Научная статья на тему 'Образ отца в современном российском кино: сравнительный социологический анализ'

Образ отца в современном российском кино: сравнительный социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
1361
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЦ / ОТЦОВСТВО / ОБРАЗ ОТЦА / КИНОФИЛЬМЫ / FATHER / FATHERHOOD / THE IMAGE OF THE FATHER / MOVIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шевченко Ирина Олеговна

Рассматривается репрезентация образа отца в современных российских кинофильмах. Выявлено, что образ отца в кино имеет в большей степени положительную окраску и во многом совпадает с качествами «хорошего отца». Это как общечеловеческие качества (доброта, искренность, честность, открытость), так и характеристики, касающиеся только отцов: ответственность по отношению к семье и детям, готовность сделать все для поддержания домашнего уюта и т. д. Но практически все фильмы рисуют в мрачных тонах семейную жизнь в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the father in contemporary Russian cinema: Comparative sociological analysis

The article deals with the father image representation in contemporary Russian movies. It is found that the image of father in movies has a greater positive connotation and matches nearly all the features of a “good” father. These features are human qualities (such as kindness, sincerity, honesty, openness) and specific fathers' qualities: the responsibility for the family and children, the willingness to do everything to maintain home comfort, etc. At the same time all the films draw a bleak family life as a whole.

Текст научной работы на тему «Образ отца в современном российском кино: сравнительный социологический анализ»

Социология культуры

И.О. Шевченко

ОБРАЗ ОТЦА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ КИНО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Рассматривается репрезентация образа отца в современных российских кинофильмах. Выявлено, что образ отца в кино имеет в большей степени положительную окраску и во многом совпадает с качествами «хорошего отца». Это как общечеловеческие качества (доброта, искренность, честность, открытость), так и характеристики, касающиеся только отцов: ответственность по отношению к семье и детям, готовность сделать все для поддержания домашнего уюта и т. д. Но практически все фильмы рисуют в мрачных тонах семейную жизнь в целом.

Ключевые слова: отец, отцовство, образ отца, кинофильмы.

Образ отца складывается под влиянием примера собственного отца, распространенных социокультурных стереотипов, представления отцовства в кинофильмах, рекламе и СМИ. Если человек проживал в семье без отца, то социокультурные стереотипы, средства массовой информации, кино могут стать самым доступным источником для формирования образа отца и родительского поведения. Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино, и отцовство не является исключением. Фильм сообщает зрителю определенную информацию, передает чувства и настроения, создает стереотипы. Человек обдумывает просмотренный фильм, обсуждает его с друзьями и знакомыми, фильм оказывает на него определенное влияние. В произведениях искусства, каким является кино, отражается реальность, но через призму восприятия сценариста, режиссера и других создателей фильма. Рассмотрев представления россиян о современных отцах и отцовстве, сравнив идеальный и реальный образы российского отца и мнения жителей нашей страны о собственных отцах1, мы задались вопросами: как

© Шевченко И.О., 2015

репрезентируется образ отца в российских фильмах, отличается ли он от общественных представлений и стереотипов?

Для ответа на эти вопросы на Интернет-портале «Кинопоиск. ру», согласно рейтингам зрителей и кинокритиков, было отобрано 10 фильмов2, в сюжете которых тем или иным образом речь идет об отцах и детях3. В целом образы, отраженные в каждом фильме, не похожи один на другой, но, выделив определенные индикаторы, мы обнаружили сходные черты и некоторые закономерности.

Для начала рассмотрим распределение обязанностей между супругами. По результатам опроса, 50 % ответили, что в современном мире обязанности должны распределяться поровну. В фильмах такая картина: 5 из 10 фильмов представляют зрителям четкое разделение обязанностей между мужчиной и женщиной (например, фильм «Простые вещи», по сюжету которого отец является хирургом клинической больницы, а мать - домохозяйка). В пяти фильмах по сюжетной линии нет матери, поэтому сложно сказать, как бы распределялись обязанности при ее наличии, хотя в фильме «Взрослая дочь» обязанности поделены между дочерью и отцом так же, как распределялись бы между мужем и женой. Получается, что отражение этой темы в кино частично совпадает с представлениями россиян. Со стереотипами обнаруживается полное совпадение («мужчина - это в первую очередь добытчик и кормилец, именно он должен приносить в дом деньги»).

Относительно непосредственных обязанностей мужчины как отца респонденты указали, что отец совместно с ребенком должен обсуждать важные проблемы в его жизни, заниматься спортом, работать над чем-либо, гулять с ним и устраивать совместные развлекательные мероприятия. Кроме того, отец должен полностью содержать своего ребенка. Эти представления совпадают с образом, который прослеживается в кино. В 7 фильмах из 10 между отцом и ребенком установлены очень теплые, дружеские, доверительные отношения. Характерный пример представляет собой фильм «Елена», в котором отец в разумных пределах потакает всем желаниям своей дочери безотказно и искренне.

Рассмотрим качества «хорошего отца». По мнению респондентов, идеальный отец должен быть ответственным, умным, понимающим и заботливым. В 7 фильмах из 10 отец изображен именно таким. В фильмах отцы уделяют детям достаточно большое количество времени, заботятся о них, стараются решать их проблемы. Конечно, в кино имеются и сцены непонимания двух поколений, ссор и споров, но это жизненные реалии, которые встречаются повсеместно. Что же касается стереотипов в представлениях об обя-

занностях отца в отношении своего ребенка и качествах «хорошего отца», то здесь бытует мнение о том, что отец должен нести полную ответственность за свое чадо и бескорыстно заботиться о нем, а также быть умным, добрым и понимающим. Можно сказать, что отражение данных индикаторов в кино совпадает как с представлениями россиян об отцовстве, так и со стереотипами.

В ответе на вопрос о том, согласны ли респонденты с высказыванием, что в серьезных вопросах воспитания, образования, нравственности, общего развития и пр. слово отца должно быть решающим, мнения россиян разделились поровну. Отражение этого вопроса прослеживается не во всех фильмах, но в целом можно сказать, что мнение сценаристов не совпадает с мнением респондентов. В пяти фильмах из 10 показаны семьи с обоими родителями и в них четко прослеживается: последнее слово должно быть за главой семейства. В оставшихся пяти фильмах решающее слово априори принадлежит отцу, так как он остается единственным взрослым человеком в семье. При сравнении данных показателей с бытующими стереотипами наблюдается совпадение с отражением данной проблемы в кино, но расхождение с мнением респондентов. Согласно стереотипам мужчина является главой семьи, это означает, что, несмотря на то что в семье равноправие, что вопросы, которые поднимаются на «семейном совете», обсуждают все, именно за отцом остается принятие важнейших решений, именно он должен следить за дисциплиной.

Опрос россиян показал, что хороший муж обычно бывает хорошим отцом, с этим высказыванием согласились 56 %. В российском кино все не так. Из пяти фильмов, в которых представлена семейная жизнь с обоими супругами, только в двух фильмах «качество» отношений мужчины со своей женой соответствует «качеству» отношений отца и ребенка. В трех фильмах из пяти мужчина намного успешнее играет роль отца, нежели мужа. Проще говоря, хороший отец, но плохой муж. При этом делается акцент на том, что если мужчина является плохим мужем и его взаимоотношения с женой достаточно напряженные, то это совсем не означает, что он является плохим папой и не выполняет обязанностей отца по отношению к ребенку.

Респонденты дали ответы на вопрос о том, какова основная задача отца в жизни ребенка: предоставить ему надлежащее воспитание, защиту и любовь, подготовить к взрослой жизни, передать модель мужского поведения. Конечно, анализ этого в кино субъективен, но можно выделить 3 фильма из 10, в которых образы отцов фактически полностью соответствуют всем вышеперечисленным

критериям: это «Елена», в котором, несмотря на тяжелые, сложные и жестокие отношения с женой, отец души не чает в своем ребенке; «Папа», где ребенок - это то, ради чего живет главный герой, несмотря на то что отец довольно груб со своим сыном и строг по отношению к нему; «Отец и сын», в котором отец не представляет жизни без своего сына, безгранично любит и оберегает его.

Любопытным является сравнение мнения россиян о современных отцах с изображением образа отца в современных российских кинофильмах. Согласно результатам опроса, наблюдается некое противоречие. С одной стороны, задавая вопрос респондентам о том, какими качествами обладают современные отцы, мы получили достаточно негативные ответы: они не участвуют в воспитании детей, бесхозяйственные, безразличные и отстраненные по отношению к ребенку. С другой стороны, описывая своих собственных отцов, респонденты называли такие качества, как ответственный, решительный, хозяйственный, добрый, заботливый и понимающий. На наш взгляд, противоречие вызвано стереотипами, бытующими в современном обществе, о том, что в мире все больше материнских семей, а отцы совершенно не участвуют в жизни детей; в полной же семье обязанности по воспитанию отцом перекладываются на мать. В российском кинематографе образ отца в целом рассматривается положительно. Бесспорно, отношения «отец-ребенок» не лишены ссор и недопонимания, но в фильмах мы видим отцов, которые достаточно активно участвуют в воспитании ребенка, материально поддерживают своих детей, стараются найти золотую середину между строгостью и весельем, направляют и обучают, мы можем наблюдать это в 7 фильмах из 10.

Обратим внимание на личностные характеристики персонажей. Обобщая полученные данные, можно сказать, что отцы представлены в фильмах как добрые, открытые, искренние и неконфликтные люди, чьи отношения с окружающими людьми обычно приветливые и доброжелательные. При этом в отцах иногда не наблюдается должной строгости и жесткости, можно сказать, что у них отсутствует «мужское», «волевой компонент». Но существуют и фильмы, в которых отцы представлены крайне негативно («Возвращение»).

Интересен факт, что мы видим в кино светлый, положительный образ отца, но почти все фильмы рисуют в мрачных тонах семейную жизнь в целом. И это говорит о многом: во-первых, об отношении наших современников к семейной жизни в целом (личная свобода и карьера важнее, а семья этому мешает), а во-вторых, это, скорее всего, характеризует личный опыт создателей фильмов. Возмож-

но, данное наблюдение связано с тем, что большинство кинофильмов - это драмы и мелодрамы.

На основе данных, полученных при опросе, анализе эссе и фильмов, представляется возможным выделить несколько моделей отцовства. 1. Безразличный отец. Здесь определяются два характерных подтипа: 1) отец податливый: мужчинам этого типа проще позволить ребенку делать все, что ему захочется - лишь бы папу не отрывали от его дел. Он избегает конфликтов с ребенком, чтобы не заострять внимания и не разбираться в них. Такие отцы уделяют мало внимания своему ребенку, все свободное время посвящая своим любимым занятиям; 2) отец-снабженец - роль отца ограничена материальными функциями, хотя каждый папа может поделиться с ребенком не только содержимым кошелька. Сколько бы занятой папа не откупался от ребенка подарками, в глубине души он не удовлетворен, раздражен и испытывает чувство вины за то, что подменяет подлинное внимание игрушками. Но такие типы встречаются, в том числе, потому, что многим отцам приходится работать сверхурочно, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым. 2. Авторитарный отец - отцы этого типа не могут пройти мимо малейшего нарушения порядка. Они требуют к себе беспрекословного внимания и налагают наказания за каждую провинность с требованиями объяснений; не скупятся на замечания и не устают указывать своему ребенку на его недостатки. Авторитарный отец, как правило, оказывается и авторитарным супругом. Такой отец читает ребенку длинные нотации, выбирает книги, которые надо читать, вид спорта, которым надо заниматься, и кружки, которые надо посещать. 3. Идеальный отец - принимает ребенка таким, какой он есть, и помогает ему утвердить свою личность. Он может служить ему примером как в жизни, так в выборе профессии и т. д. Такой отец должен быть нежным, любящим и во всем знать меру. Хвалить там, где нужно, и порицать, не перегибая палку. Он должен заниматься с ребенком, воспитывать его и помогать познавать мир. Для сына отец должен быть образцом мужественности, чтобы научить его отваге и показать ему достойный пример настоящего мужчины. Для дочери отец также важен, так как для девочек отцы - идеалы будущих мужей. 4. Добрый отец - отцы такого типа никогда не сердятся, души не чают в своем ребенке. Окружающее их не заботит, все внимание - любимому чаду. Таких отцов любят, но они часто лишены авторитета, не являются для ребенка примером наставника и покровителя. Необходимо отметить, что в любом папе в большей или меньшей степени присутствует каждая из моделей, их существование в чистом виде маловероятно.

Итак, на первый взгляд, можно предположить, что формирование негативного образа современных отцов может быть связано с негативным изображением их в СМИ, в искусстве, особенно в кино. Ведь кино, как считают многие, - это зеркало общественной жизни. Но при анализе российских фильмов было выявлено, что образ отца в кино имеет в большей степени положительную окраску и во многом совпадает с качествами «хорошего отца». Это как общечеловеческие качества (доброта, искренность, честность, открытость), так и характеристики, касающиеся только отцов: ответственность по отношению к семье и детям, готовность сделать все для поддержания домашнего уюта и т. д. Но этот положительный образ сценаристы и режиссеры рисуют на фоне мрачных, темных тонов, которыми окрашены семейные отношения, что создает неприятное впечатление. Возможно, это объясняется тем, что авторы произведений стараются указать на негативные общественные настроения применительно к семье. Стоит сказать, что репрезентация образа отца в кино может быть основана исключительно на личном опыте и представлениях режиссера и сценариста, т. е. являться субъективным отражением реальности.

Примечания

См. подробно о методике и результатах исследования: Шевченко И.О. Представления россиян об отцах и отцовстве // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015. № 7 (126). С. 144-153. Были отобраны следующие кинофильмы: «Возвращение» (2003 г., драма), «Отец и сын» (2003 г., драма), «Папа» (2004 г., драма), «Слушатель» (2004 г., комедия), «Простые вещи» (2007 г., драма), «Дом, милый дом» (2008 г., комедия), «Человек у окна» (2009 г., комедия), «Взрослая дочь, или Тест на...» (2010 г., комедия), «Елена» (2011 г., мелодрама), «Метро» (2012 г., триллер). Автор выражает благодарность выпускнице социологического факультета РГГУ М. Разгоновой за помощь в сборе информации.

2

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.