Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗВОДОВ РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗВОДОВ РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
794
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гулакова К.А., Лобач В.В., Морозова Ю.М., Побокин П.А.

Статья посвящена последствиям, которые могут ожидать ребёнка после развода родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF PARENTAL DIVORCES ON THE MENTAL STATE OF CHILDREN

The article is devoted to the consequences that a child can expect after the parents’ divorce

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗВОДОВ РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ»

УДК 152.27:154.2 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.262

^ ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗВОДОВ РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ Гулакова К.А., Лобач В.В., Морозова Ю.М., Побокин П.А. Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. ksuhagul14@gmail.com - Гулакова Ксения Алексеевна lobachz68@mail.ru - Лобач Виктория Владимировна mopozovayulia@gmail.com - Морозова Юлия Михайловна p.pobokin@yandex.ru - Побокин Павел Анатольевич

Резюме: статья посвящена последствиям, которые могут ожидать ребёнка после развода родителей.

Ключевые слова: семья, развод родителей, психическое состояние детей.

^ THE IMPACT OF PARENTAL DIVORCES ON THE MENTAL STATE OF CHILDREN Gulakova K.A., Lobach V.V., Morozova Y.M., Pobokin PA. Smolensk State Medical University, 28, Krupskoy str., Smolensk, 214019, Russia

Abstract: the article is devoted to the consequences that a child can expect after the parents' divorce.

Key words: family, divorce of parents, mental state of children.

Семья - это ячейка общества, и как принято считать с античных времён, в семье должен быть и отец, и мать. Но не всегда случается так, что ребёнок растёт и воспитывается в полной семье, потому что от разводов не застрахованы практически никакие семьи [4]. Оснований для расторжения брака довольно большое количество, но в большинстве случаев при разводе страдают, прежде всего, дети [2]. Проблема в том, что супруги, у которых дело идёт к расторжению брака, мало думают о ребёнке, разбираясь в собственных отношениях, а ребёнок все больше начинает переживать, смотря на конфликты между родителями, а все это, кроме того, что отражается на психическом и эмоциональном состоянии ребёнка, влияет на характер и последующее становлении ребёнка как личности. По сведениям Росстата в России на июнь 2020 года был замечен подъём количества разводов в семьях. В нашей стране было зафиксировано 45.800 тыс. разводов, что в 2 с половиной раза больше, чем, например, в мае 2020 года [6]. Поэтому тема данной работы представляется нам особенно актуальной.

Цель исследования: изучить воздействие разводов родителей на психическое состояние детей. Объект исследования: студенты, столкнувшиеся в детстве с разводом родителей. Предмет исследования: психические особенности, возникающие у ребёнка при разводе его родителей.

Выборка исследования: 44 студента, в возрасте 17-22 года. База исследования: ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России. Метод: опрос-интервью.

Результаты. В отечественной психологии особое внимание приходилось на особенности влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов [2, 3]. Было проведено достаточно число исследований, свидетельствующих о травмирующей роли развода на ребёнка [4, 5].

В разном возрасте ребёнок воспринимает развод родителей по-разному. Легче всего развод родителей и разлуку с ними переживают дети в раннем детстве, тем более в случае, если они окружены обилием членов семьи (бабушек и дедушек, братьев и сестёр). Но собственно, что касается ребят старшего дошкольного возраста, то в большинстве случаев развод они воспринимают достаточно негативно, что воздействует на становление личности ребёнка. Именно у детей старшего дошкольного возраста возникает потребность в общение с родителем противоположного пола. Мальчики более привязаны к маме, девочки к папе. Поэтому разлука с родителем, к которому больше привязан ребёнок, вызывает чувство предательства.

К моменту похода в школу у ребёнка меняется его отношение к родителям. Известный психолог Л.С. Выготский связывал это с кризисом 7 лет. Очень часто дети в этом возрасте грубят родителям, обманывают их, создают конфликтные ситуации. Бывает так, что агрессия проявляется только по отношению к одному из родителей, а со вторым родителем ребёнок находит общий язык и привязывается к нему. Иногда бывает, что ребёнок ведёт себя агрессивно и по отношению к обоим родителям.

Ближе к 9-10 годам ребёнок более тесно начинает общаться в основном с родителем одного с ним пола. Девочка больше доверяет маме, мальчик папе, но именно в этом возрасте реакция детей, в

независимости от пола, на развод родителей будет одинаковой, в основном они будут испытывать чувство потери, страха, отчуждения и гнева. Девочки данного возраста в ответ на развод родителей, перестают им доверять и больше доверяют подругам. Мальчики же в этом возрасте при разводе родителей теряют уверенность в себе и больше тянуться к отцу, стараясь наладить с ним отношения. Приведём фрагмент интервью.

Девушка, 20 лет. Родители развелись, когда ей было 10.

1. Какие эмоции ты испытывал (а), когда тебе сообщили о разводе?

Я положительно отнеслась к разводу родителей, т.к. мне казалось на тот момент, что они очень много ругаются и они совершенно разные люди. Поэтому по раздельности им будет лучше.

2. Как тогда развод родителей отразился на твоей жизни?

После развода родители стали заниматься своей жизнью и мало уделяли мне внимания, мне казалось, что я им не нужна.

3.Считаешь ли ты сейчас, что причина развода отчасти состояла в тебе?

На тот момент мне казалось, что родители разводятся из-за меня, потому что они часто ссорились именно из-за меня и мне казалось, что я им мешаю. Сейчас не считаю так.

4.Ты меньше чувствовал (а) поддержку со стороны родителя, с которым не жил (а)/жила?

После развода я не чувствовала поддержку отца, он почти забыл обо мне, мы редко виделись.

5. Ограничивал (а) ли тот (та) родитель, с которым ты жил (а), общение со вторым родителем?

Мама была зла на отца и старалась сделать все, чтобы я с ним как можно меньше общалась.

6. Поменялось ли тогда у тебя отношение с родителями?

Да, до развода я относилась одинаково и к маме, и к папе, а после развода привязалась больше к маме, а на папу я была обижена, мне казалось, он забыл обо мне.

7. Какие чувства у тебя вызывали новые отношения родителей?

К маминому новому избраннику я отнеслась положительно, мы с ним подружились, и он заменил мне отца. А вот к папиной спутнице я отнеслась отрицательно, на тот момент мне казалось, что именно из-за неё отец уделяет мне мало времени и отдаляется от меня.

8. Ты говорил(а) с ними спустя время об этом или эта тема в семье была запретной?

Да, мы много говорили об этом с мамой, с отцом как-то не получилось, он отдалился от меня.

9. Была ли обида на родителей? Если да, то простил (а) ли ты её им?

У меня не было обиды на родителей из-за развода, больше была обида на отца из-за отсутствия его в моей жизни и, наверное, до сих пор я его не простила за то, что он был не рядом, когда был мне очень нужен.

10. Смотря на ситуацию сейчас, по прошествии времени, ты считаешь, что развод был правильным решением?

Сейчас я по-другому смотрю на развод родителей и считаю, что развода можно было избежать, но мои родители не пытались ничего изменить, они не пытались наладить отношения, поэтому случилось то, что случилось. Сейчас я бы вряд ли допустила этот развод и сделала бы все, чтобы мои родители были вместе.

Подростки обычно реагируют на данную ситуацию в семье гневом. Нередко бывает, что спокойные дети после развода родителей вдруг начинают совершать асоциальные поступки [1]. Но бывают случаи, когда дети не против и даже счастливы, что родители развелись и это связано с тем, что они видят, как родители не ладят друг с другом, и вообще не счастливы вместе. С одной стороны, для детей развод родителей - это разрушение чего-то обыденного, разрушение его мира, в котором он жил с рождения и к которому он привык, а сейчас он испытывает испуг и не понимает, что будет дальше. Но, с другой стороны, дети счастливы, что более родители не выясняют свои отношения при них, ведя себя враждебно по отношению друг к другу.

Влияние на хрупкую психику ребёнка оказывает в некоторых случаях, даже не сам развод родителей, а их поведение после развода. По данным нашего опроса только 38 % родителей, с которым ребёнок не живёт после развода, принимают интенсивное участие в жизни ребёнка и вследствие этого малыши испытывают от них поддержку. Большая же часть, а это около 62%, редко видятся с детьми после развода и совсем не интересуются их жизнью (рис.1). В такой ситуации дети будут чувствовать себя не нужными, отношения с их родителями не изменятся в лучшую сторону. Многие дети это тяжело переживают и проносят эту обиду через всю жизнь. И даже став взрослыми испытывают негативное отношение к одному из родителей. Это не относится к случаям, когда ребёнок сам оборвал связь с родителем по различным причинам.

Очень часто в случае развода, когда ребёнок находится в неосознанном возрасте, ему кажется, что он является источником всех бед и, в случае если бы не он, то родители не стали бы ругаться. Но повзрослев, дети понимают, что развод к ним не имеет ни малейшего отношения (рис.2).

Понятно, что от поведения супругов зависит то, как ребёнок преодолеет стрессовую ситуацию, в которой он оказался. Собственным поведением супруги имеют все шансы помочь ребёнку её преодолеть. В присутствии ребёнка не стоит наговаривать и отрицательно откликаться об ином родителе. Нужно больше уделять ребёнку времени, отыскивать совместные занятия, участвовать в его жизни и после развода.

Ты меньше чувствовал(а) поддержку со стороны родителя, с которым не жил(а)/жила?

Да Нет

Рис.1. Результаты по 4 вопросу анкеты

Считаешь ли ты сейчас, что причина развода отчасти состояла в тебе?

■ Нет

Рис.2. Результаты по 3 вопросу анкеты

Выводы. Таким образом, развод, как таковой, есть кризис семьи, основным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением целостности семейной системы. Ради благополучия и эмоционального состояние ребёнка, вследствие расторжения брака родители должны объединиться и попытаться сделать его менее травматичным для ребёнка. Литература

1. Бочанцева Л.И. Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы // Педагогический Имидж.2018. № 2 (39). С.177-188.

2. Клёцина И.С. Ситуация развода как предмет отечественных социологических и социально-психологических исследований семейных отношений // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 30-45. doi: 10.17759^.2015060303.

3. Корчагина И.И., Прокофьева Л.М., Фести П. Влияние распада брака на профессиональную карьеру мужчин и женщин // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. С.В. Захарова, Т.М. Малевой, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики. М.: НИСП, 2009. С. 291-322.

4. Строкова С.С. Структурно-функциональные характеристики семьи и особенности семейной идентичности у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 2. С. 29-46. doi: 10.17759^.20162402003

5. Якимова Т. В. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. В. Якимова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 345 с.

6. https://rosstat.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.