Научная статья на тему 'Анализ влияния реформ на социально-экономическое развитие Дальнего Востока'

Анализ влияния реформ на социально-экономическое развитие Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
274
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Латкин А.П.

Анализируется влияние проводимых в России реформ на экономику и демографический потенциал Дальнего Востока. Раскрывается сущность региональной государственной политики в дореформенный период, показываются позитивные сдвиги в развитии производительных сил и увеличении численности населения Дальнего Востока. Рассматривается содержание проводимых реформ, их негативное влияние на промышленное и сельскохозяйственное производство, уровень жизни населения. Делается прогноз развития негативных тенденций при сохранении существующей политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния реформ на социально-экономическое развитие Дальнего Востока»

Вопросы отраслевой и региональной экономики

А.П. Латкин,

доктор экономических наук, профессор, Далърыбвтуз

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РЕФОРМ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Анализируется влияние проводимых в России реформ на экономику и демографический потенциал Дальнего Востока. Раскрывается сущность региональной государственной политики в дореформенный период, показываются позитивные сдвиги в развитии производительных сил и увеличении численности населения Дальнего Востока. Рассматривается содержание проводимых реформ, их негативное влияние на промышленное и сельскохозяйственное производство, уровень жизни населения. Делается прогноз развития негативных тенденций при сохранении существующей политики.

Особенности экономико-географического положения

В системе национальных интересов бывшего Советского Союза Дальний Восток занимал особое место. При значительной удаленности от Москвы этот регион существенно отличается от других экономических районов России. Достаточно сказать, что его территория составляет 36,3% территории российского государства, в то время как максимальная численность населения в 1991 г. не превышала 5,4% численности населения России при средней плотности 1,2 человека на 1 км2.

Для Дальнего Востока характерно уникальное экономико-географическое положение. На западе он имеет протяженную сухопутную границу с Китаем, на которой сейчас открыто и действуют 2 железнодорожных, 5 автомобильных и 2 водных перехода. На юго-западе, в районе станции Хасан, регион соединен железнодорожным путем с Северной Кореей, в ближайшее время здесь предполагается открытие паромного сообщения с Южной Кореей. Наличие крупных морских портов - Владивосток, Находка, Посьет, Зарубино, Советская Гавань, Ванино - с выходом на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали позволяет обеспечивать внешнеторговые связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Не только в России, но и за рубежом высоко оценивается природ-но-ресурсный потенциал Дальнего Востока. Здесь разведаны и могут добываться значительные объемы алмазов, золота, серебра, вольфрама, титана, молибдена, циркония, меди, ртути, цинка, свинца, бора.

Сейчас с участием многих стран ведутся активные работы по освоению крупнейшего в мире месторождения нефти и газа на шельфе острова Сахалин. В общероссийском объеме на долю Дальневосточного региона приходится 40% экспорта круглого леса, 50% добычи рыбы и морепродуктов.

В период после второй мировой войны Дальний Восток все в большей мере стал относиться к одному из ключевых геополитических регионов. Его стратегическое значение возрастает в связи с активно происходящими в мире и особенно на сопредельных территориях экономическими, демографическими и военно-политическими процессами.

Однако тенденции последних лет придают особую актуальность изучению экономических и социально-демографических проблем развития российского Дальнего Востока. Практически во всех сопредельных с этим обширным регионом странах (Китае, Корее, Вьетнаме и др.) высокими темпами растет численность населения. Это неизбежно ведет к увеличению масштабов производства и потребления природных ресурсов. На Дальнем Востоке России численность населения после начала проведения реформ стремительно сокращается. Становятся пустынными многие северные города и поселки, остановлены и не работают сотни предприятий. Парадоксально, но в этих условиях не сокращается, а нарастает нагрузка на природную среду. И объясняется это влиянием внешних факторов, рынков сопредельных государств, которые потребляют рыбные, лесные и другие ресурсы Дальневосточного региона. Удельный вес экспорта природных ресурсов устойчиво растет, что объясняется экономическими и социально-демографическими последствиями реформ.

Государственная политика в дореформенный период

Дальний Восток по вполне объективным причинам относился к числу важнейших приоритетов государственной политики бывшего СССР. Необходимость выполнения этим отдаленным регионом общегосударственных функций (транспортно-транзитной, внешнеэкономической, сырьевой и оборонной) требовала принятия адекватных государственных мер по ускоренному развитию его производительных сил, интенсивному заселению обширных территорий.

Такой концептуальный подход получил поддержку в Правительстве Советского Союза уже в начале 50-х годов. Тогда на фоне достаточно сложных проблем послевоенного восстановления разрушенного хозяйства Дальний Восток был признан территорией интенсивного хозяйственного освоения. Базовыми отраслями, получившими значительный объем централизованных капитальных вложений, стали рыбная промышленность и военно-промышленный комплекс. Этим был предопределен последующий почти тридцатилетний этап развития региона преимущественно на основе государственной поддержки. За сравнительно короткий срок были построены несколько поколений рыбодобывающих судов, прибрежные рыбоперерабатывающие заводы и поселки. Для обеспечения оборонной безопасности России на ее восточных окраинах был создан крупный военно-промышленный комплекс с современными предпри-

ятиями приборостроения, самолетостроения, кораблестроения, с высокоразвитой социальной инфраструктурой в образованных на базе этих предприятий городах Арсеньев, Большой Камень, Фокино и др.

В рамках проводимой государственной политики в 1970 г. сформирован Дальневосточный научный центр Академии наук СССР, открыта система научно-исследовательских институтов по геологии, вулканологии, океанологии, морской биологии и биохимии, экономике и другим наукам в городах Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Южно-Сахалинск, Магадан, Петропавловск-Камчатский.

Именно в этот период существенно возрос и качественно изменился демографический потенциал Дальнего Востока. В дискуссии политиков, ученых и специалистов по поводу стратегии и тактики хозяйственного освоения региона сторонники вахтового метода потерпели поражение. Государство идеологически и экономически обеспечило формирование постоянного контингента населения путем привлечения в регион жителей центральных районов России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других союзных республик. Благодаря такой политике в 60-е годы население южных районов Дальнего Востока увеличилось на 16%, северных - на 38%, а валовой оборот миграции почти в 28 раз превысил механический прирост населения [1].

Однако, несмотря на высокие темпы роста численности населения (преимущественно искусственным путем), Дальний Восток не достиг стабильности как в демографическом, так и в экономическом развитии. Проблема заключалась в мотивационной основе переселений, которая несколько отличалась от стратегического замысла проводимой государством политики. Несмотря на высокий уровень трудовой занятости и заработной платы, особенно в северных районах, большая часть мигрантов не была удовлетворена качественными параметрами работы и социально-бытовых условий. Именно поэтому часть мигрантов расценивала Дальний Восток как временный этап в жизни, что привело к формированию негативных демографических тенденций и снижению темпов экономического развития к середине 80-х годов. Этому способствовало постепенное сокращение финансовых и материально-технических ресурсов, выделяемых региону центральным правительством, появление в высших эшелонах власти предложений по его консервации в силу низкой экономической рентабельности и высокой доли дотационности многих территорий и отраслей регионального хозяйства.

Тем не менее новым импульсом в развитии Дальнего Востока стало принятие в 1987 г. на правительственном уровне Долговременной программы экономического и социального развития Дальневосточного экономического района и Забайкалья на период до 2000 г., которая декларировала новую эру не только для региона, но и в целом для Советского Союза на Тихом океане. Предполагалось, что к 2000 г. здесь в основном будет сформирован высокоэффективный хозяйственный комплекс, способный развиваться при умеренной поддержке государства (все больше за счет собственных региональных ресурсов), и произойдет активное включение Дальнего Востока в мировое разделение труда.

Большое внимание в Программе уделялось дальнейшему развитию демографического потенциала, планировалось довести численность постоянного населения до 10 млн человек. Реализация Программы предполагала достижение важнейшей стратегической цели - усиление влияния СССР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Понимая это, Правительство М.С. Горбачева предполагало вдвое увеличить выделяемые Дальнему Востоку объемы капитальных вложений. Общая сумма централизованных инвестиций за предстоящие 13 лет должна была составить около 33 млрд долл. США [6].

Однако уже в ближайшие годы стал очевиден провал масштабных программных преобразований. В практических действиях Москвы Дальний Восток не стоял на первом месте, поскольку было немало сложных проблем в развитии Сибири, Урала, Северного и других экономических районов. К тому же в начале 90-х годов в стране обозначились и быстро развивались тенденции к политическому кризису, который в конечном итоге привел к развалу Советского Союза и резкой смене приоритетов социально-экономического регионального развития уже на уровне нового демократического Правительства России во главе с Б.Н. Ельциным.

Тенденции к разрушению социально-экономического потенциала

Сейчас есть основания утверждать, что за весь период реформирования российской экономики так и не была разработана, повсеместно обсуждена, поддержана и законодательно оформлена государственная региональная политика, учитывающая позитивный опыт прошлого и удовлетворяющая требованиям переходного этапа к рыночной экономике. Принципиальное положение этой политики было изложено в начале 90-х годов президентом России на встрече с руководителями Приморского края в г. Владивостоке. Тогда на многочисленные вопросы о новых условиях развития регионов Б. Ельцин ответил: «Максимальная самостоятельность. Свободы, хоть захлебнись...»

В последующих действиях Москвы по отношению к регионам это заявление было в значительной мере реализовано. В условиях катастрофического уменьшения российского бюджета федеральный центр стал перекладывать на регионы свои обязательства экономического и особенно социального характера. При этом не был соблюден принцип объективности в оценке далеко не одинаковых стартовых возможностей вхождения различных регионов в систему рыночных отношений. Более того, учет региональной специфики принципиально отвергался Правительством Егора Гайдара. В конце 1991 - начале 1992 г. генеральная позиция при рассмотрении территориальных проблем заключалась в одинаковом подходе к проводимой во всех регионах политике центра вне зависимости от их природных и социально-экономических ценностей [13].

Следуя этой позиции, российское правительство в 1991 г. практически полностью отказалось от снабжения Дальнего Востока продовольственными и материально-техническими ресурсами за счет централизованных источников. В силу целого ряда объективных причин, таких как удаленность дальневосточных предприятий от традиционных партнеров,

полный разрыв производственных и экономических отношений с аналогичными предприятиями бывших союзных республик, территориальная разбросанность и транспортная недоступность, отсутствие достаточной и надежной топливно-энергетической базы, значительная зависимость регионального хозяйства от государственных заказов, Дальний Восток без должной поддержки федерального центра был обречен на более разрушительные, чем в других регионах, последствия рыночных реформ.

Сейчас можно с уверенностью утверждать, что объявленная Москвой стратегия разгосударствления собственности на Дальнем Востоке была реализована в установленные сроки, но с большим числом стратегических ошибок, поэтому желаемых результатов по созданию крупномасштабного слоя средних собственников, высокоэффективных и конкурентоспособных производств она не обеспечила. Напротив, начиная с 1991 г. впервые за сравнительно большой исторический период в регионе на 2,7% по сравнению с уровнем 1990 г. сократилось производство промышленной продукции, в 1992 г. это сокращение к уровню 1991 г. составило уже 15,2%. В последующие годы спад производства и сокращение валового регионального продукта приобрели обвальный характер, существенно опережая средние показатели по России [3]. Так, в самом крупном по численности населения Приморском крае в 1998 г. объем валового регионального продукта составил к уровню 1990 г. лишь 30,4%, объем промышленного производства - 44,4%, а объем капитальных вложений -9,9%. Наряду с этим началось резкое уменьшение инвестиционного потенциала и ускорение депрессивных тенденций, разрушение межрегиональных связей и производства на многих предприятиях рыбной, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, горнодобывающей, легкой промышленности, строительной индустрии (табл.1).

Таблица 1

Структура народного хозяйства Приморского края» %

Отрасль 1985 1990 1992 1994 1996 1998

Пищевая промышленность 41,7 42,9 43,1 50,9 66,7 64,5

Машиностроение и металло-

обработка 24,3 23,7 22,4 13,9 6,1 4,4

Лесная и деревообрабаты-

вающая промышленность 5,8 5,3 6,5 6,6 5,5 • 5,2

Цветные металлы 3,6 3,8 10,8 5,1 3,5 5,0

Электроэнергетика 3,5 3,4 1,6 7,8 8,2 10,1

Топливная промышленность 4,2 3,2 0,3 1,6 2,1 2,6

Химическая и горнорудная

промышленность 2,4 2,8 2,3 2,9 3,7 3,9

Легкая промышленность 4,1 4,0 2,4 1,9 0,8 0,9

Промышленность строймате-

риалов 6,8 6,3 6,2 5,7 3,4 3,4

Все народное хозяйство 100 100 100 100 100 100

Уже в 1995 г. из общего объема произведенной на Дальнем Востоке продукции 72% потреблялось внутри региона, около 15% было экспортировано и только 13% вывезено в другие районы страны [6]. Начиная с 1997 г. устойчиво снижается внешнеторговый оборот региона, при-

чем в 1998 г. по сравнению с 1997 г. это снижение составило 20% по экспорту и 9% по импорту [7].

Негативным следствием проводимой по отношению к Дальнему Востоку государственной политики стало катастрофическое ухудшение состояния дел в базовой отрасли региона - рыбной промышленности. К 1994 г. объем вылова рыбы и морепродуктов составил лишь 2,2 млн тонн, т.е. 45% к уровню 1990 г. Следует отметить, что доля образованных в результате разгосударствления собственности коммерческих организаций в общем объеме добычи составляет 15,5%, а в объеме производства рыбной продукции - только 8,9%.

Таком образом, основу рыбной промышленности на Дальнем Востоке продолжают составлять бывшие государственные предприятия, на которых занято постоянно проживающее в регионе население. Анализ показывает, что абсолютное большинство этих предприятий работает сейчас в режиме выживания, не имеет средств на обновление материально-технической базы, технологического оборудования, рыбодобывающе-го флота. Так, уже в 2000 г. по истечении нормативных сроков эксплуатации и из-за значительного физического износа должно быть списано свыше 800 судов, что составляет 55% от их общего количества на начало 1998 г. [9].

Большие проблемы имеют место и в состоянии сырьевой базы. В последние годы наметилась устойчивая тенденция к снижению промысловых запасов приоритетных, наиболее интенсивно добываемых в Дальневосточном бассейне видов рыб и нерыбных объектов таких, как минтай, сельдь, лосось и крабы. По официальным данным, фактическая доля вылова минтая в общем объеме добычи сырьевых ресурсов снизилась с 88% в 1996 г. до 73% в 1998 г., что объясняется не столько изменением климатических условий в северной части Тихого океана, сколько бесконтрольным ловом судами иностранных государств в открытой части Охотского моря [9]. Вместе с тем с каждым годом увеличивается доля экспорта в страны АТР рыбной продукции в общем объеме ее производства, что особенно наглядно видно на примере Приморского края (рис.1).

тыс. тонн

1992 1993 1994 1995 1996 1997

Рис. 1. Общий выпуск продукции и доля экспорта морепродуктов из Приморского края

Таблица 2

Уровень жизни на Дальнем Востоке, долл. США *

Показатель Приморский край Хабаровский край Амурская об ласть Камчатская область Магаданская область Сахалинская область Республика Саха

Средний прожиточный минимум 88,27 88,04 84,09 153,25 151,86 130,76 157,90

Среднемесячный доход одного человека 147,59 163,23 151,63 294,12 260,56 194,68 287,27

Среднемесячный доход одного работающего 212,83 237,48 204,01 397,68 386,49 306,47 420,89

* Подсчитано на основании среднего курса за 1997 г. 1 долл. = 5 690 руб.

Проведенные исследования по Приморскому краю показывают, что в расчете на одного жителя в 1997 г. по сравнению с 1990 г. потребление молокопродуктов составило 38%, мяса и мясопродуктов - 67%, яиц -45%, хлебопродуктов - 75%, овощей - 52% и, самое парадоксальное, рыбы и рыбопродуктов - 33%. В то же время потребление картофеля увеличилось в 2,4 раза. В настоящее время физиологическая потребность населения в мясных и молочных продуктах удовлетворяется не более чем на 75%, в овощах - на 60%, фруктах и ягодах - на 38% [1].

Катастрофический спад производства во многих отраслях регионального хозяйства вызвал невиданное за всю историю освоения Дальнего Востока сокращение рабочих мест, в том числе и в Приморском крае (табл. 3). В 1998 г. общая численность безработных среди экономически активной части населения достигла 15% при одновременном увеличении в регионе числа беженцев из районов Кавказа и Средней Азии, число которых уже превышает 10 тыс. человек. В целом за годы реформ численность занятых в экономике Дальнего Востока сократилась с 4,1 млн чел, до 3,2 млн чел., т.е. почти на 25% [5].

Таблица 3

Безработица в Приморском крае, тыс. человек

[ Категория граждан 1992 г. 1994 г. 1996 г. 1998 г.

Незанятые трудовой деятельностью, состоящие на учете в службе занятости 9,5 20,6 54,8 39,6

Официально зарегистрированные в качестве безработных 4,97 17,2 50,0 35,0

Уволенные в связи с сокращением 2,6 5,8 11,8 12,9

Работающие неполную рабочую неделю или находящиеся в административных отпусках 103,9 112,9 -

Свободные вакансии 4,3 5,0 3,9 5,6

Реалии демографической катастрофы

В совокупности отмеченные негативные последствия непродуманного реформирования экономики Дальнего Востока создали реальные предпосылки для разрушения накопленного за многие годы демографического потенциала.

На протяжении всей истории социалистического строительства население региона росло более высокими темпами, чем в целом по России. В 1926-1939 гг. это превышение составляло 5,3 раза, в 1940-1958 гг. - 7,4, в 1959-1990 гг. - 2,8 раза. Однако 1990 г. стал последним, когда численность населения Дальнего Востока еще увеличивалась, но только на 0,6%. В последующем сформировались и все более усиливаются тенденции к ее сокращению практически во всех районах Дальнего Востока (рис.2). За 1991-1995 гг. это сокращение составило 552 тыс. чел., или 6,9%, а за 1996-1997 гг. - 168 тыс. чел., или 2,2% [10]. Поддержанное в 1993 г. Правительством России решение о вахтовом методе освоения Севера привело к полному опустению этих территорий. Так, в Магаданской области за последние 10 лет население сократилось в 2,1 раза, и сейчас здесь проживает немногим более 200 тыс. чел., т.е. как в одном небольшом городе Находка. Процесс интенсивного освобождения геополитического пространства идет и по другим северным территориям, где ликвидируются целые поселки. Лишь отсутствие у жителей этих районов финансовых средств для приобретения жилья на западе, для отправки домашнего имущества и покупки билетов на самолет несколько замедляет эти процессы.

тыс. человек 2500 т

^Г!

Приморский край Хабаровский край Амурская область Камчатка

Магаданская область Сахалин/Курилы

1980 1989 1992 1993 1994 1995 1996 1997

Рис.2. Динамика численности населения на Дальнем Востоке в 19801997 гг.

По данным на 1 января 1998 г., в регионе проживало 7,3 млн чел., т.е. на 1,8 млн чел. меньше, чем предполагалось по прогнозам, сделанным до начала реформ. При этом доля населения Дальнего Востока в общей численности населения России упала до 5,0%. Распределение населения региона по краям и областям показано на рис. 3.

Характерными признаками надвигающейся демографической катастрофы являются резкое падение показателя рождаемости и устойчивый

рост показателя смертности. По сравнению с 1990 г. в конце 90-х годов число родившихся на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет сократилось в 1,7 раза, тогда как коэффициент смертности в расчете на 1000 чел. вырос на 47,6% [10].

Чукотский АО Якутия ,о/о Сахалин

14% - 9%

Камчатка

Магаданская , у

обл. 3% Еврейская АО

3% I Амурская

обл. 14%

Приморье 30%

Хабаровский край 21%

Рис.3. Удельный вес населения краев и областей в общей численности населения Дальневосточного региона в 1997 г.

При сложившихся тенденциях разрушения демографического потенциала Дальнего Востока за счет естественной убыли и миграционных оттоков населения этот регион уже в начале следующего столетия, по прогнозным оценкам, будет иметь численность меньше 7 млн чел., а плотность населения - менее 1 чел. на 1 км2. Таким образом, правомерно говорить о реальной потере политического, экономического и демографического контроля над геополитическим пространством: на начальном этапе реформ - над территорией социалистического лагеря, на последующем этапе - над собственной территорией бывшего Советского Союза и на нынешнем этапе - над стратегически важной для России территорией российского Дальнего Востока. В условиях кризисного состояния России это неизбежно приводит к усилению экономического и демографического давления на регион со стороны сопредельных государств. Интересно отметить, что за первые пять лет 90-х годов население в Китае возросло на 67 млн чел., в Японии - на 1,6 млн чел. В России же оно сократилось на 2 млн чел., причем на слабозаселенном Дальнем Востоке -на 0,5 млн чел. Такое же соотношение имеет место по показателю естественного прироста населения. В Китае он составляет 12%, в Японии - 3%, а на российском Дальнем Востоке - минус 2,4%. При этом наибольшие отрицательные значения данного показателя имеют место в южных приграничных районах: в Приморском крае и Сахалинской области - минус 4,3%, в Хабаровском крае - минус 4,2%, в Амурской области - минус 2,5%.

В результате развития отмеченных тенденций на российском Дальнем Востоке и в сопредельных странах сложилась крайне полярная плотность населения (табл. 4).

Представленные данные подтверждают необходимость разработки и осуществления целенаправленной системы мер по предотвращению демографической катастрофы в регионе, по сохранению коренного населения и уникальной природной среды этой обширной территории в интересах будущих поколений.

Таблица 4

Сравнительные данные о плотности населения (1997 г.)

Страны и регионы Плотность населения, чел / км2

Китай 127,9

Япония 337,6 1

Республика Корея 451,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КНДР 194,2

Дальний Восток России 1,18

В том числе:

Приморский край 13,48

Хабаровский край 1,97

Амурская область 2,84

Сахалинская область 7,27

Еврейская автономная область 5,76

Республика Саха (Якутия) 0,33

Магаданская область 0,54

Камчатская область 0,85

Чукотский автономный округ 0,12

Корякский автономный округ 0,11

Проблемы сохранения и рационального использования природной среды

Исследования Международного института конъюнктуры и прогнозирования (г. Владивосток), проведенные по заказам администрации Приморского края, Гарвардского института международного развития (США) и других организаций, по проблемам развития рыбохозяйствен-ного и лесопромышленного комплексов Дальнего Востока позволили выявить тесную связь между разрушительными тенденциями в экономике и демографическом потенциале региона с катастрофическим ухудшением использования его уникальных природных ресурсов.

Это происходит по причинам повсеместного ослабления роли государственных природоохранных служб и расхищения населением, находящимся за чертой бедности, объектов морского и лесного промысла. Социологический опрос в прибрежных поселках Приморского края показал, что 80% населения неудовлетворительно оценивают свое материальное положение и в основном живут за счет заготовки лекарственных растений, прежде всего женьшеня и элеутерококка, грибов, кедровых орехов, лесной ягоды, мяса дикого зверя и птицы, рыбы и морепродуктов.

Такая мотивация приводит к хищническому уничтожению дальневосточной флоры и фауны, в том числе на территории заповедников.

По вине людей значительно возросло количество лесных пожаров, которыми в 1998 г. было уничтожено в Приморском крае более 100 тыс. м3 делового леса на корню. Еще больший масштаб имели пожары в Хабаровском крае. Населением в нарушение существующих правил ведется заготовка нерестовых пород рыбы, красной икры, трепанга, гребешка, мидии, краба. По имеющимся оценкам, в 1998 г. только в районе острова Шикотан браконьерами было добыто и реализовано около 2 тыс. тонн морского ежа, ущерб для России оценивается в 140 млн долл. США [9, И]. Ущерб от браконьерского лова трепанга в прибрежных водах Приморского края составил около 200 тыс. долл. США, всего же в 1997 г. здесь зарегистрировано 460 преступлений такого рода. Развитие этих процессов может иметь тяжелые последствия для уникальной природной среды Дальнего Востока, на восстановление которой потребуются громадные капитальные вложения и десятки лет.

Значительно обострилась проблема безопасного жизнеобеспечения населения в бассейне реки Амур, где сформирован самый мощный хозяйственный комплекс региона и проживает около 4 млн чел. В последние годы происходит активное вмешательство в экологическое состояние этой территории со стороны Китая, имеющего здесь огромный экономический и трудовой потенциал. Увеличение экологически грязных промышленных и бытовых стоков в Амур приводит к устойчивому сокращению количества и ухудшению качества его рыбных запасов - основной пищи населения Приамурья, в том числе малых народов. Следует добавить, что опасное для жизни загрязнение реки Амур распространяется на бассейны Охотского и Японского морей и оказывает угрожающее влияние на воспроизводство биологических ресурсов, прежде всего лососей.

Таким образом, проблемы рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока выходят за рамки региональных и национальных интересов и требуют решения на международном уровне с участием ученых, политиков и специалистов стран Тихоокеанского бассейна. Выдвинуто много предложений по проведению комплексных исследований миграционных процессов, есть идея создания в свободной экономической зоне «Находка» крупного Международного этнографического парка, а в центральной части Приморского края - национальной особо охраняемой рекреационно-оздоровительной территории. Однако реализация этих и многих других проектов, направленных на сохранение демографического потенциала Дальнего Востока, его уникальной природной среды, сдерживается системным кризисом в России, отсутствием необходимых финансовых средств и плохой скоординированностью действий на межрегиональном и международном уровнях.

Литература

1. Андриевский Б.П. Качество населения и устойчивое развитие Дальневосточного региона // Устойчивое развитие Востока России: Проблемы и поиск решений. Хабаровск, 1999. С. 3-5.

2. Вишневский А. Демографический потенциал России // Вопр. экономики. 1998. №5. С. 113.

3. Дальний Восток России: Экономическое обозрение. Изд. 2-е. Хабаровск: Риотип, 1995. С. 61-64.

4. Демографический ежегодник России. М.: Госкомстат России, 1996.

5. Демографический ежегодник России. М.: Госкомстат России, 1997.

6. Ишаев В.И. Экономическая реформа в регионе: Тенденции развития и регулирования. Владивосток: Дальнаука, 1998.

7. Латкин А.П., Стромилов В.И. Проблемы развития рыбохозяйственного комплекса Приморья // Восточный Базар. 1999. №4. С. 10.

8. Материалы круглого стола «Социальные проблемы устойчивого развития» // Социологические исследования. 1997. №12.

9. Материалы конференции рыбаков Приморского края «Социально-экономический кризис в рыбной промышленности Приморского края и пути его преодоления» / Под ред. Латкина А.П. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1998.

10. Мотрич Е.Л. Демографический потенциал как фактор устойчивого развития Дальнего Востока // Устойчивое развитие Востока России: Проблемы и поиск решений. Хабаровск, 1999. С. 133-139.

11. Некрасов А. Курилы сели на ежа // Известия. 1998. 22 декабря.

12. Приморский край. Уроки рыночных реформ / Под ред. Латкина А.П. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997.

13. Экономика Дальнего Востока: Переходный период / Под ред. Минаки-ра П.А., Михеевой H.H. Хабаровск; Владивосток, 1995. С. 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.