Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАНДЕМИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В ГЕРМАНИИ. ЧАСТЬ 1'

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАНДЕМИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В ГЕРМАНИИ. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / COVID-19 / ВАКЦИНАЦИЯ / КАРАНТИН / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД / ПАКЕТ МЕР ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кокеев Александр Михайлович, Хорольская Мария Витальевна

Пандемия COVID-19 явилась для Германии серьёзнейшим вызовом за последние десятилетия. Перед страной встала необходимость защитить собственных граждан, преобразовать систему здравоохранения и оказать поддержку экономике. В преддверии выборов в Бундестаг особое беспокойство немецкой элиты вызывает вопрос, как COVID-19 и ограничительные меры повлияют на электоральные предпочтения населения. Одноврéменно пандемия стала испытанием для европейской солидарности. Первая изоляционистская реакция стран - членов ЕС сменилась попытками найти решение на наднациональном уровне. В статье из двух частей авторами предпринятá попытка проанализировать, каким образом немецкое правительство решает вставшие перед страной проблемы на национальном и европейском уровнях, а также выявить, как под воздействием пандемии меняются настроения граждан, какие прогнозы можно сделать о результатах грядущих выборов в Бундестаг. Первая часть посвящена немецкой политике, направленной на борьбу с распространением коронавируса и мерам по поддержке экономики, а также вопросам людских потерь, экономического ущерба и связанных с этим социальных и психологических проблем. Во второй будет проанализирована политика ФРГ на европейском уровне, а также влияние пандемии на настроения в обществе и электоральные предпочтения немцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE ECONOMIC AND POLITICAL SITUATION IN GERMANY. PART 1

The COVID-19 epidemic has become a major security challenge for Germany. The country was faced with the need to protect its own citizens, transform the health care system and support the economy. On the eve of the elections to the Bundestag, German elite concern how COVID-19 and restrictive measures will affect the electoral preferences of the population. At the same time, the pandemic has become a test for European solidarity. The first isolationist reaction of the EU member states gave way to attempts to find a solution at the supranational level. In a two-part article, the team of authors made an attempt to analyze how the German government solves the problems facing the country at the national and European levels, as well as to identify how citizens’ moods change under the influence of the pandemic, what predictions can be made about the results of the upcoming elections to the Bundestag. The first part is devoted to German anti-virus policy, as well as a study of economic damage and measures to support the economy. The second will analyze the FRG’s policy at the European level, as well as the impact of the pandemic on the mood in society and the political preferences of Germans.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАНДЕМИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В ГЕРМАНИИ. ЧАСТЬ 1»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №3

УДК 323.2

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32021101109

Александр КОКЕЕВ, Мария ХОРОЛЬСКАЯ

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАНДЕМИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В ГЕРМАНИИ.

ЧАСТЬ 1

Аннотация. Пандемия COVID-19 явилась для Германии серьёзнейшим вызовом за последние десятилетия. Перед страной встала необходимость защитить собственных граждан, преобразовать систему здравоохранения и оказать поддержку экономике. В преддверии выборов в Бундестаг особое беспокойство немецкой элиты вызывает вопрос, как COVID-19 и ограничительные меры повлияют на электоральные предпочтения населения. Одновременно пандемия стала испытанием для европейской солидарности. Первая изоляционистская реакция стран - членов ЕС сменилась попытками найти решение на наднациональном уровне. В статье из двух частей авторами предпринята попытка проанализировать, каким образом немецкое правительство решает вставшие перед страной проблемы на национальном и европейском уровнях, а также выявить, как под воздействием пандемии меняются настроения граждан, какие прогнозы можно сделать о результатах грядущих выборов в Бундестаг. Первая часть посвящена немецкой политике, направленной на борьбу с распространением коронавируса и мерам по поддержке экономики, а также вопросам людских потерь, экономического ущерба и связанных с этим социальных и психологических проблем. Во второй будет проанализирована политика ФРГ на европейском уровне, а также влияние пандемии на настроения в обществе и электоральные предпочтения немцев.

Ключевые слова: Германия, COVID-19, вакцинация, карантин, ограничительные меры, экономический спад, пакет мер поддержки бизнеса.

ФРГ одной из первых стран Евросоюза столкнулась с пандемией COVID-19. О первом случае заражения новым вирусом на территории Германии стало известно 27 января 2020 г., когда он был обнаружен у сотрудника баварского концерна по производству двигателей We-basto, вернувшегося из командировки в Ухань. Через 4 дня коронавирус подтвердился ещё у 4-х сотрудников этой компании и вскоре был выявлен у жителей других земель, вернувшихся с горнолыжных курортов Австрии и Италии. 9 марта появились сообщения о первых жертвах пандемии, а ещё через две недели во всех федеральных землях было принято решение о закрытии детских садов, школ и вузов, а также музеев и театров, запрещены все массовые мероприятия, посещение бассейнов и спортзалов. Часть сотрудников компаний была переведена

© Кокеев Александр Михайлович - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела европейских политических исследований НИ ИМЭМО им. Е.М. Примамкова РАН. Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Профсоюзная, д. 23. E-mail: alkokeev@gmail.com. ORCID: 0000-0003-4626-0759; Хорольская Мария Витальевна - кандидат политических наук, научный сотрудник Отдела европейских политических исследований НИ ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН. Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Профсоюзная д. 23. E-mail: khorolskaja.marya@yandex.ru. ORCID: 0000-0002-1885-7729 Статья поступила в редакцию: 26.04.2021.

на работу из дома, часть - на сокращённую рабочую неделю. Выступившая со специальным телеобращением к гражданам А. Меркель заявила: «Ситуация серьёзная. Отнеситесь и вы к этому серьёзно. С момента объединения Германии, нет, со времён Второй мировой войны, наша страна не стояла перед вызовами, требующими таких сплочённых и солидарных действий»1.

Борьба с распространением коронавируса

В период первой волны пандемии (до начала осени 2020 г.) в Германии, как и в мире в целом, явно преобладали оптимистические оценки её успехов в борьбе с пандемией. Несмотря на высокие показатели заразившихся (пятое место в мире), число летальных исходов в стране было в разы меньше, чем в США, Китае, Испании и Италии. Среди важнейших причин называли высокий уровень и эффективность немецкой системы здравоохранения, а также тот факт, что в Германии вспышку COVID-19 удалось распознать на более раннем этапе, чем в других странах. Важную роль сыграли быстро принятые меры по ограничению контактов родственников с людьми преклонного возраста. В результате средний возраст заболевших в Германии оказался значительно ниже, чем у её соседей, что способствовало сравнительно низким показателям смертности.

В ФРГ, в сравнении с другими европейскими странами, проводилось значительно больше тестов, уже имелось и было быстро оборудовано гораздо больше, чем у соседей, мест в отделениях интенсивной терапии2. Благодаря этому Германия смогла предоставить быструю и эффективную помощь не только своим гражданам, но и пациентам из других стран ЕС, прежде всего из Франции, Испании и Италии. Разумеется, нельзя забывать и об огромных возможностях немецкой экономики. Хотя высокий уровень взаимосвязи с важнейшим внешнеторговым партнёром ФРГ Китаем сыграл скорее негативную роль.

Уже в середине апреля 2020 г. А. Меркель заявила об определённых «промежуточных успехах» Германии в борьбе с пандемией и наметившемся снижении числа заболеваний COVID-19. Соответственно, было объявлено и о некотором ослаблении связанных с пандемией ограничений, продолжавшемся до начала лета. В частности, в рамках договорённостей с другими европейскими странами немецким гражданам разрешили поездки в отпуск. К этому времени ФРГ стала признанным лидером по борьбе с пандемией в Европе, а первые её успехи даже стали называть «немецким чудом».

Однако чуда не произошло. Уже к концу августа число инфицированных жителей ФРГ вернулось к показателям апреля, а в Берлине заговорили о надвигающейся второй волне пандемии. 28 октября о ней было объявлено официально, а со 2 ноября начался новый карантин: были закрыты все заведения общепита, спортзалы, отменены массовые мероприятия и т.д., ужесточены правила социального дистанцирования. При этом школы и детские сады оставались открытыми. В результате рост числа заболеваний удалось приостановить лишь на очень короткое время. 27 ноября количество инфицированных в Германии с начала пандемии превысило один миллион. При этом количество связанных с пандемией смертей продолжало возрастать. 4 января 2021 г. в Германии был установлен антирекорд по смертности - за сутки умерло 1 244 человека.

Отчасти этому способствовало появление нового особо заразного штамма вируса CoV-2 в Великобритании. В создавшейся ситуации с 15 декабря в Германии были введены новые, ещё более жёсткие, карантинные меры. Школы и детские сады были снова закрыты, передви-

1 Merkel: «Es ist ernst. Nehmen Sie es auch ernst». FAZ. 19.03.2020. URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/ in-land/coronavirus-die-ansprache-von-angela-merkel-zur-krise-16685549.html (дата обращения 14.02.2021).

2 Дынкин А., Телегина Е. Шок пандемии и посткризисный мир // Мировая экономика и международные отношения. 2020. №8. С. 6.

жение граждан в наиболее пострадавших от пандемии районах ограничено, использование масок в общественном транспорте и магазинах стало обязательным. В последующие месяцы карантин неоднократно продлевался каждые несколько недель. 10 февраля 2021 г., когда он был пролонгирован до 7 марта, было согласовано и передано в компетенцию федеральных земель постепенное открытие (в зависимости от конкретной ситуации) школ и детских садов. Следующее ослабление ограничительных мер было увязано с достижением суточного показателя заражений на 100 тыс. человек, который в течение недели не должен превысить 35. Позже это значение заменили на 50, но и его до настоящего времени достигнуть не удалось. По данным Института Роберта Коха, на 1 апреля 2021 г. суточный прирост заражений коро-навирусом в Германии составил 24 300 случаев (1 марта - 3 943 случая). Всего с начала эпидемии и до середины весны в ФРГ было выявлено 2 833 173 случаев заражения, общее число летальных исходов составило 76 543 человека, выздоровели более 2,8 млн человек. За неделю в середине мае из расчёта на 100 тыс. населения было зарегистрировано 134,2 случая заражения (22 декабря 2020 г. этот показатель достигал наивысшего значения - 197,6)\

В начале марта 2021 г. власти нескольких регионов Германии начали смягчать или отменять некоторые ограничения. Во многих землях вернулись в школы ученики начальных классов, открылись торговые центры, парикмахерские, книжные и цветочные магазины, музеи и т.д. Однако в то же время в стране начали широко распространяться новые, более заразные мутации коронавируса, и число инфицированных вновь стало расти. В феврале 2021 г. почти четверть случаев заболеваний СОУЮ-19 в ФРГ приходилась на мутации. «Ситуация очень и очень серьёзная», - подчеркнула А. Меркель 23 марта, объявив об очередном продлении жёсткого локдауна в стране до 18 апреля. Среди прочего было объявлено, что во время пасхальных праздников с 1 по 5 апреля все магазины кроме продуктовых останутся закрытыми, и встречи граждан будут ограничены максимум 5 людьми из двух домохозяйств. Однако реализовать эти запреты на Пасху оказалось невозможным. Объявленные канцлером новые ограничения вызвали серьёзное недовольство граждан, уставших от карантина, в том числе и потому что не обсуждались публично. В результате А. Меркель признала ужесточение карантинных мер на Пасху собственной ошибкой, отменила это решение и впервые за 15 лет её правления принесла гражданам страны публичные извинения2. Вместе с тем канцлер призвала немцев оставаться на Пасху дома и свести контакты до минимума. Работодателям было предписано изыскивать дальнейшие возможности для расширения дистанционной работы. Оставшиеся открытыми школы и детские сады при росте числа заражений предписывалось вновь закрывать и т.д. Благодаря принесённым канцлером извинениям, общественную реакцию на введение новых ограничений удалось несколько разрядить. Как справедливо отмечал руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН В.Б. Белов, в этой кризисной ситуации А. Меркель в очередной раз продемонстрировала не только присущее ей самообладание, «но и способность извлечь из неё определённую выгоду»3.

По мнению обозревателя «Немецкой волны» Й. Турау, все немецкие политики, как в правительстве страны, так и в федеральных землях, «безнадёжно заблудились в деталях», и это привело к тому, что граждане страны больше не понимают, какие правила действуют в

1 Aktueller Lage-/Situationsbericht des RKI zu COVID-19. Robert Koch Institut. URL: https://www.rki.de/DE/Content/ InfAZ/N/Neuartiges Coronavirus/Situationsberichte/Gesamt.html (дата обращения 16.05.2021).

2 «Ich bitte alle Bürgerinnen und Bürger um Verzeihung». Bild. I4.03.I0I1. URL: https://www.bild.de/politik/inland/politik-inland/nach-heftiger-kritik-merkel-kippt-die-oster-beschluesse-bittet-buerger-um-verzeihung-75847352.bild.html (дата обращения 25.03.2021).

3 Белов В.Б. Партийно-политическая ситуация в Германии - год спустя после начала пандемии коронавируса // Аналитические записки Института Европы РАН. 2021. №6. С. 6. DOI: 10.15211/analytics62021

данный момент1. Одной из важнейших связанных с этим проблем является то, что в Германии правительства федеральных земель обладают весьма обширными полномочиями в принятии решений в целом ряде социальных сфер, в частности, в вопросах здравоохранения. Эти полномочия определены в «Законе о защите населения от инфекционных заболеваний» (ЩО), в соответствии с которым такие вопросы, как ограничение социальных контактов, закрытие школ или введение комендантского часа решают земельные правительства. Соответственно, у Берлина нет достаточных рычагов, с помощью которых можно заставить земельные власти принимать те меры, которые (тоже не без труда) удаётся согласовать в Ведомстве федерального канцлера. Затянувшаяся пандемия способствовала среди прочего и тому, что А. Меркель поставила вопрос о необходимости изменений в ЩО, в соответствии с которыми и общие правила, и конкретные меры определялись бы Минздравом ФРГ, а не земельными правительствами. Однако для реализации этого предложения сохраняется слишком много препятствий. Важнейшее из них заключается в том, что, даже имея за собой твёрдое большинство в Бундестаге, канцлер не может не учитывать, что депутаты избираются в землях, граждане которых очень дорожат автономией от центра.

Наибольшие надежды на успехи в борьбе с пандемией в Германии связывают не столько с ужесточением ограничительных мер, заметно усиливших усталость и раздражение в обществе, сколько с начавшимся в конце декабря 2020 г. процессом вакцинации. Возглавляющий Институт Роберта Коха главный эпидемиолог Германии Л. Вилер считает, что если имеющие место перебои с поставками вакцин будут устранены, то к осени этого года 80% населения ФРГ будет обладать иммунитетом против СОУЮ-19. Если это произойдёт, то все ограничения, по его мнению, могут остаться в прошлом2. Оперативное открытие по всей стране крупных центров вакцинации, введение бесплатных экспресс-тестов на СОУЮ-19, целый ряд других мер говорят о том, что правительство и региональные власти попытаются достичь критической массы вакцинированных как можно быстрее. Однако, по мнению большинства экспертов, решить эту задачу до конца 2021 г. вряд ли удастся.

Экономические последствия

Продолжающаяся уже более года пандемия СОУЮ-19 привела не только к тяжёлым людским потерям, но и нанесла серьёзный ущерб немецкой экономике, отличающейся от-

3 л

крытостью и высоким уровнем зависимости от экспорта товаров и услуг . В первом квартале 2020 г. ВВП ФРГ сократился на 2,2%, а во втором - на 9,8%. В июне экспертам пришлось скорректировать прогноз падения ВВП за весь 2020 г. с 4,7% до 5,3%, что и подтвердилось

4

итоговыми показателями .

Наиболее значимый для экономики показатель экспорта в 2020 г. сократился на 9,3%, что стало самым большим падением после кризиса 2009 г. (18%). Немецкий импорт также снизился на 7,1%. Наиболее значимые потери понесли автомобилестроение, станко- и машиностроение, авиаперевозки. Уже в марте 2020 г. автомобильные концерны ФРГ столкнулись не только с падением спроса, но и с проблемой поставок комплектующих, прежде всего с ки-

1 Thurau J. Meinung: Doch keine Osterruhe - Regierung Merkel im freien Fall. DW. 24.03.2021. URL: https://www. dw.com/de/meinung-doch-keine-osterruhe-regierung-merkel-im-freien-fall/a-56972525 (дата обращения 26.03.2021).

2 Impftempo in Deutschland stagniert - unter 300.000 Dosen am Tag. Spiegel. 25.03.2021. URL: https://www.spiegel.de/wissenschaft/medizin/corona-krise-tempo-der-impfungen-in-deutschland-stagniert-unter-300-000-dosen-am-tag-a-cd1d202d-4da4-4daa-9d0d-43f00abe18ec (дата обращения 26.03.2021).

3 См. подробнее: Белов В.Б. Последствия пандемии коронавируса для экономики Германии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2. С. 83-90. DOI: 10.15211/vestnikieran220208390

4 2021 verspricht Besserung. Tagesschau. 14.01.2021. URL: https://www.tagesschau.de/wirtschaft/wird-2021-zum-jahr-des-aufschwungs-101.html (дата обращения 11.02.2021).

тайских заводов (в Китае - главном внешнеторговом партнёре Германии - работают более 5 тыс. немецких компаний с 1 млн занятых). Ситуацию в автомобильной промышленности осложнили и проблемы с поставками из охваченных пандемией Италии и Испании. Высокая (как и у всей Европы) зависимость немецкой фармацевтики от поставок с китайских заводов обусловила проблемы с лекарственными средствами и особенно со столь необходимыми при пандемии медицинскими масками. Резкое падение спроса на авиаперевозки привело к рекордным потерям у одного из крупнейших в мире авиаконцернов - немецкой Lufthansa. Чистые убытки компании в 2020 г. составили 6,7 млрд евро, а оборот сократился с 36,4 млрд евро в 2019 г. до 13,6 млрд в 2020 г. Несколько десятков тысяч сотрудников были уволены. По словам главы концерна К. Шпора, Lufthansa сможет вернуться к прежним показателям загрузки лишь к середине этого десятилетия1.

В связи с пандемией в Германии был приостановлен целый ряд производств, многих сотрудников стали переводить на сокращённую рабочую неделю и работу на дому. Предпринимаемые правительством жёсткие ограничительные меры особенно больно ударили по малым и средним предприятиям, представляющим в Германии основную массу работодателей, а также по самозанятым. Количество последних долгое время постоянно росло и достигло почти 5 млн человек. В условиях пандемии многие из этих людей оказались под угрозой полной потери заработка. В связи с этим в первые же месяцы пандемии в центре предпринимаемых федеральным правительством мер помощи бизнесу оказалось обеспечение финансовой поддержки владельцев микропредприятий, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. В течение марта 2020 г. эту поддержку частично оказывали земельные органы. 25 марта Бундестагом была принята крупнейшая в истории ФРГ антикризисная программа, в соответствии с которой на поддержку микропредприятий и самозанятых было выделено 50 млрд евро2. И уже с 30 марта начал действовать механизм выплаты единоразовых безвозвратных субсидий от 9 до 15 тыс. евро, в зависимости от количества занятых. По расчётам федерального правительства, этим видом помощи смогут воспользоваться до 3 млн представителей малого бизнеса. Для получения выплат предприниматели должны предоставить доказательства, что до 11 марта их бизнес был в порядке, а проблемы связаны только с пандемией3. Для предприятий малого и среднего бизнеса была запущена специальная кредитная программа со 100%-ми госгарантиями. В рамках этой программы компании, насчитывающие от 11 до 50 сотрудников, смогут получать гарантированные государством займы до 500 тыс. евро, а компании, в которых заняты до 250 человек - до 800 тыс. евро. Выдаваться они будут на 10 лет под 3% годовых4.

Названный пакет мер поддержки бизнеса привёл к самому крупному дефициту бюджета Германии с момента её объединения (и вообще первому за последние 11 лет), составившему в 2020 г. 139,6 млрд евро5. Однако большинство немецких экспертов не склонно драматизировать ситуацию: во-первых, ожидалось, что этот показатель окажется значительно выше, а во-вторых, образовавшийся долг, который за период с 2020 по 2022 гг. должен составить около 450 млрд евро, может быть погашен размещением на фондовых рынках государствен-

1 Lufthansa erleidet Rekordverlust durch Corona-Krise. DW. 04.03.2021. URL: https://www.dw.com/de/lufthansa-erleidet-rekordverlust-durch-corona-krise/a-56766273 (дата обращения 24.02.2021).

2 Kampf gegen Corona: Größtes Hilfspaket in der Geschichte Deutschlands. Bundesministerium der Finanzen. 22.05.2020. URL: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Standardartikel/Themen/Schlaglichter/Corona-Schutzschild/2020-03-13-Milliarden-Schutzschild-fuer-Deutschland.html (дата обращения 20.04.2020).

3 Eckpunkte «Corona-Soforthilfe für Kleinstunternehmen und Soloselbständige». 23.03.2020. URL: https://www.bundesfmamministerium.de/url/Eckpunkte-Soforthilfe. (дата обращения 20.04.2020).

4 Гурков А. Как в Германии спасают малый и средний бизнес от коронавируса. DW. 25.03.2020. URL: https://p.dw.com/p/3a1s1 (дата обращения 25.03.2021).

5 Белов В.Б. Последствия пандемии коронавируса для экономики Германии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2. С. 86.

ных облигаций. В федеральном правительстве не сомневаются в желании международных инвесторов их приобрести, так как Германия считается одним из самых надёжных заёмщиков в мире. 4 февраля 2021 г. правительство А. Меркель согласовало новый масштабный пакет мер по поддержке пострадавшей от пандемии немецкой экономики. Он предусматривает разовые выплаты по 150 евро получающим социальную помощь, а также родителям за каждого ребёнка. Пострадавшим от пандемии предпринимателям были продлены прежние налоговые льготы и введён ряд новых, дополнительный миллиард евро выделен на поддержку культуры. Сопредседатели входящей в правительственную коалицию СДПГ З. Эскен и Н.-В. Борьянс оценили размер нового пакета помощи в более чем 7,5 млрд евро1.

По прогнозам Федерального объединения немецкой промышленности (BDI), опубликованным в январе 2021 г., в этом году ожидается рост ВВП на 3,5% и экспорта на 6%. В то же время, как подчеркнул глава объединения З. Руссвурм, экономическая ситуация в целом останется тяжёлой, а вернуться к докризисному уровню экономика Германии сможет лишь к середине 2022 г.2 При этом надо иметь в виду, что наблюдающиеся с конца 2020 г. рост мировой торговли и оживление экономической жизни в Китае поддерживают ориентированную на экспорт экономику Германии, в то время как такие страны на юге Европы, как Италия, Испания и Греция, значительно сильней страдают от последствий пандемии из-за большой зависимости от туризма и сферы услуг3. Не говоря уже о том, что ФРГ обладает гораздо большей, чем у других, «подушкой финансовой безопасности» (отношение госдолга к ВВП в Германии составляет 62%, в то время как во Франции - 98%). Как отмечал в феврале 2021 г. глава Федерального статистического ведомства ФРГ (Destatis) Г. Тиль, в международном сравнении немецкая экономика справилась с кризисом в 2020 г. «существенно лучше, чем большинство других европейских стран» .

Вместе с тем экономическая ситуация в ФРГ остаётся тяжёлой, а продолжающийся лок-даун на ней сильно сказывается. По подсчётам экспертов Института немецкой экономики в Кёльне (IW), в первом квартале 2021 г. Германия потеряла около 50 млрд евро. Согласно докладу института, опубликованному 14 марта 2021 г., с начала пандемии ВВП сократился на 250 млрд евро, а 16 тыс. предприятий объявили о банкротстве. При этом многие эксперты отмечали, что истинное число неплатёжеспособных фирм в Германии по меньшей мере на 5 тыс. выше, т.к. на период пандемии правительство освободило фирмы от подачи заявок о банкротстве5.

Борьба с пандемией и связанными с ней экономическими и социальными последствиями заметно сузили поле политического манёвра Германии. В международных организациях, призванных содействовать урегулированию конфликтов, усилия Берлина сконцентрировались, прежде всего, на сдерживании дальнейшего распространения пандемии, минимизации экономического ущерба, разработке и внедрении новых вакцин. Ковидная повестка дня в значительной мере перекрыла международную повестку по предотвращению и урегулированию кризисов, в особенности после того как в конце 2020 г. разразилась «вторая волна». Такие осново-

1 Вачедин Д.В Германии власти выделяют миллиарды на помощь экономике. DW. 04.02.2021. URL: https://p.dw.com/p/3oqhP (дата обращения 21.02.2021).

2 Жуков Е. Экономисты прогнозируют на 2021 год 3,5-процентный рост ВВП ФРГ. DW. 12.01.2021. URL: https://p.dw.com/p/3npen (дата обращения 16.03.2021).

3 Маслова Е.А. Итальянский коронакризис и его последствия: национальное, общеевропейское и глобальное измерения // Международная аналитика. 2020. №11. DOI: 10.46272/2587-8476-2020-11-1-58-70

4 Bruttoinlandsprodukt Für Deutschland 2020. URL: https://www.destatis.de/DE/Presse/Pressekonferenzen/2021/BIP2 020/statement-bip.pdf?_blob=publicationFile (дата обращения 16.03.2021).

5 Ulrich K. IW: Corona-Verlust in Höhe von 250 Milliarden Euro. DW. 15.03.2021. URL: https://www.dw.com/de/iw-corona-verlust-in-h%C3%B6he-von-250-milliarden-euro/a-56878447 (дата обращения 25.03.2021).

полагающие для внешней политики ФРГ вопросы, как выработка общей внешней и оборонной политики Евросоюза и (хотя и в меньшей степени) «реанимирование» трансатлантического партнёрства с новой администрацией в Вашингтоне, несколько отошли на второй план. А в продолжающихся усилиях Берлина по урегулированию актуальных конфликтов (в Афганистане, Косово, Ираке) упор был сделан на медицинскую и гуманитарную помощь1. Сегодня в Берлине, как и в большинстве других столиц, обсуждается необходимость сокращения целого ряда статей бюджета. В связи с этим нельзя исключать обострения дискуссии по столь болезненной для Германии проблеме, как выполнение натовских предписаний об увеличении расходов на оборону до 2% от ВВП. Не вызывает сомнений, что, по крайней мере, в ближайшей перспективе проблемы восстановления экономики и преодоления последствий ещё далеко не закончившейся пандемии останутся одним из приоритетных направлений деятельности федерального правительства.

* * *

Несмотря на определённые успехи Германии в борьбе с пандемией (особенно заметные в сравнении с партнёрами ФРГ по ЕС) и беспрецедентные меры по поддержке экономики и отдельных категорий граждан, ситуация в стране (на конец апреля 2021 г.) продолжает оставаться тяжёлой. Захлестнувшая Европу третья волна пандемии и низкие темпы вакцинации приводят к росту числа заражений и человеческих жертв (19 апреля средний показатель новых заражений за 7 дней вырос в Германии до 165,3 случая на 100 тыс. жителей, а число умерших от COVID-19 превысило 80 тыс. человек). Соответственно, растёт нагрузка на достаточно устойчивую, но испытывающую всё более серьёзные проблемы немецкую экономику, обостряются социальные проблемы, усиливается общественное недовольство. 21 апреля Бундестаг одобрил обязательные для всей страны поправки в «Закон о защите населения от инфекционных болезней» (IfSG), ужесточающие меры борьбы с пандемией («аварийный тормоз»). Для округов и городов с высоким уровнем инфицирования поправки предусматривают комендантский час ночью, закрытие школ и более серьёзные ограничения работы магазинов. Названные меры должны действовать как минимум до 30 июня 2021 г. Предполагается, что к этому времени пандемия в значительной степени окажется под контролем благодаря вакцинации граждан. Показательно, что при голосовании в Бундестаге поправки были приняты с минимальным перевесом. Это среди прочего свидетельствует не только об усталости и нарастающем недовольстве в немецком обществе, но и о том, что успехи и особенно просчёты в действиях правительства по борьбе с пандемией скажутся на результатах предстоящих в сентябре 2021 г. выборов в Бундестаг.

Список литературы

Белов В.Б. Последствия пандемии коронавируса для экономики Германии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2. С. 83-90. DOI: 10.15211/vestnikieran220208390

Белов В.Б. Партийно-политическая ситуация в Германии - год спустя после начала пандемии коронавируса // Аналитические записки Института Европы РАН. 2021. №6. DOI: 10.15211/analytics62021

Дынкин А., Телегина Е. Шок пандемии и посткризисный мир // Мировая экономика и

1 См. подробнее: Markus K. Covid-19 und das Krisenmanagement Deutschlands // Internationale Politik unter Pande-mie-Bedingungen Tendenzen und Perspektiven für 2021. Berlin: Stiftung Wissenschaft und Politik, Deutsches Institut für Internationale Politik und Sicherheit, 2021. P. 77-82. URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/studien/2020S26_Corona_Studie.pdf (дата обращения 31.05.2021).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №3

международные отношения. 2020. Т. 64. №8. С. 5-16. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-8-5-16 Маслова Е.А. Итальянский коронакризис и его последствия: национальное, общеевропейское и глобальное измерения // Международная аналитика. 2020. №11. С. 58-70. DOI: 10.46272/2587-8476-2020-11-1-58-70

References

Belov, V.B. (2020). FRG: partiino-politicheskaya zhizn' v usloviyakh pandemii [Party and political situation in Germany after a year of Coronavirus pandemic]. Analiticheskie zapiski IE RAN [Analytical Papers of IE RAS]. 6(204). Available at: http://www.instituteofeurope.ru/images/ up-loads/analitika/2020/an204.pdf (accessed 20.04.2020). (In Russian). DOI: 10.15211/analytics62021

Belov, V.B. (2020). Posledstviya pandemii koronavirusa dlya ekonomiki Germanii [Effects of the Coronavirus Pandemic on the German economy]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the IE RAS]. 2. P. 83-90. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran220208390

Dynkin, A., Telegina, E. (2020) Shok pandemii i postkrizisnyi mir [Pandemic Shock and the World after Crisis]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations]. Vol. 64, №8. P. 5-16. (In Russian). DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-8-5-16

Markus, K. (2021). Covid-19 und das Krisenmanagement Deutschlands [Covid-19 and the crisis management of Germany]. In: Lippert, B. Mair, S. Perthes, V. (eds.) Internationale Politik unter Pan-demie-Bedingungen Tendenzen und Perspektiven für 2021 [International politics under pandemic conditions Trends and perspectives for 2021]. Berlin: Stiftung Wissenschaft und Politik, Deutsches Institut für Internationale Politik und Sicherheit. Available at: https://www.swp-berlin.org/ filead-min/contents/products/studien/2020S26_Corona_Studie.pdf (accessed 31.05.2021). (In German). DOI: 10.18449/2020S26

Maslova, E.A. (2020). Ital'yanskij koronakrizis i ego posledstviya: nacional'noe, obshcheevrope-jskoe i global'noe izmereniya [Italian Coronacrisis and its Repercussions: National, European, and Global Dimensions]. Mezhdunarodnaya analitika [Journal of International Analytics]. 11. P. 58-70. (In Russian). DOI: 10.46272/2587-8476-2020-11-1-58-70

Thurau, J. Meinung: Doch keine Osterruhe - Regierung Merkel im freien Fall [Opinion: But no Easter rest - Merkel government in free fall]. DW. March 24, 2021. Available at: https://www.dw. com/de/meinung-doch-keine-osterruhe-regierung-merkel-im-freien-fall/a-56972525 (accessed 26.03.2021) (In German).

Ulrich, K. IW: Corona-Verlust in Höhe von 250 Milliarden Euro [IW: Corona loss of 250 billion euros]. DW. March 15, 2021. Available at: https://www.dw.com/de/iw-corona-verlust-in-h%C3%B6he-von-250-milliarden-euro/a-56878447 (accessed 25.03.2021) (In German).

Impact of the COVID-19 Pandemic on the Economic and Political Situation in Germany.

Part 1

Authors. Alexander Kokeev, Candidate of Sciences (History), Lead Researcher, Department for European Political Studies, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO). Address: 23, Profsoyuznaya str., Moscow, Russia, 117997. E-mail: alkokeev@gmail.com. ORCID: 0000-0003-4626-0759; Maria Khorolskaya, Candidate of Political Sciences, Researcher, Department for European Political Studies, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO). Address: 23, Profsoyuznaya str., Moscow, Russia, 117997. Email: khorolskaja.marya@yandex.ru. ORCID: 0000-0002-1885-7729

Abstract. The COVID-19 epidemic has become a major security challenge for Germany. The country was faced with the need to protect its own citizens, transform the health care system and support the economy. On the eve of the elections to the Bundestag, German elite concern how COVID-19 and restrictive measures will affect the electoral preferences of the population. At the same time, the pandemic has become a test for European solidarity. The first isolationist reaction of the EU member states gave way to attempts to find a solution at the supranational level. In a two-part article, the team of authors made an attempt to analyze how the German government solves the problems facing the country at the national and European levels, as well as to identify how citizens' moods change under the influence of the pandemic, what predictions can be made about the results of the upcoming elections to the Bundestag. The first part is devoted to German anti-virus policy, as well as a study of economic damage and measures to support the economy. The second will analyze the FRG's policy at the European level, as well as the impact of the pandemic on the mood in society and the political preferences of Germans.

Key words: Germany, COVID-19, vaccination, quarantine, restrictive measures, economic downturn, business support package.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32021101109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.