Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
УДК 355.486
ВОЗДУШНОЕ СРАЖЕНИЕ НА КУБАНИ - КРУПНЕЙШАЯ БИТВА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
А. И. Никитин Научный руководитель - Е. А. Шушканова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Описывается ход и итоги воздушных сражений на Кубани в апреле-июне 1943г., а также силы и потери сторон.
Ключевые слова: Кубань, сражение, авиация, самолёт, ВВС.
AIR BATTLE IN THE KUBAN - THE LARGEST BATTLE IN THE HISTORY OF MANKIND
A. I. Nikitin Scientific Supervisor - E. A. Shushkanova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article describes the course and outcome of air battles in the Kuban region in April-June 1943, and forces and losses of the sides.
Keywords: Kuban, battle, aviation, aircraft, air force.
Воздушная схватка, развернувшаяся на Кубани в апреле-июне 1943 г., стала одним из крупнейших сражений Второй мировой войны, имела важнейшее стратегическое значение в победе над фашизмом и стала яркой страницей в истории мировой авиации. Восстановление памяти об этом грандиозном, но достаточно малоизвестном не только в обыденном сознании, но и в публицистике и учебной литературе событии, мы считаем крайне важным. Во-первых, хотим обратить внимание на масштаб этой битвы: всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тыс. самолетовылетов. Во-вторых, важно отметить соотношение противостоящих сторон. У немецкой стороны имелось 1200 самолётов, в то время как у советской только 1000. Т.е. в сражении отмечалось численное превосходство Люфтваффе.
СССР всегда славился талантливыми лётчиками и системой их обучения, хотя советские самолёты в начале войны ощутимо отставали в техническом плане от немецкой авиации. Хотя существует мнение, что использование, казалось бы, устаревших материалов не стало значительным недостатком, а даже спасало не одну жизнь. Боеприпасы авиационных пушек пробивали отверстия в деревянном крыле и фюзеляже, но такое попадание далеко не всегда становилось фатальным, чего нельзя сказать о попаданиях в металлические части, преобладавшие в конструкции немецких самолётов, что практически гарантированно сулило повреждения, несовместимые с сохранением боевой машины. Разумеется, этот фактор нельзя назвать определяющим в успехах советской авиации, но он представляет интерес в понимании ее достижений в условиях временного технического отставания от немецкой авиации [1].
Данная битва представляла собой продолжительную по времени и состоящую из нескольких этапов военную баталию. Сражение было запланировано заранее командованием советских войск. Ожесточённые воздушные бои начались 15 апреля 1943 г., в ходе которых было принято решение усилить авиационную группировку и, добившись перелома в борьбе с вражеской стороной, продолжить наступление с целью ликвидации кубанского плацдарма. Основная цель воз-
Секция «Освоение космического пространства: история и современность»
душного сражения - захват стратегического господства в воздухе, над плацдармом немецких войск на Кубани, численность которого составляла около 820 самолетов. Дополнительно они могли привлекать еще около 200 бомбардировщиков с аэродромов на юге Украины.
Первая серия крупных сражений происходила в период с 17 до 24 апреля в районе Мысха-ко, где немецкие войска пытались уничтожить группу войск 18-й армии. 18 и 19 апреля - в районе Мысхако воздушные бои проходили с переменным успехом. Авиация противника базировалась на аэродромах, находящихся всего в 40 - 50 км. от Новороссийска, а советские истребители располагались на гораздо большем удалении. 20 апреля продолжались столкновения с использованием крупных сил с обеих сторон, советская армия сковала наступление противника, заставив его снизить свою активность. С 20 апреля в течении трёх дней происходили непрерывные воздушные бои, результат - противник потерпел большие потери и ушёл с поля боя, тем самым переходя к оборонительным действиям.
Вторая серия крупных сражений - сражения в районе станицы Крымская в период с 28 апреля до 10 мая. С утра 28 апреля немецкие бомбардировщики группами по 10 - 15 самолётов пытались сбросить бомбы на боевые порядки советских войск. В ночь на 29 апреля советская авиация провела ответную операцию по подавлению вражеской обороны. Среди ночных бомбардировщиков, прибывших на театр боевых действий и участвовавших в первых боях апрельских сражений, были и летчицы знаменитого авиаполка «ночных ведьм». 46-й Гвардейский Таманский женский авиаполк лёгких ночных бомбардировщиков был сформирован в октябре 1941 г. Руководила созданием авиаполка Марина Михайловна Раскова. Формирование и обучение личного состава полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским - женщины занимали все должности от механиков и техников до штурманов и пилотов. «Ночным ведьмам» ставились задачи: разведка территории противника в ночное время суток, а также ведения боев [2]. С 1 по 10 мая советская авиация непрерывно наращивала удары по укреплениям и скоплениям пехоты противника. После окончания боев за Крымскую было принято решение окончательно централизовать управление советскими ВВС, так как войска 56-й армии полностью освободили станицу Крымскую, а к 6 мая с упорными боями продвинулись на глубину до 10 км. Штаб ВВС фронта был упразднён, а командующий ВВС фронта генерал К. А. Вершинин вступил в командование 4-й воздушной армией.
Третья серия крупных сражений - сражения в районе станиц Киевская и Молдаванская. 26 мая - войска 37-й и 56-й армий перешли в наступление. Для устранения угрозы завершения прорыва своей главной полосы обороны немецкое командование пустило в бой всю свою авиацию, численность который варьировалось от 550 до 600 самолётов. 27 мая из-за участившихся самолето-пролетов немцев, как в воздухе, так и на земле для советских войск возникла сложная обстановка. Был приказ уничтожать немецкие бомбардировщики еще до их подхода к линии фронта. Непрерывные воздушные сражения продолжались вплоть до 7 июня.
Несомненно, битва на Кубани сыграла важную роль в период Второй мировой войны. В 1943 г. произошел не только коренной перелом в сухопутных сражениях, но и в воздухе. Поэтому воздушную баталию на Кубани по значимости и масштабу, можно смело приравнять к Сталинградской битве. В воздушных сражениях на Кубани противник потерял 1100 самолётов, тогда как Советская авиация потеряла около 750 самолётов. Благодаря высочайшему уровню лётчиков, потери советской авиации оказались гораздо меньше, чем со стороны противника [3].
Библиографические ссылки
1. Каминский О. Истребители Люфтваффе в небе Кубани / Электронный портал Проза. ру. 2013. №711. С.5. [Электронный ресурс]. URL: https://www.proza.ru/2013/04/18/711 (дата обращения: 20.03.2017).
2. Шелемин A. Их называли Ночные ведьмы / Электронный портал Проза.ру. 2017. № 1072. C. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.proza.ru/2017/02/18/1072 (дата обращения: 20.03.2017).
3. Абросимов И. Противостояние в воздухе 1-3 / Электронный портал Проза. ру. 2012. №1355. C.3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.proza.ru/2012/09/17/1355 (дата обращения: 20.03.2017).
© Никитин А. И., 2017