ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9:316.6
Юферова Марина Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент
Коряковцева Ольга Алексеевна
доктор политических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ufermar@yandex.ru, youth1@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕЙ АДАПТИВНОСТИ НА КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ
В современном динамично развивающемся социуме конфликтоустойчивость является профессионально-важным качеством специалистов разных сфер. Вопрос о специфике взаимосвязи адаптивных способностей и конфликтоустойчивости личности остаётся недостаточно изученным. Результаты исследования выявляют наличие взаимосвязей между показателями обшей адаптивности и компонентами конфликтоустойчивости и доказывают влияние общей адаптивности на структуру конфликтоустойчивости личности.
Ключевые слова: конфликтоустойчивость, адаптивность, стиль мышления, морально-нравственная нормативность, нейротизм, регуляция поведения.
Проблема изучения и поиска ресурсов конфликтоустойчивости личности является актуальной в условиях возросшей напряжённости и повышенной конфликтности всех сфер динамичной общественной жизни. Важной составляющей профессиональных и общекультурных компетенций современного специалиста становится способность конструктивно разрешать возникающие противоречия, быть устойчивым к воздействию конфликтогенных факторов и адаптивным к меняющимся требованиям среды.
Конфликтоустойчивость - это способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие противоречия в отношениях с другими людьми. Говоря о конфликтоустойчивости личности, А.Я. Анцупов и И.Я. Шипилов определяют её как специфическое проявление психологической устойчивости [2]. Конфликтоустойчивая личность способна контролировать свое поведение в конфликтной ситуации, а также конструктивно разрешать конфликты. Адаптивность в большинстве научных концепций рассматривается как свойство органических и неорганических систем, определяющее успешность их существования в меняющейся окружающей реальности.
Мы предположили, что общая адаптивность личности влияет на конфликтоустойчивость, а такие составляющие общей адаптивности как адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности и морально-нравственная нормативность могут иметь значимые взаимосвязи с компонентами конфликтоустойчивости. В университете в рамках деятельности Службы конфликтологического консультирования и медиации было проведено эмпирическое исследование с целью доказательства выдвинутой гипотезы. Опираясь на концепцию А.Я. Анцупова, И.А. Шипилова о структуре конфликтоустойчивости, представленной эмоциональным, волевым, познавательным, мотиваци-
онным и психомоторным компонентами мы подобрали методики для оценки каждого компонента.
С целью оценки эмоционального компонента конфликтоустойчивости была использована методика «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка. Низкие значения по шкале эмоциональной стабильности свидетельствуют о высоком уровне эмоциональной устойчивости. В ходе оценки волевого компонента конфликтоустойчивости, который заключается в способности индивида к сознательной мобилизации своих сил в конфликтной ситуации, проявлению толерантности к чужому мнению, сознательному самоконтролю использовалась методика «Самооценка силы воли» Н. Обозова, которая дает обобщенную характеристику проявлений силы воли. С целью оценки познавательного компонента конфликтоустойчивости был применён опросник «Стили мышления» Р. Харрисона, Р. Брэмсо-на. Из выделенных авторами стилей мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический адекватными содержанию познавательного компонента конфликтоустойчивости являются синтетический и аналитический стили мышления. Следовательно, высокий уровень выраженности у испытуемых данных стилей предполагает выраженность познавательного компонента конфликтоустойчивости. Оценка мотивационного компонента конфликтоустойчивости осуществлялась с помощью методики «Потребность в достижении» Ю. Орлова. Стало очевидно, что мотивация к достижению своих целей в конфликте, к успешному разрешению конфликта отражается в мотивационном компоненте конфликтоустойчивости.
С целью оценки психомоторного компонента конфликтоустойчивости была использована методика «Агрессивное поведение» Е. Ильина и П. Ковалева. Высокие значения по шкалам «прямая физическая агрессия», «косвенная физическая агрессия» и «прямая вербальная агрессия» могут свидетельствовать о низком уровне сдержанно-
60
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Юферова М.А., Коряковцева О.А., 2015
Влияние общей адаптивности на конфликтоустойчивость личности
сти в поведении личности и склонности к выражению агрессии в конфликтной ситуации. Также нами применялась методика «Определение уровня конфликтоустойчивости» [6], направленная на выявление уровня конфликтоустойчивости личности и связанных с ней стратегий поведения в конфликтной ситуации. Оценка общей адаптивности и её компонентов осуществлялась с помощью методики «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный
А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным.
В исследовании влияния общей адаптивности на конфликтоустойчивость личности приняли участие 40 испытуемых-студентов в возрасте 19-21 лет. Интерес к этой возрастной категории обусловлен тем, что согласно исследованиям представители молодёжи наиболее чувствительны к негативным социально-экономическим явлениям, это может провоцировать острые внутриличностные и межличностные противоречия и конфликты в молодёжной среде [4].
Математико-статистическая обработка результатов была произведена при помощи статистического пакета SPSS 17.0. Проверка нормальности распределения по критерию Колмогорова-Смирнова показала, что распределение данной выборки приближено к нормальному.
В ходе нашего исследования получены следующие результаты. Корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона выявил значимые положительные взаимосвязи между компонентами адаптивности: чем лучше личность адаптируется к новым условиям или ситуациям, тем эффективнее она может регулировать своё поведение в конкретной ситуации, легче будет следовать имеющимся правилам, соблюдать нормы, у неё лучше развиты коммуникативные способности.
Кроме того, были найдены значимые взаимосвязи между уровнем конфликтоустойчивости и силой воли (r=0,391 при р< 0,05). Таким образом, чем быстрее и качественней человек может осознанно мобилизовать свои силы и «взять себя в руки» в конфликтной ситуации, тем адекватнее он будет воспринимать данную ситуацию и примет более верные решения.
Установлена статистически значимая отрицательная связь конфликтоустойчивости личности и прямой физической агрессии (r= -0,614 при p<0,01), косвенной физической агрессии (r= -0,470 при p<0,01), прямой вербальной агрессии (r= -0,659 при p<0,01). Чем выше уровень конфликтоустойчивости личности, тем меньше вероятность агрессивной реакции, направленной на оппонента.
Выявлена статистически значимая отрицательная взаимосвязь конфликтоустойчивости и праг-магического стиля мышления. Коэффициент корреляции равен (r= -0,392 при p<0,05). Личности, обладающие доминирующим прагматическим
стилем мышления, определяют поведение других людей своим личным опытом, являющимся критерием правильности или неправильности чужих поступков. Они пользуются привычными знаниями и умениями, следовательно, в конфликте им бывает непросто преодолеть собственные стереотипные представления о противнике, это может усугубить развитие конфликта и снизить устойчивость личности к его проявлениям. В то же время определена статистически значимая положительная взаимосвязь между конфликтоустойчивостью и аналитическим стилем мышления (r= 0,529 при p<0,01). А значит, конфликтоустойчивые испытуемые склонны к анализу ситуации и получаемой информации, тщательно выбирают оптимальные варианты развития и разрешения конкретной ситуации.
Особо отметим, что были доказаны корреляционные взаимосвязи между показателями адаптивности и структурными элементами конфликтоустойчивости. Связь между моральной нормативностью и конфликтоустойчивостью (r=0,480 при p<0,01) подтверждает, что конфликтоустойчивые люди, обычно склонны к соблюдению имеющихся норм, а значит, реже попадают в конфликтные ситуации.
Отрицательная взаимосвязь между уровнем адаптивных способностей и нейротизмом (r= -0,527 при p<0,01) свидетельствует о том, что при развитой способности к адаптации личность может контролировать проявление своих эмоций в соответствии с конкретной ситуацией. А значимая отрицательная взаимосвязь поведенческой регуляции и нейротизма личности (r= -0,665 при p<0,01) убеждает, что человек, способный контролировать своё поведение, лучше контролирует проявления своих эмоций. Отрицательно взаимосвязаны адаптивные способности с уровнем выраженности прямой физической агрессии (r= -0,340 при p<0,05), поведенческой регуляции и косвенной физической агрессии (r= -0,320 при p<0,05). Моральная нормативность также отрицательно взаимосвязана с прямой физической агрессией (r= -0,467 при p<0,01). Следовательно, при высоком уровне сформирован-ности адаптивных способностей, выраженности моральной нормативности, человек меньше склонен к применению силовых способов реагирования в конфликтных ситуациях.
Интересными показались данные о наличии взаимосвязи коммуникативного потенциала и таких стилей мышления, как «аналитический» (r= 0,317 при p<0,05) и «синтетический» (r= 0,391 при p<0,05). Личность с хорошими коммуникативными способностями получает гораздо большее количество информации, которую может подвергать анализу для своих целей. «Синтезаторы» никогда не упускают возможность «показать себя», узнать что-то новое, разрабатывать свои принципиально новые пути решения проблем.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
61
ПСИХОЛОГИЯ
В то же время, обнаружена отрицательная взаимосвязь коммуникативного потенциала и «реалистического» стиля мышления (r= -0,421 при p<0,01). Чем лучше у человека развиты коммуникативные способности, тем меньше вероятность того, что доминирующим стилем мышления для него будет являться «реалистический» стиль. «Реалисты» опираются на имеющиеся у них в запасе факты и могут ловко ими оперировать, стараясь исправить любые неточности. Но при этом возникают проблемы в общении с другими людьми, в силу слабой способности «реалистов» к абстрактному восприятию какой-либо информации.
Установлена значимая положительная взаимосвязь моральной нормативности с аналитическим стилем мышления (r= 0,383 при p<0,05).
Аналитики не переносят неопределенности, беспорядка, таким образом, нормы и правила -источник такого необходимого для них порядка в определенных сферах жизни, ситуациях, отношениях.
Итак, в результате статистической обработки полученных данных были выявлены как прямые, так и обратные взаимосвязи между адаптивностью в целом, её элементами и отдельными компонентами конфликтоустойчивости.
С целью определения влияния адаптивности личности на конфликтоустойчивость матрица корреляций была подвергнута процедуре анализа по методу главных компонент. Было извлечено 6 факторов с собственными значениями выше 1. Полученные факторы подверглись варимакс вращению.
Первый фактор можно проинтерпретировать как «психомоторная дезадаптивность», переменные, связанные с этим явлением, имеют самые высокие нагрузки. Переменными для данного фактора являются прямая физическая агрессия (факторная нагрузка равна 0,355), косвенная физическая агрессия (0,280) и прямая вербальная агрессия (0,292). Эти переменные в нашем исследовании характеризуют психомоторный компонент конфликтоустойчивости. Первый фактор дает отрицательную нагрузку на конфликтоустойчивость в целом. Таким образом, адаптивность личности влияет как на конфликтоустойчивость личности в целом, так и на её психомоторный компонент с большой нагрузкой. Становится очевидным: чем больше нагрузка этого фактора, тем хуже формируется конфликтоустойчивость и её психомоторный компонент в частности. Несдержанность в поведении свидетельствует о высокой подверженности конфликтам, а также неспособности контролировать свои действия в трудной ситуации.
Второй фактор был проинтерпретирован нами как «адаптивная эмоциональность», так как переменные, связанные с этим явлением, имеют самые высокие нагрузки. Такими переменными для данного фактора являются адаптивные способности
(факторная нагрузка равна 0,362), поведенческая регуляция (0,370) и нейротизм (-0,327). Значит, этот фактор положительно влияет на сформирован-ность эмоционального компонента конфликтоустойчивости: чем выше нагрузка по этому фактору, тем лучше выражается эмоциональная стабильность личности в трудных ситуациях и конфликтах в частности, что в свою очередь помогает в регуляции поведения личности.
Третий фактор мы интерпретируем как «адаптивная мобилизация познавательных процессов», так как переменные, связанные с этим явлением, имеют по нему самые высокие нагрузки. Такими переменными для данного фактора являются сила воли (факторная нагрузка равна 0,477), аналитический (0,380) и идеалистический стили мышления (-0,477). На последний стиль оказывается отрицательная факторная нагрузка. Действие третьего фактора проявляется в успешном формировании волевого компонента конфликтоустойчивости, а также отдельных элементов познавательного компонента, в нашем случае - аналитического стиля мышления. Отрицательное влияние данный фактор оказывает на формирование у человека идеалистического стиля мышления в качестве доминирующего.
Четвертый фактор, который мы выделили, проинтерпретирован как «адаптивность мышления», так как переменные, связанные с этим явлением, имеют самые высокие нагрузки. Такими переменными являются для данного фактора коммуникативный потенциал (факторная нагрузка равна 0,288), синтетический (0,267) и идеалистический (0,240) стили мышления. Отрицательную нагрузку данный фактор оказывает на формирование у человека реалистического стиля мышления (-0,595) как доминирующего. Действие этого фактора приводит к большей вероятности высокого уровня сформированности у человека коммуникативного потенциала, а также синтетического или идеалистического стиля мышления в качестве доминирующего. Также под действием этого фактора снижается вероятность доминирования у человека реалистического стиля мышления. Очевидно, что этот фактор влияет на развитие познавательного компонента конфликтоустойчивости через коммуникативный потенциал. А значит, внешняя адаптивность мышления влияет на познавательный компонент конфликтоустойчивости.
Пятый фактор можно интерпретировать как «нормативность познавательных процессов», так как переменные, связанные с этим явлением, имеют по нему самые высокие нагрузки. Этими переменными становятся морально-нравственная нормативность (факторная нагрузка равна 0,312), синтетический (0,277) и прагматический (-0,607) стили мышления. Таким образом, можно отметить большую роль нормативно-нравственного компо-
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Влияние общей адаптивности на конфликтоустойчивость личности
нента адаптивности в формировании стилей мышления, представляющих в нашем исследовании познавательный компонент конфликтоустойчивости.
Шестой фактор интерпретируется как «адаптивная мотивация», так как переменные, связанные с этим явлением, имеют самые высокие нагрузки. Такими переменными для этого фактора являются мотивация и синтетический стиль мышления. Факторные нагрузки равны 0,574 и -0,261 соответственно. Мы предполагаем, что данный фактор влияет на мотивационный компонент конфликтоустойчивости. Конкретные мотивы поведения, поступков человека могут быть адекватны соответствующим внешним условиям, в которых он оказывается.
Итак, нами выявлено наличие прямых и обратных корреляционных связей между показателями общей адаптивности личности и компонентами конфликтоустойчивости. Очевидно, чем лучше личность адаптируется к новым условиям или ситуациям, тем эффективнее она может регулировать своё поведение в конкретной конфликтной ситуации, у неё лучше развиты коммуникативные способности, ей легче следовать имеющимся правилам, соблюдать нормы. Чем выше уровень сформированности силы воли индивида, тем выше его конфликтоустойчивость. Значит, чем быстрее и качественней человек может осознанно мобилизовать свои силы и «взять себя в руки» в конфликтной ситуации, тем адекватнее он будет воспринимать данную ситуацию. При хорошо развитой способности к адаптации личность может контролировать свои эмоции и их проявления в соответствии с конкретной ситуацией и в меньшей степени склонна к применению прямой и косвенной физической агрессии, а в большей степени к адекватным способам реагирования.
В результате исследования на основе применения факторного анализа было выделено шесть факторов, влияющих на структуру конфликтоустойчивости. В частности - влияние таких факторов, как
«адаптивность мышления», «нормативность познавательных процессов» и «адаптивная мобилизация познавательных процессов» на познавательный компонент структуры конфликтоустойчивости и влияние такого фактора, как «психомоторная адаптивность» на психомоторный компонент личности соответственно. Фактор «адаптивной эмоциональности» влияет на эмоциональный компонент конфликтоустойчивости. От фактора «адаптивной мотивации» зависит мотивационный компонент структуры конфликтоустойчивости. Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод о подтверждении выдвинутой нами гипотезы о наличии влияния общей адаптивности на компоненты структуры конфликтоустойчивости личности.
Библиографический список
1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
3. ГришинаН.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
4. Коряковцева О.А. Роль органов власти в профилактике общественно-политической конфликтности в среде молодёжи // Конфликтология. -2012. - № 3.
5. Мириманова М.С. Конфликтология. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
7. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
8. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука, 2002. - 275 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
63