Научная статья на тему 'Императивы организации компьютерного пространства на пути к персональной гипертекстовой системе'

Императивы организации компьютерного пространства на пути к персональной гипертекстовой системе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
278
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГИПЕРТЕКСТ / ГИПЕРССЫЛКА / БАЗА ДАННЫХ / СЕТЬ / ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕКСТОВАЯ СИСТЕМА / COMPUTER SPACE / HYPERTEXT / HYPERLINK / DATABASE / WEB / WORLD WIDE WEB / DATABASE MANAGEMENT SYSTEM / PERSONAL HYPERTEXT SYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кузьмина Галина Павловна, Булавко Андрей Юлианович, Сидоров Иван Анатольевич

Организация компьютерного пространства предполагает повышение уровня культуры как конечных пользователей, так и программ, которые они используют в процессе общение «цифрой». Научное сообщество не осознает, что главные идеи гипертекста не реализованы, поэтому необходима репрезентация основного содержания данного понятия. Культура общения конечных пользователей должна строиться на понимании возможностей, которые дает гипертекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPERATIVES OF COMPUTER SPACE ORGANIZATION ON THE WAY TO A PERSONAL HYPERTEXT SYSTEM

The organization of computer space supposes an increase in the level of culture for end users, as well as for the programs that they use in communication with «the number». There is a misunderstanding in the scientific community of this problem, such that the main ideas of hypertext are not realized. That's why we need the representation of this basic meaning. The culture of end users' communication must be founded on the resources given by the hypertext.

Текст научной работы на тему «Императивы организации компьютерного пространства на пути к персональной гипертекстовой системе»

УДК 004.9:316.612

Г.П. КУЗЬМИНА, А.Ю. БУЛАВКО, И .А. СИДОРОВ

ИМПЕРАТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПУТИ К ПЕРСОНАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ СИСТЕМЕ

Ключевые слова: компьютерное пространство, гипертекст, гиперссылка, база данных, сеть, всемирная паутина, система управления базами данных, персональная гипертекстовая система.

Организация компьютерного пространства предполагает повышение уровня культуры как конечных пользователей, так и программ, которые они используют в процессе общение «цифрой». Научное сообщество не осознает, что главные идеи гипертекста не реализованы, поэтому необходима репрезентация основного содержания данного понятия. Культура общения конечных пользователей должна строиться на понимании возможностей, которые дает гипертекст.

G.P. KUZMINA, A.Yu. BOULAVKO, I.A. SIDOROV IMPERATIVES OF COMPUTER SPACE ORGANIZATION ON THE WAY TO A PERSONAL HYPERTEXT SYSTEM

Key words: computer space, hypertext, hyperlink, database, web, world wide web, database management system, personal hypertext system.

The organization of computer space supposes an increase in the level of culture for end users, as well as for the programs that they use in communication with «the number».

There is a misunderstanding in the scientific community of this problem, such that the main ideas of hypertext are not realized. That's why we need the representation of this basic meaning. The culture of end users' communication must be founded on the resources given by the hypertext.

Социокультурные процессы в современном информационном обществе развиваются столь динамично, что можно говорить о формирующейся культуре общения «цифрой». Именно эта культура в ближайшей перспективе окажется основанием для мировоззрения, мироощущения, мировосприятия человека будущего. Важно отметить, что бурный рост информационных технологий в сочетании с недостаточной технологической, психологической, образовательной подготовкой пользователей вызывает изменения их системы ценностей, жизненных принципов, подвергающихся воздействию интерактивной среды. Концепция свободы предоставления и перераспределения информации приводит к смешению понятий копии и оригинала, к забвению авторского права, к процветанию философии потребления, а не систематизации и упорядочивания информации. Субкультура активных маргиналов сети, не способных нести полную ответственность за свои действия, определяет современный вектор развития пространства Интернета. Социальные нормы смещаются, торжествует толерантность к нарушениям прав интеллектуальной собственности конечных пользователей сети. Правовое регулирование поведения в сети оказывается более сложным и в связи со скоростью протекания информационных процессов запаздывает относительно расширения пространства сетей и ежесекундного увеличения сетевого контента.

В связи с большим вовлечением в спектр интернет-услуг молодого населения важно заложить моральный фундамент, некоторые нравственные критерии в сами основы сети так, чтобы правовое регулирование было проведено изнутри структуры программного обеспечения, что и послужило бы в итоге повышению культуры информационного сообщества. Важную роль в процессе повышения информационной культуры следует отвести персонификации интернет-пространства, в котором постоянно бы общался и взаимодействовал с другими людьми пользователь, что могло бы позволить реализовать общественный контроль за морально-нравственными ориентирами, информацион-

ным поведением людей в сети. Таким образом, сегодня возникает необходимость создать постоянное персональное место общения в Интернете, официальной формой которого станет гипертекст.

Ключом в применении 1Т-технологий для организации в Интернете собственного места общения является верное применение понятия «гипертекст». Однако это понятие не имеет точного определения, его можно использовать в различных целях и трактовать по-разному. В этой статье будет кратко изложена история появления термина «гипертекст», представлена трактовка гипертекста среды Интернета. Мы попытаемся также сформулировать собственную трактовку персонального гипертекста электронной формы. Это частное отношение к гипертексту должно стать основой самостоятельного создания персонального места общения в Интернете. Можно сказать, что прикладное применение собственного, разумного и осознанного отношения к гипертексту должно в дальнейшем явно проявиться в выборе нужных готовых 1Т-технологий и компьютерных языков.

Сама по себе идея гипертекста проста, и она использовалась с тех пор, как только появились большие, сложные тексты. Очевидный смысл гипертекста заключается в том, что можно указывать ранее определённые фрагменты целого текста, используя нужные отсылки к этим фрагментам. Самый понятный, хотя несколько примитивный, пример гипертекста это обычная книга, которая включает страницы «Оглавление», «Содержание» и пр. Часто в статьях в качестве примера серьёзного гипертекста приводится Библия, которая имеет сложную структуру и содержит множество различных ссылок. Тут можно вспомнить и более старые письменные тексты, причём с не менее сложной структурой: например, мифы древней Индии (ведийские жизнеописания Рамы). Интересен исторический пример античного «гипертекста» устной речи: эпические поэмы Древней Греции «Илиада» и «Одиссея», которые сначала появились в виде песен и лишь потом получили вид классических циклов стихотворений Гомера о войне греков с Троей и о путешествиях хитроумного Улисса. В этих произведениях читатель обращается то к жизни богов, то к воспоминаниям героев. Таким образом, многие священные тексты разных народов часто и во многом соответствуют форме гипертекста. Важно, что все вышеуказанные тексты сами в целом и их фрагменты имеют глубокий смысл, а ссылки на фрагменты помогают вникать в читаемый текст.

Мы будем опираться здесь на определение гипертекста, которое дал российский учёный М.М. Субботин, пионер отечественных гипертекстовых систем: «Гипертекст - это такая форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты» [5].

В «Словаре культуры XX века» В.П. Руднев пишет, что «... гипертекст -текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример гипертекста - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками; наконец, пуститься в гипертекстовое плавание, то есть от одной отсылки переходить к другой. Гипертекст - это нелинейный лабиринт, своеобразная картина мира, и выйти из него, войдя один раз, труднее, чем может показаться на первый взгляд» [4]. Следует отметить, что В. Руднев понимает

иерархию как синоним сложной структуры, и в этом случае лучше говорить о сети, чем о строгой иерархии; здесь это не принципиально, но в применении гипертекста к компьютерным системам это отличие играет важную роль.

Идеи гипертекста получили широкий отклик, так как гипертекст помогает выявлять ассоциации, что крайне важно для мышления (неслучайно многие курсы обучения сегодня представляют преподаваемый предмет в виде гипертекста). Сам термин «гипертекст» ввёл в 1965 г. Тед Нельсон, гениальный программист (он сам себя называл идеалистом) в своей статье «A File Structure for the Complex, the Changing and the Indeterminate» (в статье изложены его идеи относительно связанных текстов). «Отцом» же гипертекста можно считать крупного учёного и организатора Ваннавера Буша, который в 1945 г. опубликовал статью под названием «As We May Think» («Как мы можем мыслить»), в которой он впервые высказал идею гипертекста, а сам термин был придуман только двадцать лет спустя. Для В. Буша методы передачи и обозрения результатов научных исследований являются невероятно устаревшими и совершенно неадекватными своему предназначению [6]. Когда данные любого характера помещаются в хранилище, они организуются в алфавитном или цифровом порядке, и информация (если таковая имеется) отыскивается путём прослеживания от подкласса к подклассу. Существуют правила, определяющие, в какой ветви должна располагаться информация, и эти правила являются обычно громоздкими. Более того, обнаружив одну единицу хранения, приходится выходить из системы для того, чтобы войти в неё снова и пойти по новому пути. Мозг человека работает совсем не так, он действует по ассоциативному принципу. Уловив одну мысль, он немедленно переходит к следующей, порождаемой ассоциациями мысли в соответствии с некоторым сплетением следов в клетках головного мозга. Исходя из этого, Буш сформулировал принцип ассоциативной индексации, который определил как механизм, благодаря которому любой элемент информации может служить отправной точкой для немедленного автоматического выбора (пользователем) любого другого элемента информации [7].

Каким образом Интернет стал олицетворять идеи гипертекста? Это уже несколько другая история, не идей гипертекста, но история их практической реализации. Известно, что «отцы» гипертекста, В. Буш, и Т. Нельсон, работали в области использовании вычислительной техники, так что изначально идеи гипертекста предлагалась как раз для реализации в компьютерах. В дальнейшем мы будем говорить только об электронной форме гипертекста, которая предназначена для обработки вычислительными машинами.

Первую гипертекстовую систему Xanadu в течение 30 лет создавал Т. Нельсон. Система не была закончена коммерческим продуктом, но проект Xanadu оказал большое влияние на развитие современных систем гипертекста. Проект Нельсона предполагал создание глобальной, постоянно развивающейся литературной среды со всевозможными ссылками и возможностью авторского установления таких ссылок и связей. Система Xanadu подразумевает создание единого адресного пространства доступного содержимого с уникальным адресом для каждого байта данных. Система собирает, обрабатывает и выводит информацию пользователя с помощью виртуальных файлов. Все используемые цитаты и вырезки информации в Xanadu соединены с оригиналами, причём система обеспечивает контроль соблюдения авторских прав при любом размере цитаты. Модель данных системы Xanadu позволяет создавать необрываемые связи (ссылки) между данными. Для любого документа хранится история его изменений с возможностью просмотра различий между версиями, и каждый пользователь может присоединить комментарий к

любому текстовому фрагменту. Реализация гипертекста в Xanadu отличается от реализации гипертекста в WWW. Т. Нельсон видит вещи совсем по-другому и жалуется на постоянно меняющуюся природу сети. По его мнению, многие думают, что Xanadu был попыткой построить WWW. Напротив, WWW явилась тем, что мы пытались предотвратить.

Когда впервые был предложен термин «гипертекст», уже была понятна важность понятия «база данных», и как раз в те годы жарко спорили о моделях данных: какая модель лучше - иерархия или сеть? (Именно в этом контексте надо понимать часто упоминаемые слова Нельсона о недостаточности иерархии в качестве структуры для реализации гипертекста). В области баз данных эти споры стихли из-за появления в 1970-х гг. реляционной теории данных Т. Кодда, профессионального математика (реляционная теория с равным успехом поддерживает как иерархию, так и сетевую модель), однако в обработке, собственно в программировании, эти споры почему-то и сегодня продолжаются. Нам же кажется, что в программировании есть место и для сетей, и для строгих иерархий - все эти споры связаны только с низкой культурой спорящих (догматы обычно ни к чему хорошему не приводят). Сейчас очевидна мода на сетевые парадигмы, но мы будем использовать те модели, которые нам потребуются.

Разумеется, пока делался проект Xanadu, многое изменилось в информатике. Главное, все пришли к бесспорному выводу, что любая информационная система (ИС) суть система обработки данных, хранящихся в базе данных. Это настолько важное положение, что определение информационной системе даёт даже современное международное законодательство.

Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств. База данных - представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Строго научного определения понятия «база данных» нет, но можно сказать, что современная база данных (БД) определяется формальной моделью данных. Каждая БД включает метаданные, описывающие логическую структуру базы в формальном виде (в соответствии с некоторой метамоделью).

Описание эталонной модели управления данными описывается следующим образом: постоянные данные в среде базы данных включают в себя схему и базу данных. Схема включает в себя описания содержания, структуры и ограничений целостности, используемые для создания и поддержки базы данных. База данных включает в себя набор постоянных данных, определённых с помощью схемы. Система управления данными использует определения данных в схеме для обеспечения доступа и управления доступом к данным в базе данных.

Теперь можно сказать, что в применении компьютерно-программной терминологии сегодня можно описать концепцию гипертекста следующим образом. Есть база данных, в базе данных хранятся объекты. Объекты базы данных в разметке гипертекста - это текстовые разделы, фрагменты текста (чаще всего, небольшие), посвящённые отдельному вопросу. Соответственно, гипертекстовая система - это информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми «информационными единицами», хранящимися в её памяти и вызывать их на экран монитора «простым нажатием кнопки».

Специальные механизмы и правила гипертекста позволяют компьютерам поддерживать ссылки из одних текстовых фрагментов в другие. Человек или программный агент может устанавливать новые связи между текстовыми фрагментами. Система текстовых фрагментов или файлов с такой организацией получила название «гипертекст». Сегодня не говорят именно о фрагментах собственно текстов письменной речи - сейчас принято говорить о форматах фрагментов самого гипертекста (текст, видео, аудио и т.д.).

Если нам понятна связь концепции гипертекста электронной формы с понятием «база данных», то пока не ясна связь гипертекстовой системы с компьютерными сетями. Как ни будет неприятно для читателя, если он вдруг окажется «чистым» программистом, но тут надо признать, что коммерческое программное обеспечение компьютерных сетей появилось также из-за важности понятия «база данных». С появлением и широким использованием коммерческих систем управления базами данных (СУБД), прикладная часть программного обеспечения информационной системы получила всеми принятое название «приложение базы данных». Естественным результатом стало появление локальных сетей компьютеров, которые изначально предусматривали включение сервера данных (на сервере данных устанавливалась нужная СУБД). Сначала сети появились в виде простой «звезды», центром которой становиться сервер данных, а к серверу данных подключаются компьютеры пользователей (известная схема «Клиент-Сервер»). Затем локальные сети становятся всё сложней - уже можно было подключать несколько серверов. Дальше - еще более сложно. Каждый сервер данных локальной сети мог уже держать отдельную СУБД разных принципов, и, соответственно, приложения баз данных могли создаваться разными программными языками. Усилия разработчиков сложных систем связать разные локальные сети в единую систему большого предприятия привели к появлению неоднородных (гетерогенных) компьютерных сетей - этот путь на сегодня закончился появлением Internet. Английское слово internet можно перевести как «межсетевая связь» (в русском языке нередко пишут «Сеть Сетей» как синоним Интернета).

Сегодня под понятием «Интернет» («Всемирная Паутина», WWW) обычно подразумевается два уровня: собственно Internet как глобальная связь локальных компьютерных систем и Web как некая гипертекстовая система (тоже, разумеется, глобальная). Напомним, что Интернет появился вне идей гипертекста - целью интернета является передача файлов от компьютеров одной локальной сети к компьютерам других локальных сетей. И лишь после появления Сети Сетей, смогла появиться Всемирная Паутина.

Автором Web стал Тимоти Джон Бернерс-Ли. В 1989 г., работая в CERN, Бернерс-Ли предложил проект, известный как Всемирная паутина (англ. World Wide Web). Проект подразумевал публикацию документов, связанных между собой гиперссылками, что облегчило бы консолидацию и поиск информации. Проект Паутины был предназначен для учёных и первоначально использовался во внутренней сети CERN. Сначала Бернерс-Ли основывался на существовании единой централизованной базе данных гипертекста, что позволяло бы избежать ошибок при переходе от одного документа к другому. В последующем Бернерс-Ли решил, что для истинной глобальности гипертекста нужно рассредоточить базу данных по всему миру, сознательно рискуя при этом получить разрывы связей, а информационным транспортом гипертекста должен стать интернет - Сеть Сетей. Для осуществления проекта Тим Бернерс-Ли предложил свои изобретения в виде идентификатора URL, протокола HTTP и языка HTML. Эти решения легли в основу Всемирной паутины. После реализации протокола HTTP в интернете можно сказать, что Web представ-

ляет собой гигантскую базу данных, а !^ег^ - гигантская сеть, в которой находится распределённая база данных.

Однако у глобальной базы данных должна быть глобальная формальная модель данных, а сегодня такой модели нет. Разумеется, работа самой Паутины требует использовать специфические базы данных, но эти базы данных не связаны со смыслом/содержанием гипертекста - сегодня Web представляет собой механизм гиперссылок, но этот механизм никоим образом не поддерживает идеи гипертекста. Главными же идеями гипертекста можно считать помощь в работе с ассоциациями, причём не в последнюю очередь с целью помочь коллективному мышлению (В. Буш) при защите авторских прав каждого создателя оригинала текста (Т. Нельсон). Сегодня можно определить Web как транспорт цифровой информации, оформленной в виде разметки гипертекста, причём определение базы данных объектов гипертекста остаётся на совести разработчика прикладной системы. Вот мы и подошли к ключевой проблеме создания гипертекстовой системы среды Интернета, а именно к проблеме квазитождества гипертекста НТМЬ-документам, которые передаются Всемирной Паутиной.

Итак, нам следует определить, насколько веб-страница соответствует идее гипертекста. Здесь можно ответить уверенным отрицанием. К сожалению, язык НТМЬ не является «чистым» языком описания («разметки») гипертекста, так как для удобства он даёт также возможность определять примитивные объекты гипертекста (строка текста, таблица и т.д.). В других случаях придётся писать так называемые скрипты - именно они позволяют включить в НТМЬ-страницу более сложные объекты из базы данных. Так что двойственность языка НТМ1_ позволила заявить, что НТМЬ-страница есть сам гипертекст. Мы же будем говорить об оформлении, или об издании гипертекста, но не о создании самого гипертекста, так как самая сложная и большая часть гипертекста по-прежнему остаётся в базе данных. Чтобы обосновать квазитождество НТМЬ-страниц самому гипертексту, можно привести пример с изданием великого романа Л. Толстого «Война и мир». Неужели можно сказать, что страница изданной книги является текстом романа? Очевидность этой нелепости доказывается наличием множества переизданий романа «Война и мир» только на русском языке - понятно, что одна страница издания никоим образом не определяет содержание (конечно, можно и нужно читать роман, на полях страниц можно писать пометки, но рукопись романа тут не причём). Однако многие авторы считают, что НТМЬ-страница является самим гипертекстом. Более того, все поисковики Интернета поддерживают такую трактовку гипертекста - более того, они всячески противятся тому, чтобы содержание НТМЬ-страниц хранилось в базе данных отдельно от самих страниц (это легко понять, так как стандартный интернет-поиск ориентирован на поиск в файлах формата НТМЬ). Конечно, можно создавать динамические страницы разметки с помощью скриптов - такие страницы намного ближе к идее гипертекста, но и настолько же сложней. Важно учитывать, что в случае применения динамических страниц поисковики не ищут информацию в скриптах - таким образом, придётся дополнительно озабочиваться популярностью создаваемой гипертекстовой системы (поисковики автоматически дают бесплатную рекламу созданным информационным ресурсам). Впрочем, тут нет выбора: если хочется создать гипертекстовую систему, придётся применять динамические страницы.

Можно сказать, что сегодня Web стандартно поддерживает статичные, условно неизменяемые страницы, которые плохо подходят для поддержки истинного гипертекста. Достаточно указать, что конечные пользователи Интернета практически не имеют возможности создавать собственный гипер-

текст, зато они имеют простой, но бедный, поиск информации в виде некоего «контекстового» поиска. Тут надо заметить, что этот самый «контекст» не имеет никого отношения к искомому тексту: можно придумывать разнообразные «контексты», так и не найдя нужной информации (хотя информация в Сети есть). Совсем плохо, что пользователи сегодня не имеют стандартных механизмов создания цепочек ассоциаций, у них нет возможности выделять и автоматически запоминать путь переходов между страницами (и уж совсем нет смысла говорить о механизмах поддержки ассоциаций, определяемых связями между объектами, находящимися на страницах). Таким образом, Web не является пространством объектов гипертекста, но представляет собой пространство гиперссылок (можно создать гиперссылку к несуществующему объекту; или, наоборот - информационный объект есть, но сложно определить гиперссылку к нему). Подчеркнём, что страницы разметки гипертекста совсем не обязательно являются самим гипертекстом. Надо признать, что современное состояние Web более обслуживает бизнес масс-медиа, чем поддерживает цели гипертекста. В настоящее время Бернерс-Ли работает над созданием глобальной семантической сети - если эта сеть (или подобная) когда-нибудь появится, тогда можно будет серьёзно поговорить об истинной глобальной гипертекстовой системе.

Вернёмся собственно к задаче общения гипертекстом в среде Интернета. Можно принять факт того, что сейчас нет общей модели данных гипертекста, и, соответственно, нет общей базы данных информационных объектов гипертекста. Сегодня, если конечный пользователь Интернета хочет в нём создать своё персональное место общения, тогда пользователю следует самому определять информационные объекты, которые будут показываться на страницах разметки гипертекста. Кроме того, пользователю придётся самостоятельно размечать свой гипертекст динамическими страницами. Более того, если человек не хочет обращаться к безымянной аудитории потребителей масс-медиа, но хочет общаться с определёнными личностями, ему придётся учитывать авторские права собеседника. Иначе говоря, одних web-страниц явно не хватает для организации персонального места общения в Интернете -нужно также решить следующие задачи:

- определение информационных объектов базы данных собственного гипертекста;

- защита и поддержка авторских прав собеседников, которые смогут увидеть, комментировать (или даже изменять) объекты гипертекста.

Здесь можно сделать следующие важные выводы, которые лягут в основу персональной гипертекстовой системы общения:

а) пользователь должен иметь персональную базу данных, модель которой определяет объекты гипертекста;

б) общение собеседников должно осуществляться страницами разметки гипертекста, причём элементы веб-страниц основываются на объектах персональной базы данных автора системы (что обозначает необходимость применения динамических страниц);

в) автор гипертекстовой системы общения определяет допуск других пользователей к объектам персонального гипертекста, для чего следует определять роли собеседников.

В этом случае веб-страницы в виде HTML-документа только представляют объекты базы данных гипертекста. Главное же в том, что файлы формата HTML стандартно передаются по WWW-сети (внутреннюю структуру файла-документа формата HTML разбирает программа-браузер терминала, которая должна следовать стандарту DOM).

Сформулируем основные положения разработки программного обеспечения системы помощи общению в Интернете:

1. Для организации места персонального общения в Интернете необходимо создать локальную гипертекстовую систему, которая должна использовать транспорт пакетов информации Всемирной паутины.

2. Само общение в Интернете обязательно оформляется в виде страниц разметки гипертекста, которые понимают браузеры терминалов Сети (и лишь потом их могут увидеть и понимать собеседники).

3. Страницы разметки гипертекста и их элементы должны соответствовать информационным объектам гипертекста, что требует определения модели данных (по сути, модели данных базы данных). Принципиально то, что модель данных определяет смысл системы.

4. Важнейшие условия допуска пользователей к информационным ресурсам авторской системы: а) определение допускаемых объектов гипертекста;

б) допускаемые функции изменения состояния объектов (скажем, «создать», «изменить», «удалить»). Таким образом, автору гипертекстовой системы следует предусматривать возможность определять разные группы людей или роли собеседников - с помощью аппарата ролей можно определить возможные действия пользователей в системе.

5. Содержание бесед соответствует изменению объектов базы данных. Иначе говоря, содержание бесед хранится в базе данных. (Заметим, что сам факт регистрации содержания бесед является способом защиты авторских прав собеседников).

Таким образом, если человек хочет активно общаться и действовать в Интернете, то ему не следует пренебрегать системным подходом (гипертекстовая система); хранить информацию - в базе данных; и никогда не забывать о защите прав людей (роли конечных пользователей). Сам же Интернет в виде Web может только передавать страницы разметки, причём определение гипертекста является обязанностью автора персональной системы. Великое достижение глобальной гипертекстовой системы Web в том, что она создала пространство гиперссылок - теперь появилась возможность индексировать информационные объекты в виртуальном пространстве ссылок, так как объект становится объектом самого гипертекста. Иначе говоря, сегодня вполне можно создавать локальные гипертекстовые системы - в том числе персональные системы. Сам же гипертекст определим как метод описания модели мира разными представлениями, которые могут включать фрагменты разных форматов (текст, аудио или видео), причём модель мира определяется в информатике с помощью формальной модели данных. Объекты электронного гипертекста хранятся в базе данных, и каждый такой объект специальным образом индексируется гиперссылками.

Теперь можно определить современную гипертекстовую систему следующим образом. Гипертекстовая система - это такая информационная система, которая хранит информационные объекты в базе данных, доступ пользователей к объектам базы данных осуществляется динамическими страницами разметки гипертекста, а информационный транспорт (приём/передача информации) обеспечивает Всемирная Паутина.

Культура общения с помощью гипертекста электронной формы сегодня обозначает возможность личности, или круга лиц, определить своё понимание мира (модель данных) и представить собеседнику свои картины мира (страницы разметки гипертекста) для обсуждения с помощью компьютерных технологий. Возможности гипертекста в работе с ассоциациями должны помогать точнее и полнее представлять себе сам мир, в котором мы все живём. Важно, что обще-

ние посредством гипертекста автоматически поддерживает авторские права собеседников.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что мы здесь говорили о персональном месте общения в Интернете. Разумеется, культура общения посредством гипертекста не может быть ограничена одной персоналией. Проблема массового использования гипертекста в личном общении относится целиком к культуре 1Т-специалистов - именно специалисты помогут донести смысл и возможности гипертекста до обычных людей, предлагая им понятные средства самостоятельной разработки нужной гипертекстовой системы (или собственный гипертекст). Есть достаточно понятный путь решения задачи широкого использования персональных гипертекстовых систем: специалисты могут разработать интернет-портал авторов гипертекста, причём авторами гипертекста могут стать обычные люди (те самые «конечные пользователи», а вовсе не обязательно 1Т-специалисты; разумеется, портал должен быть предназначен для всех интересующихся проблемами общения гипертекстом). Также вполне понятно, что сам портал должен быть гипертекстовой системой, и что портал должен предложить своим пользователям понятные средства создания собственного гипертекста, т.е. средства создания персональной гипертекстовой системы.

Даже у специалистов сегодня нет возможности непосредственно индексировать объекты базы данных в пространстве гипертекста современного Web (гиперссылка может вызвать только страницу разметки). В данный момент в Интернете встретились (и во многом столкнулись) разнообразные парадигмы программирования и отличающиеся архитектуры, поэтому следует понимать идеи гипертекста и самостоятельно определять задачи его применения, основываясь на собственном опыте работы с вычислительной техникой при выборе технологий и информационных языков. Следует добавить несколько слов о важном профессиональном аспекте разработки гипертекстовой системы, которая должна быть нацелена на помощь в создании персонального гипертекста. Речь идёт о том, что следует дать конечному пользователю возможность определять персональную базу данных под хранение нужных информационных объектов гипертекста. Сегодня в веб-программировании очевидно некое пренебрежение понятием «база данных» и возможностями современных СУБД. Например, сегодня отсутствуют социальные сайты, которые могут предложить услуги персонального хранилища, архива информации в виде нормальной базы данных. Здесь слово «нормальная» служит напоминанием о том, что нормальной базой данных можно назвать такую базу данных, которая описывается схемой, а хранящиеся сведения в базе определяются формальной моделью данных. Всё это, конечно, не слишком просто. Однако одну вещь разработчик гипертекстовой системы массового использования может сразу сделать (что относительно легко): по просьбе пользователя выделить ему персональную базу данных. Дело в том, что современные коммерческие платформы СУБД изначально дают такую возможность. Более того, по умолчанию, платформа СУБД сама выделяет базу данных по паролю пользователя. Надо только точно понимать, что пароль пользователя СУБД не то же самое, что пароль веб-сайта. Таким образом, культурный вебпрограммист должен обеспечить связь пользователя системы как автора персонального гипертекста с нужной базой данных, не отвлекая внимание автора на сложности других узлов связи - в первую очередь, оберегать автора гипертекста от сложностей применения платформы веб-приложений (к сожалению, сегодня динамические веб-страницы обязаны использовать веб-сервер приложений). Таким образом, конечному пользователю придётся понимать и применять слова «база данных», но ему ни к чему знать о существовании сервера

приложений. Умное применение сервера веб-приложений сводится не к гипертексту, а к работе с программами уровня драйвера (пул доступа к базе данных, дескриптор сервлета и т.п.). Например, известный и обширный стандарт Java EE разработки веб-приложений практически не слишком нужен, если определена формальная модель данных базы данных.

Поэтому можно посоветовать начать разработку прикладного программного обеспечения системы общения гипертекстом с определения конкретного способа, некого виртуального канала связи пользователя со своей персональной базой данных. Нельзя сказать, что этот канал можно создать за несколько секунд, но зато у разработчика появиться уверенность, что уже есть место хранения объектов гипертекста. Заодно сам разработчик сможет выделить собственную базу данных или базу прототипов объектов и методов схемы, которые могут использоваться конечными пользователями. Немаловажно, что фактическое подключение пользователя к нужной базе данных открывает путь для создания персонального веб-приложения в качестве подлинного приложения базы данных.

Таким образом, средства для качественного улучшения уровня информационной культуры будущего поколения имеются уже сейчас, только необходимо грамотно реализовать имеющиеся идеи о природе и предназначении гипертекста. Реализацию данной задачи необходимо осуществлять в самые краткие сроки в связи с необходимостью введения воспитательного института в сетевое пространство. Важно помнить о том, что культура человека будущего будет основываться в первую очередь на информационной культуре, которую может заложить персонифицированная гипертекстовая система.

Литература

1. Буч Г., Якобсон А., Рамбо Дж. UML. Классика CS. 2-е изд. / пер. с англ. под общ. ред. С. Орлова. СПб.: Питер, 2006. 736 с.

2. Дейкстра Э. Дисциплина программирования. М.: Мир, 1978. 275 с.

3. Дейт К. Введение в системы баз данных. 7-е изд. М.; СПб.: Вильямс, 2005. 657 с.

4. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999. 384 с.

5. Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида) // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 36-45.

6. Bush V. As we may think // Atlantic Monthly. 1945. Vol. 176, № 1. P. 101-108.

7. Nelson T. Literary machines. Sausalito: Mindful Press, 1993.

КУЗЬМИНА ГАЛИНА ПАВЛОВНА - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

KUZMINA GALINA PAVLOVNA - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

БУЛАВКО АНДРЕЙ ЮЛИАНОВИЧ - IT-специалист, Россия, Москва ([email protected]).

BOULAVKO ANDREI YULIANOVICH - IT-specialist, Russia, Moscow.

СИДОРОВ ИВАН АНАТОЛЬЕВИЧ - аспирант кафедры философии, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

SIDOROV IVAN ANATOLIEVICH - graduate student of Philosophy, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.