УДК 338.1 ВАК 08.00.05 ГРНТИ 06.71.07
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12225 ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АПК РОССИИ ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ
Демидова Елена Алексеевна
к.э.н., доцент кафедры экономики и управления АПК ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск
Аннотация: в статье представлены результаты изучения вопроса, связанного с современным состоянием отечественного АПК и его способностью развития с учетом не только внутренних факторов, но и внешних мировых. В статье представлено описание социальных глобальных вызовов, связанных с развитием мирового АПК, в их контексте приводится анализ ситуации касаемо нашей страны, также представлена оценка текущих и долгосрочных перспектив развития АПК России.
Ключевые слова: социальные вызовы, мировые тенденции, экспорт агропродуции, этические нормы, развитие АПК России
IMPACT OF GLOBAL SOCIAL CHALLENGES ON THE RUSSIAN AGRICULTURAL
SECTOR
Demidova Elena Alekseevna
Ph.D., Аssociate Professor of Economics and management of agriculture Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk
Abstract: the article presents the results of studying the issue related to the current state of the domestic agro-industrial complex and its ability to develop, taking into account not only internal factors, but also external factors. The article describes the social global challenges associated with the development of the world agro-industrial complex, analyzes the situation in our country in their context, and also provides an assessment of the current and long-term prospects for the development of the Russian agro-industrial complex.
Keywords: social challenges, global trends, export of agricultural products, ethical standards, development of the Russian agro-industrial complex
Открытость рыночной экономики предоставляет широкие возможности для развития производства стран, но учитывая значительные отраслевые отличия, специфические особенности территориального размещения и имеющиеся исходные ресурсы в каждой стране, возможности промышленного развития могут иметь различный состав с наличием значительного количество ограничений. Экспорто-ориентированные отрасли, как правило, подвергаются воздействию не только факторов действующих внутри страны, но и должны учитывать потребности конечного потребителя, особенности регламентирующих норм, действующих на территории стран-покупателей.
Современные мировые глобальные социальные вызовы сформировались под воздействием мировых (внешних) и отечественных (внутренних) факторов, их основная и наиболее существенная трансформация осуществлялась сначала перехода плановой экономики на основы рыночной экономической системы [5]. Наиболее значимыми и
оказывающими влияние на развитие мирового агропромышленного комплекса (АПК) можно назвать следующие глобальные социальные вызовы:
1. Усиление расслоения населения по уровню доходов и доступу к здоровым продуктам питания.
2. Сохранение остроты проблемы сокращения занятости в сельской местности, структурной безработицы на селе, происходит ухудшение социального положения сельских жителей.
3. Повышение спроса на функциональное и персонализированное питание, продукцию органического сельского хозяйства, которые определяются присутствующим ростом популярности здорового образа жизни, индивидуализации рациона питания людей.
4. Неспособность технологий генно-инженерной модификации и клонирования занять значимых рыночных ниш на рынках многих стран по причине значительного общественного сопротивления.
5. Значительное влияние отрицательного мнения общества, связанного с жестоким обращением с животными, на технологические способы и приемы современного индустриального животноводства.
6. Возрастание угрозы традиционному образу жизни крестьян и представителей коренных малочисленных народов в результате индустриализации сельского хозяйства [4].
Учитывая локальный характер каждой из названных социальных угроз, необходимо выявить особенности и возможности формирования подходов к развитию отечественного АПК, согласно представленной выше последовательности:
1. Дифференциация уровня доходов населения страны значительна, действующие инструменты, направленные на социальную защиту населения не всегда эффективны, в связи с этим необходимо следующее:
- разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение уровня осведомленности населения страны о значимости правильного питания;
- осуществление мониторинга наличия объектов розничной торговли на расстоянии до 1,5 км от местонахождения населенных пунктов;
- разработка механизма строгого контроля стандартного меню и усовершенствование процесса закупки продуктов питания государственными учреждениями;
- повышение эффективности мер, направленных на функционирование перераспределительной политики, необходимой для социальной защиты наиболее уязвимых групп населения (в том числе, возможность получения продуктов питания по талонам).
2. Для сельских территорий страны на протяжении значительного периода времени остается весомой проблема структурной безработицы, которая, учитывая современное состояние и не всегда имеющиеся позитивные темпы развития экономики, остаётся актуальной и в ближайшей перспективе. Ситуация усугубляется снижением спроса на сельскохозяйственную рабочую силу с низким уровнем оплаты труда, что приводит к усилению процессов миграции сельского населения в городскую среду. Наиболее действенной и позволяющей достичь существенного рывка в развитии сельских территорий является реализация инвестиционных проектов представителями крупного бизнеса. Они будет сопровождаться городскими стандартами качества инфраструктуры, созданием новых населенных пунктов с ограниченной численностью населения, полувахтовым режимом работы и ограниченными мультипликативными эффектами для локальных экономик прилегающих территорий.
В таких условиях особого внимания требует деятельность муниципальных центров содействия занятости населения, развитие сети сельскохозяйственных информационно-консультационных центров с целью стимулирования переобучения на новые специальности, поддержка малого предпринимательства, фермерства (прежде всего, государственная финансовая поддержка) [3].
3. Необходима разработка механизма и усиление действенности контрольных и надзорных мер в области качества продуктов питания, производимых в категории «здорового питания» организациями, находящимися на стадии становления деятельности, с целью максимального снижения риска отрицательного воздействия на здоровье покупателей в случае недобросовестности производителя в части выполнения требуемых качественных параметров продукции.
4. В России в 2016 г. принят закон [1], запрещающий обращение с ГМО и определяющий возможность их использования только для научно-исследовательских целей. Действие этого запрета на уровень конкурентоспособности АПК страны двояко, что приводит к необходимости проведения взвешенной политики в части данного вопроса.
Во-первых, государственная поддержка позволяет осуществлять научные исследования в сфере генетических технологий, синтетической биологии, биотехнологий. Ее осуществление является неким гарантом сохранения технологической независимости и обеспечения эффективного пограничного контроля биоматериалов, сельхозсырья и пищевой продукции. Но достижение значимого эффекта от осуществления государственной поддержки разработанных технологий возможно только при наличии возможностей их коммерциализации. Более того, полный отказ от выращивания ГМО-культур может отрицательно сказаться на конкурентоспособности страны на глобальных рынках растительной продукции, поскольку ГМО позволяет достичь существенной оптимизации производственных затрат (например, направленных на борьбу с засухой и вредителями).
Во-вторых, статус территории, свободной от ГМО, может иметь значительные долгосрочные позитивные эффекты для достижения глобальной конкурентоспособности на новых рынках продуктов питания (например, органические продукты питания) [2].
5. Существование отрицательного мнения населения касаемо жестокого обращения с животными, возникающего по причине мясопереработки, приводит к необходимости предприятиями осуществлять поиск или разработку технологий, направленных на создание наиболее оптимальных технологических условий, учитывающих не только производственные задачи, но и мнение потребителей продукции и защитников животного мира. Радикальным решением данной проблемы может послужить значительное расширение сегмента искусственных заменителей животных продуктов из растительного сырья, которые будут являться идентичными натуральным по пищевым свойствам. В качестве примера таких технологий можно привести развитие технологий выращивания животных тканей в искусственных средах («бифштес из пробирки»). Но в силу многих факторов данные технологии в настоящий момент далеки от коммерциализации, в то время как, соответствующие стартапы уже привлекают десятки миллионов долларов венчурного капитала, ожидается их выход на уровень готовности к коммерческому использованию в течение ближайшего десятилетия.
В России в настоящий момент по сравнению с рядом стран объем потребления мяса в расчете на одного человека значительно ниже, поскольку наиболее важным фактором для наших соотечественников выступает доступность цен, вопросы же этического характера, связанные с жестоким обращением с животными, остаются на второстепенном плане. В связи с этим, выше описанная ситуация, характерная для многих стран, в нашей стране в текущей и среднесрочной перспективе не будет актуальной и не сможет оказать существенное влияния на потребление продукции внутри страны. Если же рассмотреть долгосрочную перспективу, то может возникнуть достаточно серьёзная величина риска, связанная со значительным и безвозвратным технологическим отставанием в сфере индустриального животноводства и новых гуманных технологий.
6. Россия обладает богатым культурным наследием как многонациональная страна, что в условиях высоких темпов развития научно-технического прогресса требует дополнительного внимания со стороны государства, направленного на сохранение сложившихся традиций жизни малочисленных коренных народов.
Таким образом, многообразие социальных мировых вызовов в развитии аргопроизводства, приводит к необходимости не только непрерывно повышать уровень технического развития, направленного на достижение экономической эффективности деятельности, но и учитывая требования социального и этического характера, разрабатывать и внедрять технологии, позволяющие достичь качественных результатов, соответствующих мировым тенденциям развития АПК.
Список используемых источников:
1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 358-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности" [Электронный ресурс] / Официальный сайт Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200732/ (дата обращения 23.06.2020).
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 [Электронный ресурс]/URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757f e034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения 23.06.2020)
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы / Утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 [Электронный ресурс] / URL: http://docs.cntd.ru/document/902361843 (дата обращения 23.06.2020)
4. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.) [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70484380/ (дата обращения 23.06.2020)
5. Итоги-2018. Сельское хозяйство получило новый толчок для роста. Официальный сайт «Русагротранс» [Электронный ресурс/URL: http://www.rusagrotrans.ru/press/mneniya-ekspertov/itogi-2018-selskoe-khozyaystvo-poluchilo-novyy-tolchok-dlya-rosta/ (дата обращения 23.06.2020)
♦