Научная статья на тему 'Возможность прививания студентам представления гендерного равенства в процессе преподавания истории Азербайджана'

Возможность прививания студентам представления гендерного равенства в процессе преподавания истории Азербайджана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ / МАТРИАРХАТ / АМАЗОНКИ / HISTORY OF AZERBAIJAN / GENDER EQUALITY / PRIMITIVE COMMUNAL SYSTEM / MATRIARCHY / AMAZONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моллаева Эльза Алипаша

В статье автором представлены факты из истории Азербайджана, свидетельствующие о важности роли, исполняемой женщиной на разных этапах развития общества. В работе установлено, что правильная подача и акцентирование внимания преподавателей истории на материале, касающемся степени значимости женщин, могут способствовать корректному гендерному воспитанию обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF INCULCATION OF GENDER EQUALITY TO STUDENTS IN THE PROCESS OF AZERBAIJAN HISTORY TEACHING

The article deals with evidences from the history of Azerbaijan showing the significance of a woman’s role on various stages of society’s development. The author states that accurate presentation of the data and emphasis made by teachers on women’s contribution may encourage the proper gender education of students.

Текст научной работы на тему «Возможность прививания студентам представления гендерного равенства в процессе преподавания истории Азербайджана»

УДК 378:316.356.4(479)

Моллаева Эльза Алипаша

доктор философии по педагогике,

доцент Азербайджанского института учителей

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИВИВАНИЯ СТУДЕНТАМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА

Mollayeva Elza Alipasha

D.Phil. (Education Science), Associate Professor, Azerbaijan Teachers’ Institute

POSSIBILITY OF INCULCATION OF GENDER EQUALITY TO STUDENTS IN THE PROCESS OF AZERBAIJAN HISTORY TEACHING

Аннотация:

В статье автором представлены факты из истории Азербайджана, свидетельствующие о важности роли, исполняемой женщиной на разных этапах развития общества. В работе установлено, что правильная подача и акцентирование внимания преподавателей истории на материале, касающемся степени значимости женщин, могут способствовать корректному гендерному воспитанию обучающихся.

Ключевые слова:

история Азербайджана, гендерное равенство, первобытнообщинный строй, матриархат, амазонки.

Summary:

The article deals with evidences from the history of Azerbaijan showing the significance of a woman’s role on various stages of society’s development. The author states that accurate presentation of the data and emphasis made by teachers on women’s contribution may encourage the proper gender education of students.

Keywords:

history of Azerbaijan, gender equality, primitive communal system, matriarchy, Amazons.

Согласно картине гендерного равенства, сложившейся в Азербайджане в древние времена, важную роль в осуществлении прогресса наряду с вкладом мужчины занимает деятельность женщины. Изучение женского вопроса вкупе с мужским формирует целостное представление о ходе истории, движущими элементами которой являются лица обоих полов [1, с. 3].

Детально анализируя учебники истории, которые отражают основные экономические, культурные и политические процессы общества, можно отметить, что роль мужчины в истории преподнесена более ярко, нежели роль женщины. В то время как женщины принимали активное участие в развитии всех сфер общественной жизни вместе с мужчинами.

В виде исключений на страницах учебников все же упоминаются имена некоторых видных женщин, но их роль в истории освещена крайне мало. Российский гендеролог Н. Пушкарева отмечает, что авторитет мужчины, мужской труд во всех обществах более предпочтителен. Сферы деятельности мужчины и женщины определяются как неравные по значению, управленческие способности считаются присущими только мужчине [2, с. 22]. В истории человечества деятельность женщины представлена лишь как внутрисемейная, тем самым игнорируется реальный вклад женщины в историю, умаляется ее роль в развитии человечества.

Традиции женской свободы являются неотъемлемой, но и вместе с тем недостаточно изученной частью истории человечества. Подход к рассмотрению исторических событий на современном этапе с гендерной точки зрения пошатнул стереотипы о главенствующей роли мужчины в истории.

Переосмысление истории человечества и Азербайджана через «гендерную призму» может способствовать формированию в новом поколении представлений об истории, равнозначно охватывающей оба пола. В этом смысле очень ценны археологические и этнографические данные, связанные с жизнью и деятельностью женщин.

Дисциплина «История Азербайджана», преподаваемая в высших учебных заведениях педагогической ориентации, имеет особое значение в процессе формирования у студентов определенного мнения о деятельности представителей обоих полов и их роли в исторических событиях.

В процессе изучения темы «Первобытная община на территории Азербайджана» представляется возможным привить студентам понятие гендерного равенства. Однако одного учебника может оказаться недостаточно для рационального прививания гендерного воспитания во время преподавания данной дисциплины [3], вследствие этого у преподавателя возникает необходимость обратиться к дополнительной литературе.

Материалы, собранные благодаря археологическим исследованиям и играющие роль основной базы источниковедения древнейшего периода истории, дают возможность для формирования

определенных представлений об отношениях между представителями обоих полов, проживавших на территории древнего Азербайджана, о религиозных убеждениях и о месте женщины в них.

С учетом небольшого количества памятников культуры времен первобытнообщинного периода по сравнению с другими этапами истории для полного воспроизведения личной жизни женщины, помимо письменных памятников, археология ссылается на надписи на амулетах, домашней утвари, посуде, настенные надписи, изображения в надгробиях.

Результаты исторических исследований свидетельствуют о том, что матриархат в период первобытной общины на территории Азербайджана был в определенной степени распространен, женщина являлась объектом поклонения в племени и общине, а также обладала весомым авторитетом. Но охота, став единственным средством добычи пищи, негативно сказалась на роли женщины, которая предпочла продолжение рода этому виду деятельности, хотя и могла дальше охотиться наравне с мужчиной.

Высокая смертность среди людей, в частности детей, в древние времена заставляла женщин проводить много времени дома. Большую часть своей жизни представительницы прекрасного пола уделяли рождению детей и их кормлению грудью до 4 лет. Именно по этой причине женщина не могла подолгу находиться за пределами дома, она добровольно отказалась от охоты.

Самые ценные сведения о месте, роли и деятельности женщин в первые этапы истории Азербайджана были получены из исторических памятников (Гуручай-олдувай; древний, средний и последний Ашел), самым древним среди которых является Азыхская пещера. В Азыхской пещере, которая в хронологическом порядке отражает культурные пласты первобытнообщинной истории и является единственным в мире местом проживания человека, 400 тыс. лет назад в начале среднеашельского периода проживали «азыхантропы». В тот период между женщиной и мужчиной не существовало различий по выполняемым ими функциям в обществе.

Азыхантропы в основном вели оседлый образ жизни, пещеры использовали в качестве жилья, иногда меняли свои места в поисках пищи. Обряды, связанные с огнем, в их духовной жизни играли особую роль. Они считали огонь не только средством для приготовления пищи или отпугивания диких зверей. Для них огонь был основным божеством семьи, средством общения человека с духами. Большую часть повседневной жизни женщина проводила у костра и была ответственна за сохранение огня, что и делало ее объектом поклонения. Именно женщина являлась хранительницей очага, кроме этого, на огне она готовила пищу для себя и своих соплеменников. В трудные моменты она обращалась к огню при помощи заклинаний.

Тесная связь обряда огня с обрядом женщины особенно отчетливо проявляется при исследовании Азыхской пещеры. Подтверждением этой мысли стала найденная в пещере фигура женщины ростом в 1,8 м, которая расположена у самого входа в большой зал, при входе в пещеру. Найденные рядом с ней разноцветные ожерелья свидетельствуют о том, что женщина была объектом поклонения и жертвоприношения членов племени. Исследователь Л. Мовсумова пишет: «... огонь был близок всем жителям поселения, в первую очередь он был близок к женщине, которая традиционно занималась приготовлением пищи и хранением очага. Они могли «общаться» с ним, взывать к нему, получать у божества огня советы, предсказания и т. д.» [4, с. 32].

Наличие женских фигур среди предметов, найденных в Азыхской пещере, подтверждает тот факт, что женщина играла также большую роль и в воспитании детей. Так, уходя на охоту на большие расстояния, мужчины иногда надолго оставляли очаг, тогда вся ответственность за уход за детьми ложилась на плечи женщины. Роль женщины в эмпирическом усвоении определенного опыта взрослых подрастающим поколением ощущалась всегда. Мужчины занимались только охотой, тогда как сфера деятельности женщины была несколько шире: в ее обязанности входило дубление шкур, сушка мяса, сбор растений и фруктов.

В период среднего палеолита (100-70 тыс. лет назад) сформировался первобытнообщинный строй - общество, состоящее из рода, и люди перешли из стадного, коллективного образа жизни в общину. Основными занятиями населения стали охота и сбор фруктов. Из-за простоты и ограниченности функций охотничьего оружия мужчины не могли регулярно приносить добычу, поэтому единственным постоянным средством обеспечения общества пищей стал сбор растений и фруктов, чем в основном занимались женщины.

Начиная с периода среднего палеолита, женщина постепенно стала ведущим экономическим и социальным индивидом общества. Она сознательно перешла от простого сбора зерновых к их культивированию, такой переход освободил население от непосредственной зависимости от природы.

В период перехода от стадности к первобытнообщинному строю продолжение рода осуществлялось по праву матриархата. Социальный статус женщины возрос до того уровня, что она начала доминировать сначала в жизни своего рода, а затем и всей общины. Такому росту значимости женщины способствовала внутрихозяйственная деятельность женщины, охватывающая

сбор растений и земледелие, так как в тот момент именно эта деятельность являлась основным источником питания.

Матриархат, сформировавшийся в период среднего палеолита, достиг своего расцвета в период верхнего палеолита.

В период неолита женщина, занимавшаяся землепашеством в Азербайджане, смогла сохранить свою доминирующую роль в обществе на протяжении нескольких тысячелетий. Переход от хозяйства освоения к производственному хозяйству, формирование земледелия и животноводства, играющих важную роль в производстве корма, создали экономические и социальные предпосылки для выдвижения на первый план патриархата. Если говорить словами ученого-исследова-теля Ф. Мамедовой, «мужчины смогли создать наиболее прогрессивное и выгодное земледелие и животноводство, а это, в свою очередь, повлияло на превращение их в ведущую экономическую и социальную единицу общества. Мужчина, руководящий основными отраслями производства, стал также доминировать в семье, являющейся маленькой ячейкой общества» [5, с. 8].

Женские статуэтки, найденные в Гобустане, Гаргалартепеси и других местах Азербайджана, можно считать самым ценным подтверждением существования матриархата в Азербайджане.

Гобустан, расположенный на юго-востоке Больших Кавказских гор, заслуживает право называться музеем под открытым небом, ведь именно там было найдено около 6 тыс. наскальных изображений и 10 стоянок каменного века. Некоторые женские изображения, найденные в Гобустан-ском комплексе, имеют огромное значение и ценность, в том числе изображения женщин перед пещерой «Ана зага» и в пещере «Семеро красавиц». На камне под номером 29, расположенном у входа в пещеру, на левой стороне вырезано 77 изображений, 24 из которых являются женскими. Именно поэтому эта пещера называется «Ана зага», что в переводе означает «Пещера - Мать».

Найденные в местах первых поселений глиняные женские фигуры дают нам основание предполагать, что женское начало в древних обществах, несомненно, играло чрезвычайно важную роль. Во всех древних обществах божествами были женщины, а не мужчины. Этот факт крепко укоренился в представлениях и убеждениях людей тех далеких времен.

Существование матриархата в Азербайджане, как уже было сказано, связано и с возложенной на женщину обязанностью воспитания детей. Мужчины также участвовали в этом процессе, хоть их влияние и не было столь глубоким, как женское. Таким образом, между мужчинами и женщинами того периода царило социальное равенство, их взаимоотношения можно обозначить как сотрудничество, но не конкуренция и неравенство. Так, «в период социогенеза и формирования общественных отношений они взаимодополняли друг друга» [6, с. 23]. В течение многих столетий человеческий род не подвергался дискриминации, то есть права людей не нарушались.

Хотя в период энеолита ^1-М вв. до н. э.) в социально-общественной жизни произошли некоторые изменения, поклонение женщине все же в определенной степени сохранялось. Так, «женщина рассматривалась как творец рода, хранительница очага племени, источник изобилия, покоя и силы. В памятниках энеолита (Гаргалартепеси и Чалагантепе) найдено много статуэток женщин, что связано с поклонением женщине. Женщина являлась символом изобилия и благоденствия, но наряду с этим она расценивалась и как образец чистоты, непорочности и святости» [7, с. 31].

Преимущественное положение одного пола над другим сменялось на протяжении истории, но не все историки принимали наличие матриархата. Преобладание роли женщины над ролью мужчины, наличествовавшее на определенных этапах истории, они связывают с мифами и преданиями об амазонках. Согласно мнению греческих историков (Страбон, Геродот) одним из древнейших племен, где существовал матриархат, были племена массагетов на территории Азербайджана, жившие вдоль реки Аракс. Первая женщина-государь Томирис принадлежала к этому племени, что свидетельствует о возможности присутствия доли истины в этих мифах. Основным источником исторических данных об амазонках являются произведения античных историков, в которых рассказывается о героизме и боевом духе женщин, не отстающих от мужчин. Из записей Страбона: «В горах Албании проживают амазонки» [8, с. 103]. Ссылаясь на рассказы Феофана, участвовавшего в восточных походах Помпея, он отмечает, что «гелы и леги из скифов живут между амазонками и албанами, в этой стране между этими племенами и амазонками течет река Мермадалида» [9, с. 22].

Согласно преданию с целью заботы о продолжении рода амазонки вступали в половую связь с мужчинами соседних племен. Девочек воспитывали они сами, а мальчиков отдавали их отцам. То есть амазонки, как спартанцы, воспитывали настоящих бойцов - женщин, прекрасно знающих военное дело. Военная подготовка им была необходима для самозащиты. Вся жизнь амазонок была словно покрытой ореолом таинственности, именно поэтому мужчины так страстно желали попасть в эту страну. Сделав основной целью воспитания военную подготовку, амазонки тем самым могли не только защитить себя, но и помочь своим соседям, которые подвергались внезапному нападению.

По мнению историков, слово «амазонка» можно считать синонимом «не имеющей груди» -они жгли свою правую грудь или сильно завязывали ее, чтобы та не мешала девушкам при стрельбе из лука. Современные этнологи считают, что предания об амазонках содержат некую долю правдивости.

В заключение отметим, что использование возможностей истории Азербайджана в процессе прививания молодому поколению принципов гендерного равенства может повысить эффект гендерного воспитания. История же Азербайджана обладает необходимым богатым материалом для реализации этой цели.

Ссылки:

1. Azarbaycan tarixinin gender aspektlari. Baki, 2005. 202 s.

2. Пушкарева Л.Н. Гендерный анализ и его применение к изучению истории культуры // Отечественная история. 1999.

№ 1. С. 19-29.

3. Azarbaycan tarixi (an qadim zamanlardan XX asra qadar). 3 cildda. I cild. Ali maktablar ugun darslik. Z.M.Bunyadovun va

Y.B.Yusifovun redaktasila. Azarbaycan Dovlat Na§riyyati. Baki, 1994. 680 s.

4. Movsumova L. Azarbaycan qadini uzaq kegmi§dan indiyadak. Baki, 2002. 300 s.

5. Azarbaycan tarixinin gender aspektlari. Bak,. 2005. 202 s.

6. Gender va sanat§unasliq. Dars vasaiti. Baki, 2005. 263 s.

7. Azarbaycan tarixi (an qadim zamanlardan XX asra qadar). 3 cildda. I cild. Ali maktablar ugun darslik. Z.M.Bunyadovun va Y.B.Yusifovun redaktasila. Azarbaycan Dovlat Na§riyyati. Baki, 1994. 680 s.

8. Алиев К. Античные историки по истории Азербайджана. 2-е изд., стереотип. Баку, 1987. 132 с.

9. Алиев К. Указ. соч. С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.