Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ АДАПТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВКАК ПРОЯВЛЕНИЕКОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ АДАПТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВКАК ПРОЯВЛЕНИЕКОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / АДАПТАЦИЯ / КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ / СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА КОНФЛИКТ / CONFLICT / ADAPTATION / CONFLICT RESISTANCE / WAYS OF RESPONDING TO A CONFLICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федулова О.А.

В статье раскрывается сущностьконфликт и определение конфликтоустойчивости личности как проявления определяющего общую адаптивность личности. В ходе изучения данной проблемы выявлено, что проявлением устойчивости к конфликтам является общая адаптивность личности. Предложенная психокоррекционная программа способствовала повышениюуровня адаптации у испытуемых, что в свою очередь, изменило способ реагирования на конфликт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF IMPROVING THE GENERAL ADAPTIVITY OF THE PERSONALITY OF PSYCHOLOGICAL STUDENTS AS A MANIFESTATION OF CONFLICT RESISTANCE

The article reveals the essence of the conflict as a manifestation of determining the overall adaptability of the individual.. In the course of the pilot study, it was found that low and medium indicators of components of the structure of conflict resistance. The proposed psychocorrectional program contributed to the increase in the respondents' in the level of adaptation of the subjects, which in turn changed the way of responding to the conflict.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ АДАПТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВКАК ПРОЯВЛЕНИЕКОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ»

УДК 159.96

Федулова О.А. студент

6 курса, медико-психолого-фармацевтического факультета Красноярский государственный медицинский

университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Россия, г. Красноярск

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ АДАПТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВКАК ПРОЯВЛЕНИЕКОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация - в статье раскрывается сущностъконфликт и определение конфликтоустойчивости личности как проявления определяющего общую адаптивность личности. В ходе изучения данной проблемы выявлено, что проявлением устойчивости к конфликтам является общая адаптивность личности. Предложенная психокоррекционная программа способствовала повышениюуровня адаптации у испытуемых, что в свою очередь, изменило способ реагирования на конфликт.

Ключевые слова - конфликт, адаптация, конфликтоустойчивостъ, способы реагирования на конфликт.

Fedulova O.A. student

6th year, Medical - Psychological -Pharmaceutical Faculty Krasnoyarsk State Medical University them. prof. V.F. Voyno-Yasenetsky Russia, Krasnoyarsk

THE POSSIBILITY OF IMPROVING THE GENERAL ADAPTIVITY OF

THE PERSONALITY OF PSYCHOLOGICAL STUDENTS AS A MANIFESTATION OF CONFLICT RESISTANCE

Annotation - the article reveals the essence of the conflict as a manifestation of determining the overall adaptability of the individual.. In the course of the pilot study, it was found that low and medium indicators of components of the structure of conflict resistance. The proposed psychocorrectional program contributed to the increase in the respondents' in the level of adaptation of the subjects, which in turn changed the way of responding to the conflict.

Key words - conflict, adaptation, conflict resistance, ways of responding to a conflict.

Актуальность данного исследования определяется тем, что в современном социуме конфликтоустойчивость является качеством

специалистов разных сфер, в том числе данная профессиональная особенность личности важна для нынешних специалистов в области психологии для более эффективной работы. Недостаточно высокий либо низкий уровень адаптивности личности является предпосылкой для различного рода конфликтов.В связи с этим особенно важным является изучение самого феномена «конфликт», определить понятие конфликтоустойчивости.

В наше время невозможно жить, избегая конфликтных ситуаций. Конфликтможет возникать между участниками разных социальных групп, как малых, так и больших. В связи с этим целесообразно рассматривать его как естественную часть человеческой жизни. В основе конфликта лежит столкновение противоположных интересов различных категорий.В общенаучном смысле, конфликт предполагает наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу. Следовательно, конфликт - это, прежде всего, способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия оппонентов, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями[1].

Способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, рационально и осознанно подходить к способу решения возникшего конфликта подтверждает конфликтоустойчивость личности. Высокая конфликтоустойчивость людей, которые состоят в группе, позволяет определять социально-психологический климат данной группы как благоприятный [2]. Как правило, благоприятный социально-психологический климат присутствует в группах, в которых участники имеют высокий уровень адаптивности.

Общая адаптивность личности влияет на конфликтоустойчивость, а такие составляющие общей адаптивности как адаптивные способности, нервно-психическая нормативность могут иметь значимые взаимосвязи с

компонентами конфликтоустойчивости. [4,6,7].

Целью исследования явилось изучение уровня адаптивности студентов 4 курса специальности клинической психологии КрасГМУи, при необходимости, разработка и реализация психокоррекционной программы формирования высокойадаптивности студентов с целью обеспечениявысокого уровня конфликтоустойчивости.

В качестве диагностического инструментария использовались методики: «Шкала эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма)» (Г. Айзенка); «Самооценка силы воли» (Н. Обозова); «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным; «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К. Томас)

Выборка исследования представлена студентами 4 курса специальности «Клиническая психология» в количестве 17 человек, из них 14 девушек и Зюноши.

Исходя из результатов первичного исследования, можно сделать выводы, что 40% испытуемых в конфликтной ситуации выбирают соперничество, илиизбеганиекак способ реагирования на конфликт, это свидетельствует о низкой устойчивости к конфликтам участников эксперимента. Также получены высокие значения по шкале эмоциональной стабильности, которые свидетельствуют о низком уровне эмоциональной устойчивости. Помимо этого присутствуют низкие показатели в ходе оценки волевого компонента, что может означатьотсутствие способности к сознательной мобилизации своих сил в конфликтной ситуации и низкий самоконтроль у испытуемых. Таким образом, из полученных данных можно сделать вывод, что у подавляющего большинства испытуемых низкий уровень адаптивности и как следствие низкий уровень конфликтоустойчивости. Поэтому была разработана и реализована психокоррекционная программа для повышенияобщей адаптивности студентов 4 курса специальности клиническая психология КрасГМУ и уровня конфликтоустойчивости.

Экспериментальное исследование проводилось на протяжении двух месяцев, и, включало такие формы и способы работы, как: лекции, объединённые общей тематикой: «Конфликт. Причины возникновения и способы разрешения конфликтных ситуаций. Устойчивость личности к конфликтам как фактор сохранения благоприятного социально-психологического климата в группе», «Общая адаптация, ее формы и механизмы». Данная форма работы способствовала формированию у студентов мотивационного и содержательно-операционального компонентов готовности к продуктивному выходу из конфликтных ситуаций. Следующим этапом психокоррекционной программы сталитренинги «Способы конструктивного преодоления конфликтов», целью которогоявилось: обучение способам решения конфликтных ситуаций; помощь участникам непредвзято оценивать конфликтную ситуацию; помощьв коррекции своего поведение в сторону снижения конфликтностив личностно-эмоциональной сфере;сплочение группы, развитие умений и навыков командного взаимодействия. Тренинг также способствовал формированию мотивационного компонента готовности к продуктивному выходу из конфликтных ситуаций, но главным образом, был направлен на формировании рефлексивного компонента; «Личностная адаптация», целью которого явилось: развитие навыков самоанализа и самосовершенствования; отработка навыков конструктивного взаимодействия с социумом; актуализация жизненных планов по профессиональной самореализации.

По окончании реализации программы повторное исследование показало, что после психокоррекционных мероприятий 65% опрошенных в конфликтной ситуации идет на компромисс, 25% стремится к сотрудничеству и всего 10% использует избегание, как способ реагирования

на конфликт, а соперничество было исключено среди испытуемых. Также изменилось показатели адаптивности испытуемых. По результатам повторного исследования у 80% опрошенных низкие показатели по шкале эмоциональной стабильности, что свидетельствует о высоком уровне эмоциональной устойчивости, у оставшихся 20% средние показатели. Также в ходе психокоррекционной работы испытуемые проявляли толерантность к чужому мнению и сознательный самоконтроль.

Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало целесообразность применения предложенной психокоррекционной программы.

Использованные источники:

1. Александров, А.А. Конфликт как социальное явление / А. А. Александров // Известия Российского гос-гопед-го ун-та им. А. И. Герцена.-2009.- С. 246-250.

2. Баранова, Т.А. Воспитание студентов в контексте конфликтологической культуры // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. - 2010. - № 3. - С. 121-126.

3. Бонкина, Н.Ю. Уровень конфликтоустойчивости студентов как фактор, определяющий социально-психологический климат в группах с различным гендерным составом // Молодежный вестник ИрГТУ. - 2015. -№1. - С. 21.

4. Глазл, Ф. Самопомощь в конфликтах. Концепции - упражнения -практические методы : пер. с нем / Ф. Глазл. - Калуга: Духовное познание, 2000. - 192 с.

5. Кашапов, М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций: учебное пособие / Под науч. ред. проф. А В Карпова. - М.-Ярославль: Ремдер, 2003. - 183 с.

6. Ланских, М.В. Формирование конфликтоустойчивости современных студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 51. - С. 548-555.

7. Юферова, М.А. Влияние общей адаптивности на конфликтоустойчивость личности / М. А. Юферова, О. А. Коряковцева // Вестник Костромского гос-го ун-та.- 2015, Т. 21. - С. 60-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.