Научная статья на тему 'Возможно ли «Новое освоение» Сибири и Дальнего Востока: социологическое измерение'

Возможно ли «Новое освоение» Сибири и Дальнего Востока: социологическое измерение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
204
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SOCIAL SECURITY / ДЕМОГРАФИЯ / DEMOGRAPHY / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / "НОВОЕ ОСВОЕНИЕ" / "NEW RECLAMATION" / ЦЕЛЕВАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернов Виталий Вениаминович

В статье на основе данных социологических исследований проанализирована социально-демографическая ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке, рассмотрены основные причины и мотивы, влияющие на переезд населения из восточных регионов России. В контексте объявленной властью политики модернизации рассматриваются социально-политические основания и основные направления реализации проекта «нового освоения» Сибири и Дальнего Востока страны, а также особенности национальной и миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility of "new reclamation" of Siberia and the Far East: Sociological dimension

The article analyses socio-demographical situation in Siberia and the Far East, considers the main causes and motives which influence migration of the population from Eastern districts of Russia. The article deals with socio-political grounds and main trends of the project of «new reclamation» of Siberia and Far East of Russia.

Текст научной работы на тему «Возможно ли «Новое освоение» Сибири и Дальнего Востока: социологическое измерение»

В.В. Чернов

ВОЗМОЖНО ЛИ «НОВОЕ ОСВОЕНИЕ» СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

В статье на основе данных социологических исследований проанализирована социально-демографическая ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке, рассмотрены основные причины и мотивы, влияющие на переезд населения из восточных регионов России. В контексте объявленной властью политики модернизации рассматриваются социально-политические основания и основные направления реализации проекта «нового освоения» Сибири и Дальнего Востока страны, а также особенности национальной и миграционной политики.

Ключевые слова: модернизация, социальная безопасность, демография, миграция, «новое освоение», целевая миграционная политика.

Прошедшие годы реформ и строительства демократического общества не принесли тех позитивных результатов, которые ожидались большинством наших граждан.

По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), в октябре 1999 г. 5,8% граждан считали, что они выиграли в результате реформ; 63,8% - проиграли. Соотношение «проигравших» и «выигравших» составляет 10:1; 18,8% - не выиграли и не проиграли; 11,8% - затруднились ответить1. Проводимые системные социологические исследования в нашей стране ведущими научными центрами показывают, что представленные более десяти лет назад данные кардинально не изменились, население и в 2010 г. примерно так же оценивает ход реформ.

Россия, выбравшая более двадцати лет назад путь строительства демократии и рыночной экономики, строительства капитализма, зашла в тупик. Сегодняшнее состояние нашего общества и

© Чернов В.В., 2011

государства можно охарактеризовать как системный кризис. Особенно остро он проявляется в экономической, социальной и духовной сферах.

Наблюдаемое сегодня повсеместно в России состояние кризисной ситуации объясняется не только тяжелым материальным положением абсолютного большинства граждан, но и разрушением духовных идеалов, распадом системы основных ценностей, отсутствием объединяющей идеологии, отсутствием основополагающей цели государственного развития.

Для российского общества это очень тяжелые утраты, ибо на таком фундаменте российское общество и Россия как государство стояла веками, в том числе и в эпоху социализма. Расхожее мнение о том, что стабильность советского общества на протяжении длительного периода достигалась различными формами насилия, не более чем домыслы незначительной по объему социальной группы, преследующей определенные интересы: материальные, политические, идеологические и т. д.

Путь развития нашего общества по западному образцу, выбранный руководством СССР в средине 1980-х, оказался заведомо ошибочным, это подтверждается сегодняшним экономическим состоянием, политическими событиями, будущими прогнозами и сценариями развития западной цивилизации. Маловероятно, что капитализм сам по себе понемногу «цивилизуется» и автоматически перерастет в общество социальной справедливости. Особенно беспочвенны такие иллюзии в российских условиях, где нынешний капитализм изначально имеет не естественно-эволюционный, а подрывной, криминальный и олигархический характер.

В сложившихся социально-экономических условиях, в отсутствие объединяющей идеологии, эффективного государственного управления, глубокой социальной апатии народов России, высокой смертности населения очень высока вероятность окончательного распада Российского государства. В связи с перечисленными выше проблемами и тенденциями России нужна новая социальная и экономическая политика.

Понимание сложившейся ситуации, необходимости изменений есть не только в определенной части современного российского общества, но и в политической элите. Модернизационная риторика все чаще звучит из уст президента страны, экспертов, деятелей культуры и искусства, ответственных политиков.

Сегодня объективно наступил тот этап в развитии, когда Россия оказалась перед необходимостью модернизационного прорыва. Социально активная часть населения осознает, что так, как мы жили последние двадцать лет, далее жить нельзя. Пребывание в состо-

янии системного кризиса может привести к исчезновению России как целостного государства. Спасти нас по-настоящему может реализация масштабного проекта, отвечающего статусу «общенационального». Такой проект действительно мог бы вывести Россию из продолжающегося затяжного кризиса и вернул бы ей статус великой державы.

Модернизация, а фактически создание российской экономики, основанной на инновациях, возможно именно через реализацию крупномасштабного проекта. Исторически наше государство всегда обретало мощные импульсы развития благодаря реализации общенациональных проектов. Такая особенность нашей страны обусловлена ее географическим положением, огромной протяженностью территории, климатом, национальной психологией, ментальностью.

По-настоящему общенациональными проектами в истории России стали строительство российского флота, Транссиба, реализация плана ГОЭЛРО, формирование промышленного комплекса страны, освоение Сибири и Дальнего Востока после окончания Второй мировой войны, освоение космоса и другие известные крупные замыслы.

Необходимость подобных проектов в современной России очевидна, этот тезис подтверждают слова академика РАН Г. Осипова, сказанные им на расширенном заседании Ученого Совета ИСПИ РАН 10 марта 2004 г.: «Географическое и геополитическое положение России уникально. Используя его, она может стать важнейшим транспортным узлом, связывающим железнодорожными, шоссейными и океанскими магистралями Запад и Восток, Запад и Юг, Северную Америку и Европу. Сроки продвижения товаров по этим магистралям могут снизиться в десятки раз, а материальные выгоды от их создания для России - огромны. Так выходило из кризиса после окончания Второй мировой войны (вплоть до 1980-х годов) большинство европейских государств, включая Францию, Великобританию, Италию, Германию».

Фактически вопрос ставится о крупномасштабном общенациональном проекте освоения Сибири и Дальнего Востока. Но возникает вполне закономерный вопрос: есть ли потенциал для реализации подобных проектов? Готово ли в первую очередь население Сибири и Дальнего Востока включиться в реализацию стратегии «нового освоения» восточных территорий страны? Обладает ли население необходимой мотивацией к реализации подобной стратегии?

Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к данным социологических исследований, которые были проведены дальневос-

точными и сибирскими социологами2. В 2009 г. методом случайной выборки было опрошено 450 жителей г. Хабаровска из всех округов города, в том числе 47,8% мужчин и 52,2% женщин. Доля работающих составила 72,2%, семейных - 51,4, имеющих детей в возрасте до 18 лет - 47,0 и численность семей, состоящих из 3-4 человек, - 58,6%. Большинство из опрошенных (72,5%) живет в городе с рождения или более 20 лет. Все эти показатели близки генеральной совокупности, что позволяет полученные результаты оценивать как достаточно достоверные. В качестве объекта более углубленного анализа были выбраны две группы жителей: ответившие положительно на вопросы о намерениях переехать с Дальнего Востока в центральные регионы России или за рубеж. Агрегированный показатель по ответам «скорее всего, настроены на переезд, но не сейчас» и «желаю уехать, но не имею для этого финансовые средства» составил 20%.

Основными факторами, побуждающими жителей дальневосточного региона на переезд, является трудность в получении жилья или улучшении условий проживания: на это указали 31,1% респондентов. Немаловажный фактор - невозможность ежегодного полноценного отдыха горожан из-за значительной отдаленности Хабаровска от европейских регионов России. Серьезную неудовлетворенность высказали все жители Хабаровска состоянием здравоохранения. В исследуемой группе на это указали 61,1% респондентов против 70,9% в среднем по выборке. Менее критические оценки по организации школьного образования - 43,3 и 50,4%, также респондентов не устраивает состояние экологической среды, 82,2% респондентов данной группы оценили ее как неудовлетворительную; среднее значение по выборке - 80,2%.

Полученные результаты коррелируют с показателями, характеризующими демографическую ситуацию в регионе, так, на вопросы об угнетающих факторах жизни их детей и причинах нежелания иметь в семьях двух и более детей они в качестве главных отметили: трудное материальное положение (73,3%), отсутствие собственного жилья (74,4%), неуверенность в завтрашнем дне (52,2%).

В качестве основных установок на ближайшие десять лет исследуемая группа респондентов выделила: улучшение жилищных условий (64,4%), обеспечение благосостояния семьи (61,1%), дать образование детям (33,3%). Идентичные оценки зарегистрированы и по общей выборке.

Результаты проведенного исследования подтверждают печальную миграционную статистику в Сибири и на Дальнем Востоке. Так, например, за период 1997-2004 гг. население такого крупней-

шего экономического и культурного центра Дальнего Востока, как Хабаровск, сократилось с 615,0 до 580,4 тыс. чел. (6%).

Не лучше ситуация и в Приморье, только за 2008 г. из края уехало более 30 тыс. человек, и все население Приморского края составило на 1 января 2008 г. 1 млн 995 тыс. По данным местных социологов, из Владивостока никуда не собираются уезжать только 70% опрошенных, 10% заявили о том, что уедут в ближайшее время, а остальные 20% хотели бы покинуть город, будь у них такая возможность. Причем чаще всего край покидают молодые и перспективные, и социологические опросы показывают, что среди потенциальных мигрантов больше всего молодежи от 18 до 24 лет и людей с высшим образованием.

Какие проблемы, причины влияют на принятие решения об отъезде в другие регионы страны? Результаты социологического исследования, проведенного Дальневосточным консалтинговым центром, в целом дают ответ на этот вопрос. Среди ответов на заданные вопросы об актуальных для Владивостока проблемах лидируют высокая и постоянно растущая стоимость коммунальных услуг (эту причину как одну из основных назвали 60,5% респондентов), рост цен на товары первой необходимости, низкие доходы населения3.

А вот другой пример. По данным сибирских социологов, ежегодно Иркутск, один из крупных культурных и научных центров Сибири, покидает около 15% молодежи. Социологический опрос среди иркутской молодежи, проведенный преподавателями и студентами Иркутского государственного университета, показывает, что главная причина отъезда - бесперспективность Иркутской области, а также низкая заработная плата в регионе и отсутствие условий для создания семьи4. Практически три разных исследования выделяют один и тот же круг социальных проблем.

Приведенные данные социологических исследований и опросов только подтверждают тенденцию, связанную с миграцией населения в восточных регионах страны, данный регион впервые со времени освоения его русскими стал терять население. Лидирует здесь Чукотский АО, потерявший в течение 90-х годов более половины своего населения; Магаданская область потеряла 40%, Камчатская -18, Сахалинская - 16, Якутия - 10%. На Дальнем Востоке в целом теперь живет на 10% меньше людей, чем в 1989 г. Население Восточной Сибири тоже сокращается, но медленнее - убыль населения с начала 90-х составила чуть более 2%. К сожалению, цифры неумолимо говорят о том, что Сибирь и Дальний Восток превратились в сплошную зону оттока населения.

Представленные социологические данные показывают достаточно сложную и уязвимую с точки зрения социальной без-

опасности демографическую ситуацию в Сибири и на Дальнем Востоке.

Как показали социологические исследования, социальный портрет потенциального мигранта, желающего покинуть восточные регионы, представляет собой амбициозного и в то же время зрелого человека, мобильного, способного к обучению, желающего достичь материального благополучия за счет реализации своих способностей, знаний и профессионализма. Таким образом, Сибирь и Дальний Восток теряют так востребованный и необходимый для развития этого региона человеческий потенциал. С такими темпами миграции населения, в основном молодого и среднего возрастов, регионы Сибири и Дальнего Востока могут остаться с населением пенсионного возраста, которое объективно не может стать кадровой основой модернизационных проектов.

Проблема массового оттока населения из рассматриваемых регионов, а именно численная характеристика данного процесса, создает проблемы, связанные с поддержанием определенного и необходимого уровня национальной безопасности. Прежде всего, вопрос безопасности связан с огромным перепадом демографического потенциала на российско-китайской границе.

По разным оценкам, в основном зависящим от охвата российской территории, плотность населения на китайской стороне в 15-30 раз больше, чем на российской. В самом заселенном Приморском крае средняя плотность населения составляет всего 13,5 чел./км2. Только на самом юге края, в районе Владивостока, плотность достигает 25-30 чел./км2, на большей же протяженности российско-китайского пограничья она не превышает 4-5 чел./км2. В прилегающем к Дальнему Востоку Северо-Восточном Китае плотность достигает 130 чел./км2.

На юге Дальнего Востока живет около 5 млн чел., а в трех провинциях Китая по другую сторону границы - более 100 млн. Все население Сибири и Дальнего Востока в 3 раза меньше населения этих трех провинций. Даже самая слабозаселенная провинция Северо-Востока Хейлунцзян имеет плотность более 78 чел./км2, почти в 6 раз превосходя Приморье5.

Приведенные данные социологических исследований и статистики позволяют сделать вывод о том, что сегодня наши возможности «нового освоения» весьма ограниченны, в то же время необходимость такого освоения очевидна. Тем более что к восточным территориям нашего государства проявляют повышенный интерес известные западные политики. В последнее время некоторыми европейскими и североамериканскими поли-

тиками активно обсуждается вопрос о возможном отделении от России Сибири и Дальнего Востока, и, как мы видим из представленных социологических данных, сопротивляться там этому процессу скоро будет некому.

Решение поставленной проблемы возможно на основе реализации крупномасштабного общенационального проекта, тем более что в истории России подобные проекты уже были реализованы. Проект «нового освоения» имел бы ключевое социально-экономическое значение не только для Сибири и Дальнего Востока, но и для развития страны и общества в целом.

Основными направлениями такого проекта могли бы стать: целевая миграционная политика - государственная поддержка целевого добровольного заселения регионов Сибири и Дальнего Востока России, создание нового транспорта с использованием высоких технологий, строительство в районе 60-й параллели нового многофункционального транспортного коридора, соединяющего западную и восточную части Евразии, создание вдоль траектории планируемого транспортного коридора нескольких городов-наукоградов, городов-техноградов - центров научно-производственных комплексов.

В то же время, не дожидаясь разработки такого проекта, государству необходимо уже сегодня сосредоточить усилия на минимизации тех негативных социальных факторов, которые выявлены в ходе анализа социологических данных, приведенных в статье и непосредственно влияющих на социально-экономическую ситуацию сибирских и дальневосточных регионов.

Государству в лице органов власти и управления необходимо в первую очередь сосредоточить пристальное внимание на социальных последствиях влияния социально-демографического и социально-трудового факторов, на уровне и качестве жизни населения в восточных регионах, на здоровье населения, а также на состоянии образования и культуры, т. е. на социальных составляющих такого масштабного и определяющего экономическое развитие России региона, как Сибирь и Дальний Восток.

Примечания

1 Доклад РНИС и НП «Российский кризис в зеркале общественного мнения». 1999. C. 14-26.

2 Заусаев В.К., Воронцова Л.С. [Электронный ресурс] // Ассоциация «Группа 789». URL: http://www.789.ru/new/?id=4990 (дата обращения: 10.07.2010).

3 Российская газета. 27.02.2008 [Электронный ресурс] // Ассоциация «Группа 789». URL: http://www.789.ru/new/?id=5736 (дата обращения: 10.07.2010).

4 По данным сайта REGIONS.RU [Электронный ресурс] // Ассоциация «Группа 789». URL: http://www.789.ru/new/?id=6030 (дата обращения: 10.07.2010).

5 Совет по внешней и оборонной политике России. Демографическое будущее Сибири и Дальнего Востока [Электронный ресурс] // Проект аналитики и сетевых проектов Сибири и Дальнего Востока. URL: http://www.povestka.ru/culture/n60.htm (дата обращения: 10.07.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.