Научная статья на тему 'Возможна ли настройка паутины?'

Возможна ли настройка паутины? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
165
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА / ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / НАСТРОЙКА / ЭКРАНЫ / НАШ ДОМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дуков Е. В.

Автор задается вопросами, определенными названием статьи. Всемирная паутина (Интернет) определяет все области человеческой деятельности. Тогда что такое «гуманитарная составляющая всемирной паутины»? Возможна ли ее настройка, когда правительства практически всех стран всеми способами пыта-ются вмешаться в жизнь паутины и подменить новую «самонастройку» обычной подстройкой? Может быть, паутина обычный организм, ведь пространство, в котором развернуты экраны, наш обычный человеческий дом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможна ли настройка паутины?»

Е. Дуков

ВОЗМОЖНА ЛИ НАСТРОЙКА ПАУТИНЫ?

Всемирная паутина определяет сегодня все области человеческой деятельности, от точных наук до искусства импровизации. Как это случилось? Социальная история WWW фантастична, как по темпу изменений, так и по содержанию. Она была создана для решения сугубо прикладных задач — облегчить участь клерков, которые должны были обмениваться информацией. Создана на основе компьютеров — нового тогда класса вычислительных машин. Микроэлектроника тогда делала первые робкие шаги — ведь первый в мире транзистор был создан только в 1947 году! Но уже в 1965 году был открыт «Закон Мура»*, согласно которому число элементов на кристаллах электронных микросхем (основной элемент компьютера) будет удваиваться каждый год. И, хотя это простая статистическая закономерность, она до сих пор, с небольшими отклонениями, выдерживается. В результате сам компьютер развивается сумасшедшими темпами.

В 1989 году, работая в Европейском совете по ядерным исследованиям над совершенствованием внутренней системы обмена документов, ее создатель Т. Бернерс-Ли, в то время — консультант по программному обеспечению этой организации, предложил так называемый «Глобальный Гипертекстовый** проект». Сама идея гипертекста появилась почти на 50 лет раньше и связана с именем В. Буша, научного советника президента США Ф.Д. Рузвельта. Сам термин «гипертекст» был введен Т. Нелсоном в 1965 году, а первая работающая система продемонстрирована в 1968 году Д. Энгелбартом***. Т. Бернерс-Ли вывел эту систему на глобальный уровень. Собственно, он придумал и ввел название «Всемирная паутина» — WWW.

На первый взгляд название может показаться странным. В то время, когда оно только начало входить в обиход, компьютеры представляли собой довольно массивные аппараты. Что общего между воздушным продуктом жизнедеятельности мелких членистоногих, и большими мощно гудящими ящиками? Тем

* Г. Мур — сооснователь корпорации Intel.

** Гипертекст представляет собой содержание, внедрённое непосредственно в документ. Упрощая чтение, делая информацию нагляднее и понятнее, гипертекст создаёт комфортную работу с документом, выполняя автоматически многие действия, которые пользователю до этого приходилось делать вручную.

*** В процессе разработки NLS Энгельбарт сделал ряд выдающихся технических изобретений. К их числу относятся: манипулятор «мышь», многооконный интерфейс, функциональная клавиатура, контекстно-зависимые меню1.

более что паутину в мире ткут около 40000 видов пауков, а человечество могло вложить на стол только чуть больше сотни похожих друг на друга серверов? Однако, если посмотреть на этот казус с культурологической точки зрения, то параллели неожиданно окажутся более, чем возможными.

Сеть как мифологический конструкт имеет в культуре очень давнюю историю. Для индейцев хопи, одной из древнейших цивилизаций Северной Америки, с ней связана вся космология. Для тотема хопи одной из центральных богинь выступает Кокъянгвиити, женщина-паук, творец и хранитель всех форм жизни на Земле, включая и человека. Она создала растения, птиц, животных и всех остальных существ, населяющих наш мир. Паутина выступает как ман-дала всеобщей гармонии, которую хранят хопи для всего человечества. Сами хопи считают, что они дали начало всем четырем земным расам и до сих пор несут ответственность за земную цивилизацию*. К. Г. Юнг специально посетил место, где живут хопи. Сегодня оно называется «Суверенная страна Хопи», расположена на северо-востоке штата Аризона и имеет свои паспорта. При этом ее жители отказываются от всех других благ цивилизации — электричества, водопровода и т.п.. При встрече Юнгу запала в память фраза вождя этого племени: «... мы — народ, который живет на крыше мира, мы — дети солнца, и, совершая свои обряды, мы помогаем нашему Отцу шествовать по небу. Если мы перестанем это делать, то через десять лет солнце не будет всходить и наступит вечная ночь»2. Для древних мифологий такая постановка вопроса, по меньшей мере, странная. Племя помогает Отцу-солнцу? Оно наравне с могучим светилом ответственно за освещение Земли? А каким образом среди их пророчеств появляется образ всеземной сети? Ведь они утверждали в своем пятом пророчестве буквально следующее: «Земля будет оплетена гигантской паутиной». Это пророчество было записано в конце 1950 г.г.**, когда только отдельные ученые делали первые шажки по пути, где много лет спустя откристаллизуется понятие «Интернет». Может быть, они действительно настолько ясновидцы?

Но хопи не были единственными, кто ввел образы паука и паутины в свои мифы и сказания. Наверное, в любых культурах и во все времена сеть и ее творцы — пауки, занимали важное место. По древнеиндийский традиции, когда говориться о Брахме как творце всего сущего, он сравнивается с пауком, а материя, из которой возникает мир, с паутиной, возникающей из его тела.

* Хопи, по-видимому, ясновидящие. Они предсказали мировые войны, наиболее сильные землетрясения, даже трагедию с небоскребами в США. К ним прислушиваются некоторые руководители правительств, ООН и т.п. Хопи всячески стараются предотвратить или снизить катастрофичность предстоящего, для чего вождь племени время от времени выезжает в ту или другую страну.

** http://bloknot1.narod.ru/hopi1.html

В древних Египте и Греции паутина символизировала индивидуальную судьбу. В «Метаморфозах» Овидий3 повествует, что богиня справедливости Афина состязалась с лидийской принцессой Арахной в прядении и превратила ее в паучиху, позавидовав ее мастерству прядения. Римляне поклонялись пауку как залогу удачи. Во всех сказаниях паутина — материя, связывающая Землю и Космос. В разных религиях паук спасает от недоброжелателей Давида, Святое Семейства, Иисуса, пророка Мухаммеда. Обереги с паучьей символикой были и остаются средством индивидуальной «борьбы» против темных сил... Такова вкратце была предыстория сети.

Так или иначе, в 1991 году будущий сэр Бернерс-Ли* начал ткать свою сеть

— он опубликовал идеи и технологии, которые вскоре действительно будут названы «Интернетом». Его сайт появился в 6 августа 1991 года. На нем описывалась будущая Всемирная паутина, давались рекомендации, как установить веб-сервер, как получить браузер и т. п. Первая программа получала название «Энквайр». Она была построена, как и древние пророчества, на случайных ассоциациях, которые и легли в концептуальную основу паутины. «Энквайр» можно перевести как «запрос». Запросная служба сети развивалась очень быстро. Если в начале 1993 года во всем мире насчитывалось лишь 130 веб-узлов, то всего через полгода после появления первого веб-браузера Mosaic их число возросло более чем до 10 000, а в последнее время сеть Интернет удваивает свои размеры ежегодно.

Главным литературным трудом Бернерса-Ли стала книга «Плетя паутину: истоки и будущее Всемирной паутины». В ней он попытался раскрыть будущее Интернета, который первое время расценивался как голливудская сказка для взрослых4. В этой книге он рассказывал о процессе создания Паутины, её концепции и своём видении развития Интернета. В этом основополагающем труде автор говорил о нескольких важных для него принципах. Он видел их в следующем:

Во-первых, возможность редактирования информации в Паутине. Он был убежден, что это качество Интернета не менее важно, чем возможность просто передвигаться по сети.

Во-вторых, сами компьютеры могут быть использованы для «фоновых процессов», помогающим людям коммуницировать, работать вместе.

В-третьих, он был убежден, что каждый аспект Интернета должен работать, как паутина, а не как иерархия. Правда, сама сеть имеет одно исключение

— систему имён доменов**. Но в сущности, этот принцип паутины, несмотря на пока не очень успешные попытки правительств многих стран выстроить ие-

* Звание «сэр» Бернерс-Ли получил от Королевы за «службу во благо глобального развития Интернета» в 2004 г.

** Domain Name System, DNS англ.

рархический Интернет, является одним из ведущих в идеологии этого средства коммуникации.

В-четвертых, он надеялся, что коллеги — учёные-компьютерщики — возьмут на себя ответственность не только за техническое состояние сети, но и за её чисто человеческую — моральную составляющую. Можно добавить: как хопи.

Вряд ли Бернерс-Ли моделировал свою сеть, имея перед глазами пауков и их воздушное произведение. Не уверен, что он знал о существовании племени хопи. Но факт остается фактом: они поразительно схожи. Даже то, что в кибернетической пустоте вместе с паутиной началось принципиально другое время, наводит на размышления. Действительно, среди программистов всего мира установлено соглашение, что системное время — это их единое мировое время, которое отсчитывается от так называемого «начала эпохи», а именно с 00:00:00 1 января 1970 года. Именно тогда появилась сеть ARPAnet, созданная в учебных целях в Министерстве обороны США, которая и стала предшественницей современного Интернета. И если в предшествующие эпохи время измерялось неспешными единицами — фазами луны, восходами солнца, потом быстрее — часами и минутами, то с «начала эпохи» оно стало измеряться в секундах. И это проводит жесткую границу между созданным человеком компьютером и старцами Мира — пауками.

Правда, о новом компьютерном мире некоторые ученые говорят, что он вернул людской жизни социальное измерение, заново связав людей в «глобальную деревню». Но что это за деревня, где господствует его величество Твой выбор, а не «общественное мнение»? Здесь, правда, как в любой деревне, нельзя скрыть правду, потому что каждый стал вхож в любой уголок любого дома и откровенно выносит сор из любой избы, включая свою собственную. Но «правда» вправду стала какая-то относительная — то она одна, а через мини-ту — другая. Да и критерий ли это социального измерения? Ведь здесь нельзя стать «королем» профессии, потому что где-то в сети наверняка найдется кто-то, кто делает это лучше, чем вы. В этом мире уничтожено понятие «звезды», а есть только относительные первооткрыватели. Относительные потому, что они могут считаться первооткрывателями до момента открытия более ранних «открывателей». Наконец, это Мир, где без малейших усилий можно найти своих двойников — людей, подобных тебе во вкусах и мировоззрении, но разбросанных по всему земному шару.

На рубеже третьего тысячелетия окрепшее Интернет-сообщество начало приобретать черты, отдаленно напоминающие республиканские. В феврале 1996 года в знаменитом Давосе Джоном Пери Барлоу, текстовиком рок-группы

«Грейтфул Дэд», основателем и вице-председателем Фонда электронных рубежей (Electronic Frontier Foundation), организации, занимающейся исследованиям социальных и правовых проблем, связанных с Киберпространством и защитой свободы на Интернете, была подготовлена «Декларация независи-

мости киберпространства»*. Этот текст, естественно, был решен в стиле панк. В Декларации было записано: «Вы — утомленные гиганты плоти и стали, — я пришел из Киберпространства, новой обители мышления. От имени будущего, я прошу Вас из прошлого, оставить нас наедине. Вас не звали к нам. Вы не имеете никакой власти там, где мы взрастаем. У нас нет никакого избираемого правительства, мы не едины, так что я адресую Вам не больше полномочий, чем те, которые свободой непосредственно всегда оговариваются. Я объявляю, что мы строим глобальное социальное пространство, чтобы быть естественно независимыми от тирании, которую вы стремитесь установить для нас. Вы не имеете никакого морального права ни управлять нами, ни обладать любыми методами принуждения, которого у нас есть действительный повод бояться. Правительства получают полномочия из согласия управляемых. Вы его не спрашивали, и не получали от нас. Мы не приглашали вас. Вы не знаете нас, вы не знаете наш мир. Киберпространство не находится внутри ваших границ. Не думайте, что вы можете строить его, как если бы это был проект общественной постройки. Вы не можете этого делать. Это — явление природы, и оно растет само по себе через наши коллективные действия... Мы создаем мир, в который все могут вступать без привилегий или предубеждений, порожденных расовыми различиями, экономической властью, военной силой или местом рождения. Мы создаем мир, где любой и везде может выражать его или ее убеждения, независимо от того, насколько он необычен, без страха быть принужденным к молчанию или конформизму. Ваши правовые концепции собственности, выражения, индивидуальности, перемещения и контекста неприменимы к нам. Они базируются на материальности, но здесь нет материальности». И завершил: «Мы создадим цивилизацию Мысли в Киберпространстве. Может, она будет более гуманной и честной, нежели ваши правительства создали прежде»4.

Освоившие это киберпространство откровенно «стебались» над непосвященными. Был придуман специальный язык (т.н. «ОРФО»), на котором они могут «разговаривать», появился кодекс блогерской чести. Внутри киберпространства начали множится различные союзы. «Авторы» компьютерных вирусов гордо вывесили свою «Конституцию». В Интернете наблюдается мощный вал интереса к содержанию, создающемуся самими пользователями, к тому, что называется «user generated content».

На этой волне сеть дала импульс рождению новых проектов с приставкой 2.0, и прежде всего — Web-2.0. Основные принципы глобальной сетевой идеологии Web 2.0 были сформулированы известным сетевиком Т. О'Рейли. В соответствии с новой идеологией, каждый имеет право самостоятельно придумывать и выбрасывать в сеть то, что считает нужным, изменять любые «про-

* Русский перевод был осуществлен только десять лет спустя — в 2005 г.

дукты» и управлять связями между своими и чужими материалами. При этом, по словам героя романа М. Шелли «2048» Сола, по новому понимаемый Интернет — уже не просто сфера взаимодействия автономного человека и выполняющего его приказы вычислительного аппарата, а теснейшее слияние людей и машин в «человекомашины», где в отдельности можно рассматривать одно и другое только чисто теоретически.

Правда, для подавляющей массы пользователей пока все остается поста-рому. Большинство предпочитает видеть в компьютере симбиоз телевизора, домашнего игрового комплекса с пишущей машинкой, которые стоят в наглухо закрытом помещении. По исследованию аналитиков агентства Hitwise, у большинства людей нет никакого желания что-то придумывать самостоятельно. Они лишь наблюдатели, не желающие выходить из-за кулис на авансцену. Они готовы подглядывать за ближними и дальними, оставаясь при этом невидимыми. Но если вдруг они выходят, то в маске — аватаре. Из всех пользователей знаменитого портала YouTube придумывают видео и закачивают для всеобщего обозрения только 0,16 %. Большинство же предпочитает записывать и обмениваться чужими роликами. В Википедии, считающейся сегодня культовой интернет—энциклопедией, в придумывании содержания и написании статей участвует лишь 4,6 % всех посетителей ресурса. Брэдли Горовиц из Yahoo! выстроил пользователей сети в такой последавательности: 1 % генерирует контент, 10 % активно с ним взаимодействуют, все остальные являются просто зрителями5.

Правда, сеть все больше начинает воспитывать, затягивать своих пользователей, прежде всего, с помощью рекламы и через игры. Хочет или не хочет, пользователь начинает останавливаться на каких-то сайтах: что-то рассматривает, читает и т.д. Но чуть он задержался, машина начинает предлагать ему что-то похожее с других сайтов и запоминает, где пользователь «споткнулся» и старается подсунуть «понравившееся» хозяину. Хотя, наверное, наименование «хозяин» у субъекта компьютерной коммуникации не совсем точно. Все, что осталось во власти у бывшего хозяина, — кнопка выключения. Да и то, если машина не заартачится. Дальше идет, по существу, соревнование — кто кого «оседлает». Кто хоть раз не поддавался искушению изменить маршрут к желанной точке под влиянием сети? Пока грузится вожделенный сайт, к которому Вы хотите добраться, вдруг глаз останавливается на чем-то, что рационально совсем необязательно или даже ненужно. Но вдруг пробуждается любопытство, инспирированное машиной. И вы уходите, подчас даже потеряв нить намечающегося диалога с сетью. Она пытается дирижировать людьми и сообществами (или уже дирижирует?), предлагая сделать что-то совсем другое, чем то, что вы намечали. И нужно иметь колоссальную силу воли, чтобы заставить себя вести диалог с машиной по вами намеченному руслу.

Правда, иногда машина помогает. Поисковая система в книжном интернет-магазине Amazon позволяет найти товары, о которых вы не догадывались, но

которые вам оказывается понравятся и будут нужны. Достаточно просмотреть несколько страниц с теми или иными товарами, чтобы получить от Amazon информацию о том, что покупали пользователи со вкусами, аналогичными вашему. Та же логика и у популярного сайта Last.fm. Чтобы запустить сервис, достаточно скачать специальный плагин — дополнение к вашей музыкальной программе. Этот плагин собирает информацию о том, какую музыку вы слушаете у себя на компьютере и направляет ее на центральный сервер, составляя индивидуальный хит-парад пользователя. Сравнивая хит-парады тысяч своих пользователей, система формирует из них массы людей со схожими вкусами и, полагаясь на их выбор, выдает музыкальные рекомендации. Она начинает дирижировать сообществами.

В 2007 году аналогичный сервис открылся и в России для любителей литературы. Книжный клуб IMHOclub профессора Александра Долгина сначала предлагал помощь в ориентации в огромном мире литературы: достаточно лишь оценить несколько десятков книжек, чтобы система выдала вам индивидуальную читательскую рекомендацию. За первый год у клуба появилась около 300000 пользователей! Всего через год проект фантастически разросся, охватив, кроме литературы, еще 12 разных тематических блоков — от разных видов искусства до вина. А.Долгин убежден, что рекомендательный сервис непременно послужит инструментом воспитания вкуса. Это он связывает с природой человека — когда у людей имеется возможность выбирать лучшее, они отдают предпочтение именно ему. Но для того, чтобы из представленного ассортимента выбрать лучшее, надо иметь индикаторы, указывающие на него. Главный способ добиться этого — вовлечь человека в такую «игру во вкус», в которой ему будут воочию явлены образцы, заслуживающие, с его точки зрения, восхищения и подражания. Главное здесь — визуализировать привлекательные эталоны. Склеить приятное с полезным*. Эту задачу и решает ИМХОклуб — он высвечивает культурный бомонд и ступени на пути к нему подобно тому, как система моды и роскоши выделяет имущественную элиту.

Рекомендательный сервис замечателен тем, что создает все необходимые условия для тренировочно-воспитательного процесса. Ведь он представляет собой не что иное как триаду баз данных:

Первая — множество людей — выразителей вкуса, в том числе, потенциально образцового. Вторая — множество объектов оценивания — произведений искусства и шире — эстетических объектов, в отношении к которым этот вкус проявляется. И третья — множество суждений вкуса, выраженных в оценках.

Увязывая первое, второе и третье и автоматически формируя сообщества по вкусу, система визуализирует предпочтения людей, позволяет участникам выбрать себе рекомендателей: хотите просто однокашников и сотоварищей,

* http://www.artpragmatica.ru/_print/?uid=2201

хотите — наставников или гуру. Тем самым обеспечивается важнейшее условие развития вкуса — человек перестает быть предоставленным самому себе, суденышком во власти рыночной стихии. В его распоряжении оказываются маршрутные карты, маяки, рули и ветрила — иными словами, средства навигации и самоуправления. Было бы желание всем этим воспользоваться — и процесс непременно пойдет. Такова позиция А. Долгина.

Специалисты в области математики называют описанный процесс колла-боративной фильтрацией. Этот термин означает не что иное, как поиск схожих объектов в больших массивах данных. Например, если двум незнакомым людям нравятся одни и те же двадцать книг, то велика вероятность, что двадцатая первая книга, которая понравилась первому, придется по душе и второму. Кол-лаборативная фильтрация — это метод поиска, который просеивает предпочтения большого количества людей, находит среди них схожих и выстраивает из них кластеры. Впервые идея коллаборативной фильтрации была предложена в 1992 году американцем Дейвом Голдбергом из исследовательского центра Xerox в Пало-Альто (Калифорния). Впоследствии она была доработана и легла в основу одного из маркетинговых методов. Но еще раньше, до возникновения строгой математической основы, ею стали пользоваться социологи, назвав этот метод — «методом снежного кома»6.

Люди, однако, начинают использовать сети, не вдаваясь в тонкости колла-боративных кластеров и, тем более, не ориентируясь на хороший вкус. Яркий пример этого — история видеотрансляций в отечественном браузере QIP.

Вообще «QIP» —Quiet Internet Pager — перевести можно, как «тихий (или спокойный) Интернет-пейджер». Некоторое время он был связан с мобильной телефонией. В просторечье он называется просто «КИП» или «КВИП», и работал под управлением семейства операционных систем от Microsoft. Осенью 2004 года, когда он только отрылся, КВИП был приспособлен для простой передачи текста без какой-либо музыки или графики. Но уже в конце 2006 года у него вышла версия для портативных мобильных устройств под управлением ОС Windows Mobile, в 2007-м году его функциональность расширилась, и к 2009 году он стал полноценным браузером. Примерно в это же время на рынок компьютерной техники начинают вторгаться недорогие нетбуки с простыми вебка-мерами. У сотен тысяч людей и в нашей стране, и за границей появилась возможность выходить в Интернет не только с письменными текстами, не только с голосовыми обращениями, а, по существу, полноценным «самодеятельным телевидением».

В 2009 году на стартовой странице QIP появились призывы: «Стань звездой трансляций!», «Создай свой персональный канал онлайн-трансляции! Транслируй на весь мир, не ограничивая круг зрителей, или скрой трансляцию от посторонних!». На следующих страницах содержалась информация, что данная версия имеет встроенную поддержку USB телефонов. Достаточно просто под-

ключить любой USB телефон Skypemate/Yealink к компьютеру и QIP Infium его распознает. Люди получили почти бесплатное свое «телевидение», «телефоно-видение». Здесь можно самодемонстрироваться и смотреть на других, не прерывая разговор, или, наоборот, как угодно, в любой форме активно вмешиваться. Здесь можно выбрать любую форму одежды и любую позу. Здесь можно воззвать к окружающим: «Мне скучно!» (кстати, довольно частый призыв). Или просто обратиться к абсолютно незнакомым людям: «Поболтаем?». В русскую речь нет-нет вмешиваются иностранцы на своих языках, причем, порой, возникают диалоги, где перемешаны иностранные и русские реплики. Кто-то при помощи QIP реализует мечту стать ди-джеем или ведущим самодеятельного радио. Браузер оперативно сам сортирует трансляции на основе количества выборов членов сети: чем больше у тебя «смотрящих», тем выше рейтинг, тем важнее твоя трансляция и выше место твоей «картинки». Чуть зрители начинают от тебя уставать и покидают твою трансляцию, твоя картинка перемещается вниз, и оставшиеся поклонники затевают спор, почему это случилось, можно ли выправить ситуацию и т.д.

Правда, пока не удается отсеять эротику и, кончено, разного рода «гомо-филов». Но отдельным самодеятельным «звездам» интересно, как другие реагируют на свое обнаженное тело, эротические танцы в комнате, а потом, насладившись движением, они присаживаются перед монитором и с интересом смотрят полемику по поводу своей особы, иногда прямо вмешиваясь в нее, а иногда, помалкивая, что часто вызывает у зрителей протест: «Открыл канал, вещай!». И аудитория, споря на разных языках, в разных городах и поселках, смотрит на «простую звезду» из какого-нибудь городочка в 30 тыс. жителей. Ее интересует все — какого цвета глаза, что стоит на подоконнике, кто еще дома есть, что «звезда» курит и пьет... Главное, чтобы тебя увидели и оценили. И не только тебя, но и помещение, из которого ты ведешь вещание, чаще всего это — спальня или кухня. Все и всегда подчеркнуто вживую, все «домашнее» и даже постель часто разобрана, вещи лежат, где попало. Ваш «глаз» как бы приглашается в гости на кухню, в дамский будуар или мужской кабинет XXI века!

Сеть Интернет была и сейчас в основном остается каталогом самых разных ресурсов. Сюда выносится все то, что существовало до нее на всех материках, во всех странах, во все эпохи — от дикой природы до человеческих поделок. Но это не просто выставка достижений человечества. Эстетика постмодерна фактически стала основой идеологии всей сети, а сама она оказывается все более полным клоном всей досетевой культуры. Но одновременно она начала быстро накапливать новые свойства и новые знания. Но тут на авансцену вышел «казус времени». Знания прошлого могут дать возможность все более быстрого наступления будущего. Но только если они встроены в иерархию времени. А если иерархии нет? И нет времени, потому что что за время без иерахии? Первоузелок, с которого начиналась сеть, никуда не исчезает, он остается, но теоретически.

Его забыли вычленить, и он уже навсегда потерялся в множащихся мириадах таких же узелков. Как главная книга в «Вавилонской библиотеке» Борхеса. Человечество благодаря сети начинает терять вкус к длящемуся времени. Нечто подобное мы видим в клиповом мышлении. Не выписанный сюжет, а только намек на то, о чем он мог бы быть. Не позы, а только намек на то, как будут (или могут быть!) расположены части чего-то в пространстве. Да и само пространство искривляется, становится больше метафорой виртуальности, чем реальностью. И что такое прошлое? А настоящее? И есть ли оно, если сразу мы оказываемся в будущем, если верить Закону Мура?

По сравнению с другими средствами коммуникации, Интернет дает несоизмеримо больше возможностей для реализации дифференцированного подхода к получению информации. Вместо телевидения или радио, предлагающих готовый информационный поток, пользователь сети может сам выбирать нужные сведения. А если учесть масштабы глобальной сети, то его выбор оказывается предельно широким. Еще одним фактором, способствующим осуществлению личных интенций индивида, является анонимность. Выступая в качестве виртуального субъекта в интернет-среде, человек может реализовать свои «Я», другие «жизни». Но возможность стать анонимным уничтожает человека в привычном смысле слова. В сети фигурируют мнения вообще, часто безличные, но не реальные лица с их реальными мнениями.

В традиционном стратифицированном обществе «persona» была абсолютно необходима, потому что социум был жизнеспособен лишь при правильном исполнении социальных ролей. Наречие «правильно» влечет за собой цепь коннотаций: власти, школа, «алфавит», учителя, ученики, обозримое знание, которым владеют одни и должны освоить другие, «идеальные» модели деятельности... Сбой в одном элементе приводит такое общество к коллапсу. Но общество, построенное как паутина, принципиально иное. Здесь нет прописанных жестких правил, нет людей, претендующих на особые персональные роли, — все ситуативно, как сама жизнь.

Попытка с чем-то сравнить тип социальной организации сети и то, что заменяет «персоны», — роли, сталкивается с недостаточностью языковых средств.«Трудно высказать и не высказать, все, что на сердце у меня», — пелось когда-то в одной из лирических советских песен. То, что мы видим в сети, реально. Мы это чувствуем. Но что мы видим? Здесь сталкивается привычка познавать определенным способом с невозможностью употребить накопленный «опыт человечества» в деле.

Конечно, с появлением сети людям стало проще знакомиться, легче идти на первый контакт, удобнее поддерживать отношения. Даже подарки теперь выбирать куда проще и удобнее, чем полвека назад: в онлайн-магазинах можно найти товары, прежде тобой не виданные. Но вдумаемся, так ли все безоблачно? Человек как бы играет с сетью, пытаясь понять: его абонент в ней живое

существо или тоже машина? И кто с кем играет? Я с машиной разговариваю на человеческом языке, она все сказанное переводит в двоичный алфавит, по сети передает другой машине и...Я не знаю точно, что происходит дальше. Это знают только две машины — моя и принимающая и самое главное — сеть. Они могут поделиться со мной информацией, но могут обойтись и без этого.

Можно предположить, что через случайные запросы, организованные в сеть первым веб-браузером «Mosaic», человек пытался получить от неизвестного другого ответ на мучавшие его вопросы. Это было вначале 1990-х, и технология сети пока остается прежней: вопрос — группа ответов, из которых вопрошающий может выбрать любой, его устраивающий, или переформулировать вопрос и надеяться, что он, наконец, найдет понимающего неизвестного другого, которых ухватит суть его проблемы. Причем проблема может лежать совсем в другом месте, о существовании которого вопрошающий просто не догадывается. Человек может неграмотно задать вопрос или вообще не сумеет выразить то, что его волнует. Тот, кто пользуется поисковой машиной, знает, какие хитрости его ожидают.

В результате человечество разделилось на относительно небольшую группу людей, обслуживающих сеть («сисадминов»), огромную толпу интересующихся «читателей» Интеренета и неизвестных пишущих «экспертов». Понимают ли «эксперты» предмет или нет, оценить трудно, а потому все начинает плыть в сознании человека. Да и можно ли орган, который отвечал за сознание, называть и сегодня со-знанием? Отвечавший не отвечает не только за знание предмета, но и за понимание вопрошающим ответа. Какое же это «со-знание»? Конечно, можно утверждать, что практика может быть критерием понимания. Но куда ни кинешь взгляд, он останавливается на таких вещах или процессах, которые заставляют усомниться в сознательной деятельности homo sapiens. Человечество движется как бы спиной вперед, поскольку оно вынуждено срочно переделывать то, что только что сделано, иначе его ждет неминуемая катастрофа. Трудно сказать, наука ли первая погрузилась в такую мутную жижу современности или ее подтолкнула технология сети. А может они вместе окунулись в нее и барахтаются ко всеобщему удовольствию. Во всяком случае, чем более точными и быстрыми становятся компьютеры, обслуживающие современную коммуникацию, тем более мутной становится жижа современности, в которую погружен человек. Быт остается наиболее близким к реальности, но и он, по мере развития межкультурных коммуникаций и усиливающейся миграции, постепенно замутняется.

Но человек не привык быть рабом обстоятельств. Особенно в своей жизни. Однако персональный компьютер все время напоминает, что ты лишь жалкий пользователь, причем свобода пользования определена не персоной, не личностью, владеющей компьютером, а самой машиной, той степенью независимости или свободы, какую допускает она сама. И не больше! Как полудикий

мустанг в прериях. Конечно, царю природы это было обидно. Вспомним, каким ударом по человеческому самолюбию был проигрыш замечательного шахматиста Каспарова в 1997 году суперкомпьютеру Deep Blue. Решающая партия, в которой Каспаров играл белыми (!), продолжалась всего около часа. И лучший шахматист планеты был разбит. Потом последовал град интервью о том, где и как машина обманула человечество, что было бы, если бы.... Но факт остается фактом: после этого человек не стал испытывать судьбу в играх в шахматы на высочайшем уровне. Но проигрыш оказался фатальным для всех. Замечательную машину разобрали. А партии этого турнира редко встречаешь в учебниках. Все постарались поскорее забыть.

Почти одновременно с экспериментами по приручению машины возникла идея гуманитаризации Интернета. Идея эта принадлежала американскому профессору русского происхождения М. Эпштейну и датирована 1995 годом. Он вспоминал: «На компьютере я работаю с января 1990 года, а к Сети подключился в мае 1995 года и сразу почувствовал в ней новый инструмент сознания, гораздо более пластичный, чем ручка, бумага, книга... Было ощущение, что в руки мне попал колоссальный, сверхчеловеческий мозг, к которому я могу по цепочке нейронов-линков подключиться своим мозгом. Дело в том, что я всегда мыслил гипертекстуально, мысли ветвились в пространстве, и мне трудно было выстроить их на бумаге, в линейно-временной последовательности. Бумага — это двумерная плоскость плюс однонаправленное время, а Интернет — это трехмерный континуум, где можно двигаться в любом направлении. Сеть так много говорит уму, потому что сам ум сетеобразен, гипертекстуален. Мне захотелось мыслить Сетью, ткать страницы, — «сопрягать, сопрягать», как слышит во сне толстовский Пьер»7. Надо сказать, что М.Эпштейн — большой ученый и столь же большой сказочник. Может быть, действительно все так и было, как он рассказывает. Но может быть осознание свершившегося факта пришло потом. Так или иначе, несколько ниже он совершенно в мистическом духе продолжил: «Вдруг сознание мое распахнулось, в него вошло какое-то большое пространство, в котором ясно представилась книга, вмещающая все возможные термины моего мышления, и не только моего, а как бы всех возможных мышлений, насколько их дано охватить моему сознанию. В этот момент родилась Книга Книг.

Она явилась мне в форме Словаря, в котором все слова и понятия отсылали друг к другу, как бы вспыхивали трассирующими перестрелками. Слова не просто следовали друг за другом на плоскости листа, но пересекались каждое с каждым, определялись друг через друга, то есть это была стереометрическая книга. Каждое слово было выделено курсивом и даже прошито какой-то яркой нитью, которая связывала его напрямую со всеми другими словами — не через поверхность текста, а как бы насквозь, через третье измерение книги.

Особенностью этого Словаря было то, что он заключал в себе не слова, извлеченные из других текстов, а новые слова, которые могли бы стать терми-

нами еще не написанных книг. Причем Словарь содержал не только слова и их определения, но и образцы тех текстов и систем мысли, в которых они могли бы употребляться. Например, к термину «реалогия» (наука о вещах) приводились фрагменты из книги «От объектов к вещам. Введение в вещесловие», а к термину «религионеры» (солдаты абсолютного сознания) — фрагменты из книги «Мыслитель как воин. Об армиях будущего». Книга книг была не собранием ранее написанных текстов, но их прообразом, порождающей моделью. Словарь сам развертывался из слов в предложения, из предложений в главы, из заглавий в книги — и становился Книгой Книг.

Книга Книг не имела страниц, переплета — скорее, она предстала как многомерность перелистываемого пространства, легких воздушных путей, несущих от слова к слову, от мысли к мысли. Впоследствии, лет через десять, я узнал это пространство на экране компьютера, когда перед мной впервые замелькали страницы Интернета, перебираемые ударами клавиш. Но о компьютерах в 1984 г. у меня было самое смутное представление, а Интернет еще не появился на свет»7.

Можно, конечно, вспомнить идею Эйнштейна об относительности времени, но дело не в этом. С 1995 года действительно гуманитарная составляющая наращивала темпы и объемы своего присутствия в Интернете. Но все более остро встают вопросы, которые вызвали в жизни эту статью: что такое «гуманитарная составляющая», когда речь идет о машине? что такое «гуманитарная составляющая самой паутины»? возможна ли ее настройка, когда правительства практически всех стран «человечьими способами» пытаются вмешиваться в жизнь паутины и пытаются подменить новую «самонастройку» обычной подстройкой? Может быть, нам только кажется, что она другая, а на самом деле она обычная, человечья? Ведь пространство, в котором развернуты экраны, — это и есть наш обычный, рядовой человеческий дом!

1 Дуванов А.А. История гипертекста. URL: http://inf.1september.ru/articlef. php?ID=200700905

2 Юнг К. Г. Америка: индейцы пуэбло./ Воспоминания. Сновиденения. Размышления. М. 2003. http://bookap.info/psyanaliz/vospom/gl15.shtm

3 Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. Перевод с латинского С.В.Шервинского. Книга VI. — М., 1983.

4 Декларация киберпространства. URL: http://posix.ru/openway/declaration/

5 Скрипников С. Жадная паутина. \\INFOBLOG. 21.05.2007. http://expert.ru/ printissues/expert/2007/19/zhadnaya_pautina/

6 Тюсова О.В. Формирование выборки в социально—эпидемиологических исследованиях\\ Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Том X.

7 Эпштейн М. От Интернета к ИнтеЛнету. // Русский журнал. 16.июня. 2000

URL: http://old.russ.ru/netcult/20000616_epshtein.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.