Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО'

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕМПИНГ / АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ / ВТО / ГАТТ / ИМПОРТ / СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покровская Наталья Владимировна

Распространенной практикой защиты национальных интересов государства от недобросовестной конкуренции в виде продажи товаров и услуг по искусственно заниженным ценам является применение антидемпинговых мер. Целью исследования является изучение основных аспектов введения и условий правомерности применения антидемпинговых мер в соответствии с правилами свободной торговли ВТО. Предметом исследования выступают правовые нормы, содержащиеся в основных документах ВТО о порядке применения антидемпинговых пошлин, для изучения которых были использованы методы анализа, дедукции, формально-логический и формально-юридический методы. Новизна данного исследования определяется проблемным анализом размера антидемпинговых пошлин путем сравнения внутренней и внешней цен товаров, имеющим практическое значение для антидемпингового регулирования. В результате сделан вывод о необходимости расширенного мониторинга цен на рынке иностранных производителей, которые уже были замечены в демпинговом импорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF APPLYING ANTI-DUMPING MEASURES IN THE CONDITIONS OF RUSSIA’S MEMBERSHIP IN THE WTO

The use of anti-dumping measures is a common practice of protecting state’s national interests from unfair competition in the form of selling goods and services at artificially low prices. The purpose of the research is to study the main aspects of the introduction and conditions of anti-dumping measures use legality, in accordance with the rules of free trade of Russia in the WTO. The subject of the research is the legal norms contained in the main WTO documents on the procedure for the anti-dumping duties use. The study is based on the methods of analysis, deduction, as well as formal-logical and formal-legal methods. The novelty of the research is determined by the problematic analysis of determining the value of anti-dumping duties by comparing the internal and external prices of goods, which is of practical importance for anti-dumping regulation. As a result, it is concluded that there is a need for expanded monitoring of prices on the market of foreign producers who have already been spotted in dumping imports.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО»

Возможность применения антидемпинговых мер в условиях членства России в ВТО

Покровская Наталья Владимировна,

кандидат юридических наук, независимый исследователь E-mail: nata.pok1993@gmail.com

Распространенной практикой защиты национальных интересов государства от недобросовестной конкуренции в виде продажи товаров и услуг по искусственно заниженным ценам является применение антидемпинговых мер. Целью исследования является изучение основных аспектов введения и условий правомерности применения антидемпинговых мер в соответствии с правилами свободной торговли ВТО. Предметом исследования выступают правовые нормы, содержащиеся в основных документах ВТО о порядке применения антидемпинговых пошлин, для изучения которых были использованы методы анализа, дедукции, формально-логический и формально-юридический методы. Новизна данного исследования определяется проблемным анализом размера антидемпинговых пошлин путем сравнения внутренней и внешней цен товаров, имеющим практическое значение для антидемпингового регулирования. В результате сделан вывод о необходимости расширенного мониторинга цен на рынке иностранных производителей, которые уже были замечены в демпинговом импорте.

Ключевые слова: демпинг, антидемпинговые меры, ВТО, ГАТТ, импорт, справедливая цена.

Антидемпинговый механизм стал применяться в мировой экономике в конце XIX в. и сегодня законодательно закреплен на международно-правовом и национальном уровнях во всех развитых странах мира. В процессе интеграции России в мировое хозяйство необходимо обеспечить экономическую безопасность государства. Для этой цели в первую очередь следует обеспечить стабильность торговли, развития конкуренции и бизнеса. В настоящий момент времени государство сталкивается с ценовой дискриминацией между рынками других государств и проблемой недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция путем осуществления внешнеторговых поставок по демпинговым ценам оказывает негативное влияние на национальную экономику государства.

Многие государства, продавая свою продукцию на мировом рынке, искусственно занижают цены для того, чтобы занять лидирующие позиции, тем самым нанося ущерб экономикам принимающих государств. При этом в создавшихся условиях недобросовестной конкуренции государства, применяющие демпинг, получают выгоду. Многие компании зачастую используют демпинг для быстрого получения валютных средств и реализации своих экономических интересов. Таким образом, проблема демпинга является актуальной темой для многих государств.

Право ВТО предусматривает подробные правила в отношении демпинга и субсидирования - двух конкретных торговых практик, которые обычно считаются нечестными. Правила ВТО о демпинге содержатся в статье VI ГАТТ 1994 [1] и Соглашении по применению статьи VI ГАТТ 1994 (далее - Соглашение) [2]. Демпинг определен в статье 2.1 Соглашения как выведение товара на рынок другого государства по цене ниже нормальной стоимости этого товара. В соответствии с Соглашением товар будет являться предметом демпинга, только если экспортная цена данного товара, проданного из одного государства в другое, ниже сравнимой цены, устанавливаемой в рамках обычного хода торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующем государстве.

Сущность и особенность демпинга проявляется в его разнообразных видах. В настоящее время выделяют различные виды демпинга, которые можно классифицировать по определенным признакам. Виды демпинга классифицируются в зависимости от временного периода, то есть рассматривается продолжительность действия демпинга. Так же особенность демпинга можно выявить,

5 -о

сз

<

классифицируя его по источнику возникновения. Некоторые виды демпинга можно классифицировать по взаимности, а именно, идут ли государства друг другу на уступки или нет.

Классической формой демпинга является монопольный демпинг. Сущность такого демпинга заключается в том, что компания, прежде чем снизить экспортную цену, изначально поднимает цену на внутреннем рынке. Компании применяют монопольный демпинг с целью защиты национального рынка, чтобы импортный товар по нормальной цене не вытеснял товар, продаваемый по более высокой цене внутри государства. Спорадический демпинг подразумевает под собой ситуацию, когда компания в целях избавления от излишков продукции, вынуждена продавать свою продукцию на зарубежный рынок по низким ценам. Такой вид демпинга носит временный характер, то есть продолжается небольшой промежуток времени, чаще всего в конце определенного сезона [6, с. 12].

Соглашение содержит определение скрытого демпинга, который подразумевает продажу товара определенному покупателю, в определенный регион или в определенный промежуток времени по цене значительно ниже его цены на национальном рынке. Скрытый демпинг возможен посредством негласного соглашения между экспортером и импортером о том, что товар будет продаваться по цене ниже контрактной для того, чтобы скрыть факт применение демпинга и не допустить применения антидемпинговых мер.

Демпинг может действовать на протяжении как долгосрочного, так и краткосрочного периода времени. Понятие постоянного демпинга определяется соответственно постоянным и длительным экспортом товаров по цене ниже справедливой. Отличительной особенностью постоянного демпинга являются меньшие издержки, которые изменяют цену как внутри государства, так и за рубежом, до уровня нормальной цены. Такой демпинг не нарушает рыночные процессы и не наносит материальный ущерб, так как имеет рыночное происхождение.

Существуют ситуации, когда компаниям необходимо целенаправленно вытеснить конкурентов с рынка, чтобы стабилизировать свое положение во внешней торговле и получить выгоду. Для достижения такой цели компании мотивированы использовать временный демпинг. В этом случае они устанавливают сниженные цены на реализуемые товары на определенный срок. Достигнув поставленной цели, цены на товары возвращаются к прежним пределам. Но когда цель компании заключается в последующем, после умышленного вытеснения с рынка конкурентов, установлении монопольных цен, то речь идет о преднамеренном демпинге. Установление монопольных цен является основной разницей в понятиях временного и преднамеренного демпинга.

Решение проблемы демпинга является довольно сложной процедурой, поскольку в первую очередь необходимо выявить причины заниженной

цены экспортируемого товара. Причины занижения цен бывают объективные и субъективные. К объективным причинам можно отнести заниженный курс национальной валюты, завышенную внутреннюю цену товара, снижение расходов по заработной плате, а также низкие расходы на фрахт. Что касается субъективных причин, то это в первую очередь преднамеренная ценовая политика экспортера.

Таким образом, демпинг, независимо от форм его применения, способен нанести материальный ущерб любому государству, против которого он направлен. Кроме того, демпинг оказывает отрицательное влияние на мировую экономику в целом, так как нарушает общепринятые правила конкурентной борьбы и ослабляет национальные экономики отдельных государств. В связи с изложенным существует необходимость обеспечения защиты национальных экономик от недобросовестной конкуренции иностранных компаний, а также укрепления и совершенствования антидемпингового законодательства.

С целью осуществления политики, направленной на предоставление защиты национальным товаропроизводителям от недобросовестной конкуренции, насаждаемой иностранным товаропроизводителем, активно использующим государственное субсидирование своей отрасли производства, применяются антидемпинговые меры. Экономический смысл применения антидемпинговых мер заключается в обеспечении состояния безопасности национального производства и сохранении условий честной конкурентной борьбы производителей [5, с. 11].

Основные причины установления средств антидемпинговой защиты национального товаропроизводителя исходят из простого логического объяснения экономической сути антидемпинговых мер, которая приводилась ранее. Тем не менее, следует выделить их в ясную иерархическую структуру:

- обеспечение экономического суверенитета государства;

- регулирование потребительского спроса в пользу национального товара;

- адресная помощь зарождающимся отраслям, не способным конкурировать в первые годы осуществления деятельности.

Согласно статье VI ГАТТ 1994 и Соглашению государства-члены ВТО имеют право вводить антидемпинговые меры, если будут выполнены три материально-правовых условия:

- наличие демпинга;

- отечественная отрасль, производящая аналогичный товар в импортирующем государстве, несет материальный ущерб (или существует угроза наступления материального ущерба): слово «материальный» - неудачная калька с английского языка (англ.: material); на самом деле, этот термин следует понимать как «существенный»;

- присутствует причинно-следственная связь между демпингом и ущербом.

В Соглашении подробно изложены рекомендации относительно того, как обеспечить справедливое сравнение внутренней и внешней цен товара. В частности, в нем утверждается, что такое сравнение может производиться обычно на уровне EXW (договорная (прописанная в инвойсе) цена) и относительно продаж, осуществленных в близкое или в одно и то же время. При этом должны быть сделаны соответствующие допущения с учетом различий в условиях торговли, налогах, количестве товара, его физических характеристиках и других факторов, влияющих на сопоставимость цен [8, с. 316].

При сравнении цен часто встает вопрос о том, какие исходные данные использовать при определении цены товара на местном рынке в тех случаях, когда производитель продает на нем свой товар по ценам ниже средних цен производства или в убыток. Производитель, который в течение длительного периода продавал какой-либо товар себе в убыток на местном рынке, может наводнить иностранный рынок дешевыми товарами только в том случае, когда он получает прибыль от продажи других товаров (например, за счет так называемого перекрестного субсидирования товара). Ряд государств в прошлом исключили такие местные продажи при определении цен товаров местного потребления. С целью установить единообразие в методах антидемпинговых исследований для данного случая Соглашение предусматривает, что продажа товаров на местном рынке по ценам ниже издержек производства (включая административные расходы и торговые издержки) может не приниматься во внимание только тогда, когда такие продажи осуществлялись в течение длительного периода (обычно в течение одного года).

Чтобы определить демпинговую маржу, внутреннюю цену экспортера, проверяющие часто используют систему усреднения цен, особенно когда затрагивается большое количество мелких сделок. В таких случаях Соглашение требует, чтобы, как правило, сравнивались следующие величины:

- или средневзвешенные потребительские цены местного рынка со средневзвешенной ценой всех экспортных сделок;

- или цены местного рынка с экспортными ценами в каждом конкретном случае, т.е. по каждой конкретной сделке.

Сравнение внутренней потребительской цены с экспортной обычно подразумевает конвертацию последней в валюту государства-экспортера. Из-за колебаний курса, используемого при конвертации валют, ее конечная величина может существенно влиять на демпинговую маржу. Чтобы обеспечить соответствие методов, используемых при пересчете валют, Соглашение предусматривает использование курса, действующего на дату продажи. Тем не менее, если сделка основана на обменном курсе, определенном срочным контрактом, то используется этот форвардный курс [7, с. 157].

Соглашение определяет, что там, где объем местных продаж «низок», внутренняя цена

в государстве-экспортере не сможет обеспечить четкой основы для сравнения цен. В таких случаях Соглашение позволяет использовать - в целях сравнения цен - сконструированную цену вместо внутренней. Сконструированная цена рассчитывается на основе стоимости производства товара в государстве-экспортере.

Когда указанным образом определить такие показатели невозможно, Соглашение предусматривает их определение на основе:

- реальных данных от других экспортеров или производителей аналогичных товаров;

- средневзвешенной величины стоимости товара и прибылей другого экспортера такого же товара;

- любого другого приемлемого метода.

Очень часто в ходе предварительных проверок невозможно определить ущерб, так как демпинговая маржа оказывается слишком малой, а доля импорта данного товара - незначительной. В таких случаях Соглашение предусматривает отзыв заявления и прекращение расследований, если:

- демпинговая маржа минимальна, т.е. менее 2% от экспортной цены;

- объем импорта из определенного государства меньше 3% общего объема импорта аналогичных товаров в государство-импортер (это правило не применяется, когда суммарная доля государств с индивидуальными долями менее 3% превышает 7% общего объема импорта исследуемого товара);

- ущерб такой, что им можно пренебречь (т.е. ничтожный).

Экспортеры могут избежать антидемпинговых пошлин путем увеличения экспортных цен. Тем не менее, для того чтобы избежать договоренностей по ценам между экспортером и импортером тогда, когда экспорт не наносит ущерба местной промышленности государства-импортера, такие меры возможны и разрешены Соглашением только после того, как проверяющие предварительно определили ущерб местной промышленности от демпинга. Обычно решение о принятии ценовых обязательств остается за экспортером, но ни один экспортер не может быть насильно втянут в такие соглашения.

Государства-импортеры могут и не пойти на заключение таких ценовых сделок, когда это, с их точки зрения, нерационально. Например, когда количество реальных или потенциальных экспортеров очень велико. Соглашением по антидемпингу предусматривается, что проверки должны быть завершены, как правило, в течение года и не более чем через 18 месяцев после их начала. Перед тем как выносить окончательное заключение, исследователи должны «раскрыть» заинтересованным сторонам (т.е. экспортерам и производи- р телям, которые подвергаются проверке, их пра- ИД вительствам, импортерам) основные факторы, Ч

т

на которых основывается решение о введении со- К ответствующей пошлины [3, с. 1962]. ё

Важно отметить, что Соглашение ориентиру- у ет на то, чтобы размер антидемпинговых пошлин А

в максимально возможной мере определялся отдельно для каждого экспортера или производителя. Следовательно, объем уплачиваемых пошлин может быть различным в отношении каждого экспортера в каждом конкретном случае. Тем не менее, проверяющие могут определить размер пошлины на основе статистической выборки для наибольшего объема экспорта из рассматриваемого государства, когда количество экспортеров или производителей настолько велико, что подсчет индивидуальной демпинговой маржи осуществлять непрактично. В таких случаях орган, проводящий расследование, обязан проконсультироваться с заинтересованными экспортерами или производителями и принимать решение предпочтительно при их согласии. При этом любой экспортер или производитель, действия которого не подпадают под указанный пример, имеет право требовать, чтобы демпинговая маржа была определена для него отдельно.

Соглашение также предусматривает, чтобы применение антидемпинговых мер (пошлин и ценовых обязательств) постоянно находилось бы под контролем. Такой контроль должен осуществляться проводящими проверки органами по их инициативе или по требованию любой заинтересованной стороны. Если в результате соответствующих проверок будет сделано заключение, что принятые меры больше не являются необходимыми, то они должны быть устранены [4, с. 6].

Для обоснованности введения антидемпинговых мер в обязательном порядке проводится расследование, сроком от 6 до 12 месяцев. Антидемпинговое расследование должно быть сформировано на основе письменного заявления со стороны отечественной промышленности. Во время проведения расследования могут применяться предварительные антидемпинговые меры. После проведения антидемпингового расследования, если факт демпинга доказан, применяются антидемпинговые меры. Имеют место быть случаи, когда антидемпинговые меры не применяются, хотя имеются все доказательства.

Подводя итог, можно утверждать, что применение антидемпинговых мер может сыграть немаловажную роль в защите экономики России. Важным аспектом является применение механизмов противодействия методам обхода антидемпинговой пошлины. Также существенное значение будет иметь снижение либеральности антидемпинговой политики России путем применения ответных антидемпинговых пошлин, а также расширенного мониторинга цен на рынке иностранных производителей, которые уже были замечены в демпинговом импорте. Только комплексный подход к решению проблем антидемпингового регулирования может сделать 5Е этот инструмент эффективным способом защи-£ ты производителей от несправедливой конку-§ ренции. Между тем необходимо учитывать также и необходимость недопущения злоупотребления Ц нетарифными методами регулирования. Остав-

ляя их тем, чем они и должны быть, а именно -узкоспециализированными инструментами для решения конкретных проблем, не превращая их при этом в завуалированные аналоги протекционистских ограничений.

Литература

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // Закон. N 5. 2000 г.

2. Соглашение по применению статьи VI Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1994 // Приложение к Собранию законодательства Российской Федерации. N 37. 10.09.2012. (Ч. VI).

3. Дробот Е.В., Веремеева А.А. Актуальные проблемы применения антидемпинговых мер в мировой практике // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 7. С. 1939-1962.

4. Мокров Г.Г. Моделирование сценариев введения и применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин // Таможенное дело. 2019. № 4. С. 3-7.

5. Мокров Г.Г. Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин // Таможенное дело. 2019. № 2. С. 10-13.

6. Новиков В.Е., Изгагина Т.Ю. Антидемпинговые пошлины, их сущность и применение в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1 (54). С. 9-16.

7. Семичева Л.А. Антидемпинговое регулирование мирового рынка различных отраслей на современном этапе // Евразийский юридический журнал. 2019. № 10 (137). С. 157-158.

8. Сходкина О.Ю. Антидемпинговые пошлины как один из способов защиты экономических интересов // Теория и практика современной науки. 2018. № 3 (33). С. 315-319.

THE POSSIBILITY OF APPLYING ANTI-DUMPING MEASURES IN THE CONDITIONS OF RUSSIA'S MEMBERSHIP IN THE WTO

Pokrovskaia N.V.

The use of anti-dumping measures is a common practice of protecting state's national interests from unfair competition in the form of selling goods and services at artificially low prices. The purpose of the research is to study the main aspects of the introduction and conditions of anti-dumping measures use legality, in accordance with the rules of free trade of Russia in the WTO. The subject of the research is the legal norms contained in the main WTO documents on the procedure for the anti-dumping duties use. The study is based on the methods of analysis, deduction, as well as formal-logical and formal-l egal methods. The novelty of the research is determined by the problematic analysis of determining the value of anti-dumping duties by comparing the internal and external prices of goods, which is of practical importance for anti-dumping regulation. As a result, it is concluded that there is a need for expanded monitoring of prices on the market of foreign producers who have already been spotted in dumping imports.

Keywords: dumping, anti-dumping measures, WTO, GATT, import, fair price.

Reference

1. General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) (WTO, Uruguay Round Multilateral Trade Negotiations, April 15, 1994) // Law. N 5. 2000 r.

2. Agreement on the Application of Article VI of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994 // Annex to the Collection of Laws of the Russian Federation. N 37. 10.09.2012. (PART VI).

3. Drobot E.V., Veremeeva A.A. Topical problems of application of anti-dumping measures in world practice // Russian entrepre-neurship. 2018. T. 19. № 7. C. 1939-1962.

4. Mokrov G.G. Modeling scenarios for the introduction and application of anti-dumping, countervailing and special duties // Customs Business. 2019. № 4. C. 3-7.

5. Mokrov G.G. Special duties: the practice of anti-dumping, countervailing and special duties // Customs Business. 2019. № 2. C. 10-13.

6. Novikov V.E., Izgagina T.Y. Antidumping duties, their essence and application in the Eurasian Economic Union // Bulletin of the Russian Customs Academy. 2021. № 1 (54). C. 9-16.

7. Semicheva L.A. Antidumping regulation of the world market of various industries at the present stage // Eurasian Law Journal. 2019. № 10 (137). C. 157-158.

8. Skhodkina O. Yu. Antidumping duties as one of the ways to protect economic interests // Theory and practice of modern science. 2018. № 3 (33). C. 315-319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.