2011 Филология №2(14)
ЖУРНАЛИСТИКА
УДК 070: 7.012 (078)
Ю.Н. Мясников
БЛОК-СХЕМА КОНТРАКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ЕГО РАЗРАБОТКИ
В статье рассмотрены обусловленные предшествующими этапами поиска парадигм моделирования и проектирования газет и журналов (композиционно-графического и комплексного) функционально-матричный подход (матричный модуль), интегрирующий возможности прикладного системного анализа и проектного менеджмента, и проблемы, выявленные в процессе его использования в медиапроектировании. В частности, проблема определения содержания и разработки проектов, выполняемых на договорной основе. Предпринята попытка адаптации механизма определения содержания проекта Г. Уэбстера к условиям региональной рыночной практики медиапроектирования с помощью метода координат и его возможностей, а также к определению содержания проекта и управления им.
Ключевые слова: композиционно-графическое, комплексное моделирование и проектирование газет и журналов; управление проектами, системный анализ, функционально-матричный подход; матричный модуль, блок-схема контрактного моделирования изданий.
Лаборатория моделирования и проектирования периодических изданий факультета журналистики Томского государственного университета, имеющая более чем 30-летний опыт разработки проектов новых региональных газет, журналов и корректировки, модернизации уже существующих, располагает рядом методик, являющихся результатом изменения парадигм решения прикладных задач в области медиапроектирования. Апробация этих методик в процессе выполнения хоздоговорных и инициативных НИР, руководства дипломными и курсовыми работами выявила ряд проблем в постановке и решении прикладных задач, например в определении содержания проекта, возможностей его разработки, и требует специального их рассмотрения.
Последовательное изменение парадигмы моделирования периодики, вызванное явно обозначившимися количественными и качественными изменениями в традиционной системе СМИ, берет начало в 70-80-х гг. прошлого столетия. Это время обоснования и широкой практики внедрения в процессе модернизации областных, городских, районных, многотиражных газет теории и методики оформительского, композиционно-графического моделирования (КГМ) [1—5]. Оно не ставило задач управления системой содержания изданий, но стимулировало экспериментирование в области расширения типологического «ассортимента» периодики (появление республиканских, молодежных, рекламных, отраслевых еженедельников), поиски путей преодоле-
ния жесткой идеологической и тематической регламентированности процесса планирования содержания газет разного типа.
В 80-е - начале 90-х гг. XX в. возникла необходимость изменения парадигмы двухуровнего композиционно-графического моделирования и обоснования метода комплексного моделирования (КМ), позволяющего расширить границы КГМ до четырех уровней за счет включения моделирования содержания (тематического и жанрового). Методики композиционно-графического и комплексного моделирования, широко апробированные нами в практике модернизации периодики регионов, в том числе районных и городских газет, существенно расширившиеся возможности редакций газет в преодолении стереотипов содержания и оформления изданий оказались востребованными в период типологического «бума» газет и журналов рубежа веков, времени различных условий функционирования системы СМИ на федеральном и региональных медиапространствах [6-10].
Вышеупомянутые изменения парадигмы моделирования изданий разного типа, дополнительно обусловленные кардинальными изменениями в технологиях допечатной подготовки и полиграфического производства газет и журналов постсоветского периода, привели к усложнению прикладных задач, пересмотру понятийного аппарата, например к дальнейшему расширению границ понятия «моделирование». Стало целесообразным введение в оборот технологически более приемлемого и современного понятия «проектирование газет и журналов», включающего процесс моделирования как часть, этап разработки концепции издания в процессе решения проектных задач. Именно на этом этапе изменения парадигмы моделирования периодики потребовалось междисциплинарное методологическое усиление теории и практики моделирования газет и журналов за счет использования возможностей системного анализа (в том числе прикладного - ПСА) [11-18] и проектного менеджмента (ПМ) [19-25].
Предложенное нами интегрированное представление о новых возможностях в поисках парадигм решения прикладных задач (в том числе определения содержания проекта) основано на функционально-матричной составляющей системного подхода и проектного менеджмента. Оно технологически реализовано в виде матричного модуля, включающего в себя:
- типологический, тематический, жанровый, композиционный графический уровни комплексного моделирования (КМ) как последовательность проектных задач (М1.. ,М5);
- последовательность этапов методологического и теоретического их обоснования, анализа «параллельного» опыта, выработки концепции издания в виде комплексной модели и проектных предложений (Р1...Р4);
- собственно проектную составляющую матричного модуля, которая представляет собой совместную с заказчиками апробацию проектных предложений, сформулированных в процессе моделирования, в виде выпуска пилотного номера, его корректировок (Б5...Р7) и выдачи заказчику на этапе внедрения пакета документов, сетевых графиков, элементов графического дизайна, типовых макетов, шаблонов верстки (Р1...Р5).
| МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ | ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СИНТЕЗ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА внедрение’
Исполнители. Согласование с Заказчиком Исполнители Заказчик. Согласование с исполнителями Исполнители. Закаїчик 1
■ • Системным (функционально- матричный) подход 1 • Проектный реиердасхт ■ • Комплексное моделирование * Руководитель; Нлучм. рук. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТА Обзор пигррлтурч митодж м*онода1еяычдл и "ормжвиыи актов КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ Разработка концепции и компл. модели Экспериментальная апробация модели Корректировка структуры издания Типовой проект издания
Проектные предложения
!□ Д*«оппозиция ТЗ (ПЗХ ^ фиксация проблгк РЯ[ *т*<ка»о6опм»«* ' Д » .г—^ [Я Оценка опыта ^ |£| решения проблем в Агрегирование ^ | структуры издания ^ ь ■дВ игу-ну и нэчера KoupeKiMpyojHL* ^ УЛ И текущие номера ^ Я к , ІУД ^ ІІЛ і ■■ ирувщв* W
ш ▼ * Типологический уровень или фактор комплексной модели издания * Исполнитель N4 Анализ методов и методик типологической систематизации изданий, их типоформирующих факторов и признаков Оценка типологических многообразия и специфики изданий Я ▼ Разработка вариантов типологического статуса (уровня/ фактора)издания Апробация типологического статуса издания, приложений. Пилотные варианты. Апробация, корректировка * Представители Заказчика Корректировка типологического облика издания, приложений (с учетом предложений Заказчика) Типологические статусы основного издания, приложений. Рекомендации по позиционированию и реализации И1Д.1МИИ на медиарыике \
ЕВ Тематический уровень модели Блоки, разделы, рубрики, темы * Исполнитель N*2 Анализ тематических ресурсов периодики, методов планирования изданий Оценка опыта перспективного и оперативного планирования, разработки сетевых графиков, рубрикаторов периодических изданий ▼ Разработка вариантов тематической модели издания Обоснование тематического сетевого графика рубрикатор* системы планирования Тематическое планирование номера на основе тематического сетевого графика. * Представители Заказчика Корректировка тематической структуры издания (с учетом предложений Заказчика) Тематический уровень структуры Рубрикаторы, сетевые графики, тематические глаиы издания, приложений ш
ш ▼ ■+ Систематизация текстовых и визуальных жанров и др. структурных элементов полос • Исполнитель К1} Анализ жанровых и структурных ресурсов изданий Оценка опыта реализации жанровой системы изданий, текстовых, визуальных, коммуникативных и др. структурных элементов полос, разворотов 2 V Разработка вариантов жанровой системы издания, ее ко-целцми. рекомендаций по моделированию полос Апробация жанровой и структурной организации полос, разворотов. * Представители Заказчика Корректировка жанровой структуры издания элементов полос (с учетом предложений Заказчика) Жанровый уровень структуры издания Рекомендации по систеиа'иыции видов и жанров текстовых, визуальных и коммуникативных элементов ш ▼
2 ▼ * Композиционный уровень модели * Исполнишь №4 Анализ принципов компоновки разделов, рубрик, тем. отдельных материалов, элементов полос видов верстки, композиционных стереотипов Оценка опыта композиционного моделирования, вариантов фиксации разделов, рубрик, тем, структурных элементов полос в пространстве издания ▼ Разработка вариантов композиционного уровня модели Обоснование выбора структурных элементов и коммуникативных связей, вариантов (комплектов), типовых макетов Выбор ТИПОВОГО макета, разработка оригинал-макета пилотного номера, его верстка * Представители Заказчика Разработка комплекта типовых макетов и макетов-шаблонов (с учетом предложений Заказчика) Композиционный уровень структуры издания Рекой ГИДИЦИИ. Комплекты КОМПОЗИЦИОННЫХ схем. типовых макетов и манетов-шбломов голос, разворотов, блоков ш ▼
▼ * Графический уровень модели Особенности дизайна • Исполнитель Анализ графических ресурсов, технических и технологических возможностей моделирования и выпуска изданий Оценка опыта дизайна, отечественных и зарубежных изданий, новых тенденций, технологических возможностей V варианты графической концепции и структуры издания, их обоснование, принципы художественного конструирования. Образцы полос элементов Выбор варианта реализации графической концепции * Представители Заказчика Корректировка графической концепции структуры (с учетом предложений Заказчика) Типовой вариант дизайна издания Рекоиеидации. Образцы графики изданий. элементов полос т •V
Л
Рис. 1. Матричный модуль
Состоятельность и прикладная значимость функционально-матричного подхода в виде матричного модуля как кода управления проектом подтверждена практикой моделирования и проектирования газет и журналов Томской, Новосибирской областей, Красноярского края («Честное слово», «Северский меридиан», «Два крыла», «Томская нефть», «Вопросы реконструктивной и пластической хирургии», «Бородинский вестник», «На фоне Пушкина», «Земля чаинская» и др.) и эффективно используется в качестве элементов блок-схем контрактного, учебного и авторского проектирования газет и журналов (в рамках руководства хоздоговорными НИР, курсовыми, учебно-экспериментальными и дипломными проектами студентов).
Характерно, что зарубежный опыт в этой сфере деятельности соответствует выраженной коммерческой доминанте функционирования медиарынка. Обращает на себя внимание стремление зарубежных специалистов унифицировать и регламентировать процесс управления проектами, в том числе на национальном уровне, интерпретировать общепринятые стандарты в виде учебных пособий, абсолютизировать опыт конкретных специалистов в области менеджмента [19-21].
К сожалению, этот опыт далеко не всегда коррелирует с российским по мотивации методологического обоснования, специфике становления региональных медиарынков. Следовательно, необходим гибкий вариант адаптации «чужого» опыта, конкретных отечественных и зарубежных методик в постановке и определении объемов прикладных задач, в частности определения содержания проекта, стратегии и тактики его реализации.
Содержание проекта и способы его фиксации (по Г. Уэбстеру)
Содержание проекта - важнейший элемент стратегии управления им. Так, по Г. Уэбстеру, автору весьма характерного для современного зарубежного опыта пособия «Планирование и управление проектами для менеджеров», «не имеющих априорных знаний в этой области» [20], специалистам по проектированию важен «первый этап в создании надежного плана», обеспечивающего понимание исполнителями «в начале процесса планирования, почему проект нужен и что будет достигнуто в результате». Г. Уэбстер подчеркивает особо, что «менеджер должен увидеть проект крупным планом», в его графической или схематической интерпретации и с фиксацией ответов на вопросы:
- Почему необходимо выполнить этот проект и какие обстоятельства лежат в основе этой необходимости?
- Что выполнение проекта даст для решения возникшей проблемы?
- Как необходимо выполнить проект и какие задачи для этого нужно решить?
- Кто участвует в проекте и на кого окажут влияние его результаты.
В окончательном варианте графическая интерпретация процесса определения содержания проекта в книге Г. Уэбстера представлена следующим образом:
КОНТЕКСТ
Что проект должен решить, и какие существуют варианты решения возникшей проблемы?
ЗАДАНИЕ
І
Как необходимо выполнить задание, и какие задачи для этого нужно решить ?
Почему необходимо выполнить этот проект, и какие обстоятельства лежат в основе этой необходимости ?
(Начало)
ПРОЦЕСС
Кто испытает на себе влияние результатов проекта?
РОЛИ
Рис. 2. Процесс определения содержания проекта по Г. Уэбстеру
В комментарии к этой схеме указано, что каждый участник выполняет две роли: одну «как», другую «кто». Роль «как» - функциональная или специальных знаний, в частности технических, которую специалист выполняет в проекте. «Кто» - это роль, которую выбирает специалист в проектной группе, и вклад, вносимый им в успех ее работы. Такой вариант процесса определения содержания проекта оптимально программирует дальнейшие действия менеджера, исполнителей, обосновывает последовательность их этапов, стратегию управления проектом и является, по мнению Г. Уэбстера, определяющим.
Однако многофункциональные и многоуровневые проекты отличаются сложным комплексом прикладных задач, требующим привлечения не только исполнителей по каждому уровню их комплекса, но и представителей заказчиков в качестве стейкхолдеров и в качестве соисполнителей. А именно к таким мы относим модернизацию существующих, моделирование и проектирование новых изданий, актуальных и на федеральных, и - в особой степени (из-за кадровых, технологических, экономических и других проблем) - на региональных медиапространствах. Разумеется, комплекс задач, последовательность путей их решения в постсоветских реалиях требует иных систем управления этим процессом, иных схематических и визуальных способов «показа проектов крупным планом», алгоритмов решения проблем, определяемых не только методами управления проектами, но и методами решения исследовательских задач в рамках хоздоговорных и инициативных НИР, а также методами обучения в системе высшего и
дополнительного образования, самостоятельного освоения методик решения прикладных задач.
В частности, необходимо более последовательное и конкретное использование возможностей системного анализа и моделирования, чем в предшествующие периоды функционирования СМИ в России. Задачей максимально точного обоснования содержания медиапроектов, стратегии и тактики их реализации в новых условиях и предъявления их не только «крупным планом», но и в детально конкретизированном виде определяется предпринятый нами в процессе выполнения хоздоговорных и экспериментальных НИР по моделированию периодики региона вариант интерпретации схемы Г. Уэбстера. Этот вариант позволяет сохранить его соответствие основополагающим принципам теории и практики управления проектами (например, соответствие требованию детализированного ответа на вопросы, сформулированные Г. Уэбстером: «что?», «как?», «кто?»).
Метод координат в определении содержания проекта и управлении им
Рис. 3. Процесс определения содержания проекта (метод координат)
Нам показалось целесообразным применение метода координат, принятого как в системном анализе и управлении системами, так и в проектном менеджменте. Он предполагает использование упорядоченной пары двух взаимоперпендикулярных осей 0Х (абсцисс) и 0У (ординат) (рис. 3), где началом координат для каждой из осей служит их общая точка 0. Координатные оси 0Х и 0У разбивают плоскость на четыре
четверти (квадранта). Часть плоскости, лежащая выше оси 0Х и правее оси 0У, называется первым квадрантом; часть плоскости, лежащая выше оси 0Х и левее оси 0У, - вторым квадрантом; часть плоскости, лежащая ниже оси 0Х и левее оси 0У, - третьим и часть плоскости, лежащая ниже оси 0Х и правее оси 0У, - четвертым квадрантом.
Обозначим вектором 0У реальный объем работ, выполняемых в рамках проекта, вектором 01 - реальное время проектирования (корректировки модели) периодического издания и перераспределим вопросы, регламентирующие содержание проекта, в соответствии с традициями метода координат, а также с логикой и последовательностью процесса моделирования и проектирования, поэтапного выполнения как научно-исследовательских, так и проектных или учебных задач. Поэтому целесообразно отклонение от схемы Г. Уэбстера (рис. 2), от однопорядкового формулирования элементов содержания проекта.
В нашем случае началом проекта служит факт заключения договора между заказчиком и исполнителями. Поэтому вопрос «кто?» требует графической фиксации каждой из договаривающихся сторон («кто?» и «кто?») и размещения их в III квадранте координатной плоскости. Во II квадранте остается вопрос «что?», который дополняется вопросом «почему?». В совокупности они дают представление об идее и условиях договора, целях, задачах и факторах их решения в агрегированном выражении (содержание проекта в виде технического или проектного задания). Этим и объясняется векторное выражение начала работы от «кто?» к «что?» и «почему?» (II квадрант) и далее - вектора продолжения работы, собственно процесса моделирования и проектирования издания, графически обозначающего переход в «исполнительский» I квадрант, содержанием которого также являются ответы на два вопроса: «что?» и «как?» (процесс). В IV квадранте прямоугольником Ру фиксируется результат проектной работы исполнителей, соответствующий заключительному этапу разработки структуры издания в виде пакета документов и образцов, а также векторного обозначения поэтапного оформления отчета или пояснительной записки, являющихся, как и пакет документов, составной частью результата разработки проекта Ру. Заключительному этапу, как и исполнительскому, соответствуют основные вопросы реализации проекта и управления им: «что?» и «как?» (результат).
Многократная апробация предложенного нами принципа определения содержания и стратегии проектирования газет и журналов в процессе выполнения хоздоговорных и инициативных НИР, корректировки изданий в рамках договоров подряда, а также в процессе руководства курсовыми и дипломными работами на факультете журналистики Томского государственного университета позволила обосновать наполнение каждого квадранта конкретным содержанием, связанным с фактом и процессом заключения договора, определением технического задания и его поэтапным выполнением, необходимостью предоставления промежуточных отчетов, обучения представителей заказчика.
Практика подтвердила целесообразность использования функциональноматричного подхода, разработки и размещения в квадранте I рассмотренного выше матричного модуля (см. рис. 1), позволяющего интегрировать:
1) метод комплексного моделирования в виде уровней модели М1...М5, соответствующих проектным задачам Р1. Р5;
2) теорию и практику прикладного системного анализа (в нашем случае -матричного модуля в целом и последовательной декомпозиции в виде этапов методологического и теоретического обоснования Р1-Б2, анализа практики рз);
3) метод разработки комплексной модели издания как первого этапа агрегирования, являющегося предметом и промежуточным результатом договора, контракта, проектного задания Б4;
4) метод реализации проекта, дальнейшей декомпозиции в решении прикладной задачи в виде апробации, выпуска пилотного номера, его корректировки Р5-Б6 и подготовки к внедрению проекта, т.е. подготовки пакета документов и образцов, соответствующих каждому уровню и этапу моделирования издания на фазе второго, заключительного, агрегирования и предъявления проекта Р1...Р5 заказчику.
Предлагаемый нами подход может быть представлен в виде использования матричного модуля (рис. 1) как элемента блок-схемы
контрактного моделирования (рис. 4), являющейся дальнейшим развитием визуальной интерпретации определения содержания и стратегии проектирования, рассмотренных в книге Г. Уэбстера. Блок-схема дает обобщенное, но достаточно полное представление о проекте и его содержании. Она может корректироваться в зависимости от видов и объемов прикладных задач, специфики типов изданий, от возможности выполнять проект поэтапно (например, моделирование содержания, моделирование оформления, разработка модели, апробация и внедрение проекта). Разнообразие прикладных задач обусловило разработку и использование еще двух интерпретаций этой блок-схемы - учебной и авторской, соответствующих наиболее характерным в региональной практике и в условиях подготовки и переподготовки кадров видам и объемам проектных задач. Остается заметить, что блок-схемы, предлагаемые нами, полностью соответствуют требованиям теории и практики проектного менеджмента, в том числе - «видеть проект крупным планом».
Блок-схема контрактного моделирования и проектирования
периодики
В унифицированной версии контрактного варианта функционально -матричного подхода (рис. 4), активно использующейся нами, предусмотрен так называемый «доинвестиционный» этап, который делится на два раздела: определение условий договора и выработка стратегии
(программы) управления проектом. Доинвестиционный этап функционально-матричной блок-схемы комплексного моделирования и проектирования изданий, так же как и исполнительский механизм (матричный модуль, размещенный в квадранте I), имеет целью «видеть проект крупным планом», определять «содержание проекта» с тем, чтобы все - и исполнители, и клиенты, и стейкхолдеры - «понимали его» и «его цели
ДОИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЭТАП
Заказчик. Исполнители
Усяоаия «оговора Программа управления проектом
|
Ні.ІОМЯІ.А. мам>*|П11}1Ю
Предмет, цель и условия договора (контракта). ОООСЛОвАІв* а»
обязательства сторож •.и,»—рмнм
Норнатнкиак база: -ребовамия зако-одательимх и нормативных *-гоя ГОСІов. ОСТов, 1У ПРОГМММА и ттапы разработки (кэрректировки) сиаемы содермани» и«дани»
маркетинговая оценка меди «рынка: • хі|чи*іі|і<тм«н • ОКИГТЫМ1Ц»
крененім* аудитории* мононический. ■ехноаокический. кадровый и др. факторы ПРОГРАЙ МА и згапы разработки (корректноеки) системы о4ор« ієнах
Обми работ. Схема финансирования и предварительная смета расходов
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
□
„ Компоіицяо-иый уровень
1
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
М<паямитгяи. Смяжовачиг с Зака пиком
Скот (мчіиіищіш
Амана) жанровых и структурны! ресурсов и ими ИИ
I смм
К0ИЛЛ1КСИЫЙ АМАДИ)
В]
•иогообраімк ■ специфики
структурных >ммшм
Оценка опыта д«міті и мрубежных изданий. ниш
СИНТЕЗ
Раїрдботка концепции
Проектные предложения
□
о
:ии«ирм»м
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Заяапия. Согюамшнив с исполнителями
Экспериментальная «пробация модели
ЕС
статуса издания.
Алробацах. «оэв*«**рсма • Паоктамкм ішпии
Тематическое
• Прмпип» Імгии
* Паедса»и1»>« Іаими
* Присаиіш Ішм
Корректировка структуры иідаиия
Щ;
Разработка типовых макетов я иакетов-мабиомов
графической
структуры
{<
ВНЕДРЕНИЕ
Типовой проект иідаиия
шш±> ■
ш
уровень*'* Ш
структуры
уровень структуры
ш
:
I ПРЕДСТАВИТЕЛИ 1 ЗАКАЗЧИКА
г-имнн ИкКЧМ км<’< 1 с 1 обхенак рхбот. ссмасомьи* «ем задач ''мл яре-рама. ТХ1
щ! I пгона. (««иега. пакета етчииав документа*»#
/у ГЫ .|.,1-лг-. 1 гканнавеявев за-
'Ь1И*м<*»
* нспояннтьли 1 ££ЯГ"
Этак Г,— Г,Теоретическое обоснование возможностей (ресурсов) моделирования. Требования икоисдатеяьиых актов и нормативных документов. Комплексный аиаяиі изданий. Ретультлты оценки опита, как позитивного. так и негативного, отечественных и зарубежных и їданий (в т.к. опыта конкуренте*. собственного опыта)
специальных знаний
• Обучение представителей Заказчика. Консалтинг. Семинар і редакции
■ Раїае,- отчета {еос»*»е*ееа м
Этап Г,— Е,
дрпечатная подготовка и выпуск пилотного номера сипаии Закапика. Экспертная оценка и обсуждение номера на летучке. А*алиі результате!. Корректировка сетевого графика. Уточнение рубрикатора, отбор и утверждение типовых пакетові варианта дизайна. проектных предложений по г інедрет-ис
'Консалтинговое сопровомдение реали зации проекта
* Редакционные летучки, жастер классы. громом и
* Обучение представителей заказчика. Оценка возможностей кадрового потенциала редакции (по жевание мкатчика)
Этап Г, Н
Эаключительный Щ пат. Подготовка и сдача мяаічику отчета по договору, пакета итоговой документации
Ф Ю.Н. Мясников. 2009
Рис. 4. Контрактное моделирование и проектирование периодических изданий
и)
чо
Ю.Н. Мясников
одинаково». В контексте постановки и решения конкретных прикладных задач приведенные выше вопросы, сформулированные Г. Уэбстером, приобретают программное, стратегическое значение.
В процессе регионального медиапроектирования использование функционально-матричного подхода позволяет регламентировать взаимоотношения заказчика (клиента) и исполнителей, которые сопряжены с множеством специфических проблем. Например, с необходимостью включения в условия договора принципиальных взаимных требований, а в техническое задание - реального объема работ, мотивированного представления о привлекаемых узких специалистах-исполнителях и представителях заказчика, а также о последовательности включения их в программу управления проектом и его конкретных этапах. И, что особенно важно в процессе заключения договоров, - с необходимостью реального
определения объема работ (V) во времени (1).
Поэтому в рамках «доинвестиционного» квадранта II блок-схемы контрактного моделирования и проектирования заказчики и исполнители определяют исходные данные содержания проекта: предмет, цель,
содержание и условия договора, требования и обязательства сторон. В частности, согласовывается нормативная база (соответствие требованиям законодательных и нормативных актов), учитывается предварительная маркетинговая оценка медиарынка (его конъюнктура, пространственновременной, аудиторный, экономический, технологический, кадровый факторы функционирования СМИ). В зависимости от объема работ обосновывается предварительный бюджет проекта, определяется схема финансирования и предварительная смета расходов. Итогом данного этапа является исчерпывающее согласование интересов представителей заказчика (инвесторов проекта, кадрового состава редакции) с возможностями исполнителей проекта (в том числе руководителей, ответственных и профильных исполнителей) и заключение договора (контракта) (рис. 4).
Такое содержание доинвестиционного этапа не является жестким и позволяет в обобщенном или конкретизированном виде представлять приоритеты договаривающихся сторон. Именно на этапе определения вида, содержания и объема прикладных задач вполне допустимы и другие акценты. Некоторые из них могут и не закрепляться в блок-схеме, но клиенты и исполнители «держат их в уме» и фиксируют в пунктах договорных обязательств, дополнительных соглашениях, деловой переписке. Важно подчеркнуть при этом, что соблюдение «контекста содержания договора» с его «почему», «что», «как» и «кто» должно быть отражено в договоре, в промежуточных и конечных отчетах или пояснительных записках.
Многократная эксплуатация нами функционально-матричного подхода в процессе контрактного моделирования и проектирования изданий позволила убедиться, что первоначальная декомпозиция целей и задач на два сегмента (программ содержания и оформления) - вполне достаточный способ аргументации и формулирования обязательств сторон, назначения ведущих специалистов и ответственных исполнителей проекта.
Принципиально значимым этапом перехода от слов к делу, т. е. от договорных программных требований к их реализации, является дальнейшая
декомпозиция сегментов программы. На этом - переходном - этапе (Б1) квадранта I усилиями руководителей проекта и ответственных исполнителей программные сегменты переводятся в другое качество, определяющее поуровневое (Мь..М5) и поэтапное (Рь..Р7) функционирование матричного модуля. Это - принципиальное требование договора. Оно концептуально определяет дальнейшую процедуру управления проектом как научно обоснованную функционально-матричную стратегию. Программа системы содержания издания в соответствии с методологически значимым для ее контекста методом комплексного моделирования, как мы уже говорили, в дальнейшем рассматривается в виде двух уровней - тематического и жанрового; программа системы оформления - в виде композиционного и графического уровней.
Дальнейшее сегментирование контекста содержания проекта позволяет предусмотреть по каждому функциональному этапу матричного модуля (Б1.Р7) включение в квадрант IV блок-схемы уровней промежуточных результатов, отчетности, контроля. Так, первый этап (Б1) завершается обоснованием метода, методик, стратегий разработки и реализации медиапроекта, предъявления их в виде специальных знаний. Формой взаимодействия клиентов и ответственных исполнителей по итогам этапа Б1 является проведение семинаров для представителей заказчика, их консультирование, включение всего комплекса методологического обоснования проекта в отчет или пояснительную записку.
На этапах (Р2...Р3) дается оценка средств и источников системного анализа: обеспечивается обоснование теоретической базы проекта и
обобщение опыта, возможностей, ресурсов моделирования в соответствии с требованиями нормативных документов и законодательных актов. На этих этапах в соответствии с объемами и видами прикладных задач может быть использована методика комплексного структурного анализа изданий-аналогов. Предъявление полученных промежуточных результатов специальных знаний на этих этапах возможно как в виде разделов отчета пояснительной записки, так и в обучении представителей заказчика, консультировании узких специалистов и руководителей редакций, издательств, их структурных подразделений.
Результатом этапа агрегирования (Б4) выявленных в процессе анализа возможностей моделирования (Р2...Р3) является обоснование концепции, вариантов и проектных предложений по апробации, внедрению уровней комплексной модели нового издания или корректировки существующего (М1.М5, Б4). Соблюдение требований отчетности и контроля выражается в согласовании с заказчиком разработанных исполнителями вариантов модели, выработке рекомендации по их реализации в виде проекта. При этом, когда речь идет о содержании проекта, этапах его выполнения, промежуточных и конечных результатах, может быть внесена ясность в реализацию пункта «кто участвует в проекте». Например, представить в виде схемы кадровое обеспечение стратегии управления проектом, возможностей взаимодействия исполнителей с заказчиками в связи с условиями договора и технического задания.
Многократно апробированная блок-схема контрактного моделирования и проектирования изданий во многом соответствует стандартам и методикам выполнения хоздоговорных НИР, практикуемым научными подразделениями высших учебных заведений (например, Томского государственного университета) и не противоречит терминологии вузовской традиции организации НИОКР («руководитель проекта», «научный руководитель проекта»,
«ответственный исполнитель», «исполнитель»). В то же время она вполне соответствует требованиям и методикам управления проектами, например структуре работ WBS в схеме цикла планирования, приведенной в учебнике М.В. Романовой [24]. Важное значение имеет наличие в подразделениях научных управлений вузов типовых должностных инструкций, соответствующих этой иерархии исполнителей, других нормативных актов, принципов и схем оплаты труда.
Общее руководство проектами на этом этапе осуществляется опосредованно через научного руководителя и наиболее подготовленных в соответствии со спецификой направлений (сегментов) проекта ответственных исполнителей. Именно они организуют работу исполнителей (№1.5), подбор которых осуществляется, с одной стороны, в соответствии с требованиями договора, его содержанием и функционально-матричной стратегией проекта, а с другой - в соответствии с узкими специализациями, определяемыми уровнями комплексного моделирования.
Именно таким образом, по нашему мнению, и должен осуществляться на стыке, обозначенном осью ординат (V) блок-схемы (рис. 4) контрактного проектирования издания, соответствующий объемам выполняемых работ переход от доинвестиционного этапа к этапам системного анализа и комплексного моделирования (Рь..Р4). А теоретическое обоснование проекта (р2), анализ параллельного опыта (Рз), на основе которых разрабатывается концепция издания, должны осуществляться при непосредственном участии научного руководителя и либо фиксироваться на этапе агрегирования структуры издания (р4) в виде вариантов комплексной модели, предлагаемых к апробации промежуточных проектных предложений, либо предъявлять заказчику как конечный результат, если апробация и внедрение осуществляются заказчиком самостоятельно.
Большинство заказчиков не ограничиваются этапами системного анализа и синтеза как фазами подготовки и разработки комплексной модели, а предпочитают вариант включения в условия договора и технического задания этапа реализации проекта (Р5-Р6) с последующим его внедрением в виде типового проекта (Р7). Практически подтверждено, что наиболее результативной и перспективной составляющей методики управления проектом является организация форм совместной деятельности заказчиков и исполнителей. То есть на графически выделяемом в матричном модуле этапе Р4 и происходит «смена караула»: исполнители становятся консультантами этапа экспериментальной апробации проекта (Р5), заказчики выступают в роли исполнителей.
Результаты этапов экспериментальной апробации модели и последующих корректировок структуры издания (Р5-Р6) определяются планированием и разработкой макета, допечатной подготовкой и выпуском «пилотного»
номера силами редакции (представителей заказчика). Затем объединенными усилиями производится анализ выпущенного номера, полученные от представителей заказчика корректировочные данные обсуждаются на редакционных летучках и в команде исполнителей, после чего на этапе внедрения проекта происходит корректировка сетевого графика, уточнение рубрикатора и типовых макетов, элементов и вариантов дизайна и, если это предусмотрено договором, трансформация типовых макетов в шаблоны верстки. В квадранте отчетности и контроля (IV) фиксируется дальнейшее консалтинговое сопровождение проекта, проведение редакционных летучек, мастер-классов и тренингов. И если есть соответствующая строка в договоре и бюджете проекта, обеспечивается обучение представителей заказчика в формах стажировок, дополнительного образования. Эта услуга пользуется спросом у руководящего состава заказчика.
По результатам этапа реализации проекта (Р5-Р6), как и в предыдущих случаях, оформляются разделы отчета, окончательно выбираются и утверждаются рубрикатор, типовые макеты, элементы и варианты дизайна, макеты-шаблоны. Именно этот (завершающий) этап является наиболее ответственным шагом согласования итогов работы, соответствующей техническому заданию проекта.
Результатом заключительного этапа - внедрения типового проекта издания (Р7) - является подготовка и сдача заказчику предусмотренного условиями договора пакета итоговой документации (рубрикаторов, сетевых графиков, тематических планов, комплектов типовых макетов и макетов-шаблонов, образцов графики и элементов оформления полос). На основании этого подписывается акт приема-сдачи работ. На уровне отчетности и контроля в период завершения моделирования и проектирования издания могут быть предусмотрены мастер-классы, семинары или редакционные летучки. По желанию клиента в процессе взаимодействия исполнителей и заказчиков в отчет могут быть внесены предложения по оптимизации кадрового обеспечения работы редакции и заказчиков, а по итогам процесса их переподготовки может быть дана оценка обучаемости и профессиональной перспективности каждого из представителей редакции.
Таким образом, интегративное представление о содержании проекта в виде технического задания, последовательности объемов, видов и уровней моделирования (М1...М5) и последовательности этапов работ (Р1...Р7), представленных в матричном модуле и блок-схеме контрактного проектирования (рис. 4), соответствующих функционально-матричному подходу к разработке проекта структуры периодического издания, позволяет дать полное системное представление о программе моделирования и проектирования газеты или журнала. А также о механизме управления этим процессом в рамках договорных отношений, о функциях представителей заказчика и исполнителя, об их расстановке в аналитической и корректировочной фазах проектирования и позволяет использовать блок-схему как аналог матрицы ответственности. Окончательный типовой проект газеты в собственно структурном его выражении (Р].Р5) (отчет или пояснительная записка, рубрикаторы, сетевой график, комплект типовых макетов и макетов-шаблонов, образцы графики и элементов оформления
полос) предъявляется заказчику как результат исследовательской и проектной работы, обусловленный требованиями заказчика и возможностями исполнителей.
Литература
1. БакшинВ.В. Оформление газет разного типа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
2. Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала. М.: Аспект-Пресс, 2007.
3. КиселевА.П. От содержания к форме: Основные понятия и термины газетного оформления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
4. Табашников И.Н. Газета и дизайн. Тюмень: Софт-Дизайн, 1994.
5. Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама: Новые тенденции в издании газет. Воронеж: Кварта, 2001.
6. Мясников Ю.Н. Комплексное моделирование районных и городских газет // Проблемы местной печати, радиовещания, телевещания. Томск: Изд-во Том гос. ун-та, 1989.
7. Мясников Ю.Н., Циммерман В.А. Комплексное моделирование и автоматическое макетирование местных газет. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1991.
8. Мясников Ю.Н. Моделирование и проектирование периодики региона (функциональноматричный подход) // Журналистика в поисках модели развития. Томск: ФЖ ТГУ, 2006.
9. Мясников Ю.Н. Комплексный анализ газет и матричный метод их моделирования и проектирования. Томск: Учеб.-экспер. изд-во ФЖ ТГУ, 2009.
10. Мясников Ю.Н. Технология моделирования и проектирования периодики региона. Томск: Изд-во НТЛ, 2010.
11. АкоффР. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1987.
12. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. 3-е. изд. Томск: Изд-во НТЛ, 2001.
13. Блауберг И.В. Целостность и системность // Системные исследования: Ежегодник. М.,
1977.
14. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2004.
15. Прохоров Е.П. Системный подход к изучению средств массовой информации // Методы исследования журналистики. Ростов, 1981.
16. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.
17.МишинВ.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
18. ФрейдинаЕ.В. Исследование систем управления. М.: Омега-Л, 2008.
19. Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по программам МВА / пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.
20. Уэбстер Г. Планирование и управление проектами для менеджеров / пер. с англ. М.: Дело и сервис, 2006.
21. Хелдман К. Профессиональное управление проектом / пер. с англ. М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2005.
22. МазурИ.И., ОльдероггеН.Г., ШапироВ.Д. Управление проектами. М.: Омега-Л, 2007.
23. Мишин С.А. Проектный бизнес: адаптированная модель для России. М.: АСТ, 2006.
24. Романова М.В. Управление проектами. М.: ИД «Форум»: ИНФРА, 2007.
25. Управление проектом: Основы проектного управления / под ред. М.Л. Разу. М.: КНОРУС, 2006.