134
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 2 (58), с. 134—142
УДК 316
ОБРАЗ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
В ОЦЕНКАХ ЭКСПЕРТОВ
© 2020 г. В.В. Тюлюнова
Тюлюнова Валерия Владимировна, аспирант кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Статья поступила в редакцию 12.11.2019 Статья принята к публикации 26.05.2020
Исследуется образ семьи в современном российском авторском кино. В процессе трансформации семейных ценностей кинематограф, как и любой вид искусства, может отражать современные тенденции семьи, в этом контексте важно, как и какие именно проблемы семьи демонстрируются в кино. Используются результаты контент-анализа рецензий кинокритиков и интервью режиссёров. Для изучения важна интерпретация сюжета именно экспертами, они дают информацию о замысле фильмов, об их понимании сюжета. Многие из них отмечают, что режиссёры кинолент специально демонстрируют проблемы достаточно открыто, чтобы зритель задумался и в будущем не совершал тех же ошибок, что их герои. В результате исследования были выделены факторы, характеризующие проблемы современной российской семьи: проблемы молодых семей, проблемы девиантного материнства и отцовства, проблемы сиротства, проблемы неполных семей. Описаны демонстрируемые в фильмах семейные отношения. Критики выделили в них некоторые аспекты: родительская функция семьи, неготовность молодых людей к браку и ребёнку, нежелание детей жить в детских домах, несамостоятельность детей-сирот, их неподготовленность к взрослой жизни, эмоциональность детей из неполных семей.
Ключевые слова: авторское кино, образ семьи, молодые семьи, социальное сиротство, детское сиротство, девиантное материнство, неполные семьи.
Введение
Современная семья переживает, возможно, наиболее сложный период в своей истории. Происходящие глубокие изменения в семейной сфере находят отражение как в общественных представлениях, так и в трудах учёных, изучающих семью. Не случайно исследователи оценивают современный этап в развитии семьи как период глубокой трансформации или даже глобального кризиса семейного института. Так, по мнению А.Г. Вишневского, низкая и продолжающая снижаться рождаемость, все меньшее число зарегистрированных браков и рост числа свободных союзов и других форм совместной жизни, ослабление прочности брака и увеличение числа разводов и внебрачных рождений, растущее замещение семейной солидарности солидарностью социальной, эмансипация детей и пожилых, либерализация семейных нравов, гибкость семейной морали - признаки, которые нередко воспринимаются как свидетельства тяжелого кризиса современной семьи и даже всего современного общества [1, с. 137]. А.И. Антонов также считает, что современная семья переживает серьезный кризис и это одновременно кризис самого общественного устройства, цивилизации [2].
Происходящие изменения не могли не найти отражения и в такой важнейшей сфере жизнедеятельности, как искусство, в том числе в кинематографе. Важно отметить, что киноискусство в силу своего «массового» характера способно не только чутко реагировать на изменения в общественном развитии, возникающие острые проблемы, но и оказывать социально-психологическое, воспитательное воздействие на сознание, мировоззрение, ценностные представления людей.
Тематика, связанная с семьёй и семейными ценностями, отражается чаще в немассовых, авторских фильмах. Киноискусство обычно подразделяют на массовые фильмы и фестивальное кино. Массовые фильмы, как правило, имеют хороший прокат в кинотеатрах, могут показываться по федеральным каналам, но довольно часто такие фильмы являются коммерческими и, по оценкам кинокритиков, имеют низкие рейтинги, несмотря на известных актёров и интересный сюжет. Наряду с массовым кино существует и некоммерческое кино, кото-р ое снимается не на бюджетные деньги, из-за отсутствия широкого проката не имеет высокой прибыли. Такие фильмы часто участвуют в конкурсных программах международных и российских кинофестивалей, уже позже они имеют
прокат в крупнейших городах России, но в очень ограниченном варианте, поэтому зрителю такое кино становится доступным лишь через некоторое время после премьеры. Авторское кино имеет высокие рейтинги, хорошие отзывы кинокритиков, даже награды известных кинофестивалей. В них поднимаются актуальные социальные проблемы, в том числе связанные с семьёй. Главное, что есть в каждом фильме, это идея автора, которую он хочет донести до зрителя.
Современное авторское кино может отражать наиболее острые и часто встречающиеся проблемы российской семьи. И если коммерческое кино использует преобладающие в аудитории модели мышления, поэтому часто кинокритики их обвиняют в предсказуемости сюжета, то авторское кино вопреки этим рамкам раскрывает тему чаще неожиданным или даже шокирующим для зрителя образом. Как объясняют сами режиссёры, это является одним из механизмов воздействия на зрителя, на его настроение, нормы, ценности. Соответственно, сами киноленты могут рассматриваться с точки зрения их воздействия на формирование и развитие семейных ценностей. М.И. Жабский называл это процессом кинематографической социализации, т.е. формированием «личностных потенциалов» человека [3, с. 47]. Для авторов фильмов важно донести свою идею до зрителя, показать российскую действительность без прикрас и спецэффектов, оказывая воздействие на аудиторию не только в эстетическом плане, но и на ее ценностные установки. Такое кино выступает как отражение действительности и фиксация результатов этого отражения. Язык авторского кинематографа рассматривается как средство социальной коммуникации, инструмент, «манипулирующий» сознанием не только отдельного человека, но и общества [4].
Данное исследование посвящено авторским фильмам, именно в них можно увидеть реальные проблемы современных российских семей. Для режиссёров важна не столько красивая картинка и интересный сюжет, сколько реалистичность фильмов, чтобы зритель посмотрел и поверил.
Несмотря на наличие в современной российской социологии кино исследований, посвященных семейной проблематике [5-9], очевидна необходимость комплексного подхода к изучению того, как и какие проблемы современной семьи находят отражение в кино, нужно учитывать мнение не только зрителей, но и экспертов, то есть тех, кто занимается и интересуется кино. Современные исследования, как правило, нацелены на анализ содержания фильмов либо на оценки зрителей. Для достижения достоверных результатов необходимо использовать совокуп-
ность социологических методов. Комплексный подход предполагает социологическое изучение и содержания фильмов (осмысление затрагиваемых семейных проблем), и оценок экспертного сообщества (кинокритиков, режиссеров, ученых), и реакции зрителей после просмотра таких фильмов. Но в первую очередь с помощью контент-анализа рецензий на авторские фильмы можно выделить спектр проблем семьи, которые наиболее часто демонстрируются в фильмах.
Методология
Для исследования семейной проблематики в современном российском кино был произведён отбор фильмов сайта «Кинопоиск», а также кинопортала The Internet Movie Database c наиболее высокими рейтингами. Были отобраны следующие киноленты:
- «Возвращение» (2003), Россия, реж. Андрей Звягинцев (триллер, драма, детектив), 7.954, IMDb: 8.00;
- «Итальянец» (2005), 97 мин., Россия, реж. Андрей Кравчук (драма), 7.719, IMDb: 7.60;
- «Кука» (2007), 100 мин., Россия, реж. Ярослав Чеважевский (драма), 7.722, IMDb: 7.20;
- «Аритмия» (2017), 116 мин., Россия, реж. Борис Хлебников (мелодрама, драма), 7.732, IMDb: 7.50;
- «Нелюбовь» (2017), Россия, реж. Андрей Звягинцев, 7.4, IMDb: 7.7;
- «Дочь» (2012), Россия, реж. Александр Касаткин, Наталья Назарова, 7.6, IMDb: 7.4;
- «Я не вернусь» (2014), реж. Ильмар Рааг, 7.16, IMDb: 7.1.
Был проведён контент-анализ положительных и отрицательных рецензий, отзывов популярных интернет-изданий с 2004 по 2019 год, исследовано 150 рецензий в изданиях, среди которых: «Афиша», «Аргументы и факты», Artteritory, Cinemaholics, Delfi, «Искусство кино», «Эхо Москвы», «Фонтанка», Euronews, Forbes, «Интерфакс», «Известия», «Коммерсант», «Новая Газета», «Российская Газета», «Радио Свобода», «Медуза», «РИА-Новости», «Сеанс», «Комсомольская правда», The Hollywood Reporter, The New Times, Timeout, Topflight, «Ведомости», «Собеседник», «Новое русское слово», «Нескучный сад», «Знаменитости»; интернет-порталы Gazeta.ru, film.ru, tass.ru, vesti.ru, Horrorzone, Profile.ru, Trud.ru, Zavtra.ru, Newlookmedia, krasland.ru, The Village, Interfax, SQD.RU. Кроме того, были проанализированы 17 интервью режиссёров, в том числе интервью автора картины «Нелюбовь» Андрея Звягинцева на фестивале «Кинотавр» журналу «Искусство кино» и в программе «Белая сту-
Таблица
Название фильма Базовый словарь Словарь по проблеме
«Аритмия» 18310 55
«Возвращение» 34808 122
«Итальянец» 23518 77
«Дочь» 17958 76
«Я не вернусь» 28204 90
«Кука» 13264 66
«Нелюбовь» 89000 115
дия» на канале «РоссияК»; интервью режиссёра картины «Итальянец» Андрея Кравчука на канале «РоссияК». В интервью авторы очень много рассказывают о замысле фильмов, об их понимании сюжета, о целях своих картин, так как для анализа фильмов важна интерпретация их сюжета. Большинство отзывов на фильмы были найдены на сайте «Кинопоиск» со ссылками на указанные ресурсы. Многие рецензии написаны профессиональными кинокритиками, среди которых Любовь Аркус, Валерий Кичин, Антон Долин, Василий Степанов, Станислав Зеленский, Алексей Васильев, Лидия Маслова, Сергей Кудрявцев. Многие издания являются популярными, в них есть специальные рубрики, а некоторые издания ориентированы только на кино, как, например, Cinemaholics, «Искусство кино», «Сеанс».
Для обработки полученных данных был применен метод контент-анализа с привлечением специализированного пакета «Лекта». Количество слов в базовых словарях, объёмы словарей по семейной проблематике указаны в таблице. Наиболее полными являются словари по семейной проблематике к фильмам Андрея Звягинцева «Возвращение» и «Нелюбовь», поскольку именно в данных кинолентах раскрываются разные семейные проблемы.
Соответственно, фильм «Нелюбовь» стал отправной точкой для дальнейшего анализа семейной проблематики в кино. Базовый словарь по рецензиям на данный кинофильм составил более 89 000 слов, объем словаря для изучения интересующей проблемы - 115 семантических цепочек. Словари по проблеме включали в себя лексемы, связанные с семьёй. Самыми небольшими оказались словари на фильмы «Дочь» и «Кука», поскольку в СМИ данные ленты получили наименьший отклик по причине отсутствия проката.
Стоит отметить, что сначала был проведён контент-анализ именно фильма «Нелюбовь»,
поскольку он был отмечен неоднозначной реакцией зрителей и кинокритиков, имел широкий резонанс. Фильм получил хороший отклик от экспертного сообщества.
В фильме показан широкий спектр проблем российской семьи: разводы, необдуманные браки, нежеланные дети, девиантное материнство, социальное сиротство. Андрей Звягинцев в своём фильме пытается отразить специфику современных российских семей. В фильме поднимается проблема воспитания детей в семьях, которые находятся на грани развода. На основе выделенных проблем в фильме «Нелюбовь» был проведён контент-анализ остальных фильмов.
Результаты
В фильмах «Аритмия» и «Нелюбовь» ярко демонстрируются проблемы молодой семьи. Молодые пары часто имеют некоторые трудности в преодолении кризисов семьи, разрешении конфликтов, поскольку опыта при решении сложных споров недостаточно. Поэтому конфликты в молодых союзах переходят в разводы, что ярко демонстрируется в фильмах.
В ленте «Нелюбовь» рассказывается история родителей, которые переживают развод, но не решили, что дальше делать с их 12-летним сыном Алёшей, поскольку у обоих родителей уже есть новые партнёры и им не хотелось бы воспитывать своего ребёнка в новой семье:
«... у каждого свои дела, своя работа, свои интересы, в которых не находится места сыну Алеше» (film.ru).
Борис считает, что Алёша должен остаться с матерью, так как изначально всегда так было, причём не только в России.
Несмотря на то что это художественный фильм, в действительности семьи, в которых супруги не только не любят друг друга, но и не любят собственного ребёнка, безусловно, существуют, хотя материальное положение позволяет им воспитывать ребёнка. Режиссёр фильма Андрей Звягинцев рассказывает об этом в интервью:
«...мы нашли историю, когда мать-одиночка отказалась от своего ребенка, которому было 14 лет. В суде она обосновала свое намерение отказаться от ребенка, и он оказался в детском доме, который был не так далеко от дома, где он жил прежде. Этот мальчик приходил к своим прежним друзьям во двор, и очевидцы рассказывали, что мать проходила мимо него, даже не повернув голову в его сторону» (http://ru.rfi.fr/).
В фильме иллюстрируется, что муж настоял на рождении ребенка, потому что «так принято», а жена просто поддалась на уговоры, но
сама к материнству не была готова. С одной стороны, рождение детей укрепляет семью, а с другой - кризисы, связанные с ребенком, могут эту супружескую пару разрушить.
В фильме «Аритмия» рассказывается о молодой семейной паре, которая тоже решила развестись. Есть несколько мнений по поводу желания Кати подать на развод. Одной из причин могут быть разные жизненные цели супругов:
« Траектории жизни неумолимо разводят их в разные стороны. Приемный покой - удачный старт для карьеры. Через пару лет Катя пойдет на повышение, а если что заглохнет — папа, светило медицины, подсобит. У Олега же будущего нет. Он прекрасный специалист, но врач скорой помощи и через 20 лет будет врачом скорой помощи» («Известия», Н. Корнацкий).
Катя устала от такой жизни, от неопределённости, возможно, понимая, что её муж навсегда останется обычным врачом скорой. По мнению кинокритиков, основная причина развода -нервная работа, как следствие - алкоголизм мужа. Олег выпивает с коллегами по работе.
Оба фильма вышли в 2017 г. Поскольку в них рассказывается о кризисе молодой пары, посвящены они именно современным семьям, поэтому часто кинокритики и зрители сравнивают эти два фильма. Только в «Нелюбви» у семьи есть ребёнок, который им особо и не нужен. И даже когда проходит время после смерти мальчика и герои живут уже с другими, они не меняются, относятся к любви точно так же, как и раньше. В «Аритмии» причина кризиса семьи видится в профессиональной деятельности, герои работают по сменам, да и сама работа очень нервная и напряженная, что сказывается на их взаимоотношениях. И в один момент героиня начала сомневаться, а за того ли она замуж вышла. Но, несмотря на все проблемы супругов, у них остаётся главное -их любовь друг другу:
«Мы видим настоящую любовь настоящих людей, испытывающих разного рода кризисы -как на работе, так и в реальной жизни. Но очевидно, что они не могут просто так взять и разойтись» (Newlookmedia, В. Богданов). Чего нельзя сказать о фильме «Нелюбовь».
Очень часто Звягинцева обвиняют, что в его фильме отсутствуют какие-либо семейные, моральные, религиозные ценности. Но ведь режиссёр специально делает акцент на этом, чтобы люди увидели реальную жизнь, чтобы у зрителя никогда не возникло мысли совершить что-то подобное.
Проблемы детско-родительских отношений поднимаются в фильме «Нелюбовь» (девиантное материнство), проблема отцовства очень хорошо показана в фильмах «Возвращение» и «Дочь».
В фильме «Нелюбовь» Звягинцев раскрывает проблему именно материнской любви, поскольку раньше в фильме «Возвращение» исследовалась фигура отца. В картине очень ярко показаны взаимоотношения матери с сыном Алёшей. Это пример девиантного материнства - она не любит своего ребёнка, не уважает его, не испытывает желания общения с ним, у неё отсутствует эмпатия, иногда даже применяются формы насилия:
«Главная героиня постоянно унижает сына, пинает, как надоевшую глупую собачонку» («Комсомольская правда»).
Стоит отметить, что девиантное материнство связано не только с отказом от своих детей, но и служит причиной снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его психическом развитии [5, с. 161]. Женя сильно занята собой, и дело даже не в профессии (работает в салоне красоты). Она забывает о семье, ребёнке, поскольку не желает с ним общаться, ей это неинтересно, она равнодушна к своему ребёнку.
«Возвращение» - один из первых фильмов Андрея Звягинцева. Кино о проблемах отцовства. После долгого отсутствия отец возвращается домой, для сближения он решает взять с собой в поездку на водопад двух сыновей -Ивана и Андрея, 13 и 15 лет. Важно отметить, что это первая встреча сыновей с отцом. Если старший его, может, немного помнил, то младший никогда и не видел. И самое первое, о чём они подумали, когда мама сообщила им о возвращении отца (особенно это волновало младшего Ивана):
«Откуда отец вернулся? Где он был? Все об этом молчат» («Другое кино», А. Красавина).
Сразу стоит отметить, что младший Иван никак не хотел принимать отца, постоянно с ним ссорился, вступал с ним в споры:
«...возникла обида: почему он заставил ждать так долго, а где он был раньше?» («Рускино», О. Богачевская).
Он даже не мог называть его папой, постоянно старался сделать всё наперекор отцу:
«.он позволяет себе украсть его нож» («Другое кино», А. Красавина), говоря своему брату, что это для самообороны:
«"А откуда ты знаешь, что он отец?" - "А может он - убийца?". И ножик украдет "на всякий случай": "ударит - убью"» («Рускино», О. Богачевская).
Андрей же, наоборот, принял отца: «Андрей откликнется сразу - радостной верой и обожанием, а главное - старший сын всегда ждал, ждал возвращения. Ему радостно и хорошо произносить - "папа". Он во всем старается слушаться» («Рускино», О. Богачевская).
Отец пытался додать то, что упустил за десять лет:
«Спросить дорогу, подозвать официантку, не ныть, отвечать за свои слова, не бояться грязной работы - то, как отец бросает их во все это, и зрителю, и сыновьям кажется невыносимо трудным и безлюбовным» (yavlinsky.ru, Морозова); «Ребята, заласканные матерью и бабушкой, были к этому не готовы» («Руски-но», О. Богачевская).
В походе возникают разные ситуации, когда отец демонстрирует свои воспитательные способности, например когда у сыновей воруют деньги, он решает не вмешиваться, а наблюдает за ними, потом приводит к ним вора, требуя, чтобы сыновья сами с ним разобрались, от чего оба отказываются. Это, безусловно, отцу не понравилось.
Он пытался научить их довольно простым вещам, которыми должен владеть мужчина. По его мнению, это: не врать, быть мужественными и ответственными, не перекладывать свою вину на других, а еще - быть терпеливее, смиреннее; главное же - не трусить, не терять свое человеческое лицо.
Несмотря на свою суровость и авторитарный стиль поведения, отец всё равно пытается наладить отношения с сыновьями, а главное -научить их обычным, казалось, вещам.
Он позволяет себе пить алкоголь за рулём, бить сыновей, которых он не видел 10 лет, и они понятия не имеют, какой их отец. Конечно, это им не нравится, ведь он же сам взял их с собой на рыбалку.
Когда мальчики уплыли на лодке рыбачить и приплыли на три часа позже, чем договаривались, думали, что отец будет рад их большому лову. Но папа был зол. Испугавшись, сыновьям приходится как-то выкручиваться, оправдываться. В ответ отец начинает бить старшего сына по лицу. Братья даже не могли подумать, что для него это так важно, чтобы они были на острове в строго оговорённое время, они не привыкли к такому, особенно это касается старшего, поскольку Иван, возможно, специально хотел позлить отца.
«Заметьте, если в детстве, в крайнем случае, юности человек не осознает абсолютности определенных запретов, т.е. того, что есть вещи, которые нельзя делать ни при каких обстоятельствах, он не поймет этого никогда» («Рускино», О. Богачевская), хотя возможно, мальчики просто не думали, что ему это будет особенно важно, т.к. они не виделись очень долгое время и, несмотря на кровное родство, всё равно казались друг другу чужими, особенно с младшим.
В итоге всё оборачивается так, что Иван с ножом бросается на отца в истерике, он кричит отцу: «Я мог бы любить тебя, но ты хуже всех. Ты - никто!»:
«Самое страшное для любого отца - не остаться в своих сыновьях, не вернуться в них. Быть для них никем» («Другое кино», А. Красавина).
Затем Иван убегает в лес, поднимается на вышку, отец за ним, в итоге отец срывается с вышки и умирает:
«В финале картины вера старшего сына в отца оборачивается выдержанностью и хладнокровием в действиях» («Анализ фильма», Д. Хрюкин).
Сыновья везут тело на лодке и позже, пристав к берегу, видят, как лодка начинает тонуть. Именно тогда Иван впервые закричит «Папа, папа!»:
«Трагедия глубже проникает в Ивана - он бежит за отцом по воде» («Другое кино», А. Красавина).
В фильме «Дочь» рассказывается о череде убийств молодых девочек-подростков, которые происходят в маленьком провинциальном городке. От рук маньяка погибла дочь местного священника. Параллельно показывается семья -отец воспитывает дочку-старшеклассницу -Инну и маленького сына Ваню:
«В первых кадрах фильма папа везет детей в школу на велике: младший на раме, Инна на багажнике... счастливое лицо девочки - у нее самый лучший папа на свете» (Cinemaflood, Я. Пилюгин).
Мама давно умерла, поэтому хозяйство на плечах Инны. Примерно в середине фильма зритель может догадаться, что убийцей молодых девушек является папа Инны.
В итоге отца Инны арестовывают, младшего сына забирают в детский дом - это, наверное, одна из самых душераздирающих сцен в фильме. Дело в том, что город небольшой и все про всех знают, в итоге детей просто начали оскорблять, унижать морально - Ваню в детском саду; даже когда они идут по улице, от злости и боли на них нападает мать погибшей девочки. И когда Ваня спрашивает Инну: «Наш папа убийца?» - Инна отвечает: «Наш папа самый лучший папа в мире!» - и вешает его портрет на стенд с лучшими людьми города, то есть, несмотря ни на что, она хочет, чтобы сын запомнил его лучшим папой, а не маньяком-убийцей.
В фильмах «Возвращение» и «Дочь» оба отца пытаются воспитывать своих детей со строгостью и некоторой сдержанностью. Только в «Возвращении» ребята росли без отца, впервые увидели его в подростковом возрасте. В «Доче-
ри» отец воспитывал дочь и сына один, мать умерла. В «Возвращении» делается акцент на отношениях отца и сыновей, насколько младший сын не хотел принимать его, и лишь когда произошло горе, он понял, что какой бы он ни был, он всё-таки отец. И в фильме «Дочь», когда все узнают, кто настоящий маньяк, дочь не отворачивается от отца. Для них с Ваней он остаётся самым лучшим папой, что бы он ни сделал. Поэтому оба фильма учат любить своих близких и ценить их, пока они рядом, пока они живы, несмотря на обстоятельства.
В фильмах «Кука» (2007), «Итальянец» (2005) и «Я не вернусь» (2014) ярко демонстрируется проблема детского сиротства. Проблема достаточно актуальна для России, особенно в 90-х гг. и начале XXI века. И время выпуска фильмов это только подтверждает. К сожалению, проблема социального сиротства — это не только дети, оставшиеся без попечения родителей, но и пожилые люди, о которых забывают их близкие, и люди вынуждены справляться с трудностями самостоятельно. Такой сюжет можно увидеть в фильме «Нелюбовь»: взаимоотношения главной героини с её матерью, когда после пропажи ребёнка дочь и её муж приезжают к ней, она им не верит, считая, что таким образом супруги хотят, чтобы мальчик после развода остался у неё. Сама Женя по дороге домой признаётся мужу, что на самом деле вышла замуж за него, чтобы больше не жить со своей матерью, называя её «злой, одинокой стервой», а его она никогда не любила:
«Она - отражение дочери, та - отражение матери, обе страдают от нелюбви и не способны дать любовь своим детям» (А. Долин, «Искусство кино»).
Поскольку главная героиня воспитывалась так, она просто не способна дать любовь ни своему ребёнку, ни своему мужу, ни матери.
Когда супруги решали, что делать с мальчиком, Борис предлагал Жене отдать его бабушке, на что жена сказала, что та не любит собственного внука. Данная проблема действительно существует.
Такое отношение бабушки очень сильно ранит внуков. В интервью Звягинцев рассказывает историю своего коллеги:
«Ему сейчас сорок, он рассказывает: "Никогда в жизни не забуду, мне было лет семь, я помню, как стою в своей комнате и в дверную щель вижу, как мать разговаривает со своей матерью, моей бабушкой. И бабушка громко, сверля мать глазами, говорит: "Я тебе тогда говорила и сейчас повторю, я с ним сидеть не буду". И я понимаю, что это про меня". Ему сорок, он рассказывает это, а в глазах стоят
слезы. Это врезалось ему в память навсегда» («Медуза»).
В фильме «Кука» рассказывается про маленькую девочку-сироту, которая уже почти год проживает в старом доме вместе с умирающей бабушкой, сама получает за неё пенсию на почте, покупает продукты, сама готовит еду:
«Кука смелая, она даже страшную собаку в своем дворе приручила. Боится девочка только одного: если бабушка умрет, ее, Куку, сдадут в детский дом, а этого она очень-очень не хочет... » (Я. Чеважевский, «О фильме»).
Ещё один фильм, в котором поднимается тема сиротства, - «Я не вернусь». Главная героиня - Аня Морозова, выпускница детского дома, окончила университет, учится в аспирантуре, встречается с женатым профессором, ждёт, когда он бросит семью ради неё. Однажды к ней в гости приходит её детдомовский приятель:
«.оставляет сверток: якобы драгоценности для невесты, а на самом деле наркотики. Попав в розыск, Анна пускается в бега» («Ваш досуг», А. Румянцева).
Выглядит героиня очень молодо, поэтому она снова оказывается в детском доме, где встречает 13-летнюю Кристину, которую все обижают, а Аня начинает защищать её, как старшая сестра. Девочки как будто становятся сёстрами:
«.как возникает родство между чужими людьми, более важное и подлинное, чем кровные узы» («Коммерсант», Л. Маслова).
В фильме снова затрагивается проблема сиротства, после детского дома дети выходят абсолютно не готовыми к жизни:
«.если в детстве у детей нет должного к ним отношения, нет любви вокруг них, нет нормальной семьи, то потом, когда они вырастают, эти дети не умеют возвращать любовь, не знают, как ее проявить» (film.ru).
Проблема Ани, главной героини - в ее мнении, что если у неё было несчастливое детство, то все должны ей его компенсировать, любить, уважать, предоставить место в обществе:
«Но она не знает, как любить самой. Она будет учиться этому на протяжении фильма благодаря своей попутчице» (film.ru).
Режиссёр фильма рассказал, как они готовились к съёмкам, посетили шесть детских домов, беседовали с детьми и воспитателями:
«Например, директора говорят о том, что у детдомов есть достаточно спонсоров, но со стороны эта добродетель выглядит покупкой совести. В то же время детям эти подарки фактически безразличны, то, что им по-настоящему нужно, находится в другом месте.
Им нужно время искреннего общения и человеческое отношение. В свою очередь, дети говорят о том, что потом у них будет «вольная жизнь». Это тоже такой знак. Жизнь будет, но потом...».
В фильме «Итальянец» 2005 г. рассказывается история воспитанника детского дома - Вани Солнцева, которого хотят усыновить итальянцы. Другие ребята Ване завидуют:
«Ночью, когда все уже лежат в кроватях, его сосед, который страшно хотел бы быть на его месте, ревниво шепчет ему про то, что бывают плохие иностранцы, которые берут детей из России на пересадку органов, как бы на запчасти» («Новое русское слово», Т. Иенсен).
Для того чтобы узнать, кто его мама, Ваня начал учить алфавит, чтобы прочитать своё личное дело из сейфа директора, там указан адрес роддома, в котором его оставили. Когда Ваня сбегает из детского дома, все начинают его искать. В конце фильма, когда Ваня всё-таки находит свою мать, ее так никто и не увидел, её не показали в кадре, режиссёр сделал это специально:
«Здесь важнее был поступок мальчика. Если герой в шестилетнем возрасте способен совершить такие действия, то все, этого уже достаточно» («Нескучный сад»).
Сам фильм оканчивается письмом Вани его другу Антону, которого забрали в Италию вместо него:
«Ваня сообщает, что, несмотря на мокрый снег и стужу, ему - в мамином доме и рядом с мамой - тепло» (krasland.ru, А. Марцинкевич).
Эта история основана на реальных событиях, что подтверждает автор картины:
«...за исключением главного героя все остальные ребята были воспитанниками детских домов и приютов. Эта женщина, занимавшаяся усыновлением российских детей в итальянские семьи, начала в какой-то момент фальсифицировать отказы биологических родителей. Ведь родители должны письменно отказаться от ребенка. Возник скандал, она ушла из агентства, затаив обиду, и на волне обиды она мне все без утайки рассказала. Частично мы эти детали использовали» («Знаменитости»).
Если раньше проблема сиротства в нашей стране была связана с историческими событиями, с войнами, то уже в XXI веке сиротство прежде всего связано с лишением родительских прав, хотя сейчас, по данным статистики, можно уже говорить, что число детей-сирот в России стремительно сокращается. Банк данных о детях сокращается во многом за счет снятия с учета детей, которым исполнилось 18 лет [11].
У общества сироты вызывают негативные чувства, так как многие из них, вырастая, так и
не становятся полноценными членами общества, причин этого много:
«Самое страшное наступает, когда они достигают 16-18-летнего возраста. Кто им даст жилье? Кто их научит готовить? Кто научит считать и читать? Кто им даст представление о жизни? . Судьба каждого человека, оказавшегося в детском доме, очень сложна» («РоссияК»);
«А проблема здесь в том, что для развития ребенка совершенно необходимой составляющей является опыт материнской любви, когда тебя любят просто потому, что ты - маленький, что ты есть - и этого достаточно. Только с таким опытом человек потом сам способен бескорыстно кого-то любить. Вот почему многим детям из детского дома, когда они вырастают, очень трудно даже семью создать» («Нескучный сад»).
В фильме «Возвращение» демонстрируется проблема неполных семей, поскольку сыновья воспитывались только матерью, росли всегда без отца. Они абсолютно несамостоятельны, так как недополучили мужского воспитания, что приводит к некоторой инфантильности. Люди, которые были воспитаны только матерью, по-другому могут смотреть на обычные вещи в жизни:
«Считается, что такие люди более нежны, эмоциональны, мнительны и эгоистичны» portal.ru, М. Гаврилова). Такое воспитание ведёт к отсутствию самостоятельности, ответственности.
В самом начале фильма была показана сцена, как парни прыгали с вышки в воду. Когда все уже прыгнули, остался один Иван, он испугался и не знал, что делать, чтобы его не назвали трусом, тут же сразу появляется мама, которая уговаривает его не прыгать, что он с удовольствием и не делает.
С другой стороны, отец, который 12 лет отсутствовал в жизни своих родных сыновей, пытается восстановить родственную связь между ними, не объясняя практически ничего, не рассказав, где же он был. И если со старшим это удаётся более-менее, то с младшим возникают огромные проблемы, что в итоге обернулось против него самого.
Выводы
Кинематограф даёт огромный материал для изучения общества, различных социальных проблем, в том числе и семейных. С помощью контент-анализа рецензий кинокритиков на современные авторские фильмы были выделены проблемы современной семьи, которые демонстрируются в российском кино: проблемы мо-
лодых семей, проблемы девиантного материнства и отцовства, проблемы сиротства, проблемы неполных семей. По данным статистики [12, с. 96] и исследователей, изучающих семью, действительно эти тенденции характерны для современного института семьи [13, с. 106]. Кинокритики выделяют такие аспекты, как родительская функция семьи: родителям очень важно быть готовыми к рождению ребенка, любить и уважать его, интересоваться его проблемами; ребёнок может как укрепить семью, так и разъединить, поэтому важно быть готовыми к роди-тельству. Эксперты подробно описывают проблему сиротства, режиссёры подчёркивают в своих фильмах нежелание детей жить в детских домах и их абсолютную неготовность к взрослой жизни. Также кинокритики пишут о неполных семьях, как о семьях, где дети вырастают более ранимыми и эмоциональными, им не хватает мужского воспитания, отчего они могут вырасти абсолютно несамостоятельными. Что касается проблемы молодых семей, авторы подчеркивают, что супругам необходимо быть осознаннее в решении о заключении брака, чтобы их планы на будущее совпадали, а не расходились. Многие кинокритики отмечают, что режиссёры фильмов специально демонстрируют проблемы достаточно открыто, чтобы зритель задумался и в будущем не совершал тех же ошибок, что и герои. Соответственно, в современных российских фестивальных фильмах семья отображается чаще в негативных ракурсах.
Важно, что эксперты дают не только общую оценку выбранных фильмов, они рассуждают на тему воздействия тех или иных картин на зрителя. Маршалл Маклюэн писал о СМИ, в частности о кино [14, с. 147], как об определенном средстве коммуникации, которое не только отражает реальность, но и способно конструировать её. Наиболее ярко и жизненно, по мнению критиков, проблемы молодых и неполных семей раскрыты в фильмах Андрея Звягинцева «Возвращение» и «Нелюбовь». По мнению экспертов, авторы картин не только отражают современные тенденции семьи в своих фильмах. Они пытаются как-то воздействовать на зрителя, на их ценностные ориентации в отношении семьи с помощью различных кинематографических приёмов.
Стоит отметить, что пока в России рынок авторского кинематографа развит слабо. Чтобы некоммерческое кино смотрели больше зрителей, необходима особенная маркетинговая политика, поскольку рынок немассового кино довольно специфичен и сильно отличается от рынка массового кино. Возможно, массовый зритель не готов смотреть «фестивальное ки-
но», поскольку в нем нет закрученных сюжетов, спецэффектов и надо думать, вникать в серьёзные проблемы и ситуации, которые есть в реальной жизни. Следует развивать продвижение фестивальных фильмов в России, не ограничивать прокатные удостоверения, проводить новые кинофестивали, не препятствовать прокату таких фильмов, чаще организовывать специальные показы, использовать интернет-ресурсы и платформы для открытых показов хороших авторских фильмов с семейной проблематикой, а также для рекламы данных кинофильмов, чтобы зрители смотрели не только иностранные блок-бастеры, но и качественный современный российский кинематограф.
По результатам контент-анализа рецензий кинокритиков были выделены наиболее острые проблемы современной семьи, которые наиболее часто демонстрируются в кинофильмах [15, 16]. Данные позволяют провести в дальнейшем комплексное исследование, т.е. узнать мнение не только экспертов, но и обычных зрителей, которые тоже могут сказать о демонстрации в фильмах тех или иных семейных проблем, а также о воздействии кино на их семейные установки. В будущем исследовании можно сопоставить экспертные и зрительские оценки.
Список литературы
1. Демографическая модернизация России, 19002000 / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. 608 с.
2. Антонов А.И. Институциональный кризис семьи и семейно-демографических структур в контексте социальных изменений и социального неравенства // Семья и социально-демографические исследования. Научный интернет-журнал. 2014. № 1. № 1.
3. Жабский М.И. Глобализм и функции кино в обществе // Вестник РФФИ. 2005. № 4 (42). С. 43-50.
4. Тугуши С.А. «Авторское кино» как феномен культуры 20 века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 215-222.
5. Васильева Н.Ю. Образ героя в российском кинематографе как способ трансляции семейных ценностей. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/pdf/ 31908.pdf
6. Бакакина Ю.Д. Влияние кинематографа на формирование семейных ценностей современной молодежи // Система ценностей современного общества. Сборник. 2017. С. 53-57.
7. Бурмистрова Н.П. Образ семьи в художественных фильмах. URL: http://universiade.msu.ru/archive/ Lomonosov_2007/17/byrmistrova_np.doc.pdf
8. Лебедь О.Л., Синельников А.Б. Образ семьи в российских художественных фильмах // Социология. 2013. № 1. С. 18-36.
9. Шевченко И.О. Образ отца в современном российском кино: сравнительный социологический ана-
лиз // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 2. С. 72-77.
10. Махмутова Р.К. Материнство как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Психология и педагогика. 2007. № 9. С. 159-166.
11. Сравнительный анализ выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Статистика интернет-проекта Министерства образования и науки «Усыновление в России» [Электронный ресурс]. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/ (дата обращения: 22.01.2020).
12. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 694 с. URL: http://www gks.ru/free_doc/doc_2015/year/ejegod-15.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
13. Егорова Н.Ю., Курамшев А.В. Современная российская семья: основные тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. C. 106-118.
14. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.
15. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. М.: Институт социологии РАН, 2010. 324 с.
16. Аникиев Р.А. Контент-анализ кинорецензий // Достижения науки и образования. 2018. № 9 (31). С. 15-21.
17. Бакшеева В.В., Горшкова В.Е. Передача метафоры в кинорецензиях // Язык. Культура. Коммуникация / НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2019. № 22. С. 17-24.
18. Хегай П.А. Социальная и мировоззренческая проблематика в текстах современных кинорецензий // Медиасреда. 2019. № 2 (16). С. 41-45.
THE IMAGE OF THE FAMILY IN MODERN RUSSIAN CINEMA ACCORDING TO EXPERTS
V.V. Tyulyunova
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
The article presents a study of the image of the family in modern Russian author's cinema based on the results of content analysis of film critics' reviews and directors' interviews. In the process of transforming family values, cinema, like any art form, can reflect the current trends of the family. In this context, it is important what problems of the family are shown in the cinema and how they are shown. We identify a number of problems of the modern Russian family that are shown in a selecton of films: problems of young families, problems of deviant motherhood and fatherhood, problems of orphanhood, problems of single-parent families. We also reveal the most significant aspects of family problems that are demonstrated in modern Russian festival films, whose directors try to make the strongest impression on the audience. In modern Russian festival films, the family is shown more often in a negative perspective, and the authors of the films explain it by the fact that this way they not only reflect the modern family tendencies in their films, but also try to influence the viewers and their value orientations regarding family.
Keywords: author's cinema, family image, young families, social orphanhood, child orphanhood, deviant motherhood, single-parent families.