моделирования, чем в предшествующие периоды функционирования СМИ в России. Задачей максимально точного обоснования содержания медиапроектов, стратегии и тактики их реализации в новых условиях и предъявления их не только «крупным планом», но и в детально конкретизированном виде определяется предпринятый нами в процессе выполнения хоздоговорных и экспериментальных НИР по моделированию периодики региона вариант интерпретации схемы Г. Уэбстера. Этот вариант позволяет сохранить его соответствие основополагающим принципам теории и практики управления проектами (например, соответствие требованию детализированного ответа на вопросы, сформулированные Г. Уэбстером: «что?», «как?», «кто?»).

Метод координат в определении содержания проекта и управлении им

Рис. 3. Процесс определения содержания проекта (метод координат)

Нам показалось целесообразным применение метода координат, принятого как в системном анализе и управлении системами, так и в проектном менеджменте. Он предполагает использование упорядоченной пары двух взаимоперпендикулярных осей 0Х (абсцисс) и 0У (ординат) (рис. 3), где началом координат для каждой из осей служит их общая точка 0. Координатные оси 0Х и 0У разбивают плоскость на четыре

четверти (квадранта). Часть плоскости, лежащая выше оси 0Х и правее оси 0У, называется первым квадрантом; часть плоскости, лежащая выше оси 0Х и левее оси 0У, - вторым квадрантом; часть плоскости, лежащая ниже оси 0Х и левее оси 0У, - третьим и часть плоскости, лежащая ниже оси 0Х и правее оси 0У, - четвертым квадрантом.

Обозначим вектором 0У реальный объем работ, выполняемых в рамках проекта, вектором 01 - реальное время проектирования (корректировки модели) периодического издания и перераспределим вопросы, регламентирующие содержание проекта, в соответствии с традициями метода координат, а также с логикой и последовательностью процесса моделирования и проектирования, поэтапного выполнения как научно-исследовательских, так и проектных или учебных задач. Поэтому целесообразно отклонение от схемы Г. Уэбстера (рис. 2), от однопорядкового формулирования элементов содержания проекта.

В нашем случае началом проекта служит факт заключения договора между заказчиком и исполнителями. Поэтому вопрос «кто?» требует графической фиксации каждой из договаривающихся сторон («кто?» и «кто?») и размещения их в III квадранте координатной плоскости. Во II квадранте остается вопрос «что?», который дополняется вопросом «почему?». В совокупности они дают представление об идее и условиях договора, целях, задачах и факторах их решения в агрегированном выражении (содержание проекта в виде технического или проектного задания). Этим и объясняется векторное выражение начала работы от «кто?» к «что?» и «почему?» (II квадрант) и далее - вектора продолжения работы, собственно процесса моделирования и проектирования издания, графически обозначающего переход в «исполнительский» I квадрант, содержанием которого также являются ответы на два вопроса: «что?» и «как?» (процесс). В IV квадранте прямоугольником Ру фиксируется результат проектной работы исполнителей, соответствующий заключительному этапу разработки структуры издания в виде пакета документов и образцов, а также векторного обозначения поэтапного оформления отчета или пояснительной записки, являющихся, как и пакет документов, составной частью результата разработки проекта Ру. Заключительному этапу, как и исполнительскому, соответствуют основные вопросы реализации проекта и управления им: «что?» и «как?» (результат).

Многократная апробация предложенного нами принципа определения содержания и стратегии проектирования газет и журналов в процессе выполнения хоздоговорных и инициативных НИР, корректировки изданий в рамках договоров подряда, а также в процессе руководства курсовыми и дипломными работами на факультете журналистики Томского государственного университета позволила обосновать наполнение каждого квадранта конкретным содержанием, связанным с фактом и процессом заключения договора, определением технического задания и его поэтапным выполнением, необходимостью предоставления промежуточных отчетов, обучения представителей заказчика.

Практика подтвердила целесообразность использования функциональноматричного подхода, разработки и размещения в квадранте I рассмотренного выше матричного модуля (см. рис. 1), позволяющего интегрировать:

1) метод комплексного моделирования в виде уровней модели М1...М5, соответствующих проектным задачам Р1. Р5;

2) теорию и практику прикладного системного анализа (в нашем случае -матричного модуля в целом и последовательной декомпозиции в виде этапов методологического и теоретического обоснования Р1-Б2, анализа практики рз);

3) метод разработки комплексной модели издания как первого этапа агрегирования, являющегося предметом и промежуточным результатом договора, контракта, проектного задания Б4;

4) метод реализации проекта, дальнейшей декомпозиции в решении прикладной задачи в виде апробации, выпуска пилотного номера, его корректировки Р5-Б6 и подготовки к внедрению проекта, т.е. подготовки пакета документов и образцов, соответствующих каждому уровню и этапу моделирования издания на фазе второго, заключительного, агрегирования и предъявления проекта Р1...Р5 заказчику.

Предлагаемый нами подход может быть представлен в виде использования матричного модуля (рис. 1) как элемента блок-схемы

контрактного моделирования (рис. 4), являющейся дальнейшим развитием визуальной интерпретации определения содержания и стратегии проектирования, рассмотренных в книге Г. Уэбстера. Блок-схема дает обобщенное, но достаточно полное представление о проекте и его содержании. Она может корректироваться в зависимости от видов и объемов прикладных задач, специфики типов изданий, от возможности выполнять проект поэтапно (например, моделирование содержания, моделирование оформления, разработка модели, апробация и внедрение проекта). Разнообразие прикладных задач обусловило разработку и использование еще двух интерпретаций этой блок-схемы - учебной и авторской, соответствующих наиболее характерным в региональной практике и в условиях подготовки и переподготовки кадров видам и объемам проектных задач. Остается заметить, что блок-схемы, предлагаемые нами, полностью соответствуют требованиям теории и практики проектного менеджмента, в том числе - «видеть проект крупным планом».

Блок-схема контрактного моделирования и проектирования

периодики

В унифицированной версии контрактного варианта функционально -матричного подхода (рис. 4), активно использующейся нами, предусмотрен так называемый «доинвестиционный» этап, который делится на два раздела: определение условий договора и выработка стратегии

(программы) управления проектом. Доинвестиционный этап функционально-матричной блок-схемы комплексного моделирования и проектирования изданий, так же как и исполнительский механизм (матричный модуль, размещенный в квадранте I), имеет целью «видеть проект крупным планом», определять «содержание проекта» с тем, чтобы все - и исполнители, и клиенты, и стейкхолдеры - «понимали его» и «его цели

ДОИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЭТАП

Заказчик. Исполнители

Усяоаия «оговора Программа управления проектом

|

Ні.ІОМЯІ.А. мам>*|П11}1Ю

Предмет, цель и условия договора (контракта). ОООСЛОвАІв* а»

обязательства сторож •.и,»—рмнм

Норнатнкиак база: -ребовамия зако-одательимх и нормативных *-гоя ГОСІов. ОСТов, 1У ПРОГМММА и ттапы разработки (кэрректировки) сиаемы содермани» и«дани»

маркетинговая оценка меди «рынка: • хі|чи*іі|і<тм«н • ОКИГТЫМ1Ц»

крененім* аудитории* мононический. ■ехноаокический. кадровый и др. факторы ПРОГРАЙ МА и згапы разработки (корректноеки) системы о4ор« ієнах

Обми работ. Схема финансирования и предварительная смета расходов

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

„ Компоіицяо-иый уровень

1

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

М<паямитгяи. Смяжовачиг с Зака пиком

Скот (мчіиіищіш

Амана) жанровых и структурны! ресурсов и ими ИИ

I смм

К0ИЛЛ1КСИЫЙ АМАДИ)

В]

•иогообраімк ■ специфики

структурных >ммшм

Оценка опыта д«міті и мрубежных изданий. ниш

СИНТЕЗ

Раїрдботка концепции

Проектные предложения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

:ии«ирм»м

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Заяапия. Согюамшнив с исполнителями

Экспериментальная «пробация модели

ЕС

статуса издания.

Алробацах. «оэв*«**рсма • Паоктамкм ішпии

Тематическое

• Прмпип» Імгии

* Паедса»и1»>« Іаими

* Присаиіш Ішм

Корректировка структуры иідаиия

Щ;

Разработка типовых макетов я иакетов-мабиомов

графической

структуры

{<

ВНЕДРЕНИЕ

Типовой проект иідаиия

шш±> ■

ш

уровень*'* Ш

структуры

уровень структуры

ш

:

I ПРЕДСТАВИТЕЛИ 1 ЗАКАЗЧИКА

г-имнн ИкКЧМ км<’< 1 с 1 обхенак рхбот. ссмасомьи* «ем задач ''мл яре-рама. ТХ1

щ! I пгона. (««иега. пакета етчииав документа*»#

/у ГЫ .|.,1-лг-. 1 гканнавеявев за-

'Ь1И*м<*»

* нспояннтьли 1 ££ЯГ"

Этак Г,— Г,Теоретическое обоснование возможностей (ресурсов) моделирования. Требования икоисдатеяьиых актов и нормативных документов. Комплексный аиаяиі изданий. Ретультлты оценки опита, как позитивного. так и негативного, отечественных и зарубежных и їданий (в т.к. опыта конкуренте*. собственного опыта)

специальных знаний

• Обучение представителей Заказчика. Консалтинг. Семинар і редакции

■ Раїае,- отчета {еос»*»е*ееа м

Этап Г,— Е,

дрпечатная подготовка и выпуск пилотного номера сипаии Закапика. Экспертная оценка и обсуждение номера на летучке. А*алиі результате!. Корректировка сетевого графика. Уточнение рубрикатора, отбор и утверждение типовых пакетові варианта дизайна. проектных предложений по г інедрет-ис

'Консалтинговое сопровомдение реали зации проекта

* Редакционные летучки, жастер классы. громом и

* Обучение представителей заказчика. Оценка возможностей кадрового потенциала редакции (по жевание мкатчика)

Этап Г, Н

Эаключительный Щ пат. Подготовка и сдача мяаічику отчета по договору, пакета итоговой документации

Ф Ю.Н. Мясников. 2009

Рис. 4. Контрактное моделирование и проектирование периодических изданий

и)

чо

Ю.Н. Мясников

одинаково». В контексте постановки и решения конкретных прикладных задач приведенные выше вопросы, сформулированные Г. Уэбстером, приобретают программное, стратегическое значение.

В процессе регионального медиапроектирования использование функционально-матричного подхода позволяет регламентировать взаимоотношения заказчика (клиента) и исполнителей, которые сопряжены с множеством специфических проблем. Например, с необходимостью включения в условия договора принципиальных взаимных требований, а в техническое задание - реального объема работ, мотивированного представления о привлекаемых узких специалистах-исполнителях и представителях заказчика, а также о последовательности включения их в программу управления проектом и его конкретных этапах. И, что особенно важно в процессе заключения договоров, - с необходимостью реального

определения объема работ (V) во времени (1).

Поэтому в рамках «доинвестиционного» квадранта II блок-схемы контрактного моделирования и проектирования заказчики и исполнители определяют исходные данные содержания проекта: предмет, цель,

содержание и условия договора, требования и обязательства сторон. В частности, согласовывается нормативная база (соответствие требованиям законодательных и нормативных актов), учитывается предварительная маркетинговая оценка медиарынка (его конъюнктура, пространственновременной, аудиторный, экономический, технологический, кадровый факторы функционирования СМИ). В зависимости от объема работ обосновывается предварительный бюджет проекта, определяется схема финансирования и предварительная смета расходов. Итогом данного этапа является исчерпывающее согласование интересов представителей заказчика (инвесторов проекта, кадрового состава редакции) с возможностями исполнителей проекта (в том числе руководителей, ответственных и профильных исполнителей) и заключение договора (контракта) (рис. 4).

Такое содержание доинвестиционного этапа не является жестким и позволяет в обобщенном или конкретизированном виде представлять приоритеты договаривающихся сторон. Именно на этапе определения вида, содержания и объема прикладных задач вполне допустимы и другие акценты. Некоторые из них могут и не закрепляться в блок-схеме, но клиенты и исполнители «держат их в уме» и фиксируют в пунктах договорных обязательств, дополнительных соглашениях, деловой переписке. Важно подчеркнуть при этом, что соблюдение «контекста содержания договора» с его «почему», «что», «как» и «кто» должно быть отражено в договоре, в промежуточных и конечных отчетах или пояснительных записках.

Многократная эксплуатация нами функционально-матричного подхода в процессе контрактного моделирования и проектирования изданий позволила убедиться, что первоначальная декомпозиция целей и задач на два сегмента (программ содержания и оформления) - вполне достаточный способ аргументации и формулирования обязательств сторон, назначения ведущих специалистов и ответственных исполнителей проекта.

Принципиально значимым этапом перехода от слов к делу, т. е. от договорных программных требований к их реализации, является дальнейшая

декомпозиция сегментов программы. На этом - переходном - этапе (Б1) квадранта I усилиями руководителей проекта и ответственных исполнителей программные сегменты переводятся в другое качество, определяющее поуровневое (Мь..М5) и поэтапное (Рь..Р7) функционирование матричного модуля. Это - принципиальное требование договора. Оно концептуально определяет дальнейшую процедуру управления проектом как научно обоснованную функционально-матричную стратегию. Программа системы содержания издания в соответствии с методологически значимым для ее контекста методом комплексного моделирования, как мы уже говорили, в дальнейшем рассматривается в виде двух уровней - тематического и жанрового; программа системы оформления - в виде композиционного и графического уровней.

Дальнейшее сегментирование контекста содержания проекта позволяет предусмотреть по каждому функциональному этапу матричного модуля (Б1.Р7) включение в квадрант IV блок-схемы уровней промежуточных результатов, отчетности, контроля. Так, первый этап (Б1) завершается обоснованием метода, методик, стратегий разработки и реализации медиапроекта, предъявления их в виде специальных знаний. Формой взаимодействия клиентов и ответственных исполнителей по итогам этапа Б1 является проведение семинаров для представителей заказчика, их консультирование, включение всего комплекса методологического обоснования проекта в отчет или пояснительную записку.

На этапах (Р2...Р3) дается оценка средств и источников системного анализа: обеспечивается обоснование теоретической базы проекта и

обобщение опыта, возможностей, ресурсов моделирования в соответствии с требованиями нормативных документов и законодательных актов. На этих этапах в соответствии с объемами и видами прикладных задач может быть использована методика комплексного структурного анализа изданий-аналогов. Предъявление полученных промежуточных результатов специальных знаний на этих этапах возможно как в виде разделов отчета пояснительной записки, так и в обучении представителей заказчика, консультировании узких специалистов и руководителей редакций, издательств, их структурных подразделений.

Результатом этапа агрегирования (Б4) выявленных в процессе анализа возможностей моделирования (Р2...Р3) является обоснование концепции, вариантов и проектных предложений по апробации, внедрению уровней комплексной модели нового издания или корректировки существующего (М1.М5, Б4). Соблюдение требований отчетности и контроля выражается в согласовании с заказчиком разработанных исполнителями вариантов модели, выработке рекомендации по их реализации в виде проекта. При этом, когда речь идет о содержании проекта, этапах его выполнения, промежуточных и конечных результатах, может быть внесена ясность в реализацию пункта «кто участвует в проекте». Например, представить в виде схемы кадровое обеспечение стратегии управления проектом, возможностей взаимодействия исполнителей с заказчиками в связи с условиями договора и технического задания.

Многократно апробированная блок-схема контрактного моделирования и проектирования изданий во многом соответствует стандартам и методикам выполнения хоздоговорных НИР, практикуемым научными подразделениями высших учебных заведений (например, Томского государственного университета) и не противоречит терминологии вузовской традиции организации НИОКР («руководитель проекта», «научный руководитель проекта»,

«ответственный исполнитель», «исполнитель»). В то же время она вполне соответствует требованиям и методикам управления проектами, например структуре работ WBS в схеме цикла планирования, приведенной в учебнике М.В. Романовой [24]. Важное значение имеет наличие в подразделениях научных управлений вузов типовых должностных инструкций, соответствующих этой иерархии исполнителей, других нормативных актов, принципов и схем оплаты труда.

Общее руководство проектами на этом этапе осуществляется опосредованно через научного руководителя и наиболее подготовленных в соответствии со спецификой направлений (сегментов) проекта ответственных исполнителей. Именно они организуют работу исполнителей (№1.5), подбор которых осуществляется, с одной стороны, в соответствии с требованиями договора, его содержанием и функционально-матричной стратегией проекта, а с другой - в соответствии с узкими специализациями, определяемыми уровнями комплексного моделирования.

Именно таким образом, по нашему мнению, и должен осуществляться на стыке, обозначенном осью ординат (V) блок-схемы (рис. 4) контрактного проектирования издания, соответствующий объемам выполняемых работ переход от доинвестиционного этапа к этапам системного анализа и комплексного моделирования (Рь..Р4). А теоретическое обоснование проекта (р2), анализ параллельного опыта (Рз), на основе которых разрабатывается концепция издания, должны осуществляться при непосредственном участии научного руководителя и либо фиксироваться на этапе агрегирования структуры издания (р4) в виде вариантов комплексной модели, предлагаемых к апробации промежуточных проектных предложений, либо предъявлять заказчику как конечный результат, если апробация и внедрение осуществляются заказчиком самостоятельно.

Большинство заказчиков не ограничиваются этапами системного анализа и синтеза как фазами подготовки и разработки комплексной модели, а предпочитают вариант включения в условия договора и технического задания этапа реализации проекта (Р5-Р6) с последующим его внедрением в виде типового проекта (Р7). Практически подтверждено, что наиболее результативной и перспективной составляющей методики управления проектом является организация форм совместной деятельности заказчиков и исполнителей. То есть на графически выделяемом в матричном модуле этапе Р4 и происходит «смена караула»: исполнители становятся консультантами этапа экспериментальной апробации проекта (Р5), заказчики выступают в роли исполнителей.

Результаты этапов экспериментальной апробации модели и последующих корректировок структуры издания (Р5-Р6) определяются планированием и разработкой макета, допечатной подготовкой и выпуском «пилотного»

номера силами редакции (представителей заказчика). Затем объединенными усилиями производится анализ выпущенного номера, полученные от представителей заказчика корректировочные данные обсуждаются на редакционных летучках и в команде исполнителей, после чего на этапе внедрения проекта происходит корректировка сетевого графика, уточнение рубрикатора и типовых макетов, элементов и вариантов дизайна и, если это предусмотрено договором, трансформация типовых макетов в шаблоны верстки. В квадранте отчетности и контроля (IV) фиксируется дальнейшее консалтинговое сопровождение проекта, проведение редакционных летучек, мастер-классов и тренингов. И если есть соответствующая строка в договоре и бюджете проекта, обеспечивается обучение представителей заказчика в формах стажировок, дополнительного образования. Эта услуга пользуется спросом у руководящего состава заказчика.

По результатам этапа реализации проекта (Р5-Р6), как и в предыдущих случаях, оформляются разделы отчета, окончательно выбираются и утверждаются рубрикатор, типовые макеты, элементы и варианты дизайна, макеты-шаблоны. Именно этот (завершающий) этап является наиболее ответственным шагом согласования итогов работы, соответствующей техническому заданию проекта.

Результатом заключительного этапа - внедрения типового проекта издания (Р7) - является подготовка и сдача заказчику предусмотренного условиями договора пакета итоговой документации (рубрикаторов, сетевых графиков, тематических планов, комплектов типовых макетов и макетов-шаблонов, образцов графики и элементов оформления полос). На основании этого подписывается акт приема-сдачи работ. На уровне отчетности и контроля в период завершения моделирования и проектирования издания могут быть предусмотрены мастер-классы, семинары или редакционные летучки. По желанию клиента в процессе взаимодействия исполнителей и заказчиков в отчет могут быть внесены предложения по оптимизации кадрового обеспечения работы редакции и заказчиков, а по итогам процесса их переподготовки может быть дана оценка обучаемости и профессиональной перспективности каждого из представителей редакции.

Таким образом, интегративное представление о содержании проекта в виде технического задания, последовательности объемов, видов и уровней моделирования (М1...М5) и последовательности этапов работ (Р1...Р7), представленных в матричном модуле и блок-схеме контрактного проектирования (рис. 4), соответствующих функционально-матричному подходу к разработке проекта структуры периодического издания, позволяет дать полное системное представление о программе моделирования и проектирования газеты или журнала. А также о механизме управления этим процессом в рамках договорных отношений, о функциях представителей заказчика и исполнителя, об их расстановке в аналитической и корректировочной фазах проектирования и позволяет использовать блок-схему как аналог матрицы ответственности. Окончательный типовой проект газеты в собственно структурном его выражении (Р].Р5) (отчет или пояснительная записка, рубрикаторы, сетевой график, комплект типовых макетов и макетов-шаблонов, образцы графики и элементов оформления

полос) предъявляется заказчику как результат исследовательской и проектной работы, обусловленный требованиями заказчика и возможностями исполнителей.

Литература

1. БакшинВ.В. Оформление газет разного типа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

2. Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала. М.: Аспект-Пресс, 2007.

3. КиселевА.П. От содержания к форме: Основные понятия и термины газетного оформления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

4. Табашников И.Н. Газета и дизайн. Тюмень: Софт-Дизайн, 1994.

5. Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама: Новые тенденции в издании газет. Воронеж: Кварта, 2001.

6. Мясников Ю.Н. Комплексное моделирование районных и городских газет // Проблемы местной печати, радиовещания, телевещания. Томск: Изд-во Том гос. ун-та, 1989.

7. Мясников Ю.Н., Циммерман В.А. Комплексное моделирование и автоматическое макетирование местных газет. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1991.

8. Мясников Ю.Н. Моделирование и проектирование периодики региона (функциональноматричный подход) // Журналистика в поисках модели развития. Томск: ФЖ ТГУ, 2006.

9. Мясников Ю.Н. Комплексный анализ газет и матричный метод их моделирования и проектирования. Томск: Учеб.-экспер. изд-во ФЖ ТГУ, 2009.

10. Мясников Ю.Н. Технология моделирования и проектирования периодики региона. Томск: Изд-во НТЛ, 2010.

11. АкоффР. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1987.

12. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. 3-е. изд. Томск: Изд-во НТЛ, 2001.

13. Блауберг И.В. Целостность и системность // Системные исследования: Ежегодник. М.,

1977.

14. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2004.

15. Прохоров Е.П. Системный подход к изучению средств массовой информации // Методы исследования журналистики. Ростов, 1981.

16. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.

17.МишинВ.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

18. ФрейдинаЕ.В. Исследование систем управления. М.: Омега-Л, 2008.

19. Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по программам МВА / пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.

20. Уэбстер Г. Планирование и управление проектами для менеджеров / пер. с англ. М.: Дело и сервис, 2006.

21. Хелдман К. Профессиональное управление проектом / пер. с англ. М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2005.

22. МазурИ.И., ОльдероггеН.Г., ШапироВ.Д. Управление проектами. М.: Омега-Л, 2007.

23. Мишин С.А. Проектный бизнес: адаптированная модель для России. М.: АСТ, 2006.

24. Романова М.В. Управление проектами. М.: ИД «Форум»: ИНФРА, 2007.

25. Управление проектом: Основы проектного управления / под ред. М.Л. Разу. М.: КНОРУС, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.