Научная статья на тему 'Воздействие социально-психологических факторов на динамику детско-подростковой агрессии в школьной среде'

Воздействие социально-психологических факторов на динамику детско-подростковой агрессии в школьной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1061
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глебов В. В., Щавырёва Е. В.

В статье представлены результаты исследования влияния социально-психологических факторов на проявление детско-подростковой агрессии в условиях школьной среды. Показана корреляционная связь между социально-психологическими факторами и детско-подростковой агрессией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Social - Psychological Factors on the Dynamics of Child-Teenage Aggression in the School Environment

The article submits the results of the research of the influence of social-psychological factors on the display of child-teenage aggression in the conditions of the school environment. The correlation between the social-psychological factors and child-teenage aggression is shown.

Текст научной работы на тему «Воздействие социально-психологических факторов на динамику детско-подростковой агрессии в школьной среде»

ВОЗДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ДИНАМИКУ ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ*

В.В. Глебов

Экологический факультет Российский университет дружбы народов Ул. Подольское шоссе, 8/5, Москва, Россия, 113093

Е.В. Шавырева

Психологический факультет Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова Рязанский проспект, 9, Москва, Россия, 123003

В статье представлены результаты исследования влияния социально-психологических факторов на проявление детско-подростковой агрессии в условиях школьной среды. Показана корреляционная связь между социально-психологическими факторами и детско-подростковой агрессией.

Проявление агрессии в учебно-образовательных учреждениях вызывает большую тревогу у учителей, родителей, психологов, врачей и общества в целом, поскольку число агрессивных детей стремительно растет [4; 5]. У определенной категории учащихся в школе агрессия развивается и трансформируется в устойчивое личностное качество, которое при неблагоприятных социальных условиях приводит к резкому росту уровня асоциальных проявлений и, как следствие, к повышению социальной напряженности в обществе. Социально-психологические особенности проявления агрессии у детей и подростков вызваны прежде всего неблагополучием в социально-культурной сфере: кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей, общим снижением уровня речевой культуры, пропагандой насилия в средствах массовой информации, кино- и видеоиндустрии, существенным ослаблением коммуникативных механизмов и т.д. [6; 7].

В российском менталитете сформировалось представление о том, что агрессия позволяет человеку успешно решать многие социальные проблемы [9]. Транслирование этих представлений подрастающему поколению приводит к тому, что они начинают активно использовать агрессивные модели поведения в процессе общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, несмотря на этическую непривлекательность [12].

В настоящее время эта проблема все больше привлекает внимание многих специалистов в разных областях знания. Исследования по данной проблематике проводятся в психологии, социологии, педагогике и междисциплинарных направлениях по изучению агрессии, ее причин и механизмов возникновения [10; 13]. Однако системные, комплексные исследования этой проблемы в нашей стране,

* Работа выполнена в рамках Инновационной образовательной программы РУДН.

по существу, пока еще не проводились. Отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения детей привлекали внимание многих авторов [8; 16; 20—23].

Данная статья написана по результатам проведенного нами исследования, направленного на изучение влияния социально-психологических факторов на проявление детско-подростковой агрессии в общеобразовательной школе. Целью исследования стало выявление особенностей проявления агрессии у школьников разных возрастных групп в зависимости от воздействия комплекса социальнопсихологических факторов.

Нами была представлена гипотеза, в которой были выдвинуты следующие положения.

1. Агрессивное поведение младших школьников проявляется заметнее по сравнению со старшеклассниками вследствие недостаточной степени социализации, низкого уровня самоконтроля и межличностной коммуникации.

2. Половозрастные и социально-культурные различия школьников играют важную роль в выборе форм агрессии.

Методики исследования

В соответствии с поставленной целью исследования для решения указанных задач нами были выбраны следующие методики:

1) тест «Руки» — методика, направленная для предсказания агрессивного поведения;

2) опросник Басса-Дарки — для выявления многообразия форм и враждебных реакций человека;

3) мини-сочинения на различные темы в качестве вспомогательной методики диагностики агрессии;

4) метод незаконченных фраз, используемый для изучения ответных реакций на речевую агрессию;

5) метод наблюдения;

6) статистическая обработка данных по компьютерной программе «Статистика».

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 126. Выборка исследования составила 203 человека: I—II классы — 67 человек, VI—VII классы — 71 человек, XX—XXI классы — 65 человек.

Полученные результаты

Тест «Руки». Результаты (табл. 1) методики показали:

— учащиеся младших классов: средняя степень агрессии (1,1), 65% ответов относилось к демонстративности, 12% — к активному и 24% — пассивному безразличию;

— учащиеся средних классов: высокая степень агрессии (1,4), 74% ответов относилось к демонстративности, 17% — к активному и 9% — пассивному безразличию;

— учащиеся старших классов: высокая степень агрессии (1,3), 71% ответов относилось к демонстративности, 25% — к активному и 4% — пассивному безразличию.

Таблица 1

Результаты гендерных различий учащихся начальных, средних и старших классов по проективной методике теста «Руки» (п = 203)

№ Учащиеся начальных классов Учащиеся средних классов Учащиеся старших классов

п/п дев мал всего дев мал всего дев мал всего

(п = 39) (п = 28) (п = 67) (п = 37) (п = 34) (п = 71) (п = 35) (п = 30) (п = 65)

средний балл агрессивности по методике Э.Вагнера

1 1,0 1,3 1,2 1,2 1,6 1,4 1,3 1,2 1,3

Градация: 0,1—0,6 — низкая степень агрессии; 0, 7—1,2 — средняя степень агрессии; 1,3—1,8 — высокая степень агрессии.

Методика Басса-Дарки. В табл. 2 представлены результаты гендерных различий учащихся средних и старших классов.

Среднее значение по выборкам градации индекс агрессивности в средних и старших классах было отмечено как «высокая степень» (15,2 и 18,0 соответственно), а по индексу враждебности в этих же классах отмечалась «средняя степень» (7,4 и 8,5 соответственно).

Однако у девочек индекс агрессивности в средних классах был ниже, чем у девочек в старших классах, и составил 12,4 и 19,0 баллов соответственно, а у мальчиков по эти классам наблюдалась противоположная картина — 18,0 и 17,0 баллов соответственно.

Таблица 2

Гендерные различия по видам агрессии среди учащихся средних и старших классов по тесту Басса-Дарки (п = 136)

№ п/п Характеристика Учащиеся средних классов, % Учащиеся старших классов, %

девочки (п = 37) мальчики (п= 3 4) девочки (п = 35) мальчики (п = 30)

1 Физическая агрессия 59,4 77,0 68,1 65,7

2 Косвенная агрессия 56,8 52,3 57,4 49,2

3 Вербальная агрессия 53,6 74,5 62,0 70,3

4 Негативизм 42,3 37,2 43,3 54,0

5 Обида 71,2 68,9 72,2 73,0

6 Подозрительность 46,4 40,1 61,3 54,1

7 Раздражение 24,1 32,5 33,7 46,3

8 Индекс агрессивности 12,4 18,0 19,0 17,0

15,2 18,0

9 Индекс враждебности 8, ,7 6, 7,7 | 9,3

7,4 8,5

Градация:

индекс по агрессивности индекс по враждебности

0,1—7,0 — низкая степень агрессивности 0,1—5,0 — низкая степень враждебности

7.1 — 14,0 — средняя степень агрессивности 5,1—10,0—средняя степень враждебности

14.1 —21,0 — высокая степень агрессивности 10,1—15,0 — высокая степень враждебности

Примечание. Выделены три максимальных значения по каждому виду агрессии.

Метод незаконченных фраз. Для дополнительного исследования вербальной агрессии учащихся средних и старших классов мы использовали мини-сочинения на заданную тему и метод незаконченных фраз. При анализе метода незаконченных фраз нас интересовали различные типы агрессивных высказываний и ответных реакций на вербальную агрессию. Основу интерпретации составил содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения,

а также высказывания подростка о том, насколько предложенные фразы соответствуют реальности.

Результаты методики незаконченных фраз показали, что явную склонность к ответной речевой агрессии демонстрируют 75% учащиеся старших классов, мотивами этой вербальной агрессии выступает борьба за лидерство в группе сверстников — 40%, но в открытый конфликт решаются вступить лишь 10% учащихся, в основном мальчики.

Анализ мини-сочинений на заданную тему показал, что все 100% учащихся старших и средних классов описали в своих сочинениях различные виды наказаний. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты данных по методике мини-сочинения среди учащихся средних и старших классов (п = 136)

№ п/п Структурные типы сочинений Учащиеся средних классов Учащиеся старших классов

девочки, % (п = 37) мальчики, % (п = 34) девочки,% (п = 35) мальчики, % (п = 30)

1 Словесное наказание 54 14 56 28

2 Физическое наказание 38 76 41 69

3 Отсутствие наказания 0 0 0 0

4 Рассуждение о своих правах 0 0 0 0

5 Отказались писать сочинения 8 10 3 3

Нами была проведена математическая обработка полученных результатов, которая выявила взаимодействие социально-психологических факторов, влияющих на детско-подростковую агрессию.

Была отмечена значимая обратная корреляционная связь между воздействием социальных факторов (воспитание и принадлежность разным социальным слоям общества) и влиянием психофизиологических факторов, таких как тревожность, враждебность и эмоциональное напряжение (табл. 4).

Таблица 4

Корреляционная связь между социально-психологическими факторами и видами агрессии среди учащихся (п = 203)

Факторы Показатели по тестам вида агрессии Корреляция (г) Достоверность различия(р)

Социальный слой рабочие семьи семьи торговых работников семьи руководящих работников интеллигенция «среднее звено» Физическая Физическая, вербальная Негативизм Негативизм Негативизм г = 0,701 г = 0,732, г = 0,511 г = 0,711 г = 0,753 г = 0,501 р < 0,05

Неполная семья Косвенная, вербальная, обида г = -0,733, г = -0,607 г = -0,592 р < 0,05

Эмоциональное напряжение Физическая, вербальная обида, негативизм г = -0,711, г = -0,577 г = -0,644, г = -0,702 р<0,05

Тревожность Физическая г = -0,471 р<0,05

Обсуждение результатов

Как показало визуальное наблюдение за поведением учащихся и полученные результаты тестирования, школьники начальной школы более часто проявляли физическую агрессию по сравнению с учащимися средних и старших классов.

Следует отметить, что на всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому возрасту в зависимости от гендерных различий. Так, например, по тесту «Руки» у школьников начальных классов (табл. 1) у мальчиков была выявлена высокая степень агрессии (1,3), а у девочек средняя степень агрессии (1,0); в средних классах отмечалась та же тенденция — у мальчиков была выявлена высокая степень агрессии (1,6), а у девочек средняя степень агресси» (1,2); в старших классах картина меняется: у девочек рост агрессивного проявления выше, чем у мальчиков — у мальчиков была выявлена средняя степень агрессии (1,2), а у девочек высокая степень агрессии (1,3).

Характерно, что, хотя физическая агрессия в значительно большей мере выражена у мальчиков, с возрастом происходит некоторое ее снижение, в то время как у девочек, напротив, наблюдается рост данной формы агрессии (табл. 2).

Та же тенденция роста присуща и косвенной агрессии у девочек при снижении ее у мальчиков. Косвенная агрессия девочек часто становится причиной физической агрессии мальчиков, особенно в старших классах.

У подростков 11—13-летнего возраста (учащиеся средних классов) наиболее выражены были: у девочек — обида (71,2%), физическая агрессия (59,4%), косвенная агрессия (56,8%); у мальчиков — физическая агрессия (77,0%), вербальная агрессия (74,5%) и обида (68,9%).

Что касается 14—16-летних подростков (учащиеся старших классов), то здесь наиболее выражены были: у девочек — обида (72,2%), физическая агрессия (68,1%), вербальная агрессия (62,0%); у мальчиков — обида (73,0%), вербальная агрессия (70,3%), физическая агрессия (65,7%)

Наши данные подтверждаются исследованиями Л.М. Семенюк [15], которая изучала физическую, косвенную, вербальную агрессию и негативизм среди подростков 10—15 лет.

Особо следует отметить устойчивую связь проявлений различных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоев населения. Дело в том, что дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации, а одним из определяющих элементов микросреды в складывающихся отношениях, в которых формируется личность, является семья [14].

В нашей выборке распределение по составу семьи и социальной принадлежности были следующие: школьники начальных классов — 82% полные семьи, 18% — неполные; учащиеся средних классов — 73% — полные, 27% — неполные; учащиеся старших классов — 79% — полные, 21% — неполные. Подавляющая часть учащихся принадлежат рабочим семьям — 67% (рабочие, обслуживающий персонал, водители и т.д.); 26% — дети из семей предпринимателей и торговых работников, 5% — из семей интеллигенции (врачи, учителя), 2% — из семей руководящего и среднего звена. Анализ результатов показал, что менее

всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды интеллигенции (учителя, врачи) и малоквалифицированных работников (уборщицы, разнорабочие), а наиболее агрессивными являются дети из среды рабочих, руководящих и торговых работников, коммерсантов. Так, установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочих семей (87%) и из семей торговых работников и коммерсантов — (91%).

Тот же тренд наблюдался в этих социальных слоях и по вербальной форме агрессивного поведения (60% дети из рабочих семей и 79% из семей торговых работников). По этой форме агрессии были отмечены и большинство подростков из семей служащих среднего звена — 63%, что подтверждается анализом результатов методики незаконченных фраз среди учащихся средних и старших классов (54% и 56% — у девочек и 14% и 28% у мальчиков). Полученные данные показали явную склонность к ответной речевой агрессии (табл. 3). Наши результаты согласуются с данными исследований Ю.Б. Щербининой [18], которая изучала вербальную агрессию подростков.

Анализ мини-сочинений на заданную тему по агрессии показал, что все 100% учащихся двух возрастных групп описали в своих сочинениях различные виды наказаний. Было отмечено, что практически все испытуемые описывали то, как именно будут наказывать одноклассника за его неправильные действия или слова. При этом сама возможность наказания принималась как данность, поэтому ни в одном сочинении не содержалось каких-либо рассуждений о правомерности подобного действия. Попытка урегулирования конфликта собственными силами заявлена в 13% сочинений.

Особо необходимо отметить связь агрессии с полом детей. Известно, что половые различия не ограничиваются собственно половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития. Девочки созревают раньше мальчиков. Так, в подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на два года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение нескольких лет [19].

Выводы

Сравнительный анализ данных позволяет сделать общий вывод о том, что вербальная и физическая агрессия типичны для учащихся общеобразовательной школы.

Агрессия распространена на всех социальных уровнях общения: межличностном, общешкольном, внутриколлективном. Вербальная и физическая агрессия возникает как в ходе самого учебного процесса, так и во время организационных моментов (подготовки к уроку, вызова к доске).

В начальных классах наблюдалась самая высокая физическая агрессия у мальчиков, которая снижалась по мере взросления, и самая низкая у девочек, которая имела положительный тренд по мере взросления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересно отметить возрастную и гендерную динамику по проявлению разных видов агрессии. Так, у детей 7—9-летнего возраста (учащиеся младших классов) преобладает физическая агрессивность и меньше — косвенная. У подростков

11—13-летнего возраста (средние классы) наиболее выражена обида — 71,2% (девочки) и физическая агрессия — 77% (мальчики). У старшеклассников 14— 16 лет наблюдается рост по шкале «физическая агрессия» (68,1%) и обида — 72,2% у девочек, и вербальная агрессия 70,3% и обида — 73% у мальчиков.

Особо следует отметить устойчивую связь проявлений различных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоев населения и семей, в которых важным фактором являлся ее состав, — полная, неполная, распавшаяся; нравственная атмосфера и взаимоотношения между членами семьи.

Было отмечено, что менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды интеллигенции (учителя, врачи), и малоквалифицированных работников (уборщицы, разнорабочие), а наиболее агрессивными являются дети из среды рабочих, руководящих и торговых работников, коммерсантов, а также из неполных или неблагополучных семей.

Также установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения и вербальной агрессии наиболее выражен у детей из рабочих семей, из семей торговых работников, коммерсантов и служащих среднего звена.

По уровню косвенной агрессии наблюдалась примерно одинаковая картина по всем слоям населения, однако максимальная агрессия была отмечена у детей из среды руководящих работников.

Среди факторов, провоцирующих агрессию, бесспорно, можно выделить следующие: семья и ближайшее окружение школьника (например, школа). Наиболее агрессивны дети и подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания). Агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением детей и подростков: друзьями, учителями, СМИ. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников. Средства массовой информации играют существенную роль в формировании агрессии у детей и подростков, однако речь не может идти обо всех СМИ в целом, а лишь о конкретных фильмах (например, «Бригада»).

Математическая обработка полученных результатов выявила взаимодействие социально-психологических факторов, влияющих на детско-подростковую агрессию. Была отмечена значимая прямая и обратная корреляционная связь между воздействием социальных факторов (воспитание и принадлежность разным социальным слоям общества) и влиянием психофизиологических факторов, таких как тревожность и эмоциональное напряжение.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. — СПб., 2004.

[2] Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. — М., 2000.

[3] Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. — Спб., 2006.

[4] Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Педагогика, 1991.

[5] Васильева О.С., Гальченко Т.А. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. — 1997. — № 4. — C. 17—22.

[6] Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. — СПб., 2000.

[7] Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. — М., 1998.

[8] Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — № 2. — C. 26—40.

[9] Жмуров Д. Насилие (агрессия) и литература. — Иркутск, 2005.

[10] Змановская Е.В. Девиантология. — М., 2003.

[11] Макаренко А.С. О воспитании в семье. — М., 1955.

[12] Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — C. 20—31.

[13] Паренс Г. Агрессия наших детей. — М., 1997.

[14] Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб., 1996.

[15] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 2003.

[16] Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. — М.: Академия, 2000.

[17] Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — М., 2007.

[18] Щербинина Ю.Б. Вербальная агрессия. — М., 2006.

[19] Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. — Ярославль: Академия развития, 2002.

[20] Bandura A. Aggression: Asocial learning analysis. — N.J.: Prentice-Hall, 1973.

[21] Berkowitz L. Aggression: A social psychological analysis. — N.Y.: McGraw-Hill, 1962.

[22] Buss A. The psychology of aggression. — N. Y: Wiley, 1961.

[23] Dollard J., Doob L., Miller N., Mowrer O.H. & Sears R.R. Frustration and aggression. New Haven, CT: Yale University Press, 1939.

THE INFLUENCE OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL FACTORS ON THE DYNAMICS OF CHILD-TEENAGE AGGRESSION IN THE SCHOOL ENVIRONMENT

V.V. Glebov

The Department of Ecology Russian Peoples’ Friendship University

Podolskoe Shosse, 8/5, Moscow, Russia, 113093

E.V. Shavireva

MSHU named by M.A. Sholokhov

Ryazanskiy prospect, 9, Moscow, Russia

The article submits the results of the research of the influence of social-psychological factors on the display of child-teenage aggression in the conditions of the school environment. The correlation between the social-psychological factors and child-teenage aggression is shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.