Научная статья на тему 'Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих вооруженных Сил РФ, участвовавших в борьбе с терроризмом'

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих вооруженных Сил РФ, участвовавших в борьбе с терроризмом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
631
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ВРЕД / TERRORISM / COUNTERACTION TO TERRORISM / A COUNTERTERRORISM OPERATION / HARM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеева Светлана Федоровна

В предлагаемой статье автором рассматриваются вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в период их участия в борьбе с терроризмом, анализируются проблемы в данной правовой области на примере правоприменительной практики, выдвигается идея о необходимости внесения дополнений в законодательство о возмещении вреда жизни и здоровью указанных граждан. Ранние исследования вышеназванных проблем показывают, что они должным образом не изучены. Автор считает, что военнослужащие, участвовавшие в борьбе с терроризмом, должны иметь специальный статус, так как их служба связана с риском для жизни, и Российская Федерация обязана компенсировать вред, даже если он причинен гражданами иных государств. Данные исследования актуальны, их результаты могут быть использованы в комментарии к закону и помочь правоприменителям защищать права военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моисеева Светлана Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compensation of the harm caused to life and health of military men of Armed forces of the Russian Federation, participating in fight against terrorism

In offered article the author considers questions of compensation of the harm caused to life and health of military men of Armed forces of the Russian Federation in their participation in fight against terrorism, problems in the given legal area on an example experts are analyzed and the idea about necessity of entering of additions for the legislation on compensation of harm of life and to health of the above-stated citizens is put forward. Earlier studies of this problems show that it hasn`t been yet properly explored. The author considers that military men participant of fight against terrorism must have special status, because their military service is dangerous for their lives, and Russian Federation must compensate the harm even if this harm was caused by citizens of other countries. This scientific research is urgent, results of the work can be used in commentaries to law and help lawyers to protect rights of servicemen.

Текст научной работы на тему «Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих вооруженных Сил РФ, участвовавших в борьбе с терроризмом»

3.15. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ, УЧАСТВОВАВШИХ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Моисеева Светлана Федоровна, соискатель. Место учебы: Волгоградская академия государственной службы.

Аннотация: В предлагаемой статье автором рассматриваются вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в период их участия в борьбе с терроризмом, анализируются проблемы в данной правовой области на примере правоприменительной практики, выдвигается идея о необходимости внесения дополнений в законодательство о возмещении вреда жизни и здоровью указанных граждан. Ранние исследования вышеназванных проблем показывают, что они должным образом не изучены. Автор считает, что военнослужащие, участвовавшие в борьбе с терроризмом, должны иметь специальный статус, так как их служба связана с риском для жизни, и Российская Федерация обязана компенсировать вред, даже если он причинен гражданами иных государств. Данные исследования актуальны, их результаты могут быть использованы в комментарии к закону и помочь правоприменителям защищать права военнослужащих.

Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, контртеррористическая операция, вред.

COMPENSATION OF THE HARM CAUSED TO LIFE AND

HEALTH OF MILITARY MEN OF ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION, PARTICIPATING IN FIGHT AGAINST TERRORISM

Moiseeva Svetlana Fedorovna, competitor. Place of study: Volgograd Academy of government service

Annotation: In offered article the author considers questions of compensation of the harm caused to life and health of military men of Armed forces of the Russian Federation in their participation in fight against terrorism, problems in the given legal area on an example experts are analyzed and the idea about necessity of entering of additions for the legislation on compensation of harm of life and to health of the above-stated citizens is put forward. Earlier studies of this problems show that it hasn't been yet properly explored. The author considers that military men - participant of fight against terrorism must have special status, because their military service is dangerous for their lives, and Russian Federation must compensate the harm even if this harm was caused by citizens of other countries. This scientific research is urgent, results of the work can be used in commentaries to law and help lawyers to protect rights of servicemen. Keywords: terrorism, counteraction to terrorism, a counterterrorism operation, harm.

Предоставление военнослужащим социальных гарантий зависит от особенностей прохождения ими военной службы. Компенсировать повышенный риск для жизни, связанный с исполнением обязанностей воен-

ной службы в условиях чрезвычайного положения и противодействия терроризму, призваны установленные нормативными правовыми актами дополнительные гарантии и компенсации. Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления и международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.1 Противодействие терроризму - деятельность вышеуказанных органов по профилактике терроризма и борьба с терроризмом.2 Дополнительные социальные гарантии участникам мероприятий по противодействию терроризму и членам их семей предусмотрены:

1) Законом РФ от 21.01.1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных кон-фликтах";3

2) ФЗ РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. ст. 18, 25);4

3) ФЗ РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (ст. 16, 21 )5,

4) Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей» (ст. 21, 30)6,

5) ФЗ РФ от 6.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ст. ст. 19, 21).7

Статья 19 Федерального закона от 6.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусматривает социальную реабилитацию участников борьбы с терроризмом, включающую в себя психологическую, медицинскую, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ8, а также средств бюджета субъекта РФ, на территории которого совершен террористический акт.

Согласно ст. 21 ФЗ РФ «О противодействии терроризму», в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 100 000 рублей. В случае получения увечья, повлекшего за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 300 000 рублей. В случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 600 000 рублей. Согласно п. 6 данной статьи, при од-

1 Ст. 3 ФЗ РФ от 6.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»// Парламентская газета. - 2006. - 10 марта.

Там же.

3 Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 6. - Ст. 93.

4 Российская газета. 1998. - 2 июня.

5 Российская газета. 1995. - 25 января

6 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 9. - Ст. 328.

7 Парламентская газета. 2006. - 10 марта

8 Постановление Правительства РФ от 12.01.2007 г. N 6 // Российская газета. - 2007.- N 11.

новременном возникновении в соответствии с законодательством РФ нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Статья 21 ФЗ РФ «О противодействии терроризму» не ставит пострадавших перед выбором между получением единовременного пособия по данному закону и получением единовременного пособия в соответствии со ст. 18 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих». Пункт 6 Закона ставит граждан перед выбором между пособиями, указанными в Законе «О противодействии терроризму». Закон «О статусе военнослужащих» предусматривает пособие за гибель и ранение при исполнении обычных обязанностей военной службы. Поэтому круг получателей последней выплаты гораздо шире. Круг получателей компенсаций по Закону «О противодействии терроризму» 'уже, так как включает лишь тех, кто пострадал непосредственно в ходе борьбы с терроризмом.

Указанные пособия предусмотрены также независимо от выплаты страховых сумм в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовноисполнительной системы».9 Согласно п. 4 ст. 10 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»10, страховое обеспечение выплачивается независимо от сумм, причитающихся в порядке возмещения вреда. Вред — материальный ущерб, выражающийся в уменьшении имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального права или умаления его нематериальных благ.11 Как указано в Постановлении Конституционного суда РФ от 26.12.2002 года № 17-П (п. 2)12, «обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих... является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, и страховое обеспечение наряду с иными выплатами. может быть установлено им на основании других законов (п. 6). Однако силовые ведомства и суды зачастую отказывают пострадавшим в выплате и во взыскании пособий в соответствии с законом «О противодействии терроризму», если граждане получили возмещение вреда жизни или здоровью по иным законам.13

До издания ФЗ РФ «О противодействии терроризму» действовал Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»14, также предусматривавший возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью участников борьбы с терроризмом. Однако в связи с отсутствием механизма регулирования указанного возмещения по последнему закону, и основываясь на Постановлении Правительства РФ от

06.03.1998 г. № 273,15 в котором указано, что Министерство финансов РФ обязано обеспечивать прове-

9 Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 13. - Ст. 1474.

10 Российская газета.1993. - 12 января.

11 См.: Комментарий Гражданского кодекса РФ. Часть вторая / Под ред. Садикова О.Н. - М.: ИНФРА-М, 1996. С. 656.

12 Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 1. - Ст. 152

13 Определение СК Ульяновского областного суда от 03.03.2009 // Правовая система «Гарант».

14 Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 31. - Ст. 3808

15 Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 11. - Ст. 1288.

дение единой финансовой политики и координировать в этой сфере деятельность федеральных органов исполнительной власти, суды взыскивали пособия с Министерства финансов РФ.16 Не можем согласиться с позицией Минобороны о взыскании денежных средств с причинителей вреда, т.е. членов незаконных бандитских формирований. Согласно п. 1 ст. 67 Конституции РФ, территория РФ включает в себя территорию ее субъектов. Следовательно, за вред, причиненный на территории республик Северного Кавказа при защите интересов РФ, при исполнении служебных обязанностей, несет ответственность Российская Федерация.

В отличие от ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ «О противодействии терроризму» содержит ссылку на правовой акт, указывающий лиц, обязанных выплатить пособия в соответствии с данным законом. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.02.2008 г. N 105,17 расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом. Единовременные пособия выплачиваются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на лицевых счетах соответствующих получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (п. 8). Министерство обороны так же, как иные министерства, является распорядителем бюджетных средств. Военный комиссариат является органом, осуществляющим социальное обеспечение военнослужащих, и его средства учтены в территориальном органе Федерального казначейства. Следовательно, выплату пособия из средств Минобороны РФ обязан произвести военный комиссариат. По смыслу ст. 18 Конституции РФ, отсутствие финансирования не должно являться основанием для отказа в возмещении вреда.

Если выплата пособий в соответствии со ст. 20 ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом» предусматривалась лишь участникам контртеррористических операций (комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению тер-ракта) в борьбе с терроризмом, то согласно ст. 21 ФЗ РФ «О противодействии терроризму», пособия должны быть выплачены участникам не только названных операций, но и всех мероприятий по борьбе с терроризмом.

Как известно, борьба с терроризмом с РФ началась задолго до принятия ФЗ «О борьбе с терроризмом» и «О противодействии с терроризмом». Так, боевые действия на территории Чеченской Республики в 19941997 годах прямо названы борьбой с терроризмом: Указами Президента РФ от 7.03.1996 года № 33в18 и от

А П

24.05.1994 г. № 1016 (п. 4), Постановлением Правительства РФ от 9.12.1994 г. № 1360,20 и в Заключении

16 Архив Центрального районного суда г. Волгограда. Дело № 2243/06 по иску Пугачёва, Дело № 2-439/06 по иску Грибанова, Дело № 2-7209/08 по иску Трисоногова, Дело № 2-239/06 по иску Немецкова.

17 Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 8. - Ст. 758

18 Собрание законодательства РФ. -.1996. - N 11. - Ст. 1027.

19 Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 5. - Ст. 403.

20 Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 33. - Ст. 3454.

Президента РФ от 26.05.1997 г. на проект Закона «О борьбе с терроризмом».21 В июле 1994 г. в Уголовный кодекс РСФСР введена в действие ст. 213 ч. 3 «Терроризм». Российской Федерацией 09.12.1994 г. подписана Резолюция ООН о борьбе с терроризмом. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. N 89622 вся территория Чеченской Республики отнесена к зоне вооруженного конфликта. Термин «вооруженный конфликт» не является юридическим понятием, а определяет ситуации столкновения противоборствующих сторон с применением оружия. Итак, в 1994 году в России началась борьба с терроризмом, и полученный военнослужащими в этой борьбе в 1994 году вред подлежит возмещению в соответствии с законами «О борьбе с терроризмом» и «О противодействии терроризму». Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Если вред причинен в ходе борьбы с терроризмом до вступления вышеназванных Законов в силу, но:

1) инвалидность по данному увечью установлена после вступления в силу данного Закона (т.е. право на пособие возникло после введения Закона в действие);

2) вред, полученный в ходе этой борьбы, остался не возмещенным, - следовательно, Закон распространяется на правоотношения по возмещению вреда, причиненного в 1994 году.

Следуя грамматическому толкованию Закона, содержащееся в ст. 20 ФЗ «О борьбе с терроризмом» деепричастие прошедшего времени «участвовавшим» указывает на граждан, участвовавших в борьбе во все её периоды, т.е. как до 25 июля 1998 года (вступление Закона в силу), так и после этой даты.

Различный объем возмещения вреда участникам одной и той же операции, начавшейся, например, 24 июля 1998 года и завершившейся 26 июля 1998 года, вряд ли отвечает конституционному принципу равенства перед законом. Однако указанное возмещение во внесудебном порядке государственными организациями не осуществляется, и граждане вынуждены признавать своё право лишь в суде. Но и позиция судов продолжает оставаться неопределенной относительно придания Закону обратной силы. Если за гражданами, получившими вред до действия Закона, но инвалидность которым установлена в период его действия, суды и стали признавать право на вышеуказанные пособия, то это право не признано за гражданами, которым причинен вред и установлена инвалидность в период их участия в борьбе с терроризмом до

25.07.1998 г.

Если в 2006 и 2008 годах Судебная коллегия Волгоградского областного суда придала боевым действиям в 1994-1997 годов статус борьбы с терроризмом, то в 2011 году данная Судебная коллегия сочла боевые действия в указанный период вооруженным конфликтом и отказала ветерану в признании за ним права на пособие по Закону «О противодействии терроризму»23.

Как показывает правоприменительная практика, отказ силовых ведомств и судов в признании за пострадавшими права на вышеуказанное пособие в связи:

1) получением страховых сумм;

21 Справочная система «Гарант».

22 Российская газета. - 2002. - N 2.

23 Кассационные определения СК Волгоградского обл. суда от 3.05.2006 г., 3.12.2008 г., 12.01.2011 г. //Архив Центрального районного суда Волгограда, Дела № 2-239/06, № 2-7209/08, № 25749/10.

2) причинением вреда жизни и здоровью до принятия законов;

3) отсутствием механизма регулирования данных законов;

4) отсутствием финансирования и по иным мотивам, институт возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью участников борьбы с терроризмом, пока ещё на стадии становления.

Очевидна необходимость внесения дополнений в ФЗ РФ «О противодействии терроризму» с целью единообразного понимания его норм и справедливого возмещения вреда пострадавшим. В ст. 21 ФЗ «О противодействии терроризму» должно быть включено прямое указание на то, что предусмотренные данной статьей пособия выплачиваются независимо от выплаты единовременного пособия в размере 60 окладов денежного довольствия военнослужащих (120 окладов - членам семьи погибшего военнослужащего) в соответствии со ст. 18 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» и страховой суммы в соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном государственном страховании военнослужащих...». В ФЗ «О противодействии терроризму» должна быть введена норма, предусматривающая выплату указанных в нём пособий военнослужащим (членам их семей), участвовавших в борьбе с терроризмом во все её периоды, начиная с 1994 года.

Список литературы:

1. Парламентская газета. 2006. - 10 марта.

2. Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - N 6. - Ст. 93; 1993. - № 9. - Ст. 328.

3. Российская газета. 1993. - 12 января; 1995. - 25 января; 1998. - 2 июня; 2002. - 5 января; 2007. - 20 января.

4. Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 5. -Ст. 403; 1994. - № 33. - Ст. 3454; 1998. - N 13. - Ст. 1474; 1998. - N 31. - Ст. 3808; 2003. - № 1. - Ст. 152; 2008. - № 8. - Ст. 758

5. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть 2 / Под ред. Садикова О.Н. - М.: ИНФРА-М, 1996. С. 656

Literature list:

1. Parliamentary newspaper. 2006. - 10 march.

2. Vedomosty of Supreme Court. - 1993. - N 6. -Ст. 93; 1993. - № 9. - Ст. 328.

3. Russian newspaper. 1993. - 12 january; 1995. - 25 january; 1998. - 2 january; 2002. - 5 january; 2007. - 20 january.

4. Collected of legislation of RF. - 1994. - N 5. - Ст. 403; 1994. - № 33. - Ст. 3454; 1998. - N 13. - Ст. 1474; 1998. - N 31. - Ст. 3808; 2003. - № 1. - Ст. 152; 2008. -№ 8. - Ст. 758.

5. Commentary on the Civil Code RF part 2 / Sadikov O.N. - M.: Infra-M., 1996. p. 656

Рецензия

научного руководителя А.Я. Рыженкова на статью С.Ф. Моисеевой «Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих Вооруженных Сил РФ, участвовавших в борьбе с терроризмом»

Автором проведена работа по определению понятий «борьба с терроризмом» и «вооруженный конфликт», исследована возможность возмещения участникам борьбы с терроризмом вреда, причиненного до вступления законов в силу, предусматривающих данное возмещение, а также взыскание пособий с лиц, не являющихся причинителями вреда.

В статье обозначена роль суда в толковании нормы закона и признании права на социальные гарантии ветеранов боевых действий. Актуальность работы не вызывает сомнений, поскольку, как показывает правоприменительная практика, законодательством Российской Федерации неоднозначно очерчен круг лиц, имеющих право на пособия за вред, полученный в ходе борьбы с терроризмом, боевым действиям в период 1994-97 годов. Пособия не являются дополнительной выплатой за особые условия военной службы и риск для жизни.

Автор статьи на конкретных примерах доказывает необходимость внесения в Закон дополнений с целью устранения нарушений единства правоприменительной практики и обоснованно аргументирует свою собственную точку зрения. Достаточно подробно изучена автором статьи политическая ситуация в РФ в указанный период, что является необходимым для определения категории лиц, имеющих право на дополнительные социальные гарантии.

Практическая значимость данной статьи заключается в возможном использовании её в качестве комментария к Федеральному закону «О противодействии терроризму». Содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено ссылками на указания Конституционного Суда РФ и комментарии авторитетных ученых.

Статья рекомендуется к опубликованию.

доктор юридических наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградской академии государственной службы А.Я. Рыженков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.