ТЕЗИСЫ. IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «ДЕТСКАЯ КАРДИОЛОГИЯ 2016»
следования, посвященные изучению Т-клеточно-го иммунодефицита у детей с ранней тимэктомией, показали противоречивые результаты. В литературе представлены несколько поверхностных молекул на Т-лимфоцитах, указывающих об их «недавнем» покидании тимуса. При обнаружении на лимфоцитах изоформ поверхностной молекулы CD45 стало возможным деление Т-лимфоцитов на наивные и зрелые. Исследование других поверхностных маркеров (CCR1, CCR3, CCR5, CD62L) на субпопуляции Т-лимфоцитов CD3+CD4+CD45RA+ показали правомочность выделения наивных Т-лимфоцитов хелперов. В наивных Т-хелперных лимфоцитах выделяют две популяции: тимические и центральные. На тимических Т-лимфоцитах экс-прессируется адгезивная молекула CD31. Оценка CD3+CD4+CD45RA+CD45RO-CD62L+CCR7+CD31 + субпопуляции лимфоцитов даст возможность оценки вклада тимэктомии в формировании иммунной компетенции у детей, перенесших тимэктомию.
Цель: изучить субпопуляционный состав Т-лим-фоцитов периферической крови, экспрессирующих CD45RA и CD31+ у детей с ВПС, перенесших тимэк-томию во время хирургического лечения.
Материалы и методы: Проведено обследование 52 детей с ВПС, имеющих в анамнезе указание на оперативное лечение. Основную группу составили дети, у которых во время оперативного вмешательства была выполнена тимэктомия (и=40). Дети, у которых во время хирургического лечения по поводу ВПС не проводилась тимэктомия, сформировали группу сравнения (и=12). Контрольная группа представлена 23 условно-здоровыми детьми, не имеющие в анамнезе ВПС.
Результаты: Исследование популяционного состава лейкоцитов периферической крови в абсолютном количестве в трех группах было сопоставимо (р>0,05), однако повышение относительного содержания лимфоцитов периферической крови отмечалось в группе сравнения (р<0,05). Относительное и абсолютное число Т-лимфоцитов хелперов с фенотипом CD3+CD4+ в основной группе было достоверно ниже, чем в контрольной группе и группе сравнения (р<0,001), как и снижение абсолютного количества наивных Т-лимфоцитов хелперов с фенотипом CD3+CD4+ CD45RA+ (р<0,05). Аналогичная ситуация выявлена для тимических наивных Т-лимфоцитов хелперов CD3+CD4+CD45RA+ CD31+ (р<0,01) для относительных показателей и (р<0,01) для абсолютных. При корреляционном исследовании пары «относительное содержание CD3+CD4+- возраст на момент тимэктомии» достигнута достоверно значимая корреляция ^=0,37, (р<0,05). Достоверно коррелировал с абсолютным и относительным количеством Т-лимфоцитов хелперов CD3+CD4+CD45RA+ срок после тимэктомии ^=0,35, (р<0,05-для абсолютного содержания).
Заключение: Полученные данные указывают на то, что чем раньше проводится тимэктомия, тем
ниже в периферической крови уровень субпопуляции Т-хелперов CD3+CD4+, и в том числе тимических наивных Т-лимфоцитов хелперов CD3+CD4+CD45RA+ CD31+, что может оказывать негативное влияние на иммунную реактивность данной категории детей.
ВОЗМОЖНОСТИ 3D-PRINTING В СОЗДАНИИ АНАТОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СЕРДЦА С КОМПЛЕКСНЫМ ВРОЖДЕННЫМ ПОРОКОМ
СКОФЕНКО И.Н., ИЛЬИНВ.Н.
ГБУЗ ДГКБ №13 ИМ Н.Ф. ФИЛАТОВА, МОСКВА
Цель: Современные методы неинвазивной диагностики врожденных пороков сердца (ВПС) предоставляют большие возможности в оценке морфологии аномалий развития сердца и магистральных сосудов. Однако при некоторых комплексных пороках, нередко сочетающихся с аномалиями формирования и положения сердца в грудной полости, их возможностей может оказаться недостаточно для полного и точного представления об особенностях пато-морфологии сердца. Между тем, это является важнейшим условием адекватности хирургической тактики и техники вмешательств при их коррекции.
Методы: Метод 3D ргшй^, упоминание о котором для этих целей впервые встретилось в 2007 году (Sodian, R., Weber, S., Markert, M., Rassoulian, D., Kaczmarek, I., Lueth, T.C.), открыл новые возможности в неинвазивной оценке морфологии сердца. Для получения 3D модели необходимо подвергнуть обработке на специальном принтере данные, полученные при помощи методов компьютерной томографической ангиокардиографии, магнито-резонансной томографии или трехмерной ЭХО-кардиографии. Материалами для создания модели служат эластичный полимер, фотополимер или гипсовый композит.
Результаты: Созданная при помощи 3D принтера модель сердца ребенка с ВПС дает более полное представление об анатомии порока, размерах и пространственных взаимоотношениях важнейших элементов его структуры. Это существенно расширяет возможности специалистов в планировании хирургических манипуляций, в частности, при синдроме гетеротаксии, атрио-вентрикулярной и вентрикуло-артериальной дискордантности, тетраде Фалло, дву-отточном и двухкамерном правом желудочке и др.
Заключение: Создание 3D модели сердца является перспективным методом диагностики и визуализации анатомии сердца. Этот метод расширяет возможности неинвазивных методов диагностики комплексных врожденных пороков сердца, создавая условия для уточнения объема и повышения точности выполнения хирургических манипуляций, а также повышения эффективности обучения молодых специалистов.
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 3, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGE IPEDIATRII, 3, 2016