Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ВВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ ЗАНЯТИЙ КУРСАНТОВ "АРМРСПОРТОМ" В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ВВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ ЗАНЯТИЙ КУРСАНТОВ "АРМРСПОРТОМ" В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМРСПОРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНЫЕ ЗАНЯТИЯ / КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БУДУЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власов Валерий Александрович

В статье автором показан осуществленный им педагогический эксперимент по возможному формированию новой образовательной траектории и внедрению в образовательных организациях системы МВД России дополнительного элективного курса спортивно-прикладных занятий курсантов «армрспортом» в процессе физического воспитания обучающихся. Рассмотрены базовые принципы личностно-ориентированного обучения применительно к рассматриваемому виду спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF FORMING A NEW EDUCATIONAL TRAJECTORY THROUGH THE INTRODUCTION OF AN ADDITIONAL ELECTIVE COURSE OF SPORTS AND APPLIED CLASSES OF CADETS "ARMRSPORT" IN THE PROCESS OF THEIR PHYSICAL EDUCATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In the article, the author shows the pedagogical experiment he carried out on the possible formation of a new educational trajectory and the introduction of an additional elective course of applied sports "armwrestling" in the educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of physical education of students. The basic principles of student-centered learning are considered in relation to the considered sport.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ВВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ ЗАНЯТИЙ КУРСАНТОВ "АРМРСПОРТОМ" В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_33 УДК 342

ВОЗ МОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ВВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ ЗАНЯТИЙ КУРСАНТОВ «АРМРСПОРТОМ» В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ THE POSSIBILITY OF FORMING A NEW EDUCATIONAL TRAJECTORY THROUGH THE INTRODUCTION OF AN ADDITIONAL ELECTIVE COURSE OF SPORTS AND APPLIED CLASSES OF CADETS "ARMRSPORT" IN THE PROCESS OF THEIR PHYSICAL EDUCATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета,

действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска,

член Совета Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90, E-mail: vav.70@mail.ru;

VLASOV Valery Aleksandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Land Law and Environmental Expertise Krasnoyarsk State Agrarian University, full member of the Russian Academy of Sciences, member of the Russian Academy of Sciences, member of the Public Chamber of Krasnoyarsk,

member of the Council of the Krasnoyarsk regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia". 660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90, E-mail: vav.70@mail.ru;

Краткая аннотация: В статье автором показан осуществленный им педагогический эксперимент по возможному формированию новой образовательной траектории и внедрению в образовательных организациях системы МВД России дополнительного элективного курса спортивно-прикладных занятий курсантов «армрспортом» в процессе физического воспитания обучающихся. Рассмотрены базовые принципы личностно-ориентированного обучения применительно к рассматриваемому виду спорта.

Abstract: In the article, the author shows the pedagogical experiment he carried out on the possible formation of a new educational trajectory and the introduction of an additional elective course of applied sports "armwrestling" in the educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of physical education of students. The basic principles of student-centered learning are considered in relation to the considered sport.

Ключевые слова: армрспорт, образовательная траектория, образовательные организациями системы МВД России, элективный курс, спортивно-прикладные занятия, курсанты, физическое воспитание, физическая подготовленность молодежи, система высшего образования, будущая профессиональная деятельность, принципы личностно-ориентированного обучения.

Keywords: armwrestling, educational trajectory, educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, elective course, sports and applied classes, cadets, physical education, physical fitness of youth, higher education system, future professional activity, principles of student-centered learning.

Для цитирования: Власов В.А. Возможность формирования новой образовательной траектории посредством введения дополнительного элективного курса спортивно-прикладных занятий курсантов «армрспортом» в процессе их физического воспитания в образовательных организациях системы МВД России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 33-35. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_33.

For citation: Vlasov V.A. The possibility of forming a new educational trajectory through the introduction of an additional elective course of sports and applied classes of cadets "armrsport" in the process of their physical education in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 33-35. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_33.

Статья поступила в редакцию: 11.05.2022

Одним из главных критериев, предъявляемых к современному выпускнику-юристу со стороны будущих работодателей в области обеспечения законности и правопорядка, является способность не только знать и правильно применять нормативные правовые акты, но и быть физически подготовленным в процессе своей будущей профессиональной деятельности. Достижения в юридической науке и практике во многом определяются выпускниками, подготовленными системой профессионального юридического образования. В то же время востребованность бакалавров и магистров ВУЗов зависит от уровня соответствия их знаний и компетенций требованиям современных правовых реалий. В системе высшего профессионального образования особое место отводится инновационной составляющей содержания и структуры успешной подготовки будущих специалистов. Важнейшим условием, способствующим развитию личности обучающегося, является непосредственно образовательное пространство, как система взаимодействия всех компонентов, влияющих на становление личности.

В настоящее время действующее программное обеспечение физического воспитания студентов недостаточно отвечает требованиям к формированию прикладной физической подготовленности молодежи [1]. Как следствие, возникает необходимость поиска новых подходов, технологий, средств и методов обучения. Автор поддерживает позицию А.В. Хуторского, который понимает индивидуальную образовательную тра-екторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого субъекта образовательной или учебно-профессиональной деятельности [6].

В современный период времени как в системе высшего образования вообще, так и в образовательных организациях системы МВД России постоянно происходит подбор методик, которые показывали бы массовый положительно направленный результат. Соответственно, повышаются требования, как к обучающимся, так и к самим образовательным программам по дисциплине «Физическая подготовка».

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 8(212)

Студенческая молодежь как отдельная социальная группа априори в силу своего возраста отличается от других групп социума поведением, установками, ценностями. Соответственно, от избранной модели поведения человека, его установок, мотивов деятельности, зависит и состояние его здоровья [3]. Эффективность учебного процесса по физическому воспитанию обучающихся измеряется показателями физического развития, общей и специальной подготовленности, а также ростом технического мастерства в выбранном виде спорта [4].

Армспорт имеет общенародное признание за свою простоту, доступность, демократичность, массовость и зрелищность. Он не требует какой-либо особой экипировки, этим видом спорта может заниматься любой желающий. Рассматриваемый вид спорта характеризуется высокими спортивными достижениями и предъявляет высокие требования к развитию физических качеств, среди которых огромное значение занимают сила, ловкость и выносливость - качества, которые может развить каждый.

В современный период времени достаточно широкое применение в мире спорта и физической подготовки находят высокоинтенсивные скоростно-силовые движения, которые способны задействовать различные мышцы тела человека, отвечающие за совершенствование двигательных способностей занимающихся.

Непосредственное участие студента ВУЗа в формировании содержания получаемого им образования возможно путем выбора того или иного элективного курса, который преподается в образовательной организации, в порядке, указанном в ее уставе. Доступной формой элективного физического воспитания, является возможность занятий студентом армспортом, который отличается высокой эмоциональностью и доступностью. Занятия армспортом целесообразно проектировать как элективный курс для обучающихся, способствующий формированию физических кондиций и прикладных навыков самообороны. Данный предметный анализ позволил нам сделать вывод о необходимости обоснования включения дополнительного элективного курса спортивно-прикладных занятий курсантов «армрспортом» в процессе физического воспитания в образовательных организациях системы МВД России.

В проведении экспериментальной работы приняли участие курсанты очной формы обучения, обучающиеся в ФГБОУ ВО «Сибирский юридический институт МВД России», на базе которого и проводился педагогический эксперимент. Данный эксперимент проводился с 2016 по 2021 гг., объем выборки составил 45 курсантов (юношей и девушек) первого курса, (где 70 % курсантов юноши), из данного количества курсантов были сформированы две группы: экспериментальная в количестве 22 человека и контрольная в количестве 23 человек.

Все курсанты, участвующие в педагогическом эксперименте прошли медицинский осмотр, было проведено предварительное тестирование физической подготовленности и специальной физической подготовленности, анкетирование и беседы.

В самом начале проведения педагогического эксперимента, с целью уточнения знаний, обучающихся об армспорте, как отдельном виде спорта был проведен социологических опрос среди курсантов СибЮИ МВД. Его анализ показал следующее: только 75 процентов имеют представление о данном виде спорта, 25 процентов не имеют никакого представления о нем; студенты получали информацию о нем из СМИ, Интернета и т.д., таковых было 60 процентов; 65 процентам респондентов армрестлинг нравится за его простоту и доступность; хотели бы им заниматься только 40 процентов опрошенных. Результаты опроса указывают на то, что данный вид спорта среди курсантов не достаточно популярен. Много времени уделялось обучающимся для повышения их мотивации для занятий армспортом: обсуждение кинофильмов, про данный вид спорта; просмотр и обсуждение видеозаписей поединков лучших армрестлеров мира и России, в том числе интервью с лучшими тренерами и спортсменами Красноярского края и т.д.

Тестирование силовых возможностей курсантов, например, в спортивной деятельности, а также в оздоровительной физической культуре, позволяет решать педагогические задачи по выявлению уровня развития его функциональных возможностей, физических способностей, технической и тактической подготовленности. Оно также даёт возможность выполнять сравнительный анализ результатов (как отдельных спортсменов, так и целых групп обучающихся). Следует отметить, что правильно и грамотно подобранные тесты и показанные в них результаты служат не только критериями оценки уровня развития силовых качеств, но и определяют уровень функционирования основных систем и организма в целом как показателя физического здоровья курсантов. Под нормой физической подготовленности в физическом воспитании обучающихся понимают результат физических упражнений, соответствующий оценочным требованиям физической подготовленности. Критерием должной нормы физической подготовленности курсантов будет та, которая обеспечивает высокий уровень здоровья; между уровнем физической подготовленности и уровнем здоровья существует прямая зависимость [2].

Процесс профессиональной подготовки в современном ВУЗе на основе принципов индивидуализации и дифференциации обучения, как правило проводится в контексте проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Также чрезвычайно важно отметить, что собственно при формировании индивидуальных образовательных траекторий курсантов образовательных организаций системы МВД России, в условиях внедрения элективных курсов «армспорт», следует обязательно учитывать базовые принципы личностно-ориентированного обучения, которые были в свое время сформулированы В.В. Краевским [5]: 1) принцип личностного целеполагания, то есть учебный процесс строиться на основе и с учетом личных познавательных целей каждого обучаемого; 2) принцип метапредметных основ образовательного процесса, соответственно, образовательный процесс строится на основе личностного познания обучаемыми реальных образовательных объектов; 3) принцип продуктивности обучения, где имеется личностная познавательная активность обучаемых, которая должна давать прирост новых знаний к уже имеющимся знаниям; 4) принцип первичности образовательной продукции обучающегося, так называемое «личностное содержание образования» должно работать на опережение, при изучении «образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области», что позволяет шире раскрыть потенциальные возможности каждого обучаемого; 5) принцип ситуативности обучения, то есть для организации творческой познавательной деятельности обучаемого и повышения уровня его мотивации «преподаватель создает или исполь-

зует возникшую образовательную ситуацию»; 6) принцип образовательной рефлексии, где осознание обучающимся не только результатов своей познавательной деятельности, но и тех способов, средств и методов, которые он использовал для получения этих результатов; 7) принцип выбора индивидуальной образовательной траектории, при котором каждый обучаемый имеет возможность принимать непосредственное участие в формировании содержания своего образования.

По итогам педагогического эксперимента был проведен анализ результатов работы курсантов СибЮИ МВД РФ по следующим критериям: общей физической подготовленности, специальной физической подготовленности и психофизиологической готовности. Статистические результаты общей физической подготовленности, физической подготовленности и психофизиологической готовности экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой убедительно доказывают, что эксперимент следует признать успешным и транслировать на другие полицейские ВУЗы.

Прослеживается закономерная тенденция: курсанты, прикладывающие больше усилий при занятии физической подготовкой, дополнительно занимающиеся иными видами спорта в неурочное время, более успешны. Причем не только в учебе, но и в социальном взаимодействии (общение, как формальное, так и неформальное). Дополнительные занятия армспортом в неурочное время оказывают больший положительный эффект на обучающихся, чем только традиционные учебные занятия. Дополнительные занятия армспортом в неурочное время имеют гораздо большую тренировочную направленность, чем другие виды занятий по физической подготовке. Использование специальных дополнительных упражнений позволяет повысить эмоциональный фон занятия и избежать монотонности. Следовательно, дополнительные занятия армспортом в неурочное время являются действенным способом интенсификации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Следует отметить, что благодаря данной дополнительной форме обучения достигается реальный положительный результат, направленный на достижение спортивных целей, а также формирование позитивного отношения к ценностям физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Разработанный автором настоящего научного исследования элективный курс «армспорт» позволяет сформировать у обучающихся в полицейском ВУЗе устойчивую потребность к дополнительным физическим упражнениям и получить дополнительные знания по данному популярному виду спорта. Более того, те курсанты, которые дополнительно занимались данным видом спорта, на практике замечают реальный прогресс впоследствии и на других занятиях. Научная новизна и практическая ценность результатов проведенного исследования обусловлены возможностью их использования в процессе формирования физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы [7].

Таким образом, проведенный положительный эксперимент и предложение о включении дополнительного элективного курса спортивно-прикладных занятий курсантов «армспортом» в процессе физического воспитания в СибЮИ МВД России, было направлено на развитие ско-ростно-силовых качеств обучающихся, необходимых сотрудникам ОВД в своей будущей профессиональной деятельности. Улучшение скоростно-силовых качеств обучающихся, позволяет дополнительно увеличивать показатели общей физической подготовки и совершенствовать прикладные скоростно-силовые навыки и является одним из способов формирования физической готовности сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, ловкости, выносливости, в том числе боевых приемов борьбы. Поэтому можно использовать данную модель и других образовательных организациях системы МВД России в будущем.

Библиогра фия:

1. Власов В.А., Пономарев В.В. Армрестлинг как средство формирования прикладной физической подготовленности студентов в ВУЗе / В.А. Власов, В.В. Пономарев // Теория и практика физической культуры. 2017. № 11. С. 35.

2. Власов В.А. Проведение педагогического тестирования на предмет занятия армспортом у курсантов высшего учебного заведения системы МВД России / В.А. Власов // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании». Отв. ред. Е.В. Панов. 2018. С. 130-135.

3. Власов В.А. Некоторые актуальные аспекты необходимости программно-методического сопровождения элективного курса спортивно-прикладных занятий студентов армрестлингом в процессе физического воспитания в полицейском ВУЗе / В.А. Власов // Сборник статей V Международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки» (20-21 ноября 2020 г.). Могилёв, Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь». 2020. С. 11-15.

4. Сторчевой Н.Ф., Беликов Е.М., Жабин Ю.Ф. Совершенствование учебного процесса по физической культуре и спорту студентов агроинженерных вузов на основе гиревого спорта и армрестлинга / Н.Ф. Сторчевой, Е.М. Беликов, Ю.Ф. Жабин // Теория и практика физической культуры. 2012. № 9. С. 25-27.

5. Краевский В.В. Принципы личностно-ориентированного обучения / В.В. Краевский / [Электронный ресурс] / Центр дистанционного образования «Элитариум» (Санкт-Петербург). // Режим доступа: http://www.elitarium.ru (дата обращения 10.10.2021).

6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителей / А.В. Хуторской. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

7. Власов В.А. Обоснование включения дополнительного элективного курса спортивно-прикладных занятий курсантов «армрспортом» в процессе физического воспитания в образовательных организациях системы МВД России (на примере СибЮИ МВД России) / В.А. Власов, Е. В. Панов, А.С. Шерстяных // Отчет о НИР от 28.10.2020 (Министерство внутренних дел РФ).

References:

1. Vlasov V.A., Ponomarev V.V. Arm wrestling as a means of forming applied physical fitness of students at the university / V.A. Vlasov, V.V. Ponomarev // Theory and practice of physical culture. 2017. No. 11. p. 35.

2. Vlasov V.A. Conducting pedagogical testing on the subject of armsport training for cadets of a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia / V.A. Vlasov // Materials of the All-Russian scientific and practical conference "Optimization of the educational and training process in educational institutions of higher education. Healthy lifestyle as a factor of drug addiction prevention". Ed. by E.V. Panov. 2018. pp. 130-135.

3. Vlasov V.A. Some actual aspects of the need for programmatic and methodological support of the elective course of sports and applied classes of students by arm wrestling in the process of physical education in a police university / V.A. Vlasov // Collection of articles of the V International scientific and methodological Conference "Actual problems of fire, tactical-special and professionally applied physical training" (November 20-21, 2020). Mogilev, the Institution of education "Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus". 2020. pp. 11-15.

4. Storchevoy N.F., Belikov E.M., Zhabin Yu.F. Improving the educational process in physical culture and sports of students of agroengineering schools based on ket-tlebell lifting and arm wrestling / N.F. Storchevoy, E.M. Belikov, Yu.F. Zhabin // Theory and practice of physical culture. 2012. No. 9. pp. 25-27.

5. Krayevsky V.V. Principles of personality-oriented learning / V.V. Krayevsky / [Electronic resource] / Distance Education Center "Elitium" (St. Petersburg). // Access mode: http://www.elitarium.ru (accessed 10.10.2021).

6. Khutorskoy A.V. Methodology of personality-oriented learning. How to teach everyone differently?: Handbook for teachers / A.V. Khutorskoy. M.: VLADOS-PRESS publishing house, 2005. 383 p.

7. Vlasov V.A. Justification for the inclusion of an additional elective course of sports and applied classes of cadets "armrsport" in the process of physical education in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia (on the example of the Ministry of Internal Affairs of Russia) / V.A. Vlasov, E. V. Panov, A.S. Sherstyanykh // Research report dated 28.10.2020 (Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.