Раздел VIII.
Проектирование и дизайн СМИ, фотография и визуальная журналистика
УДК 070: 7.012 (078)
В.А. Вершинин
Томский государственный университет
Метод эксперимента в журналистике и моделировании прессы
В статье проанализированы некоторые аспекты метода научного эксперимента, возможности адаптации его для использования в различных сферах деятельности. Рассмотрен опыт экспериментирования на основе трудов специалистов в различных областях деятельности. И в этом контексте рассмотрена возможность адаптации метода эксперимента к решению задач моделирования и проектирования периодики региона. Предложенная парадигма экспериментального подхода к решению прикладных задач моделирования изданий и функционально-матричный подход к проектированию прессы региона позволили выделить характерные типы экспериментов, представленные на примере ряда экспериментальных проектов, которые показывают возможности использования их в качестве инструментария моделирования прессы региона.
Ключевые слова: метод эксперимента, системный подход, композиционно-графическое моделирование, пресса региона.
Vershinin Vasili A.
THE METHOD OF EXPERIMENT IN JOURNALISM AND PRINT MEDIA MODELING
This article investigates some aspects of the method of scientific experiment, its ability to adapt for using in various fields. Besides, experience based on the works of experts in various fields and experimentation in journalism is described in this article. Moreover in such context, it is considered the possibility of adapting the method of the experiment for the challenges of print media modeling and design. The proposed experimental approach paradigm intended to solve application tasks for modeling print media as well as the functional and matrix approach for designing of local print media made it possible to identify specific types of experiments represented by a series of experimental projects, which are demonstrate their applicability as a modeling tool for local print media.
Keywords: method of experiment, system approach, complex modeling, editorial design, regional periodicals.
ЭКСПЕРИМЕНТ наряду с наблюдением является главным методом научного познания, основой эмпирического подхода к знанию. В соответствии с критерием Карла Поппера, возможность постановки эксперимента отличает научную теорию от
псевдонаучной. Еще в середине XX века высказывались мнения о том, что область использования научного эксперимента ограничена естественными науками. Но множество специалистов характеризуют свою деятельность как экспериментальную в социальных и гуманитарных науках. Свое место у метода эксперимента есть и в теории и практике журналистики, а также в такой специфической ее подсистеме, как моделирование периодических изданий.
Проблемы систематизации знаний об общих философских аспектах экспериментирования, возможностях экстраполяции метода эксперимента на различные сферы науки, о роли теории в экспериментировании, отношений между наукой и технологией стали основой возникновения относительно нового научного направления - философии научного экспериментирования. По мнению Х. Раддера (основателя этого научного направления), философия эксперимента все еще недостаточно развита, особенно по сравнению с историческими и социальными научными подходами к этому предмету исследования [1. С. 63].
Как считает специалист в области философии научного экспериментирования А.Ю. Сторожук, на развитие науки значительно повлиял так называемый «мысленный эксперимент» Коперника, построившего математическую модель вселенной, рассматриваемую как эмпирический поворот в науке [2. С. 94]. Расцвет влияния материальных экспериментов пришелся на период позитивизма, представители которого часто обращались к проблемам эмпирического познания. В ХХ веке необходимость использования метода эксперимента стала широко обсуждаться не только в сфере естественных наук. По утверждению А.Ю. Сторожук, «многие эффективные научные методы были перенесены в гуманитарные дисциплины: философию, историю, социологию» [2. С. 92].
Применение метода эксперимента в разных сферах науки и видах деятельности позволяет выявить как общие, так и специфические его черты, а также обозначить целый ряд проблем «стратегического» и «тактического» характера, их декомпозиции и поиска путей решения. так, повсеместное внедрение методик математического эксперимента для решения прикладных задач в естественнонаучных исследованиях в свое время вызывало противоречивую оценку. В процессе активного внедрения статистических методов планирования эксперимента (1970-е годы ХХ века) их сложность внушала предсказуемые опасения. В.Н. Максимов в книге «Многофакторный эксперимент в биологии» отмечает: «...широкому использованию методов планирования эксперимента в биологическую практику мешают многие причины, среди которых можно выделить высокую степень формализации, при которой за большим количеством символов, уравнений и цифр „теряется“ биологическая сущность изучаемых явлений, и кажущуюся сложность схемы планирования и расчетов, „отпугивающую11 исследователей с недостаточной математической подготовкой» [3. С. 3].
Основным вопросом дискуссий о месте эксперимента в социальных науках, по мнению Д. Кэмпбелла, известного методологически значимыми работами в этой области («Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях» и др.), является вопрос о том, «могут ли социальные - а также в ряде случаев и гуманитарные - науки достичь того статуса „истинности11 науки, основным методом которой является эксперимент, и, соответственно, могут ли науки получать знание, добытое экспериментальным путем» [4. С. 13].
Плодотворной попыткой анализа проблем метода эксперимента в различных науках является и совместный сборник Академии наук СССР и Академии наук ГДР «Эксперимент. Модель. Теория», изданный в 1982 году. В нем представлены статьи об особенностях экспериментирования и моделирования в физике, химии, биологии, работы о гносеологическом статусе математической теории эксперимента, этических аспектах экспериментальной медицины и так далее.
В статье г. герца, открывающей этот сборник, говорится, что сущность эксперимента заключается в том, чтобы быть объективным анализатором действительности. «При этом проводится различие между экспериментом, экспериментальным методом и экспериментальной деятельностью. Экспериментальный метод охватывает теоретическую и практическую подготовку эксперимента, которая включает в себя формирование гипотезы и создание экспериментального оборудования, проведение, а также фиксацию и анализ данных эксперимента». Кроме того, Герц выступает с критикой «предвзятых схематических представлений об однозначном, линейном пути познания от теории к эксперименту или от эксперимента к теории» [5. С. 7].
Тем не менее в теории и практике моделирования периодических изданий мы отталкиваемся, в первую
очередь, от теоретических знаний о предметах и специфике задач, реализуя их в экспериментальных номерах и получая таким образом теоретические знания для совершенствования технологии их выпуска. Х. Раддер безусловно прав в том, что «если науке нужно приписать какие-либо цели, то одной из них должно быть развитие технологии» [1. С. 70].
Методологическое и практическое значение в использовании метода эксперимента в моделировании периодики имеет прикладной системный анализ. В частности, методологически значимым для обоснования логики механизма эксперимента в системе моделирования СМи является следующее утверждение Ф.П. Тарасенко: «Часто недостающую информацию о системе можно получить только из самой системы, проведя специально спланированный для этого эксперимент. Содержащуюся в протоколе эксперимента информацию извлекают, подвергая полученные данные обработке, преобразованию в форму, пригодную для включения ее в модель системы. Легко воспринимается, что эксперимент нужен для совершенствования модели. Важно понять также, что эксперимент невозможен без модели. Они находятся в одном цикле. Однако вращение по этому циклу напоминает не вращающееся колесо, а катящийся снежный ком - с каждым оборотом он становится все больше, весомее» [6. С. 141].
Кроме того, для нас имеет значение трактовка метода эксперимента, представленная в учебнике В.М. Мишина «исследование систем управления», как «контролируемого и управляемого способа исследования объекта, предполагающего активное участие исследователей и их целенаправленных воздействий на него в искусственно созданных моделированных (мысленно или близких к действительности) или реальных условиях» [7. С. 217]. Каким и является, по нашему мнению, процесс создания и апробации моделей периодических изданий в учебных и контрактных условиях.
Эксперимент в области моделирования можно дифференцировать на несколько типов [8]. В основу его применения может быть положена методика комплексного моделирования, и, в частности, матричный модуль [9], используемый для определения и решения прикладных задач по моделированию и проектированию газет и журналов региона. Так, могут быть выделены основные виды экспериментирования:
• эксперименты в решении комплексных задач моделирования изданий;
• эксперименты, факторами которых становятся один или несколько уровней комплексного моделирования;
• экспериментальная апробация модели на этапе реализации проекта [8. С. 102].
Также на основе методики социологического эксперимента и с учетом характера того или иного этапа или принципа работы над медиапроектом предлагается выделить в области моделирования прессы три типа эксперимента: натурный, мысленный и натурный квазиэксперимент [10. С. 366-367].
Рис. 1. Обложки экспериментальных выпусков изданий: «Гуманитарий», «Охотник и и рыболов Сибири», «Практики свободы», «Театральная площадь»
В лаборатории моделирования и проектирования периодических изданий факультета журналистики Томского государственного университета нами многократно апробированы возможные варианты адаптации метода эксперимента к процессу моделирования прессы, используя методику как комплексного [9], так и композиционно-графического моделирования, ориентируясь на труды С.И. Галкина [11] и В.В. Тулупова [12]. Многие выполненные нами в рамках хоздоговорных и инициативных НИР по корректировке и моделированию газет и журналов региона имели экспериментальный характер.
Обзорный анализ некоторых работ и характерных особенностей решения экспериментальных задач является основной целью данной статьи. В ней представлены наиболее характерные примеры, которые соответствуют предложенной нами типологии метода эксперимента в системе моделирования и проектирования медиа. Представленные работы выполнены автором данной статьи (Рис. 1), некоторые - в сотрудничестве со студентами и преподавателями факультета журналистики Томского государственного университета.
Работы, в процессе выполнения которых ставились экспериментальные задачи, получили несколько специальных характеристик, среди которых:
• тип эксперимента по характеру вмешательства разработчика в процесс выпуска издания: мысленный (например, проектные предложения), натурный (выпуск готового проекта на рынок) и натурный квазиэксперимент (подготовка модели);
• тип эксперимента по характеру моделируемой области: комплексный или факторный (указывается конкретный уровень модели, в пределах которого выполняется эксперимент);
• поисковый и проверочный эксперименты, которые могут быть разными этапами натурного эксперимента. Если поисковый эксперимент предполагает лишь поиск новых форм визуальной коммуникации, то прове-
рочный требует апробации их наиболее востребованных форм в виде экспериментального выпуска (пилотного номера);
• форма эксперимента показывает, в каком объеме и форме проводился эксперимент. Это может быть пилотный или корректировочный выпуск издания - один или серия;
• статус эксперимента определяет характер отношений между разработчиком и заказчиком проекта, в рамках которого ставится экспериментальная задача: инициативный проект или хоздоговорная НИР.
Альманах «Гуманитарий» филологического факультета ТГУ (№ 4, 2008 г.)
Тип эксперимента: натурный, комплексный, определяется изменением типологического статуса, содержания и КГМ, проверочный.
Статус эксперимента: инициативный проект.
Форма эксперимента: корректировочный выпуск.
Задача его состояла в трансформации традиционного журнала филфака в новый тип издания - альманах, с новым комплексом целеназначения, рубрикатора. Эксперимент в композиционно-графическом моделировании проявился в адаптации композиционной структуры и нового графического оформления: шрифтового, композиционного, иллюстрационного и т.д. к новому типу содержания издания.
Ежемесячник газетного типа «Охотник и рыболов Сибири» (2008-2009 гг.)
Тип эксперимента: натурный, факторный (на уровне КГМ), проверочный.
Форма эксперимента: серия корректировочных выпусков в рамках трансформации издания региона в сетевое межрегиональное.
Статус эксперимента: инициативный проект.
Процесс разработки и внедрения новой композиционно-графической модели занял в общей сложности
год (12 выпусков газеты). Экспериментальная составляющая заключалась в поиске возможности выхода на новый межрегиональный рынок и издания большого количества корректировочных выпусков. Перевод в тип сетевого издания обусловил перераспределение элементов системы содержания, а также элементов структуры и графики обложек между основным изданием и его региональными приложениями, при условии сохранения унифицированности оформительского стиля.
Журнал «Практики свободы», г. Казань (№ 1, 2010 г.)
Журнал Министерства энергетики Татарстана.
Тип эксперимента: натурный, комплексный, проверочный.
Форма эксперимента: экспериментальный выпуск.
Статус эксперимента: хоздоговорная НИР.
В рамках этого проекта была разработана концепция композиционно-графической модели издания (мысленный эксперимент), который был реализован в выпуске тиража в количестве 999 экземпляров и был представлен аудитории (натурный эксперимент).
Журнал «Театральная площадь», г. Томск (№1-2, 2012-2013 гг.)
Тип эксперимента: натурный, комплексный, проверочный.
Форма эксперимента: пилотный и корректировочный выпуски.
Статусэксперимента: инициативный проект.
Задача первых номеров состояла в апробации содержательной и оформительской составляющих модели журнала, проверке их соответствия интересам аудитории. Эксперимент в композиционно-графическом моделировании проявился в поиске схем оформления типовых материалов и разделов журнала, шрифтового оформления заголовков.
Таким образом, разрабатывая проекты изданий разного типа, мы имели возможность убедиться, что метод эксперимента является неотъемлемой частью моделирования изданий. Предложенная нами парадигма экспериментального подхода к решению прикладных задач моделирования изданий и функционально-матричный подход к проектированию прессы региона позволили выделить характерные типы экспериментов, представленные в данной статье на примере ряда экспериментальных проектов. они являются не только иллюстрациями того или иного аспекта адаптации метода эксперимента к данной сфере, но показывают возможности использования их в качестве инструментария моделирования прессы региона. В то же время мы убедились на практике, что методика эксперимента в моделировании требует дальнейшего изучения, методологического обоснования и практической апробации, в том числе внедрения в учебный процесс, например, в рамках работы спецкурса и спецпрактикума, целью которых является
проведение различных по типу экспериментов в процессе выпуска газет и журналов.
Также, исходя из опыта работы в лаборатории моделирования и проектирования изданий ФЖ ТГУ, видится целесообразным включение студентов в работу над экспериментальными учебными и реальными издательскими проектами, не только с целью развития конкретных профессиональных умений, будь то фотографа или дизайнера, но и для развития навыков работы в команде - группе выпуска издания. Наиболее благоприятным в таком случае может стать наличие экспериментальной составляющей в работе группы или в целом учебно-экспериментальный характер проекта, который может проявиться в типологически мотивированном моделировании содержания, в поисках оригинального подхода к компоновке материалов и их иллюстрированию, в использовании таких форм подачи материала, как инфографика или информационный пакет.
Метод эксперимента, его виды, поиск или экспериментальные этапы являются эффективным инструментом решения прикладных задач моделирования изданий. И по-прежнему актуальной является задача апробации методик эксперимента как собственно в прикладной работе конкретного дизайнера, так и в рамках учебного процесса на факультете журналистики.
Литература
1. РаддерХ. Подходы к более развитой философии научного экспериментирования // Философия науки. 2004. № 3. С. 62-83.
2. Сторожук А.Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма // Философия науки. 2004. № 3. С. 87-120.
3. Максимов В.Н. Многофакторный эксперимент в биологии. М., 1980.
4. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.
5. Герц Г. Соотношение между экспериментом, моделью и теорией в процессе естественнонаучного познания // Эксперимент. Модель. Теория. М., 1982.
6. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск, 2004.
7. Мишин В.М. Исследование систем управления. М., 2005.
8. Вершинин В.А. Возможности адаптации метода эксперимента к моделированию прессы региона // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 3 (23). С. 98-106.
9. Мясников Ю.Н. Технология моделирования и проектирования периодики региона. Томск, 2010.
10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
11. Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала. М., 2007.
12. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, интернет. СПб., 2006.