Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРТЕПИАННОГО ПИСЬМА НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ПИАНИСТА'

ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРТЕПИАННОГО ПИСЬМА НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ПИАНИСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ПИАНИСТ / ИНТЕРПРЕТАТОР / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ ФОРТЕПИАННОГО ПИСЬМА / АВАНГАРДНАЯ МУЗЫКА / СТИЛЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВКУС / АСПЕКТ / ТЕКСТ / НОТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ислямова Диляра Ризаевна

В статье рассматриваются наиболее важные проблемы исполнительской интерпретации современной фортепианной музыки. Подчеркивается увеличение значимости исполнителей в коммуникативной паре композитор-исполнитель, а также уделяется внимание практическим умениям пианиста, к которым относятся владение разнообразными приемами звукоизвлечения исполняемой музыки. В решении этих задач предлагается аналитико-поисковый метод, имеющий определённое значение в формировании художественно-целостного индивидуального исполнительского стиля пианиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF MODERN PIANO LETTERING TECHNOLOGIES ON THE PIANIST`S INTERPRETATION

The most important problems of the performing interpretation of modern piano music are deals in the article. The increase in the importance of performers in a communicative pair of composer-performer is emphasized, and attention is also paid to the practical skills of the pianist, which include the possession of various techniques of sound production of the performed music. In solving these problems, an analytical and search method, which has a certain value in the formation of an artistically holistic individual performing style of a pianist, is proposed.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРТЕПИАННОГО ПИСЬМА НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ПИАНИСТА»

ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРТЕПИАННОГО ПИСЬМА НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ

ПИАНИСТА

Ислямова Д.Р. Email: [email protected]

Ислямова Диляра Ризаевна - базовый докторант (PhD), Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются наиболее важные проблемы исполнительской интерпретации современной фортепианной музыки. Подчеркивается увеличение значимости исполнителей в коммуникативной паре композитор-исполнитель, а также уделяется внимание практическим умениям пианиста, к которым относятся владение разнообразными приемами звукоизвлечения исполняемой музыки. В решении этих задач предлагается аналитико-поисковый метод, имеющий определённое значение в формировании художественно-целостного индивидуального исполнительского стиля пианиста. Ключевые слова: исполнительская интерпретация, пианист, интерпретатор, современные техники фортепианного письма, авангардная музыка, стиль, исполнительский вкус, аспект, текст, нотация.

THE IMPACT OF MODERN PIANO LETTERING TECHNOLOGIES ON THE PIANISTS INTERPRETATION Islyamova D.R.

Islyamova Dilyara Rizaevna - Doctoral Student (PhD), STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the most important problems of the performing interpretation of modern piano music are deals in the article. The increase in the importance of performers in a communicative pair of composer-performer is emphasized, and attention is also paid to the practical skills of the pianist, which include the possession of various techniques of sound production of the performed music. In solving these problems, an analytical and search method, which has a certain value in the formation of an artistically holistic individual performing style of a pianist, is proposed.

Keywords: performing interpretation, pianist, interpreter, modern piano writing techniques, avant-garde music, style, performing taste, aspect, text, notation.

УДК 078

Первоначальная работа пианиста над современным фортепианным сочинением включает в себя углубленное визуальное изучение текста, что необходимо для составления целостного образного впечатления и, соответственно, определения основных творческих задач. Современная нотация порой так сложна, что в исполнительской практике имеет множественность интерпретаций, то есть каждый исполнитель расшифровывает её по-своему. Следовательно, исполнитель-интерпретатор становится соавтором произведения. Ему необходимо органично проникнуть в образный мир сочинения, передать его суть.

Большое значение в работе над современным фортепианным произведением имеет изучение его фактуры, то есть формы изложения музыкальной ткани, выраженной в совокупности сочетаний компонентов музыкальной речи, их соотношений и функций. Визуально обозримая фактура играет особую роль в построении образной идеи произведения. «Если раньше она была средством, сопутствующим

формообразованию, то сейчас это не только формообразующий фактор. Но и смысловой, и логический...» [1, 43].

Кроме того, для лучшего понимания образной сферы музыкального текста интерпретатору весьма целесообразно ознакомиться с, так называемой, творческой «лабораторией» композитора, которая представляет собой различные предкомпозиционные модели: вербальные тексты, геометрические фигуры, цифровые схемы. То есть сюда входят все те предпосылки, которые непосредственно предшествовали процессу создания и записи произведения.

Исполнение современной музыки, как было упомянуто выше, располагает к множественности интерпретаций, учитывая к тому же отсутствие сложившихся исторических традиций. Исходя из этого, даже в разных интерпретациях определенного сочинения одним пианистом уже наблюдается различие в длительности его звучания. Данный процесс наиболее точно находит свое отражение в феномене «длящейся» открытой формы, которая может прекратиться в любой момент, учитывая желание исполнителя. «Следовательно, идея «открытой» формы вступает в противоречие с фактом существования текста, фиксированность которого (пусть даже в разрозненных фрагментах) так или иначе изобличает диктующую волю автора» [2, 224]. Этот феномен особенно подчеркивает значение исполнителя на современном этапе.

Для адекватной интерпретации музыкального произведения большое значение имеет исполнительский вкус пианиста, который формируется изучением других видов искусств, литературы, истории музыки, а также постоянной работой над пониманием музыки разных стилей и направлений.

Исполнителю-интерпретатору следует иметь чуткое критическое восприятие, творческий интеллект; ему требуется постоянная работа над расширением своей звуковой палитры. В авангардной музыке весьма ценно, что интерпретационные проблемы решаются зачастую во взаимодействии композитора и исполнителя. Например: работа композитора Игоря Пинхасова с магистром Государственной консерватории Узбекистана Марией Жуковой над его Сонатой «В погоне за временем»; репетиции молодого узбекского композитора Акмаля Сафарова со студентами класса кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Сайёры Гафуровой в процессе подготовки авторского концерта композитора. В таком творческом сотрудничестве происходит обсуждение корректировки звукоизвлечения, педализации, нюансировки, вырабатываются механизмы современного исполнительского инструментализма. Порой такое сотрудничество выражается даже в совместном выстраивании мизансцен с выходом и уходом исполнителей.

В исполнительской интерпретации современной музыки от музыканта особенно требуется оригинальность, экспрессия, иногда экзальтация, не переходящая, однако, за рамки высокого артистизма. Ярким примером такой живой и самобытной интерпретации современной фортепианной музыки является творчество Заслуженной артистки Узбекистана, профессора кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Адибы Шариповой. Пианистка является первоклассным интерпретатором произведений новейшей фортепианной музыки современных композиторов. Кроме этого, она - инициатор и организатор многих проектов, посвященных пропаганде современной фортепианной музыки. Будучи музыкантом большого масштаба, Шарипова вносит в каждое исполнение свой темперамент, яркость и оригинальность нового видения произведения, создавая тем самым собственную неповторимую интерпретационную версию. Следует особо отметить, что и в своей педагогической деятельности Шарипова всегда призывает студентов исходить из образного содержания произведения.

Важным элементом процесса исполнительской интерпретации современной фортепианной музыки является интенсивность выражения мыслей и чувств,

образного строя, заключенного в произведении. Достигнуть ощущения драматургии произведения, его внутреннего напряжения можно, используя возможности аналитико-поискового метода на основе креативного мышления.

Кроме этого, говоря о воздействии новых технологических приемов композиторского письма на творческое мышление исполнителей, стоит упомянуть различные виды глиссандо, кластеры, удары по клавишам, разнообразное использование педалей, а также игра на струнах различными предметами. Таким образом, перед исполнителем-пианистом стоят сложные задачи, среди которых основной является наиболее точная трактовка всех намерений композитора. Пианист-интерпретатор современной фортепианной музыки должен сочетать в себе нестандартность мышления с умением передать яркую звуковую палитру музыки, насытив её большой экспрессией.

Список литературы /References

1. Екимовский В. Метаморфозы стиля. Интервью, данное А. Амраховой. Журнал «MD», 2004. № 3-4.

2. Чинаев В. «Открытое» сочинение и исполнитель (пути осмысления и звукового воплощения алеаторных композиций). Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность. Сборник статей. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.